Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коммерческая деятельность по увеличению продаж товаровСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Увеличению объемов продажи и повышению эффективности работы розничных торговых организаций способствуют различные формы активизации и стимулирования сбыта. Целесообразно выделить неценовые и ценовые средства стимулирования продажи товаров в розничной торговле. К неценовым средствам увеличения продажи относятся: использование эффективных методов демонстрации (выкладки) товаров, упаковка и маркировка товаров, услуги и сервисное обслуживание, реклама. К ценовым факторам следует отнести: распродажу по сниженным ценам, скидки на объем, систему премий, продажу в кредит на льготных условиях, гарантии возврата уплаченной за товар суммы, если товар окажется некачественным или не подойдет по каким-либо параметрам, продажа товара с зачетом сумм за возвращенные устаревшие товары. Неценовые методы стимулирования продаж Демонстрация товаров как средство стимулирования продаж. Важным фактором, повышающим эффективность процесса продажи товара, является применение демонстрации и выкладки товаров. Демонстрация товаров привлекает внимание покупателя, формирует его заинтересованность, усиливает желание приобрести товар и побуждает к совершению покупки. Выкладка товаров в магазине должна обеспечить не только их реализацию, но и возможность получения максимальной прибыли. Этого можно добиться путем организации в магазине зон, где будут товары частого спроса, и если покупателю напомнить о них, то он может их купить. В зонах, где размещена первая группа, покупательские потоки особо интенсивны там, где необходимые товары второй группы, покупателей значительно меньше. Товары, дополняющие друг друга, сопутствующие, должны размещаться рядом, что стимулирует их сбыт. Упаковка товара как средство стимулирования продаж. Упаковка товара выступает в качестве важного фактора, способствующего увеличению продажи товаров. Изменение упаковки может значительно увеличить объем продажи конкретного товара. Она должна обеспечить предохранение товара от порчи и повреждений, создание рациональных единиц для транспортирования, погрузки и выгрузки, складирования, а также наилучших по массе и объему единиц для продажи товара, рекламу товара. Упаковка товара должна отличаться от упаковки товаров конкурентов, помогать покупателю в поиске товара и в быстром отождествлении с производителем, придавать товару его образ, соответствовать уровню цены. Последнее требование особо важно для товара, престиж которого имеет большое значение для его потребителя. Например, при продаже парфюмерно-косметических товаров значительно успешнее продаются духи, кремы среднего качества, но в красивой упаковке, чем хорошие духи и кремы в дешевой невыразительной упаковке. Упаковку товаров следует рассматривать в комплексе с товаром и как средство стимулирования продажи. При выборе упаковки нужно учитывать ряд факторов, определяющих успех при реализации товаров: • разработанный дизайн упаковки должен сочетаться с самим товаром, требованиями покупателей; • соответствие упаковки принятым на рынке нормам стандартов и унификации; • правильный выбор размера, цвета, формы упаковки, а также упаковочного материала; • вариантность упаковки в расчете на разные сегменты рынка (для детей, взрослых и т.д.); • определение количества товара, помещенного в упаковочную единицу, абсолютную и относительную (по отношению к стоимости товара) стоимость упаковки. Ускорению продажи товаров способствует его рыночная атрибутика. Для успеха коммерческой работы на рынке потребительских товаров важной задачей является обеспечение его узнаваемости потребителем. Это достигается за счет формирования индивидуального облика товара, в торговой практике с помощью товарно-знаковой символики, которая включает, товарную марку, фирменное имя, фирменный (марочный) знак, маркировку. Товарно-знаковая символика помогает реализации товара благодаря следующим своим функциям: • дает возможность различать товары разных производителей; • указывает, какая организация несет ответственность за предлагаемый товар; • гарантирует определенный уровень качества; • создает индивидуальный образ товара; • формирует имидж товара, а соответственно и организации, производящей его. Эти атрибуты формируют фирменный стиль, цель которого закрепить в сознании потребителя мнение о высоком качестве товара, его безупречности, высоком уровне обслуживания, обеспечить узнаваемость товара и коммерческий успех. Признанные и положительно оцененные покупателем товары с определенной атрибутикой создают условия для увеличения объемов продажи. Общественное мнение и высокая репутация отдельных товаров с определенной символикой — отличная реклама и значительное преимущество в конкурентной борьбе за покупателя. Маркировка товара как средство увеличения продаж. Большое влияние на коммерческий результат, объемы продажи оказывает маркировка товаров. По отношению к ней сформировались определенные коммерческие требования: • обеспечение максимума информации для покупателя о товаре и его использовании; • эффективность операций с товаром при его обработке и доведении от производителя до конечного потребителя; • возможность автоматизации сбора и обработки необходимой коммерческой информации о товаре и использования ее для управления товарными ресурсами в торговой отрасли в целом и в отдельных торговых объектах. Во многих странах существует законодательство, регулирующее применение маркировки. Например, в текстильной промышленности изделия из чистой шерсти должны иметь специальную маркировку и специальную этикетку со сведениями о возможности и температуре стирки, глажения, чистки. При отсутствии такой этикетки товары не должны приниматься для продажи. Специальные требования предъявляются также к маркировке табачных изделий. На упаковку наносится текст о том, что курить опасно для здоровья. Необходимы сведения о составе продуктов, их экологичности. Правильная маркировка дает много полезной информации о товаре, помогает четко определить ответственность изготовителя. В настоящее время маркировка большинства товаров переводится на штриховую систему. Штриховое кодирование позволяет оперативно получить информацию: о стране—изготовителе товара, его технических и потребительских характеристиках и многие другие сведения, необходимые для управления ассортиментом. Эта система маркировки обеспечивает широкую информацию о товаре для потребителя и возможность |1|Ё1ГОматизированного управлению ею. Р Предоставление услуг покупателю как средство увеличения продаж товаров. В условиях насыщения рынка товарами, когда многие однотипные товары практически равны по качеству и потребительским свойствам, фактором, обеспечивающим увеличение продажи какого-то из них, является сервисное сопровождение продажи товара. В таком случае товар и услуга рассматриваются как единое целое. Качество и перечень предоставляемых услуг могут быть средством в конкурентной борьбе ^за покупателя. Услуги, предоставляемые покупателям при продаже товаров, бывают: • допродажными (демонстрация товаров, дегустация, консультация, оформление, фасовка, информация и т.д.); • оказываемыми в процессе продажи (показ, консультации, подгонка по фигуре, нарезка стекла и т.д.); • послепродажными (доставка товаров на дом, сборка мебели на дому, установка телевизоров и другой сложной бытовой техники, обеспечение запасными частями, гарантийный ремонт и техническое обслуживание и т.д.). Для предложения покупателям должны быть отобраны услуги, в которых они нуждаются и которые готовы оплатить. Только в таком случае услуга может быть инструментом, способствующим реализации товара. Следует иметь в виду, что возможность предоставления торговой организацией услуг формирует ее положительную репутацию при условии, что услуга является свободным выбором покупателя, обеспечивая ей преимущества по сравнению с другими торговыми объектами. Цена услуги может закладываться в стоимость товара или в издержки торгового объекта. В потребительской кооперации республики разработан перечень услуг, который рекомендуется магазинам различного типа, но конкретный их набор должен быть осуществлен только с учетом потребностей покупателей и возможностей конкретного торгового объекта. Сервисное обслуживание при хорошей его организации может стать самостоятельной прибыльной статьей доходов в розничной торговле. Реклама как средство увеличения продаж товаров. Продукт, произведенный для продажи, может стать товаром в том случае, если процесс доведения его до потребителя завершился актом купли-продажи. Чтобы это произошло, потребитель должен быть подготовлен к его совершению, иметь достаточную информацию, которая убедила бы его в такой необходимости. Эту роль выполняет реклама. Наряду с информативной функцией реклама выступает как форма коммуникации между сферой обращения и сферой производства, поскольку формирование новых потребностей покупателей, стимулируемое рекламой, дает новый импульс производству, определяет направление и темпы его развития. В условиях насыщения рынка товарами реклама выступает как средство борьбы между конкурентами за свою долю рынка, как способ формирования спроса на продукцию конкретной организации или марки товара. В этих условиях на создание рыночной потребности в новом товаре идет значительно больше средств, чем на создание самого товара. Главная цель рекламы—формирование потребности и спроса, его развитие, удержание или расширение доли рынка, а также обеспечение эффективной работы торговой организации. Конкретные цели рекламы у каждого торгового объекта индивидуальны и изменяются с течением времени. Может возникнуть необходимость познакомить потенциальных покупателей с новым товаром, и тогда рекламная информация должна содержать значительный объем данных о нем. Реклама может акцентировать внимание потребителей на отличительных особенностях продукта, чтобы привлечь больше покупателей именно к данному товару. Могут быть поставлены и другие цели, но они всегда должны соответствовать сбытовым задачам, которые изменяются в зависимости от конъюнктуры рынка, ситуации на рынке, товарного ассортимента. Обычно реклама проводится для достижения нескольких целей при их различной важности. Цели должны быть конкретны, четко сформулированы, иметь строгую направленность, соответствовать ситуации на рынке в данный момент. Важным условием успешного проведения рекламы является тщательная проработка рекламной стратегии с учетом требований рынка, собственных возможностей и задач и использованием ресурсного потенциала товаропроизводителей. Она должна быть составной частью коммерческой стратегии торговой организации. Это значит, что вся деятельность в сфере рекламы тесно увязывается с основными принципами рыночной стратегии и тактики на рынке. В связи с этим результативность применения рекламы во многом определяется проведением предварительного всестороннего анализа широкого круга экономических, социальных и психологических факторов, влияющих на рыночную судьбу товара. Необходимо изучить информацию, которую целесообразно сгруппировать следующим образом: • информация о продукте (определение потребностей и степени их удовлетворения, выявление побудительных мотивов 'приобретения товаров, установление привлекательных свойств ^продукта, его особенностей, которые можно использовать при рекламировании); • информация о рынке (определение потребителей продукта, емкости рынка, его географии, частоты приобретения и размера партии товара, выявление резерва потенциальных потребителей, получение сведений о конкурентах); • информация о тенденциях спроса (выявление факторов, влияющих на спрос, изучение конъюнктуры рынка, причин рыночных тенденций). На основе этих данных разрабатывается рекламная стратегия торговой организации. Реклама может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на результаты работы торгового объекта. В коммерческой практике приходится постоянно встречаться с ситуацией, когда сложно установить конкретно, какой эффект обеспечивает реклама того или иного товара, необходимо свести к минимуму коммерческий риск. Реклама, обращенная к розничному покупателю, должна четко выделить важнейшее преимущество товара перед аналогами, на которое рекламодатель хочет обратить внимание покупателей, завладеть им настолько активно, чтобы побудить к покупке. Такой рекламный аргумент называется уникальным торговым предложением (УТП). Уникальное торговое предложение является концентрированным выражением довода в пользу товара. Оно состоит из трех частей: • каждая реклама должна сделать потребителю какое-то предложение, имеющее ощутимую выгоду для него; • предложение должно быть таким, что потребитель не может и не хочет от него отказываться, а конкурент не в состоянии его сделать; • предложение должно быть уникальным, что связано либо с уникальностью товара, либо с необычной формой преподнесения информации, и достаточно убедительным и аргументированным. Когда рынок насыщается множеством однородных товаров, имеющих несущественные отличия, становится трудна найти уникальное торговое предложение. Не следует пытаться обмануть, преувеличить достоинства товара, так как это приведет к потере денег и даже к коммерческой несостоятельности. " Однако даже такие наиболее жестко конкурирующие товары, как мыло, моющие средства, шампуни, зубные пасты, кремы и др., только кажутся одинаковыми. Для обеспечения эффективности рекламы, особенно относительно одинаковых товаров (кроме выделения УТП) используют еще два способа отвлечения покупателей от конкурентов. Первый способ. Если после изучения товара коммерческая служба приходит к выводу, что он не имеет особых привлекательных для покупателя качеств и поэтому не пользуется спросом, нецелесообразно тратить средства на рекламу, а нужно улучшить сам товар (модернизировать, усовершенствовать с учетом требований потребителя), т.е. создать и заложить в товар УТП. Этот путь зачастую более эффективен, но он должен быть выполнен товаропроизводителем по требованию торговли. Если этого не происходит, торговля вынуждена воздерживаться от его закупок. Товар с уникальными свойствами сам является эффективной рекламой. Второй способ. Если товар нельзя изменить, и он так и остается идентичным другим, то нужно активно искать способы обратить на него внимание, использовать инструменты мерчан- дайзинга для привлечения покупателей. В большинстве случаев довольно трудно определить эффективность рекламы, особенно если она не предполагает немедленных действий покупателя, а имеет целью сформировать у них положительное отношение к товару. Кроме того, следует отметить, что реклама сама по себе не может компенсировать низкое качество товара или просчеты в коммерческой работе. Если товар действительно высокого качества, то реклама может способствовать увеличению объемов I его продажи. Можно выделить некоторые условия, необходимые для того, чтобы реклама стала эффективным фактором в коммерческой деятельности: • информация, представляемая покупателям рекламой, I должна быть новой и неожиданной; • особенно активно реклама должна использоваться на стадии вывода товара на рынок и роста объема продажи; • реклама должна подчеркивать такие особенности товара, которые потребитель обычно не замечает сам, и которые отличают данный товар от других его аналогов. Конечная коммерческая цель рекламной деятельности заключается в увеличении прибыли торговой организации. Но поскольку трудно оценить, какую долю прибыли нужно отнести за счет рекламы, следует формулировать задачи, которые легче проконтролировать: • достичь определенного охвата целевой аудитории за ка- кой-то период; • определить фактическое воздействие рекламы на целевую аудиторию. Результат измеряется путем обследований и с помощью интервью, в результате которых важно оценить уровень благоприятного отношения к рекламируемому товару или услуге; • выявить объем прироста оборота товаров за счет рекламы. Эффективность рекламы в торговле во многом зависит от правильно выбранной цели. Для этого нужно: • предложить аудитории особые аргументы в пользу целесообразности немедленной покупки (сниженная цена, дополнительные льготы и т.д.); • ознакомить покупателей с упаковкой, фирменной маркой, товарным знаком для того, чтобы они могли легко выделять в магазинах рекламируемый товар среди других; • приблизить позицию рекламируемого товара к позиции, которую занимает товар, идеальный с точки зрения потребителей; • убедить потенциальных покупателей посещать конкретный торговый объект; • предоставить доступную, четкую, объективную информацию о предлагаемых товарах, показать их в действии, предложить дегустации, пробники и т.д. Конкретизация целей рекламы является важным фактором повышения ее эффективности. Коммерческая эффективность определяется на основе изучения данных об увеличении продажи, вызванном рекламой; повышении информированности о товаре; степени предпочтительности к торговому объекту и системе его обслуживания. Сложно выявить степень влияния рекламы из числа множества других факторов, способствующих увеличению продаж, но тем не менее существуют следующие методы оценки коммерческой эффективности рекламы: • сравнение объемов продажи с расходами на рекламу за определенный период. Сравнение может быть проведено в целом по рынку, его сегментам, организации, конкурентам и др.; • экспериментальная оценка. На различных территориях с неодинаковой долей рынка торговая организация определяет расходы на рекламу: на одной территории расходы на рекламу оставляют на прежнем уровне, на другой — увеличивают, например, в два раза, на третьей — в четыре раза. Это возможно, если торговая организация имеет торговые объекты, которые рассредоточены на обслуживаемой территории и из них можно отобрать объекты для проведения эксперимента. В конце эксперимента подсчитывается результат и делается вывод, какой из вариантов наилучший. Вносятся коррективы в распределение расходов на рекламу. Под водя итоги, можно сформулировать общий вывод о том, что эффективность рекламы является результатом комплексной рекламной политики, составной частью коммерческой стратегии розничной торговой организации. Обязательное условие, которое должно выполняться на всех этапах проведения рекламной работы, состоит в том, чтобы оценивать разрабатываемые варианты с позиций восприятия рекламы покупателями. С этих позиций необходимо учитывать некоторые общие правила, которые сформировались в процессе рекламной деятельности: • потребители подходят к рекламе с разных позиций, определяемых их убеждениями и системой потребностей. Поэтому реклама, эффективная по отношению к одной категории покупателей, может оказаться безрезультатной для другого сегмента рынка. В практической работе должна быть учтена дифференциация в восприятии рекламы; • сформировавшиеся у потребителя убеждения и мнения связаны с приобретением опыта потребления. Прежде чем поверить, потребитель должен сосредоточить свое внимание на рекламе, которая ему адресована. При этом у него, как правило, первоначально возникает очень общее представление о ней. На начальной стадии реклама имеет мало шансов завоевать доверие, если не будет отвечать ранее сформированным у потребителя убеждениям, интересам, оценкам; • при обнаружении, что данная реклама соответствует взглядам потребителя на данный товар или услугу, доверие к рекламе может продлиться недолго и постепенно исчезнуть, если не будет своевременно подтверждено путем повторного воздействия рекламы, положительной информацией от других потребителей, собственным опытом использования этого товара или услуги; • реклама является особенно эффективной тогда, когда необходимо проинформировать потребителей и вызвать их заинтересованность по отношению к новому товару или улучшенным его видам. В этом случае реклама способствует подготовке рынка к внедрению новых товаров путем формирования интереса и предварительного доверия со стороны потребителей; • самой убедительной рекламой является та, которая наиболее соответствует практическому опыту потребителя. Неумелое использование рекламы может привести к снижению эффективности коммерческой деятельности. Ценовые методы стимулирования продажи товаров Эти методы расширяют возможности для увеличения реализации товаров при условии, если они используются грамотно и осмотрительно. Продажа товаров по сниженным ценам целесообразна в том случае, если спрос на товары значительно уменьшился, замедлилась оборачиваемость и все неценовые методы его реализации не дали положительного результата. Как правило, такой подход можно использовать по отношению к товарам сезонного спроса, по окончании сезона, когда хранение его до следующего сезона потребует больших расходов, чем распродажа по сниженным ценам. Скидки на объем продажи и система премий побуждают покупателей осуществлять более крупные покупки. Средством стимулирования может быть продажа товаров в кредит на льготных условиях, а также гарантия возврата денег в случае неудовлетворенности покупателя качеством или потребительскими свойствами товара в соответствии с Законом о защите прав потребителей. Для того чтобы заинтересовать потенциальных покупателей, а также удержать постоянных, можно использовать премиальную продажу — бесплатную выдачу дополнительного количества товара в случае совершения покупки на определенную сумму, а также конкурсы, лотереи и другие формы. Мерчандайзинг Мерчандайзинг в коммерческой деятельности рассматривается как инструмент повышения ее эффективности и обеспечения конкурентных преимуществ на рынке. Он представляет собой симбиоз элементов коммерческой деятельности, технологии торговых процессов и в совокупности комплексную систему взаимозависимых составляющих. В торговой отрасли нашей страны (в том числе и в потребительской кооперации) накоплен определенный опыт по реализации отдельных элементов мерчандайзинга. Разработаны рекомендации по оформлению экстерьеров и интерьеров магазинов, оборудованию прилегающих к ним территорий, схемы планировок торговых объектов, торговых залов, ассортиментные перечни для торговых объектов различных форматов, принципы размещения товаров в магазинах. Имеющиеся наработки могут быть использованы с учетом современных тенденций развития торговой отрасли и более высоких требований, предъявляемых к ней. На данном этапе развития торговой отрасли возникает необходимость комплексного применения всех элементов мерчандайзинга, объединенных в единую систему с целью повышения эффективности использования материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов и ^обеспечения эффективности продаж и конкурентных преимуществ на рынке. Понятие мерчандайзинга Мерчандайзинг представляет собой систему организации |продаж и управления ими. Необходимость комплексного решения ^многочисленных задач, связанных с этими процессами, Предполагает разработку мерчандайзинговой стратегии для Крговых объектов торговых организаций. Мерчандайзинговая стратегия предполагает выбор целевых потребителей и предложение им необходимых товаров в соответствующее время в удобном месте. Мерчандайзинг имеет отношение не только к размещению товаров в магазинах, но и к планированию потребности в товарах, закупкам, их завозу в нужном объеме и в нужное время. Его реализация требует взаимоувязки коммерческих и технологических функций при организации продажи товаров в розничной торговле. Коммерческий успех розничной торговой организации во многом определяется координацией выполнения всех этих многочисленных функций. Термин «мерчандайзинг» используется для объединения различных аспектов на всех стадиях движения товаров от производства до конечного потребителя и включает планирование, поиск источников, закупки товаров для объектов розничной торговли, их размещение, демонстрацию в торговых залах, управление расположением в пространстве торгового объекта товарных и сервисных потоков: • планирование базируется на глубоком изучении спроса покупателей и их требований к торговому обслуживанию, конкурентов и условий успешной работы различных типов торговых объектов, определении оптимальных партий и частоты завоза товаров в магазины, обеспечивающие пополнение и ротацию товарных запасов с учетом ожиданий покупателей и обеспечения рентабельной работы; • поиск источников поступления товаров с учетом предпочтений потребителей к товарам определенных производителей, торговым маркам; • закупки предполагают выбор наиболее выгодных вариантов и отстаивание своих интересов по условиям поставки товаров в магазин, заключение договоров по принципу «продажа или возврат» нереализованных товаров в согласованные сроки, закупка товаров, имеющих конкурентные преимущества, нужными партиями, с необходимой частотой поставок, минимизация рисков и затрат; • размещение магазина, его экстерьер, обеспечивающие узнаваемость торгового объекта, положительное восприятие, эстетическое воздействие, привлекательность; • размещение и демонстрация товаров используется как средство в конкурентной борьбе с торговыми объектами в зоне деятельности, что заставляет искать такие варианты мер- чандайзингового предложения, от которых невозможно отказаться; • управление расположением в пространстве товарных и сервисных потоков должно способствовать обеспечению максимальных удобств для покупателей и эффективному использованию торговых площадей и объемов магазинов. Обоснованное планирование ассортимента торгового объекта, его сбалансированность по структуре с учетом месторасположения магазина, спроса покупателей, методов обслуживания и управления продажами в совокупности определяют мер- чандайзинговую стратегию торгового объекта. Мерчандайзинг конкретного торгового объекта представляет систему мероприятий, которые обеспечивают покупателю удобства в процессе приобретения товаров, предлагает выгодные предложения и формируют предпочтения перед конкурентами. Он направлен на формирование постоянного сегмента покупателей. С его помощью у покупателей, пришедших в магазин, возникает желание купить даже тот товар, который не запланирован. Таким образом, главная цель мерчандайзинга — увеличение продаж и формирование у покупателя чувства комфортности, удовлетворения от процесса покупки и посещения магазина в целом. Должно появиться желание посещать именно данный магазин и как можно чаще. С помощью мерчандайзинга можно решить следующие задачи: • эффективно представить товары в торговом зале; • выделить товары, на которые нужно обратить внимание покупателей; I увеличить время пребывания покупателя в торговом зале магазина и спровоцировать незапланированные покупки; • создать благоприятные условия для покупок и сформировать желание постоянно посещать данный магазин; ? • при наличии одинакового ассортимента в конкурирующих магазинах обеспечить конкурентные преимущества за счет умения продавать товары; ; «возможность эффективно использовать средства информирования покупателей о товарах, местах их размещениях, сферах использования; • корректное управление поведением покупателя в торговом зале при соблюдении установленных в торговле правил и этических норм. Следует помнить, что мерчандайзинг не принесет коммерческого успеха, если ассортимент магазина сформирован из товаров, не пользующихся спросом покупателей, неправильно определено ценообразование, недостаточна компетентность торгового персонала. Система мерчандайзинга включает элементы коммерческого и технологического характера, отражающие содержание торгового процесса в объектах розничной торговли. Основой мерчандайзинга является покупатель, его поведение в торговом зале магазина. Поэтому прежде чем разрабатывать концепцию мерчандайзинга для своего торгового объекта, нужно изучить покупателей и сформировать совокупный образ своего покупателя. Для магазинов, расположенных в центре города и в жилых микрорайонах, в районных центрах, агрогородках и далекой глубинке, покупатели, их покупательское поведение, требования неодинаковы, что определяет необходимость дифференцированного подхода к использованию мерчандайзинга при соблюдении основополагающих принципов и целей. Системный подход к использованию мерчандайзинга для эффективного управления предполагает следующие составляющие: • наличие квалифицированных специалистов; разработку и внедрение стандартов мерчандайзинга; • постоянное поддержание системы мерчандайзинга в эффективном состоянии; • оценку, контроль и своевременную корректировку отдельных элементов с учетом требований рынка. Специалисты по мерчандайзингу должны знать законодательную базу, регулирующую торговую сферу, маркетинговые инструменты и методы управления продажами, характеристики товаров, с которыми работают, основы поведения покупателей, психологические аспекты и формы контактов с ними, принципы построения взаимоотношений с поставщиками и конкурентами, методы контроля и оценки эффективности принимаемых решений и т.д., чтобы обеспечить результативность системы мерчандайзинга. Для систематизации принципов, правил и требований мерчандайзинга разрабатываются стандарты, которые представляют собой правила управления продажами, установленные для конкретного торгового объекта. Этот документ разрабатывается и внедряется для поддержания выработанных подходов управления продажами и содержит: • типовые рекомендации по оформлению экстерьеров магазина и прилегающих к нему территорий; • правила, требования и рекомендации по формированию товарного ассортимента по объему и структуре; • типовые схемы планировки различных зон магазина, в том числе торгового зала, площадей для дополнительного обслуживания, требования к торговому оборудованию и его размещению в торговом зале; • рекомендации по оформлению интерьера магазина* цветовому и световому решению, оформлению мест продажи* обеспечивающие привлечение внимания к товару, • типовые решения по размещению товаров в торговом зале и правила их выкладки, обеспечивающие эффективный товарный запас, максимальные удобства покупателям. С помощью стандарта мерчандайзинга решаются следующие задачи: • формулируются требования к системе мерчандайзинга с учетом специфики товаров, которыми магазин торгует, особенностей обслуживаемых покупателей, возможностей товарного предложения и целевого предназначения самого магазина; у персонала формируются единые представления об уровне торгового обслуживания населения, вырабатывается ответственность за неукоснительное выполнение принятых в данном торговом объекте требований к организации продажи товаров, оказанию услуг, соблюдению правил корпоративного поведения; • создаются предпосылки для оперативного контроля ситуации в торговом зале и объективной оценки действий сотрудников по поддержанию стандарта мерчандайзинга; • создаются равновыгодные условия продажи товаров разных поставщиков и торговых марок с позиций экономических интересов своего магазина; • для покупателя формируется такое мерчандайзинговое предложение, которое выгодно отличается от предложений конкурентов по товарному ассортименту, условиям продажи, комфорту, качеству обслуживания и обеспечивает реализацию коммерческой цели — получение прибыли.. Характеристика основных элементов системы мерчандайзинга торгового объекта Планирование мерчандайзинга — важнейшая коммерческая составляющая мерчандайзинга торгового объекта. Главной задачей является изучение зоны деятельности торгового объекта: численности населения, его покупательской способности, покупательских предпочтений, образа жизни, традиции, наличие конкурентов, выбор соответствующего формата торгового объекта, его специализации. Полученная информация служит базой для обоснования потребности в товарных ресурсах, отбора источников поступления товаров с учетом спроса населения и коммерческих целей торгового объекта. На ее основе заключаются договора поставки товаров с обоснованием размеров партий и частоты завоза, размеров неснижаемых товарных запасов с учетом обеспечения бесперебойной продажи товаров и минимизации расходов по содержанию товарных запасов. Кроме этого, планирование мерчандайзинга предполагает обоснование обновления, расширения ассортимента, оценку его рентабельности, минимизацию рисков, связанных с управлением продажами. Экстерьер магазина и обустройство территории вокруг него. Где бы ни находился магазин, он является градообразующим элементом в застройке населенного пункта и должен выделяться и привлекать внимание. Задача мерчандайзинга усилить положительное восприятие магазина покупателями, создать максимум удобств на прилегающей территории и выделить его среди конкурентов. Это важный момент для привлечения внимания покупателей, но не единственный. Внешний вид торгового объекта является только одним звеном в системе мерчандай- зинга: он привлекает покупателей и вселяет надежду, что внутри магазина они найдут все, на что надеялись Управление пространством торгового объекта. Включает следующие составляющие: • планировка торгового зала, обеспечивающая эффективное использование торговых площадей; • выкладка товаров в торговом зале, которые совместно с другими элементами (оформление ценников, цветовое решение, освещение и т.д.) создают интерьер магазина; • рекламно-информационная поддержка процесса продажи товаров. Планировка торгового зала предполагает: • распределение общей площади магазина на торговый зал и подсобные помещения; • выделение основных зон торгового зала; • выбор схемы размещения немеханического и механического оборудования (планограмма размещения оборудования в торговом зале); • распределение товарных групп, подгрупп товаров в торговом зале; • обоснование элементов внутреннего оформления магазина. Эти составляющие должны быть взаимоувязаны и сочетаться с внешним оформлением торгового объекта. Используемые приемы, методы, инструменты (указатели, подсветки, рекламные элементы, оформление ценников, форма персонала и др.) должны формировать единый образ магазина, положительно воспринимаемый покупателями, и выгодно представлять товар. При этом следует соблюдать все нормативные акты, разрешительные документы (СНиПы, ГОСТы, Закон «О рекламе» и др.), обеспечивающие безопасность и соответствие стандартам планировки и оформления магазинов. Выкладка товаров в торговом зале в системе мерчандайзин- га должна обеспечивать покупателю максимальные удобства, эффективную рекламно-информационную поддержку, стимулироватъ импульсные покупки, создавать комфорт и желание посетить магазин еще раз. Важная задача — сделать товары одинаково заметными, привлекательными и доступными, имеющими нужн<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.169 (0.013 с.) |