Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вторник 30-й Седмицы по пятидесятнице. Память святого праведного Иоанна кронштадтского и священномученика игнатия богоносцаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
КАК ДОЛЖНО БЫТЬ - ИЛИ КАК ПОЛУЧАЕТСЯ?
Мк., 43 зач., X, 2-12. Мф., 11 зач., V, 14-19. Мк., 41 зач., IX, 33-41
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодня мы слышали три евангельских чтения: настоящему дню, святому праведному Иоанну Кронштадтскому, священномученику Игнатию Богоносцу. Евангельские чтения эти говорят нам о том, что есть некоторые вещи, которые вроде бы разрешены, но на самом деле попущены по немощи человеческой, потому что мало людей, которые идут прямым путем и исполняют слово евангельское, слово Божие так, как его подобает исполнять. К несчастью, большая часть людей по немощи его не исполняет. Но мало того, что не исполняют, они еще и выпрашивают у своих наставников, чтобы они позволили считать это вроде как допустимым. На самом деле, как Господь говорит, по жестокосердию вашему так, а не потому, что это допустимо. Ибо человек после грехопадения, находясь большей частью во власти многих грехов, привыкает к этому состоянию и уже считает: а как же вроде бы иначе? Привыкает настолько, что для него это естественно. Как выражаются иногда: «Ну, это естественно». Забывая, что понятие «естественного» у большинства людей относится к естеству греховному. Теперь уже прославленный святитель Игнатий (Брянчанинов), как раз сегодня день его Ангела, говорил, что все наши добродетели - с примесью нечистоты. Не потому, что так нужно, а поскольку мы грешные, то просто не можем иначе. Мы ведь не Ангелы, ходим по земле, касаемся ее, и пыль эта земная прилипает к кому угодно. Когда мы дышим воздухом, он нам кажется чистым. Но когда человек начинает откашливаться, то оказывается, что в воздухе - пыль, грязь, она не заметна даже для глаза, но она есть. Хозяйки прекрасно знают: вот в закрытую комнату, в которую даже никто не заходит, придешь, тронешь мебель рукой, особенно какой-нибудь полированный стол, и видишь, что остался на пыли след. Вот и греховность человеческая, она - так же. Это естественно. Есть такое выражение: привычка - вторая натура. Натура - это естество человеческое: вот он такой. Но он на самом деле не совсем такой, а иногда даже совсем не такой. И этому великое множество примеров. Сколько несчастных людей привыкает курить и уже без этого не может, хотя это неестественно. Ведь естественно - дышать свежим воздухом. Странно видеть, как взрослые люди, когда поезд подходит к платформе, выскакивают на свежий воздух и скорее затыкают рот сигаретой. Когда выйдешь из душного вагона, хочется сразу же вдохнуть свежего воздуха, а они тут же начинают дышать дымом. Кажется, им мало той духоты. Разве это естественно? Это противоестественно. Естественно человеку находиться в ясном уме и трезвой памяти. Но у некоторых бывают периоды, а иногда и постоянно, если такая возможность человеку предоставляется, он, как у нас говорят, «не просыхает». То есть пьет, пьет, и без этого одурманенного состояния ему, кажется, быть невозможно. Сесть за столом и поговорить просто между собой по-человечески, ну попить чаю или квасу, съесть пирожка или еще чего-нибудь... А некоторые говорят: «Да как же без выпивки, это невозможно, ненормально». Если человек умирает - и так горе-то - обязательно нужно что? Если поминают его, обязательно нужно пить. А почему обязательно-то? Человеку естественно находиться в тишине, в покое, и, когда эту тишину нарушают, когда нас покоя лишают, когда нас что-то беспокоит, мы недовольны. Однако есть люди, которые, как только открывают глаза, тут же врубают какую-нибудь музыку или телевизор мелькающий, кричащий. И для них состояние это - естественное. Какое же оно на самом деле естественное? Это неестественное состояние. Это опять привычка, которая становится второй натурой. И вот в этом угаре, иначе не скажешь, в этом безумии живет весь мір и считает это нормальной естественной жизнью. Если же и приходится считать допустимыми какие-то развлечения, то потому, что человек, находясь в этом испорченном состоянии, уже не может относиться к духовному так, как подобает. Посещение храма, пребывание в храме, церковное пение - для человека духовного в этом вся полнота жизни и ее естественное содержание. А для другого - нет, нужны какие- то развлекательные песнопения. Но это всё - по немощи, по жестокосердию. На самом деле из начала не быстъ тако (Мф. 19, 8). И вот, светильники среди этого мрака ночи житейской, являются такие святые, как священномученик Игнатий Богоносец, святой праведный Иоанн Кронштадтский, которые, живя среди этого міра, показали, что есть другая жизнь. И жизнь во всей полноте, настолько они жили полно. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, нам близкий святой, ложился спать очень поздно, в три часа ночи вставал, а всё остальное время или совершал богослужения, или молился, или общался с людьми, которым он духовно подавал наставления и исцеления. И еще сколько написал. Вы знаете книгу «Моя жизнь во Христе», его духовный дневник, и другие книги. И так жили люди святые. Они показали, что есть иная жизнь, иные понятия, о которых мір даже и не знает. Началось его великое служение с того, что, служа в Кронштадте, а там были рабочие районы, он всячески боролся с пьянством, с распущенностью в жизни. И как раз вот этим своим подвигом внутренним - и внешним, естественно, потому что здесь очень много труда, - он привлек благодать Божию, которая дана ему была изобильно. Сила его молитв была очень велика: люди исцелялись не только от телесных недугов - хотя мы обычно обращаем внимание на эту сторону, на исцеление, особенно неизлечимых, телесных болезней, - а изменялись души. Есть пример с человеком, который был неверующим, будучи земским врачом, и стал потом архиереем. По молитве святого Иоанна Кронштадтского и тех, кто заботился о его душе, Господь ему открыл, что совершенно реально существует и действует мір иной. Он увидел темный мір, тот самый, который как раз и держал и держит наш мір в своих когтях. Только большая часть людей не задумывается над тем, что все проявления ненормальности так называемого «естественного» мірского бытия есть плоды воздействия нечистой силы. Почему даже и медики - профессионалы о пьянстве, в частности, прямо говорят: «Это- дело бесовское». Есть, конечно, элементы физиологии, но сама суть - бесовская, и одними медицинскими средствами полностью избавиться от нее невозможно - враг всё равно будет уловлять. Кончина святого праведного Иоанна Кронштадтского празднуется, вы видите, вместе со днем памяти священномученика Игнатия Богоносца. И, как я уже сказал, сегодня день Ангела святителя Игнатия (Брянчанинова). Все эти церковные светильники соименные, сегодня празднуемые, являлись светильниками не только своего времени, но и на все времена, и показали в своем житии, что это возможно. Преподобный Серафим Саровский, - а скоро его память тоже будет отмечаться, - сказал очень просто о том, почему сейчас нет таких святых. Они, конечно, есть, но Господь их сокрывает - потому что их свету не для кого светить. Преподобный Серафим сказал: «Благодать Божия одна и та же во все времена, но у современных людей нет решимости». Даже на недолгое время нет решимости, не говоря уже о том, чтобы - бесповоротно. Духовной болезнью последнего времени является ослабление воли, решимости людей. Исполнение заповедей Божиих требует усилия: нужно! Хочется, нравится... Мало ли что нравится - нужно. Вот так. А так - нельзя. Всё. Сказал - нет, и всё. Но в том-то и дело, что большая часть людей сейчас недугует отсутствием силы воли. И если целеустремленность где-то есть, то это там, где человек влечется страстями и не может отказаться от того, что ему очень хочется. То есть опять же всё равно - отсутствие воли. Мір сам смеется над собой. Есть такой рассказ, вроде басни. Медведь пишет характеристику ослу: «Упрям». А лиса ему говорит: «Миша, что ты делаешь? Он же идет на повышение!» - «А что я ему напишу, если он упрям?» - спрашивает медведь. «Напиши: настойчив в достижении цели». Да, это юмор, но на самом деле это так и есть. Вот ребенку захотелось что-то: «Давай мне!» И начинает свои капризы, всех бабушек, дедушек вокруг ставит с ног на голову, чтобы своего добиться. Это - безвольный ребенок, но он «настойчив в достижении цели». Да, лиса правильно подметила это. На самом деле он просто упрям, как осел, а совсем не настойчив. Действительно, какая же красота в нашей духовной литературе, какая мудрость - даже дух захватывает, насколько всё точно и четко. Все эти послабления, о которых в первом Евангелии сегодня говорилось, - почему они? Пророк Моисей так и написал: потому что вы - «упрямые, жестоковыйные». Послабления сделаны с тем, чтобы вас хоть как-то подправить, чтоб совсем не развратились, а не потому, что так нужно было, и он с этим был согласен. Да что ж сделаешь с вами? Вот именно жизнью таких светильников Господь показал, что человек, который свою волю устремляет на исполнение заповедей Божиих, благодатью Божию укрепляется в этом намерении и может совершить такие великие дела, которые кажутся другим невозможными. Как это возможно? Вот, например, как возможно молиться? Да ведь и дома шум, и соседи за стенкой, музыка у них непрестанно, и то, и это вокруг - ну, как тут молиться? У нас здесь, по ту сторону железной дороги, - кладбище, там погребена одна раба Божия. Отец Василий Серебренников с Арбата, тоже старец дивный был такой, говорил мне, что это была раба Божия, которая, будучи в міру, в наше время, непрестанно молилась. И когда становилась на молитвенное правило, так проверяла себя, сосредоточена она на молитве или нет. Она включала на полную катушку радио - тогда репродукторы были, черные такие тарелки, - и молилась. Если она не слышала радио совершенно, то считала, что, значит, нормально молится, а если начинала слышать, о чем речь, - значит, рассеянно молилась. Я не помню, где-то читал или слышал о том, как один человек был швейцаром в ресторане и непрестанно творил Иисусову молитву. В таких обстоятельствах, где постоянно все входят, выходят, пьяные, разодетые, - а он находился в непрестанной молитве. И значит, это было возможно. Есть люди, о которых мы даже не знаем. А меня Господь сподобил видеть одного человека- правда, мне с ним не довелось беседовать. Он был духовным сыном отца Тихона Пелиха, нашего батюшки, который здесь похоронен. Это был схимонах, схима - высший монашеский подвиг, там идет непрестанная внутренняя молитва. И схимонах этот был - полковник, профессор, заведующий кафедрой военной академии, преподавал. И в то же время был таким подвижником. Священномученик Игнатий Богоносец жил во времена Спасителя, его Сам Спаситель обнимал, когда он был ребенком и Господь приводил в пример ученикам дитя. Проходят тысячелетия - появляется святой праведный Иоанн Кронштадтский, его память мы ныне совершаем, и он нам показывает пример священнического подвига. И оказывается, что есть еще ближе к нам примеры. Да нам не нужно далеко ходить, можно опять же к нашему церковному кладбищу обратиться. Там, за алтарями храма, монах Иоанн лежит. Он был алтарником, прислуживал здесь, в церкви. Собственная его жена не знала, что ее муж- монах. Естественно, он уже в старости принял постриг. Он выполнял монашеское правило каждый день. Делал всё по дому. У него были собственный дом, хозяйство, огород, еще и пчелами занимался. Он не пропускал ни одной службы - если у нас здесь службы не было, он ездил в Москву. И еще навещал больных. Когда он это успевал? Это, конечно, только с Божией помощью было возможно. Блажен муж, иже не идет на совет нечестивых... вся елика аще творит, успеет (Пс. 1, 1-4). Так что нужно иметь решимость. Ну, конечно, не сразу возможны такие подвиги - это слишком высоко для нас. Не та мера. Но решиться выполнять хотя бы что-то маленькое, и это будет началом. А Господь поможет. Например, просто читать утренние и вечерние молитвы - всегда. Никогда вообще не ложиться спать не перекрестившись. Или хоть прочитать начало: «Царю Небесный», «Трисвятое», «Отче наш», «Богородице Дево...». Если вы засечете по времени, это будет, наверное, одна минута. И когда нам кажется, что для молитвы не хватает времени, ну совершенно ничего не можем сделать - это обман. Потому что одна минута - это настолько мало времени! И нужна только решимость. Как говорит отец Иоанн (Крестьянкин) в проповеди «О малом доброделании», нужно бы в малом на что-то решиться. Вот ни про кого ничего плохого не говорить, не осуждать. Вот так решиться: начал - остановись, мысль приходит- отбрось ее, не обращай на нее внимания. И это тот самый малый внутренний подвиг, который даст возможность совершать хоть какое-то духовное шествие. Потому что мір-то ведь не спит. Преподобному Макарию Великому бес признался: «Ты мало спишь, а я вообще не сплю». И действительно, грохот стоит, музыка гремит - не спят по ночам. Дискотеки всякие - там же бесы, как они могут спать? Но видите, можно, оказывается, и тогда, когда там громыхает, молиться, как показывают нам примеры подвижников благочестия. Поэтому, совершая память святых, будем и мы сами, по данной нам силе, и свою решимость в исполнении заповедей Божиих все-таки к ней прикладывать. Да, опять же, мы не сможем, по жестокосердию своему, по немощи нашей, исполнять их всё время, постоянно. Но сколько-то всё-таки можно. Даже тот же самый пост, который сейчас идет. Ну сколько-то ведь можно поститься. Так что суть-то вся - очень простая. Нужно иметь решимость и стараться хоть что-то делать. А когда мы не можем чего-то, когда у нас не получается, тогда не говорить: «Ну, не получается, ну, можно ведь и без этого?» Нет, всё равно нельзя. А если не можешь, то кайся. Когда-то, помню, отца Сергия Орлова кто-то спросил: — Батюшка, благословите меня постом молочное есть. А он отвечает: — Как же я могу тебя благословить, когда нельзя? Не можешь - кайся, говори: грешен, Господи. Вот об этом-то все святые отцы и предупреждали, здесь вся суть-то. Почему сейчас и поднимается голос: посты нужно уменьшить, сделать не так строго. Некоторые, я слышал, говорят: «Вот там без масла едят. Да ведь это не главное - главное, никого не осуждать, хорошо жить», - оправдания эти. Но мы и осуждаем, конечно, и живем не очень хорошо, и еще ко всему этому добавляем нарушение постов. Вот так незаметно всё это и подтачивает, как червяк. Поэтому как написано, так и должно быть. То же преподобный Серафим сказал: «Все установления Церкви, все правила - неизменны, непреложны, и отменять ничего нельзя». А не можешь, не хочешь их соблюдать - говори: «Грешен» - и кайся. Вот, скажем, раньше стремились жить, как Господь сказал, поэтому раньше и не разводились. А теперь разводятся через одного или чаще. Уже вроде законно. Нет, это не законно. Всё равно как было, так и остается - незаконно. Нельзя называть черное белым. Пусть оно в жизни серенькое может быть, но все-таки ведь не белое. Кто- то прав, а кто-то не прав? В любом инциденте, по святым отцам, доля своей вины есть. Сколько? Это один Бог знает, Он рассудит. Вот сущность православной веры - все, что установлено Церковью: правила святых апостолов, Вселенских Соборов, - всё это неизменно. Никакого изменения в этих основах не должно быть. Когда дают откуп: каждый делает, кто как может, - ничего не будет. Год назад, будучи в Италии, у мощей святителя Николая, я спросил там нашего батюшку: — Как же католики постятся? А он улыбнулся и ответил: — Да постятся они один день в году, в Великую Пятницу до обеда не едят мяса, да и то особо благочестивые. Да, посты там вроде бы есть, но они чисто исторически остались. А на самом деле почти никто их не соблюдает. Потому что «это - не главное, это - не важно». Я не в смысле осуждения, упаси Бог, но, думаю, вы понимаете, о чем идет речь. Если сказать: «Ничего, ну что ж, теперь такая жизнь», - то покатится еще дальше. Вот почему, когда спросили: «А можно свою жену отпускать?» - Господь предупредил: «Нет, нельзя». Потому что если сказать: «Можно», - то что будет? Ну, отпустил, а эта - опять не такая. Отпусти и ее, а та будет тоже не такая. И что дальше получится? Пока ты еще на что-то способен - только до тех пор? Это сколько же будет? Когда этот - не такой, и эта - не такая. Если и это - можно, и то - допустимо? Во что тогда превратится жизнь? Так же - и в отношении поста, и всего остального. В церковь не обязательно ходить - а потом и вообще не будешь ходить. Но ходить-то ты будешь где? Среди міра. И набираться всей этой отравы. Так обычно и происходит: один раз пропустил, второй, третий - и вообще перестал ходить. Один раз не помолился, второй, третий - а потом вовсе перестал молиться. Попробуй снова начать молиться - трудно будет. «Очень долгое богослужение - нужно подсократить». Вот так- во всем. Эта невидимая борьба идет по принципу «ну ладно», «неважно», «не главное» или «попробуй вот так». И так постепенно всё растаскивают, разваливают. Поэтому твердые столпы- воистину «соль земли», про которых Господь говорит: Вы есте свет міра (Мф. 5, 14) - святые отцы стоят незыблемо, показывают, как нужно. У нас тут была, Царствие ей Небесное, Зинаида (кто-то ее еще, наверное, помнит, - стояла всегда у центрального подсвечника). В Немчиновке она жила. Ее муж - Анатолий, Царствие ему Небесное, без рук был - с култышками. Она за ним ухаживала, кормила, хозяйство вела: козы, куры, огород. И на всех службах бывала - ни одной не пропустит. Как это было возможно? Возможно, видимо. Да и сама сколько операций перенесла, скрюченная ходила всё время. Тут прямые стоят - спину ломит, а она со скрюченным позвоночником все службы от начала и до конца выстаивала. С помощью Божией. Я про усопших в основном говорю. Враг-то потом нападет, если про хорошего человека что-нибудь скажешь. Враг очень ненавидит таких людей-то. Но всё в самом деле так и есть. Должна быть решимость, сознание того, что если нужно - значит, нужно. А когда не получается - ну что ж, прости Господи, грешен. Душу свою нужно перестраивать на этот строй. Но ни в ко ем случае чтоб на сердце не было спокойно: «Ну, теперь, мол, такие времена...» Был такой прекрасный церковный историк - профессор Болотов, очень эрудированный, глубочайший человек. Он рассказывал в своей вводной лекции, как Менделеев и еще один английский ученый сравнили две меры. Произвели две с лишним сотни замеров при разных условиях, разных температурах. И потом сказали: «Поскольку при измерениях по Фаренгейту и по Цельсию ни при одной температуре нельзя считать, что данные тождественны, то мы предполагаем следующее...» А в міру - все всё знают, всё известно. И с таким апломбом говорят о вещах, о которых ничего не знают. Я всегда поражаюсь тому, как приходят в церковь и чуть ли не с порога заявляют: «А что тут говорить? Тут же делать нечего, всё просто». Великие ученые всегда приходят ко всему скромно и смиренно, а неучи - наоборот. Это очень часто относится к вере. Нам, конечно, до великих ученых далеко, а до святых- еще дальше. Поэтому будем смиряться, стараться, по силе своей, всё-таки исполнять то, что полагается. А уж когда не сможем - каяться и просить прощения. Аминь. Января 2001 года
Рождественский сочельник ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С МАЛОГО
Лк., 5 зач., II, 1-20
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодня - Рождественский сочельник, день, предшествующий празднеству славного Рождества Христова, двухтысячелетие которого в этом году празднует всё человечество. Неисповедимым Промыслом Божиим этот праздник Рождества Христова в этом году приходится на воскресный день. Согласно Преданию и как Церковь считает твердо, само Рождество Христово произошло 25 декабря, и это был день воскресный. И через две тысячи лет мы празднуем Рождество Христово именно в день воскресный. Никто тогда специально этого не высчитывал, я думаю. Но еще примерно полторы тысячи лет назад об этом было записано в правилах святых отцев: чти день воскресный, ибо в этот день Господь и родился, и воскрес. Воскресение Христово было, как вы знаете, в первый день после субботы, то есть в день воскресный, хотя опять же в то время многие не задумывались над этим. Больше того, почти всё человечество и не знало, когда это совершилось. Рождество Христово совершилось тайно - никто не знал о нем, как вы видите. Когда волхвы пришли - им было это открыто - и спросили в Иерусалиме: «Где родился Царь?» - то там стали смотреть по книгам, где должен родиться царь иудейский. Значит, никто не знал этого. В Писании сказано: Отверзу в притчах уста Моя, отрыгну сокровенная от сложения міра (Мф. 13, 35). Эта тайна открывается в притчах, а потом она являет себя и во всей полноте. Вначале и не обращали внимания на это, но потом оказалось, что всё произошло с такой точностью и смыслом, который раскрывается только через тысячелетия. Господь не раз говорил, что Он должен пострадать и в третий день воскреснуть, но ученики не только забыли об этом, но, когда им сказали, они еще и не поверили, что Господь воскрес. Мы помним притчу: Подобно есть Царствие Небесное зерну горушичну, еже малейше убо есть от всех семен. Егда же возрастет, более всех зелий есть и бывает древо, яко приити птицам небесным и витати на ветвех его (Мф. 13, 31-32). Действительно, когда семя зарождает будущее, оно незаметно. Как и Рождество Христово - для всего міра было безвестно. Да, Господь открыл волхвам, и они шли, чтобы убедиться в том, что им было открыто. Ангелы явились пастухам. И всё, больше-то ведь никто не знал. Сколько было пастухов - ну, три, четыре. Волхвов - трое. В момент Рождества Христова об этом не знал практически никто. Несколько человек - как говорят, на двух руках достаточно пальцев, чтобы сосчитать, скольким человекам известно было о рождении Спасителя. Проходят тысячелетия - и весь мір знает о Рождестве Христовом. В обычной жизни, когда рождаются великие люди, цари, то об их рождении знают: рождается наследник, будущий царь. Об их деятельности знает минимум всё государство, и окрестные страны знают об их жизни и деятельности. Эти люди иногда завоевывают многие государства, они известны всему міру. Но проходит время - и школьники на экзаменах не могут вспомнить тех, перед кем раньше трепетали тысячи людей, правителей - даже имена не могут вспомнить со временем. Такова жизнь міра. Когда человек живет - его прославляют, перед ним трепещут, потому что он может наказать, имеет власть. Потом он умирает - и никто уже, конечно, не трепещет, потому что он уже ничего не может сделать. Некоторое время его еще помнят. А потом о нем забывают даже потомки. У некоторых в роду, может быть, есть даже где-нибудь там, в глубине, какое-то родство с великими людьми. Но может ли кто из нас проследить свою родословную до шестого или седьмого колена? Ну, максимум - четыре, а пятое для многих уже сомнительно. Такова сущность міра. Жизнь мірская, земная появляется и проходит. Как сказал премудрый Соломон: «Всё проходит, пройдет и это». Так было написано на кольце, которое он носил. Но не так в духовной жизни. То, что вечно, что связано с духовным, не проходит, а живет. Почему от лица мира, от лица человеческого знания Виссарион Григорьевич Белинский вынужден был признать: «Есть книга, в которой всё сказано, всё решено, после которой ни в чем нет сомнения. Книга святая, Божественная, книга вечной жизни и вечной истины - это Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, в философии, во всех областях деятельности человечества есть только большее проникновение в ее таинственную глубину. Основание Евангелия - откровение истины посредством любви и благодати». То есть всё сказано в слове Божием, в Евангелии, которое действительно- вечная истина, непреходящая, неизменяемая. И вот эти притчи, которые мы слышим в Евангелии, как раз и дают ответ на то, что происходит в жизни. Бывает велие древо, то есть высокое дерево, и птицы небесные в ветвях его живут. Что это за птицы небесные? Здесь имеется в виду, что на вершине этого древа идет жизнь духовная. Там мысли духовные, всё устроение духовное. Дух владычествует над плотью, а дух от Бога - вот он и живет. Плоть рождается и умирает, а дух живет. И поэтому духовная сущность в человеческой жизни всегда первостепенна. Хотя бы человек этого иногда и не хотел, обращаясь только в плоть, только в земное, всё равно душа у него тоскует о духовной стороне. При всех благах, при всех удовольствиях всё равно чего- то не хватает. Земные удовольствия всё равно не дают полного удовлетворения. И опять же из светской литературы мы знаем - человеческая мысль не может сказать: мгновенье, остановись - вот, достиг. Почему и ощущают в удовлетворении земных потребностей ненасытность - ведь духовная-то сущность остается, а она этим не удовлетворяется. Если бы мы рассуждали просто по- человечески, в земном смысле: ну, сколько человеку нужно для того, чтобы жить здесь? Когда ему уже за тридцать, за сорок или за пятьдесят лет? Ну, сколько ему миллиардов нужно? Миллионеры и миллиардеры - для чего им столько нужно? А им ведь всё мало. А куда это всё девать? Если рассуждать даже чисто по-человечески, поземному - ведь действительно это же просто не нужно, неприменимо чисто практически. Ну, сколько ты съешь? Все равно чрево твое очень ограничено, увы. И всё время есть ты не будешь. А остальное куда? И всему ведь положены пределы. Ну, во сколько разных одежд ты будешь одеваться и наряжаться? Даже небольшие наши гардеробы - и то уже не знаешь, что со всем этим делать. А для чего тогда еще что-то нужно? Ну, вот он жил, одевался, ел. Ну, и дальше что? А потом он стареет. И начинает всё это ему уже неинтересным становиться. Правда, иногда некоторые еще цепляются за всё это. Но, сколько ни цепляйся, всё равно, как говорят святые отцы, - у них всегда тонкий такой юмор, глубокий, он точно выражает суть,- «когда мы грехи не оставляем, то грехи нас оставляют». Потому что, как ни рядись, ты уже сморчок, и никому-то ты не нужен, не так ты интересен, как тебе кажется. Да и все внутренности твои уже отработали: и этого не хочется, и икра уже не лезет в рот - в шутку так смеются над этим - но на самом деле это так. И что же тогда? У молодежи - развлечения, а у тебя - отложения солей. И отложились от тебя твои скачки, на дискотеке стариков уже не увидишь, потому что не подергаешься - тут же прострел будет. Да прошьет так, что потом будешь лежать очень долго, и вызывать массажистов, и все средства применять. И зачем всё это тогда? Вот что такое земное-то. Оно всё отработается, всё свое дело сделает - и уходит в могилу.
Всё исчезнет в этом міре, Как трава и цвет в полях, Нищий в рубе, царь в порфире, Обратятся оба в прах.
Сам мір опять же смеется над собой. Говорит: этого - в обычном гробу, а тех - в хорошие гробы. То есть одного, мол, в мраморном гробу похоронят, другого - в деревянном. Вот к чему при ходит всё мірское. Бурлит, бурлит, а потом... Всё превращается в прах, в пепел, в тление. А духовное - как раз наоборот. Вначале оно вроде незаметно, что-то такое невидное, а потом дальше всё растет, растет, растет - и вырастает. Во что вырастает - мы видим, когда сподобляемся видеть людей духовных: старцев и стариц благочестивых, людей святой жизни. Да, плоть их стареет, но она не такова, как плоть грешников. Их плоть духом настолько укрепляется, что она и после кончины остается нетленной. То есть Господь показывает в святых своих, что дух плоть животворит. Именно эта сущность во всех притчах и засвидетельствована. Сначала оно незаметно, а потом пронизывает всё естество человеческое - действительно, как закваска, которая заквашивает всё. Чистота, благодать Святаго Духа очищает эту плоть, и она становится духоносной и животворной. И мы, прикладываясь к святым мощам, оживотворяемся, исцеляемся. Откуда и исцеления - от мощей святых. Не только от мощей, но даже от вещей святых. То есть благодать святых распространяется на всё, что их окружает и с чем они соприкасаются. Это как раз свидетельство духовного возрастания и действия благодати Божией. Она вначале незаметна, а потом начинает действовать всё больше и больше. Поэтому и принцип духовный: от малого - к великому. Почему отцы нашего времени нас и учат о малом доброделании. Запомните: в духовной жизни мелочей нет. То немногое, то малое в духовной жизни, что есть, всегда является родоначальником большего, семенем великого. И действительно, так это и есть. И духовная сторона, возрастая, дает именно ту полноту жизни человека, которой живут святые. А греховная сторона, наоборот, человека мертвит, и постепенно он начинает еще здесь и душой, и телом умирать. Тела святых хотя в человеческом, как бы внешнем виде и стареют, но в духовном смысле укрепляются, возрастают. А у грешников - наоборот, поскольку дух немощен, слаб, тела начинают истлевать еще здесь. Тот же самый духовный принцип действует, только в другом смысле. Если возрастание добродетели всё больше и больше укрепляет душу и тело человеческие, то шествие по пути греха, наоборот, и душу, и тело приводит к погибели. И тоже начинается с малого. Простой такой, печальный, часто даже трагический пример: покуривание. Сначала - баловство, потом - дальше, дальше, и уже неотвязная привычка. Так же и пьянство: сначала попробовать, потом - дальше, дальше, дальше... И вырастает пагубная привычка, и часто - погибель. То есть духовный принцип один: всё начинается с малого. Когда святые отцы беседовали на духовные темы с теми, кто к ним приходил, они давали образные наставления. Вот сидят они около лесочка, и старец говорит: «Вот это деревце согни. Согнул? А вот это? Это уже труднее. А это? А это уже невозможно. А то вообще не тронешь. Вот так же - и человек. Пока он начинает жизнь - его еще можно как-то согнуть и даже сломать. А дальше уже не справишься. Так действует грех. Если так же укрепляется добродетель - то это во славу Божию». И есть образ этого - в первом псалме: праведник яко древо насажденое при исходищих вод (Пс 1,3). Дерево, которое питается при исходищих (при потоках) вод - что это такое? Благодатью Божией питается. И добродетель возрастает. Вот как в сегодняшней притче сказано: из маленького семени вырастает дерево, и плоды его животворны. И в псалме сказано: еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет - то есть не осыпятся листья его. А когда человек идет по пути греха, то получается другое: грех в нем возрастает, завладевает человеком, и он погибает. Ну, как люди гибнут от греха - тут достаточно печальных примеров: наркомания, пьянство, курение и все другие страсти. Или то же сребролюбие, которое вызывает зависть, и убивают тех людей, кому удалось чем-то завладеть. Весь мір в этом направлении, к несчастью, и идет. Потому-то духовное и редко встречается, что оно требует подвига, которого в современном человечестве почти нет. Все живут по законам міра: «Да сейчас все так», «Ну как же без этого!» Как без этого? Да можно и без этого. А мір всё придумывает и придумывает новое, выдумывает и выдумывает. Причем вот смотришь иногда на эти вещи и поражаешься: вроде бы что-то пытаются придумывать для блага людей. Это давно уже началось - кричат: «Всё для блага человечества!» Но самому человеку места там уже не остается, в этом благе. Он уже становится придатком машины, придатком чего-то еще. Еще полторы сотни лет назад наш соотечественник Алексей Константинович Толстой писал:
Весь мир желают сгладить И тем внести равенство, Что всё хотят загадить Для общего блаженства!
Да, так написано. «Во имя блага» ведь всё загажено. Сейчас смотришь - все вокруг этого ИНН крутятся. А что это такое вообще-то? Ну, номера. А для чего? Ну, чтоб учесть. Ну, хорошо, ну, учли - что дальше? А получается, что если сейчас кто-то собирает себе потихонечку «на черный день», как говорится, и ему повезло - немножечко в мешочке уже чего-то набралось, - об этом никто не знает, даже родственники. А если всё это ввести в компьютеры, то любой проходимец может пролезть и узнать, что у кого в кармане лежит, и сейчас такие средства есть. И никакой номер не спасет от того, чтобы человека где-то пристрелить или отправить на тот свет любым другим способом. А уж как воспользоваться этим - тут найдут. Поэтому при соответствующей мысли всё переворачивается в другую сторону. Говорят: «Ты будешь ходить безопасно, иметь на себе какую- то там метку, и кроме как по твоей метке никто ничего не получит. Ну да, как никто не получит? Твои деньги, если ты помрешь, куда девать-то? А убрать-то тебя очень просто. Да, и вот оказывается, что мір что-то мудрит, мудрит, мудрит, хотя говорит, что для пользы человека, а на самом деле - нет. Нет, это не относится ни к экономике, ни к политике, упаси Бог. Я просто привел это как пример рассуждения о том, что совершает мір. И Церковь не согласна с этими вещами прежде всего потому, что Господь сказал: Вы - рабы, а Я сделаю вас свободными (см.: Ин. 8, 36). А все эти мірские вещи - вот тот же учет - к чему ведут? Думают обойти воров, бандитов и жуликов? Их не обойдешь - это одна система, тут никак не получится. У Крылова есть басня «Лиса- строитель» - лиса строила курятник, но для себя оставила лазейку. Всё в этой жизни так на самом деле и есть. И вот эти грандиозные проекты в конце концов превращаются в ничто. Как говорят, «гора родила мышь». В духовной жизни всё наоборот. Именно: от малого - к великому. Всё великое в этом міре проходит. Знаменитости исчезают, грандиозные государства -тоже, и только историки уже знают, и то не все, о многих событиях и людях. От некоторых государств остаются одни названия, вроде Атлантиды. Каким было человечество и какого развития оно достигло до Потопа? Об этом пытаются догадаться только по каким-то раскопкам, ухватить что-то. А остальные все, как говорится, канули в лету. А духовное - живет. Ноя, который строил ковчег, знают все, потому что из Библии это известно, там это записано. Поэтому нужно душу свою перестраивать на евангельский строй. Необходимо во главу угла положить духовную сторону, которая и эту, земную, жизнь человека сделает иной, но самое главное - подготовит его к будущей, вечной жизни. Ведь в конце концов всё здесь проходит. И пройдет и это, и мы предстанем на суд. Мы живем не просто так здесь. Мы рождаемся не по своей воле - совершенно точно. Мы не выбираем себе ни пол, ни дарования. Само слово дарование означает, что нам дается всё это. И дается, как сказано в притче, каждому свой талант (Мф. 25, 14-30). Всё это сказано. И один человек свой талант использует так, другой - иначе, и все дадут за это ответ - это тоже сказано. Поэтому каждому нужно задуматься над тем, какой ему дан талант и как он его использует. Тут каждый должен исполнить волю Божию о нем. И если человек этого не совершит, то даст ответ. В понятие таланта входит не только дарование. Сюда входит всё, с чем человек соприкасается. Ты имеешь общение прежде всего со своими родственниками, с близкими. Ты имеешь общение с теми людьми, с которыми живешь, работаешь. И это- тоже таланты. Тебе дается возможность, общаясь с хорошими людьми, взять от них хорошее, научиться. Тебе дается возможность, если на тебя воздействует соблазн от людей грешных, устоять против него, то есть сопротивляться этому, ты можешь в этом не участвовать. И это - тоже талант, данный тебе, который ты должен использовать. Потому что ты должен укреплять свою волю в борьбе с грехом и в верности добродетели. Это - наш земной подвиг здесь. Характер, данный тебе, тоже дан для того, чтобы ты над ним трудился. Все эти бесовские трюки, которые пытаются от этого увести, а именно: гороскопы, всевозможные выдуманные системы, «год свиньи» или какой-нибудь змеи, дракона - и, раз такой год, ты должен весь год хрюкать, ползать или что-то еще такое. Безумие это, конечно. На взрослых людей смотришь как на безумных. И неужели этой дури еще верят? Говорят: если родился в какой-то там год или месяц, то похожие характеры. Но похожих характеров полно. Вон психология разделяет: сангвиники, холерики или там меланхолики - типы людей. Ну и что, все они между собой похожи, да? Похожие есть и волос<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.30.14 (0.014 с.) |