Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы служебной деятельности

Поиск

Принципы государственной службы современной России вы­текают из основополагающих постулатов демократического пра­вового социального федеративного светского государства. Понят­но, что без прочного, устойчивого и высокопрофессионального аппарата, без хорошо организованной и авторитетной государ­ственной службы такое государство существовать не может.

Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» (ст. 3) закреплены основные принци­пы построения, функционирования, а также политического, правового, организационного и материально-финансового обеспечения государственной службы Российской Федерации. Это принципы:

а) федерализма, обеспечивающего единство системы государ­ственной службы и соблюдение конституционного разграниче­ния предметов ведения и полномочий между федеральными ор­ганами государственной власти и органами государственной вла­сти субъектов Российской Федерации;

б ) законности;

в) приоритетности прав и свобод человека и гражданина, обя­зательность их признания, соблюдения и защиты;

г) равного доступа граждан к государственной службе;

д) единства правовых и организационных основ государствен­ной службы, предполагающего законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

е) взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы;

ж) открытости государственной службы и ее доступности об­щественному контролю, объективного информирования обще­ства о деятельности государственных служащих;

з) профессионализма и компетентности государственных слу­жащих;

к) защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и частных физических и юридических лиц.

Эти принципы составляют фундамент современной государ­ственной службы, гарантируют ее целостность, устойчивость, ра­циональность, высокую функциональную эффективность. Их реализация - достаточно надежная основа высокоэффективного функционирования системы государственного управления и оптимальной «конфигурации» участия государственных служа­щих в управленческом процессе.

Принцип единства государственной службы. Единство государ­ственной службы определяется конституционным принципом целостности, неделимости и неприкосновенности государства. Государственная служба - не арифметическая совокупность обо­собленных государственных служб министерств, ведомств, субъек­тов Федерации и т.д. Это диалектическое единство целого и частей, общего, особенного и частного. Общее регулируется феде­ральным законодательством в целом, особенное - законодатель­ством о видах и уровнях государственной службы, частное, (на­пример, вопросы организации государственной службы субъекта РФ) находится исключительно в ведении субъекта Российской Федерации.

Принцип федерализма - важнейший системообразующий принцип построения государственной службы в условиях феде­ративного государства. Он обеспечивает конституционное раз­граничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федеративного и субъектного уровней, снимает дублирование в практической деятельности государ­ственных органов, является добротной основой для обеспечения самостоятельности и ответственности государственных структур и конкретных должностных лиц, замещающих должности госу­дарственной службы.

К предмету исключительного ведения федерации отнесены все вопросы государственной службы как единого целого: а) нор­мативное определение статуса, целей и задач государственной службы; б) ее организации и финансирования; в) должностной структуры и ведения сводных реестров должностей; г) регулиро­вания правового статуса государственного служащего; д) управ­ления государственной службой.

В совместном ведении находятся вопросы правового регули­рования государственной гражданской службы субъектов РФ, кадровых назначений в судебные и правоохранительные органы, адвокатуры и нотариата.

Предметом исключительного ведения субъектов Федерации является вопросы: а) структуризации гражданской службы на уровне субъектов РФ; б) должностной структуризации аппаратов госорганов субъектов Российской Федерации; в) организации прохождения службы с учетом местных условий и национальных особенностей; г) кадрового, материально-финансового, техниче­ского и информационного обеспечения аппарата, денежного со­держания служащих, предоставления жилья, медицинских и иных услуг.

Принцип разделения власти. Реализация данного принципа является непременным условием развития демократии, соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Служба организуется в аппаратах Государственной Думы и Совета Федерации, в аппа­ратах законодательных органов субъектов РФ. Государственные служащие органов законодательной власти обеспечивают испол­нение полномочий палат парламента и лиц, занимающих госу­дарственные должности в парламентских структурах власти, спо­собствуют разработке законов и созданию нормативно-правовой базы деятельности всех органов государственной власти, на по­стоянной профессиональной основе обеспечивают экспертно-правовое, информационно-аналитическое, организационно-тех­ническое и социально-бытовое сопровождение законотворчес­кого процесса.

В органах исполнительной власти Российской Федерации служащие либо непосредственно исполняют, либо профессио­нально обеспечивают исполнение полномочий государственных органов и должностных лиц, занимающих политические долж­ности в системе исполнительной власти и осуществляющих власть в стране (президенты, премьер-министры, министры, на­чальники служб и агентств, губернаторы, главы администраций). В этом и состоит их управленческая роль.

Свои конкретные задачи решаются государственными слу­жащими аппаратов силовых структур, судебных органов и про­куратуры.

Принцип демократизма означает, что государственная служба призвана гарантировать и обеспечивать на практике полномас­штабное народовластие, выражать волю народа, защищать его интересы, системно взаимодействовать с политическими парти­ями, общественными объединениями и гражданами. Конкретно принцип демократизма проявляется в том, что:

а) законодательно обеспечивается равный доступ граждан к гражданской службе и равные условия прохождения государ­ственной службы. При поступлении на службу и ее прохожде­нии не допускаются какие бы то ни было (прямые или косвен­ные) ограничения или преимущества по признакам пола, расы, национальной принадлежности, языка, социального происхож­дения, имущественного и должностного положения человека, его места жительства, отношения к религии, политических убеждений.

­ Понятно, что реализация принципа равного доступа граждан к государственной службе в автоматическом режиме невозмож­на. Законодательство предусматривает достаточно широкий пе­речень ограничений и исключений. Они касаются гражданства, возрастного ценза (госслужащим может быть гражданин не мо­ложе 18 и старше 65 лет); совместной службы с родственниками; совместительства; здоровья; лишения права занимать государ­ственные должности по решению судебных органов; образова­ния (в зависимости от должности предусматривается наличие высшего или среднего специального образования); стажа работы по специальности и государственной службы;

б) гарантируется открытость государственной службы: каж­дый гражданин имеет право на информацию о государственной службе, да и сами служащие обладают правом на полную инфор­мацию, необходимую для качественного исполнения должност­ных полномочий;

в) функционирование государственных органов, деятель­ность должностных лиц и каждого служащего основываются на признании того, что носителем суверенитета и единственным ис­точником власти в РФ является российский многонациональный народ, что человек, его права и свободы являются «высшей цен­ностью» для государства и всех его структур. Это положение - то самое главное, что характеризует демократическое, правовое, со­циальное государство. К сожалению, в реальной государственно-служебной практике этот принцип пока реализуется со многими издержками: люди пока не столько доверяют власти, сколько приспосабливаются к ее решениям. Каждый третий из опрошен­ных россиян считает, что в государственном управлении преоб­ладает администрирование, а нередко и просто неразбериха. Бо­лее 74% граждан убеждены, что законы в нашей стране не испол­няются во многом по вине чиновников.

Поэтому необходимо повышать действенность общественного контроля за деятельностью чиновничества, более настойчиво про­двигаться по пути демократизации и придания большей открыто­сти государственной службе, обеспечивать на деле свободу слова, более предметно заниматься развитием самоуправления на местах.

Принцип законности означает, что государственная служба ор­ганизуется и функционирует в строгих рамках действующего законодательства и характеризуется следующими основными при­знаками:

а) верховенством Конституции Российской Федерации и фе­дерального законодательства над конституциями, уставами, за­конами и иными нормативно-правовыми актами и управленчес­кими решениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации. Все нормативные правовые акты, принимаемые органами управления, должны соответство­вать федеральному законодательству, а в случае их противоречи­вости применяются нормы федерального законодательства, а нормативные акты, ему не соответствующие, опротестовыва­ются, приостанавливаются и даже отменяются;

б) единством законности. Законность только тогда является за­конностью, если она едина на всей территории Российской Феде­рации и в равной мере касается всех государственных и муници­пальных органов власти, всех должностных лиц, каждого гражда­нина. И в этой части, опираясь на полученные социологические данные, мы вынуждены констатировать, что ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом и судом применительно к боль­шинству должностных лиц в нашей стране пока по-настоящему не действует. Так считает более 60% опрошенных россиян. Причем обусловлено это как безнаказанностью чиновников, так и неспо­собностью граждан реально контролировать власть;

в) равными возможностями для полномасштабного исполь­зования каждым служащим предоставленных ему служебных прав, реальными возможностями пользоваться государственной защитой своих личных, политических и экономических прав, свобод и законных интересов;

г) внепартийностью и внеконфессиональностью государствен­ной службы, политической нейтральностью государственных служащих. А это не что иное, как запрет на использование пар­тийных и иных общественных структур для решения государ­ственных задач и, наоборот, использование служебного положе­ния в интересах общественно-политических структур или рели­гиозных сообществ.

Государственному служащему, какую бы должность он ни за­мещал, запрещается быть депутатом и работать в системе органов местного самоуправления, принимать участие в забастовках и политической пропаганде. Он не имеет права участвовать, а тем более быть инициатором формирования предвыборных и теку­щих фондов партий, не может выступать с публичными полити­ческими заявлениями, занимать партийные посты. И это нор­мально: аппарат государственных органов служит закону, а не корпоративным интересам отдельных политических сил или ре­лигиозных общин;

д) недопустимостью противопоставления законности и целе­сообразности - политической, экономической или обыден­но-бытовой;

е) обязательностью для государственных служащих исполне­ния правомерных решений, принятых вышестоящими государст­венными органами и руководителями в пределах их полномочий.

Гарантией законности в системе государственной службы яв­ляется полнота и эффективность правового регулирования госу­дарственной службы; эффективность контроля и надзора за со­блюдением режима законности на службе в целях выявления, предупреждения и пресечения должностных проступков и пре­ступлений; постоянное совершенствование правовых и органи­зационных форм управленческой деятельности.

Принцип профессионализма ориентирует государственную службу на стабилизацию ее кадрового состава, отбор в аппарат высококлассных специалистов, способных обеспечивать госу­дарственный подход к делу.

Для реализации принципа профессионализма создана и по­стоянно развивается общегосударственная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. Указом Президента РФ от 28 декабря 2006 года № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государ­ственных гражданских служащих Российской Федерации» уста­новлен новый порядок организации системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих. Определены основания для направления служащих на учебу, виды обучения (переподготовка, повышение квалифика­ции и стажировка) и его формы - стационарно, с отрывом или частичным отрывом от службы. Организационной основой про­фессионального развития персонала государственной службы се­годня являются государственный заказ и индивидуальные планы профессионального развития служащего.

Принцип социально-правовой защищенности государственных служащих - основа высокого авторитета государственной служ­бы и обеспечения организационно-кадровой стабильности аппа­ратов государственных органов. Это залог сохранения и приум­ножения профессионального опыта на основе повышения ком­петентности кадров, укрепления законности и повышения престижа государственной службы.

Не случайно реализация принципа социальности государ­ственной службы многими экспертами ставится на первое место в перечне основных направлений административной реформы. Этот принцип защищает не только общество и граждан, но и са­мих служащих, является важнейшей гарантией взаимной требо­вательности, организованности и твердой дисциплины, искоре­нения бюрократизма, бесконтрольности и безнаказанности в служебной среде.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.12.181 (0.014 с.)