Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неделя 22-я по Пятидесятнице
О ДУХОВНОМ И ТЕЛЕСНОМ
Лк., 66 зач., XII, 16-21
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодня Святая Православная Церковь предлагает нам притчу. Ее полагается читать в воскресный день, чтобы большее число православных людей могли услышать ее. Ведь Церковью, святыми отцами, Духом Святым для воскресных дней избраны чтения особые, потому что каждому христианину полагается быть в этот день в храме Божием. Много иного написано, но эти чтения предлагаются нам для поучений и наставлений. Мір в своей суете, в буйстве («буйство» - это безумие) отходит от истины всё дальше и дальше. И хотя, сам иногда того не сознавая, вынужден признавать истину, он упорно противится ей. И когда совершает это - он безумствует. Говорит то, что не имеет смысла. Вот, например: говорит о душе, а в то же время невольно имеет в виду тело. Сегодняшняя притча это совершенно ясно засвидетельствовала. Человеку некоему богатому уродилась нива. Он и так был богат, да ему еще дано богатство. И он сказал: «Куда мне это всё девать? Не вмещается в хранилища мои. Разорю старые, построю новые и положу туда все мое богатство, все мои сокровища и скажу душе моей: яждь, пий, веселися». Разве это нужно душе - «яждь, пий»? Нет, конечно. Так что уже в этом своем обращении человек помрачен умом: говоря о еде, обращается к душе. Здесь как раз и есть то самое проявление потери разумения. Господь ему тут же говорит: «Как раз душу-то твою в эту же ночь истяжут. А вся еда и питие - кому это будет?» В жизни очень часто так бывает. Еще пророк Давид сказал в Ветхом Завете: Человек сокровищствует, и не вестъ, кому соберет я (Пс. 38, 7). Он думает: тому-то, - а получается еще кому-то. То есть человек предполагает, а Бог располагает. Человек может планировать, а исполнение этих планов, осуществление их - это уж как Бог даст. Как апостол Иаков говорит: Слышите ныне глаголющий: днесь или утре пойдем во он град, и сотворим ту лето едино, и куплю деем, и приобретение... Вместо еже бы глаголати вам: аще Господъ восхощет, и живи будем, и сотворим сие или оно (Иак. 4,13-15). И действительно, сколько людей намеревалось идти куда-то - но Господь взял их души. Умирают в пути,- есть такое земное выражение: несчастный случай. Автомобильные, авиационные катастрофы - люди ехали или летели куда-то, у всех были планы, а души - исторглись.
Жизнь всё время свидетельствует о том, что здесь в любой момент может прекратиться наше существование, так что не нужно об этом забывать. Господь говорит: Кая польза человеку, аще мір весь приобрящет, душу же свою отщетит? (Мф. 16, 29). Значит, именно духовное основание и есть то, на чем человек может правильно созидать свою жизнь. Все мы вынуждены признать, и от этого никуда не денешься, что все развлечения, в конце концов, кончаются. Веселье очень часто оканчивается даже и плачем. Мне помнится еще с детства, как все веселятся, прямо безудержно хохочут, и тут кто-то напоминает: «Хватит, а то придется плакать». Так бывает действительно: безудержное веселье почему-то часто кончается - уравновешивается - слезами. И эти вещи в жизни замечены, и люди вынуждены их отметить. Но забывают при этом, что причина здесь в том, что есть бессмертная душа, и прежде всего о ней нужно заботиться. Всем нам, по исходе из этого міра, предстоит строгий экзамен. Называется он мытарствами, на которых душа будет проходить испытание за каждое слово, за каждую мысль даже. И это так страшно. Один человек, когда ему явилась душа умершего, спросил: — Как же ты прошел мытарства? — При нашей жизни их невозможно пройти, - был ответ, - если бы не милосердие Божие. Настолько строго человека истязывают обо всем, каждое праздно сказанное слово, каждая мысль - за всё это придется отвечать. И, конечно, если задумаешься над этим, то, пожалуй, не будешь особенно веселиться и хохотать, потому что ведь не до этого. Часто этот когда-то наступит, и уже для очень многих наступил. Никому из нас не миновать его. Только христианин об этом часе мыслит по-православному - не так, будто это что-то такое страшное, неотвратимое и безнадежное, что всё кончится. Да, земное кончится здесь. Вот это «яждь, пий, веселись», развлечения всякие - они здесь кончатся. Но жизнь не кончится, будет продолжать существовать бессмертная человеческая душа. Когда-то мой родитель, Царствие ему Небесное, священник, на основании лекций в Духовной академии говорил, что человеку не свойственно думать о смерти, потому что у него - бессмертная душа. Душа останется, но пойдет она со всем тем багажом, который здесь собрала. И вот именно память об этом и дает такое устроение души, внутреннее направление, такой строй всей жизни, о котором Господь сказал: Кая польза человеку, аще мір весь приобря- щет, душу же свою отщетит? (Мф. 16, 26).
Да, человек что-то здесь делает, заботится о своем существовании, чего-то достигает,- но это всё постольку-поскольку. А что дальше? Этот вопрос ведь и в обычной жизни часто присутствует. Человек, когда решает перейти на какую-то работу, думает о том, что ему там можно будет как-то расти дальше, подниматься по научной или служебной лестнице, смотрит на перспективу. «Вот я приду туда - а что там меня дальше ожидает?» Естественно. И если он собирается двигаться вперед, то идет туда, где есть перспектива продвижения. А если дальше некуда - то и незачем переходить. Очень часто бывают так называемые тупиковые ситуации. Бывают, к несчастью, такие увлечения - как говорят, «легкого или тяжелого флирта». Ну, а дальше что? Если человек здесь - один, а там - семейный, что дальше? Если там - один, а здесь - семейный, что дальше? Даже если и не семейный - а что дальше? Каков будет результат? К чему человек придет? Сейчас вот этот момент тебя интригует, а дальше что? Если и в земной жизни мы часто задумываемся над тем, что будет дальше, то тем более нужно задумываться над тем, что будет дальше в духовном смысле. Да, перед многими стоит этот вопрос - пожалуй, перед всеми, кроме преподобного Серафима, который видел, что там. А остальные просто не знают. Да, мы верим, что там жизнь есть, это без сомнения. Потому что связь эта существует совершенно реально. И если говорят иногда, что оттуда никто не приходил, то это неправда. Оттуда приходили и приходят. И оттуда иногда мы получаем предупреждение, помощь. Да и что там говорить. Многие знают, что мы обращаемся за помощью к таким святым, как святитель Николай, к другим святым и получаем помощь. Они не только живут, а очень часто и действуют в нашей жизни. Святитель Николай, например, однажды явился одному водителю. Это было в Рязанской губернии. Машина съехала с дороги, и никто не мог вытащить - гололед. Бросить машину нельзя - там товар, растащат. Приуныл водитель совсем, думает: всё, замерзать тут. А в это время мать за него молилась святителю Николаю. Чувствовала, что с сыном что-то случилось, и сказала святителю: — Не встану с колен, пока не поможешь сыну. И вдруг возле той машины появился старичок. — Чего ты тут? Давай, выезжай. — Да как тут выезжать, невозможно! - чуть не обругал его еще шофер. — Ну что там у тебя, включай. Тот послушался всё-таки, завел- раз, смотрит, грузовик уже стоит на шоссе. А старичок пропал. Потом, когда водитель приехал домой, он пришел к матери и узнал в иконе святителя Николая того старичка. Это всего один пример помощи святых из тысяч. Значит, тот мір совершенно реально существует и действует. Просто, как говорится в другой притче, о богатом и Лазаре, мы можем принимать это или не принимать. Тот богач про- сил из ада, чтобы Авраам послал Лазаря, который был в раю, к своим братьям: Да послеши его в дом отца моего, имам бо пятъ братий, яко да засвидетельствует им, да не и тии придут на место сие мучения. Авраам сказал: Имут Моисея и пророки, да послушают их... Аще Моисея и пророки не послушают, ни аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры (Лк. 16, 27-31).
Так что действительно, уж кто верит, тот верит. А если не верит, и мертвый воскреснет - всё равно не поверит. Есть такое явление, - как оно происходит, совершенно необъяснимо. Под праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы распускается верба. Причем в любую погоду. Если эту вербу распустившуюся сломать, она так и останется. Ее не раз приносили наутро и к нам в храм. И это тоже - свидетельство чуда Божия. То есть чудес множество. Свидетельства действия благодати Божией, помощи святых, явления умерших - всё это говорит о том, что загробный мір совершенно реально существует- он еще более реален, чем наш мір. Но мы здесь - неверующие, как сказал Господь: О роде неверный и развращенный, доколе буду с вами? Доколе терплю вас? (Мф. 17,17). Человек очень часто поступает совершенно безумно, уклоняясь от истины, от знания о том, что есть мір, где все мы неизбежно и непременно будем. Уклоняется в то и занимается тем, что мы неизменно и непреложно все оставим. Всё это оставим, всё это у нас здесь - временное. И в это человек влагает всё свое усердие, все свои заботы, все свои мечты. Забывая о самом главном - о том, что неотвратимо будет, и о чем он совершенно не заботится. И вот в этом - безумие міра. Обо всем заботятся, только не о душе, к несчастью. Всё человек планирует, только не имеет в своих планах того, что ему придется отвечать перед Богом. А отвечать всё равно приходится - то там, то здесь люди умирают. Великие, сильные, богатые - всех хоронят. Только одному - гроб из ДСП, а другому - из дорогих пород дерева или чуть ли не мраморный, или хрустальный, могут даже с золотыми ручками сделать, но всё равно - гроб. И отличие только в том, что в богатых одеяниях - а гнить такому же телу. Теперь, говорят, даже с музыкой делают. Когда-то смеялись: «гроб с музыкой», а теперь и это есть.
Всё исчезнет в этом міре, Как трава и цвет в полях. Нищий в рубе, царь в порфире - Обратятся оба в прах.
Ну, а душе-то что? А о душе как раз никто и не заботится. И как раз эту-то истину всё время и напоминает нам Церковь. Она и заботится особенно о нашей душе, напоминает нам: подумай о душе. Как сказал один поэт:
А душа забыта. Все тянутся к радостям быта.
И действительно, когда говорят о душе или даже о духовном, то иногда и это всё превращается в земное. В міру есть понятие: духовные ценности. Вот, скажем, картина. Ведь это вопрос сложный - насчет ее духовной ценности. В ней может быть какой-то элемент, относящийся к духовной стороне, но она имеет духовную ценность тогда, когда отображает творение Духа. Всё сотворено, как сказано, Духом Святым. И всё, будь то природа, растительный, животный мір или же сам человек, любая земная красота, должно напоминать о том, что всё это - творение Божие. Всё, что возвышает душу, состояние человеческого духа, есть именно духовное. Только в этом смысле можно говорить о духовных ценностях. Но есть и другой дух. Когда плоть начинает господствовать над духом, тоже получается духовность, но та, которая опускает человека, то есть низводит его в темную духовность. И вот всевозможные развлечения и прочие плотские грехи, господствуя у таких людей над духом, порабощают их духу тьмы. Если вера, чистота возвышают, то безверие, отрицание души, духовной стороны жизни развращают и низводят человека до состояния безумия. И люди начинают вести жизнь безумную, угождать страстям, которые доводят их- в разной степени - до самоубийства. Они, скажем, свое тело, в конце концов, доводят до погибели. Пьянство, например, - врачи это знают - приводит к циррозу печени, размягчению мозгов, не говоря уже о тяжелой наследственности, которой «награждаются» несчастные дети. Есть всевозможные извращения - вообще страшно говорить. И, в конце концов, наступает скотское состояние, и даже становятся хуже скотины, потому что скотина часто знает время и меру, а эти люди уже ни времени, ни меры не знают. Или же другое состояние современных безумцев -наркомания. Это действительно уже полное безумие. Подготавливают к этому мелонаркомания, теленаркомания. Люди старые или среднего возраста принимают телесериалы, как наркотик. Молодые трясутся на дискотеках - этих «бесотеках», в бесовских этих трясках. А старым трястись уже кости не позволяют. Те живут призрачной безумной жизнью: ничего же нет, ящик стоит перед ним, а он сидит, переживает. Тут иногда спать некогда, а люди сидят, не спят, мучаются. Сами в себе переживают, не знают что. Ничто переживают. Нажал на кнопку, - и всё пропало, ничего нет. А попробуй выключить - такие переживания! Как будто что-то потерял. Что потерял? Ничего. Или эта бесовская музыка, когда идет человек- глаза такие полусонные, полубезумные, уши заткнуты, на груди - «дебильник». Это такой инструмент, который постоянно повторяет одни и те же звуки в неистовом ритме. И вот эти сумасшедшие, полубезумные так ходят. Одни сидят около телевизора, другие ходят, с собой носят «дебильник». Конечно, если б можно было, носили бы с собой и телевизор. Но тогда будешь спотыкаться - нужно же смотреть под ноги. Наверное, только это останавливает. Действительно смешно. Вызывает горькую, правда, улыбку, потому что это идиотство, как иногда говорят. Иначе не назовешь. А что тут, какая польза? Почему я вам и сказал, что мір в безумии лежит.
Говорят о вреде всяких отрав, в том числе и никотина,-и полно курильщиков. Громадный плакат: покупай отраву, и маленькая подпись: «Минздрав предупреждает...» Мне приходится иногда бывать в больницах, и вот в одной из них - туберкулезной - я как-то был, так там не продохнешь, так табаком воняет. Лечатся они, что ли, при помощи сигарет от этой болезни? Не знаю. У меня в горле першит от табачного перегара, когда я там бываю. И все курят: кто лечит - курит, кто болеет - курит, кто обслуживает - тоже курит. Какая логика? Никакой, полный абсурд. И сколько таких вот безумных примеров, что просто действительно кажется, мір с ума сошел. Или, как сказано, «бесящийся от развращения грех» в міре царствует. А что, разве когда на этих дискотеках дергаются, орут все - это не беснование? Массовое беснование, массовый психоз. Что удивляться, если дети не могут на уроках соображать? А где ж тут соображать? Они же в этой отраве, телеканализации, растут. Покажут что-нибудь, только начнет человек над этим думать - и прерывается, и начинает что-то там дергаться, через некоторое время- опять реклама: кто-то жует или плюется. Какие-то куски движущихся картин. Это же сумасшествие. Вот создали кинематограф. Сначала он назывался правильно - иллюзион, от слова «иллюзия». Первые кинематографы назывались «иллюзионы». Еще один иллюзион - это компьютер. Если ты живешь обычной жизнью, то тебе предлагается стандартное мышление. Если человек мыслит нестандартно, то на него смотрят как на ненормального. Сейчас показывают сериалы - и все должны говорить этим же набором слов, других они в это время не знают. Потом будет другой сериал - другая тема, другой набор. Я вспоминаю шоковое состояние учительницы, когда матушка привела одного из наших детей в школу. Учительница спрашивает: — Деточка, кем бы ты хотел быть? Ожидают обычно: космонавтом, артистом... И вдруг ребенок говорит: — Великим князем. А это было в те времена, когда вокруг были пионеры, комсомольцы. Ребенок просто услышал про житие великого благоверного князя Александра Невского. Это был святой человек, и князь, и красивый, и мужественный. Святой - во всех отношениях. Идеал, конечно, - можно желать быть таким. Поэтому ребенок и высказал так простосердечно. У той, конечно, шок был: представляете, услышать от ребенка, что тот хочет быть великим князем! Ну что, тут нужно сразу же расстреливать, куда уж там. Но ребенок выжил, слава Богу, и теперь служит Богу. Вот пример того, как человек может сохраниться, если он ходит в церковь. Иначе он будет как штамп. И самое главное, что все эти штампы существуют не просто так, а они уводят от веры, от духовного, от Бога и к другому тащат. Сейчас есть такое распространенное явление - прямо-таки бедствие. Голову морочат. Говорят: «виртуальная реальность». Что это такое? Слова какие-то странные. «Вертухальная» - это понятно, что-то вертится. Реальность - ну, это уже сложнее. Вот мне показывают: самолет летит. Это реальность? Какая же реальность, сейчас нажму на кнопку- и всё исчезнет: сижу на стуле, никуда не лечу. Реальность, если задуматься, воздействует на мышление. Здесь человека приучают мыслить стандартно. На кнопку у компьютера нажмешь - там ведь великого князя не увидишь. Ты не можешь мыслить. На экране убивают друг друга, там какие-то звери, страшилища или еще что-нибудь такое. Правда, если в эти игры, не дай Бог, святых помещать станут, будет кощунство. В святых играть нельзя, конечно. И вот сейчас активно внедряется среди молодежи, среди детей особенно, стандартное мышление. Ведь там есть программа, определенный набор образов, и из этого всё лепится. Переступить за порог этого ты не можешь, а будешь только там, где тебе позволяют. Да, ты можешь увлекаться чем-то - но, извините, в тех лабиринтах, которые для тебя там приготовлены. Своего не будет ничего. Ты будешь мыслить и действовать только так, как заложено в сюжет игры. А что там заложено? Кого-то, скажем, убивать. Мне недавно объяснили. Я ведь не в курсе, я человек деревенский, темный, тридцать лет уже здесь прозябаю, в деревне этой. А там, оказывается, вот что. Сначала, говорят, кто-то благородный гонялся за негодяем. Потом оказалось, что негодяй - он вроде не такой уж и негодяй. А потом - а что бы ты делал, если бы был на месте негодяя? То есть постепенно перестраивают душу - если ты не можешь в жизни, то чтобы хоть там от лица этого негодяя действовал и жил. Но нового, в сущности, здесь ничего нет. Что такое эти компьютерные игры? Это то же самое, что раньше было, когда ты читал роман и в воображении представлял себя его героем. Или когда фильмы смотрят, а потом все под какую-нибудь там кинозвезду или киногероя стригутся, бреются, одеваются, и все в этом образе начинают играть и жить. То есть раньше этот набор был просто небольшой. Теперь он резко увеличился: ты можешь быть, кем хочешь, - вернее, любым из того, что тебе предложат. И вот человек начинает жить этой чужой жизнью. И ему подбрасывается определенный строй мыслей. Раньше запрещалась непотребная литература, цензура существовала - если, например, какие-нибудь плотские сцены описывались в каком-нибудь французском романе. Человек же всё это представлял в своем воображении. Но там нужно было пыжиться, представлять себе все это. Теперь пыжиться не нужно - нажал на кнопку, тебе вместо воображения представят с изображением. И если какая-нибудь пошлость - будет тебе пошлость, она туда уже заложена. Идет борьба за душу. И совершенно ясно, что у людей только «яждь, пий» - это было для тела, но против души, естественно. А вот третье - веселись, то есть развлечения, - это получается вроде уже для души. Хотя они и связаны опять же с телом. Но там и страсти культивируются - такие, как гнев, злоба. Здесь-то ведь не очень-то разойдешься - сдачи дадут. А там можешь как угодно врезать кому-то, что угодно из себя изображать. А если душу твою истяжут - с чем ты останешься? И сейчас уже говорят: «компьютер- убийца», - когда человек доходит до крайнего состояния и губит и тело, и душу. Война эта идет и будет идти до тех пор, пока Господь не придет судить весь мір. Поэтому нужно каждому задуматься над своей душой и потрудиться. Даже только задуматься, - это не так просто. А потрудиться - еще сложнее. Потому что как только человек попытается трепыхнуться, что-то доброе сделать - вся бесовская рать сразу ополчится на него в его мыслях. «Ну что ты слушаешь, что ты тратишь время? Подумай о другом». Или просто мысль уведут в сторону, внимание отвлекут: кто-то пошел, поехал, ты кого-то увидел - способов отвлечь внимание очень много. Человек чувствует, как сразу во все стороны начинает его тянуть. Почему дети и не могут сосредотачивать внимание - сам телевизор, который всё время скачет с одного на другое, раскачивает это внимание, оно не может оставаться в одном русле и все время «верту- хается». «Вертухальная реальность». Или начнутся проблемы - материальные, отвлекающие внимание. Ничего, все эти проблемы существуют постольку-поскольку. Но если ты обратишься к Богу и посмотришь на всё взглядом оттуда - большая часть этих проблем перестанет существовать. Человек, который хоть немножечко как-то трудится, который, скажем, постится, довольствуется простой пищей, ему с «яждь, пий» проблем особых не будет, для него проблема еды не будет особенно остро стоять. Хлеб есть - и слава Тебе, Господи. Есть - ну, так поедим, нет - ну, не поедим, ничего, попостимся. И всё. «Веселись». А что за этим весельем, к чему оно ведет? И веселье ли это? И что дают все эти развлечения? Один раб Божий, когда его спросили: «Как же ты живешь без телевизора?», ответил: — Так же, как вы, просто спокойнее. То есть ты не видишь этих кадров и не переживаешь. Всё равно то, что показывают, давно прошло. И что тут переживать - о том, чего уже нет? Так же, как и о том, что еще не наступило, не нужно переживать. Евангелие, святые отцы учат нас жить настоящей жизнью, которая имеет в основе своей пользу духовную, пользу для души и будущей жизни. И тогда всё встает на свои места. А если человек устремляется только во временное, мимотекущее, то и душе вредит, и пропадает бесплодно время. И опять же премудрый Соломон говорит: Суета суетствий, всяческая суета (Еккл. 1, 2). То есть человек всё думает, думает: вот это, это надо, сокровищствует и не вестъ, кому соберет я (Пс. 38, 7). В общем, всё возвращается к библейской истине. Так что будем ближе приникать к этой истине - к молитве, к храму Божию, к слову Божию - и перестраивать свою душу на евангельский строй. Аминь. Декабря 2000 года
Неделя святых праотец ПОДВИГ ВЕРЫ
Лк., 76 зач., XIV, 16-24
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодня Православная Церковь воспевает всех праведников, ожидавших пришествия в мір Спасителя, - святых праотец. Всех, кто сохранил веру. Времена до пришествия Спасителя тоже были тяжкие. Ведь если задуматься - после Потопа осталась одна семья праведного Ноя, а все остальные погибли, ибо развращение было таково, что дальше существовать этому человечеству уже не имело смысла. Или же вспомним праведного Лота, - только его семья еще сохраняла веру и чистоту жизни, а все остальные были настолько развращены, что гнев Божий поразил города Содом и Гоморру. Это показывает, что во все времена сохранить веру было подвигом. У нас иногда спрашивают: — Ну что же ты так живешь? — А сейчас все так, - следует ответ. Или задают вопрос: — Почему ты не ходишь в храм Божий, не молишься, не постишься? Обычным всегда был ответ: — Да все так делают. Кто сейчас ходит? Или когда спрашиваешь людей, которые ведут семейную жизнь: — А вы венчаны? — Нет, - отвечают. — Что же вы не венчались? — А тогда все не венчались. Но это - ложь, потому что во все времена люди и венчались, и в храм ходили, и молились, и постились. Другое дело, что они не были в большинстве. Ну и что? Даже если среди развращенных людей только один человек окажется постящийся, ведущий жизнь чистую, то и ему нужно стать таким, как остальные, потому что они все так живут? Разве это довод? Разве это доказательство? Всё-таки истина остается истиной. Да, редко встречается в природе алмаз. Но от этого он не перестает быть драгоценным камнем. И если все повесят на себя украшения из разных блестящих предметов, то всё равно ценность бриллианта останется на все времена. Можно, как новогодняя елка, обвешаться всякими побрякушками, но всё равно они останутся побрякушками. И если в сфере бытовой или, как говорят, обыденной ценность вещи не меняется от того, что алмазы и золотые слитки не попадаются на каждом шагу, то в духовной жизни - точно так же. Ничего тут нет нелогичного. Но люди не рассуждают об этом, к несчастью. Как сами они над собой смеются даже в светских произведениях. В одном спектакле пикируются, как говорят, между собой мужчина и женщина, и мужчина говорит: «Отличительное свойство мужчин - это их ум», - на что женщина отвечает: «Но они так скромны, что редко им пользуются». Многие кричат о том, что человек - homo sapiens, разумное существо. Да, много говорят о разумности, но, к несчастью, видимо, «так скромны», что редко ею пользуются. Человек живет сердцем, а не умом. Ум - рабочая сила сердца. Можно ведь даже и рассуждать разумно, но жить неразумно. Рассуждать легче, чем поступать. Поэтому в жизни всегда на первом месте стояло именно то, как человек живет. А живет человек чувствами. Никто не будет спорить - да это и бесполезно - с тем, что любовь - это чувство. Вера, надежда, любовь - это чувства. Как часто рассудок не может объяснить, почему человек поступает именно так. Как часто, когда есть чувства, человеку говорят: «Да куда ты идешь, да с кем ты связываешь свою жизнь?» А тот отвечает: «Нет, только он (или она)». Ему объясняют: вот, смотри, то-то, и то-то, и то-то. Всё логически правильно, но поступает он всё равно так, как чувствует. Очень часто бывает так, что человек постоянно видит примеры ненадежности окружаю- щей его жизни или каких-то занятий, но он всё равно надеется, что у него-то как раз всё будет нормально. Хотя со всех сторон только и слышит: там не получается, и там не получается, и там. Часто человек, опять же влекомый своими чувствами, верит, что у него-то всё будет вот так. Что говорить о том, что он кому-то верит? Он уверен даже в самом себе, хотя сам знает, что тоже иногда поступает совсем не так, как подобает, или как он верит. Нам дан классический пример святого апостола Петра. Он твердо верил, что, даже если все отрекутся от Господа, он не отречется. И через несколько часов с клятвой отрекся, даже предупрежденный Им об этом. Это говорит о том, что на самом деле чувства и дела, согласные с этими чувствами, не так просто совместить и удержать. Всем известно о постоянстве наших отношений - о том, что они, в разной степени, как раз очень непостоянны. Сплошь и рядом мы слышим свидетельства о том, как люди, соединяясь в супружеские пары, говорят, что у них есть чувства, и через некоторое время ничего от этих чувств, оказывается, не остается. И они расходятся, как говорят, как в море корабли. Встретились - и разошлись. И это указывает на то, что на самом деле постоянство в чувстве - очень редкое явление, к несчастью. Потому что сохранить любовь, так же как и сохранить веру, - это действительно величайший подвиг. Особенно, когда вокруг всё изменяется. Всё время мы получаем свидетельства о том, что мы во что-то верим, - и ошибаемся, и не получается так, как верим. Постоянно наша любовь подвергается нападениям гнева, раздражения, даже ненависти. Почему и сказано о последних временах - так же, как это было во все времена: Сын человеческий пришед убо обрящет ли веру на земли? (Лк. 18,8). И еще: За умножение беззакония, изсякнет любы многих (Мф. 24, 12). Ибо человек, ожидая лучшего, но не получая, в конце концов начинает приходить в раздражение, в гнев, и состояние любви в душе угасает. Почему духовная жизнь требует внутреннего подвига, укрепления веры, любви и, естественно, надежды? Потому что всё равно человек надеется на то, что будет когда-то. А основание всех этих трех чувств - в Боге. И только в Боге они находят завершение и разрешение. Мы верим, что у Бога всё направлено ко благу. И это будет - мы узрим это, увидим в будущей жизни все эти блага, которые Господь, сказано, обещал любящим Его, и вера наша получит удовлетворение от исполнения того, во что мы верили. Как говорят: что Бог ни делает, всё к лучшему - и мы надеемся, что всё придет ко благу, и надежда наша исполнится, если мы будем так верить и надеяться. Если мы стремимся жить в любви, то в Царстве любви, в Царстве Божием, полнота эта тоже исполнится. Тогда не будет ни печали, ни воздыхания, а жизнь бесконечная в любви и согласии. Тогда не будет ни разделения, ни зависти, ни злобы, ибо будет вся в Боге. А здесь, в этой жизни, наши чувства всё время подвержены испытаниям. И помощь в этом опять же только от Бога. Возверзи на Господа печаль свою, и Той тя препитает (Пс. 54, 23). Те, кто во все времена сохранял эти чувства, и были светильниками на земле, светившими во мраке греховного жития. То есть среди Содома и Гоморры, среди тех, кого поглотил Потоп, и среди других племен и народов. Свидетельство их любви было в их житии. Святые праотцы прежде всего возлюбили Господа Бога своего всем сердцем, всей душою, всеймыслию своею (см.: Мф. 22, 37). Потому что они помнили, что Господь, который дал им бытие и сотворил этот прекрасный мір, всё направляет ко благу. Они знали, что милостив Господь. По преданию, Ной, сокрушаясь сердцем, сострадая тому, что люди этого не понимают, молил Бога, чтобы Господь дал им время на покаяние. Просил хотя бы сорок лет - по тем временам это был небольшой срок, когда люди жили по несколько столетий. Но Господь дал в три раза больше. И, однако, народ не покаялся. Поэтому святые праотцы прославляются Церковью. Как и те подвижники веры и благочестия, как теперь мы именуем в наше время людей, которые среди развращенного міра сохраняют веру и благочестие. Подвиг этой веры, любви проходил испытания именно в таком окружении. Вот, например, любовь Авраама к ближнему своему была такова, что он не садился за трапезу, если не вводил в дом путника и не мог его угостить. Если не было путника, которого он мог бы накормить, сам он не ел. Вот представить себе на какое-то мгновение: ты не садишься за стол, пока не пришли твои домашние, я не говорю - путники. Путник то ли придет, то ли не придет, а домашние-то наверняка придут. Но всегда ли ты их дожидаешься? И прежде чем не вкусят твои домашние, ты в свой рот какой-нибудь кусочек не положишь? Это - не большой подвиг, но можно себя проверить, далеко ли мы от тех праотцев. Или же, прежде чем не упокоим всех, и самим не ложиться отдыхать. Не наоборот ли мы скажем: «Знаешь что, хватит, я ложусь спать, а ты давай поворачивайся». Вот эти маленькие примеры могут показать нам самим, что всё-таки это - подвиг. У праотцев был, конечно, подвиг. И Господь попустил испытание этому чувству Авраама. Это предание существует до сих пор в тех местах, где жил Авраам, - у дуба Мамврийского. О том, как окружающие, зная эту доброту Авраама и его такое отношение к людям, перекрывали все дороги и направляли прохожих другими путями, чтобы к нему никто не заходил. И думали: «А что он теперь будет делать? Раз он такой добрый, что не садится есть, не введя путника в дом и не накормив, то что он станет делать, если к нему никто не придет?» Тогда целую неделю не было путников. И Авраам не ел, считая, что он недостоин есть, и с ним, кстати, и Сарра. Если он никому ничего доброго не сделал, если Господь не посылает ему человека, которому он может сделать добро, значит, он не имеет право себя питать. И тогда Сам Господь пришел к нему - Аврааму явилась Святая Троица. Эту икону мы все знаем. Вот это как раз свидетельство любви Божией, того, как Господь к любящим Его проявляет любовь. Чтобы все знали, что если и перекрыть все пути, то все равно Господь воздаст, да так воздаст, что ты даже и представить себе не можешь: пришел Сам Господь! Такой обычай гостеприимства существует у многих народов. Потому что действительно (и так это и считали),- а вдруг среди путников тебя посетит Господь? Что, кстати, и бывает. Вот эта их вера, их любовь и прославляется сегодня в празднике святых праотец. Они прославляются потому, что еще в те времена - до Потопа и даже и после него - они сохраняли эти святые чувства, не имея того, что имеем мы, - слова Божия. Для понимания их подвига особенно важно то, что они не имели такого ясного сознания, представления о Боге, как мы. Теперь мы имеем заповеди, Евангелие, апостольские послания, поучения святых отцев. Всё разобрано. У них ничего этого не бьио, они шли одним только чувством. Нет, я думаю, разумение было, но столько свидетельств для разума тогда не было. Это теперь, когда чувства оскудели и все обратились только к разуму, Господь посылает свидетельства для разума. Современная статистика, данные изо всех областей жизни говорят о том, что если веру только чуть-чуть поколебать, то получается многоверие, которое граничит уже с неверием. Сейчас все в разной степени связаны с компьютерами, тем более в высших учебных заведениях. Совсем недавно верующие люди запустили в компьютер программу и дали машине задание: обсчитать - существует десять заповедей, и вот если одну заповедь изменить, что получится? И получилось, что и из той веры, в которой изменена одна заповедь, получается более тысячи исповеданий, вер. Если две заповеди изменить - то больше миллиона всяких религиозных направлений. Это говорит о том, какая же сила, какой подвиг был совершен в праотцех, когда истинная вера была ими удержана до Рождества Христова. Насколько твердо было их исповедание, что они сохранили истинную веру. Да, их оставалось один или двое во всем человечестве. Как во времена Ноя. Или же в какой-то местности два-три человека оставалось. Мы только имеем свидетельство Библии, там записано, и это свидетельство говорит о том, что подвиг веры - это действительно подвиг: не уклониться, при всех умствованиях и рассуждениях, в сторону. Может быть, тогда не было много умствований и ложных рассуждений, которых теперь, как показывают современные компьютеры, множество. Все равно это был подвиг веры. Они поставили во главу угла твердость, постоянство в чувстве веры, любви. И в этом постоянстве, как мы видим, при всех испытаниях и всевозможных искушениях, они и донесли истинную веру до Моисея. А Моисей получил откровение уже от Бога, получил заповеди на Синае. А дальше были пророки, люди стали получать большее укрепление в вере. Подвиг веры во все времена был на первом месте. Потому что без веры нет настоящего человека. Как сказал верующий философ, мыслитель нашего времени И. В. Киреевский, человек - это его вера. «Без веры сердце - собрание бездушных струн, в которых свищет случайный ветер, а ум - счетная машина». Во времена Киреевского компьютеров не было, поэтому он назвал такой ум счетной машиной. Человек - это его вера. И заповедь, данная нам нашими отцами, это: Русь Святая, храни веру Православную. Мы будем достойны быть потомками праотцев, которые сохранили веру в те времена, если будем хранить веру Православную. Мы прославляем святых праотец, которые, выражаясь опять же современным языком, хранили эту веру при отсутствии такого количества информации, как в наше время. А нам нужно не потерять эту веру при избытке информации. Если раньше веру было важно сохранить и трудно было сохранить, потому что мало было свидетельств - сравнительно с тем, сколько накопило человечество за все это время,- то теперь мы имеем большее число свидетельств, но всё равно нужно иметь твердую веру, чтоб не запутаться в потоке информации и не уклониться от истинной веры. Так что всё равно вера лежит в основе всего. Так будем, с помощью Божией, молитвами святых отец, хранить нашу веру. Аминь. Декабря 2000 года
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.112 с.) |