ТОП 10:

Организационные формы оптовых закупок



Оптовые закупки могут осуществляться вне ярмарок и через организаторов оптового оборота.

Внеярмарочная форма оптовых закупок

Внеярмарочная форма оптовых закупок целесообразна, если речь идет об общеизвестных товарах с постоянными характе­ристиками, простого ассортимента, о малых партиях закупок, а также о разовых закупках. В этом случае проводится коммерческая деятельность по поиску поставщика (переписка, теле­фонные переговоры), подготовительная работа по изучению и согласованию условий поставки. Таким образом, может быть закуплена часть продовольственных товаров (молоко, хлеб и хлебобулочные изделия, масло животное и т.п.), а также неко­торые общеизвестные непродовольственные товары (бензин, шифер, кирпич и т.п.). Информация об этих товарах дает воз­можность сформировать однозначное представление о них. Такая форма может быть использована и при закупке товаров сложного ассортимента, когда покупатель ведет поиск това­ров, которых недостаточно для удовлетворения спроса, нахо­дит их и заключает договор на основе свободного волеизъявле­ния сторон.

Внеярмарочная форма оптовых закупок нецелесообразна в том случае, если каждому субъекту (и продавцу, и покупателю) необходимо вести поиск партнера для установления хозяйствен­ных связей по большому количеству товаров и сложной ассорти­ментной структуре. В таких случаях оптовые закупки осущест­вляются через организаторов оптового оборота (на оптовых ярмарках, оптовых и мелкооптовых рынках, товарных биржах, через торговые дома, на торгах в форме конкурса или аукциона).

форма закупок. Она имеет ряд преимуществ: у покупателя появ ляется возможность ознакомиться с реальными образцами то­варов, предлагаемых поставщиками, просмотреть демонстра­цию моделей, модификаций, проверить их в действии, полу­чить нужную коммерческую информацию и консультацию. Кроме этого, ускоряются сроки заключения договоров, опера­тивно рассматриваются заказы покупателя на поставку това­ров, находится взаимовыгодное решение, разрабатывается и подписывается спецификация к договору, без которой он счи­тается недействительным, т.е. заказ покупателя, скорректиро­ванный с учетом возможностей поставщика и подписанный обеими сторонами, превращается в документ, имеющий юри­дическую силу,—спецификацию к договору. Преимущества яр­марочной формы определяются и тем, что значительно упро­щается процесс разрешения разногласий между продавцом и покупателем.

При ярмарочной форме оптовых закупок укрепляются лич­ные контакты между покупателями и поставщиками, оператив­но доходит до изготовителя информация о конъюнктуре рын­ка, усиливается воздействие покупателя на поставщика по воп­росам выпуска конкурентоспособного ассортимента, появляет­ся возможность более гибкого и своевременного реагирования на изменение спроса покупателей.

Координацию выставочно-ярмарочной деятельности осу­ществляет Министерство торговли Республики Беларусь. Нор­мативным документом, регулирующим эту работу, является Положение о порядке организации выставок и ярмарок, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 890 от 22 июля 2004 г.

Рассмотрим основные понятия, используемые в этом Поло­жении.

Выставка — это мероприятие, предназначенное для де­монстрации посетителям образцов товаров, возможности вы­полнения работ, оказания услуг в целях рекламы данных това­ров, работ, услуг их производителей (продавцов), проводимое определенное и ограниченное время в специально обозначен­ном месте.

Оптовая ярмарка — это самостоятельное мероприятие, до­ступное для всех товаропроизводителей, оптовых продавцов и покупателей, организуемое в установленном месте и на уста­новленный срок с целью заключения договоров купли-продажи и формирования хозяйственных связей. Информация о та­ких ярмарках заранее доводится в публичном порядке до участ­ников. Они могут проводиться с демонстрацией товаров и (или) без нее (по описаниям, каталогам, прайс-листам, слай­дам, видеороликам и т.п.).

Оптовые ярмарки классифицируются по ряду признаков.

По продолжительности работы они могут быть: не ограниченные календарными сроками и проводимые в определенное и ограниченное время.

Не ограниченные календарными сроками ярмарки призваны в условиях свободного выхода хозяйствующих субъектов на ры­нок помочь им быстрее найти друг друга, ознакомиться с пред­лагаемым ассортиментом, условиями поставки. При этом воз­никает возможность зондирования рынка, апробирования то­варов-новинок, проведения пробных продаж небольшими пар­тиями, чтобы изготовители могли переориентировать свое производство на выпуск товаров, пользующихся спросом. Как пра­вило, ассортимент таких ярмарок имеет универсальный харак­тер. Их участниками могут быть организации области незави­симо от их ведомственной принадлежности, формы собствен­ности. Функционирование ярмарок, не ограниченных кален­дарными сроками, — важное условие для активизации и разви­тия свободных закупок.

Ярмарки, проводимые в определенное и ограниченное время, поз­воляют свести в одном месте продавцов и покупателей опреде­ленной группы товаров для их закупки на очередной хозяйствен­ный год. Здесь должны в обобщенном виде столкнуться интере­сы торговли и промышленности, имеется возможность предпри­ятиям-изготовителям заранее ознакомиться с требованиями рынка и учесть их при формировании своих производственных программ как по объему, так и по номенклатуре. Такие ярмарки могут проводиться с различной периодичностью (один или два раза в год, по сезонам, по мере необходимости). В качестве при­мера можно выделил» ярмарки по продаже одежды, обуви, три­котажных товаров, мебели и по другим товарным группам на очередной плановый год. Они специализируются по товарам ка­кой-либо отрасли или товарной группы, ее части.

В настоящее время активизируется внешнеторговая ком­мерческая деятельность, достаточно часто проводятся между­народные оптовые ярмарки: иностранные выставки, междуна­родные выставки (ярмарки), национальные выставки (экспо­зиции) Республики Беларусь за рубежом, региональные выстав­ки (ярмарки).

По ассортиментному признаку ярмарки подраз­деляются на универсальные, специализированные и отраслевые.

Министерство торговли Республики Беларусь на основании предложений республиканских, областных исполнительных органов управления, государственных организаций, Торгово-промышленной палаты формирует календарь проведения вы­ставок, ярмарок, экспозиций на очередной год и доводит его до всех заинтересованных субъектов. Выставочно-ярмарочная деятельность является важнейшим инструментом развития экономики, повышения конкурентоспособности товаров на рынке, формирования экспортного потенциала. На выставках демонстрируются достижения в области совершенствования продукции, услуг, технологий. Они являются важным источни­ком информации о состоянии и перспективах развития товар­ных рынков.

Выставочно-ярмарочная деятельность в Республике Бела­русь как рыночная форма контактов субъектов коммерческих взаимоотношений интенсивно развивается с начала 1990-х гг. В настоящее время достаточно часто проводятся выставки-яр­марки практически по всем секторам экономики и потреби­тельского рынка Республики Беларусь (промышленность, энергетика, сельское хозяйство, строительство, химия, телеком­муникации, банковские технологии, медицина, образование, реклама, полиграфия, туризм, товары массового спроса и др.). Организаторы выставок, независимо от форм собственности, работают в тесном контакте с заинтересованными министер­ствами и ведомствами, а также с региональными администра­циями, чтобы максимально учесть их интересы при формиро­вании разделов экспозиции и приглашении участников выстав­ки. Выставочно-ярмарочная деятельность превращается в само­стоятельный сектор белорусской экономики. ^Существенную роль в продвижении белорусских товаров на зарубежные рынки и формировании положительного имиджа нашей страны играют национальные выставки Республики Бе­ларусь за рубежом и национальные разделы на иностранных выставках.

Финансирование организации и проведение выставок осу­ществляется за счет участников (экспонентов), которые опла­чивают предоставляемые им организаторами выставочные услуги. Цены дифференцированы для различных категорий участников. Белорусские участники имеют существенные льго­ты по сравнению с иностранными. Научным, учебным, бюд­жетным организациям может быть предоставлено право участ­вовать в выставках бесплатно.

Важное место в организации выставочно-ярмарочной де­ятельности принадлежит таким специализированным компа­ниям, как НВЦ «БелЭкспо», ЗАО «Техника и коммуникации», ЗАО «МинскЭкспо», ВО «Экспофорум», ЗАО «Центр XXI», ко­торые занимаются организацией национальных и международ­ных специализированных выставок и ярмарок.

Кроме вышеназванных субъектов эту работу проводят Бело­русская торгово-промышленная палата, концерн «Белресурсы». Они стремятся организовать ее в регионах, наладить работу постоянно действующих выставок, что обеспечивает оператив­ное ознакомление с наличием товарного предложения в регио­нах и дает возможность заключения договоров.

Руководство ярмаркой осуществляет ярмарочный комитет, оперативные функции выполняют дирекция ярмарки, группа (бюро) по учету договоров и арбитражная комиссия. В 10-днев- ный срок после завершения выставки (ярмарки) отчет о ее ре­зультатах представляется в Министерство торговли Республики Беларусь, которое отчитывается перед Советом Министров Республики Беларусь о выполнении плана национальных вы­ставок (экспозиций) за рубежом по итогам года.

Оптовые и мелкооптовые рынки

Оптовые и мелкооптовые рынки как организаторы оптово­го оборота расширяют возможность закупки товаров мелкими партиями. Они приобретают товары от различных поставщи­ков для их последующей продажи, оказывают активную под­держку малому и среднему бизнесу, обеспечивают более тес­ную интеграцию с поставщиками и покупателями товаров. Для активизации малого и среднего бизнеса, усиления его роли в продаже товаров отечественного товаропроизводителя разви­тие оптовых и мелкооптовых рынков является актуальной зада­чей. Они могут выполнить роль связующего звена между бизне­сом и отечественным товаропроизводителем, оказать помощь в снижении товарных запасов и помочь в решении проблемы сбыта товаров отечественных товаропроизводителей.

Оптовый и мелкооптовый рынки представляют собой место купли-продажи конкурентоспособного товара (например, сель­скохозяйственной продукции, продовольствия и др.). В отли­чие от таких форм оптовой торговли, как ярмарки и товарные биржи, оптовые и мелкооптовые рынки располагают собствен­ным складским хозяйством.

Эта организационная форма сотрудничества нескольких са­мостоятельных с правовой и хозяйственной точек зрения про­изводственных и торговых организаций, основанная на добро­вольных началах, выгодна всем ее участникам.

Целесообразность их создания определяется тем, что появ­ляется возможность координировать деятельность поставщи­ков и оптовых покупателей, эффективнее управлять ею, гибко реагировать на рыночные изменения, совместно организовы­вать мероприятия по стимулированию сбыта товаров.

В условиях усиления конкуренции взаимовыгодное сотруд­ничество всех участников оптового рынка может расцениваться как способ обеспечить каждому из них прочное положение на рынке. Такая форма организации оптовой торговли может рассматриваться как целесообразная и для системы потреби­тельской кооперации, а также как одно из направлений выхода кооперативного опта из кризиса.

Разновидностью оптового рынка являются мелкооптовые магазины-склады «кэш эцд кэрри» («плати и уноси»), предназна­ченные для обслуживания мелких покупателей, владельцев мелких магазинов, ларьков, киосков, палаток. Эти магазины- склады торгуют со скидкой, предлагают более ограниченный ассортимент товаров и меньше услуг покупателям за более низ­кую цену. В Республике Беларусь действует законодательство, делающее возможным ведение экспериментальных операций типа «кэш эцд кэрри». В настоящее время принимаются меры, в том числе и на законодательном уровне, по активизации такой формы торговли при работе с товарами отечественных товаропроизводителей, чтобы предоставить представителям малого бизнеса возможность закупать эти товары для последу­ющей их продажи. Примером может служить ОАО «Минский оптовый рынок», предоставивший свои складские площади для отечественных товаропроизводителей. Первым на предостав­ленных площадях свой магазин-склад открыло Министерство легкой промышленности. Широкое использование такой воз­можности будет способствовать активизации продаж и сниже­нию товарных запасов.

Товарные биржи

Биржа как инструмент рынка. Товарные биржи — постоян­но функционирующий оптовый рынок какого-либо товара, представляющий собой сложный рыночный механизм с комп­лексом правил, регламентирующих поведение хозяйствующих субъектов. В то же время хозяйствующие субъекты на биржах имеют определенную свободу действий.

Биржевой механизм организационно обеспечивает пред­ставление в одном месте спроса и предложения на рынке и формирование рыночной цены.

Самостоятельно хозяйствующие субъекты встречаются на бирже, чтобы, с одной стороны, реализовать свои товары с целью получения прибыли, а с другой — удовлетворить свой собственный спрос. На бирже покупатель и продавец не связаны друг с другом, а осуществляют процесс купли-продажи че­рез брокера. Цена зависит от спроса и предложения.

Биржевой механизм призван отстаивать наиболее выгодные условия производства и реализации товара и получение макси­мального дохода.

Доход биржи слагается из комиссионных сборов от сделки. Кроме того, биржа продает информацию. Нужны меры по оживлению активности биржевой торговли. Она может внести существенный вклад в развитие конкурентной торговли.

Порядок создания товарном биржи. Учредителями товар­ной биржи могут быть организации с различной формой собственности, отдельные лица, государственные ведомства и местные органы власти. Необходимо определить товар или товары, способные стать предметом биржевых торгов, допус­тимые к использованию технологии торгов (например, элект­ронные).

Учредителями ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» выступают:

• от Министерства торговли Республики Беларусь — кон­церн «Белресурсы», РУП «Белторгинфосервис»;

• от Управления делами Президента Республики Беларусь — РУП «Белвнешторгинвест»;

• от Совета Министров Республики Беларусь—РУП «Белэк- симгарант»;

• АСБ «Беларусбанк».

При выборе биржевого товара следует учитывать, что он должен обладать качественно однородными, взаимозаменяе­мыми признаками, так как товар на бирже продается и поку­пается без его предъявления и осмотра по образцам или стан­дартам.

Основными признаками биржевого товара являются:

• стандартизированность;

• взаимозаменяемость;

• низкий уровень монополизации;

• массовость производства;

• устойчивый спрос.

Определив биржевой товар, устанавливают и ассортимент­ный профиль биржи. Биржа может быть узкоспециализирован­ной, т.е. проводить операции с однородным товаром, или уни­версальной.

Далее следует выбрать место размещения товарной биржи с учетом наличия развитых информационных сетей, складских площадей и оформить регистрацию биржи. Она может быть го­сударственным или акционерным обществом. Функции товар­ных бирж можно разделить на основные и вспомогательные. К ним относятся:

• совершение различного рода биржевых сделок;

• спекулятивные операции (игра на разнице в ценах) в день заключения и исполнения сделки;

• хеджирование цен (страхование от возможных потерь в случае изменения рыночных цен при заключении сделок на ре­альный товар);

• котировка цен на товары (периодическая оценка);

• установление стандартов на биржевые товары;

• разработка типовых контрактов;

• осуществление арбитражных функций;

• ведение расчетов между членами биржи (через расчетную палату);

• информационная деятельность;

• оказание услуг клиентам.

Виды биржевых сделок. На товарных биржах совершаются два основных вида сделок:

• сделки на реальный товар;

• срочные (фьючерсные) сделки.

Сделки на реальный товар осуществляются с предъявлением товара либо товарных образцов на месте и за­вершаются действительным переходом товара от продавца к покупателю, т.е. сдачей-приемкой товара на одном из бирже­вых складов. В зависимости от сроков поставки делятся на сделки с немедленной поставкой и сделки с поставкой в бу­дущем.

Сделки с немедленной поставкой называются сделками на на­личный товар. В таком случае товар, продаваемый на бирже, должен находиться на одном из складов биржи и передается покупателю сразу же после заключения сделки (в срок от 1 до 15 дней, в зависимости от правил биржи).

Сделки на товар с поставкой в будущем называются сделка­ми на срок или форвардными. Они предполагают поставку продавцом реального товара по цене, зафиксированной в сдел­ке в момент ее заключения и в указанный в ней срок. Длитель­ность этого срока устанавливается биржей в правилах ее работы. Продавец обязан к указанному сроку поставить товар на склад биржи, взамен он получает сохранное свидетельство. На бирже с этим товаром совершаются сделки и производятся расчеты.

К сделкам с последующей поставкой относятся также сдел­ки на товар, находящийся в пути, и сделки на товар с последу­ющим прибытием.

Форвардные сделки благодаря гарантийным обязатель­ствам сторон в настоящий период более распространены.

Срочные (фьючерсные) сделки в отличие от сде­лок на реальный товар не предусматривают обязательства сто­рон поставить или принять реальный товар, а предполагают куплю и продажу права на товар (бумажные сделки). В соот­ветствии с их условиями уплата денежных сумм за товар произ­водится через определенный срок после заключения сделки по цене, установленной в ней. В этих сделках согласовываются две позиции: цена и срок поставки. Все остальные условия стандарт­ные, определяются биржевыми правилами. Различают следую­щие виды фьючерсных сделок:

• простую, предусматривающую выполнение обязательств в определенные сроки по фиксированным на момент заключе­ния сделки ценам;

• премиальную, предполагающую выплату одним из контр­агентов сделки премии за пересмотр партнером первоначаль­ных условий сделки или отказ от нее. Основная цель — получе­ние разницы в ценах, возникающей к сроку завершения сде­лок. Результатом таких сделок является не передача реального товара, а уплата или получение разницы между ценой договора в день его заключения и ценой в день исполнения. Фьючерсная сделка применяется для страхования от возможных потерь в случае изменения рыночной цены. Страховочная операция по­лучила название хеджирование. Покупатель реального товара осуществляет хеджирование продажей, а продавец реального товара — покупкой. Хеджирование может быть проведено че­рез опцион.

Опционная сделка представляет собой сделку купли-продажи прав на будущую куплю или продажу по установленной цене товаров или контрактов на поставку товаров.

Фьючерсная торговля в данный период используется огра­ниченно, но должна получить распространение в перспективе. Это определяется тем, что фьючерсная сделка заканчивается не поставкой товаров, а ликвидацией контракта (закрытием по­зиции), т.е. если кто-то купил контракт (открыл позицию), то должен в последующем его продать, и наоборот, если кто-то продал контракт, то кто-то должен его выкупить.

Таким образом, товарная биржа перестает выполнять функ­цию обмена наличным товаром, но сохраняет функцию цено­образования — «открытия цены».

Совокупность фьючерсных контрактов, которые оборачи­ваются на бирже, представляет собой как бы зеркальное отра­жение совокупности наличных товаров. Фьючерсный контракт дает возможность сосредоточить спрос и предложение на дан­ный товар в едином центре независимо от физического движе­ния товара.

Фьючерсные биржи выполняют роль центров рыночного ценообразования: цены, устанавливающиеся на бирже, служат ориентиром, отправной точкой для рынков физического това­ра. Кроме того, механизм фьючерсной торговли обеспечивает страхование ценового риска.

При всей неразвитости рынка в Республике Беларусь целе­сообразно использовать фьючерсную торговлю.

Техника проведения биржевых операций. Биржа не имеет права проводить сделки купли-продажи от своего имени. По­средником между продавцом и покупателем на биржах является брокер, который от имени своего поручителя ведет дело по за­ключению сделки, за что получает куртажное вознаграждение.

Взаимоотношения между брокерами и клиентами оформля­ются договором на оказание брокерских услуг по купле-прода­же. В договоре указывается:

• полное наименование договаривающихся сторон;

• место и время заключения договора;

• предмет договора;

• взаимные гарантии;

• условия расчетов;

• порядок осуществления связи;

• ответственность сторон и порядок рассмотрения споров;

• срок действия;

• основания изменения и прекращения договора;

• особые условия;

• реквизиты сторон.

 

После заключения договора клиент на каждую партию това­ра выдает брокеру договор — поручение на покупку или прода­жу этого товара или фьючерсного контракта.

Брокер в соответствии с договором на брокерское обслу­живание обязан представлять клиенту отчет по каждому до­говору-поручению, извещать клиента о продаже или снятии с торгов товаров или фьючерсных контрактов, информиро­вать клиента о положении на рынке по интересующим кли­ента товарам.

Биржевая торговля строится на следующих основных прин­ципах:

• реализация и приобретение товаров происходят только на основе реального спроса и предложения в процессе публичных биржевых торгов;

• достоверность коммерческой информации;

• строгое соблюдение правил биржевой торговли.

Для участия в открытых торгах брокеры должны подать за- явку-обязательство. Перед допуском в операционный зал, где проводится торг, брокеры, подавшие заявку на участие, прохо­дят регистрацию и получают информационный бюллетень, со­держащий список товаров, представленных к торгам (предло­жение к продаже и спрос). При продаже на каждый товар вы­дается регистрационная карточка в двух экземплярах.

При неявке брокера на торг, заявленный им товар автомати­чески снимается с продажи в тот же день, а продажа переносит­ся на следующие торги. К брокеру в этом случае применяются санкции.

Публичные торги начинаются по сигналу. Ведущий торгов (гофброкер) приглашает брокера, заявившего на продажу то­вар, по которому должен состояться торг. Брокер сдает один экземпляр регистрационной карточки гофброкеру, который объявляет предложение о товаре в соответствии с данными ре­гистрационной карточки.

Брокеры, заинтересованные в покупке, могут задавать воп­росы брокеру, продающему товар. После ответов на вопросы начинается торг. Гофброкер спрашивает, есть ли предложе­ние купить товар. Брокер, поднявший первым руку или свой регистрационный номер, является стороной сделки (покупа­телем).

Если одновременно несколько брокеров изъявили жела­ние купить товар, гофброкер по обстоятельствам решает либо разбить партию товаров на отдельные лоты, либо по­вышает цену до приобретения товара одним из покупате­лей. Покупатель сообщает гофброкеру данные о себе. В ре­гистрационные карточки вносятся условия сделки. Гоф­брокер, а также брокеры (продавец и покупатель) ставят свои подписи на двух экземплярах регистрационных карто­чек: один экземпляр регистрационной карточки передает­ся в регистрационное бюро биржи для оформления бирже­вой сделки, другой остается у брокера-продавца для учета его продаж.

С этого момента договор между двумя брокерами приобре­тает юридическую силу.

Если объявлен товар к продаже и со стороны брокеров нет предложения его купить или брокера-продавца не устраивают предложения по условиям покупки, он может заявить ведуще­му торги о снятии товара с данных торгов.

При заключении срочного контракта, когда реальное полу­чение товара происходит через определенное время, покупа­тель и продавец передают брокеру маржу, т.е. некоторую де­нежную сумму — минимальный размер от сделки, определен­ный правилами работы биржи. Брокер вносит маржу в расчет­ную палату биржи, которая существует на каждой бирже. Она регистрирует все срочные сделки и проводит безналичные рас­четы между членами биржи. Схема движения заказа на товар­ной бирже приведена на рис. 6.1.

В присутствии брокера-продавца, брокера-покупателя и представителя биржи по результатам торгов оформляются до­говоры в трех экземплярах, которые заверяются печатью. По одному экземпляру оформленного договора получают под рос­пись стороны, подписавшие договор. Третий экземпляр с дове­ренностями продавца и покупателя остается и хранится на бир­же. За отказ одной из сторон оформить договор к ней предъяв­ляются штрафные санкции.

Расторжение договоров в одностороннем порядке не допус­кается. По результатам биржевых сделок проводится котиров­ка цены на товары, эту информацию доводят до сведения участ­ников биржевого оборота путем публикации в биржевом бюл­летене или другим способом.

 

 

 

 


 


Возникающие споры по вопросам ведения и оформления биржевых операций разрешаются арбитражной комиссией биржи, а в случаях необходимости - Высшим хозяйственным судом Республики Беларусь.

Нарушениями правил биржевой торговли, за которые ее участники несут ответственность, являются:

• разглашение коммерческой информации по сделке, кроме сведений о цене, количестве, месте и сроке исполнения бирже­вой сделки;

• неявка брокера на торги, где выставлено его предложение;

• отказ от оформления сделки после того, как была подпи­сана регистрационная карточка, и др.

К нарушителям могут быть предъявлены следующие санк­ции: наложение штрафа, удаление с торгов, лишение на время или навсегда права ведения биржевых операций, наложение ареста на товары, хранящиеся на складах биржи, опубликова­ние списков брокеров — нарушителей правил биржевой тор­говли в средствах массовой информации, возбуждение уго­ловного дела.

Ответственность за исполнение заключенных на биржах до­говоров несут продавец и покупатель, по поручению которых выступали брокеры.

В последние годы наблюдается положительная динамика биржевой торговли в Республике Беларусь. Растет количество проводимых биржевых торгов, заключаемых на них сделок. Объем биржевых сделок ОАО «Белорусская универсальная то­варная биржа» ежегодно увеличивается. Положительной тен­денцией являются опережающие темпы роста объема бирже­вых сделок на экспорт. Наиболее высокий рост достигнут в секции сельскохозяйственной продукции (в том числе на внутреннем рынке за счет сухого обезжиренного молока), на экспорт (за счет увеличения объема биржевых сделок сухого молока и сыворотки). Объем биржевых сделок растет также в секциях металлопродукции и лесопродукции. Имеются пози­ции, биржевая торговля по которым пока существенно ниже желаемого (например, необработанные шкуры крупного рога­того скота на экспорт). По данной позиции снижается и коли­чество сделок, и объем продаж. Приведенные примеры свиде­тельствуют о большом потенциале биржевой торговли. Воз­можными направлениями совершенствования биржевой тор­говли могут быть:

• развитие сети филиалов ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» в областных центрах Республики Беларусь (в настоящее время они имеются в Гомеле и Бресте);

• развитие электронного оптового рынка;

• расширение сотрудничества с финансовыми организация­ми, банками для повышения надежности расчетов и гарантий исполнения биржевых сделок;

• создание высокоэффективной информационной системы биржевой торговли, надежной и доступной для ее пользова­телей.

Торговые дома

В мировой практике торговым домом принято считать круп­ную оптово-розничную фирму, интегрированную в сферу про­изводства и финансов.

Торговый дом представляет собой многопрофильную орга­низацию, осуществляющую операции по широкой номенклату­ре товаров и услуг. В его функции входят: организация произ­водственной кооперации, научно-технического сотрудничест­ва, участие в кредитно-финансовых операциях, приобретение организаций экспортной направленности, сдача в аренду обо­рудования, сервисно-ремонтные работы, складирование, кон­сультационные услуги.

Торговые дома классифицируются:

• по степени интеграции в производство;

• характеру деятельности.

Торговый дом в отличие от бирж предполагает простую схе­му движения товара. Между изготовителем и потребителем ос­тается один посредник — торговый дом. Именно он оказывает любые виды посреднических услуг, обеспечивающих доведе­ние товара от производства до потребителя. Торговые дома до­статочно хорошо приспособлены к ведению операций с потре­бительскими товарами (одеждой, бытовой техникой, продукта­ми питания и др.). Как крупные оптовые покупатели, они спо­собны приобретать товары большими партиями со значитель­ной скидкой.

Торговые дома предлагают своим клиентам куплю-продажу потребительских товаров, недвижимости, ценных бумаг, предо­ставляют услуги, в том числе брокерские, информационные, могут осуществлять производственную деятельность, экспортно-импортные операции, базироваться в логистических цент­рах или в самостоятельно выбранных регионах.

Основными направлениями коммерческой работы торговых домов являются:

• изучение конъюнктуры торгового рынка;

• оптовая, мелкооптовая, розничная торговля;

• экспортно-импортные операции;

• операции производственного, финансово-кредитного и инвестиционного характера (при необходимости).

Торговые дома работают достаточно эффективно по дове­дению товаров до потребителей. При этом сокращается орга­низационно-хозяйственная и складская звенность при продви­жении товара на рынки, закупаются крупные партии товаров, снижаются затраты и цены, стабилизируется расчетная дис­циплина.

Торговые дома могут развиваться за счет привлечения не только отечественного, но и иностранного капитала.

Преимущества торговых домов обеспечиваются благодаря:

• интеграции различных видов деятельности (производ­ственной, торговой, финансовой);

• наличию собственной инфраструктуры, материально-тех­нической базы;

• формированию устойчивой финансовой системы.

Торги (тендер)

Торги - форма торговли, предусматривающая заключение сделки с лицом, предложившим наиболее выгодные условия (СТБ 1393—2003 «Торговля. Термины и определениям). На тор­гах закупки, размещение заказа осуществляются на конкурс­ной основе, которая предполагает привлечение к определенно­му, заранее установленному сроку предложений от нескольких поставщиков и заключение контрактов с теми, кто предложит наиболее выгодные коммерческие условия. Таким образом, вы­бор поставщика осуществляется на конкурсной основе, что спо­собствует повышению эффективности закупочной работы. В настоящее время в этой сфере активно используются совре­менные информационные технологии и проводятся элект­ронные торги. Они характеризуются тем, что заказ, покупка и продажа осуществляются с применением информацион­ных сетей.

Торги (тендер) проводятся в форме конкурса или аукциона. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Выиграв­шим торги признаются:

• на конкурсе — предложившие лучшие условия (по заклю­чению конкурсной комиссии);

• на аукционе — лицо, предложившее наиболее высокую це­ну (ст. 417 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Поря­док проведения конкурсов и аукционов определен особо в за­конодательной и нормативной базе, касающейся специфики каждого из них.

Виды процедур при осуществлении государственных закупок

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «О государственных закупках» от 17 ноября 2008 г. N° 618 утверждено Положение о порядке выбора поставщика (под­рядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь (далее — Положе­ние), которое предусматривает конкурсный отбор поставщи­ков при любых процедурах закупок. Для осуществления выбо­ра поставщика при государственных закупках организуют кон­курсы, осуществляют процедуру запроса ценовых предложе­ний, процедуру оформления конкурентного листа, процедуру закупки из одного источника.

Заказчик, организатор, уполномоченная организация на ос­нове годового плана закупок и проведенного исследования конъюнктуры рынка разрабатывают задание на закупку (за исключением закупок с применением конкурентного листа), которое должно содержать следующую информацию:

• наименование, количество подлежащего закупке товара, если необходимо - требования к нему;

• ориентировочная стоимость закупки товара;

• источник финансирования;

• вид процедуры закупок, обоснование выбора;

• критерии выбора лучшего предложения;

• требования к участникам;

• список производителей данной продукции в Республике Беларусь;

• сведения о конкурсной комиссии.

Выбор участников осуществляется при наличии документов и сведений, подтверждающих соответствие участников услови­ям проведения процедуры закупок. По результатам конкурса (процедуры запроса ценовых предложений) представляется справка в Министерство экономики Республики Беларусь по утвержденной форме.

Конкурсы представляют собой выбор поставщика для заку­пок на конкурсной основе и используются при ориентировоч­ной стоимости закупок от 8000 базовых величин и более. Кон­курсы могут быть открытые, закрытые, двухэтапные.

Открытый конкурс — это способ выбора поставщика заказчи­ком путем открытого размещения информации о проведении конкурса в официальных изданиях и на официальном сайте. Ин­формация доступна для всех заинтересованных. По сути, она яв­ляется приглашением к участию в конкурсе. При наличии утвержденного задания на проведение открытого конкурса раз­рабатываются конкурсные документы, где отражаются условия конкурса, с которыми все участники могут ознакомиться. Пере­чень информации, содержащейся в конкурсном приглашении, а также перечень документов и сроки представления документов на конкурс определены выше названным Положением.

Конверты с конкурсными предложениями, поступившими на открытый конкурс, регистрируются в порядке их поступле­ния, вскрываются конкурсной комиссией в день, определен­ный в качестве окончательного срока их представления в по­рядке и месте, указанных в конкурсном приглашении, резуль­таты вскрытия конвертов оформляются протоколом заседа­ния конкурсной комиссии. На процедуру вскрытия конвертов допускаются все желающие участники конкурса. Если кон­курсное предложение отклонено, заказчик, организатор кон­курса, уполномоченная организация обязаны уведомить участника в течение трех рабочих дней с указанием причин отклонения. Далее формируется рейтинг неотклоненных предложений (1, 2, 3,...), результаты сообщают участникам.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.21.83 (0.032 с.)