Вопрос №36. Полномочия представительных органов местного самоуправления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос №36. Полномочия представительных органов местного самоуправления.



Компетенция представительного органа:


Этот вопрос решается в зависимости от того, признаем ли мы:

а) Принцип разделения властей в МСУ - если исходить из классики, что данный принцип есть только на уровне государства, то данный принцип не работает. Однако практика говорит, что нужно четко разграничивать и формировать системы сдержек и противовесов. Поэтому какое-то разделение властей должно быть, хоть и в усеченном виде. Но какое это разграничение? Если одной функции - нету смысла говорить о разделении, если несколько функций - уже имеет смысл постулировать. Если признаем, что представительный орган выполняет законотворческую функцию, то даем ему особое место. Говорим, что у администрации свои функции - тоже даем особое место. Однако на муниципальном уровне четко разграничить удается далеко не всегда, в полной мере принцип осуществления властей здесь неприменим.

б) Есть ли четкое разделение функций между представительным органом и местной администрации.

Законодатель в ФЗ 131 говорит, что необходимо предусмотреть разграничение компетенции между представительным органом и исполнительным. Такое разграничение компетенции является не искусственным, а функционально-определенным.

В компетенции представительного органа мы видим попытку определить его полномочия исходя из его функционального предназначения. Она сегодня включает в себя:

 

1) Исключительная компетенция представительного органа - ч. 10 ст. 35. Говорит нам, для чего нужен представительный орган. Здесь мы можем увидеть классические функции представительного органа:

- нормотворчество.

- финансовая функция + собственность (утверждение бюджета и отчета об его исполнении, установление местных налогов, определяет вопросы распоряжения и управления муниципальным имуществом)

- контроль (именно представительный орган осуществляет контроль за органа МСУ, осуществлением ими своих полномочиями, заслушивание отчета главы МСУ(ч.11.1)

2) Полномочия, которые даны представительному органу иными ФЗ - в большинстве случаев законодатель не разграничивает, кто какие функции осуществляет. Но когда речь идет об особо важных задачах, то законодатель напрямую закрепляет полномочия за представительным органом (закон о тепло/водоснабжении/деятельность в области в коммунальных структур/градостроительные вопросы).

3) Компетенция(полномочия), которые закрепляются уставом МСУ за представительным органом. Вопрос о том, каков объем определяется зависит от того, на каких основаниях проводится разграничение функций между представительным органом и исполнительным. Варианты:

- признаем доминирование представительного органа, говоря, что исполнительный орган имеет закрытый перечень полномочий + осуществляет только то, что решил представительный орган. А у представительного органа открытый список полномочий.

- признаем доминирование исполнительного органа, тогда у представительного органа закрытый перечень, а у исполнительного - открытый.

 

Чаще всего на практике ни одна из схем жестко не используется, как правило, дается возможность осуществления деятельности в определенных полномочиях, но исходя из его фактической компетенции. При разрешении споров о компетенции ссылаются на баланс сил, установленных в уставе МСУ.

 

Теперь о правомочности состава представительного органа и заседания.

 

Представительный орган поселения, городского округа, внутригородского района, внутригородского муниципального образования города федерального значения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

 

Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан. Уставом поселения с численностью жителей более 100 и не более 300 человек может быть предусмотрено, что представительный орган не формируется и его полномочия осуществляются сходом граждан.

 

В случае, если в поселении численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составит более 300 человек, избирается представительный орган поселения. Численность и срок полномочий депутатов представительного органа поселения определяются населением на сходе граждан. В случае отсутствия инициативы граждан о проведении указанного схода численность и срок полномочий депутатов представительного органа поселения первого созыва устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

 

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек - при численности населения менее 1000 человек;

10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.

 

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

Представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа обладает правами юридического лица. Представительный орган сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, внутригородского района может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования.

Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации,- председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

 

В силу прямого указания закона представительный орган считается правомочным, если в его состав избрано 2/3 депутатов.При этом правомочность заведения определяется в зависимости от явки на конкретное заседание - норму явки устанавливает устав МСУ, однако на заседании должно быть как минимум не менее 50% депутатов. Так что если избрано 2/3, то 50% отсчитываем именно от 2/3.

 

Вновь избранный представительны орган обязан привести заседание в течение 30-ти дней с момента принятия решения о избрании.

 

Заседания должны проводится не реже, чем раз в 3 месяца.

 

Досрочное прекращение полномочий представительного органа.

 

Возможно в нескольких случаях,:

 

а) Принятие решение о самороспуске - способность цивилизованного решения конфликта между представительным органом и исполнительным органом/главы МСУ. На практике используется как инструмент манипуляции с выборами, не нравятся избранные лица - инициируем вопрос о самороспуске.

 

б) Признание состава представительным органом неправомочным, при этом должно быть вынесено решение суда, связано с тем, когда менее 2/3.

 

в) Роспуск представительного органа высшим должностным лицом субъекта РФ. Есть ли необходимость использования данного института? Да, за рубежом все пользуют. Вопрос лишь в том, кто имеет право распускать и как обжаловать решение о роспуска. Достаточно часто используют, в одной Ленинградской области в 2012 году 4 раза были распущены представительные органы. 2 основания для роспуска,

- Принятие НПА, который противоречат вышестоящим актам. При этом данное основание может стать основанием для роспуска, если данный факт установлен решением суда + в течение 3-ех месяцев не будут предприняты действия со стороны представительного органа, чтобы исправить/убрать противоречащий вышестоящим актам НПА. Если не исполнили в течение 3-ех месяцев - суд выносит решение о неисполнении решения суда. Отсюда данное 2-ое судебное решение дает право главе субъекта инициировать вопрос о роспуске представительного органа МСУ, окончательно вопрос решает представительный орган субъекта. Данное основание используется все реже и реже, но когда только вводили использовали часто. Примером является роспуск в Твери, когда депутаты в течение 1,5 года отказывались отвечать на требования прокуратуры касательно изменения устава, чтобы оно совпадало с законодательством РФ.

- Связано с неправомочностью заседания. По сути, это проблема неявки депутатов на заседание представительного органа. Это основание было введено в 2007 году по причине того, что решения принимались в отсутствие кворума/подделывались решения. При этом неправомочно заседание правомочного представительного органа. Есть правомочный орган, а в него не ходят депутаты в течение 3-ех месяцев - только тогда можем ставить вопрос о постановке вопроса о роспуске представительного органа. Установить факт неисполнения обязанностей депутатов имеет право только суд, а дальше глава субъекта ставит вопрос, а представительный орган субъекта уже решает распускать или нет(в течение 3-ех месяцев с момента вынесения судебного решения).

+

Полномочия представительного органа муниципального образования также прекращаются:

1) в случае преобразования муниципального образования, а также в случае упразднения муниципального образования;

2) в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

3) в случае увеличения численности избирателе й муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрено досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования в случае нарушения срока издания муниципального правового акта, требуемого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан.

 

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.121.55 (0.011 с.)