Составляющие техники речи
| Критерии оценки речи оратора
|
положительные
| отрицательные
|
Дикция
| четкое произнесение звуков и слов
| невнятное произнесение;
дефекты речи; «глотание» звуков и слогов
|
Темп
| 1) нормальный: 120 слов в минуту;
2) умение менять (замедлять или убыстрять) темп при необходимости
| 1) темп слишком быстрый или слишком медленный,
2) однородный темп на протяжении всего выступления
|
Интонация
| мелодическое разнообразие речи; необходимые логические акценты и паузы
| мелодическое однообразие; непредвиденные затянутые паузы
|
Голос
| 1) умение менять (повышать и понижать) тон;
2) достаточно громкий (уверенный) голос; 3) приятный голос
| 1) монотонный голос (одинаково высокий либо низкий);
2) тихий, неуверенный, затухающий голос; 3) неприятный голос («крикливый», «хриплый» и т.д.)
|
| | | |
Приложение 6
Формы анализа текста
Форма 1
|
КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
| ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕЧЬ
| *
| ФИО
|
Дата
|
Название темы
|
Пункты
|
| Замечания
|
ТЕМА И ЦЕЛЬ ДОКЛАДЧИКА
|
|
|
Подходят докладчику?
|
|
Отвечают интересам аудитории?
|
|
Соответствуют уровню знаний аудитории?
|
|
Слишком широк объем?
|
|
Четко сформулирована цель речи?
|
|
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
|
|
Ясна структура речи?
|
|
Тщательно проработана?
|
|
Ясны основные положения?
|
|
Достаточны повторения?
|
|
Исчерпывающи определения?
|
|
Целесообразны переходы?
|
|
Достаточно примеров?
|
|
Целесообразны примеры?
|
|
|
Целесообразны цитаты?
|
|
Целесообразны статистические данные?
|
|
|
Ненужный материал?
|
|
Достигнута поставленная цель?
|
|
ПРОИЗНЕСЕНИЕ
|
|
|
Естественны манеры?
|
|
Уверен в себе?
|
|
Товарищеский тон?
|
|
Энергичная речь?
|
|
Осанка?
|
|
Контакт с аудиторией?
|
|
Звучность голоса?
|
|
Освоен материал на память?
|
|
Слишком зависит от заметок?
|
|
РАЗНОЕ
|
|
|
Форма 1 оценки информационной речи
Форма 2
| *
| Фамилия
|
КРИТИЧЕСКИЕ
ЗАМЕЧАНИЯ
| ИНФОРМАЦИОННАЯ
РЕЧЬ
|
|
| Имя
|
| Дата
|
| Название темы
|
Пункты
|
| Замечания
|
ТЕМА И ЦЕЛЬ ДОКЛАДЧИКА
|
|
|
Интересны?
|
|
|
Слишком широки?
|
|
|
Подходящие
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ
|
|
|
Интересно?
|
|
|
Ясно?
|
|
|
Опущены вводные замечания?
|
|
|
Слишком длинно?
|
|
|
ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ
|
|
|
Целесообразен план?
|
|
|
Прост план?
|
|
|
Продуман план?
|
|
|
Весь материал относится к делу?
|
|
|
Вызван интерес слушателей?
|
|
|
Целесообразен новый материал?
|
|
|
Целесообразно использованы уже известные данные?
|
|
|
Достаточно конкретно содержание?
|
|
|
Ощущение упорядоченного движения?
|
|
|
Драматические элементы?
|
|
|
Достигнута цель?
|
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
|
|
|
Ясно?
|
|
|
Впечатляюще?
|
|
|
ПРОИЗНЕСЕНИЕ
|
|
|
Целесообразно выбрано место?
|
|
|
Правильна поза?
|
|
|
Телодвижения?
|
|
|
Жесты?
|
|
|
Хорошо использованы наглядные пособия?
|
|
|
Слишком зависит от записок?
|
|
|
Звучность?
|
|
|
Быстра речь?
|
|
|
Запинки в речи?
|
|
|
Монотонно?
|
|
|
Сдавлен звук?
|
|
|
Артикуляция?
|
|
|
Произношение?
|
|
|
РАЗНОЕ
|
|
|
Форма 2 оценки информационной речи
ФОРМА
|
КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
| РЕЧЬ, ПРИЗЫВАЮЩАЯ
К ДЕЙСТВИЮ
| *
| Фамилия
Имя
|
Дата
|
Название темы
|
Пункты
|
| Замечания
|
ТЕМА И ЦЕЛЬ
|
|
|
Подходят оратору?
|
|
|
Подходят аудитории?
|
|
|
Отвечают случаю?
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ
|
|
|
Интересно?
|
|
|
Вызывает желательную реакцию?
|
|
|
Не пропущены необходимые вступительные стадии?
|
|
|
ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ
|
|
|
Целесообразен план?
|
|
|
Недостатки плана?
|
|
|
Подходит мотивация для аудитории?
|
|
|
Мотивация достаточно ясная?
|
|
|
Интересен материал?
|
|
|
Правильны доводы?
|
|
|
Достаточны доказательства?
|
|
|
Целесообразны примеры?
|
|
|
Хорошо использованы компетентные мнения?
|
|
|
Убедителен призыв к действию?
|
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
|
|
|
Ясно?
|
|
|
Достаточно мотивировано?
|
|
|
Убедителен призыв к действию?
|
|
|
ПРОИЗНЕСЕНИЕ РЕЧИ
|
|
|
Произнесена речь с убеждением?
|
|
|
Правильна поза?
|
|
|
Внешнее поведение (телодвижения)?
|
|
|
Целесообразна жестикуляция?
|
|
|
Зависимость от заметок?
|
|
|
Звучность?
|
|
|
Тембр?
|
|
|
Модуляция?
|
|
|
Выразительность голоса?
|
|
|
Четкость?
|
|
|
Произношение?
|
|
|
РАЗНОЕ
|
|
|
Форма оценки призывающей речи
ФОРМА
|
КРИТИЧЕСКИЕ
ЗАМЕЧАНИЯ
| УБЕЖДАЮЩАЯ
РЕЧЬ
| *
| Класс Имя
|
Дата
|
Название темы
|
Пункты
|
| Замечания
|
ТЕМА И ЦЕЛЬ
|
|
|
Подходят оратору?
|
|
|
Подходят аудитории?
|
|
|
Отвечают случаю?
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ
|
|
|
Интересно?
|
|
|
Убедительно?
|
|
|
Неубедительно?
|
|
|
Пропущены необходимые вступительные стадии?
|
|
|
ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ
|
|
|
Целесообразен план?
|
|
|
Пропущены необходимые разделы?
|
|
|
Какова связь разделов?
|
|
|
Правильны доводы?
|
|
|
Достаточно доказательств?
|
|
|
Хорошо использована статистика?
|
|
|
Хорошо использованы компетентные мнения?
|
|
|
Слишком отвлеченный материал?
|
|
|
Хороша мотивация?
|
|
|
Достигнута цель?
|
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
|
|
|
Ясно?
|
|
|
Достаточно мотивировано?
|
|
|
ПРОИЗНЕСЕНИЕ РЕЧИ
|
|
|
Произнесена речь убежденно?
|
|
|
Правильна поза?
|
|
|
Внешнее поведение (телодвижения)?
|
|
|
Целесообразна ли жестикуляция?
|
|
|
Зависимость от заметок?
|
|
|
Звучность?
|
|
|
Темп?
|
|
|
Модуляция?
|
|
|
Приятный тембр?
|
|
|
Четкость?
|
|
|
Произношение?
|
|
|
РАЗНОЕ
|
|
|
Форма оценки убеждающей речи
ФОРМА
|
КРИТИЧЕСКИЕ
ЗАМЕЧАНИЯ
| ВООДУШЕВЛЯЮЩАЯ
РЕЧЬ
| *
| Класс Имя
|
Дата
|
Название темы
|
Пункты
|
| Замечания
|
ТЕМА И ЦЕЛЬ
|
|
|
Подходят оратору?
|
|
Соответствуют аудитории?
|
|
Соответствуют поводу?
|
|
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
|
|
|
Воодушевляющее вступление?
|
|
Целесообразность плана?
|
|
Ошибки в построении плана?
|
|
Неослабевающая реакция сочувствия оратору?
|
|
Двусмысленные термины?
|
|
Целесообразны конкретные формулировки?
|
|
Целесообразны видовые обозначения?
|
|
Целесообразны краткие формулировки?
|
|
Целесообразна лексика?
|
|
Оригинальна лексика?
|
|
Удачны примеры?
|
|
Удачны ссылки на различные мнения?
|
|
Хорошо использованы статистические данные?
|
|
Много спорных положений?
|
|
Не относящийся к делу, скучный материал?
|
|
Воодушевляющее заключение?
|
|
Достигнута цель?
|
|
ПРОИЗНЕСЕНИЕ РЕЧИ
|
|
|
Освоена речь оратором?
|
|
Сказана с воодушевлением?
|
|
Создана атмосфера общения?
|
|
Внешнее поведение оратора?
|
|
Целесообразность жестикуляции?
|
|
Звучность?
|
|
Темп речи?
|
|
Модуляции?
|
|
Выразительность голоса?
|
|
Четкая дикция?
|
|
Правильность произношения?
|
|
РАЗНОЕ
|
|
|
Форма оценки воодушевляющей речи
ФОРМА
|
КРИТИЧЕСКИЕ
ЗАМЕЧАНИЯ
| РАБОТА
НАД ЯЗЫКОМ
| *
| ФИО
|
Дата
|
Название темы
|
Пункты
|
| Замечания
|
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
|
|
|
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
|
|
|
ТОЧНОСТЬ
|
|
|
Не двусмысленны термины?
|
|
Целесообразны видовые обозначения?
|
|
Достаточна конкретность?
|
|
Чрезмерная отвлеченность?
|
|
Общность обозначений?
|
|
УМЕСТНОСТЬ
|
|
|
Непринужденность языка?
|
|
Подходит данной аудитории?
|
|
Соответствует теме?
|
|
Уместность «увесистых» выражений?
|
|
Вульгаризмы?
|
|
Чрезмерна техническая терминология?
|
|
ЭКОНОМИЧНОСТЬ
|
|
|
Целесообразна краткость?
|
|
Длинные предложения?
|
|
Запутанные конструкции?
|
|
Многословие?
|
|
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ
|
|
|
Оригинальность идей?
|
|
Избитые выражения?
|
|
Риторические вопросы?
|
|
Целесообразны метафоры?
|
|
Целесообразны уподобления?
|
|
Другие целесообразные приемы?
|
|
Бесцветный язык?
|
|
РАЗНОЕ
|
|
|
Форма оценки языка публичного выступления
Формы оценки внешнего облика оратора
ФОРМА
|
КРИТИЧЕСКИЕ
ЗАМЕЧАНИЯ
| ВНЕШНИЙ
ОБЛИК
ОРАТОРА
| *
| Фамилия
Имя
Дата
|
Название темы
|
Пункты
|
| Замечания
|
ГОЛОС
|
|
|
Достаточна звучность?
|
|
Чрезмерна звучность?
|
|
Поверхностное (грудное) дыхание?
|
|
Редкое дыхание?
|
|
Одышка?
|
|
Надлежащая выразительность?
|
|
ТЕМП
|
|
|
Слишком быстрый?
|
|
Слишком медленный?
|
|
Достаточна длительность звучания?
|
|
Достаточно пауз?
|
|
Отрывистая, замедленная речь?
|
|
Подходящий темп?
|
|
ВЫСОТА
|
|
|
Слишком большая?
|
|
Слишком малая?
|
|
Монотонность?
|
|
Подчеркнуты главные слова?
|
|
Повторяющийся мелодичный рисунок?
|
|
Разнообразие выразительности?
|
|
ТЕМБР
|
|
|
Приятный?
|
|
Шумное дыхание?
|
|
Хриплость, сипота?
|
|
Пронзительность?
|
|
Гортанная окраска звука?
|
|
Гнусавость?
|
|
Сдавленный звук?
|
|
Малоподвижная челюсть?
|
|
Разнообразие выразительности?
|
|
НЕПРАВИЛЬНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ?
|
|
|
НЕЧЕТКАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ?
|
|
|
ЗАТРУДНЕННАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ?
|
|
|
Форма 1 оценки внешнего облика оратора
ФОРМА
|
ФОРМА
КРИТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
| ВНЕШНИЙ ОБЛИК
ОРАТОРА
| *
| Фамилия
Имя
|
Дата
|
Название темы
|
Пункты
|
| Замечания
|
ВНЕШНОСТЬ И МАНЕРЫ
|
|
|
Правильно избрано место (относительно кафедры и аудитории)?
|
|
Непринужденно держится?
|
|
Уверенно ли?
|
|
Дружеский тон?
|
|
Воодушевлен?
|
|
Приятное выражение лица?
|
|
Хмурится?
|
|
Застывшее выражение?
|
|
Обращена речь ко всем?
|
|
Смотрит на слушателей?
|
|
Есть непосредственное общение?
|
|
ПОЗА
|
|
|
Прямая, энергичная?
|
|
Скованная?
|
|
Неудобная?
|
|
Правильно поставлены ноги?
|
|
Откидывается назад?
|
|
Сутулится?
|
|
Неправильное положение рук?
|
|
Неправильное положение головы?
|
|
Достаточно подвижности?
|
|
Бесцельные движения?
|
|
ЖЕСТЫ
|
|
|
Целесообразны движения рук?
|
|
|
Целесообразны движения кистей?
|
|
|
Слишком много жестов?
|
|
|
Мало жестов?
|
|
|
Естественны жесты?
|
|
|
Осмысленны жесты?
|
|
|
Разнообразны жесты?
|
|
|
Уместны жесты?
|
|
|
РАЗНОЕ
|
|
|
Форма 2 оценки внешнего облика оратора
Для заметок
Учебное издание
Никонова Марина Николаевна
СПИЧРАЙТИНГ
Подписано в печать 06.06.2012 г. Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная.
Уч. изд. л. 4,65. Усл-печ. л. 14,2. Тираж 100 экз. Заказ 777.
Издательство ОмГТУ. 644050, г. Омск, пр. Мира, 11
Типография ОмГТУ
[1] Психогеометрия как уникальная практическая система анализа личности сложилась в США, ее автор Стюзен Деллингер – специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров. Точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85 %. Позволяет мгновенно определить: 1) форму или тип личности интересующего нас человека; 2) нашу собственную форму или тип личности; 3) дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому языке; 4) составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.