Краткая психологическая характеристика основных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткая психологическая характеристика основных



Типов личности

Квадрат

Если Вашей основной формой оказался Квадрат, то вы – неутомимый труженик! Трудолюбие, усердие, позволяющее добиваться завершения работы, – вот чем, прежде всего, знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации.

Квадраты – коллекционеры всевозможных данных. Все сведения систематизированы, разложены по полочкам. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области. Мыслительный анализ – сильная сторона Квадрата. Если вы твердо выбрали для себя Квадрат – фигуру линейную, то, вероятнее всего, вы относитесь к «левополушарным» мыслителям, т.е. к тем, кто перерабатывает данные, говоря языком информатики, в последовательном формате: а–б–в–г и т.д.

Квадраты скорее «вычисляют» результат, чем догадываются о нем. Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям. Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок. Идеал Квадрата – распланированная, предсказуемая жизнь, и ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий. Он постоянно «упорядочивает», организует людей и вещи вокруг себя. Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать (и становятся!) отличными администраторами, исполнителями, но… увы, редко бывают хорошими распорядителями, менеджерами.

Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в дополнительной, уточняющей информации для принятия решения лишает Квадрата оперативности. Аккуратность, порядок, соблюдение правил и приличий могут развиться до парализующей крайности. И когда приходит время принимать решение, особенно связанное с риском, с возможной потерей статус-кво, Квадраты вольно или невольно затягивают его принятие. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадрат неэффективно действует в аморфной ситуации.

Треугольник

Это форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Треугольники – энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их!

Они, как и Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются «левополушарными» мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуацию. Однако в противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредотачиваются на главном, на сути проблемы. Их сильная прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного (и часто эффектного) в данных условиях решения проблемы.

Треугольник – это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле – это установка на победу, выигрыш, успех! Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решений.

Треугольники очень не любят оказываться неправыми и с большим трудом признают свои ошибки, можно сказать, что они видят то, что хотят видеть, поэтому не любят менять свои решения, часто бывают, категоричны, не признают возражений и в большинстве случаев поступят по-своему. Однако они весьма успешно учатся тому, что соответствует их прагматической ориентации, способствует достижению главных целей, и впитывают, как губка, полезную информацию.

Треугольники – честолюбивы. Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то Треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря – сделать карьеру. Прежде чем взяться за дело или принять решение, Треугольник сознательно или бессознательно ставит перед собой вопрос: «А что я буду с этого иметь?». Из Треугольников получаются великолепные менеджеры на самом «высоком» уровне управления. Они прекрасно умеют представить высшему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных, за версту чувствуют выгодное дело и в борьбе за него могут «столкнуть лбами» своих противников.

Главное отрицательное качество «треугольной» формы: сильный эгоцентризм, направленность на себя. Треугольники на пути к вершинам власти не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм и могут идти к своей цели по головам других. Это характерно для «зарвавшихся» Треугольников, которых никто вовремя не остановил. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя, без них жизнь потеряла бы остроту.

Прямоугольник

Символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут «носить» остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это – люди, не удовлетворенные тем образом жизни, которые они ведут сейчас, и поэтому заняты поиском лучшего положения.

Причины прямоугольного состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно – значимость изменений для определенного человека. Основным психическим состоянием Прямоугольника является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени.

Наиболее характерные черты Прямоугольников – непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Прямоугольники могут сильно меняться изо дня в день и даже в пределах одного дня! Они имеют, как правило, низкую самооценку, стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стиля жизни. Если внимательно присмотреться к поведению Прямоугольника, то можно заметить, что он применяет в течение всего периода одежду других форм: «треугольную», «круглую» и т. д.

Молниеносные, крутые и непредсказуемые изменения в поведении. Прямоугольники обычно смущают и настораживают других людей, которые могут сознательно уклоняться от контактов с «человеком без стержня». Прямоугольникам общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода.

Тем не менее, как и у всех людей, у Прямоугольников обнаруживаются позитивные качества, привлекающие к ним окружающих. Это, прежде всего, – любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и … смелость! Прямоугольники пытаются делать то, что никогда раньше не делали; задают вопросы, на что прежде у них не хватало духу. В данный период они открыты для новых идей. Ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Правда, оборотной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость, наивность. Поэтому Прямоугольниками легко манипулировать. «Прямоугольность» – всего лишь стадия. Она пройдет!

 

 

Круг

Это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга – люди, их благополучие. Круг – самый доброжелательный из пяти форм. Он чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу.

Круги – самые лучшие коммуникаторы среди пяти форм, прежде всего потому, что они лучшие слушатели, они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией – способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживание другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Круги «болеют» за свой коллектив и высокопопулярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса.

Во-первых, Круги, в силу их направленности скорее на людей, чем на дело, слишком уж стараются угодить каждому. Они пытаются сохранить мир и ради этого иногда избегают занимать «твердую» позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что Круг уступит первым.

Во-вторых, Круги не отличаются решимостью, слабы в «политических играх» и часто не могут подать себя и свою «команду» должным образом. Все это ведет к тому, что над Кругами часто берут верх более сильные личности, например, Треугольники. Однако если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости, Круги проявляют завидную твердость..

Круг – это нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с Кругом, скорее относятся к «правополушарным» мыслителям. Правополушарное мышление – более образное, интуитивное, скорее интегративное, чем анализирующее. Поэтому переработка информации у Кругов осуществляется не в последовательном формате, а скорее мозаично, прорывами, с пропуском отдельных звеньев. Это не означает, что Круги не в ладах с логикой, просто формализмы у них не получают приоритета в решении жизненных проблем. Главные черты их стиля мышления – ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т. д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения. Можно сказать, что Круг – прирожденный психолог. Однако, чтобы стать во главе серьезного, крупного бизнеса, Кругу не хватает «левополушарных» организационных навыков своих «линейных братьев» – Треугольника и Квадрата.

 

 

Зигзаг

Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если Вы твердо выбрали Зигзаг в качестве основной формы, то Вы, скорее всего истинный «правополушарный» мыслитель, инакомыслящий, поскольку линейные формы превосходят Вас численностью.

Итак, как и вашему ближайшему родственнику – Кругу, только еще в большей степени, Вам свойственна образованность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Строгая последовательная дедукция – это не Ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки: от а к я! Поэтому многим линейным, «левополушарным» трудно понять Зигзагов. «Правополушарное» мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту.

Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство. Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего является синтетический стиль. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального – вот что нравится Зигзагам. В отличие от Кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот – заострением конфликта идей и построения новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, «снимается». Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, «открывая глаза другим» на возможность нового решения.

Зигзаги склонны видеть мир постоянно меняющимся. По этой причине нет ничего более скучного для них, чем никогда не изменяющиеся вещи, рутина, шаблон, правила и инструкции, статус-кво или люди, всегда соглашающиеся или делающие вид, что соглашаются. Зигзаги просто не могут продуктивно трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. Им необходимо иметь большое разнообразие и высокий уровень стимуляции на рабочем месте.

Они также хотят быть независимыми от других в своей работе. Тогда Зигзаг оживает и начинает выполнять свое основное назначение – генерировать новые идеи и методу работы. Зигзаги никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаги устремлены в будущее и больше интересуются возможностью, чем действительностью. Мир идей для них так реален, как мир вещей для остальных.

Немалую часть жизни они проводят в этом идеальном мире, отсюда и берут начало такие черты, как непрактичность, нереалистичность и наивность. Зигзаг – самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги – неутомимые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя. Однако им не хватает политичности: они несдержанны, очень эспрессивны («режут правду в глаза»), что, наряду с их эксцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же, они сильны в проработке конкретных деталей (без чего материализация идеи невозможна) и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).

 
 
 


Приложение 2

Казанцева М.С.

Государственный университет – Высшая школа экономики

 

Спичрайтинг как технология подготовки политических текстов

Данная статья рассматривает спичрайтинг как важную часть политической коммуникации, а именно как технологию подготовки политических текстов. В статье описывается происхождение спичрайтинга, раскрываются особенности деятельности спичрайтера и история развития профессии. Проанализировав различные тексты выступлений первых лиц государств и систематизировав определенные общие моменты, автор предлагает оригинальный алгоритм и рекомендации по написанию спичрайтером политического текста.

Ключевые слова: спичрайтинг, политическая коммуникация, текст

Слово обладает огромной силой и могуществом. Люди с древнейших времен пытались постичь природу слова, а умение владеть им, правильно выражать свои мысли, считали великим искусством. Начало культивирования устного слова было положено софистами. Именно в период античности зародилась одна из самых древних наук – риторика. Эра блестящих ораторов, главным оружием которых было умение произносить публичные речи, не прошла бесследно для теоретической мысли. Так, в работе Аристотеля «Риторика» раскрывается искусство спора и убеждения аудитории, которое переживает свое второе рождение в современном мире.Общество сегодня развилось до такой степени, когда информационный обмен между людьми становится интенсивнее с каждым днем. Технологический прогресс сейчас предоставляет всевозможные способы для коммуникаций. Но чем доступнее информация, тем сложнее ее контролировать, а рычагами управления общественными процессами является, по сути, контроль над информационными потоками. В современных демократических обществах особенно велика роль публичных коммуникаций между государством и социумом. Это общение происходит с помощью речи, слов, поэтому языковая и речевая ситуация меняются вместе с обществом. Представление о том, что слова – это просто «сотрясение воздуха», в информационный век оказались существенно поколеблены. В наше время стала понятна объективная роль речевых технологий и конструктивная роль слова в жизни общества. Это особенно важно для политических деятелей, которые постоянно произносят речи, читают доклады, дают интервью, обращаются к своей аудитории через каналы СМИ. Написание текста, который готовится для публичного чтения или произношения перед аудиторией, – это особый процесс, который называется спичрайтингом. В России деятельность спичрайтера, который работает в основном над текстами для выступления первых лиц государства, мало освещена и предана огласке. Составить какое-либо впечатление о данной профессии помогут такие работы, как труд спичрайтеров первого Президента России А. Ильина, В. Кадацкого, К. Никифорова, Л. Пихои «Отзвук слова»; а историю развития профессии спичрайтера в России можно найти в книге «Спичрайтеры: Хроника профессии, сочинявшей и изменявшей мир» журналиста и спичрайтера Андрея Колесникова. Другие источники, большей частью зарубежные, раскрывают спичрайтинг с позиции особой PR-технологии. В работе будет рассмотрена связь спичрайтинга с риторикой, описан наиболее общий процесс подготовки к написанию текста спичрайтером. Интересна и история развития профессии политического спичрайтера в России и США. В конце будут представлены основные этапы работы, которые, по мнению автора, проходит политический спичрайтер в процессе работы над текстом выступления первых лиц государства.

Для начала необходимо определиться с тем, что такое «спичрайтинг». Это заимствованное с английского языка слово (speechwriting – написание речи). Впервые в отечественной практике с позиции теории связей с общественностью вводится определение понятия «спичрайтинг» в 2003 году в работе «Основы спичрайтинга» доктора филологических наук А.Д. Кривоносова. Он определяет спичрайтинг как «1. Специфическую PR-технологию, представленную в виде подготовки и написания PR-текста, предназначенного для устного исполнения, а также консалтинг какого-либо лица по организации публичного выступления и его исполнению. В узком смысле – написание текста устного публичного выступления для руководителя (должностного лица) базисного субъекта PR.

2. разновидность профессиональной PR-деятельности, заключающейся в составлении текста устного публичного выступления для первого (должностного) лица субъекта PR и консалтинга данного лица по организации и исполнению публичного выступления.

3. учебная дисциплина, раздел деловой риторики» [Кривоносов, 2003, с. 12–13].

Происхождение спичрайтинга

Спичрайтинг основывается на таком древнем искусстве как риторика, которая зародилась в Древней Греции и сыграла важную роль в истории развития человечества. Аристотель определил ее как «искусство, соответствующее диалектике, так как обе они касаются таких предметов, знакомство с которыми может некоторым образом считаться общим достоянием всех и каждого и которые не относятся к области какой-либо отдельной науки» [Аристотель, 2000, с. 7]. Изучение риторики древними греками изначально было предназначено для использования ораторского искусства в суде. В АфинахA rhetor was a man who could advise on the best way to present a legal case. Судебная система была устроена таким образом, что участники тяжб должны были выступать перед судом лично. Ритор мог посоветовать, как наилучшим образом вести судебное дело, т.е. проконсультировать или даже написать речь выступления. Уже в V веке до н.э. появилась профессия логографа – составителя речей для тяжущихся в суде клиентов за определенную плату. Что интересно, дословный перевод слова «логограф» с греческого (logos – наука, слово и grapho – пишу) является аналогом современного понятия спичрайтинг (английское speech – речь и writing – пишу), тем более, что в ходе развития профессии логографа возникала необходимость создавать некие шаблоны речей, которые смогли бы пригодиться для аналогичных судебных исков, в связи с чем речи именно записывались. Связь между правом и риторикой наблюдается и по сей день, ведь большинство политиков имеют юридическое образование.

Если для древних греков риторика была искусством убеждения, порождением демократии, когда общественное мнение решало судьбу граждан, то в Древнем Риме риторика развивалась немного в другом направлении, хотя почитание этого искусства было ничуть не меньше: древнеримский миф гласил о том, что Меркурий был позван к Юпитеру с целью даровать человеку риторику. Сложное и комплексное римское законодательство, включающее в себя различие в правах категорий граждан, разнородность частей империи, требовало разностороннего подхода к изучению речи. Блестящие ораторы Цицерон, Квинтилиан сочетали умение не только изящно, красноречиво излагать мысли, но и уделять пристальное внимание процессу подготовки речи, который был похож на аналитическое исследование. Риторика, как четко сформулировал Квинтилиан, была «искусством говорить хорошо».

Риторика развивалась вместе с обществом и в эпоху нового времени к таким ее функциям, как речевое воздействие, добавились задачи формирования стиля речи, более комплексное изучение языка. Со времен появления национальных школ риторики в XVIII веке, речь и язык рассматривались как способ выстраивания отношений в обществе и, в более широком смысле, как инструмент формирования самого общества. Но в середине XIX века наблюдалось падение авторитета риторики, именно тогда она приобрела негативное значение «пустого сотрясания воздуха», «словесного обмана». Причины этого кроются в процессах, происходящих в обществе в то время. Доминирующие идеи развития, прогресса, динамики шли в резонанс с постулатами риторики о неизменных свойствах речи, тем более, что подкреплялись данные положения античными примерами. Риторика не успевала за ходом развития общества, и интерес к ней также вытесняла возросшая популярность художественной литературы. Именно на основе различных литературных произведений стали изучать язык. Ситуация изменилась во второй половине XX века, когда интерес к риторике возродился с новой силой. Становление информационного, массового общества отразилось и на отношении к языковой практике. Главным ресурсом и рычагом для управления общественными процессами становится информация, коммуникации приобретают все более публичный и глобальный характер, конструктивная роль слова в жизни общества признается всеми. Век активного общения значительно расширил сферу применения прямого назначения риторики – убеждения. С ростом конкуренции навыки эффективного убеждения требовались и политикам для победы на выборах, и коммерсантам для активных продаж. Все это вызвало пристальное внимание к риторике и как к науке, и как к активной общественной практике.

В наши дни риторика имеет два основных вектора развития: «риторика – и искусство спора, убеждения отдельного человека (диалог, спор, межличностное общение) и одновременно искусство убеждать людей, выступая перед ними публично, то есть искусство спорить и убеждать аудиторию» [Стернин, 1993, с. 6]. Риторика не только должна формировать процессы речевых коммуникаций, но и управлять ими. Сейчас под риторикой больше понимают науку о публичном речевом воздействии. Особенно важны навыки оказания влияния на людей с помощью речи для такой сферы деятельности, как PR.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.159.224 (0.02 с.)