Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 34 из 34 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
БЛАГАЯ ЧАСТЬ ЕДИНОГО ЦЕЛОГО
Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодня мы празднуем праздник Покрова Пресвятой Богородицы - открытое блаженному Андрею, Христа ради юродивому, и иноку Епифанию в видении предстательство Матери Божией за род христианский, находящийся в церкви. Матерь Божия ходатайствует за всех, но особенно Ее покров простирается на тех, кто пребывает в храме Божием. И свидетельство этого - как раз это видение. Евангелие, которое читается в Богородичные праздники и сегодня читалось, это Евангелие о двух сестрах - Марии и Марфе. И здесь мы должны ответить на вопрос, который часто задается или по поводу которого идут постоянные рассуждения: что лучше, творить добро или ходить в храм Божий? Всё дело в том, что он возникает оттого, что люди просто невнимательно читают или слушают евангельское чтение. Нужно со смыслом, внимательно вслушиваться в то, что читается. «Мориа, - говорит Господь, - благую часть избра» (Лк. 10,42). То есть от всего целого благая часть - та, которую избрала Мария. И тут уже вопросов после этого и не нужно задавать. Что лучше, Господь сказал. Благая часть та, которую избрала Мария. Поэтому ответ на этот вопрос уже дан, и нечего тут спорить и рассуждать. Если ты православный человек, то здесь тебе уже всё сказано. Так же и в сегодняшнем Евангелии, Господь говорит: Мариа же благую частъ избра, яже не отымется от нея (Лк. 10, 42). То есть Господь раз и навсегда дал ответ, что лучше. Конечно, лучше благая часть. И это не значит, что другая часть плохая. Нет, она - просто не благая часть. Понятие в духовной жизни есть такое: есть то, что против закона, есть то, что по закону. И есть то, что как бы посередине, что и не против, но и не по закону. Вот как бы это здесь и отмечает Господь. Есть то, что само по себе не назовешь плохим, но и что это очень хорошо - опять же не скажешь. Смысл этих вещей очень глубокий. А именно - это то, о чем сказал преподобный Серафим: «Цель жизни христианской в стяжании Святаго Духа Божия». И все дела, которые делаются ради Господа, как раз и дают благодать Святаго Духа. Дела, которые делаются не ради Господа, не дают благодати Святаго Духа. Их не назовешь плохими, но благодати они не дают. То есть если человек делает что-то - строит, или даже посуду моет, или подметает - и делает это ради Бога и с молитвой, дело это дает благодать Святаго Духа. Если же он всё это делает, но не ради Бога, то благодати Святаго Духа, как говорит преподобный Серафим, это не дает. Поэтому здесь надо понимать так, что благая часть, которая не отнимется, - это то, что дает благодать Святаго Духа. И это известно всем, что каждое дело, которое делается на земле человеком, несет на себе печать его душевного устроения, то есть его состояния. Если он делает что-то с добрым устроением, то это дело хорошее, но если не ради Бога, то оно ещё не имеет определенного духовного образа, знака, что ли. В общем, всё это проверяется жизнью. Если человек делает какое-то дело не ради Бога, а просто потому, что считает, что это хорошо, то вдруг начинаются в отношении этого дела какие-то искушения. Начинают его ругать или не обращают внимания, неблагодарность к нему проявляют. Он тогда начинает раздражаться, сердиться: «Вот, сделал я, а эти хамы ничего не видят и не ценят». И получается, что это дело - доброе, но в результате из-за него человек начинает грешить: роптать, обзывать, осуждать. И оказывается, что дело-то по видимости доброе, а на поверку оно и не выдержало испытания, потому что сделано было не ради Бога. Когда же человек делает ради Бога, то если и неблагодарны, - ну и ладно, а Господь принял. И действительно, Господь принял. Вот такая сокровенная не только духовная, но и житейская тайна в делании человеческом. Все мы что-то делаем. Но как делаем? Вот в сегодняшнем Евангелии как раз это и засвидетельствовано. Мы слышим: Мариа благую часть избра. Ну, конечно, наш лукавый разум говорит: «Конечно, сидела, слушала, ничего не делала». Но если вдуматься в эти наши слова, мы очень даже неправы. Да, конечно же, Марфа всё сделала, приготовила, и всё это скушали, напитались те, кто там был. Но ведь и всё. А Мария слушала слова Христа и внимала им. И если она их внимательно слушала, то, наверное, и запомнила их, усвоила и старалась не раз, а может быть, много раз поступать, жить по этим словам. И рассказала их одному, другому, третьему. Потом их записали. И они, пройдя тысячелетия, достигли до нас. Сколько она сделала этим добра, даже трудно себе представить. Когда дает нам Господь возможность общаться с людьми духовными - как мы потом вспоминаем каждое слово, сказанное в беседе! Всю жизнь иногда помнятся эти слова. И что, будешь ли ты считать, что потратил это время зря, вместо того чтобы каким-нибудь производством заниматься? Нет, ты будешь ценить эти слова всю жизнь, больше любого дела. Да слова-то эти тебе и жизнь могут спасти. Потому что случилось что-то такое, что-то вокруг происходит, а ты вспомнишь слова Господни: «Волос с головы не упадет без воли Божией». Или ты лишаешься чего-то и, вместо того чтобы раздражаться, говоришь: «Ну что ж, Бог дал, Бог и взял». И ты не нагрешил. Более того, человек, который только в земном видит смысл жизни, когда он потерял что-то, важное для себя, готов уже и жизнь кончить самоубийством - всё, мол, жизни более нету. Да, погибнуть может и душа, и тело. А слово Господне говорит: Кая бо польза человеку, аще мір весь приобрящет, душу же свою отщетит (Мф. 16, 26). Это слово может жизнь спасти человеку. А то, что скушали - скушали, и всё. По-моему, здесь всё ясно, какая часть благая и как она важна в жизни. То, что действительно не раз в обстоятельствах жизни нас спасает - это слово Божие. Оно не только в наставлениях, но и в примерах житий, в примерах самого Спасителя и Матери Божией, апостолов, одним словом - всех святых. Вот почему благая часть - это слово Божие. Господь и подчеркивает это: Блажени слышащий слово Божие и хранящий е (Лк. 11, 28). Вот как раз в этом Евангелии и ответ на то, почему часть эта благая и почему та часть, которой занималась Марфа, - она, когда человек устремляется только на это занятие, может человеку даже и повредить немножечко. Ведь что произошло с Марфой-то? Она, трудясь, так засуетилась, что не свою сестру, а даже Самого Господа чуть не укорила. Господи, небрежешили... «Господи, Ты что, не видишь - всевидящий Бог! Сестра моя меня одну оставила. Скажи ей, пусть она мне поможет!» Как звучит, представляете? Богу: «Господи, Ты что, не видишь, что ли? Скажи ей!» Это часто так бывает и в нашей жизни. «Батюшка, вы что не скажете ей, скажите ей!» Батюшкиными устами, значит, кому-то нужно нравоучение прочитать, чтобы он начал там что-то делать. Да, проходят тысячелетия, и повторяется всё одно и то же. Всё это так и есть. Когда человек делает что-то, и делает это с устроением покаянным, со смирением, то он сразу всё охватывает - и благую, и другую часть. Когда человек занимается только второй частью, а благой не занимается, то он разрывает эти части. На обложке первого издания книги проповедей стоял вопрос: «Марфа или Мария?» Это не я придумывал, простите меня, вопрос ведь так не стоит. Этих двух сестер нельзя разделять, как нельзя разделять любовь к Богу и к ближнему. Не «Марфа или Мария?», а «Мария и Марфа». Эти две сестры в Евангелии присутствуют как неразделимые. Но ни в коем случае Марфа не больше Марии, и не главная все-таки. Хотя в обычной земной жизни больше трудов у Марфы. Труд Марии не виден, это внутренний труд, и он как-то не замечается. Но на самом деле он главный и более сложный, потому что он духовный. Так что правильнее сказать: «Мария и Марфа». Две сестры - Мария и Марфа, как две заповеди Божии, неразделимы. Замечательно сказал сербский преподобный Иустин (Попович): «Любовь к человеку без любви Божией есть самолюбие, а любовь к Богу без любви к человеку есть самообман». То есть одно без другого не может существовать - только в полноте. Поэтому эти две сестры не разделяются, но главной ставится все-таки Мария, ее делание. То есть духовное ставится главным. И смысл этого таков, что во всяком деле, которое делается, главное - духовное состояние того, кто это дело делает. Потому что без этого дело при проверке не устоит. Чем больше там делается ради Бога, тем более дело твердо. И когда человек делает в полной преданности воле Божией это дело, оно не только остается прочным, не истлевает со временем, но еще больше может возрасти. При неправильном же устроении, не имеющем духовного основания, это дело может просто пропасть, обратиться в тлен. Как часто, когда человек делает дело не ради Бога и в ответ не только не получает благодарности, но еще и какие-то поношения и оскорбления, он говорит: «Зря я этому человеку добро делал». Тогда дело полностью пропадает. Когда же человек делает ради Бога и вместо благодарности получает поношения и неблагодарность и говорит: «Ну и Бог с ним. Это ради Бога», тогда дело это становится ещё более ценным, становится ещё дороже, оно возрастает и укрепляется. Вот смысл сочетания Марии и Марфы в нашем делании. То есть кому что в жизни Господь предлагает, тот должен это и делать, ни один не укоряя другого. Действительно, когда человек занимается земными заботами, то он не должен осуждать тех, кто ходит в церковь и молится. Но и человек молящийся не должен забывать о том, что он еще живет на земле и всё земное ему в некоторой степени необходимо. В высшем смысле, когда люди действительно жили только духовно, тогда им земное как временное и проходящее уже не нужно было. Если мы заботимся о пропитании, то чем больше человек предавался Божиему, молитве, тем меньше ему требовалось земного. Мы знаем, что преподобная Мария Египетская, которая устремилась со всей силой покаянного чувства в духовную область, - чем она жила? Как питалась? Представить себе невозможно. Преподобный Марк Фраческий, который жил в пустыне, ничего себе не готовил, ему пищу приносил Ангел. Но это высота такая, сила его веры такова, что, когда он с преподобным Серапионом беседовал и говорил: «А какая вера сейчас в міре-то? Есть ли такая вера, чтобы этой горе сказали: “Передвинься в море!” - и она передвинулась бы?», то гора сдвинулась и поехала в море. Он говорит: «Встань на место, это я не тебе сказал, это я с братом беседую». И гора остановилась. Такая была сила веры! Поэтому-то он ни в чем и не нуждался. Ну и в нашей обыденной жизни мы начинаем на эти темы рассуждать, и тот, кто ходит в церковь, и тот, кто не ходит в церковь, между собой спорят. На эту тему спорить, я уже сказал, не нужно, потому что Господь уже сказал, что лучше. Но если бы те, кто обычно рассуждает на эти темы, были таковы, как Марк Фраческий, то я думаю, с ними бы не стали спорить. Потому что земные-то обычно видят, что он уходит молиться и ничего не делает дома, а приходит есть. Если бы он, как Марк Фраческий, пришел бы, сел, а ему бы Ангел еду принес вместо хозяйки, то подумали бы: «Да, пожалуй, лучше в церковь ходить, чего я тогда тут вожусь, если мне тут же принесут». На самом деле вера-то наша слабенькая, поэтому эти споры и происходят. Мы ходим, занимаемся вроде бы духовными вопросами, а в быту-то мы очень зависимы от многих вещей. Если бы мы были независимы, может, этот вопрос бы и не возникал. А то всё-таки всё равно, оказывается, едим и одеваемся. Да ладно бы так-то еще, а то... Марфа-то суетилась - ну какой с неё спрос, она занималась мірским и вроде бы осудила Марию, что она делом не занимается. А мы делаем вроде, как Мария, да еще на домашних ворчим, что они тут нам приготовили что-то не так вкусно. Видимо, из нас Мария не получается, потому что мы укоряем тех, которые занимаются земными вещами. То есть всё это просто наше несовершенство: и тех, и других. И поэтому всё это происходит. В Евангелии это сказано так, как мы сегодня слышали. Благая часть - это часть Божия, часть целого, а другая часть тоже есть, но она не благая и не должна быть главной. И в нашем быту для нас, грешных, простых, это должно выражаться в том, чтобы мы хотя бы из-за этих временных вещей: пищи, одежды, излишеств всяких - не раздражались, не завидовали. Наша мера, видимо, такова. Потому что еще и грешить из- за этого, из-за ничего, из-за того, что всё равно оставишь, - из-за этого грешить не нужно. Наша мера такова: благую часть будем стараться мы избирать, когда речь идет о земных вещах. То есть благая часть - стараться из-за этого временного не грешить. Человек же безумен до того, что он грешит, то есть теряет благую часть не только из-за пищи или из-за одежды, а из-за комфорта, из-за придуманных вещей. Потому что не дали включить телевизор, не дали послушать какую-то дурь музыкальную - из-за этого уже он грешить начинает, и роптать, и недовольствоваться, и уже жизнь - не жизнь у него. Да, конечно, это уже несчастные люди. Это те, которые продают душу. Господь сказал: Кая бо польза человеку, аще мір весь приобрящет, душу же свою отщетит (Мф. 16, 26), а они - это еще дороговато, за весь мір-то! - душу тут дешевле продают, за мыльные пузыри. За телевизоры, за всякие развлечения - вот где душу продают. Вот тут-то видно, какая благая часть, какая не благая. То есть если в Евангелии речь идет о пище и питии и о слове Божием, о духовном, то в обыч- ной жизни всё это значительно проще. Из-за всего того, что мы всё равно оставим, люди свою душу продают, то есть грешат, злятся, завидуют - вот в чем живет мір. Евангелие каждый раз нам напоминает, чтобы мы помнили об этом. И будем стараться, с помощью Божией, не продавать душу свою за это временное. Хотя бы из-за этих мелочных пустяков будем стараться не грешить, не раздражаться. Как-то мне пришлось случайно услышать такое пожелание молодым: «Вы не ругайтесь никогда, ну, уж если только по мелочам». Вот как раз по мелочам-то совсем бессмысленно ругаться. По поводу серьезных вещей человек ещё, может быть, действительно, в чем-то не сдержится. Но по мелочам ругаться - это полное безумие. Когда говорят: «Это мелочи», и начинают ими пренебрегать - нет, в духовной жизни мелочей нет. Больше того, наша мера - хотя бы не грешить по мелочи. Как нас учит отец Иоанн (Крестьянкин), спаси, Господи, призывая к малому доброделанию: «Великое - для великих, а для нас- мелочишко». Хоть что-то, хоть в чём-то сдержаться. Хоть в какой-то мелочи, в пустяке. Вместо того чтобы смотреть последние известия по телевизору - помолиться. Без последних известий ты что, не проживешь? Проживешь спокойно. Люди не имели этих «последних известий» тысячелетиями. Да и сейчас многие не имеют. А вот если не помолишься -о-о! Во-первых, неизвестно, встанешь ли ещё. Потом, не дай Бог, во сне-то к тебе ещё подлезет бесовщина всякая. То есть молиться-то нужно утром, вечером. Поздно ляжешь - трудно вставать. Трудно вставать, провалялся - не помолился утром. Не помолился, вышел - а сколько искушений на дороге? Люди гибнут, аварии всякие происходят. Всё это говорит о том, что благая часть необходима. Молиться нужно, непрестанно молиться. Святитель Игнатий (Брянчанинов), явившись своей духовной дочери, сказал: «Молись, непрестанно молись! Вы не видите, что вас окружает и какая сила воюет против вас». И действительно, она увидела всю поднебесную, заполненную, как слизняками, существами, которые всё время стремились тащить человека в мыслях, во всех чувствах. Что бы человек ни делал, эта лютая борьба всё время идет вокруг человека, всё это крутится, вертится, всё пытается человека втащить в грех. Вот и сейчас многие стоят, и мысли у кого куда уходят. Я, грешный, конечно, вас задерживаю долго, но причина не в этом. Это просто прежде всего от несосредоточенности. Потому что действительно сейчас люди настолько рассеянные, что многие дети не могут учиться, всё время всё забывают, их во все стороны треплет. Поэтому будем стараться непрестанно молиться и чаще бывать в храме. Аминь. Октября 2002 года
Воспоминания ОБ ОТЦЕ НИКОЛАЕ ГУРЬЯНОВЕ
Господь сподобил меня приезжать к батюшке Николаю Гурьянову на остров Залит. Общение с отцом Николаем - это, конечно, особая милость Божия. Батюшка - святой благостный старец, которого Господь явил и нашему народу, и всему міру как пример возможной святости в наши дни. Первый раз я попал к нему, когда мне 60-ти еще не было - 57, по-моему (сейчас отцу Валериану 75 лет. - Прим. ред.). На Залите бывала раба Божия Татьяна (в девичестве Уточкина) - приезжала на остров, помогала. Эта Таня ходила и в наш храм. И вот она говорит: «Приезжайте к нашему батюшке». Она мне, собственно, про него и рассказывала. Ну, я приехал. А Валентина Васильевна, раба Божия из Питера (ухаживала за батюшкой, прислуживала), предложила: — Батюшка давно не причащался, может быть, вы причастили бы его? — Как же, конечно... Через некоторое время я собрался, взял Святые Дары, приезжаю. Батюшка говорит: — А я не буду причащаться. Я говорю: — Хорошо, батюшка. Но потом он причастился. А через некоторое время спросил меня: — А ты чего не причащаешься? Я говорю: — Батюшка, благословите. И стал тоже причащаться вместе с ним. Видимо, некоторые батюшки, когда отец Николай стал жить отдельно, начали ему предлагать: «Вам нужно причаститься». «Нужно...» Как будто он не знает, что нужно. А батюшка, так сказать, смирял их: «Нет, нет, нет». Ладно уж, друг друга учат или кого-то еще, а старца наставлять - видимо, не подобает. Потом как-то Валентина Васильевна говорит отцу Николаю: — Батюшка приехал. — Это наш батюшка, который хорошо причащает? Хорошо - значит, как благословит, спокойно. Как-то раз он говорит: — Теперь меня поисповедуй. Тогда я его исповедовал. Исповедь таких старцев - это некая школа для нас, образец. И так вот в течение многих лет Господь сподобил меня ездить на Залит. Батюшка и мы все причащались там каждый раз. Я старался у него каждый раз исповедоваться. Едешь - хочешь задать какие-то вопросы. Туда приезжаешь - всё забываешь и ничего не можешь спросить. Я, когда ездил к батюшке, всегда передавал ему записки от людей, а он мне отвечал. Однажды приезжаю, а почти все записки забыл. «Ну и хорошо», - говорит батюшка. Возвращаюсь, а меня все эти люди благодарят, у них все управилось. Я говорю: «Знаете, я даже не возил записки ваши». Вот так Господь всё совершал. Под конец ездили почти каждую неделю. Сутки в дороге. Причем туда ехали ночью, чтобы батюшка утром причастился, пораньше. За рулем менялись - один, другой. Потом уже большей частью меня возили. Иногда я подменял, поскольку сам водитель. Но это что - везут и везут. А вот весной или осенью приходилось непросто. Потому что навигации не было, и надо было идти по болоту. И вот я с лыжными палками перемещался с кочки на кочку, потом выходил на край болота, и там такой Саша Петров встречал меня на «Ниве» с большими колесами. Иногда приезжаешь, а на озере шторм. И вот машина идет по косе, которая залита водой,- Саша знал место, где можно было ехать. И вдруг чувствуешь, что «Нива» отрывается и начинает подниматься. Думаю: «Ну всё, сейчас унесет в озеро». Когда подморозит - она легко ходила, катилась, как-то проскакивала. А когда болото, бывало - еле-еле. Несколько раз машины разбивались, мы попадали в аварии. Один раз - страшно: на скорости 180 боком сбили железобетонный столб. Поперечная тяга оказалась разломана на три части. Хозяин машины попытался ее вставить, а ничего не сходилось. Потом уже экспертиза показала, что большой кусок тяги был вырван. Меня спасло то, что я не был пристегнут. Когда мы летели, я бросился внутрь, и столб прошел часть моего сиденья. Если бы я не уклонился- раздавило бы. Удар в спину был такой, что из образовавшейся гематомы выкачали потом почти литр крови. Но я остался жив милостью Божией. Когда мы в тот раз приехали, отец Николай говорит: «Я всю ночь проплакал». Батюшка духом чувствовал, видно, - молился. Отец Николай был человеком, который прошел суровые времена и гонений, и тюрем, но сохранил дух. У нас же есть понятие «не в духе». А он всегда был в духе в этом смысле - спокоен, не раздражался. Как-то я рассказал батюшке о том, что некоторые католические священники из усердия выходят на пляжи и совершают там мессу. Причем не поймешь, как люди там одеты и одеты ли вообще - это, конечно, для нас кощунство какое-то. Батюшка вздрогнул сначала, а потом таким мирным- мирным и тихим-тихим голоском говорит: «Ну, может, не следовало этого делать...» Вы знаете, от старцев таким теплом, такой любовью веет, что просто на всё готов. Бывало, батюшке что-нибудь говорят, а он раз - пощечину даст. Мне даже было немножко грустно: думаю, всех бьет, а меня ни разу не ударил. И вот, незадолго до смерти, соборовали батюшку, он вдруг стал отталкивать мою руку и так дал мне, аж в ушах зазвенело. А потом спрашивает: «Тебе не больно?» То есть с любовью, понимаете? Радость такая... Это только через любовь можно почувствовать, что такое егоже бо любит Господъ, наказует (Притч. 3, 12) - когда удар от любяще го человека вызывает не раздражение, а радость. Вот как объяснить? Трудно объяснить. Духовная связь со старцем остается и по земной его кончине. Недавно у меня был такой случай. Предложили дом с участком в деревне - у меня же всё-таки семеро детей, 32 внука, куда-то их вывозить нужно. И когда начали оформлять - по доверенности за хозяев хлопотал раб Божий по фамилии Гурьянов. Ну надо ж такому быть! И я понял, что это батюшка напомнил о себе, что он мне посылает. А там место удивительное, в Рязанских краях - недалеко храм, монастырь Феофана Вышинского. Батюшка заботится обо мне, грешном, конечно. К отцу Николаю многие приезжали за советом. Помню, приехали как-то во главе с отцом Тихоном (Шевкуновым) от Святейшего Патриарха Алексия II спрашивать по поводу ИНН. Вместе мы были. Батюшка спокойно сказал: «Ну, а для чего это?» Он прекрасно понимал, для чего это делают, - контроль нужен. А православного человека не нужно контролировать, он честно работает. Когда батюшку спрашивали (правда, не в тот раз), печать ли это? Он сказал: «Это не печать. Пока что еще, слава Богу». Это всё - преддверие печати антихриста. Когда батюшку спрашивали, была включена видеозапись, а потом, когда он уже всё сказал, хватились - выяснилось, что аппарат не работает. Потом попросили благословение записать второй дубль. Батюшка благословил,- Патриарх всё же просил. Потом еще дубль, уже третий. И есть такая запись: «Что это такое,- спрашивает батюшка, - первый раз слышу». Всё выспрашивали, выспрашивали. Со старцем так, конечно, не положено. Сказал, и всё. А с ним, как с артистом - дубли получше. Это не подобает. Он, видимо, по своему смирению отвечал... Помню, приехал к нему один банкир, говорит - надо принимать ИНН, иначе закроют. Батюшка благословил, но его прикрыли всё равно. Потому что этот номер был просто придиркой. Ну не этот, другой повод нашли, только и всего. Как-то отца Николая интересно спросили: — Батюшка, а почему к вам одни попадают, а другие не попадают? У вас келейница этих пускает, а тех не пускает. А он спокойно ответил: — Кому воля Божия есть, тот и попадает. Потом опять спрашивают: — А почему к вам ездит священник причащать из Москвы, ведь здесь же монастырь есть? А батюшка говорит: — Это спрашивает тот, кто ничего не понимает. Батюшка Николай не всех принимал. Кроме того, мог сказать: «Ты что сюда пришла, езжай отсюда». Дело всё в том, что старцы - нестандартные люди. Дорогу-то, может, люди и проделали, но не за дорогу человек получает, а за грехи какие-то. И часто не за те, которые только совершил, а когда-то давно. Есть такая Матрона Анемнясевская, святая. Так вот, рассказывали случай, когда к ней пришла одна раба Божия, у которой было несколько детей, а младший - самый проказник. И вот сердилась она на него, ругала. Он даже из дома сбегал, потому что поносят все. И решила мать поехать к этой Матрёночке. Пришла, стучит и слышит оттуда голос: — Гони касимовскую бабу, гони вон ее в шею отсюда! Та плачет - тащилась пешком, а та ее не принимает. Расстроилась. А потом слышит, зовут ее: — Манюшка, Манюшка, - ласково так. Обрадовалась она, заходит. — Что, - спрашивает ее Матрёночка,- тебе тогда не понравилось? А вот так и к сыну своему обращаться не нужно. Он твой кормилец будет. На самом деле не всё просто бывает- «взял, приехал, а его и отправили». Это мы варианты строим. А у старцев вариантов ведь нет, у них один вариант. Как сказал Господь: Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших (Ис. 55,8-9). Может быть, конкретно этому человеку нужно было только так. Одной, например, батюшка сказал: «Езжай скорей, скорей езжай отсюда!» А ей что-то срочно нужно было у него спросить, она специально для этого приехала. А батюшка отправил ее обратно. Она приехала домой, а у нее сын собрался повеситься. Чуть ли не скамейку из-под ног уже выбили. Еще несколько минут, и всё! Вот вам, пожалуйста, - «прогнал»! А в последние годы - особенно в последние месяцы - по 10 автобусов приезжали, и вся эта орава набрасывалась на батюшку, а ему уже 90 с лишним лет. Как же так можно? Поэтому без строгости нельзя было, и не всегда к батюшке пускали. А вопросы, которые часто ему задавали, - ну, просто слов нет. «Если меня будут назначать царем, мне соглашаться или нет?» Я сам читал это в записке. Или одна пишет - вот, мол, меня благословили облететь с иконой вокруг России. А где взять деньги? Батюшка отвечает: «Украсть». Ну, а где столько денег возьмешь? И что это такое - лететь вдоль границы? Это же безумие, любой нормальный человек знает, что это практически невозможно. Или такой вопрос: а кем мне работать? Ни кто пишет - мужчина или женщина, ни сколько лет - ничего не сказано. А просто: кем мне работать? Батюшка блестяще ответил: «Пионером». Я в первый момент думаю: пионер, какой пионер? Потом понял. Это значит, куда бы ты ни пошел, где бы ни был, всё тебе будет в новинку. То есть батюшка не просто так отмахнулся. Он по сути ответил. У батюшки Николая на Залите происходили разные чудеса. Ехали к нему как-то двое, обсуждали между собой: «Говорят, старец - чудотворец, чудеса творит». Приехали, просят: — Покажите нам какое-нибудь чудо. — А, чудо? - говорит батюшка, - ну хорошо. Подошел к выключателю, включил свет и выключил, снова включил и выключил. Те только ухмыльнулись: это - чудо? Сели в лодку, приезжают на материк, а там - народ, машины стоят, суета. Эти двое подходят, спрашивают: — А что случилось? — Да мы ремонтируем электролинию, потому что уже два дня света во всей округе ни у кого нет. Тут-то они и поняли, что значило вот это батюшкино - включил свет и выключил. А недавно один раб Божий историю рассказывал, вспоминал, как он к батюшке ездил. Думает, плыть придется на лодке, часы бы не потерять. А часы у него были новые, хорошие. Стал искать дома другие, поискал, не нашел. Надел новые и поехал. Сидят с батюшкой, разговаривают, а батюшка вдруг и спрашивает: — Часы-то не потерял? — Нет, батюшка, не потерял. Но ведь думал об этом! Как-то раз один раб Божий пригласил меня в баню попариться. Потом говорит: — Можно немножко водочки, «Абсолюта». А я не пью практически. Батюшка всем говорил - табак не кури, водку не пей. «Ну, - думаю я,- ко мне-то, собственно, это особо не относится: я табак не курил никогда, водку не пью». И вдруг предлагают: — Ну, попробуй. Суворов после бани рюмочку выпивал. Одним словом, выпил я наперсток такой, чем-то запил. Приезжаю через какое-то время к батюшке, а он и говорит: — А я не буду причащаться. Я спрашиваю: — Батюшка, а почему? — Мне нельзя. — Почему нельзя-то? — Да я водки напился. — Батюшка, простите, - говорю, - я нарушил. Он причастился, конечно, потом. Но самое интересное было, когда я ездил к батюшке вместе с зятем и внуком своим, Колей. Мы все у батюшки исповедались, и Коля тоже. Минут десять, наверное, разговаривали, а ему тогда лет пять было. И вот вернулись мы обратно, а один раб Божий (сейчас священник уже) у Коли спрашивает: — Коленька, ты у батюшки был? — Был. — Ты батюшке исповедовался? — Да. — Ну, и что он тебе сказал? — А этого я тебе ничего не скажу! Пример этот очень вразумительный. Исповедь- это вещь серьезная. Любопытствовать, что сказал на исповеди, нельзя. А у нас бывает, приедут к старцу, а потом - ля-ля-ля. Тебе сказали - и молчи. Дело всё в том, что враг не знает, что говорится на исповеди. И не нужно его извещать, о чем была речь. Самое главное, что было у отца Николая, и вообще есть у старцев, - это любовь, конечно. Когда его в одном из интервью спросили, что бы он хотел пожелать слушателям, он ответил: «Любвеобильности ко всему, что тебя окружает». Я, помню, сижу как-то, а там муха летает. Батюшка говорит: «Надо ей медку дать». И птиц, голубей на деревьях в округе всегда было множество. Старцы - всегда с Богом. Сами ходили в присутствии Божием и другим напоминали, что есть Господь, и это проявление - в любви. Конечно, для старцев характерно смирение. И аскетизм, строгое к себе отношение: питание всегда очень скромное, сон - во всем было воздержание. Всегда строго обрывали всякие мысли недоверия, подозрения к старшим, к начальствующим. Как-то я отцу Николаю говорю - мол, батюшка, я вот такое слышал, а он так резко мне: «Не верь!» Когда отца Николая начали спрашивать: — Батюшка, что ж вы там говорите про Григория Распутина, про Ивана Грозного? — А мы разве про них плохо говорим? Мы же хорошо говорим. ...Вообще старчество - это особый харизматический дар Божий. Это не священство, которое передается по преемству. Есть такая история, когда один монах разошелся и говорит игумену: «Вот ты игумен, да не умен». А тот отвечает: «Что ж, милый, сделаешь? Хоть ты и умен, но не игумен». Не всем, конечно, это может понравиться, но это так. Я как-то отцу Сергию Орлову говорю: — Этот - такой батюшка, этот такой... А он отвечает: — Нет. Просто одному - дано, а другому - не дано. Мы именно потому и начинаем слишком разглагольствовать, что забываем про Бога. Эти моменты - очень важные...
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.131.115 (0.014 с.) |