Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Работа с «готовым» текстом публичной речиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель -приобретение практических навыков комплексной работы с «готовым» текстом публичного выступления. Ключевые понятия: «готовый» текст публичной речи, тезис, аргументы, метод построения текста, приемы начала и заключительной части выступления, модели развития мысли (топосы или топы), хрия, лингвистические особенности текста, тестирование сложности текста, интонационная разметка текста. Задания: 1. Прочитайте фрагмент речи П.Л. Капицы «Профессор и студент», с которым вы уже ранее работали (см. Тема 4). Сформулируйте тезис, который доказывает оратор. Назовите аргументы, которые приводит оратор в доказательство своего тезиса, и определите их вид. От чего зависит выбор аргументов того или иного типа и их конкретное содержание вообще и в данном случае?
…Как обеспечить, чтобы в вузе читали курс лучшие профессора, лучшие преподаватели, – лучшие ученые? Казалось бы, можно было бы использовать современную технику, скажем, кинофильм, в котором лектор, самый крупный ученый в данной области (или даже группа ученых), будет рассказывать студентам физику, или химию, или математику. Конечно, это привлечет лучших профессоров к преподаванию студентам. Но посмотрим, что из этого получится на самом деле… …Такая система, конечно, нелепа. Вы представьте себе, что в институте вместо профессуры стоят одни киноаппараты и ходят только студенты и киномеханики. Это будет исключительно скучное и темное заведение, к которому вы не будете относиться как к своей альма-матер. Не в этом, однако, дело. Говорят, студенты рано или поздно как-нибудь к этому приспособятся, как-нибудь это переживут. Гораздо хуже отнесутся к этому изменению сами преподаватели. Дело в том, что совершенно забывают о другой функции высшего учебного заведения – учить не только студентов, но учить и самих профессоров и преподавателей. Хороший ученый, когда преподает, всегда учится сам. Во-первых, он проверяет свои знания, потому что, только ясно объяснив другому человеку, можешь быть уверен, что сам понимаешь вопрос. Во-вторых, когда ищешь форму ясного описания того или иного вопроса, часто приходят новые идеи. В-третьих, те, часто нелепые, вопросы, которые задают студенты после лекций, исключительно стимулируют мысль и заставляют с совершенно новой точки зрения взглянуть на то явление, к которому подходим всегда стандартно, и это тоже помогает творчески мыслить. И наконец, студенты лучше знают, шире знают вопросы физики, чем преподаватель. Преподаватель, как специалист, подходит узко, у него нет широкого подхода. У студентов гораздо шире подход. И когда студент беседует с преподавателем, преподаватель очень много узнает от студента. Вот почему молодым ученым необходимо заниматься преподавательской деятельностью. Хороший вуз – это тот вуз, который дает возможность развиваться талантам преподавателей так же широко, как и талантам их учеников. (Выступление П.Л. Капицы на вечере выпускников Московского физико-технического института в 1964 году)
2. Прочитайте и кратко обозначьте примеры дальнейшего доказательства П.Л. Капицей тезиса выступления. Определите, какими аргументами являются эти примеры. Оцените убедительность приводимых автором аргументов. Какой метод построения текста использует П.Л. Капица?
Вот почему молодым ученым необходимо заниматься преподавательской деятельностью. Хороший вуз – это тот вуз, который дает возможность развиваться талантам преподавателей так же широко, как и талантам их учеников. Чтобы показать, что это не общие фразы, я вам приведу целый ряд примеров того, как преподавательская деятельность приводила к большим открытиям. Примеры эти настолько разительны, что они, мне кажется, вполне подтверждают эту идею. Один из самых классических примеров хорошо известен – это Менделеев и его периодическая система. Менделеев искал, каким способом легче объяснить студентам свойства элементов. Чтобы эти свойства могли восприниматься по определенной системе. Он распределял элементы по карточкам, складывал эти карточки в разном порядке и, наконец, нашел, что карточки, разложенные в виде периодической таблицы, представляют собой закономерную систему…1 марта 1869 г. таблица была напечатана отдельным изданием и немногим позже вошла как приложение во второй выпуск «Основ химии». Таким образом, периодическая система элементов в основе своей возникла из педагогической деятельности Менделеева как профессора Петербургского университета. Второй случай, немного более ранний, относится к математике. В начале ХIХ века русское правительство решило, что все чиновники должны иметь среднее образование. Те чиновники, которые не имели аттестата зрелости, должны были его получить. Чтобы облегчить им это, были созданы курсы, которые готовили к экзаменам на аттестат зрелости. Одним из преподавателей геометрии таких курсов был Лобачевский. Ему было тогда 24–25 лет. Он был очень молод, и он объяснял престарелым чиновникам принципы евклидовой геометрии. И они никак не могли понять, откуда берется аксиома о непересекаемости двух параллельных линий. Лобачевский долго бился над тем, чтобы дать подходящее объяснение, но убедился, что такого объяснения не существует. Он понял, что можно построить такую геометрию, при которой линии всегда пересекаются. Так была создана его неевклидова геометрия. Таким образом, он нашел новую область математики, которой, как вы знаете, суждено было сыграть фундаментальную роль в современной физике. Могу привести еще пример, о котором мне рассказал известный физик Дебай. Дебай в то время был преподавателем, профессором в Цюрихе. У него был ученик, тоже преподаватель, Шредингер, тогда еще мало известный молодой ученый. Дебай познакомился с работой Де Бройля, в которой Де Бройль, выдвинувший, как вы знаете, гипотезу о существовании волновой структуры электрона, показал, что при известных условиях интерференции можно заменить движение электрона волновым движением. Идея эквивалентности волнового движения и квантовых процессов, волнового движения и корпускулярного движения была воспринята целым рядом физиков весьма отрицательно. Отрицательно отнесся к ней и Шредингер. Когда Дебай попросил его рассказать молодежи о работе Де Бройля, Шредингер сначала отказался. Потом, когда Дебай, пользуясь своим положением профессора, снова предложил ему это сделать, Шредингер согласился, и он начал искать, как можно было бы объяснить идеи Де Бройля в том представлении, какое он считал наиболее точным. Дебай ему сказал: «Послушайте, ведь вы же нашли новый замечательный вид уравнения, который является фундаментальным в современной физике». Таким образом, в результате педагогической деятельности было найдено и волновое уравнение – основное уравнение современной физики. Приведу вам еще четвертый пример. Происходило это в Кембридже во второй половине прошлого века. Теоретическую физику тогда преподавал Стокс. К нему пришел сдавать аспирантский экзамен один молодой человек. Аспирантский экзамен в те времена был довольно трудный, потому что аспирантур тогда было очень мало – всего две–три, и состязание за право попасть в аспирантуру было очень трудным. Стокс давал задачу, причем система была такая: давался десяток задач и студент сам выбирал те, которые он хотел решить. Ему давалось определенное число часов, и Стокс, не стесняясь, ставил часто неразрешимые задачи, чтобы посмотреть, знает ли студент, что эта задача неразрешима. Он ставил, например, такую задачу (то были домаксвелловские времена): найти распределение скоростей в газе. Тогда это распределение скоростей не было известно. Бернулли и все остальные считали, что скорости примерно равны. Молодой человек, к удивлению Стокса, решил эту задачу, и решил правильно. Вы догадываетесь, что этот молодой человек был не кто иной, как Максвелл. Таким образом, открытие закона распределения скоростей молекул в газе было сделано Максвеллом на экзамене. Таких примеров можно было бы привести еще много, но мне кажется, что совершенно очевидно, что если учебная деятельность плодотворна в таких серьезных, фундаментальных вопросах, то она, несомненно, плодотворна и в более простых вопросах, она часто оказывает плодотворное влияние на современную науку и на современных ученых. Поэтому высшие учебные заведения нужно рассматривать не только как заведения, в которых готовят молодых ученых, но и как место, где развиваются научные таланты и уже сформировавшиеся ученые. Учебные заведения должны быть так организованы, чтобы эта возможность была широко предоставлена преподавательскому персоналу.
3. Прочитайте начало и конец речи П.Л. Капицы. Определите, какие приемы начала и заключительной части выступления он использует. Наш традиционный вечер, где собираются окончившие Московский физико-технический институт и те, которые предполагают его окончить, разделяется на две части. Первая часть называется торжественной и посвящена жизни и деятельности нашего института. Во втором отделении мы смотрим нашу замечательную самодеятельность, встречаемся со старыми друзьями и веселимся. Мне приходится принимать участие в первой части этой программы, которая менее привлекательна, чем вторая часть, но следует помнить, товарищи, что хороший обед всегда состоит из сытного жаркого и только после него сладкое блюдо доставляет нам удовольствие, и вот этим жарким нельзя пренебрегать, надо относиться к нему со всей серьезностью. Конечно, для меня, как повара, не такая это легкая задача – сделать вам вкусное жаркое за 15–20 минут, которые даются на выступление, и поговорить о наших делах так, чтобы это было серьезно и чтобы вы не заснули. У нас есть, однако, целый ряд вопросов, связанных с работой нашего института, которые должны заинтересовать всех нас. Вот об этих вопросах мне и хотелось бы с вами поговорить. Я вам рассказал об этом, потому что всем вам, молодым ученым, в ближайшее время предстоит покинуть физтех и в том или ином виде заниматься в научно-исследовательских институтах. Если вы хотите продолжать расти как ученые, не стареть и развивать свои знания, вам необходимо не терять контакта со следующим подрастающим поколением, учить это подрастающее поколение и учиться у него, развивать свои знания. Если вы оторветесь от обучения молодежи, вы сразу начнете стареть и сразу начнете отставать от науки. Вот этот маленький завет я вам хочу передать от себя, так как считаю его очень важным. 4. Прочитайте весь текст речи П.Л. Капицы. Какова главная идея речи? Какие из моделей развития мысли (топосов или топов) использует автор в своей речи дляобоснования ее главной идеи (род и вид, целое и части, определение, свойства, сопоставление, причина и следствие, обстоятельства, пример, свидетельство)? Определите метод (способ) изложения всего материала. Какой вид последовательности избирает автор? Охарактеризуйте композицию (схему построения) всего данного текста. Все ли части текста в соответствии со схемой построения высказывания, предлагаемой риторикой, присутствуют? Сколько их всего может быть и сколько в данном тексте? Рассмотрите хрию (схему построения) части, содержащей аргументацию. Как называется эта часть? Сколько частей в хрии вообще, как они могут располагаться? Все ли они присутствуют в данном тексте, как располагаются и почему? 5. Составьте рабочий план данного выступления любого вида (назывной, вопросный, тезисный или цитатный) (см. Виды планов в Методических рекомендациях по самостоятельному изучению тем), после чего определите, нет ли в каких-либо частях текста перегруженности фактическим материалом или его недостатка, можно ли что-либо опустить из данного текста как несущественное для раскрытия данной темы или добавить как необходимое. 6. Перечитайте текст и охарактеризуйте его язык, сверяясь с имеющейся у вас формой – Критические замечания: работа над языком. Отметьте те позиции текста, которые могут вызвать затруднения по разного рода причинам (объясните, по каким причинам) при устном выступлении, например, перевод в словесную форму числительных, записанных цифрами и т. д. Нет ли в тексте случайных смысловых или лексических повторов? Реализовано ли такое основное коммуникативное качество речи, как точность? Если нет, то чего не учел оратор? Отредактируйте, объяснив, если это необходимо. Выразительна ли данная речь? Если да, то использованием каких языковых средств (тропов и фигур речи) это достигается? Приведите примеры из текста речи. 7. Проведите тестирование сложности текста по формулам Ганнинга и Флеша. 8. Продумайте, как этот текст мог быть или может быть представлен аудитории, почему? Аргументируйте свой вариант представления. 9. Сделайте «разметку» текста выступления: на его полях поставьте заметки-напоминания: повысить тон голоса, сделать паузу, перевести дыхание, посмотреть на аудиторию, улыбнуться, сделать паузу, задать риторический вопрос и др., используя систему любых знаков, например, пиктограмм, которую вы разработали для себя. 10. Продумайте невербальное поведение оратора (жесты, лицевую экспрессию, позы и перемещения, характеристики голоса, внешний вид и т.д.). Тема 7. Подготовка первого лица базисного субъекта PR К публичным выступлениям Цель – систематизировать знания о речевом имидже первого лица и о роли вербальных и невербальных средств в его создании; получить представление о методике консалтинга первого лица базисного субъекта PR перед публичным выступлением; выработать навык психодиагностики и подготовки субъекта PR к потенциальным проблемным ситуациям, возникающим в ходе устного публичного выступления, и обучения клиента использованию приемов выхода из них. Ключевые понятия: речевой имидж первого лица, психодиагностика, невербальное поведение, коммуникативные умения и навыки, визуальный имидж. Вопросы: 1. Условия эффективности публичного выступления и 10 правил Ф. Зейтеля. 2. Речевой имидж первого лица. Работа по созданию речевого имиджа первого лица. Роль спичрайтера в формировании имиджа, в том числе речевого, клиента (руководителя, политика). 3. Оценка коммуникативных умений и навыков и психодиагностика коммуникатора.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.184.237 (0.014 с.) |