Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критерии общей и специальной социальной эффективности государственного управленияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Объективация государственного управления имеет разнообразные проявления, которые только в совокупности дают объективно-объемное представление о результатах управления и его эффективности. Но для того, чтобы определить результат управления и оценить полученный эффект, нужны соответствующие критерии, показатели и индикаторы. Субъективные, чисто «вкусовые» подходы здесь неуместны. В ряде стран Запада их разработкой занимаются специальные научные центры. В США, например, до 1978 г. существовал Национальный центр по производительности в государственном секторе. Сейчас такого рода центров несколько. Трибуной ведущих специалистов в области эффективности государственного управления стали многие журналы и книжные издания, на страницах которых публикуются все новейшие разработки по данной проблематике. Критерии эффективности представляют собой признаки, грани и стороны управления, посредством которых определяется качество управления, степень его соответствия потребностям и интересам общества. Применительно к государственному управлению речь идет о критериях, которые носят обобщающий социально-политический характер, раскрывают эффективность управленческих решений с точки зрения влияния власти на общественные процессы, реального вклада государства в исторические судьбы страны и ее народа. Выбор критериев эффективности может быть различен, основан как на частном и ситуационном, так и универсальном подходах. Частный предусматривает выбор одного-двух локальных показателей результативности в одном из звеньев управленческой цепи (например, доходность, социальная защищенность граждан, уровень безработицы, уровень коррупционности). Ситуационный подход предполагает выбор в качестве основного критерия эффективности прагматическую полезность или позитивную динамику развития управляемой системы, т.е. критерий, который помогает установить, стал ли объект управления лучше (качественнее, совершеннее) по сравнению с его прежним (исходным) состоянием. Универсальный подход позволяет выработать обобщающие, интегральные критерии и на их основе реализовать идею комплексной опенки эффективности. Его применение позволяет раскрыть социальный смысл не только управления, но и миссию социальной системы в целом. Наукой разработано немало различных систем интегральных показателей, включающих сотни параметров, по которым оценивается эффективность государственного управления. Институт Всемирного банка разработал систему GRICS (Governance Research Indicator Country Snapshot), в соответствии с которой государственное управление оценивается по шести индексам (критериям): право голоса и подотчетность; политическая стабильность и отсутствие насилия; эффективность правительства; качество законодательства; верховенство закона и контроль коррупции. Право голоса и подотчетность - критерий, который включает показатели, позволяющие оценить обеспеченность гражданских свобод и политических прав, возможность участия граждан в свободных выборах государственных органов, степень независимости прессы (Россия в 2002 году по этому показателю, по стобальной шкале оценивалась на 33,8%). Политическая стабильность и отсутствие насилия - критерий, по которому измеряется вероятность политических кризисов, включая дестабилизацию власти и вынужденную отставку правительства в результате применения насилия (33%). Эффективность правительства - критерий, который характеризует качество бюрократии и компетенцию госслужащих, уровень их политической лояльности действующей власти, качество исполнения государственных функций и предоставляемых государственных услуг (44,3%). Качество законодательства - критерий, с помощью которого можно измерить правовой, социальный характер законодательства, включая анализ действия таких противоречащих рыночной экономике факторов, как государственный контроль уровня цен, контроль деятельности банков, развития бизнеса и регулирование международных экономических отношений и торговли (44,3%). Верховенство закона - критерий оценки уровня доверия граждан к законам, оценки обществом эффективности и предсказуемости действующих законодательной и правоприменительной систем (25,3%). Контроль коррупции - индекс, который позволяет провести замер восприятия коррупции в обществе, способности правительства противостоять коррупции и ее влиянию на развитие бизнеса (21,1%). Контроль эффективности противодействия коррупции в нашей стране определяется по четырем показателям: число выявленных коррупционных правонарушений со стороны должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; доля граждан и организаций, столкнувшихся с проявлениями коррупции; соотношение числа выявленных коррупционных правонарушений и доли граждан и организаций, сталкивающихся с коррупцией; объем коррупционных рынков. Система GR1CS получила широкое распространение в управленческой практике. Она удобна в обращении, позволяет проводить оперативные и качественные межстрановые исследования. На сайте Всемирного банка можно всегда получить исчерпывающую информацию о последних исследованиях эффективности государственного управления в странах различных регионов мира. Эффективность государственного управления российскими учеными оценивается по более широкой номенклатуре критериев и показателей. Это: а) демографическая ситуация в стране; б) развитость трудовых ресурсов: уровень занятости и динамика безработицы, качество программ противодействия негативным последствиям безработице; в) экономическое развитие страны: уровень производительности труда, качество и темпы развития наукоемких производств, обрабатывающей промышленности, энергетики, транспорта, связи, строительства, агропромышленного комплекса; г) темпы и масштабы прироста валового национального продукта, исчисляемые по методике ООН; д) качество жизни: долголетие, уровень благосостояния в расчете на душу населения с разбивкой доходов по различным группам и категориям населения; образованность населения, качество здравоохранения и жилищно-коммунальных услуг; соцобеспечение, социальная защита малоимущих и обездоленных; е) правопорядок в стране и правовая упорядоченность общественных отношений; ж) окружающая среда: характер землепользования; качество водных ресурсов и перспективы их воспроизводства; защищенность заповедных зон; энергопотребление и загрязняющие химические, радиационные и иные выбросы; з) глобальные международные связи: международное научно-техническое сотрудничество и торговля; финансовая помощь, потоки капиталов. Перечисленные критерии, с одной стороны, объективно связаны с потребностями, интересами и целями общественного развития (общенационального, регионального и местного уровней), а с другой, позволяют объективно оценить степень удовлетворения насущных потребностей и законных интересов граждан. Критерии общей социальной эффективности дифференцируются по показателям, характеризующим различные уровни, сферы и качество управляющего воздействия. Под показателем эффективности управления (performance measure) понимается описательный качественный или конкретный количественный индикатор, характеризующий результат управленческой деятельности и успешность продвижения к поставленной цели. Федеральным законом РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» нормативно закреплены два вида показателей эффективности деятельности государственных органов и государственных служащих - обобщенные и специфические. Обобщенные формируются субъектами бюджетного планирования и по представлению Правительства РФ утверждаются Президентом Российской Федерации. Специфические вводятся в действие самими государственными органами и определяются особенностями статуса этих органов и характером решаемых ими задач. Построение хорошо сбалансированной системы показателей эффективности и результативности управления связано с рядом трудностей. Во-первых, оценочные показатели должны быть пригодными к применению не только по поводу прогнозирования будущего и оценки прошлого. Они нужны прежде всего для настоящего, когда есть еще шансы обнаружить ошибки и недочеты, что-то изменять к лучшему. Во-вторых, ориентация на конечные политические и социально-экономические результаты существенно осложняют оценку вклада каждого субъекта в результат совместной деятельности. Довольно часто хорошие результаты приписываются исключительно управляющим компонентам (органам государственной власти и местного самоуправления, должностным лицам). На самом же деле успешный результат обеспечен не ими, а является итогом совместных усилий многих других людей, входящих в состав управляемых объектов. В-третьих, не менее сложной является проблема оптимизации перечня показателей. Если их слишком много, то велика вероятность бюрократизации контроля - издержки мониторинга могут превысить положительный эффект от практического применения этих показателей. Если же, наоборот, показателей недостаточно, то может появиться «возможность искажающего поведения», когда внимание концентрируется не на результатах, а на том, что выгоднее и удобнее в той или иной ситуации. При разработке показателей эффективности рекомендуется помнить «правило четырех С»: четкость (clearness); полнота (completeness); комплексность (complexity) и непротиворечивость (consistency). Показатели должны быть конкретными, реальными и, главное, поддающимися количественному измерению. Только в этом случае управление, если мы хотим, будет действительно эффективным и авторитетным, будет базироваться на комплексном анализе не только достигнутых результатов, но и объективной оценке функционирования самого субъекта управления. Прежде всего, с точки зрения: 1. Оптимальности построения государственно-управляющей системы по целям и функциям. Сложность организационной и функциональной структур непосредственно влияет как на ее внутреннюю жизнедеятельность (реализацию внутренних функций) субъекта, так и на действенность его управляющих воздействий (осуществление внешних функций). Разве может быть эффективной неоправданно сложная и многоуровневая система управления? Тем более в условиях такого сложного федеративного государства, как Россия, предусматривающая не менее десяти уровней: Президент Российской Федерации, Администрация Президента РФ, полномочные представители Президента в федеральных округах; Председатель Правительства Российской Федерации, его первый и другие заместители, Аппарат Правительства (департаменты и управления), федеральные министры, руководители федеральных служб, агентств и иных федеральных органов исполнительной власти (более 80 в общей сложности); президенты, губернаторы и иные главы субъектов Российской Федерации; председатели правительств субъектов Федерации со своими заместителями, руководители соответствующих органов исполнительной власти общим числом до 50 в каждом субъекте Федерации. К ним надо добавить еще и многоступенчатую и разветвленную иерархию органов местного самоуправления. Бюрократизированная система является одной из причин низкой исполнительской дисциплины, серьезных недостатков в развитии товарных рынков, балансирования ресурсов, развития хозяйственных комплексов, решения социальных и инфраструктурных проблем; 2. Исполнительской дисциплины, т.е. качества и обязательности выполнения организацией и ее работниками (конкретными исполнителями) возложенных на них функций и должностных обязанностей, принципов и организационно-процедурных норм осуществления управленческих операций. Исполнительская дисциплина обеспечивает надлежащее выполнение законов, указов, постановлений, приказов, решений, инструкций и других нормативных документов и предусматривает анализ деятельности сотрудников с точки зрения а) своевременности и качества исполнения поручений; б) действенности сложившейся системы контроля со стороны непосредственного руководителя; в) ответа на вопрос: «Работают люди творчески, с энтузиазмом или формально по принципу «не скажешь - сами не догадаются»; г) выполняют ли сотрудники только то, что предусмотрено должностными регламентами или работают инициативно с заботой о качественном решении стоящих задач; д) деловой атмосферы в коллективе; 3. Финансовых и временных затрат на принятие решения и его реализацию. Чем меньше материальных и временных затрат на выполнение определенного объема работ, тем выше производительность труда. Это хорошо известно. Но в реальной жизни далеко не всегда управленцы обеспечивают реализацию этого постулата. О справедливости сказанного свидетельствуют многие факты. В Италии, например, для открытия предприятия необходимо пройти 16 процедур, затратить 16 дней и примерно 4000 долларов; в Канаде затраты на аналогичную работу составляют два дня и 2809 долларов; в России же надо совершить 20 процедур, работать не менее 50 дней и затратить неизвестно сколько денег. И даже при таких затратах качественный результат не гарантирован. Действующие в стране механизмы управления ориентированы не на конкретные результаты, а на процесс, удобство чиновника и объемы затрат. Бюджеты всех уровней формируются не по программно-целевому методу, а по давно сложившейся практике - «от достигнутого». При таком подходе общество содержит массу дорогостоящих казенных учреждений, организаций и специалистов. Причем независимо от того, нужны ли они или нет, какие и какого качества услуги они оказывают. В государственном аппарате должны быть, как это и предусмотрено законодательством о гражданской службе, установлены жесткие нормативы затрат ресурсов и времени на выработку и прохождение управленческой информации. Этому, несомненно, будет способствовать введение в действие административных регламентов, установление максимально жестких сроков подготовки, регистрации, рассылки и контроля исполнения документов, внедрение современных методик стимулирования высокоэффективного труда. Нам следует скорее переходить от управления, ориентированного на промежуточные результаты, к управлению, нацеленного на высокие конечные социальные показатели. Основное качество такого управления - научность, гибкость, партнерство власти, бизнеса и гражданина. Только на такой основе можно обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие страны, динамичное повышение качества жизни, гарантировать высокое качество государственных услуг; 4. Стиля функционирования государственно-управляющей системы. Речь идет о влиянии на эффективность управления используемых форм, методов и средств управленческой деятельности, направленных на достижение поставленных целей. В данном случае следует иметь в виду не только нормативно санкционированные правовые и организационные формы осуществления соответствующих компетенций, а и реальный стиль деятельности (режим властвования) конкретных структур и должностных лиц; 5. Издержек на содержание государственно-управляющей системы - финансово-экономических, материально-технических, интеллектуально-кадровых и др. Для нашей страны этот вопрос не праздный. В госаппарат ежегодно только из федерального бюджета мы вкладываем более 820 млрд рублей. А отдача? Качество государственного и муниципального регулирования оценивается всего лишь на «удовлетворительно». По уровню политических прав и гражданских свобод наша страна занимает 159 место среди 187 обследованных стран, по уровню физической безопасности граждан находится на 175-м. Индекс зашиты прав собственности не превышает 14%. Индекс свободы прессы за десять последних лет снизился с 55% до 33%. Уровень экономических свобод по пятибальной шкале оценивается, казалось бы, достаточно высоко - на 3,7 баллов. Но при этом непрозрачность бизнеса приближается к абсолютной величине, превышая 80%. Хозяйствующие субъекты постоянно сталкиваются с бюрократическими препонами. Почти половина компаний вынуждена вносить «дополнительную плату» даже за законные государственные услуги. Индекс защищенности бизнеса от коррупции более чем в три раза ниже, чем в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). При оценке затрат на управление следует учитывать взаимозависимость между стоимостью управления и полученными социальными результатами. Сюда логично входят расходы на оплату труда (денежное содержание) персонала, подготовку кадров, проведение различного рода заседаний, совещаний и саммитов, командировочные расходы, финансирование содержания и ремонта зданий, расходы на приобретение мебели, оргтехники, компьютеров и т.д. Все это надо соотносить с получаемым социальным эффектом и реальной отдачей от управляющих воздействий. Рано или поздно нам предстоит все-таки разобраться в том, «сколько должен стоить» тот или иной государственный орган, та или иная государственная должность, то или иное управленческое решения и на какую отдачу от них может рассчитывать общество. И при этом помнить, что само по себе финансовое, техническое и кадровое укрепление органов государственного управления вовсе не гарантирует усиление государства и повышение эффективности его управляющего воздействия. Очень часто это свидетельство как раз иного - слабости институтов власти, их неспособности грамотно решать поставленные задачи. Эффективность определяется не ростом затрат на аппарат управления, контроля и надзора, а соотношением «между результатами, фактически полученными с помощью имеющихся ресурсов, и максимальными результатами, которые можно было бы получить с их помощью».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.237.228 (0.015 с.) |