Местный бюджет. Общая характеристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Местный бюджет. Общая характеристика.



 

ð ОТ БОЖЕНЬКИ: Структура, понятие и прочее

ð Бюджет - форма образования и расходования бюджетных средств, которые необходимы для реализации затратных полномочий МСУ. При этом здесь нет упоминания о наличии МСУ права собственности на данные ресурсы. В самом понятии бюджета мы видим стремление к централизации финансовой системы, законодатель говорит, что бюджет всего лишь способ аккумуляции и расходов средств на определенном уровне государственной власти. То есть, законодатель исповедует инструменталисткий подход.

Проект бюджета муниципального района, проект бюджета городского округа, проект бюджета городского округа с внутригородским делением, проект бюджета внутригородского района составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, если законом субъекта Российской Федерации, за исключением закона о бюджете субъекта Российской Федерации, не определен срок, на который составляются и утверждаются проекты бюджетов муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов.

Проект бюджета городского, сельского поселения составляется и утверждается сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с муниципальным правовым актом представительного органа городского, сельского поселения. Тимофеев – почти все на 3 года составляют.

 

В случае, если проект местного бюджета составляется и утверждается на очередной финансовый год, местная администрация муниципального образования разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план муниципального образования.

 

Про этот период – для желающих, БК.

Статья 174. Среднесрочный финансовый план муниципального образования

(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 244-ФЗ)

1. Под среднесрочным финансовым планом муниципального образования понимается документ, содержащий основные параметры местного бюджета.

2. Среднесрочный финансовый план муниципального образования ежегодно разрабатывается по форме и в порядке, которые установлены местной администрацией муниципального образования, с соблюдением положений настоящего Кодекса.

Проект среднесрочного финансового плана муниципального образования утверждается местной администрацией муниципального образования и представляется в представительный орган муниципального образования одновременно с проектом местного бюджета.

Значения показателей среднесрочного финансового плана муниципального образования и основных показателей проекта местного бюджета должны соответствовать друг другу.

3. Утвержденный среднесрочный финансовый план муниципального образования должен содержать следующие параметры:

прогнозируемый общий объем доходов и расходов соответствующего местного бюджета и консолидированного бюджета муниципального района (городского округа с внутригородским делением);

(в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 383-ФЗ)

объемы бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов;

распределение в очередном финансовом году и плановом периоде между городскими, сельскими поселениями (внутригородскими районами) дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов);

(в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 383-ФЗ)

нормативы отчислений от налоговых доходов в бюджеты городских, сельских поселений (внутригородских районов), устанавливаемые (подлежащие установлению) муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных районов (городских округов с внутригородским делением);

(в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 383-ФЗ)

дефицит (профицит) местного бюджета;

верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода).

Местной администрацией муниципального образования может быть предусмотрено утверждение дополнительных показателей среднесрочного финансового плана муниципального образования.

4. Показатели среднесрочного финансового плана муниципального образования носят индикативный характер и могут быть изменены при разработке и утверждении среднесрочного финансового плана муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период.

5. Среднесрочный финансовый план муниципального образования разрабатывается путем уточнения параметров указанного плана на плановый период и добавления параметров на второй год планового периода.

В пояснительной записке к проекту среднесрочного финансового плана муниципального образования приводится обоснование параметров среднесрочного финансового плана, в том числе их сопоставление с ранее одобренными параметрами с указанием причин планируемых изменений.

 

Структура местного бюджета (см. вопросы 67-68):

ð а) Расходы

ð б) Доходы

ð в) Источники дефицитного финансирования

 

Статья 96. Источники финансирования дефицита местного бюджета

 

В состав источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета включаются:

разница между средствами, поступившими от размещения муниципальных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

разница между полученными и погашенными муниципальным образованием кредитами кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

разница между полученными и погашенными муниципальным образованием в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными местному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

разница между полученными в иностранной валюте от Российской Федерации и погашенными муниципальным образованием бюджетными кредитами, предоставленными в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соответствующего финансового года;

иные источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета.

 

В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета включаются:

поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования;

курсовая разница по средствам местного бюджета;

объем средств, направляемых на исполнение гарантий муниципального образования в валюте Российской Федерации, в случае, если исполнение гарантом муниципальных гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

объем средств, направляемых на исполнение гарантий муниципального образования в иностранной валюте, предоставленных Российской Федерации в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований), в случае, если исполнение гарантом муниципальных гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу;

объем средств, направляемых на погашение иных долговых обязательств муниципального образования в валюте Российской Федерации;

разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из местного бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из местного бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из местного бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из местного бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

разница между средствами, перечисленными с единого счета по учету средств местного бюджета, и средствами, зачисленными на единый счет по учету средств местного бюджета, при проведении операций по управлению остатками средств на едином счете по учету средств местного бюджета.

(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

 

Остатки средств местного бюджета на начало текущего финансового года в объеме, определяемом правовым актом представительного органа муниципального образования, могут направляться в текущем финансовом году на покрытие временных кассовых разрывов и на увеличение бюджетных ассигнований на оплату заключенных от имени муниципального образования муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих муниципальных контрактов оплате в отчетном финансовом году, в объеме, не превышающем сумму остатка неиспользованных бюджетных ассигнований на указанные цели, в случаях, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете.

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

В состав операций по управлению остатками средств на едином счете по учету средств местного бюджета включаются привлечение и возврат средств организаций, учредителем которых является муниципальное образование и лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства или в финансовом органе муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

 

Местный бюджетный процесс

 

ОТ БОЖЕНЬКИ: Наверняка, проходили на финансовом праве. Планирование – здесь программно-целевой подход. Срок разработки бюджета – особый. Обратить внимание на органы, которые имеют исключительные полномочия на разработку и утверждение – это администрация

Про сроки формирования в этом билете, про сроки самого бюджета – в 65-ом вопросе.

Местный бюджетный процесс регулируется исключительно муниципальным законодательством, поскольку в соответствии с конституцией каждое муниципальное образование самостоятельно принимает бюджет.

Что такое местный бюджетный процесс? Это деятельность органов местного самоуправления муниципального образования и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проекта бюджета, его утверждению и исполнению, контролю за исполнением, осуществлением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности. Из этого определения мы видим, по сути, основные стадии бюджетного процесса:

1. Формирование

2. Утверждение

3. Исполнение

4. Контроль.

Участниками Б/П являются глава МО, представительный орган местного самоуправления, местная администрация, контрольный орган, распорядители бюджетных средств, администраторы доходов местного бюджета, получатели бюджетных средств. Население, с одной стороны, не является участником этих отношений, но с другой стороны мы помним о выносе бюджета на публичные слушания и о контроле за исполнением бюджета на публичных слушаниях.

Полномочия участников.

Глава МО:

- рассматривает и утверждает представляемые местной администрацией основные направления бюджетной и налоговой политике.

- назначает публичные слушания по проекту бюджетов

- осуществляет в случае, если это предусмотрено законом субъекта, право законодательной инициативы в законодательном дательном органе МО по бюджету

Представительный орган:

- рассматривает проект местного бюджета на очередной финансовый год и принимает решение о бюджете (утверждает проект)

- контролирует исполнение местного бюджета

- определяет уровень местных (собственных) доходов (устанавливая, изменяя и отменяя местные налоги, например)

- решением местного бюджета устанавливаются нормативы затрат на содержание объектов муниципальной собственности

- предст. орган утверждает отчет об исполнении бюджета

Местная администрация:

- разрабатывает и представляет главе мун. обр. основные направления налоговой политики муниципалитета

- вносит в предст. орган проект местного бюджета и проект отчета об исполнении местного бюджета

- вносит предложения об изменениях об источниках средств (налогов)

- исполнение бюджета*

- ведение реестра расходных обязательств муниципалитета

- привлекает муниципальные займы

- предоставляет от имени муниципалитета финансовые гарантии

- финансирует деятельность муниципальных организаций и предоставляет деньги организациям, не находящимся в мун. собственности.

- управляет муниципальным долгом

Распорядители (иногда выделяются главные распорядители) контролируют расходы местных денег. Например, выплаты заработной платы. На практике распорядители – это функциональные либо отраслевые структурные подразделения местной администрации, на основании которых формируется расходная часть местного бюджета.

Администраторы не обязательно субъекты местного самоуправления. Контролируют income: несут ответственность за поступление доходов в бюджет.

БК 184 - Порядок и сроки составления проектов местных бюджетов устанавливаются местными администрациями с соблюдением требований, устанавливаемых настоящим Кодексом и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

 

САМ БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС:

Стадия формирования бюджета (составление проекта). Местная администрация и её подразделения собирают показатели расходов. Аккумулируются они в финансовом структурном подразделении местной администрации, которая запрашивает все структуры доходов о поступлениях в этом году, плюс – собирает данные о разовых поступлениях в бюджет. После этого данные сопоставляются. Естественно, что все эти данные должны соответствовать направлениям налоговой и бюджетной политики.

После аккумуляции данных фин. подразделение готовит проект местного бюджета, утверждает его в коллегии местной администрации, и администрация направляет его в представительный орган. Там, как правило, тоже есть внутреннее подразделение в области финансов. Это подразделение готовит проект бюджета к первому чтению.

Проходя всю обычную законодательную процедуру, проект выносится на первое чтение, докладчик – представитель местной администрации. В первом чтении принимается за основу, далее – все субъекты бюджетных отношений могут вносить поправки. Предложение поправки представляется в комитет предст. органа, тот направляет в администрацию, та дает заключение, и после этого обратно в комитет. Далее второе чтение. Различие с обыкновенным законодательным процессом – проект бюджета проходит три чтения. Почему? Потому что принятый во втором чтении проект направляется со всеми принятыми и отклоненными поправками вновь в администрацию. Та рассматривает его в таком виде, и при вынесении ею положительного заключения проект бюджета выносится на третье чтение, где и принимается в целом. При отрицательном заключении проект переходит в стадию второго чтения, ибо со своим отрицательным заключением администрация должна предложить поправки, учет которых возможен во втором чтении. На основе принятого решения о бюджете местная администрация организует исполнение.

Во всех мун. обр. принимаются два принципа:

1. Сводная бюджетная роспись – какие получатели через каких распорядителей получают деньги.

2. Кассовый план – те наличные деньги, которые приходят. Кассовое обслуживание муниципалитета осуществляют не органы местного самоуправления, а подразделения федерального казначейства. Для того, чтобы деньги поступали, необходимо открыть лицевые счета, через которые проходят все кассовые операции.

Исполняется бюджет по доходам (это означает зачисление на единый счет всех поступлений) и по расходам – отдельно.

Последняя стадия – бюджетного контроля. Осуществляет финансовое подразделение местной администрации, контрольный орган муниципального образования (если он есть). При этом дополнительная обязанность по контролю возлагается и на распорядителей, и на администраторов по сбору доходов. Это похоже на процедуру аудита. В итоге формируется пакет документов, который называется бюджетная отчетность. Это баланс, финансовые результаты деятельности бюджетного процесса, специальные отчеты движения средств по счетам и т.п.

Процедура утверждения контроля такая же, как и при принятии проекта бюджета. С утверждением отчета об исполнении местного бюджета бюджетный процесс в муниципальном образовании завершается.

Публичные слушания при принятии бюджета проводятся за 30 дней до внесения проекта в первое чтение.

Бюджетная отчетность публикуется, она открытая.

 

Доходы местного бюджета.

 

Право установления налогов и сборов - конституционное право, закреплено в

статье 132 Конституции. Однако надо рассмотреть через Постановление КС от

21 марта 1997 года №5П, где КС подчеркнул, что система налогов в РФ является

единой, а значит сами система должна устанавливаться только федерацией

через Налоговой Кодекс. Право же регионов и МСУ на налоги носит

производный характер, то есть они вправе вводить уже установленные налоги и

сборы, либо прекращать действие конкретных налогов. То есть, МСУ решает,

будет использоваться налог на данной территории или нет. Кроме того

муниципальные образования вправе определять те или иные элементы

налогообложения - то есть, определяют конкретные цифры в рамках

предложенных законодателем + устанавливают перечень льгот.

 

Доходы состоят из трех частей:

1. налоговые поступления,

2. неналоговые доходы,

3) безвозмездные отчуждения.

 

Все, за исключением субвенций, которые идут на выполнение делегированных полномочий, составляют собственность МО. Раньше было не так: все, кроме безвозмездных отчуждений.

Налоговые доходы бюджета:

1) местные налоги (земельный и налог на имущество ФЛ - планируется заменить их единым налогом ) + НОВЫЙ с ноября 2014 – торговый сбор.

2) отчисления от федеральных налогов и сборов - ст. 61 БК

Ø налог на доходы ФЛ - 20 % в бюджет городского округа (10 % - в поселения и 10% - районы);

Ø единый с/х налог в бюджет городского округа 70% (поселения и район по 35%)

Ø применительно к субъектам малого и среднего предпринимательства: в городской округ 100% (в район 100%, в поселения - ничего).

Сборы и отчисления от регионов устанавливается на срок в 3 года в законе субъекта.

Отчисления из муниципального района (отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих отчислению в бюджет муниципального образования)

 

Тимофеев ((((((((((((Отчисления от налогов и сборов - по принципу расщепления позволяет отдать

кусочек налога на муниципальный уровень, то есть могут быть 3 варианта:

а) Отчисления от федеральных налогов и сборов - сейчас мы имеем

отщепленная от НДФЛ(13%) + единый с/х налог(100% налога идет в МСУ) +

единый налог на вменяемый доход.

б) Отчисления от региональный налогов и сборов - сам субъект решает,

отчислять ли средства или нет. Субъект вправе отщепить в том числе от

федеральных налогов и сборов, а не только своих.

в) Отчисления от местных налогов и сборов - дается муниципальному району,

при этом он том числе может отщеплять и от федеральных, и от региональных

налогов и сборов.))))))))))))))))))))))

 

Налоговая система сегодня не обеспечивает справедливого распределения налогов по всем уровням. Например, налог на доходы ФЛ является и федеральным, и региональным, и местным. И отнести его только на один уровень будет неправильным. Яркий пример - налог на добычу полезных ископаемых. Проблема в том, что в нем заинтересованы все три уровня; все три уровня его обеспечивают; поэтому многие налоги нельзя отнести в копилку только одного уровня.

Принципы:

· Виды налогов

2. Пропорциональное распределение по уровням.

В совокупности эти принципы обеспечивают идеальное распределение налоговой системы. Такая была идея.

Эти принципы действуют одновременно.

Проблема - как обеспечить стабильность (сегодня вышестоящий бюджет дает, а звавтра не дает.

 

Кому интересны конкретные проценты от разных налогов и сборов по видам МСУ – ст. 61 БК и далее, но не советую углубляться.

 

Неналоговые доходы.

1. От использования муниципального имущества. В широком смысле: участвовать в организациях, прибыль от деятельности унитарных предприятий, учреждений, дивиденды от АО, ООО.

· Либо путем передачи в аренду, оперативное управление, приватизация (продажа).

Ø Плата за негативное воздействие на окружающую среду.

4. Средства самообложения. Споры, о том что это: налоги, не налоги, безвозмездные поступления.

ü Отметим еще, что среди неналоговых доходов выделяют средства от взыскания

административных штрафов. Часть, конечно, идет, но вопрос состоит в том,

насколько мы должны рассчитывать на эти средства при формировании

бюджета? Тут слишком большая доля непредсказуемости, к тому же мы таким

образом стимулированием деятельность по отысканию средств от штрафов, то

есть будет ситуация, когда органы МСУ ищут с кого бы взыскать штраф, а не

как лучше было бы использовать муниципальную собственность.

 

 

Безвозмездные поступления - отдельная строка доходов. Включают в себя:

• Межбюджетные трансферты

• Поступления от вышестоящих бюджетов

• Поступления от граждан или юридических лиц.

Межбюджетные трансферты:

а) Дотации - средства финансовой помощи без указания конкретной цели

расходования данных средств. То есть, мы предполагаем, что само МСУ должно

определить направление расходование данных средств в рамках полномочий

МСУ. То есть, дотации не носят целевой направленности, но должны

осуществляться в рамках компетенции МСУ.

б) Субсидии - помощь от вышестоящего образования публичной власти, которая

направлена на софинансирование расходов МСУ. Они всегда носят целевой

характер. Субсидии должны тратиться только на определенные цели. При этом

важно помнить, что субсидии носят, как правило, вспомогательный характер,

они должны просто помогать в начале софинансирования.

в) Субвенции - финансовая помощь вышестоящего образования, которая

передается для финансирования делегированных полномочий. Они носят всегда

целевой характер, который состоит в финансировании делегированных

полномочий.

 

Категория собственных налогов бюджета раньше помогала оценить финансовую самодостаточность (было две составляющих: налоговая и неналоговая). Сейчас мы включаем не только налоговые, неналоговые, но и дотации и субсидии. Поэтому сейчас не отражается финансовая самодостаточность.

 

ПРАКТИКА И СТАТИСТИКА:

Сколько налоговых доходов у МО? Первое место - отчисления от доходов на ФЛ (66,7%). Местные налоги и сборы - 12,7%. Земельный налог уменьшился, налог на доходы ФЛ тоже уменьшился.

Повысить эффективность собираемости.

Проще повысить собственный бюджет, чем просить дотации и субвенции.

Налоги, переданные на уровень муниципального района: на имущество и прибыль организаций, транспортный, упрощенка и др. Но далеко не все спустили на уровень МО.

Проблема не только в выстраивании зависимости, но и в бедности муниципальных районов. Проблема в двухуровневости.

 

Соотношение налоговых (их только 39%) и неналоговых доходов позволяет оценить предпринимательский климат, соотношений частного и муниципального секторов экономики. Основные налоги от использования имущества.

 

Трансферты. Каково соотношение нашего (51,5%) и того, что приходит от государства (48,5%). То есть они наполовину живут за счет государства.

Какова структура межбюджетных трансфертов? Целевые субсидии и дотации. Чем больше дотации, тем больше самостоятельности у МО. Что лучше - вопрос сложный. Нужно доверие. Тенденция постоянно меняется. Сейчас дотаций 36 %, остальное - субсидии.

 

 

Далее – финансовые рефлексии Тимофеева относительно регулирования доходов местных бюджетов.

Финансовая самодостаточность МСУ - очень сложная проблема. Сегодня никто не скажет, как определить пути разрешения нынешних финансовых проблем МСУ. Проблема финансовой самостоятельности местных бюджетов можно расположить так:

1) Соотношение налоговых и неналоговых доходов

Что должно превалировать в бюджете МСУ? Налоговые или неналоговые доходы. Логично предположить, что большая часть поступлений должна исходить именно от налогов, так мы имеем дело с публичной властью. То есть, налоговые и неналоговые доходы должны соотносится так, чтобы налоговые доходы превалировали. Однако можно ли стремиться к постоянному увеличению неналоговых поступлений в бюджет? Встает вопрос использования муниципального имущества, почему не заниматься предпринимательством на этом уровне? Путь интересный, сам по себе он позволяет достичь очень быстрого эффекта. Но! Нельзя забывать, что мы живем в стране, где

Конституция говорит о приоритете права на предпринимательскую деятельность, отсюда мы сталкиваемся с вопросом: до какой точки можно наращивать неналоговые поступления? Когда мы можем помешать предпринимателям? Точного ответа нет. Сейчас идет тенденция сокращения количества имущества МСУ, отсюда и количество неналоговых поступлений. Речь идет о приватизации имущества МСУ, а так же государство закрывает различные МУПы для того, чтобы на их место пришли частные хозяйствующие субъекта.

Данные попытки государства обнаруживают иную проблему - сокращения неналоговых доходов. В итоге мы попадаем в тиски: одновременно нельзя мешать предпринимателям, а вот с другой стороны мы видим, что уменьшение неналоговой приводит к тому, что МСУ не может нормально осуществлять свои функции. То есть, закрывая МУП, мы ставим под угрозу осуществления переданных им функций на данной территории. Возможно, но необязательно, размер неналоговых поступлений должен определяться не целью заработать, а чтобы правильно исполнять свою функцию. Следующая проблема - статистика показывает, что постепенно неналоговые доходы сокращаются, что вызвано сокращением имущественной базы. Однако и тут хитрость: сокращение имущественной базы подразумевает приватизацию, которая сама по себе дает возможность заработать. В итоге мы можем увидеть, что сами неналоговые доходы увеличиваются от приватизации.

2) Соотношения местных налогов и сборов и отчислений налогов и сборов. Мы говорим о структуре налоговых доходов местного бюджета. Это тоже весьма сложная проблема. Могут ли местные налоги обеспечивать финансовую самостоятельность? Сейчас точно нет. На данный момент основное поступление от налогов в МСУ - налог на имущество физических лиц(порядка 69% от всех налоговых доходов, эта цифра не меняется на протяжении последних лет). Земельный налог - 15,5%. НДФЛ - 1, 9%. Другие налоги - 14%. То есть, мы видим, что местные налоги не составляют преимущественную часть доходов в бюджет. Соотвественно, вопрос о том, могут ли местные налоги

быть большой частью доходов дает четкий ответ - нет.

!!!Тут он сам себе противоречит, ведь налог на имущество ФЛ – местный, и он дает 69%.!!! М.б. имелся в виду налог на ДОХОД ФЛ, он уже не местный, тогда становится понятнее мысль.

Сейчас хотят изменить вопрос с налогами: сейчас земельный налог исчисляется от кадастровой стоимости, которая очень низкая, а налог от имущества физических лиц - от инвентаризационной собственности, которая тоже достаточно низкая. Теперь же законодатель хочет приблизить кадастровую стоимость к рыночной цене.

К тому же проблема взимания налога с катастрофой стоимости носит серьезный социальный характер, поскольку в таком случае мы ставим вопрос о выплате налогов соответствующего размера налогов в бюджет, то есть не надо забывать, можно ли реально гражданам выплатить такую сумму.

Сейчас у нас нет местных сборов. Однако попытки до 2000-ых годов были, но как только пошла централизация - все исчезло. К 2000-ому году было порядка 200 разных местных сборов, каждый МСУ решал, какие сборы ему вводить. Тот кризис, в который мы сейчас падаем, заставляет государство искать поступления в бюджеты разных уровней. Сейчас мы хотим забрать МСУ право определять виды местных сборов, но дать им право взимать сборы, которые устанавливает вышестоящая власть. Надо ли вводить местные сборы? Это вновь ляжет на граждан, которые и так измучены разными налогами. В итоге налоговое бремя будет слишком большое. Это в итоге вопрос социальный.

Следующая составляющая - принципы разграничение доходных источников. Эти принципы заставляют нас задуматься, не носит ли структура налоговых доходов местного бюджета объективно заданный характер, нельзя ли в рамках нынешней структуры искать иные источники финансирования? Реформа говорит, что мы установили разграничение доходов, мы должны исходить из того, что каждый налог и сбор должен закреплен за тем субъектом власти, который наиболее эффективно может его собрать + смотрим на мобильность сбора дохода + надо смотреть на элемент социальной справедливости, перераспределяющие налоги должны закреплять за федерацией, которая уже наверху будет через расщепление отчислять доходы в разные субъекты власти. Можем ли мы закрепить налог на физических лиц за мэром? Нет, он носит перераспределительный характер, нет так как принцип социальной справедливости говорит, что он должен идти в федерацию. Таким образом мы потом уже решаем, стоит ли передать деньги вниз – если эффективный субъект, то поможем. Мы сейчас должны думать не о том, как расширить перечень налогов, а как повысить эффективность взимания местных налогов, как эффективно осуществить расщепление с вышестоящих уровней властей. Сейчас у нас неэффективно, например, доход с имущества физических упал. Сам принцип отчисления налогов из регионов в МСУ не позволяет обеспечить стабильность, то есть органы субъекта РФ каждый год отдельно решают будем ли отчислять налоги или нет в МСУ, к тому же субъекты не обязаны расщеплять за исключением доходов на имущество физических лиц. То есть, это право субъектов, а не обязанность. Ею пользуется 72 субъекта, но дифференциация крайне высока + взимаем по упрощенке. Часто передается транспортныхналогов, налог на добычу полезных ископаемых - однако количество субъектов федерации крайне мало. То есть, цифра в 72 субъекта, по сути, говорит ни о чем.

Еще большая проблема с отчислениями от налогов и сборов, которые поступают в район. Как правило, муниципальные районы не ходят делиться с поселениями. Проблема соотношения не решается увеличением количества местных налогов, а только через повышение эффективности взимания местных налогов + не забываем о принципе социальной справедливости.

3) Соотношение «собственно» местных налоговых и неналоговых доходов и межбюджетных трансфертов. До 2004 года доходы местного бюджета не включали финансовую помощь, то есть, мы могли понять раньше, что является общей заслугой МСУ, а что является итогом помощи. После реформы в доходы местного бюджета мы включаем финансовую помощь(кроме субвенций), теперь в итоге концепция такова, что собственные налоги доходи - то, что идет на реализацию местной компетенции. Все остальные доходы - не собственные, это делегированные государственные полномочия. Теперь проблема финансовой самодостаточно стала еще хуже, так как мы понимаем, что государство все равно помогает. Скрывается проблема финансовой самодостаточности. Соотношение таково: межбюджетные трансферты - 47%, остальное - местные доходы. То есть, половина доходов - помощь государства. Отсюда нет никакой самодостаточности МСУ. Цифра не меняется уже 2 года.

4) Проблема соотношения дотаций и субсидии в структуре межбюджетных трансфертов. Это вопрос качества соотношения независимости и зависимости МСУ от государства. В зависимости от того, каков объем дотаций и субсидий, мы можем сказать, имеет ли государство средства влияния на МСУ. Если много субсидий, то государство ставит себе МСУ под контроль, поскольку оно может и должно контролировать расход средств. Больший объем дотаций представляется на общий уровень бюджетной обеспеченности на гражданина. Они предоставляются из регионального фонда поддержки МСУ и из фонда муниципального уровня. Сейчас МСУ все сильнее становится зависимым от дотаций и субсидий. Можно избежать этого, предоставляя МСУ право самим решать, куда тратить средства. Но сейчас в связи с недоверием к МСУ никто такого не сделает.

 

Расходы местного бюджета

 

У нас изменяются принципы бюджетного планирования, мы переходим от сметного (когда каждый орган говорит, сколько ему нужно, и все это аккумулируется в бюджете, в этом больше экономической обоснованности) к программно-целевому (опирается на результат, цель, основывается на целевой программе; то есть сочетается цель и результат).

 

В основании расходования лежит новый принцип (с 2004 года) – принцип программно - целевого бюджетного планирования, то есть мы ориентируемся на результат. В основе лежит такой акт как целевая программа, которая позволяет добиться цели бюджетного планирования, направленного на результат.

Целевая программа состоит из 4-ех элементов:

1) Цель

2) Источник - откуда средства будут браться

3) Исполнитель - кто будет ответственен за исполнение программы

4) Результат - все 3 элемента выше направлены на него. При этом результат должен быть измеряемым, поскольку иначе трудно будет оценить эффективность соответствующих программ.

 

Среднесрочное финансовое планирование - разрабатывается бюджет на текущий год и плюс 2 года. В поселениях такого требования нет, они разрабатывают бюджет на год, но все равно должны иметь определенный план на 3 года. Цель этого: смотреть далеко в будущее.

 

Изменились принципы реализации расходных обязательств в связи с существовавшей ранее проблемой неосуществления этих расходов. Расходы формируются в соответствии с полномочиями. Основная мысль - деньги должны следовать за полномочиями. Нужно предусмотреть финансирование определенных полномочий.

Необходимо защитить расходы, которые обеспечивают обязательства МО перед ФЛ и ЮЛ. Предоставление приоритетов разным видам обязательств.

 

Была проблема приостановления действия закона, требующего финансирования, если выяснялось, что денег на его финансирование нет. Чтобы обеспечить реальное расходование: расходные обязательства приоритетны перед другими видами обязательств. Расходное обязательство установлено в законе или в договоре перед гражданами и ЮЛ. МО ведет реестр таких обязательств (там указывается основания и вид). Приостановить их нельзя. Они эволюционируют в бюджетные обязательства через НПА. В бюджете устанавливается, сколько мы кому должны. Когда мы заложили уже в бюджет, мы обязаны выдать деньги. Таким образом обязательство становится денежным. Деньги распределяются получателям.

 

В итоге у нас появляется 4 пункта эффективности расхода бюджетных средств:

ð а) Цели.

ð б) Ресурсы, которые можно потратить на конкретные цели.

ð в) Конкретные результаты и их изменяемость(прекращаем, либо про



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.43 (0.121 с.)