Критерии оценки речи оратора
Похожие статьи вашей тематики
Составляющие техники речи
| Критерии оценки речи оратора
| положительные
| отрицательные
| Дикция
| четкое произнесение звуков и слов
| невнятное произнесение;
дефекты речи; «глотание» звуков и слогов
| Темп
| 1) нормальный: 120 слов в минуту;
2) умение менять (замедлять или убыстрять) темп при необходимости
| 1) темп слишком быстрый или слишком медленный,
2) однородный темп на протяжении всего выступления
| Интонация
| мелодическое разнообразие речи; необходимые логические акценты и паузы
| мелодическое однообразие; непредвиденные затянутые паузы
| Голос
| 1) умение менять (повышать и понижать) тон;
2) достаточно громкий (уверенный) голос; 3) приятный голос
| 1) монотонный голос (одинаково высокий либо низкий);
2) тихий, неуверенный, затухающий голос; 3) неприятный голос («крикливый», «хриплый» и т.д.)
| | | | |
Приложение 6
Формы анализа текста
Форма 1
| КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
| ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕЧЬ
| *
| ФИО
| Дата
| Название темы
| Пункты
|
| Замечания
| ТЕМА И ЦЕЛЬ ДОКЛАДЧИКА
|
|
| Подходят докладчику?
|
| Отвечают интересам аудитории?
|
| Соответствуют уровню знаний аудитории?
|
| Слишком широк объем?
|
| Четко сформулирована цель речи?
|
| РАЗВИТИЕ РЕЧИ
|
| Ясна структура речи?
|
| Тщательно проработана?
|
| Ясны основные положения?
|
| Достаточны повторения?
|
| Исчерпывающи определения?
|
| Целесообразны переходы?
|
| Достаточно примеров?
|
| Целесообразны примеры?
|
|
| Целесообразны цитаты?
|
| Целесообразны статистические данные?
|
|
| Ненужный материал?
|
| Достигнута поставленная цель?
|
| ПРОИЗНЕСЕНИЕ
|
|
| Естественны манеры?
|
| Уверен в себе?
|
| Товарищеский тон?
|
| Энергичная речь?
|
| Осанка?
|
| Контакт с аудиторией?
|
| Звучность голоса?
|
| Освоен материал на память?
|
| Слишком зависит от заметок?
|
| РАЗНОЕ
|
|
|
Форма 1 оценки информационной речи
Форма 2
| *
| Фамилия
| КРИТИЧЕСКИЕ
ЗАМЕЧАНИЯ
| ИНФОРМАЦИОННАЯ
РЕЧЬ
|
|
| Имя
|
| Дата
|
| Название темы
| Пункты
|
| Замечания
| ТЕМА И ЦЕЛЬ ДОКЛАДЧИКА
|
|
| Интересны?
|
|
| Слишком широки?
|
|
| Подходящие
|
|
| ВВЕДЕНИЕ
|
|
| Интересно?
|
|
| Ясно?
|
|
| Опущены вводные замечания?
|
|
| Слишком длинно?
|
|
| ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ
|
|
| Целесообразен план?
|
|
| Прост план?
|
|
| Продуман план?
|
|
| Весь материал относится к делу?
|
|
| Вызван интерес слушателей?
|
|
| Целесообразен новый материал?
|
|
| Целесообразно использованы уже известные данные?
|
|
| Достаточно конкретно содержание?
|
|
| Ощущение упорядоченного движения?
|
|
| Драматические элементы?
|
|
| Достигнута цель?
|
|
| ЗАКЛЮЧЕНИЕ
|
|
| Ясно?
|
|
| Впечатляюще?
|
|
| ПРОИЗНЕСЕНИЕ
|
|
| Целесообразно выбрано место?
|
|
| Правильна поза?
|
|
| Телодвижения?
|
|
| Жесты?
|
|
| Хорошо использованы наглядные пособия?
|
|
| Слишком зависит от записок?
|
|
| Звучность?
|
|
| Быстра речь?
|
|
| Запинки в речи?
|
|
| Монотонно?
|
|
| Сдавлен звук?
|
|
| Артикуляция?
|
|
| Произношение?
|
|
| РАЗНОЕ
|
|
|
Форма 2 оценки информационной речи
ФОРМА
| КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
| РЕЧЬ, ПРИЗЫВАЮЩАЯ
К ДЕЙСТВИЮ
| *
| Фамилия
Имя
| Дата
| Название темы
| Пункты
|
| Замечания
| ТЕМА И ЦЕЛЬ
|
|
| Подходят оратору?
|
|
| Подходят аудитории?
|
|
| Отвечают случаю?
|
|
| ВВЕДЕНИЕ
|
|
| Интересно?
|
|
| Вызывает желательную реакцию?
|
|
| Не пропущены необходимые вступительные стадии?
|
|
| ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ
|
|
| Целесообразен план?
|
|
| Недостатки плана?
|
|
| Подходит мотивация для аудитории?
|
|
| Мотивация достаточно ясная?
|
|
| Интересен материал?
|
|
| Правильны доводы?
|
|
| Достаточны доказательства?
|
|
| Целесообразны примеры?
|
|
| Хорошо использованы компетентные мнения?
|
|
| Убедителен призыв к действию?
|
|
| ЗАКЛЮЧЕНИЕ
|
|
| Ясно?
|
|
| Достаточно мотивировано?
|
|
| Убедителен призыв к действию?
|
|
| ПРОИЗНЕСЕНИЕ РЕЧИ
|
|
| Произнесена речь с убеждением?
|
|
| Правильна поза?
|
|
| Внешнее поведение (телодвижения)?
|
|
| Целесообразна жестикуляция?
|
|
| Зависимость от заметок?
|
|
| Звучность?
|
|
| Тембр?
|
|
| Модуляция?
|
|
| Выразительность голоса?
|
|
| Четкость?
|
|
| Произношение?
|
|
| РАЗНОЕ
|
|
|
Форма оценки призывающей речи
ФОРМА
| КРИТИЧЕСКИЕ
ЗАМЕЧАНИЯ
| УБЕЖДАЮЩАЯ
РЕЧЬ
| *
| Класс Имя
| Дата
| Название темы
| Пункты
|
| Замечания
| ТЕМА И ЦЕЛЬ
|
|
| Подходят оратору?
|
|
| Подходят аудитории?
|
|
| Отвечают случаю?
|
|
| ВВЕДЕНИЕ
|
|
| Интересно?
|
|
| Убедительно?
|
|
| Неубедительно?
|
|
| Пропущены необходимые вступительные стадии?
|
|
| ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ
|
|
| Целесообразен план?
|
|
| Пропущены необходимые разделы?
|
|
| Какова связь разделов?
|
|
| Правильны доводы?
|
|
| Достаточно доказательств?
|
|
| Хорошо использована статистика?
|
|
| Хорошо использованы компетентные мнения?
|
|
| Слишком отвлеченный материал?
|
|
| Хороша мотивация?
|
|
| Достигнута цель?
|
|
| ЗАКЛЮЧЕНИЕ
|
|
| Ясно?
|
|
| Достаточно мотивировано?
|
|
| ПРОИЗНЕСЕНИЕ РЕЧИ
|
|
| Произнесена речь убежденно?
|
|
| Правильна поза?
|
|
| Внешнее поведение (телодвижения)?
|
|
| Целесообразна ли жестикуляция?
|
|
| Зависимость от заметок?
|
|
| Звучность?
|
|
| Темп?
|
|
| Модуляция?
|
|
| Приятный тембр?
|
|
| Четкость?
|
|
| Произношение?
|
|
| РАЗНОЕ
|
|
|
Форма оценки убеждающей речи
ФОРМА
| КРИТИЧЕСКИЕ
ЗАМЕЧАНИЯ
| ВООДУШЕВЛЯЮЩАЯ
РЕЧЬ
| *
| Класс Имя
| Дата
| Название темы
| Пункты
|
| Замечания
| ТЕМА И ЦЕЛЬ
|
|
| Подходят оратору?
|
| Соответствуют аудитории?
|
| Соответствуют поводу?
|
| РАЗВИТИЕ РЕЧИ
|
|
| Воодушевляющее вступление?
|
| Целесообразность плана?
|
| Ошибки в построении плана?
|
| Неослабевающая реакция сочувствия оратору?
|
| Двусмысленные термины?
|
| Целесообразны конкретные формулировки?
|
| Целесообразны видовые обозначения?
|
| Целесообразны краткие формулировки?
|
| Целесообразна лексика?
|
| Оригинальна лексика?
|
| Удачны примеры?
|
| Удачны ссылки на различные мнения?
|
| Хорошо использованы статистические данные?
|
| Много спорных положений?
|
| Не относящийся к делу, скучный материал?
|
| Воодушевляющее заключение?
|
| Достигнута цель?
|
| ПРОИЗНЕСЕНИЕ РЕЧИ
|
|
| Освоена речь оратором?
|
| Сказана с воодушевлением?
|
| Создана атмосфера общения?
|
| Внешнее поведение оратора?
|
| Целесообразность жестикуляции?
|
| Звучность?
|
| Темп речи?
|
| Модуляции?
|
| Выразительность голоса?
|
| Четкая дикция?
|
| Правильность произношения?
|
| РАЗНОЕ
|
|
|
Форма оценки воодушевляющей речи
ФОРМА
| КРИТИЧЕСКИЕ
ЗАМЕЧАНИЯ
| РАБОТА
НАД ЯЗЫКОМ
| *
| ФИО
| Дата
| Название темы
| Пункты
|
| Замечания
| ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
|
|
| ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
|
|
| ТОЧНОСТЬ
|
|
| Не двусмысленны термины?
|
| Целесообразны видовые обозначения?
|
| Достаточна конкретность?
|
| Чрезмерная отвлеченность?
|
| Общность обозначений?
|
| УМЕСТНОСТЬ
|
|
| Непринужденность языка?
|
| Подходит данной аудитории?
|
| Соответствует теме?
|
| Уместность «увесистых» выражений?
|
| Вульгаризмы?
|
| Чрезмерна техническая терминология?
|
| ЭКОНОМИЧНОСТЬ
|
|
| Целесообразна краткость?
|
| Длинные предложения?
|
| Запутанные конструкции?
|
| Многословие?
|
| ОРИГИНАЛЬНОСТЬ
|
|
| Оригинальность идей?
|
| Избитые выражения?
|
| Риторические вопросы?
|
| Целесообразны метафоры?
|
| Целесообразны уподобления?
|
| Другие целесообразные приемы?
|
| Бесцветный язык?
|
| РАЗНОЕ
|
|
|
Форма оценки языка публичного выступления
Формы оценки внешнего облика оратора
ФОРМА
| КРИТИЧЕСКИЕ
ЗАМЕЧАНИЯ
| ВНЕШНИЙ
ОБЛИК
ОРАТОРА
| *
| Фамилия
Имя
Дата
| Название темы
| Пункты
|
| Замечания
| ГОЛОС
|
|
| Достаточна звучность?
|
| Чрезмерна звучность?
|
| Поверхностное (грудное) дыхание?
|
| Редкое дыхание?
|
| Одышка?
|
| Надлежащая выразительность?
|
| ТЕМП
|
|
| Слишком быстрый?
|
| Слишком медленный?
|
| Достаточна длительность звучания?
|
| Достаточно пауз?
|
| Отрывистая, замедленная речь?
|
| Подходящий темп?
|
| ВЫСОТА
|
|
| Слишком большая?
|
| Слишком малая?
|
| Монотонность?
|
| Подчеркнуты главные слова?
|
| Повторяющийся мелодичный рисунок?
|
| Разнообразие выразительности?
|
| ТЕМБР
|
|
| Приятный?
|
| Шумное дыхание?
|
| Хриплость, сипота?
|
| Пронзительность?
|
| Гортанная окраска звука?
|
| Гнусавость?
|
| Сдавленный звук?
|
| Малоподвижная челюсть?
|
| Разнообразие выразительности?
|
| НЕПРАВИЛЬНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ?
|
|
| НЕЧЕТКАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ?
|
|
| ЗАТРУДНЕННАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ?
|
|
|
Форма 1 оценки внешнего облика оратора
ФОРМА
| ФОРМА
КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
| ВНЕШНИЙ ОБЛИК
ОРАТОРА
| *
| Фамилия
Имя
| Дата
| Название темы
| Пункты
|
| Замечания
| ВНЕШНОСТЬ И МАНЕРЫ
|
|
| Правильно избрано место (относительно кафедры и аудитории)?
|
| Непринужденно держится?
|
| Уверенно ли?
|
| Дружеский тон?
|
| Воодушевлен?
|
| Приятное выражение лица?
|
| Хмурится?
|
| Застывшее выражение?
|
| Обращена речь ко всем?
|
| Смотрит на слушателей?
|
| Есть непосредственное общение?
|
| ПОЗА
|
|
| Прямая, энергичная?
|
| Скованная?
|
| Неудобная?
|
| Правильно поставлены ноги?
|
| Откидывается назад?
|
| Сутулится?
|
| Неправильное положение рук?
|
| Неправильное положение головы?
|
| Достаточно подвижности?
|
| Бесцельные движения?
|
| ЖЕСТЫ
|
|
| Целесообразны движения рук?
|
|
| Целесообразны движения кистей?
|
|
| Слишком много жестов?
|
|
| Мало жестов?
|
|
| Естественны жесты?
|
|
| Осмысленны жесты?
|
|
| Разнообразны жесты?
|
|
| Уместны жесты?
|
|
| РАЗНОЕ
|
|
| Форма 2 оценки внешнего облика оратора
Для заметок
Учебное издание
Никонова Марина Николаевна
СПИЧРАЙТИНГ
Подписано в печать 06.06.2012 г. Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная.
Уч. изд. л. 4,65. Усл-печ. л. 14,2. Тираж 100 экз. Заказ 777.
Издательство ОмГТУ. 644050, г. Омск, пр. Мира, 11
Типография ОмГТУ
[1] Психогеометрия как уникальная практическая система анализа личности сложилась в США, ее автор Стюзен Деллингер – специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров. Точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85 %. Позволяет мгновенно определить: 1) форму или тип личности интересующего нас человека; 2) нашу собственную форму или тип личности; 3) дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому языке; 4) составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.
|