Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Шаг 5. «Расчистка» прошлого и будущего

Поиск

Итак, примем как данность, что ваш НЗ-субъект в ре­зультате ваших же и его собственных героических уси­лий, стал еще на шаг ближе к трезвости. И в его драго­ценной и уникальной психике, а точнее в Модели Мира, больше не довлеют идиотские по сути, но ох же как рас­пространенные в нашем обществе убеждения из серии «Пить — значить быть центровым и продвинутым».

Что ж, не спорю: основания для радости у вас дейст­вительно есть. Ибо теперь вашему подопечному, как ми­нимум, не придется натужно и даже с легким отвращени­ем доказывать и объяснять самому себе, почему он не должен пить или принимать наркотики в этом наркоти­зированном мире. Однако, обольщаться и уж тем более расслабляться все-таки не стоит, так как есть нечто, что, увы, вполне способно замедлить (и даже остановить) про­движение вашего НЗ-субъекта к желанной трезвости. А именно его собственное переполненное негативным и от­нюдь не трезвым опытом прошлое. И будущее, которое утратило для него и смыл, и привлекательность. Именно поэтому я предлагаю вам

• внести в прошлый опыт вашего подопечного необ­ходимые ему ресурсы;

• слить воедино старую — «вписанную» в алкоголизм или наркоманию — и новую — только еще «вписывающуюся» в трезвость — его идентичности;

• устранить последствия и власть когда-то принято­го данным НЗ-субъектом решения пить или ко­лоться;

• извлечь из его прошлого необходимые для его же настоящего ресурсы и

• сделать будущее вашего подопечного светлым и экологичным.

Только не надо пугаться — дескать, так много всего, да еще и такого странного. Вся эта наша работа будет выглядеть как бы игрой (посему таковой ее и считайте): игрой, совершаемой на «игровом поле» так называемой Обобщенной Линии Жизни. Только не просите меня дать строго научное опреде­ление этому высокому понятию. Будет вполне достаточ­но, если вы поймете, что данная ОЛЖ представляет из себя воображаемую модель жизни конкретного человека, с использованием каковой, однако, можно осуществлять в его прошлом, настоящем и будущем вполне реальные изменения. Для начала я прошу вам подобрать подходящее для работы помещение. А им может быть все что угодно, включая комнату в вашей квартире, если в ней будут соблюдены два условия: уединение (то есть вас никто и ничто не будет отвлекать и беспокоить) и свободное (по прямой) пространство размером не менее 3—4 метров (чуть позднее вы поймете, почему). Теперь попросите вашего подопечного встать как бы сбоку этого самого свободного пространства и представьте, что на полу (или на земле, если работаете «на природе») проходит вообра­жаемая Линия Его Жизни. Пусть определится, где будет находиться прошлое (слева или справа), а где — будущее (справа или слева), после чего где-то поблизости от центра вашей линии определит точку настоящего и поместит на нее так называемый маркер (в качестве оного годится все что угодно, хотя я обычно работаю с листками для заме­ток). Теперь ваш «клиент», глядя в свое прошлое, должен найти в нем его начало, а точнее, момент своего рожде­ния, и отметить ее (точку рождения) подобным уже ис­пользованному или иным маркером. Далее пусть он обра­тит свой взор в будущее, и как бы разметит тот отрезок линии будущего, который находится в пределах данного помещения, в котором вы находитесь.

Сделали? Что ж, прекрасно, потому что теперь вы получили чрезвычайно мощный инструмент для «чистки» прошлого и будущего: ту самую, ранее упоминаемую Обобщенную Линию Жизни. И можете уже при­ступать к первой из предложенных мною процедур: ресурсированию прошлого вашего подопечного. «Теорети­ческая основа» ее проста и понятна, ибо ежели он, в от­личии от других, стал алкоголиком или наркоманом, то это потому, что в прошлом ему же просто не хватило ка­ких-то ресурсов, причем чисто психологического плана. И способом получения этих ресурсов стал алкоголь или наркотики. Из этого следует, что если мы не озаботимся предоставлением вашему «клиенту» этих самых ресур­сов, он, к сожалению, испытывая в них недостаток, мо­жет вернуться в наркозависимость. Так вот, попросите вашего подопечного обратиться к его прошлому и спро­сить самого себя: а чего ему не хватало — особенно в плане того, чтобы не пить или не колоться? Спокойст­вия? Уверенности? Счастья? Определитесь-ка с этим — четко и непредвзято! А теперь, определившись, попро­буйте попросить своего «клиента» ответить на следующий вопрос. Ежели ему, например, не хватало спокойствия, то какого цвета было бы это спокойствие, если бы оно имело цвет? Что, синего? А если бы он выбирал между порошком и аэрозолем, то чем было бы это синее спо­койствие? Порошком? Что ж, прекрасно, ибо теперь он уже полностью созрел для того, чтобы приступить к ресурсированию своего прошлого. За счет того самого ре­сурса, которого ему в этом самом прошлом так не хвата­ло (в данном случае спокойствия), и который (ресурс) его мудрое бессознательное и представило в виде синего по­рошка. Для того, чтобы это самое ресурсирование осуще­ствилось, пусть ваш подопечный встанет сбоку своей Обобщенной Линии Жизни и представит, что рядом с ним находится аэродром, на котором прямо сейчас стоит грузовой самолет, заправляемый двадцатью (тридцатью, сорока — на сколько хватит фантазии) тоннами (тон­нами, а не тонами!) синего порошка спокойствия. За­правка заканчивается, и он с любопытством, но пока от-страненно наблюдает, как экипаж самолета занимает свои места, а сам он выруливает на взлетно-посадочную полосу, взлетает и направляется к самому началу ОЛЖ — моменту рождения вашего НЗ-субъекта. Грузовые люки самолета открываются, и из него на Обобщенную Линию Жизни начинает сыпаться синий порошок спокойствия, который как бы пропитывает ОЛЖ вашего подопечного, начиная с момента его появления на свет. Самолет мед­ленно, не торопясь, летит все дальше и дальше — из прошлого в настоящее — а синий порошок спокойствия густо и плотно засыпает весь прошлый отрезок Обобщен­ной Линии Жизни. В некоторых ее местах он (самолет) даже как бы зависает или начинает делать круги, просы­пая или высыпая усиленную порцию спокойствия в те места, где его особенно не хватало, а ваш «клиент» просто с любопытством, но внимательно следит за этим процес­сом, при необходимости осуществляя «дозаправку». И ко­гда в конце-концов этот его самолет долетит до настояще­го, пусть ваш подопечный позволит ему засыпать синим порошком спокойствия также и будущее: вплоть до само­го необозримого пока конца Обобщенной Линии Жизни и даже дальше — за ее пределы. А далее пусть ваш «клиент» представит, что самолет возвращается и при­земляется неподалеку от момента его рождения, а сам он идет в начало ОЛЖ, вступает на линию в моменте своего рождения (чисто физически, т. е. ногами!) и как бы оку­тывается этим синим спокойствием, которое, одновремен­но как бы впитывается в него через ступни. А после очень медленно начинает двигаться по Обобщенной Линии Жизни из прошлого в настоящее, предоставив своему бес­сознательному уникальную возможность пересмотра все­го того, что было в прошлом через призму или фильтр этого самого синего спокойствия. А когда в конце концов ваш подопечный придет в настоящее, то пусть позволит себе остановиться там и посмотрит в будущее, опять-таки наполненное и даже переполненное «спокойной синью». И, представив, что над всей этой линией будущего как бы натянут ажурный мостик, пусть пройдется по нему над своим будущим, ощущая, как спокойствие пропитывает грядущее и одновременно впитывается в него...

Алгоритм выполнения этой техники ресурсирования прошлого (основанной на так называемой «метафоре Ан­тонова») таков (по: Путеводитель по НЛП. Толковый словарь терминов. Сост. В. Морозов. С изменениями).

1. Любым образом изобразите на полу линию вашей жизни, отметив маркерами ее начало (рождение), на­стоящий момент и конец (весьма далекийкстати, его можно не маркировать, но просто представлять как данность).

2. Определите необходимый для настоящего и бу­дущего, но отсутствовавший в вашем прошлом ресурс (спокойствие, уверенность в себе и т.п.) и попросите ваше бессознательное отобразить его цветом, а также репрезентировать в виде порошка или аэрозоли.

3.Вообразите себя пилотом грузового самолета, на­полненного этим ресурсом, вне линии прошлого «приле­тите» в момент вашего рождения, представьте себе, что вы «летя» над линией вашего прошлого в настоящее, раз­брасываете по ней этот ресурс, обращая особое внимание на те ситуации, где он был совершенно необходим.

4. «Посадите» самолет прямо перед началом того момента, когда вы начали сбрасывать ресурсы, выйди­те из него, вступите на линию прошлого и пройдите по ней до настоящего, ощущая, как этот ресурс меняет вас и вашу жизнь.

5. Повторите шаги 2-4 для других необходимых ресурсов.

Примечание: по данной психотехнологии можно ра­ботать как со всей линией прошлой жизни, так и с от­дельными ее отрезками.

Пожалуйста как следует отресурсируйте прошлое своего подопечного всем, что ему там не хватало, не за­быв, конечно же, в качестве последнего из вносимых ре­сурсов ту самую искомую «трезвость как норму жизни». И только закончив это самое ресурсирование приступай­те к следующей процедуре — слиянию старой («завя­занной» на алкоголе или наркотиках) и новой («завя­завшей» с ними) идентичности.

Несмотря на то, что вы уже знакомы с феноменом существования «пьяной» и «трезвой» частей, дам не­большое теоретическое (а, точнее, метафорическое) объ­яснение того, чем мы будем заниматься, ибо идентич­ность это нечто большее, чем часть.

Наверное, из школьных уроков по биологии вы пом­ните, что любое дерево нарастает так называемыми годо­выми кольцами. И что кольца эти очень хорошо отра­жают и/или показывают то, насколько удачным был этот самый год для данного конкретного дерева. Состоя­ние предшествующих годовых колец влияет на то, ка­кими именно будут последующие кольца. И несколько следующих подряд друг за другом прошлых неудачных лет способны резко замедлить будущий рост дерева или даже просто засушить его на корню. А теперь представь­те, что дерево — это человек, а годовые кольца — раз­личные, последовательно возникающие его идентично­сти. А это значит, что упоминаемая нами старая, «вписанная» в алкоголизм или наркоманию, идентич­ность вашего подопечного соответствует явно подпорчен­ному, если не вообще трухлявому «колечку», не дающе­му в полной мере возникнуть и встать во весь рост новой его, «выписанной» из всего этого безобразия, идентично­сти — будущему годовому кольцу...

Скажу, пожалуй, и нечто большее. Психотехнология интеграции конфликтующих идентичностей — это ре­альная возможность перейти край — в той трактовке этого слова, который дал «отец» процессуально-ориентированной терапии А. Минделл (по: А. Минделл., Э. Минделл. «Вскачь, задом наперед»). «Край, — пишет он, — является фильтром наших восприятий. Он уста­навливает границы того, что мы есть и на что мы, в соб­ственном представлении, способны... Задайте себе во­прос, существует ли что-нибудь такое, что вам хотелось сделать, но почему-то не получается. Не торопитесь. По­думайте, есть ли в вашей жизни что-то такое, чем бы вы могли заниматься, но толком не занимаетесь. Посмотри­те, сможете ли вы это прочувствовать? Подумайте о чем-

то в своей жизни, что вы почти что способны делать, могли бы делать, имеете силы делать, даже иногда де­лаете или делали. Постарайтесь представить себе, как вы совершаете это, хотя это может оказаться непростой за­дачей. Вам кажется, что сделать это будет трудно, что-то в вас противится этому... Ну как, получается это вообра­зить? Всем ли удалось почувствовать такого рода край? Возможно, нам поможет следующая диаграмма. Здесь — край...

Теперь от теории перейдем к практике, и здесь я для начала как следует распишу вам детали процесса слия-• ния конфликтующих идентичностей.

Итак, ваш подопечный должен встать сбоку своей Обобщенной Линии Жизни сразу за настоящим (по на­правлению к будущему) и представить себя, получивше­го и обретшего желаемый результат (абсолютно «трез-венеческую» свою идентичность). Положить маркер на том месте ОЛЖ, где ему все это представилось, после чего «наглядности ради» даже как бы мысленно пощу­пать этого себя. Теперь ассоциироваться с этим собой (т._е. попросту встать на соответствующее место Обоб­щенной Линии Жизни) и почувствовать, каково это быть таким — всегда и везде трезвым. Продолжая стоять на месте обретения идеала, подумать о том, как благодаря этому довольно скоро изменится вся его жизнь — разу­меется, в положительную сторону. Положить маркер на ту точку ОЛЖ, которая, по мнению вашего «клиента», соответствует моменту вхождения всего этого в его жизнь, после чего встать на эту точку и зримо и воочию помечтать об этой самой новой трезвой жизни.

Теперь пусть ваш подопечный сойдет с Обобщенной Линии Жизни, вернется в настоящее и представит, что он уже идет в это самое ваше прекрасное будущее, как бы даже освоенное им. А теперь внимание: спросите ва­шего «клиента», не ощущает ли он, пребывая в своем настоящем, некоего торможения за спиной: как бы ка­кого-то сопротивления, мешающего ему продвигаться в это самое будущее. Если да, то пусть прямо сейчас пред­ставит, что за его неуверенностью в будущем стоит ка­кая-то более юная часть (по времени возникновения, и так мы ее и будем называть) личности, по тем или иным причинам решившая, что и ей, и, соответственно, ему, не стоит в это самое будущее идти. Раз так, пусть ваш НЗ-субъект сойдет с Обобщенной Линии Жизни, станет сбоку нее примерно посередине между моментом рожде­ния и настоящим, после чего определит, куда именно ему хочется поместить маркер — в место, где, по его же смутному внутреннему чувству, родилась и существует эта самая юная часть (хотя, по логике и смыслу все-таки старая). Определившись с местом ее нахождения, ваш подопечный должен войти в новую часть самого себя и с позиции этой части (стоя лицом к будущему) сказать: как эта новая часть относится к той юной, но тоже час­ти, которая ее тормозит? Она ее любит (скорее всего, нет)? Презирает (возможно — да)? А определившись с этим самым чувством (как правило — неприятия), пусть повернется лицом к данной юной части и опять-таки спросите самого себя: а каково теперь его/новой части отношение к ней. Скорее всего, новая часть почувствует жалость к этому несчастному и, в общем-то, забитому существу.

Теперь вашему «клиенту надлежит сойти с ОЛЖ и, проходя вне ее, войти в юную часть, повернувшись ли­цом к будущему. Что эта часть думает по поводу буду­щей (новой) части? Она ей нравится? Не очень? Часть (юная) считает эту новую идентичность выскочкой? Что ж, ежели части никак не демонстрируют привязанности и миролюбия в отношении друг друга, пусть он снова сойдет с Обобщенной Линии Жизни и задаст вопрос но­вой части: чего ты хочешь? Скорее всего, ответ у вас не вызовет особого затруднения, так как вы его уже хорошо знаете: «трезвеннической» жизни. Тогда, не останавли­ваясь, пусть задает вопрос вновь и вновь: а чего ты хо­чешь, добиваясь этого трезвенничества? Что придет и войдет в мою жизнь, если данная трезвость в ней поя­вится? Получив в результате высокообобщенный ответ (я обычно «привязываясь» к счастью и удовлетворению), задаст эти же вопросы юной, препятствующей избавле­нию от наркозависимости, части. Ведь все, чего вам нужно добиться на этом этапе, так это чтобы части обна­ружили, что в плане этаких, как мы их называем, мета-целей, между ними нет никаких существенных расхож­дений! Например, будущая часть утверждает, что ежели ваш «клиент» обретет «трезвость как образ жизни», то тогда он станет более эффективным; став эффективным, будет быстрее добиваться любых результатов, а (нако­нец) добившись этих результатов, станет более счастли­вым. В то же время юная часть утверждает, что будучи наркозависимым он будет неуверенным в себе, являясь таковым, станет проявлять осторожность в сложных си­туациях, а проявляя эту осторожность, не вляпается в сомнительную ситуацию, благодаря чему станете более счастливым. Ну что, поняли наконец? Да, мы созна­тельно подводим конфликтующие идентичности к мысли о том, что в плане мета-целей они стремятся к одному и тому же, хотя, возможно, и по-разному. И теперь, от­крыв этот единый мета-результат, ваш подопечный мо­жет опять войти и в будущую и в «прошлую» часть и задать им — разумеется, по очереди — все тот же вопрос относительно их отношений друг к другу. И если отно­шения эти изменились к лучшему, предложить частям сделать следующий шаг: оценить и определить ресурсы друг друга.

Свершить это довольно-таки несложно. Из той самой мета (вне линии) — позиции ваш подопечный должен посмотреть на каждую из идентичностей и ответить на вопрос, какими-такими специфическими ресурсами — отличающими их друг от друга — они обладают. Каки­ми ресурсами обладает новая идентичность, каких нет у юной идентичности? Предположим (только предполо­жим), что он видит в ней уверенность, активность и це­леустремленность. А какими-такими ресурсами владеет юная идентичность, которых нет у новой идентичности? Опять-таки предположим, что осмотрительностью, осто­рожностью и даже мудростью (как правило, одна иден­тичность всегда обладает тем, чего не хватает у другой). Что ж, пусть войдет в новую идентичность (ассоции­руется с ней) и задаст этой части себя вопрос: насколько лучше, чище и экологичней могла бы она проявлять уверенность, активность и целеустремленность, если бы все это базировалось на прочном фундаменте осмотри­тельности, осторожности и мудрости? Получив ответ из серии «намного» или «существенно», пусть покинет эту новую идентичность, вне линии пройдет к юной иден­тичности, войдет в нее и спросит, ей было бы легче де­монстрировать осмотрительность, осторожность и муд­рость, если бы все эти прекрасные качества подкрепля­лись бы уверенностью, активностью и целеустремлен­ностью? Получив утвердительный ответ, пусть сойдет с Обобщенной Линии Жизни и приступит к интеграции идентичностей. Для чего войдет в новую часть и как можно глубже проникнется ощущениями уверенности, активности и целеустремленности, ей присущими. Ис­пытает их настолько полно и совершенно, насколько это возможно. Захватив с собой все эти ощущения, вне ОЛЖ медленно пройдет в прошлое, встанет на линию прямо за юной идентичностью (т.е. как бы даже и до того момен­та, когда она создалась) и, мысленно прикоснувшись к этой идентичности (положа руки на ее плечи или даже просто обняв), передаст ей ресурсы уверенности, актив­ности и целеустремленности — любым способом, напри­мер, представляя, что он, как Ангел-Хранитель, пропи­тывает все тело юной идентичности этими ресурсами. Ощутив, что процесс передачи завершен, войдет в эту идентичность и ощутит, каково ей теперь там: с новыми ресурсами и ощущением Ангела-Хранителя за спиной? А после перейдет к завершающей фазе интеграции, сна­чала преисполнившись ресурсами юной идентичности, а после, захватив их с собой, дабы передать (и передав) все это новой идентичности (разумеется, двигаясь вне Обоб­щенной Линии Жизни по направлению к этой идентич­ности, чтобы потом войти в нее, растворив или размес­тив там осмотрительность, осторожность и мудрость).

А теперь действительно последнее. Пусть ваш «клиент» вернется в мета-позицию, мысленно возьмет обе иден­тичности за руки и как бы соединить их, одновременно сводя руки вместе. Когда же процесс слияния будет за­вершен, просто войдет на ОЛЖ в точке настоящего и пойдет (чисто физически) к своему будущему — новой идентичности. Скорее всего, теперь уже ничто не будет останавливать его, а новая идентичность, когда он в нее войдете, станет ощущаться как нечто естественное: свое, родное и близкое...

Что, вас неприятно удивила кажущаяся сложность этой процедуры? Ну и зря. Ибо, честно говоря, она нис­колько не сложнее многих предыдущих и некоторых по­следующих. Хотя, конечно же, перед тем, как перейти к работа по данной психотехнологии с вашим НЗ-субъек-том, вам придется как следует потренироваться на самом себе (в том, что подобные требующие интеграции проти­воположности существуют и в вашей жизни, можете даже не сомневаться). Ну а ежели вам показалось, что все вышеописанное есть не более чем усложнены пара­фраз слияния «пьяной» и «трезвой» части, выкиньте ее из головы. В данном случае (в отличии от предшест­вующего), мы интегрируем не части, а идентичности, каковые, Ео-первых, могут объединять под своим нача­лом множество частей, а, во-вторых, «заведуют» не кон­кретным (трезвым или пьяным) поведением, но образом жизни в истинном смысле этого слова. Так что для того, чтобы ваш подопечный смог вписаться в трезвое завтра, не оставшись одной или обеими ночами в наркозависи-

мом вчера, слияние конфликтующих идентичностей про­сто необходимо. Как впрочем, и интеграция еще одной пары «чистых и нечистых» — части, стремящейся к трезвости, и части, желающей сохранить наркозависи­мость, каковой вы займетесь немного дальше.

Краткий алгоритм использования данной техники слияния конфликтующих идентичностей выглядит так (по материалам мастерского курса X. Бремера и X. Кос-бах — ИГИСП. С изменениями).

1. Установите на полу Обобщенную Линию Жизни, обозначив ее чем угодно.

2. Определите свое будущее «я» и связанные с этим убеждения («Каким я хочу быть и во что я тогда буду верить?»)

Войдите в это самое будущее «я» (встав на линию жизни в соответствующеелюбое понравившееся вамместо будущего) и немного помечтайте о том, как хорошо вам будет, когда вы таким станете.

3. Найдите в себе часть, которая имеет убеждения, мешающие вам достичь этого состояния. Буквально спросите себя: «А согласен ли я стать таким?» Обна­ружив несогласие (а оно обязательно найдется), по­местите выражающего его свою более «юную» часть себя в прошлое по ОЛЖво время, когда она образова­лась (в любое место прошлого, в которой, как вам по­кажется, и находится «ее место»). Ассоциируйтесь с этой «юной» частью (войдите на линию в это место) и выясните, что вы (она) думаете (думает) о будущей части и какие ресурсы в ней можно обнаружить.

4.Снова перейдите в будущее «я», стоя спиной к прошлому. Что вы (она — будущая часть) думаете (думает) о более «юной» части? Она вам не нравится? Тогда повернитесь, так, чтобы вы могли увидеть эту частькакие чувства теперь появляются у вас по отношению к ней? И какие такие ресурсы есть у нее (а они у нее обязательно есть)?

5. Перейдите в мета-позицию и найдите намерения обеих частей (т. е. то, чего хочет каждая из них) Укрупните эти намерения до выяснения общей цели (ведь и та и другая желают вам не зла, а пользы) и назови­те (опять) ресурсы этих частей.

6. Теперь перейдите в будущее состояние и ощути­те ресурсы «юной» части так, как они видны оттудакак такие ресурсы могут обогатить все ваше суще­ство?

7. Поставьте якорь на свое будущее «я» (заякорите себя в будущем) и перенесите это состояние назад так, чтобы вы как бы встали непосредственно за «юной» частью как ее «ангел-хранитель». Окажите ей поддержку, а после вступите в это «юное существо» и, став им, ощутите как это здоровоиметь за спиной ангела-хранителя. Как это изменяет ваши убеждения?

8. Затем, захватив с собой ресурсы «юной» части, перейдите в будущее и почувствуйте изменения. За­кончите все это, вернувшись в настоящее.

Разобравшись с конфликтующими идентичностями, можно уже пойти дальше и познакомиться со следую­щих из предложенных мною вариантов работы на Обоб­щенной Линии Жизни вашего НЗ-подопечного. Основан он опять-таки на поиске причин, мешающих ему обрести трезвость. Однако в качестве таковых здесь будут уже выступать не юные части, но вполне конкретные реше­ния, принятые им Там и Тогда — в прошлом: пить, ко­лоться и т. п. В чисто практическом плане подобная ра­бота основывается на так называемой модели SCORE, где эта самая английская аббревиатура расшифровывается следующим образом:

S (symptom) — симптом

С (cause) — причина

О (outcome) — результат

R (resource) — ресурс и

Е (effect) — эффект

и графически может быть представлена так:

Согласно модели SCORE, в настоящее время, работая с наркозависимостью, мы имеем дело с симптомом (symptom), который рассматривается не сам по себе, а как следствие какой-то имевшейся в прошлом причины (cause). Целью нашей работы выступает получение в бу­дущем некоей трезвости как результата (outcome), ка­ковая, буде она станет достоянием НЗ-субъекта, немедлен­но приведет к весьма позитивным эффектам (effect) — исходно или по условиям экологичным изменением в его последующей жизнедеятельности. Добиваемся мы этого за счет ресурсов (resource), в каковые, как вам уже из­вестно, в НЛП включается все, что может быть задейст­вовано для достижения результата, но в основном фи­зиологию, состояния, мысли, чувства, переживания на­ряду с конкретными психотехнологиями их предостав­ления.

В качестве причины любого симптома в модели SCORE обычно рассматривается некое событие, которое в силу своей психотравматичности или значимости было как бы импринтировано в психику (бессознательное) человека и в результате породило нарушение комплекса реакций в данной конкретной области поведения. Одна­ко это в, так сказать, «классике жанра», именуемой психотерапией личной истории, а нам (вам) вполне дос­таточно будет устранить (или даже просто уничтожить решение, приведшее в конце концов к наркозависимо­сти. Решение, каковое вольно или невольно (и даже соз­нательно или бессознательно), но было принято НЗ-су-бъектом, причем как правило — в тот самый момент, когда он впервые взял рюмку или шприц.

Работать с ограничивающим решением вам будет легко, поскольку ваш подопечный скорее всего хорошо помнит этот самый момент первого решения. В связи с

чем, далее я безо всяких комментариев просто приведу алгоритм техники устранения ограничивающего реше­ния (по: М. Аткинсон. Материалы Мастерского курса ИГИСП. С изменениями).

1.Спросите своего «клиента», когда он принял это самое ограничивающее решение? Определив, с чем вы будете работать, постройте Обобщенную Линию своей Жизни и отмаркируйте соответствующий момент.

2. Теперь пусть он как бы переместится по времени наза и посмотрит на точку выбора своего ограничи­вающего решения из первой позиции (своих глаз), разу­меется, сохраняя всю свою благоприобретенную трез­вость.

3. Теперь пусть ваш «клиент» пройдет дальше в прошлое, в третью позицию (как бы со стороны) - во время предшествующее точке выбора, и спросит себя о том, каковы здесь его эмоции, и в чем состоит ре­шение.

4. Если эмоции еще присутствуют, пусть он про­двинется дальше назад до тех пор, пока эмоции не ис­чезнут.

5. Теперь предложите вашему подопечному пройти в ту точку на Обобщенной Линии Жизни, где будет «вмонтировано» новое решение, противоположное пер­вому, - точку, предшествующую первоначальной точке выбора. Пусть он примет это новое решение и пойдет вперед вдоль ОЛЖ по направлению к «сейчас» и далее в будущее, так чтобы все события между «сейчас» и бу­дущим были бы переоценены в свете этой самой обре­тенной в прошлом трезвости.

По завершению вышеописанной процедуры можете уже приступать к следующей психотехнологии — извле­чения ресурсов из прошлого. Дело здесь в том, что про­шлое наше полно не только всяких ограничивающих решений, но еще и ресурсов, которые реально помогут НЗ-субъекту как бы пережить избавление от наркозави­симости, а также жить без наркотиков. Всяческих при­ятных воспоминаний, а то и способностей, которые он умудрился утратить по мере своего взросления. Детские любопытство и любознательность, вера в чудеса, уверен­ность в собственном всемогуществе, абсолютная убеж­денность в том, что «завтра будет лучше чем вчера» — все это никуда не ушло и никуда же не делось, а просто спряталось в глубинах нашего бессознательного и как бы превратилось в запертое в волшебном сундуке сокрови­ще. Так вот, ключ от этого самого сундука я вам сейчас и даю (дабы вы обязательно извлекли сокровище): в ви­де техники организации реального будущего (название не мое, поэтому не очень точное: правильнее было бы это назвать техникой извлечения ресурсов из прошлого с помощью Обобщенной Линии Жизни). Описание данной техники я даю в виде прямой инструкции вашему «клиенту» по материалам мастерского курса М. Аткинсон, организованного ИГИСП (с изменениями).

1. Найдите особенное место. Это воображаемое место, где вы сможете подумать о своей жизни и ва­шем будущем - например, это парк, пляж или мыс. Данное место поможет разглядеть всю вашу жизнь от начала до конца. Побудьте там в своем воображении. Посидите в этом особенном месте и попробуйте почув­ствовать, какие ожидания и мечты вы строили и строите по поводу собственного будущего - ожидания и мечты, которые вам хотелось бы воплотить в жизнь. Возможно, вам хотелось и хочется чувствовать есте­ственную радость, любовь, доверие других, умудрен­ность жизненным опытом или жизнерадостность.

2. Двигайтесь по линии жизни. Определите, где в прошлом вы когда-либо ощущали то, что теперь хоти­те воплотить в будущем и пройдите по линии жизни до этого места. Если надо, используйте метафору ажурного мостика, по которому вы будете идти над своей линией жизни, рассматривая сходные с желае­мым особые моментыте, на которых ваше бессоз­нательное хотело бы остановиться. Найдите того себя, какого бы возраста он ни оказался, который обладает этим ценным опытом и ресурсами.

3. Вступите в прошлый ценный опыт. Вступите в тот момент, чтобы получить полный доступ к тем качествам и ресурсам, которые вы имели в том на­стоящем. В этот момент встретьтесь с собойболее молодым и обладающим всеми этими качествами и ресурсами.

4. Получите дар. Выделите, что ценное и особенно было в том прошлом опыте. А после дотроньтесь до «себя прошлого», имеющего это качество, так чтобы вы смогли получить его без слов и оно начало действо­вать внутри вас так же, как раньше. Вы. можете на краткий момент снова стать ребенком, пережить это состояние и получить этот дар. Если хотите, возьми­те с собой воспоминание о тех качествах и тех мо­ментах жизни и затем вернитесь назад, пройдя над линией времени в настоящее.

В воображении возвратитесь назад в ваше особое ме­сто, где оцените и проясните все ценности и преимуще­ства, связанные с этими качествами и ресурсами. Побла­годарите свое более молодое я за полученный вами дар. И когда вы будете смотреть в будущее, ответьте себе на следующий вопрос: существует ли что-либо, что вы, хо­тели бы переоценить в этих качествах и ресурсахв том, в котором они представлены и с учетом того, кем вы являетесь сейчас и кем хотите стать в будущем?

Если у вас есть какие-либо возражения или сомне­ния, продолжайте подбирать наиболее подходящие ка­чества и ресурсы до тех пор, пока они действительно не будут выглядеть и ощущаться соответствующими, реальными и естественными.

5. Сделайте это будущее реальным. Поместите данные качества и ресурсы в будущее. Пройдите как бы над линией жизни и, начиная с настоящего момен­та, разместите то, что вы выбрали любым способом, который захотите использовать. Распределите эти качества в вашем будущем так, как вам нравится.

6. Сделайте ваше будущее реальным. Просмотри­те еще раз будущее, которое вы делаете реальным.

Вернитесь назад в будущее, пройдите над и вдоль линии жизни и еще раз определите, подходят ли вам качества и ресурсы, которые вы внесли. А затем еще раз с удоб­ной для вас скоростью пройдите вдоль линии жизни от настоящего к будущему и оцените, каким оно станет с этими новыми качествами и ресурсами. В заключе­ние вернитесь назад в прошлое, где вы получили от себя этот дар, и поблагодарите за него свое молодое я тем способом, который вы выберете.

Постарайтесь «не наследить» на вашей Обобщенной Линии будущего (хотя это вовсе не значит, что вы не имеете право ассоциироваться с отдельными точками на ней — так, как, например, мы это делали при програм­мировании достижения целей). А для того, чтобы вы все-таки могли спокойно «шастать» в своем грядущем, энэлперы обычно предлагают ходить в нем по вообра­жаемой плексигласовой дорожке (над ОЛ будущего). Мне, однако, этот образ не нравится, так как плексиглас у большинства людей воспринимается как нечто непро­ницаемое, отчего ресурс часто оказывается как бы ле­жащим на плексигласе, а не на будущей части Обобщен­ной Линии Жизни. Поэтому лично я в работе с клиента­ми использую метафору ажурного мостика, проходящего над линией будущего, по коему вы и входите, внося все, что необходимо.

Думаю, что после всего вышеописанного ресурсиро-вание собственного будущего не окажется для вас очень уж сложной или не совсем понятной процедурой. Однако в том варианте соответствующей психотехнологии, кото­рый я использую в своей работе по личностному росту и дизайну человеческого совершенства (и каковой собира­юсь вам предложить), есть некий нюанс, каковой резко усиливающий это самое ресурсирование. Суть его за­ключается в том, что именно на Обобщенной Линии Жизни человек может не просто абстрактно понять (нап­ример, в рамках какой-либо религиозной доктрины или духовного учения), но конкретно ощутить (увидать, ус­лышать) неконечность (или даже бесконечность) вашейсобственной жизни. То, что за гранью Великого Перехо­да, который люди именуют Смертью, вам уготована дру­гая, отличная от существования в физическом плане, но вполне реальная (и очень-очень интересная!) жизнь.

То, как именно и конкретно ресурсировать грядущее, одновременно подарив вашему подопечному мета-ресурс ощущения или видения неконечности жизни, описано в нижеприведенном алгоритме техники ресурсирования соб­ственного будущего.

1. Встаньте на точку настоящего лицом к будуще­му и подумайте о тех ресурсах, которые позволили бы вам прожить будущую жизнь максимально экологично (результативно, полно и счастливо).

2. Попросите свое бессознательное и/или Высшее Я предоставить вам этот ресурсв любой форме, но лучше, если света, цвета и энергии.

3.Представив, что вы. вступаете на ажурный мос­тик над своей будущей линией жизни, медленно прой­дите в свое будущее, любым образом внося в него дан­ный ресурс.

4.Не доходя несколько шагов до конца своей линии будущего, внесите обнаружившийся ресурс в конечный ее отрезок.

5.Сойдите с линии, вернитесь в настоящее и повто­рите шаги 1—4 для других необходимых ресурсов.

6. Вернитесь на точку, отстоящую на несколько шагов от конца вашей линии будущего и пристально посмотрите вдаль, позволив своему бессознательному предоставить вам ощущение неконечнсти жизни и, может быть, даже продемонстрировать какие-либо об­разы последующего существования.

7. Сойдите с линии будущего, вернитесь в настоящее и повторите шаги 3 и 4 с этим ощущением или образа­мимета-ресурсами бесконечности жизни. Но вот только не забудьте в конце вернуться в настоящее!

И последнее в вашей работе с Обобщенной Линией Жизни вашего подопечного. Это насчет того, чтобы сде­лать его будущее экологичным и даже просто счастливым. Да так, чтобы бессознательное вашего «клиента» было, как автопилот, настроено на поиск всех тех со­стояний, которые вы сейчас ему запрограммируете. Что­бы в его жизнь вошло нечто адекватное эффективности и счастью, а именно те состояния, которые отвечают этой эффективной и составляют данное счастье. С тем, чтобы фильтры восприятия вашего подопечного отбирали в ре­альности его бытия все то, что этим состояниям соответ­ствовали, и даже просто позволяли воспринимать мир и жизнь через призму этих состояний.

Попробую объяснить вышесказанное более доступно и популярно. В чем суть различий между оптимистом и пессимистом? По самому расхожему определению, в том, один видит вокруг только хорошее, тогда как второй — только плохое. То есть бессознательное одного настроено на восприятие чего-то хорошего (в силу чего он просто не за



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.178.7 (0.014 с.)