Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обеспечение контакта с аудиторией во время всего выступления.

Поиск

Постоянный контакт с аудиторией – проблема публичного выступления. Если контакта с аудиторией нет, то либо теряет смысл само выступление в целом, либо резко снижается его эффективность.

По определению психологов, контакт – это общность психического состояния оратора и аудитории, это взаимопонимание между выступающим и слушателями. Работа по поддержанию контакта многопланова и одновременно ведется в нескольких направлениях.

Прежде всего, контакт возникает на основе совместной мыслительной деятельности, которую называют интеллектуальным сопереживанием, когда оратор и слушатели решают одни и те же проблемы, обсуждают одинаковые вопросы – оратор, излагая тему своего выступления, а слушатели, следя за развитием его мысли. Не случайно в народе говорят: «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает».

Значимо и эмоциональное сопереживание, т. е. оратор и слушатели во время выступления должны испытывать сходные чувства. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность передаются и слушателям, вызывают у них ответную реакции.

Таким образом, контакт между оратором и аудиторией возникает в том случае, когда обе стороны заняты одной и той же мыслительной деятельностью и испытывают сходные переживания. Контакт – это величина переменная. Он может быть полным и неполным, устойчивым и неустойчивым, изменяться в процессе выступления и зависит он от коммуникативного состояния говорящего, под которым понимается совокупность всех тех характеристик говорящего, которые оказывают влияние на его способность устанавливать контакт с аудиторией и поддерживать его. Сформировать нужное коммуникативное состояние, которое позволит успешно взаимодействовать с аудиторией, означает следующее:

- запретить себе думать о посторонних вещах;

- сосредоточить свое внимание на слушателях;

- внимательно следить за их реакцией;

- убедить себя в том, что в данный момент нет ничего более важного и значимого, чем ваше выступление и внимание аудитории;

- вкладывать в речевое действие все физические и моральные силы;

- иметь наступательный волевой настрой: вести аудиторию за собой, а не идти на поводу у слушателей;

- понимать, что публичное выступление – это профессиональное действие, связанное с осуществлением вашего намерения, которое должно достичь цели.

Все эти составляющие внутреннего состояния говорящего находят отражение в выражении лица, в мимике, характере взгляда, в позе, осанке, движениях тела. Подобная информация считывается аудиторией на подсознательном уровне. Из этого следует, что провалить свое выступление можно даже до того, как будет произнесено первое слово. Нельзя выходить к аудитории и начинать говорить, чувствуя себя расслабленным, равнодушным, безынициативным. Всё это сразу ощутит аудитория (пусть даже и не осознает поначалу), и ее реакция будет неблагоприятной, пассивной.

О контакте с аудиторией следует помнить еще при подготовке текста выступления. Следует запланировать использование специальных речевых действий, цель которых – установление и поддержание контакта: обращение, приветствие, комплимент, прощание. Начинать выступление без приветствия и обращения можно лишь на сугубо деловом совещании в узком кругу специалистов, встречи с которыми происходят достаточно часто. Обращения могут и должны употребляться и в центральной части выступления, они активизируют внимание слушателей.

Очень важную роль при поддержании контакта играют метатекстовые конструкции. Метатекст – это те слова и предложения речи, в которых выступающий говорит о том, как она построена, о чем и в какой последовательности он собирается говорить, т. е. метатекст – это текст о тексте. Метатекстовое оформление выступления В.И. Максимов уподобляет разметке проезжей части дороги и расстановке вдоль дороги знаков, обозначающих повороты, уклоны, трудные места. Хороший оратор всегда обозначает метатекстовыми конструкциями части своего выступления: в начале своего выступления я бы хотел обратить ваше внимание на...; повторим еще раз...; теперь перейдем к вопросу о...; во-первых...; во-вторых...; в-третьих...; в заключение хотелось бы сказать о том, что….

Дляуспешного общения с аудиторией, постоянного контакта очень важно внести в выступление элементы диалога. Именно диалог пред­ставляет собой изначальную, первичную форму существования языка, отвечающую самой природе человеческого мышления, которое по своей природе диалогично. Любое сказанное или предполагаемое слово представляет собой реакцию на чужое слово. Монолог – это искусственное речевое построение; он по сравнению с диалогической речью имеет очень небольшой возраст. Усвоение и построение монологической речи требуют специальных усилий, дополнительного обучения. Монологический текст воспринимается всегда с большими трудностями, чем диалог. Поскольку публичное выступление – это монологическая речь, то для успешного и постоянного контакта с аудиторией очень важно вносить в выступление элементы диалога, простейшие приемы диалогизации, например, любую тему, ее отдельные частные аспекты можно обозначить в виде вопросительного предложения или вопросо-ответного единства: «Задумаемся: если кому-то народ оказывает доверие, то для чего он это делает? Исключительно для того, чтобы избранник решал его, народа, проблемы» («Известия», 1998, 9 апреля). Данное содержание можно было бы выразить в следующем виде: «Если народ кому-то оказывает доверue, то он делает это исключительно для того, чтобы избранник решал его, народа, проблемы». Однако данная конструкция труднее для восприятия и обладает меньшей контактоустанавливающей силой. Сила воздействия увеличивается, если расположить рядом два, три вопроса.

Начиная с приветствия и кончая заключительной фразой, оратор должен проявлять внимание к аудитории, доверительно обращаться к ней, используя фразы: Позвольте напомнить Вам; Вы, конечно, согласитесь со мной, что…; Я хочу напомнить Вам, как начиналась наша деятельность; Мы с Вами не должны забывать тех, кто стоял у истоков нашей компании;

При этом нельзя дать аудитории возможность потерять основную мысль, необходимо повторять её, варьируя и развивая за счет иллюстраций, ярких деталей. В конце выступления следует отвести взгляд от аудитории, чтобы слушатели не усомнились в достоверности информации, только что изложенной спикером. Это послужит знаком уверенности в своей правоте и положительном эффекте, произведенном выступлением.

3. Удачная композиция речи. Устное PR-обращение должно иметь следующую структуру:

· Вступительная часть. В ней всегда называется тема и перечисляются конкретные вопросы, которые будут затронуты в выступлении. И не забудьте об изюминке! Это может быть намек на всем известный казус, который, впрочем, не должен обижать какое-то конкретное лицо, или, например, сетования на слишком жесткий регламент, который не позволяет рассказать уважаемой аудитории «парочку новых анекдотов о топ-менеджерах на отдыхе».

· Центральная часть. Здесь выступающий в четко построенной логической последовательности доказывает необходимость определенных действий в соответствии с предложенным планом; принятия новой стратегии развития; реструктурирования организации и др. При этом приводятся факты, доказывающие правильность изложенной идеи. Если информация слишком сложна для восприятия, она подается в виде визуальных материалов. Однако следует помнить, что они отвлекают внимание слушателей от персоны выступающего, поэтому пользоваться ими нужно с вы­веренной точностью и мерой.

· Заключительная часть. Здесь обязательно должны содержаться выводы, повторяющие основные тезисы выступления. Уйдите под аплодисменты! Как этого добиться? Придумайте красивую фразу, в которой будет выражена надежда на процветание фирмы, а лучше – уверенность; пожелание встретиться в этом же или расширенном составе через некоторое (реально намеченное) время; удовлетворение от полученных результатов деятельности организации и т.п.

4. Юмор. Он оживляет речь, но выступление не должно задеть или обидеть какую-либо часть слушающей его аудитории. Пользоваться этим приемом надо осторожно, т. к. юмор носит личностный характер.

Для западной политической культуры характерно активное использование юмора при произнесении речей. Но чтобы совсем уж не прослыть комиком, Фрейзер Зейтель предлагает следующие три правила, касающиеся юмора:

1. Он должен быть релевантным;

2. Он должен быть хорошего вкуса (следует избегать таких тем, как вес, рост, возраст, религия и раса);

3. Он должен быть свежим.

Мы видим, что выступления как бы формируют коммуникативную среду вокруг организации, привлекают к ней внимание, восстанавливают в памяти ее прошлые успехи, служат указанием на будущее. В качестве примечания следует добавить, что уже существуют и компьютерные программы, облегчающие написание речей.

Роль юмора в создании хороших речей подчеркивает работа Марка Каца, который уже семь лет пишет речи для президента США. Он привлек к себе особое внимание, когда на экранах появился фильм, где Клинтон сыграл сам себя, уходящего в отставку. Он там моет президентский автомобиль, играет в «морской бой» и т.д. Сам Марк Кац о своей работе с Клинтоном говорит следующее:

«Клинтон действительно невероятно талантлив. Он талантлив во всем, что делает, в том числе и в том, как он выражает свои эмоции. Понимаете, я еще не слышал от людей, что президент должен быть смешным. Но, тем не менее, все без исключения признают, что, когда Клинтон хочет рассмешить, он может это сделать не хуже любого профессионального комика. А это, согласитесь, немало. К тому же есть один достаточно простой психологический момент: люди смеются над его шутками во многом потому, что их со сцены произносит президент Соединенных Штатов. Если бы эту же фразу перед микрофоном произнесли вы или я, то, уверяю вас, такой реакции не последовало бы. А президент, который легко шутит, становится ближе и понятнее людям. И, поверьте мне, это сразу же сказывается на президентском рейтинге» («Новые известия», 2000, 15 августа).

Итак, следует подчеркнуть важность знания психолингвистических характеристик личности спикера и учитывания их в деятельности спичрайтера. Тонкость и деликатность подобного подхода позволят сделать его работу эффективной и высокопрофессиональной. Совершенно необходимым представляется использование разнообразных ресурсов стилистики и законов построения успешной речи в соответствии с риторическим каноном.

Анализ индивидуального стиля позволит спичрайтеру в дальнейшем легче настроиться на волну оратора. Чем лучше проведен анализ, тем больше гарантия, что написанный текст будет звучать, как естественное выступление именно данного человека.

Спичрайтеры с опытом советуют не писать полный текст речи. Нужно готовить лишь тезисы выступления, которые руководитель уже самостоятельно пусть разворачивает при докладе. Например, Андрей Мамонтов, автор книги «PR на 100 %» рассказывает, что когда он готовит выступление, то делает небольшие бумажные карточки 11х9 см. На каждой карточке по одному тезису из тех, которые необходимо затронуть в выступлении. Карточки выстраиваются подряд по порядку в соответствии со структурой доклада. Такой способ очень эффективен, т. к. позволяет быстро реагировать на настроение аудитории и вносить изменения по ходу мероприятия. Если мое выступление не единственное и не первое по порядку, то слушая предшествующих ораторов, можно внести дополнительные акценты, поменять порядок карточек (тезисов) или отказаться от некоторых, например, дублирующих предшественников.

В установочном интервью необходимо вместе с клиентом ответить на следующие вопросы:

Какую информацию следует донести до аудитории;

К каким выводам подтолкнуть слушателей;

Какими аргументами следует подкрепить (проиллюстрировать) его позицию;

Как это поможет компании в достижении ее целей?

Итак, по окончании интервью спичрайтер должен точно знать, ч то хочет сказать будущий оратор и как он хочет это сказать.

Советы тому, кто хочет стать хорошим помощником своего руководителя в создании текстов публичного выступления:

1. Всегда ходите на выступления своего руководителя. Это поможет вам:

- лучше понять стиль изложения вашего руководителя и учитывать это в подготовке последующих речей;

- проанализировать удачные и не очень моменты выступления и позже обсудить это с шефом.

2. Собирайте удачные шутки, истории, притчи, чтобы использовать их в речах.

3. По возможности следите за выступлениями руководителей конкурирующих компаний. Знайте, о чем они говорят, за что агитируют и как умеют себя преподносить. Учитывайте это в речах своего босса, особенно если вы готовите речь для мероприятия, на котором будут выступать и ваши конкуренты.

 

Вопросы для самопроверки

1. Каков главный принцип спичрайтинга?

2. В чем заключается специфика жанра интервью и каковы его виды?

3. Укажите психолингвистические основы подготовительного этапа спичрайтинга.

4. Понятие психогеометрического типа личности и ее характеристик.

5. Какова методика проведения психогеометрического теста клиента?

6. Каковы общие рекомендации по подготовке текста и клиента к публичному выступлению на начальном этапе?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.170.67 (0.01 с.)