Период расцвета русской научной риторики (нач. XIX в. – сер. XIX в.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Период расцвета русской научной риторики (нач. XIX в. – сер. XIX в.)



В это время в жизни российского общества происходят прогрессивные перемены. Начинается царствование Александра I (Благословенного). Общество живет в ожидании реформ. М.М. Сперанский – выдающийся государственный деятель – готовит общий план преобразований России.

На этом благоприятном фоне расцвет русской риторической мысли сопровождался становлением науки словесности, которая охватывала все филологические дисциплины.

К этому периоду относятся такие работы, как «Краткая риторика» (1809) А.Ф. Мерзлякова, «Риторические труды. Общая риторика» (1829) и «Частная риторика» (1832) Н.Ф. Кошанского, «Теория красноречия» (1830) А.И. Галича, «Учебный курс словесности» (1843–1844) В.Т. Плаксина, «Риторические труды. Общая риторика» (1849) и «Частная риторика» (1849) К.П. Зеленецкого.

Итак, в начале XIX в. складывается представление о словесности как о комплексной науке: как искусстве речи, как совокупности филологических дисциплин, как составе текстов данной культуры (например, словесность русского народа).

Каждый из названных выше авторов предлагал свою концепцию новой науки – словесности.

Н.Ф. Кошанский – профессор русской и латинской словесности Царскосельского лицея, лекцией которого «О преимуществах российского слова» открывались занятия с 1811 по 1828 г. По учебникам Н.Ф. Кошанского учились также несколько поколений учащихся. Так, его учебник латинской грамматики выдержал 11 изданий, а «Общая риторика» - 10 изданий.

Его модель словесности включает все науки, имеющие отношение к человеку:

- «cила ума» связывается с логикой (многие риторики начинаются разбором основных логических терминов понятие, суждение, умозаключение);

- «дар слова» связывается со «словесными науками»: грамматикой, которая занимается «словами», риторикой, которая занимается «мыслями», поэзией, которая занимается «чувствованиями».

У Н.Ф. Кошанского предмет риторики – «изобретать, располагать и выражать мысли». Он подчеркивает, что в новое время (XIX в.) в России выделяется главный род красноречия – духовный. В других державах, например, в Англии и Франции, он отмечает активность политического и судебного красноречия.

Вот как определяет Н.Ф. Кошанский ораторское искусство: «Ораторство … есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других…»

Кошанский считал, что ораторство в кругу всех родов прозы занимает высшее место. Ораторство представляет собой изящное искусство, так как требует еще «произношения – языка действий» (наряду с изобретением, расположением, выражением мыслей).

5. Кризис риторики: период новой теории и истории словесности (II пол. XIX в.)

В это время происходит становление научного языкознания и литературоведения:

- язык изучается как лингвистическая система;

- словесность рассматривается как художественная литература и фольклор;

- риторика выведена из системы преподавания.

Это произошло потому, что постепенно, еще на протяжении первой половины XIX в., предмет риторики все более сужался: обособляется теория науки; отделяется стилистика; риторика разделяется на общую (теория прозы вообще) и частную (отдельные жанры, например, речи поучительно-деловые, побудительные и др.).

Например, уже Василий Плаксин так определял задачу риторики: «Риторика учит сообразоваться с целью, с обстоятельствами, с лицами – с их способностями, степенью образования, с наклонностями; и естественную наготу истины, часто оскорбительную, часто горькую, научает прикрывать и услаждать искусством (1832)».

В 40-е гг. XIX в. поэтика и риторика окончательно разошлись в своих интересах. Поэтика рассматривает структуру литературного произведения, отвлекаясь от его воздействия на адресата. Риторика вновь становится лишь учением о приемах убеждения.

Наиболее непримиримым критиком риторики как науки, как учебного предмета в гимназиях был В.Г. Белинский, который пишет в 1844 году: «Все ложное, пошлое, всякую форму без содержания, все это называют риторикой!», «Риторика – вздорная наука и вредное знание», «сущий вздор», наконец, «вовсе даже и не наука».

Таким образом, к середине XIX в. риторика как научная теоретическая дисциплина во многом исчерпала себя, дав начало нескольким областям филологии.

Попытки возрождения риторики в России относятся к 20-м гг. XX в., когда в 1918 г. в Петрограде был создан Институт живого слова, в работе которого принимали участие выдающиеся научные и общественные деятели: С.М. Бонди, В.Э. Мейерхольд, А.В. Луначарский, Л.В. Щерба, Н.А. Энгельгардт и др.

Была начата разработка теории красноречия, теории спора, теории словесности. Выпущено несколько сборников статей, организовано обучение лекторов, но к началу 30-х гг. институт фактически прекратил свое существование, слившись с Институтом языкознания, а разработка теории риторики была прервана на несколько десятилетий.

6. Советский период в истории русской риторики (1920–1985/90 гг.)

В это время на месте старой риторики были созданы культура речи, лингвистика текста, функциональная стилистика, прагматика и др., современный потенциал которых без учета опыта риторики представляется ограниченным.

7. Период возрождения.

Интерес к риторике как науке и учебному предмету возродился в России в 70–80 гг. XX в. Появились работы Е.А. Ножина, Г.З. Апресяна, А.В. Толмачева, В.И. Аннушкина, А.К. Михальской, Л.К. Граудиной и др.

В качестве причин возрождения риторики в России исследователи указывают следующее:

1) влияние зарубежного опыта тех стран, где кризис риторики был менее заметен, чем в России, и возрождение началось раньше: Франции, США, Великобритании, Германии;

2) осознание потребности ораторских умений в связи с демократическими преобразованиями в стране: когда в конце 80-х гг. по телевидению стали транслировать заседания парламента (Верховного Совета) России, зрители были шокированы крайне низкой ораторской культурой наших избранников, которые, как правило, имеют высшее образование;

3) пробуждающийся интерес молодежи к ретро, к забытым и гонимым наукам;

4) осознание потребности такого учебного предмета в системах
образования, который не только объяснял бы структуру изучаемого языка, но и приобщал обучаемых к его социальным функциям;

5) высокий уровень наук о речи в XX в.: появление теории речи
(Ф. де Соссюр), психологии речи (Ж. Пиаже, В. Штерн, Л.С. Выготский), психолингвистики (Н.И. Жинкин, Д. Слобин, Д. Грин, А.А. Леонтьев и др.), социолингвистики, теории коммуникации, успехи стилистики, семантики, фонологии, функциональной грамматики - наук, которые были крайне слабо представлены в образовательных системах (кроме специальных факультетов университетов).

В 80-е гг. риторика становится, во-первых, исследовательской областью и, во-вторых, дисциплиной общего образования. А в 90-е гг. появляется новая литература: учебники (пособия) для X–XI классов средней школы А.К. Михальской, М.Р. Львова, университетский курс лекций «Теория риторики» Ю.В. Рождественского, «Детская риторика» для начальных классов и «Школьная риторика» для V–IX классов под ред. Т.А. Ладыженской и пр.

Происходит не просто возрождение давно известного, появляются новые, весьма значительные подходы к риторике, которые обозначаются обновленным термином – неориторика (Н.А. Безменова и др.):

- расширился диапазон приложения риторических подходов и методов к жизни: риторика стала применяться к самым разнообразным ситуациям общения; в связи с этим осмыслены и расширены общие цели риторики;

- значительно расширен фактор адресата речи, диалогическая тенденция: риторическое действие стало рассматриваться не как одностороннее, а как двустороннее (иногда – как многостороннее). Речевой акт изучается с учетом восприятия высказывай его понимания; как правило, он оценивается с позиций эффективности, с учетом обратной связи;

- изучается мотивация речевых актов, их ситуативный характер. Применяется анализ дискурса как условие глубокого проникновения в сложнейшее переплетение жизненных обстоятельств, порождающих речь;

- изучается этап внутренней подготовки высказываний, вводится понятие «кодовые переходы»;

- повышается внимание к невербальным компонентам общения: ритмике, сегментации речевого потока, тембру голоса и интонациям, мимике, жестам и позе, языку телодвижений, окружающей обстановке общения, фактам, усвоенным слушателем (и говорящим) до момента общения и пр.;

- усилено внимание к структуре текста, его внутренним связям, связям между предложениями. Используются понятия лингвистики текста – «сверхфразовое единство», «сложное синтаксическое целое», «компонент текста»;

- изучается индивидуальное понимание высказываний, интерпретация того смысла, который был запрограммирован говорящим лицом;

- риторика стала обогащаться за счет связей с новыми науками об общении, о языке и языках, знаковых системах, связи с социальными науками, языками культуры (невербальными), массовой коммуникацией и ее составляющими, с журналистикой, с компьютерными программами;

- усилен уровень требований языковой литературной нормы во всех областях использования языка;

- изучается процесс и движущие силы речевого развития человека от рождения до старости: фактор речевой (языковой) среды, потребности общения, номинации обобщения собственного личного опыта ребенка и взрослого, роль речевой активности человека в его интеллекте, феномен «языкового чутья» (интуиции), тенденции речевого развития человека на различных возрастных ступенях и многое другое. Нет сомнения в том, что новые достижения науки могут и должны способствовать и успехам общения, и мастерству речи каждого индивида, они дают основу для речевого развития и самовоспитания.

 

Роль риторики и как науки, и как учебного предмета в России в последнее время значительно возросла, особенно в связи с тем, что она является основой для появления и развития русского спичрайтинга.

Русская модель спичрайтинга включает три звена: спичрайтинг (как собственно создание текста) - консультирование - выступление.

Интересен русский спичрайтинг тем, что модели речеписания менялись с каждой сменой власти, в то время как на Западе всё время следовали утверждённым нормам.

Русское спичрайтерство в своей эволюции прошло 4 этапа, как отмечает Андрей Колесников (политический журналист, был спичрайтером ряда политических деятелей России и руководителей частных компаний, автор идеологических текстов предвыборных программ партии «Союз правых сил», автор первой биографии А. Чубайса «Неизвестный Чубайс») в своей книге «Спичрайтеры» [33].

Сталинскую эру, как считает Колесников А., в расчет брать не надо, несмотря на то, что заготовки текстов помощниками изредка писались; например, в области экономики до Великой Отечественной войны влиятельным интеллектуалом, который давал консультации и делал наброски текстов, был Евгений Варга, а в области философии после войны - Дмитрий Чесноков, которому Сталин, назначая его на должность завотделом ЦК, сказал: «Ваша задача – оживить теоретическую работу… Без теории нам смерть, смерть, смерть!». Также упоминается в мемуарах приближенных Сталина фамилия Василия Степанова, философа и в 1950-х гг. главреда журнала «Коммунист», который в 1952 г. вместе с еще двумя работниками ЦК был приглашен Георгием Маленковым для того, чтобы подготовить речь Сталина на ХIХ съезде. Кстати, от речи, которая была подготовлена для Сталина, осталось лишь одно слово «товарищи», речь была о другом и закончил ее Сталин для того времени нестандартно: «Долой поджигателей войны!». Тем не менее, он поблагодарил всех авторов произнесенной речи. Кто переделывал текст, неизвестно, скорее, сам Сталин, которому просто нужна была «болванка» речи, чтобы простимулировать собственную активность. На том же съезде должен был выступать Хрущев с докладом о новом Уставе партии. Помощник будущего первого секретаря Григорий Шуйский и ректор Академии общественных наук Владимир Малин написали речь, прочитав которую, Сталин спросил: «А зачем такой большой доклад, когда уже есть проект Устава?». Тогда авторы взяли проект, написали в его начале слово «товарищи», сняли нумерацию параграфов, и такой доклад Хрущев произнес на съезде.

О сталинском этапе работы речеписцев пишет спичрайтер и помощник нескольких секретарей ЦК Валентин Александров: «К написанию выступлений привлекались работники идеологических звеньев ЦК ВКП(б) … журналисты из «Правды», научные сотрудники из Института марксизма-ленинизма. Доклады Молотова и Вышинского по вопросам международных отношений готовились с участием узкой группы руководителей отделов МИДа. При Сталине вошло в норму представление верховному вождю проектов выступлений и статей. Сначала это делалось как просьба дать совет. Таких свидетельств осталось, например, немало в архиве Георгия Димитрова, возглавлявшего не только Коминтерн, но и международный отдел ЦК ВКП (б).

Потом стало непременным правилом представлять Сталину проекты выступлений, которые по его поручению рассылались всем или части членов партийного руководства, входившего в состав Политбюро».

Современный стиль российского спичрайтинга начал формироваться во 2 пол. 1950-х гг.

1 этап – хрущевско-брежневский; включает подэтап, классику жанра, работу над текстами Брежнева. Как считают политологи и лингвисты, именно тому факту, что Леонид Ильич не был силен по части генерирования идей, мы и обязаны расцветом спичрайтинга с сер. 1960-х гг. В то время спичрайтерство было частью идеологической работы. Костяк спичрайтеров состоял в основном из журналистов. Самая яркая фигура этого периода – Александр Бовин, штатный брежневский спичрайтер, который лично общался с Брежневым. При Хрущеве начинал еще один классик жанра – Федор Бурлацкий.

2 этап – горбачевский, когда при внешне сохранившихся стандартах работы спичрайтеры адаптировались к политическим изменениям и персональным особенностям шефа, который сам умел и любил подолгу говорить без бумажки, в отличие от Брежнева, работал с текстами докладов и других идеологических документов. Спичрайтеры становились членами политической команды Горбачева и таким образом были включены в большую политику.

Знаковая фигура этого периода - Александр Яковлев, который сформулировал базовые принципы перестройки и политики гласности и придал им литературную форму.

3 этап – ельцинско-черномырдинский; были созданы специальные подразделения (реферантура при Б. Ельцине и группа анализа и планирования при В. Черномырдине). Президент и премьер были мастерами экспромтов, но системно работать над собственными речами и документами не могли. А вот Е. Гайдар и А. Чубайс услугами спичрайтеров не пользовались. Это был этап создания новых жанров – радиообращений, телеобращений, книг. Знаковых персонажей много: Виктор Юмашев (автор новогоднего телеобращения Ельцина), Андрей Вавра (автор радиообращений и участник подготовки третьей книги Ельцина), Людмила Пихоя (соавтор первой книги о технике гос. спичрайтинга «Отзвук слова»), Андрей Шторх (молодой спичрайтер «позднего» Ельцина). Черномырдину помогали Сергей Колесников и Никита Масленников, авторы практически всех его публичных выступлений.

Спичрайтеры этого периода писали тексты для броневиков, называли людей «братьями» и «россиянами». Люди узнали слова «инфляция», «фондовый рынок» и усомнились, что это на русском. Как показали исследования социологов, после 1996 г. рейтинг В. Черномырдина, который на ходу сочинял афоризмы («хотели как лучше, получилось как всегда», «не хочешь жить хорошо - живи, как хочешь»), обошел президентский. Кстати, как признался спичрайтер экс-премьера Сергей Колесников, к афоризмам Черномырдина имеет отношение только сам Черномырдин: «Оставалось только удивляться, как быстро он реагирует на ситуацию и как легко переводит ее на понятный народу язык». О своем бывшем соратнике по НДР, Титове, который после отставки премьера стал его критиковать, Черномырдин сказал: «Очень странно мне, когда сначала лижут так, что лысину пролизывают, а потом такое...» Титов так и не нашелся, как парировать, потому что «русским людям нравятся русские люди и ничего выигрышнее русской речи и русского юмора придумать нельзя», - уверен спичрайтер Андрей Вильде.

4 этап – путинский; профессия окончательно оформилась как адаптированная под решение конкретных идеологических задач, причем без введения в тексты лишней мировоззренческой ереси, как это было при Брежневе, когда велика была роль ссылки на опубликованное мнение высшего руководства. Ключевые фигуры настоящего периода – просто обезличенные штатные референты.

Как развивалась типология советского и российского спичрайтерства?

«Застойные» спичрайтеры - это «золотые канарейки». Горбачевские - реальные советники. Спичрайтеры 90-х - и участники политических баталий, и в то же время настоящие писатели, придававшие большое значение слову и его эмоциональному воздействию. Сегодняшние спичрайтеры - чиновники. В ближайшее время вряд ли что-то изменится, и эволюция профессии по американскому пути не пойдет, так считают РR-практики.

Вопросы для самопроверки

1. Расскажите об истоках риторики.

2. Перечислите этапы развития риторики.

3. Чем был обусловлен кризис риторики в XIX в.?

4. Каковы причины возрождения риторики в ХХ в.?

5. Определите понятие неориторики и опишите новые подходы к риторике.

6. Охарактеризуйте модель русского спичрайтинга.

7. Перечислите этапы советского и русского спичрайтинга.

8. Какова типология русского спичрайтинга?

Тема 3. Этапы подготовки публичного выступления

- Основы деятельности спичрайтера.

- 10 шагов написания хорошей речи.

- Схема подготовки к выступлению Н.Н. Кохтева.

- Общая технологическая цепочка подготовки публичного выступления.

- Этапы подготовки к выступлению по Х. Леммерману.

- Технология спичрайтинга отечественных спичрайтеров-практиков.

- Аппарат спичрайтинга.

- Работа спичрайтера над речевым имиджем оратора.

Деятельность PR базируется на основах теории коммуникации, в частности, в деятельности спичрайтера с абсолютной точностью прослеживаются этапы осуществления коммуникативного процесса:

1) зарождение идеи, которая станет предметом обмена. Причина неудачи на этом этапе – отправителем недостаточно ясно сформулированы концепция, замысел сообщения;

2) кодирование идеи с помощью символов, слов, интонаций, жестов, мимики и выбор канала;

3) передача закодированной идеи;

4) декодирование – перевод символов отправителя в мысли получателя.

Работа спичрайтера над текстом начинается задолго до предполагаемого выступления: он беседует с клиентом, пишет несколько вариантов речей, проговаривает вслух, чтобы понять, удобно ли это для произношения, хватит ли дыхания. Затем читает написанное кому-нибудь, чтобы тот подметил, все ли нормально, не режут ли слух отдельные фразы. Потом приезжает к клиенту, чтобы тот сделал правку «под себя», ведь это должен быть максимально удобный текст, написанный в собственной манере докладчика. Это делается для того чтобы выступающий чувствовал себя «в своей тарелке», чтобы слушатели приняли доклад как его собственную речь. Последний этап работы – спичрайтер помогает отрепетировать речь. Темп, паузы, интонация, акценты, жесты, взгляд – важно все.

Сложность работы спичрайтера состоит в том, что при подготовке речи он должен ориентироваться не только на выступающего, но и на слушателей. Если понять, как разговаривает клиент и чего он хочет можно при личной встрече, то исследовать предполагаемую аудиторию очень тяжело. Это могут быть только женщины или только мужчины, старые или молодые, хорошо знающие докладчика или нет. Они могут недолюбливать выступающего или быть в плохом настроении. Могут быть плохо осведомлены о специфике затронутой в докладе темы или, наоборот, прекрасно в ней разбираться. Можно ожидать чего угодно, но опытный спичрайтер не полагается на авось, надеясь, что аудитория будет внимательная, уважительная, осведомленная и благоприятно расположенная, а постарается заранее изучить ее особенности.

Для написания хорошей речи американские специалисты по PR Мэри Аронсон и Дон Спитнер предлагают осуществить следующие десять шагов:

1) начните работу с расспросов самого докладчика;

2) узнайте о месте произнесения речи, составе аудитории;

3) сфокусируйте внимание на отдельной теме;

4) получите одобрение темы и общего плана перед тем, как начать писать речь;

5) пишите для человеческого голоса;

6) думайте о том, как порадовать аудиторию, а не выступающего;

7) держите в голове любую критическую полемику вокруг личности выступающего;

8) помните о важности повторений;

9) послушайте чтение речи;

10) подумайте о том, как распространить речь, чтобы с ней познакомилось как можно большее число людей [22].

При подготовке к публичному выступлению необходимо помнить, что всех людей можно разделить на две основные группы: импровизаторы -люди, для которых достаточно собрать необходимую информацию и подготовить несколько основных тезисов, а все остальное сделает сам выступающий в силу своей природной общительности и готовности к публичным выступлениям; педанты - люди, для которых публичные выступления являются серьезным испытанием в силу недостаточной практики и природной замкнутости. Для таких людей подготовка к публичным выступлениям обязательно должна включать два этапа:

• написание речи (более развернутое, очень подробное, но не дословное, чтобы не превратить выступление в зачитывание речи);

• прогонка речи (подготовка к выступлению, репетиция). Большинство великих ораторов не раз репетировали свои речи либо перед зеркалом, либо в кругу родных и знакомых.

Многие из тех, кто пишет в помощь руководителям, в том числе Е.Е. Корнилова в работе «Искусство публичных выступлений» (2007), ссылаются на схему подготовки к выступлению, которую предлагает Н.Н. Кохтев:

1) определение темы, цели, название выступления с учетом слушателей и обстановки;

2) составление предварительного (рабочего) плана;

3) подбор теоретического и практического материала (беглый просмотр, выборочное и / или углубленное чтение, дословные выписки, составление конспектов и т. д.);

4) составление окончательного плана;

5) работа над текстом речи;

6) репетиция (особое внимание следует обращать на технику произношения, мимику, жесты);

7) произнесение речи (чтение, воспроизведение по памяти, экспромт);

8) ответы на вопросы;

9) ведение дискуссии;

10) анализ речи [24].

Общая технологическая цепочка подготовки публичного выступления опирается на систему, сложившуюся в классической риторике:

- инвенция (лат. изобретение) – создание речи,

- диспозиция (лат. расположение) – построение речи,

- элокуция (лат. выражение, украшение) – языковое оформление речи,

- мемориа (лат. память) – запоминание речи,

- акцио (лат. действие) – произнесение речи, и выглядит следующим образом:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 606; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.058 с.)