ТОП 10:

Конъюнктура рынка, факторы, влияющие на нее



Конъюнктура как экономическая категория представляет совокупность условий в их взаимосвязи, характеризующих те­кущее состояние экономики в определенный период.

Конъюнктура рынка — это совокупность конкретных усло­вий реализации произведенной продукции. Производство на рынке представлено предложением, т.е. товарной массой, предназначенной для продажи. Потребности выступают на рынке в форме платежеспособного спроса, который представ­ляет возможный объем потребления. Спрос и предложение выступают на рынке в определенном взаимодействии, в ре­зультате чего складывается соотношение спроса и предложе­ния, находящее свое отражение в конъюнктуре рынка.

Условия реализации товаров на рынке постоянно меняют­ся, что вызывает нарушения в сбалансированности спроса и предложения как по объему, так и по структуре. Эти изменения отражаются на деятельности торговых организаций, поэтому конъюнктуру товарного рынка принято называть конъюнкту­рой торговли.

Конъюнктура торговли представляет совокупность условий реализации товаров, характеризующих состояние рынка, при котором складываются структура, динамика и соотношение спроса и предложения в определенный период. Можно изучать и рассматривать конъюнктуру рынка товаров народного по­требления в целом либо конъюнктуру отдельных товарных или региональных рынков, которые являются составной частью единого потребительского рынка страны.

Анализ условий рынка является важнейшей составной частью информационного обеспечения коммерческой деятель­ности. Главная задача при этом — изучение условий, при кото­рых в конкретный момент складывается определенное соотношение между спросом и предложением, тенденции развития ситуации. Поэтому информация о спросе рассматривается и оценивается в тесной взаимосвязи с информацией о товарном предложении и ценах, которые представляют единый рыноч­ный механизм.

Факторы, определяющие конъюнктуру рынка

Следует изучать и использовать в коммерческой работе ин­формацию о факторах, влияющих на конъюнктуру рынка това­ров народного потребления. Эти факторы можно разделить на следующие группы:

• социально-экономические и демографические: объем то­варного предложения, денежные доходы и покупательные фонды населения, их динамика и распределение, уровень цен и инфляции, объем и структура спроса, сезонные колебания спроса и предложения, социальная структура общества, уро­вень образования, профессиональный состав, культура, нацио­нальные традиции, обычаи, мода, численность обслуживаемо­го населения, его половозрастной состав, местожительство, размеры и состав семей, динамика этих показателей;

• природно-географические: климат (температура, влаж­ность, продолжительность времен года и др.), рельеф (горы, равнины, наличие водоемов и др.);

• торговые: количество торговых объектов, их размеры, раз­мещение по территории страны, обеспеченность населения торговыми площадями, наличие и качественное состояние складских помещений, развитие логистических систем, товаро- снабжение, система формирования спроса и стимулирование сбыта, мерчандайзинг, законодательство, регулирующее торго­вую сферу, конкурентная среда и т.д.;

• транспортные: плотность дорог, их состояние, обеспечен­ность транспортом, транспортная доступность.

Информация по этим направлениям послужит базой для обоснования потребности товаров для торговой организации как по общему объему, так и по ассортименту. Важнейшими из них являются покупательский спрос, товарное предложение, соотношение спроса и предложения, конкурентная среда, пра­вовая среда функционирования субъектов рынка, степень бла­гоприятствования при работе на рынке.

Цели и задачи изучения конъюнктуры торговли на каждом уровне управления имеют свои особенности.

В магазинах акцент должен быть сделан на текущую оцен­ку состояния спроса обслуживаемого населения и тенденции его развития по отдельным группам, подгруппам и разновид­ностям товаров. В этом звене степень детализации ассорти­мента при оценке конъюнктуры торговли наиболее высока, так как выявляются предпочтения покупателей к конкретным товарам, изучается их мнение, претензии и на основе получен­ных данных обосновываются заявки на завоз товаров. Ведется наблюдение за интенсивностью покупательских потоков, ко­личеством покупок, их средней стоимостью, устанавливается доля покупателей, ушедших без покупок, причины незавер­шенных покупок, определяется доля инорайонного, иного­роднего спроса и т.д.

В торговых организациях задачи шире, поэтому требуется обобщение данных низового звена и выявление закономерно­стей, тенденций и проблем.

Особое внимание необходимо обратить на следующие пара­метры рынка:

• динамика и структура продаж, динамика доли рынка сво­ей организации и конкурентов;

• условия, на которых строятся коммерческие отношения с поставщиками, качество их выполнения;

• тенденции, складывающиеся на рынке относительно спроса и предложения, выявление факторов, их определивших, по всей номенклатуре товаров, с которыми работает торговая органи­зация;

• товары каких поставщиков не пользуются спросом и по какой причине;

• на какие товары спрос не удовлетворен;

• динамика товарных запасов по объему и структуре;

• выделение товаров с замедленной товарооборачивае- мостью и увеличивающих товарные запасы;

• тенденции в обновлении ассортимента;

• обобщение требований покупателей к товарам;

• оценивание системы товароснабжения;

• прогнозные расчеты.

В торговой практике используют следующие методы изуче­ния конъюнктуры торговли:

• статистические;

• наблюдения за тенденциями развития торговли, состояни­ем товарных запасов, выявление товаров с замедленной обора­чиваемостью, пользующихся повышенным спросом:

• выборочные обследования;

• использование опорных пунктов для исследования конъ­юнктуры торговли;

• опросы как покупателей, так и специалистов торговой от­расли;

• организация конъюнктурных совещаний, выставок, ярма­рок, дегустаций, покупательских конференций с целью изуче­ния конъюнктуры рынка.

Систематичность работы по изучению торговой конъюнк­туры повышает достоверность и качество полученной инфор­мации и своевременность ее поступления.

3.5. Конъюнктурные обзоры, их структура Конъюнктурные обзоры

Информация о спросе обрабатывается и представляется в нужном для пользователей виде: в форме таблиц, графиков, диаграмм, конъюнктурных обзоров и др.

В систематизированном виде ее целесообразно представ­лять в конъюнктурных обзорах, основное внимание в кото­рых должно быть уделено аналитической оценке результа­тов по изучаемому вопросу. Конъюнктурные обзоры отража­ют все основные условия коммерческой работы торговых ор­ганизаций, особенности развития различных товарных рын­ков и их сегментов. В обзорах конъюнктуры торговли следу­ет представлять:

• общую оценку конъюнктуры торговли в зоне обслужива­ния торговой организации:

• характеристику торговли по всей номенклатуре товаров с выделением отдельных групп, подгрупп, наименований, при необходимости по регионам, поставщикам и другим призна­кам, представляющим особый интерес в конкретный момент (в том числе отечественного товаропроизводителя);

• прогнозирование продаж.

Для оперативного использования информации торговых организаций об изменениях требований потребителей к пред­лагаемому им ассортименту органы управления торговлей и услугами облисполкомов, Минского горисполкома обязаны осуществлять мониторинг потребительского рынка, ежеквар­тально готовить конъюнктурные обзоры о состоянии спроса населения и динамики товарных запасов. Для этого определен перечень торговых организаций, которые представляют конъ­юнктурные обзоры по закрепленным группам товаров Министерству торговли до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, с конкретными предложениями по по­ставке и ассортименту выпускаемых отечественной промыш­ленностью товаров.

Этот контроль позволяет формировать необходимую ин­формацию для оперативного реагирования на рыночные изме­нения по вопросам ассортимента товаров.

Структура конъюнктурного обзора

Рекомендуется следующая структура конъюнктурного обзора.

• вводная часть (цели и задачи);

• главные выводы (четко и обоснованно сформулирован­ные, чтобы каждый, кто будет пользоваться данным докумен­том, мог быстро уяснить результаты исследования);

• методология исследования (кратко отразить использован­ные методы сбора, обработки и анализа информации с указа­нием использованных источников информации;

• результаты исследования (анализ ситуации в динамике за определенный период, выявленные тенденции развития товар­ного рынка, определение факторов, оказавших влияние на формирование конъюнктуры рынка, количественные и качест­венные характеристики клиентов, покупателей, конкурентов, собственное место торговой организации на рынке, ее сильные и слабые стороны, реальные возможности в текущем периоде и в перспективе);

• рекомендации для текущего периода и на перспективу (по реализации неиспользованных возможностей, снижению затрат, связанных с доведением товаров до конечного потребителя);

• приложения (расчеты, таблицы, диаграммы, графики, аргу­ментирующие выводы и предложения, подтверждающие досто­верность материала, изложенного в конъюнктурном обзоре).

Предложенный подход к оформлению конъюнктурного об­зора поможет исключить формализм при оформлении этого документа, повысит его качественный уровень и практическую значимость представленной информации.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.202.44 (0.008 с.)