Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принцип разделения власти в механизме государственного управленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Механизм государственного управления требует системного исследования, что, в свою очередь, детерминирует необходимость рассмотрения его как в статике (с точки зрения структуры, объема полномочий и взаимосвязей между отдельными элементами), так и в динамике, то есть с точки зрения функционирования и развития. Одним из ведущих и основополагающих принципов организации и функционирования механизма государственного управления является принцип разделение власти (англ. division of powers). В соответствии с этим принципом единая государственная власть подразделяется на относительно самостоятельные, независимые и уравновешивающие друг друга ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Ни одна из ветвей власти не может и не должна подменять собой другую власть, никакой государственный орган самостоятельно не может претендовать на суверенное осуществление власти. Каждый из них самостоятельно и независимо исполняет только свои строго очерченные полномочия. Теория разделения власти иной раз трактуется расширительно, включая разделения единой власти между ее различными уровнями, например, между региональным и федеральным властными структурами. Этот аспект исследуется нами в рамках принципа федерализма и в данном контексте не затрагивается. Под разделением единой государственной власти мы будем понимать структурообразующий и функциональный принцип рациональной организации власти и контроля в демократическом государстве, при котором обеспечивается гибкое взаимодействие высших органов государственного управления как частей единой государственной власти через систему сдержек и противовесов. Принцип разделения власти имеет давнюю историю. Его основополагающие идеи высказывались еще Полибием, Платоном, Аристотелем и другими древнегреческими мыслителями. Но впервые достаточно полную теорию разделения власти разработали в конце XVII века Дж. Локк и в середине XVIII века Ш. Монтескье. Дальнейшему ее обоснованию посвятили свои исследования И. Кант, Г. Гегель, Т. Джеферсон, А. Токвиль, применительно к российским условиям - М.М. Сперанский, М.М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин. Они убедительно доказали, что принцип разделения власти вытекает из самой природы демократической власти, рассматривали его в качестве неотъемлемого принципа функционирования государства, ориентированного на идеалы законности и справедливости, считали разделение власти «гарантией публичной свободы» и одним из самых надежных и рациональных способов преодоления абсолютизма и успешного решения социально-политических задач. Вот почему они предлагали принцип разделения власти закрепить нормативно и придать ему конституционно-правовой статус. И это не было чем-то формально-конъюнктурным, а полностью соответствовало объективным потребностям нарождающегося буржуазного строя, кровно заинтересованного в демократическом, правовом, свободном государстве. Принцип разделения власти может быть материализован только тогда, когда в обществе созревают необходимые предпосылки для активного участия населения в политической жизни общества, когда становится возможен политический и идеологический плюрализм, когда граждане готовы и способны противостоять возможной узурпации власти со стороны отдельных политических сил или личностей. Сейчас представления о разделении власти существенно изменилось, основной акцент делается не на расчленении единой власти на три независимые ветви, а на разграничении ее функций - законодательство, управление и правосудие. При соответствующей системе правовых гарантий, защищающих систему от внутреннего противоборства и антагонистических конфликтов. Именно в таком понимании этот принцип сегодня нашел свое правовое закрепление и практическое применение во всех странах. Принцип разделения власти зафиксирован и в Конституции РФ (ст. 10). Исторический опыт убедил, что только там, где публично-правовые полномочия по управлению делами общества разделены по самостоятельным и уравновешивающим друг друга ветвям, обеспечивается стабильность государственной власти, рациональность управления и социально-политическое процветание общества. И, наоборот, там, где сохраняется политическая монополия, где трудно расстаются с авторитарными формами управления, там непременно за фасадом порядка наблюдается острое противостояние различных ветвей и уровней власти, растет социальная напряженность, возникают социальные конфликты и политические кризисы. Каждая из ветвей власти (законодательная, исполнительная и судебная), каждый государственный орган, участвуя в реализации соответствующих управленческих функций, должен самостоятельно без подмены и под собственную ответственность исполнять свои полномочия и задачи. Хорошо, если верховная (но не абсолютная) власть находится в руках всенародно избранного президента или парламента, а все иные ветви достаточно самостоятельны и, главное, способны реально контролировать и соответствующим образом воздействовать на верховную власть. Без мощных сдержек и противовесов власть рано или поздно окажется в одной «точке», выродится в авторитаризм, а то и в диктаторский режим. Абсолютизация власти и тоталитаризм несовместимы с демократией, законностью и гражданским обществом а, значит, не могут быть исторически эффективной формой социального управления. Убедительное доказательство тому - исторический опыт СССР и других социалистических государств. Несостоятельными на данном этапе исторического развития оказались идеи интеграции законодательной, исполнительной и контрольно-надзорной функций в форме «полновластия советов» под эгидой правящей партии. Даже несмотря на привлекательность и кажущуюся высокую социальную эффективность идей К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина о диктатуре пролетариата и руководящей роли партии в социалистическом строительстве; об отказе от классического буржуазного парламентаризма и создании советской системы, при которой народные депутаты осуществляли свой мандат без отрыва от основной работы, несли ответственность непосредственно перед избирателями; выборности и подотчетности чиновников и оплате их труда не выше квалифицированного рабочего; всеобщем вооружении народа для защиты своего пролетарского государства; выборности судей; об управлении хозяйством из одного центра на плановой основе; упразднении товарно-денежных отношений; введении государственного учета и контроля за мерой труда и потребления. Но в реальной практике все оказалось по-другому. Механизм государственного управления, основанный на интеграции законодательной и исполнительной власти, при относительной самостоятельности судебной власти и общем партийном руководстве оказался утопичным. «Работающей корпорации» в единой связке всех ветвей власти не получилось. Да и вряд ли могло быть по-другому. Очень трудно рассчитывать на более весомый результат в условиях, когда депутатский корпус включал партийных, административных и хозяйственных функционеров, руководителей судебных органов, прокуратуры, спецслужб и МВД, высшее военное командование. При этом никого не волновало, что депутаты не имели времени и не обладали достаточной квалификацией для обдумывания и принятия государственных решений. Этим занимались штатные работники партийных органов и исполнительных комитетов, видные ученые и опытные практики. Так и происходило реальное соединение функций различных органов государственного управления на кадровом уровне. Исторический опыт убеждает, что без разделения власти создать эффективный механизм государственного управления невозможно. Система разделения власти с соответствующим механизмом «сдержек и противовесов» нужна даже при самом авторитетном и сильном президенте, эффективном правительстве, полноценном парламентаризме и действенной системой судебной власти. Причем разделение власти не разрушает единство и слаженность государственного управления, не ведет к многовластию и рыхлости управления. Наоборот, исполнительная власть более качественно исполняет законы, когда она ограничена законом, подконтрольна и подотчетна законодательной власти, когда законность ее деятельности гарантируется строгим судебным контролем. В случае выхода одной из ветвей власти за пределы своих полномочий, другие власти вправе применить соответствующие меры, восстанавливающие законность и равновесие властей в государстве. Создатели учения о разделения власти полагали, что лидирующую роль в триаде властей должна принадлежать законодательным (представительным) органам. Именно они формируют правовое и политическое пространство государственной управленческой деятельности. По отношению к органам этой ветви власти (парламентам) основными сдержками и противовесами являются а) срочность полномочий депутатов и выборных органов; б) право роспуска парламента главой государства; в) право «вето» главы государства на принятые парламентом законы; г) возможность издавать указы, в том числе конкретизирующие и дополняющие действующие законы; д) право законодательной инициативы; е) право на издание актов и управленческих решений, имеющих нормативное значение, а также заключение международных договоров. Со стороны судебной власти - это проверка конституционности принимаемых парламентом законов и судебная ответственность депутатов за преступные деяния. По отношению к органам исполнительной власти (ее олицетворяют президент и правительство, которые обеспечивают исполнение законов и реализуют основные управленческие функции государства) сдержками и противовесами являются а) законодательное регулирование исполнительной власти; б) вотум недоверия правительству; в) возможность объявления импичмента президенту; г) заслушивание отчетов правительства и докладов министров в палатах парламента; д) парламентские запросы; е) бюджетное законодательство и контроль за его реализацией; ж) назначение председателя правительства с согласия Государственной Думы. Со стороны судебной власти - контроль соответствия действующему законодательству всех принимаемых органами исполнительной власти управленческих решений. Предусматривается также судебная ответственность чиновников за превышение полномочий и должностные преступления. Самой высокой степенью самостоятельности и независимости обладает судебная власть. Органы судебной ветви осуществляют судебный надзор за законностью принимаемых государственных управленческих решений, приостанавливают действие антиконституционных решений, разрешают, если исчерпаны возможности организационно-политического характера, споры, возникающие между различными органами государственного управления. По отношению к судебной власти сдержками и противовесами являются а) законодательное регулирование судоустройства и судопроизводства; б) назначение судей высших судебных органов с согласия Совета Федерации; в) назначение федеральных судей главой государства. Такой механизм является довольно серьезной гарантией против произвола, беззакония и авторитаризма в управлении. Усиливают эти гарантии и органы, которые не входят ни в одну из ветвей власти - Прокуратура РФ, Центральный банк РФ, Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия РФ, Уполномоченный по правам человека. Хотя нельзя сбрасывать со счетов, что в переходный период реализация принципа разделения власти сопряжена с немалыми трудностями. Непросто создать эффективный классический механизм государственного управления в условиях слабости гражданского общества и практического отсутствия традиций демократического конституционализма. В России до сих пор горизонтальные и вертикальные взаимоотношения между государственными органами «носят асиметричный и несбалансированный характер». Не говоря уже о дублировании и параллелизме в деятельности президентских и правительственных структур, деполитизации государственной службы, усилении административного ресурса и т.д. Очень трудно после долгих лет тоталитаризма привыкнуть к тому, что любая власть в условиях демократии должна находиться под контролем и отвечать за свои решения и действия. Нелегко усвоить, что разделение власти - это не только разграничение полномочий между различными институтами и уровнями управленческой иерархии, а, прежде всего, четкое определение функций и пределов ответственности каждой ветви власти, каждого государственного органа и каждого должностного лица.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 728; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.229 (0.013 с.) |