Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коммерческая деятельность как экономическая категория, ее сущность и целиСтр 1 из 29Следующая ⇒
Минск «Вышэйшая школа» ПРЕДИСЛОВИЕ В условиях формирования рыночных отношений, конкурентного рынка существенно повышается роль коммерческой деятельности в обеспечении эффективной работы субъектов хозяйствования. Коммерческая деятельность рассматривается не только как процесс выполнения торгово-организационных операций, обслуживающих совершение актов купли-продажи, но и как важнейшая функция торговой организации, оказывающая существенное влияние на конечные результаты работы. Коммерческая деятельность субъектов хозяйствования требует смещения акцентов с технологических аспектов выполнения коммерческих операций на инновационный, творческий подход к решению стратегических и текущих задач. В современных условиях уже недостаточно четко следовать предписаниям инструкций, владеть технологией выполнения коммерческих операций, знать теорию и опыт работы коммерческих организаций. Прошлые успехи и навыки выполнения коммерческих операций еще не гарантируют успех в будущем. Теорию и накопленный опыт специалисты коммерческих служб должны творчески осмыслить и адаптировать к конкретным рыночным условиям. В этом заключается особенность и сложность коммерческой деятельности в новых условиях, что предопределило подход автора к содержанию и структуре данного учебника. Этот подход базируется на системном изложении функций, процессов и операций коммерческой деятельности, повышающих ее эффективность в конкурентной экономике. Главная цель учебника состоит в том, чтобы дать не только объем знаний и умений, необходимых для выполнения коммерческих операций, но и сформировать навыки преодоления разрыва между теорией и практическим их применением в реальной ситуации для обеспечения эффективной работы торговой организации в условиях рыночной конкуренции. Ставится задача развить инновационное, стратегическое мышление, способность гибко реагировать на рыночные условия, творчески адаптировать инструменты и методы коммерческой деятельности к условиям конкретного рынка, привить способность к непрерывному обучению, умению приумножать успехи торговой организации. В новых условиях хозяйствования появляется потребность в специалистах высокой квалификации, которые могли бы успешно работать на рынке. К
ним относятся специалисты по коммерческой деятельности. Коммерсант— особая профессия, предполагающая наряду с наличием специфических личных качеств владение знаниями многих смежных дисциплин, формирование широкого кругозора и рыночного менталитета. Решению этих задач будет способствовать предлагаемое издание. Учебник написан в соответствии с программой дисциплины «Коммерческая деятельность» для учащихся средних специальных учебных заведений, обучающихся по специальности «Коммерческая деятельность», с учетом ее места во взаимосвязи с другими дисциплинами, предусмотренными для изучения учебным планом данной специальности. «Коммерческая деятельность» как научная дисциплина изучает инновационное, творческое использование инструментов и методов при организации коммерческой деятельности с целью обеспечения рентабельной работы и конкурентного преимущества на рынке. Объектом дисциплины являются процессы, совершаемые при обмене (купле-продаже). Предмет изучения—товары и услуги, с которыми работают хозяйствующие субъекты на рынке, осуществляя управление коммерческими процессами. Структура учебника обеспечивает логическое изложение материала. В нем коммерческая деятельность рассматривается как экономическая категория, процесс и функция субъектов хозяйствования, представлены цели, задачи, содержание, принципы ее организации. Охарактеризованы субъекты правоотношений и объекты коммерческой деятельности. Обращается особое внимание на информационное обеспечение коммерческой деятельности, повышающее экономическую обоснованность любого коммерческого решения. Представлена коммерческая деятельность на оптовом и розничном рынках, выделены их особенности. Делается акцент на специфике коммерческой деятельности на биржах, аукционах, ярмарках, при организации закупок на конкурсной основе и использовании других рыночных форм. Подчеркивается особая значимость коммерческой деятельности для обеспечения полного ее цикла до смены формы стоимости. Товар превращается в деньги, компенсируются все затраты, формируется прибыль, происходит наращивание капитала, который инвестируется в развитие торговых организаций.
В учебнике используется общепринятая в деловом мире терминология. Его содержание направлено на подготовку творческого, квалифицированного специалиста, способного работать в условиях конкуренции и меняющейся конъюнктуры рынка. Автор
ВВЕДЕНИЕ Место дисциплины в подготовке конкурентоспособных специалистов Изучение коммерческой деятельности, форм и методов ее организации, механизма функционирования, методов управления и регулирования является содержанием дисциплины «Коммерческая деятельность» и определяет ее место в формировании специалиста с рыночным мышлением. «Коммерческая деятельность» как рыночная дисциплина учитывает тенденции развития товарно-денежных отношений, экономической, социальной и других сфер. Специалисту по коммерции необходимы разносторонние знания. Ведущее место в приобретении этих знаний, навыков и умений занимает дисциплина «Коммерческая деятельность», которая позволит освоить рыночную систему хозяйствования, использовать наиболее эффективные принципы и приемы коммерции, развить потенциальные возможности коммерческой деятельности в условиях рыночной конкуренции. Данная дисциплина формирует знания и практические навыки по обеспечению товарного обращения и товарно-денежного обмена. «Коммерческая деятельность» является научной дисциплиной. Она способствует познанию процессов, определяет их суть и значение, взаимосвязь и взаимозависимость, выявляет тенденции и закономерности развития, определяет стратегические цели и эффективные пути их реализации при работе на рынке товаров и услуг. Рассматриваемая дисциплина выполняет также методологические задачи, предлагая подходы и алгоритмы оптимизации коммерческих решений, прогнозов, разработки и реализации стратегий, предоставляя возможность их творческого развития и адаптации к реальной ситуации. Задачи дисциплины «Коммерческая деятельность» Основными задачами дисциплины «Коммерческая деятельность» являются: • формирование стратегического мышления, инновационного, творческого подхода к использованию инструментов и методов коммерческой деятельности, способности адаптировать их к реальным условиям; • формирование навыков разработки концепций и оптимальных моделей коммерческой деятельности; • использование системы показателей для оценки результатов коммерческой деятельности и выявления резервов ее совершенствования; • овладение навыками оценки коммерческого риска с целью выработки путей его снижения; • подготовка специалистов к стратегическому управлению коммерческой деятельностью, использованию тактических приемов, адаптированных к рыночной ситуации. Как любая научная дисциплина «Коммерческая деятельность» связана с практикой. Ее практическая значимость предполагает: • формирование приемов и навыков управления и организации коммерческой деятельностью на оптовом и розничном рынках; • владение нормативной базой, регулирующей коммерческую деятельность; • наличие навыков выполнения коммерческих операций на биржах, аукционах и при использовании других рыночных форм оптовой торговли;
• обоснование выбора партнеров по организации хозяйственных связей; • квалифицированную договорную работу; • наличие навыков ведения торговых переговоров; • владение методами обоснования и выбора оптимальных коммерческих решений; • формирование конкурентоспособности торговых объектов и их конкурентных преимуществ; • наличие навыков разработки и реализации коммерческой стратегии. Дисциплина «Коммерческая деятельность» изучает все виды основных и вспомогательных коммерческих операций независимо от масштабов и видов деятельности, организационно- правовой формы и формы собственности, а также ведомственной принадлежности субъектов хозяйствования, работающих на рынке товаров и услуг.
Связь дисциплины «Коммерческая деятельность» с другими дисциплинами Теоретическим фундаментом дисциплины «Коммерческая деятельность» служит «Экономическая теория». Только на основе современных экономических теорий возможно обоснование роли коммерческой деятельности и закономерностей ее развития в рыночных процессах как в экономической деятельности в целом, так и в сфере торговли. Другой методологической дисциплиной для коммерческой деятельности является «Маркетинг», который позволяет отобрать для использования в коммерческой работе наиболее эффективные концепции и инструменты маркетинга, обеспечивающие наибольшую эффективность и информационное обеспечение коммерческим решениям. Как уже отмечалось, наиболее тесно коммерческая деятельность связана с «Технологией торговых процессов». Эти дисциплины обслуживают сферу товарного обращения. Коммерческие и технологические процессы часто протекают параллельно или должны осуществляться в четкой последовательности и во взаимосвязи. Объектами коммерческой деятельности на потребительском рынке являются товары, которые изучаются в «Товароведении». Коммерческая деятельность требует экономических знаний. Эти знания позволят выбрать оптимальные варианты коммерческих решений и обеспечить эффективность использования всех ресурсов. Получают эти знания учащиеся из многих экономических дисциплин, включенных в учебные планы:«Экономика предприятия», финансовые дисциплины и др. В практической деятельности коммерсанту потребуются знания форм и методов управления, психологии и этики взаимоотношений, правовой базы, компьютерных технологий, умение обрабатывать рыночную информацию, анализировать ее. Эти знания можно получить, изучая такие дисциплины, как «Менеджмент», «Статистика», «Компьютерные технологии» и др.
Перечисленные дисциплины в совокупности с«Коммерческой деятельностью» обеспечивают глубокуюкомплекснуюподготовку квалифицированных творческих специалистовдляработы в рыночных условиях, способныхрешать стратегическиеи текущие задачи.
1. СУЩНОСТЬ II СОДЕРЖАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ Требования к специалистам коммерческих служб Коммерческие функции субъектов хозяйствования, работающих на рынке, сложны и разнообразны. Поэтому специалисты, занимающиеся коммерческой деятельностью, относятся к особой категории работников, которые должны обладать большим объемом знаний и навыками решения сложных задач, соблюдать правовой режим, действующий на территории соответствующей страны. Высокая квалификация предполагает знание законов и нормативных актов, регламентирующих коммерческую деятельность, умение вести торговые переговоры, оформлять взаимоотношения при установлении хозяйственных связей, отстаивать наиболее выгодные условия поставки товаров, обеспечивать выполнение договора. В своей деятельности коммерсант должен обеспечить наращивание экономического потенциала торговой организации, повышение ее конкурентоспособности и формирование преимуществ по сравнению с конкурентами. Конкурентное преимущество может быть достигнуто за счет уникального торгового предложения, применения действенных средств продвижения товара на рынок, мерчандайзинга, нужной потребителю услуги и т.д. Если коммерсант сумеет добиться значительных конкурентных преимуществ, то он может рассчитывать на успешную работу на рынке. Специалист коммерческой службы должен уметь выделить стратегические цели и способы их достижения с тем, чтобы эффективно использовать все ресурсы (финансовые, материальные, трудовые, информационные). Это возможно при высокой компетентности и профессионализме специалистов, способных принимать обоснованные инновационные решения. Коммерческая деятельность будет успешной и цивилизованной, если она строится на основе соблюдения требований деловой этики. Этика коммерсанта — это система общественных ценностей, базирующихся на принципах, определяющих правильное и неправильное поведение в процессе деловых отношений партнеров на рынке и затрагивающих цели и средства их достижения. Коммерческая и правовая культура—основа делового, цивилизованного ведения коммерческой деятельности, обеспечивающая формирование положительного имиджа в деловом мире. Взятка, выпуск неэкологичной продукции, уничтожение ресурсов, нанесение вреда партнеру, фальсификация документов, присвоение средств — примеры неэтичного поведения, не способствующие успеху. Коммерсант должен следовать наработанным десятилетиями правилам, если ставит своей целью долго и плодотворно работать на рынке.
Чтобы коммерческая деятельность была эффективной, специалист должен: • обладать аналитическими способностями, научным предвидением, инновационным мышлением, быстрой и адекватной реакцией на рыночную ситуацию; • быть способен взять на себя инициативу соединить сырьевые, финансовые и трудовые ресурсы в единый процесс; • уметь принимать решения, которые приносят прибыль; • проявлять инициативу, новаторство; • оценивать риски и обосновывать пути их снижения. В условиях конкуренции при организации коммерческой деятельности важно не просто выполнить технологическую функцию — довести товар из сферы производства в сферу потребления, но и обеспечить его продажу и послепродажное обслуживание с наименьшими затратами. Важнейшими требованиями к специалистам по коммерции являются: • понимание сущности коммерческой деятельности как рыночной категории, ее роли в эффективном хозяйствовании субъектов на рынке; • владение знаниями в области правового регулирования коммерции и предпринимательства в целом; • владение инструментами и методами планирования и управления коммерческой деятельностью на длительные (стратегические) и краткосрочные периоды; • знание современных достижений и технологий и умение использовать их в коммерческой деятельности; • владение методами комплексного исследования рынка, его конъюнктуры, своевременное и адекватное реагирование на происходящие изменения; • умение выявлять потребности и формировать новые; • изучение потребителя, его требований к коммерческим составляющим, способность смотреть на свою деятельность глазами потребителя; • владение методами и моделями для обоснования принимаемых коммерческих решений по определению потребности в товарах, выбора поставщиков и каналов доставки товаров, оптимизации ассортимента; • способность оценить эффективность коммерческой деятельности и рисков, своевременно скорректировать тактику коммерческой деятельности с учетом реальной ситуации на рынке. Чтобы соответствовать перечисленным требованиям, специалист коммерческих служб должен обладать знаниями многих дисциплин, широким кругозором, рыночным мышлением. Вопросы для контроля 1) Что представляет собой коммерческая деятельность? Как определяется это понятие? 2) В чем заключается сущность коммерческой деятельности и какова ее роль в условиях конкуренции? 3) Какие задачи решаются в процессе осуществления.коммерческой деятельности? 4) Какие факторы определяют развитие коммерческой деятельности? 5) Какие принципы лежат в основе организации коммерческой деятельности? 6) Какие функции реализуются через коммерческую деятельность в современных условиях? 7) Кто может выступать в качестве субъектов правоотношений в коммерческой деятельности на рынке товаров народного потребления? 8) Что является объектом управления при осуществлении коммерческих операций на рынке товаров народного потребления? 9) Какие основные элементы формируют содержание коммерческой деятельности и как они характеризуются? 10) Каковы особенности коммерческой деятельности в оптовой и в розничной торговле? 11) Какие функции выполняют коммерческие службы Министерства торговли и Белкоопсоюза? 12) Какие отличия функций коммерческих служб торговых отделов оптовых и розничных торговых организаций? 13) Какие требования предъявляются к специалистам коммерческих служб в современных условиях?
2. КОММЕРЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ 2.1. Понятие коммерческой информации Коммерческая информация представляет собой сведения о сложившейся ситуации на различных рынках, позволяет субъектам хозяйствования принимать обоснованные коммерческие решения, разрабатывать коммерческую стратегию и тактику ее реализации, обеспечивать эффективность коммерческой деятельности, как на отдельных этапах, так и в целом. Информационная система, обеспечивающая обоснование коммерческих решений, представляет совокупность процедур и методов, включающих сбор, обработку, анализ и практическое использование информации при принятии коммерческих решений на регулярной постоянной основе. Сбор коммерческой информации осуществляется для создания информационной базы для принятия обоснованных коммерческих решений с целью повышения их эффективности. Коммерческая деятельность, связанная со сбором, обработкой и использованием коммерческой информации, позволяет специалистам по коммерции оценивать рынки, спрос потребителей, конкурентов, все факторы внешней и внутренней среды и своевременно реагировать на рыночные изменения. Коммерческая информация используется для снижения коммерческих рисков, своевременной корректировки поведения торговой организации на рынке, обеспечения ее эффективной работы. Коммерческая информация позволяет торговой организации, с одной стороны, оценить ситуацию на данный момент и сформировавшиеся тенденции за прошедший период, с другой - использовать имеющуюся коммерческую информацию для прогнозов, стратегического планирования своей коммерческой деятельности. Необходимость активного использования коммерческой информации в практической работе торговых организаций обусловлена возрастающей конкуренцией и динамизмом рыночной конъюнктуры. Коммерческая информация может быть внешней и внутренней. К внешней относится информация, собранная из источников, находящихся за пределами торговой организации (государственная статистика, законодательные, нормативные акты, исследовательские издания, литературные источники, периодическая печать). Внутренней является информация, которая может быть получена в пределах своей организации. К ней относится статистическая, бухгалтерская, оперативная отчетность торговой организации, накопленные в торговой организации сведения о коммерческих партнерах, конкурентах, информация по ранее проведенным исследованиям, конъюнктурные обзоры, обобщенные в торговой организации данные о потребителях и их требованиях к товарам и уровню торгового обслуживания, опыт сотрудников. Информация может быть первичной и вторичной. К первичной относится информация, которая отсутствует и для ее получения нужно прибегнуть к проведению специальных исследований. Она необходима при решении конкретных коммерческих задач. Для получения такой информации используют анкетные опросы, панельные обследования, эксперименты, мониторинг, наблюдения. Эта работа требует больших затрат как на сбор и обработку информации, так и на обеспечение ее защиты от несанкционированного доступа. Ко вторичной относится информация, которая уже существует, прошла предварительную аналитическую обработку и размещена на различных носителях. В представленном виде она может не соответствовать целям конкретного исследования, проводимого торговой организацией, и возможно потребуется собственная его обработка и интерпретация, но тем не менее она позволит снизить затраты на информационное обеспечение коммерческого решения. Рассмотрим подробно источники информации, которыми могут воспользоваться специалисты, занимающиеся коммерческой деятельностью при принятии конкретных решений. Отбор источников зависит от целевых задач исследования и поступившей возможностей у торговой организации. Специалисты, занимающиеся этими вопросами, должны знать весь спектр имеющихся источников и выбирать наиболее эффективный вариант. Начинать надо с обобщения информации, из вторичных источников, так как затраты на ее получение меньше, чем на получение первичной информации. Источники информации Источники вторичной информации: • законодательная и нормативная база, регулирующая коммерческую деятельность; • официальная статистика; • информация бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности субъектов хозяйствования; • информация периодических изданий деловой направленности, в том числе публикуемая в специализированных экономических и отраслевых журналах, сообщения торгово-промышленной палаты, союза предпринимателей, информация об итогах конкурсов «Бренд года» и др.; • информация непериодических изданий (книги, монографии, научные отчеты и статьи, материалы арбитражной хроники); • информация, публикуемая самими организациями (предприятиями) в своих проспектах, каталогах, интервью, рекламных объявлениях; • различные справочники (товарофирменные, отраслевые, адресные, юбилейные сборники); • досье и информационные карты на коммерческих партнеров, которые целесообразно вести и систематически пополнять в организациях (предприятиях). Они содержат сведения за длительный период работы с торговым партнером. Эти сведения могут быть как общего характера, так и конкретные (о переговорах, выполнении договорных обязательств, степени надежности партнеров по хозяйственным связям, их ответственности, компетентности, в том числе и отдельных специалистов, представляющих интересы в договорных отношениях); • обзорная информация об отраслях, отдельных организациях (предприятиях), представляемая организациями, специализирующимися на маркетинговых исследованиях (в Республике Беларусь комплекс информационно-аналитических услуг представляет Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен - НЦМиКЦ); • конъюнктурные обзоры, данные ранее проводимых исследований, обзоры рекламаций клиентов и жалоб покупателей; • информация с ярмарок, выставок, конференций, деловых переговоров; • информация конъюнктурных совещаний, которые проводятся как на макро, так и на микроуровне, с участием всех заинтересованных в формировании эффективной товарной политики субъектов с целью выработки взаимовыгодных решений, отвечающих требованиям рынка; • Интернет-ресурсы: www. pravo. by, www. mintorg. gov. by, www. economy, gov. by и др., собственные сайты субъектов хозяйствования и т.п.; • диалоговая информация: база данных, формирующаяся из реальных и неформальных источников по результатам бесед со специалистами, клиентами, покупателями как в прошедшие периоды, так и в реальном времени, слухи, утечка информации через сотрудников. Источники первичной информации: • информация, полученная путем наблюдений (ревизия работы торговых объектов, проверка товарных запасов, наблюдение за интенсивностью покупательских потоков, поведением покупателей, реакцией покупателей на рекламу, нововведения и др.). Осуществляется с помощью таких технических средств, как устройства видеонаблюдения, расчетно-кассовые терминалы и др.; I информация, полученная путем опросов (по почте, телефону, посредством личного интервью); • информация, полученная при проведении экспериментов (пробные продажи, нововведения в технологии и стимулировании продажи, при оказании дополнительных услуг, предложении и дегустации новых или малоизвестных товаров и т.д.); информация, полученная при проведении панельных обследований, которые представляют собой форму выборочного обследования. Размер выборки должен быть достаточно представительным, чтобы полученные результаты можно было бы распространить на всю совокупность, обеспечив достоверность данных. Панельные обследования позволяют получить информацию о тенденциях в изменении доходов и расходов населения, о воздействии факторов политического и социального характера на изменение предпочтений при покупках, об изменениях в распределении полученных различными слоями населения доходов, о приверженности покупателей торговым маркам, брендам и др. Для работников коммерческих служб особый интерес представляет информация, полученная при использовании потребительских панелей, в которых внимание акцентируется на типах покупателей, их покупательском поведении, реакции на товары, рекламу и др. Потребительские панели могут состоять как из отдельных лиц, так и из семей, которые в установленные сроки представляют необходимую информацию. Учитывая особую сложность таких исследований, их проводят на уровне страны заинтересованные министерства и ведомства (Министерство финансов, Министерство экономики и др.). научно-исследовательские институты и национальные аналитические агентства страны. Работа информационной системы по обеспечению коммерческой деятельности необходимой информацией требует значительных затрат. Чтобы не допустить необоснованно высоких затрат, следует оценить: • потенциальную стоимость принятия неверного решения; • вероятность принятия неверного решения на основе уже имеющейся информации; • целесообразность и срочность сбора дополнительной информации; • уровень точности и надежности результатов анализа. При этом нужно учесть следующие факторы: • степень полезности и необходимости информации для принятия конкретного коммерческого решения, вероятность принятия неверного решения при ее отсутствии; • затраты на сбор необходимой информации и степень повышения эффективности принимаемого решения с использованием данной информации; • эффективность средств, методов и инструментов для сбора, обработки и анализа коммерческой информации, в том числе современных информационных технологий. Используемая в коммерческой деятельности информация обязана отвечать ряду требований. Она должна быть научной, объективной, достоверной, своевременной, достаточной по объему и качеству. Для реализации этих требований важно обеспечить системность и комплексность на всех этапах, включающих сбор, обработку, анализ, хранение и передачу информации и образующих упорядоченный постоянный поток коммерческой информации. Технология сбора, обработки, анализа и хранения информации, используемые при этом инструменты и методы, рассматриваются в дисциплине «Маркетинг», в которой представлена методология маркетинговых исследований. Их применение в коммерческой деятельности способно существенно повысить Ценность и эффективность коммерческой информации в практической работе торговых организаций. В соответствии с программой «Электронная Беларусь» на базе Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен (.НЦМиКЦ) планируется создать сеть информационно-маркетинговых центров (ИМЦ), которые в перспективе будут интегрированы в единую информационную инфраструктуру — межгосударственный информационно-маркетинговый центр государств СНГ (МИМЦ). Вопросы для контроля
1. Что вы понимаете под коммерческой информацией?
2. Что включает комплексный подход к формированию коммерческой информации и в чем ценность такого подхода?
3. Какими источниками информации можно воспользоваться работникам торгового отдела для обеспечения коммерческой деятельности торговой организации?
4. Какие требования предъявляются к коммерческой информации?
5. Как может осуществляться сбор, передача, хранение и выдача информации пользователям и в чем преимущества системного подхода к выполнению этих операций?
6. Что включает коммерческая информация о покупателях и мотивах покупок?
7. Какая коммерческая информация необходима работникам коммерческих служб торговых организаций о требованиях рынка к товару?
8. Какую коммерческую информацию нужно иметь для оценки конкурентной среды на рынке?
9. Какая информация характеризует покупательский спрос на рынке?
10. Какая информация характеризует потенциальные возможности торговой организации и степень их реализации при работе на рынке?
11. Для обоснования каких коммерческих решений в практической работе используется коммерческая информация?
12. Какую информацию можно отнести к коммерческой тайне и какую информацию нельзя отнести к этой категории?
13. Чем определена экономическая необходимость защиты коммерческой тайны?
14. Какими документами торговая организация должна оформить отнесение информации к коммерческой тайне и ответственность тех, кто ею владеет в соответствии со своими должностными обязанностями?
15. По каким каналам может произойти утечка охраняемой коммерческой информации?
16. Какие средства и меры защиты коммерческой информации можно использовать в торговых организациях?
Вопросы для контроля • Что вы понимаете под покупательским спросом? • Какие задачи реализуются в процессе изучения покупательского спроса? • Какие факторы влияют на покупательский спрос? • Какие этапы включает жизненный цикл спроса? • Какие методы можно использовать для изучения удовлетворенного спроса? • Какие методы следует использовать для изучения неудовлетворенного спроса? • Какие методы рекомендуются для изучения формирующегося спроса? • Какие методы можно использовать для прогнозирования покупательского спроса? • Какие факторы формируют конъюнктуру рынка товаров народного потребления? • Что собой представляют конъюнктурные обзоры, какова их структура? • Для решения каких задач в практической работе торговых организаций используются материалы изучения покупательского спроса и конъюнктуры рынка?
Содержание коммерческой работы по управлению Вопросы для контроля • Как вы понимаете понятия «товарные ресурсы» и «управление товарными ресурсами»? • Каковы цели и задачи по управлению товарными ресурсами? • Какие направления коммерческой работы формируют комплекс* ный подход к управлению товарными ресурсами? • Каковы направления совершенствования управления товарными ресурсами в торговле в соответствии с Программой развития логистических систем до 2015 г.? • Какая классификация товаров и ассортимента предусмотрена СТБ 1393—2003 «Торговля. Термины и определения»? • Какие источники формирования товарных ресурсов торговой отрасли можно использовать? • Как обосновывается потребность в товарных ресурсах для обеспечения объемов продаж? • В какой последовательности рекомендуется формировать ассортимент товаров оптовых организаций? • Что представляет собой коммерческая работа по управлению товарными запасами на складах оптовых организаций? • Каковы особенности управления товарными запасами в оптовых организациях потребительской кооперации? • Каковы последствия просчетов при управлении товарными запасами и как они влияют на конечные результаты работы оптовых организаций?
Содержание договора поставки Договор поставки — это коммерческий документ, согласованный и подписанный партнерами, один из которых продает товар, а другой — покупает. Непременным условием договора поставки является переход права собственности на товар от продавца к покупателю. Стороны договора поставки (продавец и покупатель) берут на себя конкретные обязательства. Продавец должен поставить товар и его принадлежности, передать относящиеся к нему документы и право собственности на него покупателю, а последний принять его и оплатить. При этом возникают разнообразные коммерческие ситуации. Очень сложно предусмотреть при заключении договоров все возможные вопросы, которые могут возникнуть при их ис- I полнении. Однако, заключая договор поставки, следует помнить, что существующее в Республике Беларусь законодательство предусматривает, что договор является основным документом, регламентирующим права, обязанности и ответственность сторон при поставке товаров. В случае, если условия поставки не оговорены, руководствуются Положением о поставках товаров в Республике Беларусь, которое увязано с существующим по данным вопросам законодательством, в том числе и с Гражданским кодексом Республики Беларусь. Содержание договора должно быть конкретным, четким, не иметь формулировок неоднозначного толкования. В соответствии с Гражданским кодексом договор признается основным документом, на основании которого осуществляется поставка товара. В нем определяются права и обязанности сторон, а также ответственность за неисполнение согласованных между ними обязательств. В договоре должны быть отражены: • предмет договора (наименование товара, его количество, ассортимент, качество и комплектность); • порядок и сроки поставки; • транспорт; • требования к таре и упаковке; • цена товара и порядок расчетов; • страхование; • имущественная ответственность сторон; • срок действия договора; • изменение и расторжение договора; • иные условия, не противоречащие законодательству Республики Беларусь. Вводная часть. Она предшествует тексту договора и имеет следующее содержание: номер договора, место и дата заключения, точное и полное наименование продавца и покупателя с указанием должностей и фамилий лиц, участвующих в заключении договора, и документов, удостоверяющих их право представлять интересы сторон. Предмет договора. При определении предмета договора указывается наименование товара, его количество, ассортимент, качество и комплектность. Договор может быть заключен на поставку товара, имеющегося у поставщика в момент его заключения, а также товара, который будет иметься у поставщика в будущем. Количество товара может быть определено в договоре в натуральных единицах или в сумме. Если особенности товара требуют иного порядка определения его количества, это должно быть оговорено в договоре. Порядок и сроки приемки товара по количеству предусмотрены в Положении о приемке товаров по количеству и качеству. Если отгрузка поставщиком товара будет осуществляться нескольким получателям, то к договору должна быть приложена отгрузочная разнарядка покупателя и порядок ее представления на следующие сроки. В разнарядке на отгрузку указываются: • наименование и количество товаров, подлежащих отгрузке; • ассортимент и сроки; • станция назначения; наименование получателя, его отгрузочные, банковские реквизиты, почтовый и телеграфный адрес; • наименование плательщика, его отгрузочные, почтовые и банковские реквизиты; • номер и дата договора или принятого к исполнению наряда.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.201 с.) |