Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Звено в структуре управления↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Организационные структуры Координация является функцией двух переменных: прав и информации; она является основой структуры управления. Связь – это выражение отношений, а не действия; связь является условием, определяющим возможность взаимодействия. Выделяют различные типы связи: · вертикальные связи отражают распределение полномочий и указывают на то, "кто есть кто" в иерархии; · горизонтальные связи – это связи между равными по положению в иерархии частями структуры; · линейные связи – направлены сверху вниз, это отношения, в которых начальник реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство подчиненным; · функциональные связи обеспечивают информационную координацию, направлены снизу вверх и имеют совещательный характер; · формальные связи – это связи координации, регулируемые установленными и принятыми процедурами; · неформальные связи появляются тогда, когда формальные связи не выполняют своей роли; в основе лежат отношения между людьми, а не между должностями; · косвенные связи обычно отвечают на вопрос "как", иногда – "когда" и реже – "где" и "кто". В практике управления применяются две системы распределения прав на принятие решения и ответственности или полномочий: · на основе принципа единства подчинения (елочка). Система построена так, что права и ответственность вышестоящего руководства поглощают только часть прав и ответственности нижестоящего руководства, т. е. здесь четко зафиксированы права и ответственность руководителя каждого уровня, что позволяет легко найти виновного за неудачу. · система двойного или множественного подчинения ("матрешка"). При такой системе права и ответственность распределены между многими уровнями, и здесь практически невозможно найти виновного за случившееся. Централизация – это концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства. Децентрализация – это передача или делегирование прав и ответственности за ряд ключевых решений на нижние уровни управления. Оптимальная структура управления зависит от выбора между централизацией и децентрализацией. Дифференциация – это деление работ таким образом, чтобы каждая работа получила определенную степень завершенности в рамках данного подразделения. Интеграция – это уровень сотрудничества между частями организации. Департаментизация – это процесс организационного обособления, т. е. формирование звеньев структуры управления и связей, существующих между этими звеньями. Звено в структуре управления В основе формирования структуры управления лежат различные факторы, которые определяют существование или отсутствие звеньев структуры управления, их величину, организационный статус, т. е. положение в структуре управления, связи с другими звеньями. Главным в формировании структуры управления является обособление звеньев. При этом звено рассматривается как организационно обособленная единица структуры управления. В качестве звена выступают должность, отдел, служба, подразделение и пр. Звенья в структуре управления разнообразны; они отличаются величиной, назначением, функциями, полномочиями, степенью специализации, информационным насыщением, динамикой взаимодействия (мера участия в процессах управления). Наиболее важное различие звеньев проявляется в сочетании полномочий и функций управления, закрепляемых за определенным звеном. По этому критерию различают следующие звенья: 1. Линейное звено управления – объем полномочий равен объему функций. Как правило, это звено отождествляется с первым руководителем в рамках определенного объекта управления, который имеет право принятия решений по всем функциям управления. 2. Функциональное звено – объем полномочий значительно меньше объема функций, в рамках которых работает звено. Нередко такое звено только разрабатывает варианты решений, но не принимает их, передавая на принятие линейному звену. 3. Линейно-функциональное звено – объем полномочий ограничен частью объема функций, но главное в деятельности этого звена все-таки полномочия. К таким звеньям относятся, например, должности гл. экономиста, гл. инженера. 4. Функционально-линейное звено 5. полномочия ограничены не только частью функций, закрепленных за звеном, но и определенными условиями их реализации. Здесь полномочия существуют как возможность, но не обязанность. При такой классификации звеньев функции отражают состав проблем, по которым концентрируется информация, и разрабатываются варианты решений, а полномочия – состав проблем, по которым возможно и необходимо принимать решение данному звену. Типы структур управления Через структуру управления можно определить характер взаимодействия организации с внешней средой, подразделения с подразделением, человека с группой и организацией. Все указанные виды взаимодействий лежат в основе классификации структур: · по взаимодействию с внешней средой различают механистический и органический тип структуры управления. Механистический тип характеризуется использованием формальных процедур и правил, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе с жесткой иерархией власти в организации. Органический тип структуры управления характеризуется слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием работников в принятии решений; · по взаимодействию с человеком различают корпоративные и индивидуалистические типы структур. В корпоративных структурах в основе лежат интересы организации, и деятельность человека подчинена этим интересам. Организация отвечает за человека. В индивидуалистических структурах интересы производства определяются интересами воспроизводства самого человека. Человек отвечает сам за себя; · по взаимодействию подразделений структура управления представляет собой состав и комбинацию различных звеньев, связанных между собой по функциям и полномочиям. Различают линейные, функциональные и смешанные структуры. Рассмотрим типы структур по взаимодействию подразделений. Введем следующие обозначения: На рис. 1.3 представлена линейная структура управления. Она состоит из одних линейных звеньев и характеризуется несколькими уровнями руководства. Каждый подчиненный имеет только одного начальника и в одном звене рассматривается весь комплекс вопросов, возникающих в подчиненном объекте. Достоинства данной структуры управления: · удачно реализуется единоначалие; · простота связей между руководителем и подчиненным; · определенность зависимостей. Недостатки: · руководитель должен быть компетентным во всех вопросах подчиненных звеньев (подразделений); · информация циркулирует медленно и часто искажается, переходя от уровня к уровню, поскольку решение по любому вопросу принимает руководитель верхнего уровня; · отсутствие специалистов и хорошей информации. Рис. 1.3. Линейная структура управления Применение: либо в масштабах небольшого предприятия, либо как фрагмент в крупной структуре управления. Функциональная структура управления явилась неизбежным результатом увеличивающейся сложности управления. Данная структура представлена на рис.1.4. Эффективность управления возрастает за счет того, что появляются специалисты, которые знают конкретную область и принимают более квалифицированные решения, это так называемые функциональные руководители (каждый отвечает за свою функцию: за сбыт, снабжение, за разработку продукции и т. д.). В подчинении первого руководителя находятся только они, т. е. функциональные руководители. Достоинства: · способствует лучшему решению отдельных функциональных задач; · универсального руководителя заменяет аппарат функциональных специалистов. Недостатки: · разрывается единый управленческий процесс (на втором уровне: каждый функциональный руководитель отвечает за свое, а руководитель за все); · нарушается принцип единоначалия (на третьем уровне у подчиненных получается несколько руководителей). Применение: на предприятиях и фирмах малого бизнеса. Рис. 1.4. Функциональная структура управления Линейно-функциональная структура управления разделяет деятельность линейных и функциональных звеньев (рис.1.5). Особенностью данной структуры является то, что у первого руководителя в подчинении и линейные, и функциональные руководители. Линейные руководители наделяются линейными полномочиями, функциональные руководители – функциональными. Достоинства: надежная, хорошо управляемая организационная структура. Недостатки: опасность разобщенности функциональных звеньев и увеличение работы по координации их деятельности. Применение: используется на сравнительно крупных предприятиях. Рис. 1.5. Линейно-функциональная структура Линейно-штабная структура управления характеризуется выделением всех или большинства функциональных звеньев в штаб с собственным руководством – звеном функционально линейного типа. Полномочия этого звена ограничены только функциональными звеньями и не распространяются на нижестоящие линейные звенья. В штабе сосредоточены специалисты, которые готовят квалифицированные решения, но утверждает эти решения и передает их на нижние уровни линейный руководитель. Линейно-штабная структура управления изображена на рис. 1.6. Рис. 1.6. Линейно-штабная структура управления Достоинства: удачно ориентирована на решение комплексных проблем, согласование решений многофункционального типа, освобождение линейных руководителей от чрезмерной нагрузки. Недостатки: сохранение высоких требований к высшему руководству, принимающему решения.
Органические или адаптивные структуры управления стали развиваться примерно с конца 70-х годов, когда, с одной стороны, создание международного рынка товаров и услуг резко обострило конкуренцию среди предприятий и жизнь потребовала от предприятий высокой эффективности и качества работы и быстрой реакции на изменения рынка, и с другой стороны, стала очевидной неспособность структур иерархического типа этим условиям соответствовать. Главным свойством управленческих структур органического типа является их способность изменять свою форму, приспосабливаясь к изменяющимся условиям. Разновидностями структур этого типа являются проектные, матричные (программно-целевые), бригадные формы структур. При внедрении этих структур необходимо одновременно изменять и взаимоотношения между подразделениями предприятия. Если же сохранять систему планирования, контроля, распределения ресурсов, стиль руководства, методы мотивации персонала, не поддерживать стремление работников к саморазвитию, результаты внедрения таких структур могут быть отрицательными. Современные структуры Эдхократическая – организация, сориентированная на выполнение нестандартных и сложных работ, с признанием важности компетентности и знаний, а не позиции в иерархии. Многомерная – организация, в которой структурным подразделениям делегируются значительные полномочия, в том числе право распоряжаться полученной прибылью. Партисипативная –организация, предполагающая самое активное участие в управлении всех без исключения работников. Сетевая – организация, в которой установлены рыночные отношения между основными звеньями, начиная от поставок сырья и заканчивая реализацией готовой продукции. Кроме того, существуют организации смешанного или конгломеративного типа, которые делятся на два вида: индивидуальные и корпоративные. Индивидуальное – отдельное частное предприятие (фирма). Корпоративное – совместное акционерное предприятие (компания).
В условиях информационно-компьютерной революции, когда информация стала товаром, меняются не только формы, но и содержание деятельности, что привело к формированию новых структур управления: · эдхократические структуры управления используются при выполнении нестандартных и сложных работ. Средства для достижения цели выбирают сами исполнители. Работники являются высококвалифицированными экспертами и умеют работать в группе, структура четко не определена, преобладают неформальные и горизонтальные связи, иерархическое построение все время меняется; · многомерная структура управления состоит из рабочих групп, которые одновременно решают три задачи: ресурсы, результат и рынок (территория и потребитель). Такие рабочие группы получают статус центра прибыли, что исключает проблему двойного подчинения; · структуры, ориентированные на рынок, характеризуются тем, что вокруг рынка группируется вся организация, а не ее часть. Связи в структуре формируются больше под воздействием отношений организации с потребителем, а не отношений между функциями, в результате вместо жесткой иерархии возникают достаточно автономные группы, в которых все отвечают за все. Наверху остается столько прав, сколько необходимо для обеспечения оптимального выполнения работы при минимуме согласований. Для перехода к рыночной структуре необходима информационная система с общим банком данных и свободным доступом к нему каждого работника; · партисипативная структура управления предполагает предоставление членам организации права участвовать в принятии решений, касающихся их работы; · предпринимательская структура управления характеризуется малым количеством уровней, гибкостью и сетевым построением. Предпринимательские структуры основаны не на координации, а на индивидуальной инициативе и компетенции, которая здесь важнее организационной; · структура управления акционерным обществом является наиболее популярной формой предпринимательства в мировой практике. Приняты различные модели структуры управления: o однозвенная структура, предполагающая наличие одного административного органа. Функции наблюдателей выполняют члены административного органа, не наделенные распорядительными функциями. Компанией руководят директора-распорядители административного совета, подконтрольные другим его членам-наблюдателям; o двухзвенная структура, содержащая помимо административного еще и наблюдательный орган. Компанией руководит совет управляющих, подконтрольный наблюдательному совету. До 2/3 членов наблюдательного совета назначается общим собранием акционеров и 1/3 – служащими компании (на срок до шести лет). Члены совета управляющих и директора-распорядители назначаются членами наблюдательного совета, перед которыми они регулярно отчитываются о своей деятельности. Форма участия рабочих и служащих в управлении может быть разная: участие представителей рабочих и служащих в работе наблюдательного (или административного) совета; участие в назначении членов наблюдательного совета, создание представительных органов служащих компании (отличных от профсоюзов).
Организационные структуры Координация является функцией двух переменных: прав и информации; она является основой структуры управления. Связь – это выражение отношений, а не действия; связь является условием, определяющим возможность взаимодействия. Выделяют различные типы связи: · вертикальные связи отражают распределение полномочий и указывают на то, "кто есть кто" в иерархии; · горизонтальные связи – это связи между равными по положению в иерархии частями структуры; · линейные связи – направлены сверху вниз, это отношения, в которых начальник реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство подчиненным; · функциональные связи обеспечивают информационную координацию, направлены снизу вверх и имеют совещательный характер; · формальные связи – это связи координации, регулируемые установленными и принятыми процедурами; · неформальные связи появляются тогда, когда формальные связи не выполняют своей роли; в основе лежат отношения между людьми, а не между должностями; · косвенные связи обычно отвечают на вопрос "как", иногда – "когда" и реже – "где" и "кто". В практике управления применяются две системы распределения прав на принятие решения и ответственности или полномочий: · на основе принципа единства подчинения (елочка). Система построена так, что права и ответственность вышестоящего руководства поглощают только часть прав и ответственности нижестоящего руководства, т. е. здесь четко зафиксированы права и ответственность руководителя каждого уровня, что позволяет легко найти виновного за неудачу. · система двойного или множественного подчинения ("матрешка"). При такой системе права и ответственность распределены между многими уровнями, и здесь практически невозможно найти виновного за случившееся. Централизация – это концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства. Децентрализация – это передача или делегирование прав и ответственности за ряд ключевых решений на нижние уровни управления. Оптимальная структура управления зависит от выбора между централизацией и децентрализацией. Дифференциация – это деление работ таким образом, чтобы каждая работа получила определенную степень завершенности в рамках данного подразделения. Интеграция – это уровень сотрудничества между частями организации. Департаментизация – это процесс организационного обособления, т. е. формирование звеньев структуры управления и связей, существующих между этими звеньями. Звено в структуре управления В основе формирования структуры управления лежат различные факторы, которые определяют существование или отсутствие звеньев структуры управления, их величину, организационный статус, т. е. положение в структуре управления, связи с другими звеньями. Главным в формировании структуры управления является обособление звеньев. При этом звено рассматривается как организационно обособленная единица структуры управления. В качестве звена выступают должность, отдел, служба, подразделение и пр. Звенья в структуре управления разнообразны; они отличаются величиной, назначением, функциями, полномочиями, степенью специализации, информационным насыщением, динамикой взаимодействия (мера участия в процессах управления). Наиболее важное различие звеньев проявляется в сочетании полномочий и функций управления, закрепляемых за определенным звеном. По этому критерию различают следующие звенья: 1. Линейное звено управления – объем полномочий равен объему функций. Как правило, это звено отождествляется с первым руководителем в рамках определенного объекта управления, который имеет право принятия решений по всем функциям управления. 2. Функциональное звено – объем полномочий значительно меньше объема функций, в рамках которых работает звено. Нередко такое звено только разрабатывает варианты решений, но не принимает их, передавая на принятие линейному звену. 3. Линейно-функциональное звено – объем полномочий ограничен частью объема функций, но главное в деятельности этого звена все-таки полномочия. К таким звеньям относятся, например, должности гл. экономиста, гл. инженера. 4. Функционально-линейное звено 5. полномочия ограничены не только частью функций, закрепленных за звеном, но и определенными условиями их реализации. Здесь полномочия существуют как возможность, но не обязанность. При такой классификации звеньев функции отражают состав проблем, по которым концентрируется информация, и разрабатываются варианты решений, а полномочия – состав проблем, по которым возможно и необходимо принимать решение данному звену. Типы структур управления Через структуру управления можно определить характер взаимодействия организации с внешней средой, подразделения с подразделением, человека с группой и организацией. Все указанные виды взаимодействий лежат в основе классификации структур: · по взаимодействию с внешней средой различают механистический и органический тип структуры управления. Механистический тип характеризуется использованием формальных процедур и правил, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе с жесткой иерархией власти в организации. Органический тип структуры управления характеризуется слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием работников в принятии решений; · по взаимодействию с человеком различают корпоративные и индивидуалистические типы структур. В корпоративных структурах в основе лежат интересы организации, и деятельность человека подчинена этим интересам. Организация отвечает за человека. В индивидуалистических структурах интересы производства определяются интересами воспроизводства самого человека. Человек отвечает сам за себя; · по взаимодействию подразделений структура управления представляет собой состав и комбинацию различных звеньев, связанных между собой по функциям и полномочиям. Различают линейные, функциональные и смешанные структуры. Рассмотрим типы структур по взаимодействию подразделений. Введем следующие обозначения: На рис. 1.3 представлена линейная структура управления. Она состоит из одних линейных звеньев и характеризуется несколькими уровнями руководства. Каждый подчиненный имеет только одного начальника и в одном звене рассматривается весь комплекс вопросов, возникающих в подчиненном объекте. Достоинства данной структуры управления: · удачно реализуется единоначалие; · простота связей между руководителем и подчиненным; · определенность зависимостей. Недостатки: · руководитель должен быть компетентным во всех вопросах подчиненных звеньев (подразделений); · информация циркулирует медленно и часто искажается, переходя от уровня к уровню, поскольку решение по любому вопросу принимает руководитель верхнего уровня; · отсутствие специалистов и хорошей информации. Рис. 1.3. Линейная структура управления Применение: либо в масштабах небольшого предприятия, либо как фрагмент в крупной структуре управления. Функциональная структура управления явилась неизбежным результатом увеличивающейся сложности управления. Данная структура представлена на рис.1.4. Эффективность управления возрастает за счет того, что появляются специалисты, которые знают конкретную область и принимают более квалифицированные решения, это так называемые функциональные руководители (каждый отвечает за свою функцию: за сбыт, снабжение, за разработку продукции и т. д.). В подчинении первого руководителя находятся только они, т. е. функциональные руководители. Достоинства: · способствует лучшему решению отдельных функциональных задач; · универсального руководителя заменяет аппарат функциональных специалистов. Недостатки: · разрывается единый управленческий процесс (на втором уровне: каждый функциональный руководитель отвечает за свое, а руководитель за все); · нарушается принцип единоначалия (на третьем уровне у подчиненных получается несколько руководителей). Применение: на предприятиях и фирмах малого бизнеса. Рис. 1.4. Функциональная структура управления Линейно-функциональная структура управления разделяет деятельность линейных и функциональных звеньев (рис.1.5). Особенностью данной структуры является то, что у первого руководителя в подчинении и линейные, и функциональные руководители. Линейные руководители наделяются линейными полномочиями, функциональные руководители – функциональными. Достоинства: надежная, хорошо управляемая организационная структура. Недостатки: опасность разобщенности функциональных звеньев и увеличение работы по координации их деятельности. Применение: используется на сравнительно крупных предприятиях. Рис. 1.5. Линейно-функциональная структура Линейно-штабная структура управления характеризуется выделением всех или большинства функциональных звеньев в штаб с собственным руководством – звеном функционально линейного типа. Полномочия этого звена ограничены только функциональными звеньями и не распространяются на нижестоящие линейные звенья. В штабе сосредоточены специалисты, которые готовят квалифицированные решения, но утверждает эти решения и передает их на нижние уровни линейный руководитель. Линейно-штабная структура управления изображена на рис. 1.6. Рис. 1.6. Линейно-штабная структура управления Достоинства: удачно ориентирована на решение комплексных проблем, согласование решений многофункционального типа, освобождение линейных руководителей от чрезмерной нагрузки. Недостатки: сохранение высоких требований к высшему руководству, принимающему решения.
Органические или адаптивные структуры управления стали развиваться примерно с конца 70-х годов, когда, с одной стороны, создание международного рынка товаров и услуг резко обострило конкуренцию среди предприятий и жизнь потребовала от предприятий высокой эффективности и качества работы и быстрой реакции на изменения рынка, и с другой стороны, стала очевидной неспособность структур иерархического типа этим условиям соответствовать. Главным свойством управленческих структур органического типа является их способность изменять свою форму, приспосабливаясь к изменяющимся условиям. Разновидностями структур этого типа являются проектные, матричные (программно-целевые), бригадные формы структур. При внедрении этих структур необходимо одновременно изменять и взаимоотношения между подразделениями предприятия. Если же сохранять систему планирования, контроля, распределения ресурсов, стиль руководства, методы мотивации персонала, не поддерживать стремление работников к саморазвитию, результаты внедрения таких структур могут быть отрицательными.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 4082; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.82.128 (0.012 с.) |