Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня



СИЛА КРЕСТА ВСЕСИЛЬНА

 

Ин., 60 зач., XIX, 6-11, 13-20, 25-28, 30-35

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали евангельское чтение о рас­пятии Спасителя, ибо сегодня - праздник Воз­движения Честнаго Креста Господня. Праздни­ком он именуется потому, что мы прославляем, празднуем победу над смертью, победу над гре­хом. Именно то, что предначертано было в пред­вечном совете Святой Троицы - искупление рода человеческого. В сегодняшнем Евангелии мы слышали эти слова: Свершишася. И преклонъ главу, предаде дух.

Мы празднуем подвиг крестный - как венец земного подвига. И дни памяти святых - это дни окончания их земного подвига. У кого му­ченическая кончина, у кого - обычная, - но всё равно это есть то, о чем сказано: «Свершилось». Это окончание их подвига здесь, на земле. И мы этот день празднуем, как празднуем и День По­беды. День Победы - это праздник, а в то же вре­мя за ним стоит и много потерь, была Вторая міровая война, но всё это принесло победу.

Господь сказал: Жена егда раждает, скорбь иматъ, яко прииде год ея; егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мір (Ин. 16, 21).

Когда человек рождается - что ожидает его здесь, на земле? Много скорбей его ожидает. Но все-таки это - радость. Окончание же духов­ного подвига дает радость бесконечную, нескон­чаемую - радость вечной жизни. Вот почему праздник Креста знаменует собой радость веч­ной жизни.

Все мы несем здесь свои кресты. И, когда за­кончится в жизни каждого из нас наш крестный подвиг, то, если мы достойно несли свой крест, это будет праздник, радость.

Поэтому в тропаре святому Иоанну Крестите­лю сказано: за истину пострадав, радуяся. Поэ­тому мученики с радостью шли на мучение - по­тому что это было окончание их страданий здесь и переход в иную жизнь, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь безконечная. Воздвижение Креста знаменует собою оконча­ние крестного подвига здесь, на земле.

Крест - и пост. Почему? Мы постимся сегодня ради Того, Кто за нас пострадал. Почему и каж­дую седмицу, вы знаете, в среду и пятницу, когда вспоминается Крест, положен пост. То есть тем очень малым, чем можем, - постом, - мы благо­дарим Господа.

Когда была Победа, сначала все праздновали, но потом стали совершать панихиды о тех, кто

не вернулся. И это идет от церковного воспри­ятия празднования: то есть, с одной стороны, праздник, радость, а с другой - воспоминание о тех, благодаря кому это достигнуто.

Святой апостол Павел сказал: Нестъ наша брань к крови и плоти, но... к духовом злобы поднебесным (Еф. 6, 12). А сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом (Мк. 9, 29). Молитва и пост особенно и напоминаются нам сегодняшним праздником.

Когда мы начинаем унывать или падать духом, нужно прежде всего обращаться к молитве.

Обратите внимание, четыре раза в году крест особенно вспоминается Церковью. Это, по- старому, первого августа - Изнесение Честных Древ Животворящаго Креста, и это - день стро­гого поста, правда, услаждается он медом, назы­вается еще Медовый Спас. Затем - Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня- сегодня, и это день постный. Крестопоклон­ная неделя - середина Великого поста, всю неде­лю прославляется Крест. И все эти дни всегда связаны с постом. Не говоря уже о том, что поч­ти каждую неделю в среду и пятницу, тоже вспо­миная Крест, мы постимся. То есть пост является тем, что неотъемлемо от Креста.

Церковь всегда приветствует именно такое празднование - с воздержанием, то есть с по­стом. Причем вначале для первых христиан празднованием Пасхи был день распятия, Крест­ной Победы Христа.

Четвертый день, в который особенно про­славляется Крест, - это самый день распятия, воспоминание Страстей Господних. И бывает это в Великий Четверг вечером, на Страстной седмице.

Таким образом, четыре раза в году праздну­ется Крест четвероконечный.

И Евангелие, которое вчера читалось, - за­мечательное. Аще зерно пшенично пад на земли, не умрет, то едино пребывает; аще же умрет, мног плод сотворит (Ин. 12, 24). То есть зерно, которое как бы погребается в земле и потому про­растает, дает большой плод. И вот, удивительным образом, буквально дословно всё это и исполни­лось, хотя многое в Евангелии и преобразователь­но, то есть образно, выражено. А здесь - в букваль­ном смысле. Господь пострадал, и положен был во гробе, в земле, и воскрес, и вознесся на небо, и затем пошло победное шествие христианства. Прежде всего были выведены из ада все правед­ники, заключенные там, и потом по всей земле стало прославляться имя Господне.

Началось же все это постепенно. Это в нашем понимании время - сто, двести, триста лет. Для Бога тысяча лет как один день. В течение вре­мени всё, Им совершаемое, присутствует всег­да, во всей полноте. Как Господь был погребен, потом воскрес и вознесся на небо, так же и Его Крест был погребен под землей - он был закопан в землю. И Воздвижение Креста Господня - это, можно сказать, воскресение Креста. То есть как Господь прошел, так всё это проходит Его Крест. Крест был водружен на лобном месте, потом со­крыт под землю и воскрес, вознесен на небо. Он шествует по земле во всех наших крестах, во всех храмах, во всех тех явлениях Креста, которые Господь прославил по всему міру. И во Втором и страшном Пришествии явится знамение Сына Человеческого - Крест на небе. Тогда восплачутся и возрыдаются вся колена земная, потому что те, кто не принял Креста, поймут, почувствуют в ужасе, что они отвергли свое спасение.

Так же, как зерно, которое, упав в землю, произвело плод мног, - так и Крест произвел мног плод. То есть крест, который был вознесен, по всей Вселенной произвел множество кре­стов - все они на нас надеты. Все мы в крестах. На груди каждого православного человека, хри­стианина, всегда - крест. Иногда и не один крест. Монашествующие облечены крестом и спереди, и сзади. Священнослужители - со всех сторон опоясаны и ограждены крестами. Все храмы венчаны крестами. То есть это как раз тот самый бесчисленный плод, который принес Крест Хри­стов всему міру.

И поэтому Воздвижение Честнаго Креста Го­сподня - это свидетельство того, о чем Господь сказал: Аще буду вознесен от земли, всех привле­ку к себе. Крест был вознесен, извлечен из земли, и поднят над ней, и всех привлек к себе.

В числе тех, кто был привлечен Крестом, мы знаем подвижников, и среди них- всем нам

близкая наша молитвенница преподобная Ма­рия Египетская. Она через честное древо Креста была привлечена к Богу с такой силой, что оста­вила все свои греховные привязанности и, укре­пленная силой Креста, ушла в пустыню с двумя с половиной хлебами, не оборачиваясь, и оста­лась там, прожив почти пятьдесят лет.

Это свидетельство того, как Крест привлекал к себе и как он привлекает. Почему и была такая война, и идет до сих пор, против Креста. Всё что угодно остальное изображается, кто-то может быть согласен или не согласен с чем-то, а против Креста - война.

Вы знаете, наши мальчики, солдатики, когда воевали в Чечне и попали в плен, их заставляли там снимать крест, они не снимали его и получи­ли мученический венец. Есть страны, в которых запрещается изображать крест. Всё это - свиде­тельство того, что против Креста идет война. И вот те, кто против него идет, как раз и воспла- чутся, когда увидят знамение Креста на небе.

А нам же, спасаемым... Как сказано, мы про­поведуем Христа распята, иудеем убо соблазн, еллином же безумие, самем же званным иуде­ем же и еллином Христа, Божию силу и Божию премудрость (1 Кор.1, 23-24). Это - сила Креста.

Мы знаем, такие примеры есть, когда сила Креста избавляла людей от смерти. И в нашем храме одна раба Божия сама рассказывала, как она девочкой тонула. Когда они переправлялись через реку, паром перевернулся, и она стала тонуть. Плавать не умела. И вдруг вспомнила: «На мне же крест, я не могу утонуть». И тут же почувствовала, что за что-то зацепилась, - и ока­залась на берегу.

Эти свидетельства постоянно есть в жиз­ни. Я помню, когда я служил в Переделкине, ныне уже покойный отец Паз арий рассказывал. Пошел он причащать больного, а оказалось, что собака спущена с цепи - и свирепый зверь летит прямо на него. Отец Назарий его перекрестил, тот встал на дыбы - и назад.

Есть еще такое повествование. В одном прихо­де был человек, который был связан, по-видимому, с нечистой силой. Про это поговаривали, но свя­щенник не обличал его, только как-то спросил его об этом, но тот промолчал. И с тех пор тот че­ловек про священника стал распространять вся­кие слухи. И вот на Пасху, когда ходили служить молебны по домам, тот прихожанин пригласил священника в свой дом за стол. А батюшке не хо­телось туда идти, как-то он чувствовал, что здесь что-то нехорошо, не с добром, не с любовью. Ну, ладно, вроде сели. Батюшка трапезу благословил. И предлагает хозяин батюшке наливочку. А тот еще помолился и перекрестил то, что хозяин ему наливал, - и рюмка разлетелась, и бутылку разо­рвало. А вместо наливки оказался песок. Хозяин затрясся, а все в ужасе встали, ни к чему больше не прикоснулись.

Вот что такое сила Креста. У нас только вера слабая. А сила Креста - всесильна. Крест - всемогущий. Мы часто забываем об этом, да и живем, конечно, не так, как подобает, поэтому нечистая сила имеет доступ к нашим душам и телам.

Когда освящается крест для ношения на пер­сях, то есть на груди, там есть такие слова: Да всяк, иже в воспоминание спасительных Твоих страстей, и животворныя Твоея смерти, и в со­хранение и в защищение души и тела на себе носить будет, небесное благословение и помощь в нем прияти сподобится, - то есть в этом кре­сте получит помощь.

Поэтому с верой будем носить на себе крест, ограждать себя крестным знамением - и ничто-же повредит нам. Аминь.

Сентября 2000 года

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.008 с.)