Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неделя 12-я по Пятидесятнице

Поиск

ПОЧУВСТВОВАТЬ ВОЛЮ БОЖИЮ

 

Мф., 79 зач., ХIX, 16-26

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали евангельское чтение о том, как некий юноша обратился ко Спасителю со сло­вами: Учителю благий, что благо сотворю, да имам живот вечный? Господь ответил ему: Что мя глаголеши блага? Никтоже благ, токмо един Бог. Аще ли хошеши внити в живот, соблюди за­поведи. Юноша спрашивает: «Какие заповеди?» Господь начинает с самых тяжких и возводит по пути к совершенству: Не убиеши; не прелюбы сотвориши; не украдеши; не лжесвидетелъствуеши; чти отца и матерь, и возлюбиши искрен­няго твоего яко сам себе.

Юноша ему ответил: Вся сия сохраних от юно­сти моея, что есмъ еще не докончал? Тогда Господь ему сказал: Аще хощеши совершен быти, иди, продаждъ имение твое, и даждъ нищым, и имети имаши сокровище на небеси, и гряди вслед Мене. И юноша отошел печальный, пото­му что имел большое состояние. Господь сказал: Аминь глаголю вам, яко неудобь богатый внидет

в Царствие Небесное. Паки же глаголю вам, удобе есть велбуду сквозь иглиныушы проити, неже богату в Царствие Божие внити. Тогда учени­ки Его спросили: Кто убо может спасен быти? Отвечал им Господь: У человек сие не возможно есть, у Бога же вся возможна (Мф. 19, 16-26). Вот содержание сегодняшнего евангельского чтения.

Как видите, этот юноша старался жить по за­поведям. И, несмотря на это, задал такой вопрос. Почему же у человека, несмотря на то, что он жи­вет праведно, всё-таки вопрос этот возникает?

Когда мы что-то делаем в жизни, как нам ка­жется, правильно, у нас есть уверенность, что и результат будет соответствующим. Вот, на­пример, если учишь долго и старательно какой-нибудь предмет, то и результат соответствую­щий- получишь знания, будешь отличником. А здесь - всё вроде исполняет, а всё равно во­прос: «А что еще?»

Почему же возникает это чувство неуверенно­сти? Вроде бы всё так. Да не совсем. А дело всё в том, что, как бы ни старался человек соблюдать заповеди, по немощи своей он всё равно согрешает. Несть бо человека, иже поживет и не согре­шит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха - так мы говорим в молитве об усопшем христианине.

И это значит, что, как бы человек ни был пра­веден, всё равно для спасения требуется помощь Божия. Почему и заканчивается Евангелие: у че­ловек сие не возможно есть, у Бога же вся возможна. То есть, как бы ты ни старался, всё равно не сможешь сделать всё, чтобы достигнуть спа­сения. А всё это дается только Богом, с помощью Божией.

Почему и апостол Павел сказал: Уведевше же, яко не оправдится человек от дел закона, но ток­мо верою Иисус Христовою, и мы во Христа Иису­са веровахом, да оправдимся от веры Христовы, а не от дел закона; зане не оправдится от дел за­кона всяка плотъ (Гал. 2,16). Именно эту истину и нужно усвоить. И на этой истине зиждется всё наше спасение - мы спасаемся милостью Божи­ей и благодатью Божией.

На самом деле всё, что человек исполняет, он исполняет по дару. Да, ему дана свободная воля, и человек ее употребляет на добро или, к несча­стью, во зло. Но даже сама свободная воля - это всё равно дар. И человеческий разум не может постигнуть всей полноты непостижимых путей Промысла Божия. Почему Господь этому да­ет так, а этому - по-другому? Почему тебе дал, а другому не дал, или наоборот? Это - Его свя­тая воля. Человек, как бы ни был он по-своему совершенен, всё равно не может быть уверен в том, что всё, что он сделал, - это действительно так и принято Богом.

Есть такой пример из святоотеческих на­ставлений. Один священник - благоговейный пресвитер - много лет предстоял у престола Бо­жия. И, совершая Литургию, иногда чувствовал собранность, сосредоточенность, молитвенное

состояние, а иногда был более рассеян. И вот, когда он чувствовал, что находится в собранном состоянии, то, отслужив Литургию, он клал го­рошину в сосуд с узким горлышком.

Перед кончиной своей он попросил, чтобы сосуд разбили, чтобы посмотреть, сколько же он потрудился так, как подобает. И оттуда вы­катилась одна горошина. А он много раз клал. Пресвитер в ужасе: «Господи, что же это такое было, как же я совершал богослужения!» Он об­радовался, что хоть одна-то есть. «Господи, да когда же была эта одна служба?» - «А это бы­ла первая служба, когда ты ничего не думал и не рассматривал, как ты служишь, а просто служил, молился Богу. С тех пор, как ты начал смотреть на себя, преуспел ты или нет, в каком находишься состоянии, уже ни одной такой службы богоугодной не было».

Он всё исполнял, всё делал, как подобает, - и, видите, Богу-то угодна оказалась только одна. Почему и мы читаем каждый день - кто молит­ся - утреннюю молитву Макария Великого: «Бо­же, очисти мя грешнаго, якоже николиже сотво- рих благое пред Тобою».

Это Макарий Великий так молился. Тот, душа которого проходила мытарства беспрепятствен­но - по-человечески это невозможно. И когда он проходил мытарства, бесы вопили: «Макарий, избежал ты нас». - «Нет,- отвечал Макарий,- не избежал». Когда он уже вступил в райские врата, завопили бесы: «Избежал ты нас, Макарий». Он сказал: «Милостию Божией избежал. Благодатью Божией».

Вот смысл нашего спасения. Мы спасаемся благодатью Божией, милостью Божией, и надо помнить эту истину, что не своими заслугами ты достигаешь чего-то. Хотя трудиться нужно, и Господь учитывает эти заслуги. Но учитывает так, как Он учитывает, а не так, как мы учитыва­ем,- немножечко другой учет там, видимо. Со­гласно вот этому примеру про пресвитера, там, оказывается, по-другому. Сказано: «Ин суд Бо­жий, ин суд человечь».

Так вот, когда человек трудится, он должен помнить, что свои дела и так называемые заслу­ги лучше не оценивать и не помнить. Я уже вам сказал, что истину эту люди чувствовали, вот как этот юноша чувствовал - всё вроде сделал, а так ли делал? А что еще нужно? Душа его чув­ствовала, что чего-то недостает, он этот вопрос задал, хотя умом и не понимал. Почему и ска­зано «юноша» - молодой еще, это естественно. Старость, мудрость уже немножечко по-иному смотрят на эти вещи.

Эту истину еще древние говорили на Востоке, откуда пришли мудрецы поклониться Спасите­лю родившемуся. То есть земная мудрость при­шла и сложила свою мудрость у ног Младенца- Спасителя, потому что перед Божественною мудростью наша мудрость человеческая - ни­что. Так эта восточная мудрость гласит: «Если ты кому сделал доброе дело, то забудь это. А если

кто-то тебе сделал доброе дело - это запомни». Какая простая формула. Какой простой способ не думать о том, какой ты хороший. То есть за­бывай всё добро, которое ты кому-то сделал. И помни всё добро, которое тебе кто-то сделал.

Мы же всё наоборот делаем. Мы помним всё хорошее, что сделали кому, и, к несчастью, забы­ваем то хорошее, что сделали нам другие. Свя­тые отцы говорят так: «Люди сложили с себя лег­кое бремя осуждения себя и оправдания других и возложили на себя тяжелое бремя осуждения других и оправдания себя». И мы именно так и поступаем - помним свои добрые дела и за­бываем свои грехи. И, наоборот, помним грехи других, а их добрые дела забываем.

Наглядным и очень печальным примером этого является благодарность детей своим роди­телям. Это, как говорят, грустный, но классиче­ский пример. Забывается всё доброе, вся любовь. Ведь когда-то ты родился, тебя кормили, носили, нянчили, одевали, потом учили - это всё не пом­нится. Бессонные ночи были. И всё это детьми забывается. Вот ребенка кормят, одевают, он живет под родительским кровом, пользуется всем готовым, и когда малейшее его желание - грубо говоря, дурь просто - не удовлетворяется, то он заявляет: «Всё! Ухожу из дома!» Вот дурак- то! Ты вообще всё это имеешь даром, да еще хо­чешь лишить себя всего. Из-за чего? Из-за того, что какой-то товарищ или подружка обидятся. А на родителей ему вообще наплевать - на всё их добро, заботу. Ему нужно идти - там товарищи. А эти товарищи - приятели лишь до «черного дня». Потом эти же товарищи его продают, и он попадает в неприятности, в долги, в тюрьмы.

И вот такое безумие, к несчастью, в этом ми­ре распространено. Почему и преподобный Ан­тоний Великий говорил: «Придет время, когда люди будут безумствовать, и, если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: “Ты безумствуешь”,- потому что он не подобен им».

Например, сейчас распространенное бед­ствие - наркомания. По анонимному опросу в школе 95% учащихся с этой гадостью уже со­прикоснулись. И всё это почему? Из-за мнения сверстников: «Ну как же ты выглядеть будешь пред другими, отсталый?» В чем отставать? Лезть в могилу? Почему-то многие стараются избежать даже армии, чтобы не попасть под пули. А в уни­чтожении и души, и тела - здесь, как на соревно­вании. И причем всё это связано как раз с тем, что человек вообще забывает о смысле жизни.

Как-то раз один раб Божий, Царствие ему Небесное, сделал замечание пьянице, кото­рый ругался, сквернословил, а тот потом схва­тил его и потащил бить. А он и говорит: «Ну хо­рошо- сильному слабого бить не сложно. Ну, вот сегодня ты пьешь, бьешь, завтра ты пьешь, бьешь. Скажи, а для чего ты живешь?» Тот пья­ница остановился и отвечает: «А я не знаю, для чего я живу».

И действительно, большинство молодых лю­дей, к несчастью, не задумываются, для чего они живут. Если бы они опирались хотя бы на об­щечеловеческую мудрость, которая опять же ис­ходит из Божественной мудрости, то знали бы такое изречение: «Живи днем так, чтобы ночью сон твой был спокоен. Живи в молодости так, чтобы в старости совесть твоя была спокойна».

Вот проходят годы, и люди спохватываются. Я уже не говорю о том, что многие дети, к несча­стью, попирают любовь родительскую, заботу в угоду временным вот этим интересам своих товарищей, друзей, подружек, забывая всё, что было им дано. И так же бывает часто и в супруже­ской жизни: сначала живут в семье, а потом начи­нают искать каких-то развлечений. И кончается это печально - проходят годы, и никому там че­ловек уже не нужен. И он начинает вспоминать, что у него же есть дети, и кто-то о нем должен за­ботиться. Начинает вспоминаться то доброе, что было. А вначале его и не замечают.

Это общая болезнь человечества, которое, к несчастью, потеряло самое главное, о чем гово­рят святые отцы нашего времени, - чувство люб­ви и благодарности. Самое главное, что должно быть в человеке, - это чувство любви и благодар­ности.

Первое, что святые отцы называли в пе­речне грехов, - это неблагодарность Богу за Его великие и бесчисленные благодеяния и всеблагое Промышление. Ведь Господь нас спасает. Да, Господь, по своему смирению, сокрывает Свою заботу о человеке. Как у нас говорят: «Так получилось. Так удачно всё это сложилось». Если видимая родительская забо­та часто ни во что не ставится детьми, то что говорить о том, что человек часто и не замеча­ет Промысла Божия о нем.

Почему забвение Бога пагубно для человека? Потому что он начинает пользоваться дарами, которые ему даны, в свое удовольствие, а иногда и во зло. То есть, например, силой своей злоупо­требляет, кого-то бьет, совершает какое-то наси­лие. Почему и разгул этого насилия во всем ми­ре. Но всё-таки благодатью Божией сохраняется жизнь на земле, и по слову Священного Писания: Господъ гордым противится, смиренным же да­ет благодать (Иак. 4, 6). Поэтому благодать Бо­жию получат только смиренные, и она сохранит их жизнь.

А гордые, несмиренные лишатся благодати Божией, не получат помощи Божией и погиб­нут. Поэтому Господь и сказал: Блажени кротции, яко тии наследят землю (Мф. 5, 5). Землю наследуют кроткие, а не те, которые вооружены до зубов, которые имеют охрану, которые, как говорят, всё могут. Да ничего они не могут, если Господь не попустит.

Недавно мне пришлось услышать удивитель­ную историю, буквально в недавние времена происшедшую. Архиерей Черногорский призы­вал людей к миру, к любви, а они хотели воевать.

Но если Господь не поможет, то ничего ты не сде­лаешь. Поэтому он прежде всего призывал к ду­ховному обновлению и укреплению, а уж там, в земном смысле,- как Бог даст. Так вот неко­торые, не понимая этой духовной премудрости, ополчились против него, сочли чуть ли не из­менником, и один даже решил его убить. И когда этот архиерей служил где-то в горах, откуда-то спрыгнул черногорец и стал стрелять ему в спи­ну. И сколько ни нажимал на курок- осечка за осечкой. Тогда архиерей повернулся и сказал ему: «Стреляй в небо». Тот поднял оружие и вы­стрелил. «А теперь - опять в меня». Черногорец направляет ствол на священнослужителя, нажи­мает на курок - и опять осечка. И архиерей го­ворит: «Так вот запомни, если там не решено, здесь ты ничего не сделаешь». Какая сила веры!

Так на самом деле это в жизни и есть. Это еще одно свидетельство силы Божией. Именно Го­сподь, сила Божия всё совершает, а не человек. Если Господь попустит - да, попустит. Всё время мы слышим эту истину в изречениях Господа, и апостолов, и всех святых отцев.

Апостол Иаков прямо говорит то же об этих же рассуждениях человеческих гордых: Слышите ныне, глаголющий: днесь или утре пойдем во он град и сотворим ту лето едино, и куплю деем и приобретение. Иже не весте, что утре случит­ся. Вместо еже бы глаголати вам: аще Господъ восхощет, и живи будем, и сотворим сие или оно (Иак. 4, 13-15).

Вот смысл нашего жительства. Поэтому вся­кий нормальный человек, имеющий искру Бо­жию, веру, свой взор обращает прежде всего к Богу. Есть ли воля Божия? Почему, не говоря уже о серьезных вещах, даже в вещах обыденных надо всё время просить помощи Божией, ста­раться почувствовать, есть ли воля Божия. Если она есть - Господь поможет, и свершится всё, что и казалось бы невозможным.

Вот именно это устроение мы как раз видим и в сегодняшнем Евангелии. Что есмъ еще не докончая? (Мф. 19, 20) - спрашивает юноша. Ка­жется, все заповеди соблюдены, а что же еще тогда спрашивать? А вот как раз это самое - ка­кова воля Божия о тебе? Часто бывает, что Го­сподь медлит, когда человек поступает не так. Это, как говорят святые отцы, есть долготерпе­ние Божие.

Но Господь свое слово скажет. Как одному ра­бу Божию, когда тот испугался, что ему что-то может здесь повредить, наяву явившийся из то­го мира человек (это был Филарет, митрополит Московский) сказал: «У нас решено - здесь ниче­го не будет. Иди, и я буду с тобой. А кто против, тот будет иметь дело прямо со мной».

То есть всё это есть и действует, а мы совер­шенно забываем об этом. Кто-то говорит: «Я те­бе то-то сделаю». Это если Бог попустит - да, а ес­ли не попустит - ничего-то ты не сделаешь. Если Господь поможет - то сделаешь, а если не по­может - ничего-то ты не сделаешь. Об этом еще

Ветхий Завет говорит: Аще не Господъ созиждет дом, всуе трудишася зиждущии; аще не Господъ сохранит град, всуе бде стрегий (Пс. 126,1).

У нас часто употребляют выражение: «Бере­женого Бог бережет». То есть ты будь поосторож­ней. Это что? То есть Бог как в приложение к тво­им заботам о своей безопасности? Нет, конечно, человек не должен быть беспечным совершен­но: Не искушай Господа Бога твоего (Лк. 4, 12). Но, делая всё, человек должен помнить, что со­вершает все дела и сохраняется он только по­мощью Божией, милостью Божией, а не своими заботами, не своим умом. Поэтому смысл этого выражения таков, что береженого, то есть того, который сохраняется, Бог сберегает. Он потому береженый, что его Бог бережет, а не из-за того, что он сам себя бережет, а заодно еще и Бог. Это совершенно не так - слишком будет принижена сила Божия. Апостол Павел говорит: Не аз же потрудихся, но благодатъ Божия, яже со мною (1 Кор. 15, 10). Но благодать Божия, конечно, всё-таки главная.

Поэтому веру нужно укреплять. И помнить, что всё - и прежде всего наше спасение - совер­шается путями Промысла Божия. И такое устрое­ние души должно постоянно быть у человека- береженого Бог бережет. Это значит, всё можешь делать - замки, решетки на окнах. Всё это хоро­шо по-человечески. Как говорят, защита от ду­раков. Но не от воров, потому что, если нужно, то выломают всё равно что угодно. Так что всё это вроде бы есть, а сохраняет-то Господь. Так же и во всем остальном. Трудиться, конечно, необхо­димо, но плоды трудов - от Бога. То есть надо всё делать - трудиться, исполнять заповеди, - но спа­сение от Бога. Это прежде всего надо помнить.

Поэтому душу свою надо перестраивать на евангельский строй - на строй Священного Пи­сания. Народ ведь так и говорил: «Без Бога не до по­рога». Поэтому такое устроение нужно стараться стяжать и постоянно о нем себе напоминать. А де­лается это устроение через непрестанную молитву. То есть нужно обращать свой взор к непрестанной молитве: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». И вот когда этот навык приобретешь, вот тогда, милостью Божией, всё время, в любых обстоятельствах жизни прежде всего будешь вспоминать: «А Бог как? А как Го­сподь? Помоги, Господи».

Наше уныние, всевозможные переживания связаны прежде всего с тем, что мы забываем про Бога. Однажды мы с одним священнослужи­телем беседовали о разных случаях, обстоятель­ствах жизни, что они могут складываться так-то и так-то. И всё вроде что-то не то. И я спросил тогда, Царствие Небесное, отца Сергия, а он всё выслушал так спокойно и говорит: «Нуда, разго­ворились, только про Бога забыли». То есть пре­жде всего нужно помнить о Боге.

И вот это чувство было в душе юноши неосо­знанно. Он вроде всё делал, а потом: Учителю благий, что благо сотворю, да имам живот вечный? А Господь ему сказал: Никтоже благ, токмо един Бог (то есть ты назвал Меня благим правильно, потому что Я есть Бог). Юноша пра­вильно Его назвал и правильно к Нему обратил­ся, потому что вроде бы всё так, а не совсем всё. Оказывается, богатство, которое у него есть, яв­ляется камнем преткновения для спасения - ему трудно.

И вот когда душа чувствует, что что-то не то, нужно молиться и просить помощи Божией. Лич­ный опыт только может подтвердить эту истину. Однажды в жизни, еще в молодости, у меня был один сложный момент, и я не знал, как посту­пить,- волнения, переживания были, связанные с отношениями служебного характера. И я обра­тился к молитве, стал более усиленно молиться - и душа успокоилась сразу, положился на волю Бо­жию. И действительно, сложилось всё наилучшим образом. Я думаю, что и по молитве родителей, конечно, по предстательству тех, кто еще за ме­ня, грешного, молился. Теперь, когда прошло со­рок лет, обращаешься назад и видишь, как важно в любых обстоятельствах сразу же обращаться за помощью Божией, прибегать к молитве.

Поэтому постараемся и мы, с помощью Божи­ей, этот навык приобретать - ведь в жизни очень часто мы находимся на распутье: так поступить или так? Что делать? Молиться, просить помощи Божией, и Господь вразумит.

Один из святителей наших, новомученик епископ Серафим (Звездинский) (а он сам был

в тюрьме, и ему не к кому было обратиться) сво­им духовным чадам дал такую заповедь: «В лю­бых обстоятельствах жизни, если вы в затруд­нении и не знаете, как поступить, начинайте молиться, просите воли Божией, и Господь явит ее вам». А архимандрит Иннокентий (Просвирнин) говорил: «Когда Небо молчит, не надо ни­чего предпринимать».

Но для того, чтобы услышать голос Неба, нуж­но душу свою перестроить в этом духе. Очень гру­бое, конечно, сравнение - куда ж денешься, век технократии, - нужно настроиться на эту волну, тогда услышишь. Там, в голове, много крутит­ся всего, а вот на эту волну встал и, как радио, слышишь: «Радонеж» - значит что-то духовное вещают. Очень примитивный пример, но смысл таков: когда ты настроишься на молитву, тогда можешь услышать и голос Божий. Но это при­обретается только опытным путем. Нужно ста­раться почувствовать волю Божию.

Видите, юноша этот всё вроде выполнял, но что-то в душе его всё-таки волновало. И он обратился и получил ответ - продай всё, и вот тогда успокоишься. И бывает, что всё вроде бы так, а на душе всё-таки не совсем спокойно. Зна­чит, молись, и Господь укажет.

Когда Авраам шел с Исааком, тот его спросил: «Где есть овча еже во всесожжение?» Авраам от­ветил: «Иегова ирэ» - Бог укажет (Быт. 22, 7). Вот это указание Божие в жизни нужно старать­ся постигнуть через молитву.

Очень многие сейчас приходят с вопросами (я вчера до полдвенадцатого ночи здесь был) - у всех одно и то же. И вопрос у всех один: как поступить, как быть? Чтоб ни себя не мучить, ни нас, вы молитесь, и Господь укажет, как нуж­но поступить. Иногда спрашивают, а сами хотят по-своему. Нет, нужно не то, что ты хочешь, а ка­кова воля Божия. Вот для этого нужно душу при­готовить. Скажут «нет» - значит, нет. А то ино­гда приходят: «Батюшка, благословите ехать, я уже билеты взял». А есть ли воля Божия? Мо­жет, и не стоит вообще ехать-то?

У меня в свое время было такое. Всё готово к поездке - виза, документы. А потом помолил­ся, спросил у старца, а он отвечает: «Нечего ез­дить». Ну и всё. И слава Тебе, Господи. Так что вот такое должно быть устроение: нужно быть готовым принять любое решение. Вот тогда по­лучишь точный ответ. И Господь скажет так, как нужно поступить.

Одним словом, нужно стараться жить по воле Божией. И чаще обращаться в молитве за помо­щью. А то некоторые начинают своим умом. Так тоже может быть, но тут нужно быть очень осто­рожным. Вроде всё правильно, но всё равно, когда чувствуешь, что что-то не то, спроси благословение у того, кому Господь может открыть Свою волю.

Святые отцы эту истину знали и получали ответ от Бога, но иногда и они вопрошали дру­гих. Уж, кажется, Антоний Великий - к нему все шли за ответами, и через него Господь давал всем

ответы. Но когда его самого пригласили в Алек­сандрию, он спросил у своего ученика: «Как ты думаешь, идти мне или не идти?» А тот отвечает: «Ну, пойдешь - будешь Антоний, а не пойдешь - будешь авва Антоний». И он не пошел. То есть видите - и великие спрашивали иногда.

В свое время один из строителей Оптиной Пустыни думал: строить ему колокольню или не строить. Вышел и видит: идет маленькая де­вочка.

— Деточка, сколько тебе лет?

— Мульён (видно, ребенок слышал такую цифру).

— Как тебя звать?

— Маса, - отвечает (у нее передних зубов еще не было).

— А строить мне?

— Штрой, колокольню штрой.

И вот он приходит, и тут же к нему купец: «Я тут кирпич хотел пожертвовать». Ну и начали строить. То есть нужно не с гордыней, опять же, что вот «я уразумею», а со смирением просить. А иногда даже испросить вот так и совета - в чем заключается воля Божия?

Поэтому давайте, с помощью Божией, по­немножечку начинать духовную жизнь. Давай­те задумываться над тем, как мы живем, что мы творим и что нам творить не нужно. Будем мо­литься, просить вразумления свыше и указания Божия. Аминь.

Сентября 2000 года

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.208.236 (0.019 с.)