ТОП 10:

Принципы, функции, задачи коммерческой деятельности в современных условиях



Принципы коммерческой деятельности

Принципы коммерческой деятельности представляют собой основные положения, правила, которые отражают ее природу и подчеркивают особенности ее организации на рынке товаров и услуг. Они базируются на законах рынка и являются осново­полагающими при организации взаимоотношений субъектов коммерческой деятельности.

Коммерческая деятельность в рыночной экономике осно­вывается на следующих принципах:

• экономическая свобода субъектов хозяйствования;

• конкурентоспособность;

• адаптивность;

• снижение риска;

• эффективность.

Принцип экономической свободы предполагает, что субъек­ты коммерческой деятельности свободны в выборе партнеров по коммерческим сделкам, форм и методов взаимодействия с ними, самостоятельно определяют объемы и структуру заку­пок, условия поставок, взаимную ответственность. Реализация этого принципа возможна только в условиях рыночных отно­шений, когда отсутствуют лимиты, фонды, квоты, прикрепле­ние покупателей к поставщикам, планы распределения товаров и другие административные меры. Отказ от них заставляет субъектов хозяйствования расширять и активизировать свою инициативу в коммерческой деятельности и брать на себя от­ветственность за обоснованность принимаемых решений.

Принцип конкурентоспособности заключается в том, что в рыночной экономике появляется много продавцов с идентич­ным ассортиментом товаров и у покупателей появляется вы­бор, что усиливает конкурентную борьбу. Конкуренты вынуж­дены бороться за свою долю рынка, за своего потребителя, что ставит их перед необходимостью поиска способов выделиться, используя как ценовые, так и неценовые методы, совершен­ствовать коммерческую деятельность, выполнять коммерческие операции лучше, чем конкуренты, обеспечивать себе кон­курентные преимущества на рынке. Осуществление принципа конкурентоспособности придает динамизм коммерческой де­ятельности, заставляет быстро реагировать на требования покупателей и изменения конъюнктуры рынка. Чтобы реа­лизовать его, необходимо на основе глубоких знаний, анали­за и учета рыночных факторов обосновать и предвидеть ре­зультаты коммерческой деятельности. Фундамент, на кото­ром строится эта работа, должен обеспечить стабильное раз­витие торговой организации, ее устойчивое финансовое по­ложение на рынке.

Адаптивность как принцип коммерческой деятельности выражает ее способность приспосабливаться к условиям рынка, своевременно и адекватно реагировать на его измене­ния. Это требует развития форм и методов управления ком­мерческой деятельностью, соответствующих рыночной сре­де и меняющейся конъюнктуре. Необходимое условие реа­лизации этого требования — децентрализация регулирова­ния коммерческой деятельности, предоставление макси­мальной экономической и творческой свободы субъектам коммерческой деятельности.

Снижение риска является неотъемлемым принципом коммерческой деятельности. Существует много факторов коммерческого риска. Коммерческая деятельность осущест­вляется в условиях неопределенности, динамичной конъюнк­туры рынка, меняющейся правовой базы, системы кредито­вания, налогообложения и других переменных, повлиять на которые субъект коммерческих отношений зачастую не мо­жет, а вынужден искать пути минимизации рисков. Поиск приемлемых решений является важной составляющей в по­вышении эффективности коммерческой деятельности, за­ставляет специалистов этой сферы искать неординарные, инновационные решения.

Эффективность коммерческой деятельности связана с не­обходимостью получения прибыли за счет освоения новых рынков, увеличения объемов продаж, ускорения товарооборачиваемости, оптимизации ассортимента, повышения культуры обслуживания, формирования положительного имиджа, при­нятия обоснованных коммерческих решений. К реализации этого принципа следует подходить дифференцированно: на од­них рынках нужны сиюминутные результаты, на других следует работать на перспективу, в ущерб сегодняшним результатам. Нельзя забывать о социальной эффективности, охране здо­ровья, окружающей среды, безопасности, культуре обслужива­ния. В конечном счете, коммерческая деятельность должна приносить субъектам хозяйствования прибыль.

Функции коммерческой деятельности

Как уже отмечалось, коммерческая деятельность в новых ус­ловиях хозяйствования базируется на законах рынка, что и оп­ределяет ее функции.

Концепция коммерческой деятельности в рыночной эконо­мике предполагает четкое обоснование ее стратегии и выработ­ку эффективной тактики реализации.

Исходя из данной концепции коммерческая деятельность должна выполнять следующие функции:

• обоснование поведения торговой организации на рынке, усиление влияния на него с целью оптимизации ассортимента и прибыли, повышения конкурентоспособности, уровня торго­вого обслуживания;

| комплексный подход к организации коммерческой де­ятельности, обеспечивающий эффективную работу всех под­разделений торговой организации;

• управление куплей-продажей с целью обеспечения эконо­мической заинтересованности всех участников коммерческого процесса, стабильности хозяйственных связей;

• изучение и развитие потенциальных потребностей, рын­ков, сегментов с целью формирования конкурентных преиму­ществ;

• адаптация коммерческой деятельности к рыночной среде с целью своевременной и адекватной реакции на ее изменения;

• оптимизация издержек, связанных с коммерческой деятельностью, подготовкой, совершением коммерческих сделок.

Задачи коммерческой деятельности

В процессе коммерческой деятельности должны комплекс­но решаться как экономические, так и социальные задачи. На первый план выдвигается цель — получить прибыль, которая также служит средством для решения других не менее значимых задач. в том числе и социальных; и предполагает высокую эконо­мическую подготовку' специалиста по коммерческой работе.

Основными задачами коммерческой деятельности явля­ются:

• формирование отношений хозяйствующих на рынке субъ­ектов на взаимовыгодной основе;

• повышение рати договоров поставки, укрепление договор- вой дисциплины:

• развитие стабильных прямых хозяйственных связей, повы­шение их эффективности;

• зашита интересов потребителей, обеспечение их приоритета;

• внедрение прогрессивных методов оптовойи розничной торговли;

• повышение уровня работы по изучению спроса,экономи­ческому обоснованию потребности в товарах;

• совершенствование механизма управления товарными ре­сурсами, спросом и предложением, формирование конкурен­тоспособного ассортимента;

• стимулирование сбыта товаров, сервисное обслуживание, оказание дополнительных уступ

• своевременная и адекватная реакция на изменения, проис­ходящие на рынке.

Для достижения положительного коммерческого результа­та требуются усилия по наращиванию преимуществ торговой организации в любой ситуации, даже если она работает на рын­ке успешно. Коммерческая работа должна проводиться актив­но, обеспечивать систематическое увеличение объемов прода­жи товаров и устуг при обеспечении рентабельной работы тор­говой организации.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.74.184 (0.004 с.)