Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ломоносовский период (ii пол. XVIII В. – нач. XIX В. )Содержание книги
Поиск на нашем сайте Считается, что именно М.В. Ломоносов положил начало научной русской риторики, написав «Краткое руководство к красноречию» (1748 г.), состоящее из трех частей: «О изобретении», «О украшении», «О расположении». Построение своей книги он обосновывает так: «Риторика есть учение о красноречии вообще… В сей науке предлагаются правила трех родов. Первые показывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретение украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется Риторика на три части – на изобретение, украшение и расположение». Основные теоретические положения риторики в книге М.В. Ло-моносова сопровождаются цитатами из сочинений знаменитых писателей Древней Греции и Древнего Рима, Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени, данными в авторском переводе. Много в учебнике примеров, написанных самим Ломоносовым, в том числе стихотворных. В «Кратком руководстве» Ломоносов дает следующее определение риторики: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об иной мнению». Следовательно, по Ломоносову, риторика есть искусство убеждения. Именно М.В. Ломоносов утвердил в употреблении термин «красноречие», выбрав его из длинного ряда синонимов (см. выше), при этом он различал термины: риторика – «наука», «учение», «правила» и красноречие – «искусство», умение «красно говорить», а также тексты словесности. «Краткое руководство к красноречию» издавалось при жизни Ломоносова не менее трех раз. Все позднейшие русские риторики основывались на этом труде М.В. Ломоносова. Многие высказывания Ломоносова современны и сегодня: так, например, для красноречия, по Ломоносову, необходимы, прежде всего, душевные (острый ум и память) и телесные (громкий голос, «долгое» дыхание, приятная внешность и осанка) дарования. Однако одних природных качеств недостаточно, чтобы стать оратором. Одним из важнейших требований теории красноречия является знание элементов и структуры публичной речи. В «Риторике» Ломоносова предлагается строить речь из четырех частей: - вступление, - пояснение, - утверждение, - заключение. Указаны задачи каждой части, даны советы, как каждую из них произносить. Много внимания уделено логической значимости аргументов, а также средствам усиления эмоциональности речи. Оратор должен влиять и на разум, и на чувства слушателей. А чтобы разбудить чувства, нужно глубоко знать «нравы человеческие», учитывать состояние, возраст, пол слушателей. Наиболее содействуют «возбуждению страстей» образность речи, выразительность стиля и убежденность оратора. В своем учебнике Ломоносов приводит очень много полезных наблюдений и советов оратору, предвосхитив целый ряд закономерностей, которые спустя многие десятилетия будут сформулированы социальной психологией, теорией управления и другими науками. В 90-е гг. XVIII в. появляются еще три работы, которые условно относятся к ломоносовскому периоду: - А.С. Никольский «Основания российской словесности» (1792 г.); - М.М. Сперанский «Правила высшего красноречия» (1792 г.); - И.С. Рижский «Опыт риторики» (1796 г.). Рукописный курс М.М. Сперанского (1777–1839) (работа была опубликована после смерти автора только в 1844 г.) расходился во множестве списков и обладал несомненным влиянием благодаря оригинальному стилю. В этой работе детально рассмотрены вопросы структуры публичного выступления, аргументации, композиции и выразительности речи. Много внимания уделено способам воздействия на слушателей и достижения оратором поставленной цели. М.М. Сперанский считал, что «основание красноречия суть страсти», т.е. сила чувства и живого воображения. Два главных предмета красноречия, по его мнению, - это «склонить ум, тронуть сердце». Он исходил из триединой задачи оратора: изобретение, расположение и изложение речи. Очень важным является тот этап, когда оратор, уже зная содержание будущей речи, пытается привести ее в такой порядок, который наилучшим образом выявлял бы силу и истинность содержания. Для этого расположение мыслей в речи должно подчиняться двум правилам: - все мысли должны быть связаны между собой так, чтобы одна вытекала из другой, что позволит сосредоточить внимание слушателей, а также легко переходить от одного предмета к другому; - все мысли должны быть подчинены одной главной, доминирующей. И.С. Рижский (1759–1811) десять лет преподавал риторику и логику в Санкт-Петербургском горном училище, затем стал первым ректором Харьковского университета, открывшегося в 1805 г. Это было время наиболее значительной и плодотворной деятельности Рижского. «Опыт риторики», изданный в 1796 г., трижды переиздавался (1805, 1809, 1822). По этой книге занимались несколько поколений русских учащихся. Учебник состоял из 4-х частей. Первая часть была посвящена чистоте русской речи, что, по мнению Рижского, является её основным качеством. «Говорить и писать исправно, т.е. чистым российским языком, есть долг всякого благовоспитанного россиянина», - писал он. Работы этих авторов (Никольского, Сперанского, Рижского) наряду с «Риторикой» Ломоносова подготовили следующий этап в развитии русской риторики.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.0.67 (0.006 с.) |