Особенности деятельности спичрайтера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности деятельности спичрайтера



Для любого PR-специалиста главным профессиональным требованием является эффективное владение коммуникационными навыками, которые включают в себя умение логично и правильно пользоваться как устной, так и письменной речью, грамотно оформлять свои мысли в тексты. С точки зрения коммуникации любой текст является главной коммуникационной единицей, которая не только структурирует форму информационного сообщения, но в то же время стремится вызвать осмысленный ответ, отклик получателя. Можно сказать, что коммуникация заключается в обмене действиями, порождающими и интерпретирующими тексты.

Французский философ Жак Деррида считал, «что «ничего не существует вне текста», а ученица Р. Барта Ю. Кристева предложила термин «интертекстуальность» для обозначения особого метода прочтения любого текста как составной части широкого контекста культуры, т.е. всякий текст представляет собой открытую для интерпретаций структуру, существующую за счет многих предшествующих текстов (культурного опыта)» [Черных, 2008, с. 41].

Деятельность спичрайтера предполагает тщательную и кропотливую работу по подготовке текста публичного выступления. После того, как спичрайтер получил определенный заказ, начинается долгий процесс работы. «Интересно, что, по мнению некоторых специалистов, на каждые пять минут выступления должно приходиться не менее трех часов работы над сценарием» [10]. Наиболее распространенная схема деятельности речеписца состоит в последовательном исполнении следующих этапов: 1) подготовка; 2) интервьюирование; 3) исследование; 4) организация и написание речи [Сайтэл, 2002, с. 333].

Первый, подготовительный этап подразумевает четкий ответ на вопросы о предстоящем выступлении спикера: кто, что, где и когда. Ответы на эти же вопросы укладываются в один смысловой абзац информационного журналистского текста – лид. Но для спичрайтерского текста также важен ответ на вопрос зачем? Для чего? Подходит и классическое описание акта коммуникации Г. Лассуэла (Five w's): кто, что говорит, по какому каналу, кому, с каким эффектом?

Спичрайтер должен иметь представление о личностных качествах, характере, имидже, общественном положении, манерах говорить и держаться на публике того, для кого он пишет текст. Некоторые спичрайтеры и политические лидеры были не просто коллегами, но и друзьями, единомышленниками. Одной из гарантий успеха является осведомленность в характере аудитории. Знание о ней позволяет удовлетворить потребности, интересы слушателей. Ответ на вопрос «что» является темой публичного выступления. Формулировка темы должна быть четкой, не слишком общей или узконаправленной. Одним из главных приоритетов в подготовительном этапе работы спичрайтера является ответ на вопрос «зачем?», т.е. определение главной задачи публичного выступления. На этом этапе есть очень тесная связь с формулированием основного тезиса речи, или, как его называл М.М. Сперанский, «царствующей мысли». Если в теме речи предъявляется только предмет выступления, то тезис выступает как стержень высказывания, сохраняющий смысловое единство речи. Наиболее тесно тезис связан с задачей и является по существу одним из возможных ответов на вопрос, заключенный в задаче, ответ, который выступающий предлагает слушателям.

Второй этап подготовки речи заключается в интервьюировании лица, которому придется произносить эту речь. В процессе общения спичрайтеру нужно четко выявить объект разговора, т.е. цель речи, выяснив, чего конкретно хочет добиться от аудитории оратор в результате выступления. После следует определить основные пункты, важные смысловые моменты, на которых будет основываться выступление. Немаловажный момент заключается в необходимости прочувствовать личность оратора, его характер, манеру говорить, чувство юмора. Проанализировав психологический портрет заказчика, опытный спичрайтер может подготовить такой текст, будто будущий спикер написал бы его сам. Так главного спичрайтера Барака Обамы Джона Фавро, сам президент называет своим «чтецом мыслей».

Исследование – это следующий этап, направленный, прежде всего, на разработку темы. В методической литературе для референтов можно найти следующие стратегические установки: установление степени изученности явления или проблемы;изучение истории явления, определение степени и характера и его эволюции;установление степени актуальности, практической важности разрабатываемой темы;ознакомление с конкретным опытом деятельности, относящимся к разрабатываемой теме;установление сходств и различий в подходах к явлению или проблеме;выявление несоответствия новых, обнаруженных спичрайтером фактов принятым мнениям;сопоставление исследуемого вопроса с его современными аналогами в других областях знаний, регионах и т.п. и проведение возможных аналогий.

 

После начинается этап работы с различными источниками, сборка материала. В современных условиях спичрайтер может воспользоваться самой различной информацией, которую можно получить из книг, Интернета, интервьюирования специалистов; поможет и обращение к текстам предыдущих выступлений заказчика. Немаловажно продумать то, каким будет так называемый поддерживающий, вспомогательный материал. Это могут быть примеры, цифровые данные и авторитетные мнения.

Использование ярких, конкретных примеров в выступлении помогает слушателям не только лучше понять идеи оратора, но и лучше их запомнить. С помощью примеров можно пояснить непонятные, сложные факты, превратить абстрактные идеи в конкретные, проиллюстрировать их. Главная ценность статистических данных в том, что они могут подтвердить ваши идеи цифрами, это особенно важно, если задача выступления состоит в освещении какой-либо проблемы. Примеры могут оживить проблему и заставить слушателей прочувствовать ее, но именно цифры помогут понять, скольких людей затронула эта проблема. Цитаты или высказывания авторитетных людей также придают речи убедительность, подтверждают значимость идей спикера. По завершению процесса подготовки спичрайтер приступает к написанию текста для выступления заказчика.

Спичрайтерский текст – очень хрупкая и сложная конструкция, требующая специфических лингвистических познаний специалиста, таких как знание видов публичной речи, умение определять цели и мотивы публичного выступления, разбираться в методах убеждения (с помощью аргументов и с помощью обоснования) и приемах убеждения слушателя (доверие к выступающему, техника аргументации, обращение к эмоциям). Особое внимание уделяется алгоритму подготовки, написания и выдвижения тезисов публичного выступления. Следует помнить, что существуют различные структуры публичного текста, речевые приемы, контактоустанавливающие средства, методы последовательного изложения основного явного тезиса выступления, средства выразительности публичной речи, роль и объем юмора. Описание этих различных техник и методик может послужить темой для отдельного исследования. Но и этих навыков недостаточно для построения эффективного политического текста, нужно разбираться в психологии, социологии, политологии, наконец. Таким образом, профессия спичрайтера требует привлечения большого количества ресурсов и навыков. Тем интереснее проследить историческое развитие профессии в России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.006 с.)