ТОП 10:

Договор поставки, порядок его заключения, изменения и расторжения



В связи с объявлением Республики Беларусь суверенным го­сударством и переходом к рынку организация договорных от­ношений подверглась серьезному изменению. Суть этих изме­нений состоит в том, что значительно расширился круг субъек­тов хозяйствования, участвующих в договорных отношениях, и им предоставлена большая самостоятельность, что нашло отра­жение в Гражданском кодексе Республики Беларусь, регулиру­ющем поставку товаров.

Договор поставка представляет собой документ, ж котором оговорены права и обязанности сторон по поставке товаров.

Предметом договора поставки является товар. Поставщик- продавец. осуществляющий предпринимательскую деятель­ность, обязуется передать в обусловленные сроки производи­мые или закупаемые им товары покупателю для использования их в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным потреблением, а покупатель обязуется принять его и оплатить.

Сторонами договора являются поставщик и покупатель как юридические, так и физические лица, осуществляющие пред­принимательскую деятельность Поставщиком может быть и изготовитель, и посредник, покупателем — оптовый посредник и розничная торговая организация.

Договор поставки создает длительные отношения между сторонами, заключается в письменном виде. Его исполнение, как правило, осуществляется по частям, согласованными пар­тиями и в определенные сроки.

В новых условиях хозяйствования договор является приори­тетным, потому что расширяет самостоятельность субъектов хозяйствования, дает возможность более оперативно реагиро­вать на изменения конъюнктуры рынка, лучше учитывать инте­ресы конечного потребителя.

Порядок заключения договора поставки

Подготовка к заключению договоров поставки в торговых ор­ганизациях возложена на коммерческие и юридические служ­бы. Все заинтересованные службы визируют договоры. Подпи­си руководителей планово-экономического, производственно­го и финансового отделов, а также главного бухгалтера являют­ся обязательными.

В торговой практике широкое распространение получило использование типовых договоров поставки товаров. Типовой договор — это примерный договор, в котором в письменной форме излагаются унифицированные условия, выработанные с учетом торговой практики и принятые договаривающимися сторонами после согласования особых условий конкретной сделки, т.е. в нем заполняются те разделы, которые требуют со­гласования: количество, качество, цена, сроки и условия по­ставки и др. В типовом договоре записаны общие условия поставки. Он состоит из двух частей: согласуемой и унифициро­ванной. В согласуемой части условия договора формируются на основе взаимных договоренностей, не противоречащих за­кону. Унифицированная часть договора включает общие усло­вия, которые остаются неизменными в каждом отдельном слу­чае. Иногда во всех пунктах договора оставляют место для уточ­нения согласуемых условий. Типовой договор может быть ис­пользован двумя способами:

• безоговорочное согласие сторон с изложенными в нем ус­ловиями, что должно выразиться подписанием договора. Толь­ко после этого он приобретает юридическую силу,

• применение типового договора в качестве образца, кото­рый может быть изменен в соответствии с договоренностью сторон по конкретным условиям. Именно этот способ чаще всего используется. В каждом случае индивидуальные условия заносятся в договор, согласовываются между партнерами, пос­ле чего подписываются ими.

После завершения подготовки проекта договора следует процесс согласования взаимоприемлемых условий.

Порядок заключения договоров на основе инициативы

и обоюдного согласия сторон (коммерческие договоры)

При заключении таких договоров на территории Республи­ки Беларусь необходимо руководствоваться Гражданским ко­дексом Республики Беларусь (гл. 27, 28), а также Положением о поставках товаров в Республике Беларусь.

Инициатива заключения коммерческих договоров постав­ки может исходить как от продавца, так и от покупателя. Обе стороны самостоятельно ищут партнеров для установления хозяйственных связей, имеют широкие права определять в договоре условия поставки. В связи с этим споры субъектов хозяйствования по поводу принуждения к заключению ком­мерческого договора хозяйственными судами к рассмотре­нию не принимаются, за исключением случаев, когда обе стороны письменно заявят о своем согласии на это. Коммер­ческие договоры поставки заключаются на основе взаимной договоренности по всем существенным условиям в письмен­ном виде. Включенные в договор условия не должны проти­воречить существующему в Республике Беларусь законода­тельству по данным вопросам.

В порядке исключения договор поставки может быть заклю­чен путем обмена письмами, телеграммами, факсами и т.д., подписанными стороной, которая их посылает.

В настоящее время порядок достижения соглашений между продавцом и покупателем при заключении договора поставки не регулируется Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь и нормативными актами, так как в новых условиях хозяйствования нецелесообразно жестко регламенти­ровать процедуру заключения коммерческих договоров.

Заключая договор поставки, субъекты хозяйствования должны руководствоваться Гражданским кодексом Республи­ки Беларусь, который регламентирует общий для всех порядок. В соответствии с ним договор может быть заключен по пере­писке, путем обмена телеграммами, факсами и посредством личных переговоров, на торгах.

Заключение договоров поставки по переписке. К числу юри­дических норм, используемых при этом, относятся оферта и ак­цепт, наличие которых в совокупности определяет факт при­знания договора заключенным.

Оферта — это предложение заключить договор о поставке партии товара на оговоренных в ней условиях. Может быть в форме письма, телеграммы, факса и т.д. и обязательно должна содержать существенные условия договора.

Акцепт - согласие принять предложение со всеми условия­ми оферты и заключить договор. Лицо, которому адресована оферта, называется акцептантом. При несогласии с условиями оферты акцептант посылает контроферту с указанием своих условий и сроков для ответа. Контрофертой может быть прото­кол разногласий.

Такая система и терминология применяется в мировой практике и предусмотрена законодательством и нормативны­ми актами Республики Беларусь.

Различают свободные оферты и твердые.

Свободная оферта представляет предложение на одну пар­тию товара, направляемое одновременно нескольким возмож­ным партнерам. Текст такой оферты должен быть составлен тщательно, не иметь разных толкований и не связывать лицо, сделавшее предложение, конкретными обязательствами («предложение без обязательств»). Срок ответа на свободную оферту не указывается.

Согласие партнера с условиями, изложенными в свободной оферте, не означает еще заключения договора, так как при по­ступлении безоговорочного согласия на принятие оферты от нескольких покупателей сторона, пославшая оферту, имеет право выбора партнера.

Отвечать на такую оферту необязательно. Но если покупа­тель заинтересован в поддержании деловых отношений с про­давцом, приславшим свободную оферту, но в данный момент по каким-то причинам не может принять предложение, все-та­ки целесообразно ответить, поблагодарить за предложение и в корректной форме отказаться от него. В подобной ситуации покупателю следует написать, например, что в настоящее вре­мя в зоне деятельности торговой организации нет спроса на этот товар и т.д. Такая форма поиска партнера для заключения договора на свободном рынке используется достаточно широ­ко.

Твердая оферта - предложение на поставку определенной партии товара, посланная только одному возможному покупа­телю с указанием срока, в течение которого продавец считает себя связанным данным предложением, т.е. не вправе изме­нить, отменить или сделать предложение другому покупателю.

В ней обязательно должны быть определены существен­ные условия договора (условия о предмете договора, являю­щиеся обязательными для соответствующего вида договора, определены законодательством для договоров данного вида). Кроме существенных могут быть представлены и другие усло­вия, касающиеся порядка оборота тары, упаковки, средств па­кетирования, дополнительные санкции за нарушение условий договора и др.

При согласии с условиями твердой оферты сторона, полу­чившая предложение, акцептует ее. Безоговорочное принятие возможным покупателем твердой оферты в оговоренный в ней срок означает, что продавец и покупатель заключили договор на предложенных условиях. Это следует подтвердить докумен­тально (письменно, телеграммой, телефонограммой, телетай­пограммой, по электронной связи). При несогласии с условия­ми твердой оферты потенциальный покупатель может напра­вить продавцу, приславшему ее, контроферту или протокол разногласий.

Если ответ от какой-либо стороны не последует или сторо­ны не придут к согласию в указанные сроки, то такая ситуация

расценивается как отказ от заключения договора и стороны освобождаются от каких-либо обязательств.

Заключение договоров поставки путем обмена телеграмма­ми, факсами. Такая форма заключения договора имеет свои особенности. Она требует хорошей предварительной подготов­ки ввиду их оперативности и дороговизны. Целесообразно вна­чале сообщить по телеграфу суть и краткие условия предлагае­мого договора: наименование товара, количество, ассортимент, цену, условия платежа, сроки поставки. Бели будет получена те­леграмма-подтверждение, договор считается заключенным. Ес­ли она не будет получена, по телефону могут быть сообщены уточнения, корректировка условий, что потребует также теле­графного подтверждения (чаще по факсу, Интернету).

Заключение договора по телефону (факсу, Интернету) яв­ляется наиболее оперативным и быстрым способом. Однако он таит в себе много трудностей и неожиданностей и предпо­лагает высокую квалификацию, ответственность сторон, так как решение следует принимать немедленно. В любом случае должно последовать подтверждение, т.е. информация фикси­руется на материальном носителе (телеграмма, факс и др.) и удостоверяется должностным лицом в установленном поряд­ке (подпись, печать) или электронной подписью. Только в та­ком случае договор считается заключенным.

Заключение договоров поставки посредством личных кон­тактов на переговорах. Переговорный процесс по согласова­нию условий договора может быть проведен путем личных кон­тактов продавца и покупателя. Такая форма обладает неоспо­римыми преимуществами перед перепиской и телефонными переговорами и весьма ответственна.

Успех переговоров зависит от степени их подготовленно­сти, квалификации, личных качеств участников и разработан­ной тактики их проведения. Прежде чем сесть за стол перегово­ров, следует достаточно полно выяснить степень заинтересо­ванности партнера в этой сделке, знать все о нем, о его возмож­ностях, проработать и просчитать все возможные варианты от самого выгодного и до критически возможной точки отступле­ния от своих условий, обдумать тактику компромиссов и посте­пенных уступок, если того потребуют обстоятельства. От того, насколько грамотно будет это сделано в процессе переговоров, зависит их эффективность. В коммерческой практике при проведении переговоров всегда следует оценивать, какими метода­ми достигнут желаемый результат. Если он получен под жест­ким давлением, путем нажима, запугивания партнера, то радо­ваться преждевременно. При удобном случае партнер постара­ется отплатить тем же. Таким образом, на переговорах целесо­образно использовать методы убеждения, компромиссов, поис­ка решения, устраивающего обе стороны, уважительного отно­шения к партнеру и его мнению.

Главная задача переговоров — найти взаимовыгодные усло­вия, которые послужат основой для установления длительных хозяйственных связей.

Этот процесс предполагает профессиональное применение в конкретной торговой ситуации специальных навыков для до­стижения коммерческих целей.

Для того чтобы переговоры были успешными, к ним необхо­димо тщательно готовиться. Следует иметь детальную инфор­мацию о партнере: объемах и структуре предложения, финан­совом состоянии, возможностях обновления ассортимента, по­вышения качества, надежности по выполнению договорных обязательств, личных качествах участников и т.д.

Кроме того, должны быть детально проработаны условия договора, которые предполагается отстаивать. Необходимо иметь конкретные экономические расчеты того, во что обой­дутся те или иные отступления от сформулированных в проек­те договора требований. Требования должны быть разумными, не противоречить законам. Должна быть аргументировано обеспечена защита собственных интересов. Из-за широты охва­тываемых проблем, динамичности и непредсказуемости ситуа­ции на переговорах трудно дать однозначные советы по такти­ке их ведения. Тем не менее можно сформулировать некоторые рекомендации.

Главным тактическим принципом торговых переговоров яв­ляется целеустремленность. Надо четко знать конечную цель и не отвлекаться, не уходить в сторону от ее решения.

Определенные коммерческие преимущества могут быть достигнуты, если будет проявлена инициатива в процессе предложения условий договора, способов решения споров и разногласий.

Последовательность в решении промежуточных вопросов имеет определяющее значение в выборе наиболее эффективного и короткого пути к поставленной цели переговоров. Колеба­ния, непоследовательность удлиняют путь и ведут к уступкам.

Компромиссы являются основным методом достижения до­говоренностей. Как правило, в начале торговых переговоров позиции сторон значительно отличаются, так как каждая из них желает извлечь максимальную выгоду при заключении до­говора. В такой ситуации необходимо идти на взаимоприемле­мые компромиссы, чтобы достичь соглашения.

Важное значение для успешного проведения переговоров имеет атмосфера, в которой они ведутся. Она должна строить­ся на взаимном уважении, доброжелательности, взаимопони­мании. Однако следует избегать установления атмосферы па­нибратства, так как это затрудняет отстаивание своих интере­сов, ведет к необоснованным уступкам.

Выдвигаемые в ходе торговых переговоров контраргументы должны быть обоснованными, иметь корректную форму. Надо уметь слушать партнера и на этой основе строить контраргу­менты, владеть методами убеждения, общения с людьми.

Успех переговоров, их эффективность зависят от компетент­ности участников в коммерческих, юридических вопросах, а также от их личных качеств. Такое сочетание является базой для формирования положительного имиджа как самого участ­ника переговоров, так и торговой организации, которую он представляет.

Существенные условия договора поставки

Все договоры независимо от форм и оснований заключения должны быть документально оформлены, подписаны должност­ными лицами и зафиксированы на материальном носителе с реквизитами, позволяющими идентифицировать подписи. В этих документах должно быть отражено согласие сторон по обязательным условиям договора, а также предусмотрена от­ветственность сторон за неисполнение либо ненадлежащее ис­полнение договорных обязательств.

В соответствии с Положением о поставках товаров в Респуб­лике Беларусь к числу существенных условий относятся:

• наименование товаров;

• количество;

• цена (способ определения цены);

• цель приобретения.

При отсутствии хотя бы одного из этих условий договор счи­тается незаключенным.

Договоры поставки могут заключаться вне ярмарок на осно­ве переписки, переговоров и на ярмарках, торгах, биржах или с использованием других организационных форм.

Ярмарочная форма заключения договоров является более прогрессивной.

Договор составляется в двух экземплярах, подписывается двумя сторонами: руководителями организаций или лицами, имеющими доверенность на подписание договора, указывает­ся дата его подписания, скрепляется печатью.

Заключенные таким образом договоры поставки вступают в силу. После этого появляется взаимная ответственность за исполнение условий договора. Возникающие между сторона­ми споры по вопросам исполнения, изменения, расторжения коммерческих договоров поставки, заключенных по обоюдно­му согласию, рассматриваются хозяйственными судами в соот­ветствии с Хозяйственным процессуальным кодексом Респуб­лики Беларусь.

Изменение и расторжение договора поставки

Порядок изменения и расторжения договора поставки рег­ламентируется Гражданским кодексом Республики Беларусь и отражен в Положении о поставках товаров в Республике Бе­ларусь.

В соответствии с ними договор может быть изменен или расторгнут по соглашению обеих сторон, за исключением сле­дующих случаев, когда допускается односторонний отказ от ис­полнения договора (полностью или частично):

• при неоднократной (два раза и более) поставке товара не­надлежащего качества;

• систематической (свыше двух раз) просрочке поставщи­ком поставки товара;

• систематической (свыше двух раз) или значительной за­держке покупателем оплаты поставляемого товара по сравне­нию с предусмотренными в договоре сроками или объявлении покупателя неплатежеспособным.

Сторона-инициатор должна предупредить партнера о рас­торжении или изменении договора в установленный в догово­ре срок.

Сторона, получившая предложение о расторжении илииз­менении договора, должна ответить в 10-дневный срок. Если она согласна, оформляется дополнительное соглашение, под­писывается обеими сторонами или стороны обмениваются письмами, телеграммами.

Содержание договора поставки

Договор поставки — это коммерческий документ, согласо­ванный и подписанный партнерами, один из которых продает товар, а другой — покупает. Непременным условием договора поставки является переход права собственности на товар от продавца к покупателю.

Стороны договора поставки (продавец и покупатель) берут на себя конкретные обязательства. Продавец должен поставить товар и его принадлежности, передать относящиеся к нему до­кументы и право собственности на него покупателю, а послед­ний принять его и оплатить.

При этом возникают разнообразные коммерческие ситуа­ции. Очень сложно предусмотреть при заключении договоров все возможные вопросы, которые могут возникнуть при их ис- I полнении.

Однако, заключая договор поставки, следует помнить, что существующее в Республике Беларусь законодательство пре­дусматривает, что договор является основным документом, рег­ламентирующим права, обязанности и ответственность сторон при поставке товаров. В случае, если условия поставки не ого­ворены, руководствуются Положением о поставках товаров в Республике Беларусь, которое увязано с существующим по дан­ным вопросам законодательством, в том числе и с Граждан­ским кодексом Республики Беларусь.

Содержание договора должно быть конкретным, четким, не иметь формулировок неоднозначного толкования.

В соответствии с Гражданским кодексом договор признает­ся основным документом, на основании которого осуществля­ется поставка товара. В нем определяются права и обязанности сторон, а также ответственность за неисполнение согласован­ных между ними обязательств.

В договоре должны быть отражены:

• предмет договора (наименование товара, его количество, ассортимент, качество и комплектность);

• порядок и сроки поставки;

• транспорт;

• требования к таре и упаковке;

• цена товара и порядок расчетов;

• страхование;

• имущественная ответственность сторон;

• срок действия договора;

• изменение и расторжение договора;

• иные условия, не противоречащие законодательству Рес­публики Беларусь.

Вводная часть. Она предшествует тексту договора и имеет следующее содержание: номер договора, место и дата заключе­ния, точное и полное наименование продавца и покупателя с указанием должностей и фамилий лиц, участвующих в заклю­чении договора, и документов, удостоверяющих их право пред­ставлять интересы сторон.

Предмет договора. При определении предмета договора указывается наименование товара, его количество, ассорти­мент, качество и комплектность. Договор может быть заклю­чен на поставку товара, имеющегося у поставщика в момент его заключения, а также товара, который будет иметься у по­ставщика в будущем.

Количество товара может быть определено в договоре в на­туральных единицах или в сумме. Если особенности товара тре­буют иного порядка определения его количества, это должно быть оговорено в договоре. Порядок и сроки приемки товара по количеству предусмотрены в Положении о приемке товаров по количеству и качеству.

Если отгрузка поставщиком товара будет осуществляться нескольким получателям, то к договору должна быть приложе­на отгрузочная разнарядка покупателя и порядок ее представ­ления на следующие сроки.

В разнарядке на отгрузку указываются:

• наименование и количество товаров, подлежащих отгрузке;

• ассортимент и сроки;

• станция назначения;

наименование получателя, его отгрузочные, банковские реквизиты, почтовый и телеграфный адрес;

• наименование плательщика, его отгрузочные, почтовые и банковские реквизиты;

• номер и дата договора или принятого к исполнению наряда.

Если в договоре не оговорен порядок представления отгру­зочной разнарядки, то она должна быть направлена не позднее чем за 30 дней до наступления периода поставки. В договоре предусматриваются обязательства сторон по выполнению тре­бований объемов поставки.

Ассортимент поставляемого товара представляет собой пе­речисление в определенном соотношении позиций по видам, моделям, размерам, расцветкам и другим признакам. Он согла­совывается сторонами. В договоре может быть предусмотрена поставка товаров в групповом ассортименте, а при необходи­мости и в развернутом. Развернутый ассортимент указывается либо в тексте договора, либо в спецификации, приложенной к нему. Спецификация является в таком случае неотъемлемой частью договора. Если договор заключен на год и более дли­тельный период, необходимо предусмотреть порядок и сроки согласования и уточнения ассортимента на очередные перио­ды поставки. В договоре предусматриваются обязательства по соблюдению сторонами этой части договора.

В договоре должны быть оговорены требования к качеству и комплектности. Они должны быть не менее высокими, чем те, которые предусмотрены нормативными документами, рег­ламентирующими качество. При отсутствии в договоре этих ус­ловий поставщик обязан поставить товар обычного качества, соответствующего действующим стандартам и другой нормативно-технической документации. При необходимости в этом разделе договора может быть предусмотрена поставка постав­щиком нормативно-технической документации, эталонообразцов, описаний, сертификатов, качественных удостовере­ний, ветеринарных свидетельств и т.п.

Согласно действующему в Республике Беларусь законо­дательству, одним из показателей качества товара является его безопасность для населения и окружающей среды, что должно быть подтверждено для товаров, подлежащих серти­фикации, сертификатом соответствия, сопровождающим партию товара.

Сертификат соответствия - документ, выданный по пра­вилам системы сертификации для подтверждения соответ­ствия сертифицированной продукции требованиям нормативных актови конкретных стандартов. Если продукция не подле­жит обязательной сертификации, она по решению субъекта хо­зяйствования может пройти добровольную сертификацию. В таком случае она маркируется знаком соответствия той сис­темы сертификации, где проведена. Реализация на территорииРеспубликиБеларусьи импорт товаров, подлежащих обязатель­ной сертификации, без сертификата соответствия запрещена. За нарушение этого требования виновная сторона уплачивает штраф в размере стоимости реализованных товаров.

В договоре оговариваются требования к маркировке това­ров. Она должна обеспечивать возможность идентификации товара с реквизитами сопроводительных документов.

Приемка товаров по качеству, ее порядок и сроки определе­ны в Положении о порядке приемки товаров по количеству и качеству (Постановление Совета Министров Республики Бела­русь № 1290 от 3 сентября 2008 г.).

Кроме того, Закон о защите прав потребителей в новой его редакции (2009) и Положение о поставках товаров в Республи­ке Беларусь дают возможность защиты интересов потребите­лей в соблюдении сроков службы, годности, гарантийных сро­ков, а также в обеспечении комплектности. Такая защита пред­полагает установление в договоре более длительных гарантий­ных сроков и более высоких требований к качеству по сравне­нию с действующей нормативной документацией.

В данном разделе договора поставки должны быть опреде­лены обязанности поставщика и действия покупателя относи­тельно некачественных товаров, порядок возмещения расхо­дов, связанных с их поставкой.

Указывается цель приобретения товара:

• для перепродажи;

• производственных нужд;

• переработки;

• собственных нужд.

Порядок и сроки поставки. Определяются в договоре с учетом необходимости обеспечения ритмичности поставок и беспере­бойности снабжения населения товарами. В договоре должен быть оговорен порядок поставки товаров и сдачи груза. Может быть предусмотрена обязанность поставщика доставить товар или сдать товар покупателю поставщиком на его складах, т.е. обязанность вывоза товара лежит на покупателе. В этих случаях день передачи груза покупателю считается днем выполнения обязательств по договору. Если в договоре не предусмотрен один из вышеуказанных вариантов доставки товара, то она осу­ществляется транспортом поставщика, при этом право выбора вида транспорта и условий поставки принадлежит поставщику. Днем выполнения договорных обязательств по передаче товара покупателю считается момент сдачи его транспортным органи­зациям для доставки покупателю.

При согласовании условий поставки следует определить сроки, а при необходимости — периоды поставки. Если же в до­говоре не определен срок поставки, то поставщик вправе осу­ществить ее в 3-месячный срок с момента заключения догово­ра. Поэтому лучше определить периоды поставки. Они могут быть декадными, месячными, квартальными, к определенному числу, суточными, часовыми и т.п. в зависимости от свойств то­вара и спроса на него. При работе с отдельными товарами, осо­бенно скоропортящимися, или при централизованной достав­ке к договору должен быть приложен график завоза.

Если поставка товаров по договору определена партиями, то поставщик обязан поставлять его равными партиями ежеме­сячно, поскольку иное не предусмотрено договором. Если име­ется необходимость, нужно оговорить минимальные нормы от­грузки. В этом же разделе определяются взаимоотношения по досрочной поставке и поставке товара после истечения срока его отгрузки покупателю.

Транспорт. Так как транспортные расходы составляют зна­чительную часть издержек, при заключении договора следует четко определить вид транспорта, порядок возмещения транс­портных расходов, расходов по погрузке и выгрузке товара и расходов на возвратную тару. Если эти условия не оговорены в договоре, в соответствии с Положением о поставках товаров в Республике Беларусь поставщик имеет право определять их по своему усмотрению.

Тара и упаковка. Поставщик обязан передать покупателю то­вар в таре, за исключением тех случаев, когда товар по своему характеру не требует затаривания или упаковки и покупатель в договоре на этом не настаивает.

Если товар должен поставляться в таре, то в договоре изла­гаются требования, предъявляемые к ней.

Когда такие требования к таре не определены, поставщик обязан использовать тару, отвечающую требованиям стандар­тов и иной нормативно-технической документации. В таком случае и в договоре, и в сопроводительных документах должны быть указаны номера и индексы стандартов или других норма­тивных документов, требования, которым должна отвечать ис­пользуемая поставщиком тара Ее следует соответствующим образом замаркировывать. В этом разделе следует оговорить действия сторон в случае, если поставщик поставил товар, ко­торый в обязательном порядке должен быть упакован, в ненад­лежащей таре или без нее. В соответствии с Положением о поставках товаров в Республике Беларусь покупатель обязан возвратить поставщику многооборотную тару и средства паке­тирования, Поэтому в данном разделе следует установить сро­ки и порядок возврата или указать, каким нормативным доку­ментом следует руководствоваться. Прочие тара и упаковка подлежат возврату поставщику только в том случае, если это бу­дет предусмотрено в договоре.

Целесообразно оговорить в данном разделе, кто несет расхо­ды по упаковке. Стороны могут предусмотреть в договоре улуч­шенную по сравнению с нормативными требованиями, но не ниже их, упаковку. Тара и упаковка должны иметь соответству­ющую маркировку. Требования к ней также должны быть изло­жены в этом разделе договора,

Цена товара и порядок расчетов. В новых условиях хозяй­ствования поставка товаров производится по ценам, установ­ленным сторонами в договоре, если законодательством не пре­дусмотрены граничные уровни цен на отдельные виды товаров.

Цена определяется сторонами на момент заключения дого­вора, оформляется протоколом согласования цены. Вместо твердой цены стороны могут предусмотреть способ ее установ­ления. Поставщик не имеет права в одностороннем порядке увеличить цену, определенную в договоре, поэтому следует ого­ворить порядок ее изменения. До изменения договорной цены поставка производится по ценам, указанным в договоре.

Если договором предусмотрено, что цена на товар подле­жит изменению в зависимости от показателей, ее формирующих (себестоимость и др.), но порядок пересмотра цены не оговорен, цена определяется исходя из соотношения этих показа­телей на момент заключения договора и на момент его испол­нения, Аналогично определяется цена товара и в случае просрочки поставщиком исполнения договора.

В договоре может быть выбрана любая форма безналичных расчетов, которые определены Национальным банком Республики Беларусь: платежными поручениями, требованиями, пу­тем выставления аккредитива, векселями и др.

Необходимо оговорить также сроки оплаты поставленного товара. Если в договоре отсутствует указание о сроке платежа, то покупатель обязан оплатить его до непосредственной по­ставки поставщиком (предварительная оплата).

В соответствии с Положением о безналичных расчетах в Республике Беларусь под предварительной оплатой понимается оплата товаров, готовых к отгрузке к моменту платежа и отгру­жаемых не позднее трех дней со дня получения платежа. В до­говоре могут быть установлены другие сроки.

Если договором определена предоплата, покупатель должен включить и требование обязательной отгрузки товаров, устано­вить срок, имущественную ответственность поставщика за за­держку отгрузки товара сверх оговоренных сроков с учетом ко­эффициента инфляции. Такая форма воздействия на постав­щика предусмотрена Положением о поставках товаров в Рес­публике Беларусь.

Что касается ответственности покупателя за нарушение рас­четной дисциплины, то она нормативно не установлена, а по­этому ее надо определять в договоре. В договоре может быть предусмотрена частичная предоплата, а также рассрочка в оплате, в таком случае в договоре определяются ее условия. Если рассрочка не предусмотрена, покупатель обязан уплатить всю сумму за поставленный товар.

В договоре следует отражать порядок расчетов при поставке товаров, входящих в комплект, частями. Если этот порядок не оговорен, то оплата покупателем производится после отгрузки (выборки) последней части комплекта.

В этом разделе может быть предложена система скидок, рас­пределения надбавок, оговорены условия полного или частич­ного отказа от оплаты счета поставщика, порядок взыскания излишне уплаченных сумм в случае недостачи и по другим при­чинам, неустойки (штраф, пеня) и убытков, причиненных ви­новной стороной.

Страхование. Если предусмотрено обязательное страхова­ние товара, то в договоре должно быть определено, кто это обя­зан сделать: поставщик или покупатель. Устанавливаются стра­ховая сумма, которая не может быть меньше цены товара, усло­вия страхования.

Если сторона, обязанная по договору страховать товар, не сделает этого, другая сторона вправе застраховать товар и потребовать от обязанной стороны возмещения расходов на стра­хование либо может отказаться от исполнения договора.

Ответственность за нарушение условны договора. В догово­ре предоставлена возможность достаточно полно отразить от­ветственность сторон за нарушение условий поставки и четко определить размеры имущественной ответственности сторон за это.

Нарушение договора поставки поставщиком считается су­щественным в случаях:

• поставки товаров ненадлежащего качества с недостатка­ми, которые не могут быть устранены в приемлемый для поку­пателя срок;

• неоднократного нарушения сроков поставки.

Нарушение договора покупателем считается существенным

в следующих случаях:

• неоднократные нарушения сроков оплаты товаров;

• неоднократная выборка товаров.

Должна быть предусмотрена ответственность за недопо­ставку, нарушение сроков поставки, ассортимента, поставку некачественных, некомплектных, немаркированных товаров, нарушение условий договора относительно тары, средств паке­тирования, упаковки. Следует определить имущественную от­ветственность за нарушение условий транспортирования, рас­четной дисциплины и тл.

Если договором не установлена ответственность сторон, то она наступает по условиям Положения о поставках товаров в Республике Беларусь.

Срок действия договора. В договоре должна быть указана да­та вступления его в силу и срок действия (год или более дли­тельный срок).

Если в долгосрочном договоре количество поставляемого товара или иные условия определены только на год или на ме­нее продолжительный срок (например, квартал), необходимо записать в договоре порядок согласования их на следующие пе­риоды до окончания срока действия договора. Если в договоре такой порядок не определен, то он считается заключенным на тот срок (квартал, год), на который оговорены обязательные ус­ловия. Договоры, заключенные на год, если их условия устраи­вают обе стороны, могут быть пролонгированы на следующий период.

Расторжениеи изменение договора. В договоре должен быть предусмотрен порядок расторжения договора, не противореча­щий законодательству Республики Беларусь. Здесь целесооб­разно записать, за сколько дней сторона-инициатор должна предупредить другую сторону о намерениях относительно из­менения или расторжения договора.

Рассмотрение спорое. Учитывая, что при подписании дого­вора обе стороны были удовлетворены его условиями, форми­руется база для того, чтобы в период исполнения и поставщик, и покупатель стремились выполнить свои обязательства, дости­гали соглашения по возникшим спорам. В случае недостиже­ния согласия заинтересованная сторона подает заявление в Хо­зяйственный суд, где и решается спор. Кроме этого, договор может предусматривать дополнительные условия, отражающие особенности товара или условий его поставки.

Юридические адреса сторон. В этом разделе указывают точ­ные и полные сведени







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.202.44 (0.028 с.)