Вопрос №31. Правотворческая инициатива. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос №31. Правотворческая инициатива.



В Федеральном законе No 154-ФЗ говорилось о «народной правотворческой инициативе». Нынешний Федеральный закон изменил название данного института непосредственной демократии на «правотворческую инициативу граждан». Этот демократический институт реализует одну из главных задач муниципальной реформы — приближение населения к власти. Субъектом правотворческой инициативы становятся сами жители муниципальных образований — они могут вносить на рассмотрение органов местного самоуправления свои проекты нормативных правовых актов по вопросам местного значения. Это может случить- ся, когда органы местного самоуправления занимают не ту позицию, которую отстаивает определенная часть местного сообщества, или играют пассивную роль по назревшей проблеме местной жизни.

Если по смыслу прежнего Федерального закона правом на правотворческую инициативу обладало неопределенное число граждан, то согласно новому Федеральному закону с такой инициативой вправе выступать группы граждан, минимальная численность которых не может превышать 3% жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Согласно прежнему закону население имело право на правотворческую инициативу «в соответствии с уставом муниципального образования». Иными словами, если Устав не предусматривал такого права и не устанавливал порядка его осуществления, то население этим правом не обладало. На практике в уставах право граждан на правотворческую инициативу, тем более процедура его осуществления, определялись редко, и это право почти не использовалось.

В случае необходимости избиратели обращались с инициативой принятия представительным органом нормативного акта к своему депутату, обычно не формулируя сам текст этого документа. Поскольку мандат депутата лишен императивности, т.е. депутат не обязан принимать «к производству» предложения избирателей относительно конкретных правовых актов, немало инициатив граждан оставались нереализованными, несмотря на депутатские обещания. К тому же прежний закон никаких сроков рассмотрения проекта не устанавливал. Кроме того, определяя обязательность рассмотрения инициированного документа, з акон не определял точно — каким органом он должен быть рассмотрен.

ФЗ №131 теперь же говорит, что проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации нормотворческой инициативы граждан, должен быть обязательно рассмотрен органом или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего правового акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. Федеральный закон № 131-ФЗ устанавливает, что представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении внесенного ею проекта.

В случае если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группой.

Проект нормативного акта может составить группа из нескольких человек, но чтобы представить его в органы местного самоуправления в качестве официальной инициативы, необходимо собрать подписи ее сторонников в количестве, определяемом представительным органом местного самоуправления, как того требует Федеральный закон (как указывалось выше, не более 3% от числа местных жителей, обладающих избира- тельным правом).

Важен порядок рассмотрения документа. Здесь в определенных случаях необходима правовая и финансовая экспертиза проекта — соответствует ли он законодательству, каковы могут быть расходы в связи с реализацией решения, принятого в соответствии с внесенным проектом.

К процессу рассмотрения инициативы важно привлечь внимание населения. Для этого могут быть проведены публичные обсуждения проекта, на которых заслушиваются как его сторонники, так и противники, организованы пресс-конференции, выступления в средствах массовой информации, истребованы заключения от независимых компетентных, в том числе научных, организаций и др.

По результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта возможны четыре варианта решения органа или должностного лица местного самоуправления:

1) Принять муниципальный правовой акт в предложенной редакции;

2) Принять этот акт с учетом необходимых изменений и дополнений;

3) Доработать проект;

4) Отклонить его.

Если проект принимается, одновременно может приниматься решение о принятии, изменении, дополнении либо отмене (признании утратившими силу) иных муниципальных правовых актов, регулирующих связанные с рассмотренным и принятым проектом общественные отношения.

С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Но! В случае отсутствия нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, регулирующего порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, делается в соответствии с настоящим Федеральным законом. В этом случае сами граждане конкретизируют установленную Федеральным законом процедуру прохождения проекта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.254.122 (0.008 с.)