Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неделя 12-я по ПятидесятницеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ПОЧУВСТВОВАТЬ ВОЛЮ БОЖИЮ
Мф., 79 зач., ХIX, 16-26
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодня мы слышали евангельское чтение о том, как некий юноша обратился ко Спасителю со словами: Учителю благий, что благо сотворю, да имам живот вечный? Господь ответил ему: Что мя глаголеши блага? Никтоже благ, токмо един Бог. Аще ли хошеши внити в живот, соблюди заповеди. Юноша спрашивает: «Какие заповеди?» Господь начинает с самых тяжких и возводит по пути к совершенству: Не убиеши; не прелюбы сотвориши; не украдеши; не лжесвидетелъствуеши; чти отца и матерь, и возлюбиши искренняго твоего яко сам себе. Юноша ему ответил: Вся сия сохраних от юности моея, что есмъ еще не докончал? Тогда Господь ему сказал: Аще хощеши совершен быти, иди, продаждъ имение твое, и даждъ нищым, и имети имаши сокровище на небеси, и гряди вслед Мене. И юноша отошел печальный, потому что имел большое состояние. Господь сказал: Аминь глаголю вам, яко неудобь богатый внидет в Царствие Небесное. Паки же глаголю вам, удобе есть велбуду сквозь иглиныушы проити, неже богату в Царствие Божие внити. Тогда ученики Его спросили: Кто убо может спасен быти? Отвечал им Господь: У человек сие не возможно есть, у Бога же вся возможна (Мф. 19, 16-26). Вот содержание сегодняшнего евангельского чтения. Как видите, этот юноша старался жить по заповедям. И, несмотря на это, задал такой вопрос. Почему же у человека, несмотря на то, что он живет праведно, всё-таки вопрос этот возникает? Когда мы что-то делаем в жизни, как нам кажется, правильно, у нас есть уверенность, что и результат будет соответствующим. Вот, например, если учишь долго и старательно какой-нибудь предмет, то и результат соответствующий- получишь знания, будешь отличником. А здесь - всё вроде исполняет, а всё равно вопрос: «А что еще?» Почему же возникает это чувство неуверенности? Вроде бы всё так. Да не совсем. А дело всё в том, что, как бы ни старался человек соблюдать заповеди, по немощи своей он всё равно согрешает. Несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха - так мы говорим в молитве об усопшем христианине. И это значит, что, как бы человек ни был праведен, всё равно для спасения требуется помощь Божия. Почему и заканчивается Евангелие: у человек сие не возможно есть, у Бога же вся возможна. То есть, как бы ты ни старался, всё равно не сможешь сделать всё, чтобы достигнуть спасения. А всё это дается только Богом, с помощью Божией. Почему и апостол Павел сказал: Уведевше же, яко не оправдится человек от дел закона, но токмо верою Иисус Христовою, и мы во Христа Иисуса веровахом, да оправдимся от веры Христовы, а не от дел закона; зане не оправдится от дел закона всяка плотъ (Гал. 2,16). Именно эту истину и нужно усвоить. И на этой истине зиждется всё наше спасение - мы спасаемся милостью Божией и благодатью Божией. На самом деле всё, что человек исполняет, он исполняет по дару. Да, ему дана свободная воля, и человек ее употребляет на добро или, к несчастью, во зло. Но даже сама свободная воля - это всё равно дар. И человеческий разум не может постигнуть всей полноты непостижимых путей Промысла Божия. Почему Господь этому дает так, а этому - по-другому? Почему тебе дал, а другому не дал, или наоборот? Это - Его святая воля. Человек, как бы ни был он по-своему совершенен, всё равно не может быть уверен в том, что всё, что он сделал, - это действительно так и принято Богом. Есть такой пример из святоотеческих наставлений. Один священник - благоговейный пресвитер - много лет предстоял у престола Божия. И, совершая Литургию, иногда чувствовал собранность, сосредоточенность, молитвенное состояние, а иногда был более рассеян. И вот, когда он чувствовал, что находится в собранном состоянии, то, отслужив Литургию, он клал горошину в сосуд с узким горлышком. Перед кончиной своей он попросил, чтобы сосуд разбили, чтобы посмотреть, сколько же он потрудился так, как подобает. И оттуда выкатилась одна горошина. А он много раз клал. Пресвитер в ужасе: «Господи, что же это такое было, как же я совершал богослужения!» Он обрадовался, что хоть одна-то есть. «Господи, да когда же была эта одна служба?» - «А это была первая служба, когда ты ничего не думал и не рассматривал, как ты служишь, а просто служил, молился Богу. С тех пор, как ты начал смотреть на себя, преуспел ты или нет, в каком находишься состоянии, уже ни одной такой службы богоугодной не было». Он всё исполнял, всё делал, как подобает, - и, видите, Богу-то угодна оказалась только одна. Почему и мы читаем каждый день - кто молится - утреннюю молитву Макария Великого: «Боже, очисти мя грешнаго, якоже николиже сотво- рих благое пред Тобою». Это Макарий Великий так молился. Тот, душа которого проходила мытарства беспрепятственно - по-человечески это невозможно. И когда он проходил мытарства, бесы вопили: «Макарий, избежал ты нас». - «Нет,- отвечал Макарий,- не избежал». Когда он уже вступил в райские врата, завопили бесы: «Избежал ты нас, Макарий». Он сказал: «Милостию Божией избежал. Благодатью Божией». Вот смысл нашего спасения. Мы спасаемся благодатью Божией, милостью Божией, и надо помнить эту истину, что не своими заслугами ты достигаешь чего-то. Хотя трудиться нужно, и Господь учитывает эти заслуги. Но учитывает так, как Он учитывает, а не так, как мы учитываем,- немножечко другой учет там, видимо. Согласно вот этому примеру про пресвитера, там, оказывается, по-другому. Сказано: «Ин суд Божий, ин суд человечь». Так вот, когда человек трудится, он должен помнить, что свои дела и так называемые заслуги лучше не оценивать и не помнить. Я уже вам сказал, что истину эту люди чувствовали, вот как этот юноша чувствовал - всё вроде сделал, а так ли делал? А что еще нужно? Душа его чувствовала, что чего-то недостает, он этот вопрос задал, хотя умом и не понимал. Почему и сказано «юноша» - молодой еще, это естественно. Старость, мудрость уже немножечко по-иному смотрят на эти вещи. Эту истину еще древние говорили на Востоке, откуда пришли мудрецы поклониться Спасителю родившемуся. То есть земная мудрость пришла и сложила свою мудрость у ног Младенца- Спасителя, потому что перед Божественною мудростью наша мудрость человеческая - ничто. Так эта восточная мудрость гласит: «Если ты кому сделал доброе дело, то забудь это. А если кто-то тебе сделал доброе дело - это запомни». Какая простая формула. Какой простой способ не думать о том, какой ты хороший. То есть забывай всё добро, которое ты кому-то сделал. И помни всё добро, которое тебе кто-то сделал. Мы же всё наоборот делаем. Мы помним всё хорошее, что сделали кому, и, к несчастью, забываем то хорошее, что сделали нам другие. Святые отцы говорят так: «Люди сложили с себя легкое бремя осуждения себя и оправдания других и возложили на себя тяжелое бремя осуждения других и оправдания себя». И мы именно так и поступаем - помним свои добрые дела и забываем свои грехи. И, наоборот, помним грехи других, а их добрые дела забываем. Наглядным и очень печальным примером этого является благодарность детей своим родителям. Это, как говорят, грустный, но классический пример. Забывается всё доброе, вся любовь. Ведь когда-то ты родился, тебя кормили, носили, нянчили, одевали, потом учили - это всё не помнится. Бессонные ночи были. И всё это детьми забывается. Вот ребенка кормят, одевают, он живет под родительским кровом, пользуется всем готовым, и когда малейшее его желание - грубо говоря, дурь просто - не удовлетворяется, то он заявляет: «Всё! Ухожу из дома!» Вот дурак- то! Ты вообще всё это имеешь даром, да еще хочешь лишить себя всего. Из-за чего? Из-за того, что какой-то товарищ или подружка обидятся. А на родителей ему вообще наплевать - на всё их добро, заботу. Ему нужно идти - там товарищи. А эти товарищи - приятели лишь до «черного дня». Потом эти же товарищи его продают, и он попадает в неприятности, в долги, в тюрьмы. И вот такое безумие, к несчастью, в этом мире распространено. Почему и преподобный Антоний Великий говорил: «Придет время, когда люди будут безумствовать, и, если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: “Ты безумствуешь”,- потому что он не подобен им». Например, сейчас распространенное бедствие - наркомания. По анонимному опросу в школе 95% учащихся с этой гадостью уже соприкоснулись. И всё это почему? Из-за мнения сверстников: «Ну как же ты выглядеть будешь пред другими, отсталый?» В чем отставать? Лезть в могилу? Почему-то многие стараются избежать даже армии, чтобы не попасть под пули. А в уничтожении и души, и тела - здесь, как на соревновании. И причем всё это связано как раз с тем, что человек вообще забывает о смысле жизни. Как-то раз один раб Божий, Царствие ему Небесное, сделал замечание пьянице, который ругался, сквернословил, а тот потом схватил его и потащил бить. А он и говорит: «Ну хорошо- сильному слабого бить не сложно. Ну, вот сегодня ты пьешь, бьешь, завтра ты пьешь, бьешь. Скажи, а для чего ты живешь?» Тот пьяница остановился и отвечает: «А я не знаю, для чего я живу». И действительно, большинство молодых людей, к несчастью, не задумываются, для чего они живут. Если бы они опирались хотя бы на общечеловеческую мудрость, которая опять же исходит из Божественной мудрости, то знали бы такое изречение: «Живи днем так, чтобы ночью сон твой был спокоен. Живи в молодости так, чтобы в старости совесть твоя была спокойна». Вот проходят годы, и люди спохватываются. Я уже не говорю о том, что многие дети, к несчастью, попирают любовь родительскую, заботу в угоду временным вот этим интересам своих товарищей, друзей, подружек, забывая всё, что было им дано. И так же бывает часто и в супружеской жизни: сначала живут в семье, а потом начинают искать каких-то развлечений. И кончается это печально - проходят годы, и никому там человек уже не нужен. И он начинает вспоминать, что у него же есть дети, и кто-то о нем должен заботиться. Начинает вспоминаться то доброе, что было. А вначале его и не замечают. Это общая болезнь человечества, которое, к несчастью, потеряло самое главное, о чем говорят святые отцы нашего времени, - чувство любви и благодарности. Самое главное, что должно быть в человеке, - это чувство любви и благодарности. Первое, что святые отцы называли в перечне грехов, - это неблагодарность Богу за Его великие и бесчисленные благодеяния и всеблагое Промышление. Ведь Господь нас спасает. Да, Господь, по своему смирению, сокрывает Свою заботу о человеке. Как у нас говорят: «Так получилось. Так удачно всё это сложилось». Если видимая родительская забота часто ни во что не ставится детьми, то что говорить о том, что человек часто и не замечает Промысла Божия о нем. Почему забвение Бога пагубно для человека? Потому что он начинает пользоваться дарами, которые ему даны, в свое удовольствие, а иногда и во зло. То есть, например, силой своей злоупотребляет, кого-то бьет, совершает какое-то насилие. Почему и разгул этого насилия во всем мире. Но всё-таки благодатью Божией сохраняется жизнь на земле, и по слову Священного Писания: Господъ гордым противится, смиренным же дает благодать (Иак. 4, 6). Поэтому благодать Божию получат только смиренные, и она сохранит их жизнь. А гордые, несмиренные лишатся благодати Божией, не получат помощи Божией и погибнут. Поэтому Господь и сказал: Блажени кротции, яко тии наследят землю (Мф. 5, 5). Землю наследуют кроткие, а не те, которые вооружены до зубов, которые имеют охрану, которые, как говорят, всё могут. Да ничего они не могут, если Господь не попустит. Недавно мне пришлось услышать удивительную историю, буквально в недавние времена происшедшую. Архиерей Черногорский призывал людей к миру, к любви, а они хотели воевать. Но если Господь не поможет, то ничего ты не сделаешь. Поэтому он прежде всего призывал к духовному обновлению и укреплению, а уж там, в земном смысле,- как Бог даст. Так вот некоторые, не понимая этой духовной премудрости, ополчились против него, сочли чуть ли не изменником, и один даже решил его убить. И когда этот архиерей служил где-то в горах, откуда-то спрыгнул черногорец и стал стрелять ему в спину. И сколько ни нажимал на курок- осечка за осечкой. Тогда архиерей повернулся и сказал ему: «Стреляй в небо». Тот поднял оружие и выстрелил. «А теперь - опять в меня». Черногорец направляет ствол на священнослужителя, нажимает на курок - и опять осечка. И архиерей говорит: «Так вот запомни, если там не решено, здесь ты ничего не сделаешь». Какая сила веры! Так на самом деле это в жизни и есть. Это еще одно свидетельство силы Божией. Именно Господь, сила Божия всё совершает, а не человек. Если Господь попустит - да, попустит. Всё время мы слышим эту истину в изречениях Господа, и апостолов, и всех святых отцев. Апостол Иаков прямо говорит то же об этих же рассуждениях человеческих гордых: Слышите ныне, глаголющий: днесь или утре пойдем во он град и сотворим ту лето едино, и куплю деем и приобретение. Иже не весте, что утре случится. Вместо еже бы глаголати вам: аще Господъ восхощет, и живи будем, и сотворим сие или оно (Иак. 4, 13-15). Вот смысл нашего жительства. Поэтому всякий нормальный человек, имеющий искру Божию, веру, свой взор обращает прежде всего к Богу. Есть ли воля Божия? Почему, не говоря уже о серьезных вещах, даже в вещах обыденных надо всё время просить помощи Божией, стараться почувствовать, есть ли воля Божия. Если она есть - Господь поможет, и свершится всё, что и казалось бы невозможным. Вот именно это устроение мы как раз видим и в сегодняшнем Евангелии. Что есмъ еще не докончая? (Мф. 19, 20) - спрашивает юноша. Кажется, все заповеди соблюдены, а что же еще тогда спрашивать? А вот как раз это самое - какова воля Божия о тебе? Часто бывает, что Господь медлит, когда человек поступает не так. Это, как говорят святые отцы, есть долготерпение Божие. Но Господь свое слово скажет. Как одному рабу Божию, когда тот испугался, что ему что-то может здесь повредить, наяву явившийся из того мира человек (это был Филарет, митрополит Московский) сказал: «У нас решено - здесь ничего не будет. Иди, и я буду с тобой. А кто против, тот будет иметь дело прямо со мной». То есть всё это есть и действует, а мы совершенно забываем об этом. Кто-то говорит: «Я тебе то-то сделаю». Это если Бог попустит - да, а если не попустит - ничего-то ты не сделаешь. Если Господь поможет - то сделаешь, а если не поможет - ничего-то ты не сделаешь. Об этом еще Ветхий Завет говорит: Аще не Господъ созиждет дом, всуе трудишася зиждущии; аще не Господъ сохранит град, всуе бде стрегий (Пс. 126,1). У нас часто употребляют выражение: «Береженого Бог бережет». То есть ты будь поосторожней. Это что? То есть Бог как в приложение к твоим заботам о своей безопасности? Нет, конечно, человек не должен быть беспечным совершенно: Не искушай Господа Бога твоего (Лк. 4, 12). Но, делая всё, человек должен помнить, что совершает все дела и сохраняется он только помощью Божией, милостью Божией, а не своими заботами, не своим умом. Поэтому смысл этого выражения таков, что береженого, то есть того, который сохраняется, Бог сберегает. Он потому береженый, что его Бог бережет, а не из-за того, что он сам себя бережет, а заодно еще и Бог. Это совершенно не так - слишком будет принижена сила Божия. Апостол Павел говорит: Не аз же потрудихся, но благодатъ Божия, яже со мною (1 Кор. 15, 10). Но благодать Божия, конечно, всё-таки главная. Поэтому веру нужно укреплять. И помнить, что всё - и прежде всего наше спасение - совершается путями Промысла Божия. И такое устроение души должно постоянно быть у человека- береженого Бог бережет. Это значит, всё можешь делать - замки, решетки на окнах. Всё это хорошо по-человечески. Как говорят, защита от дураков. Но не от воров, потому что, если нужно, то выломают всё равно что угодно. Так что всё это вроде бы есть, а сохраняет-то Господь. Так же и во всем остальном. Трудиться, конечно, необходимо, но плоды трудов - от Бога. То есть надо всё делать - трудиться, исполнять заповеди, - но спасение от Бога. Это прежде всего надо помнить. Поэтому душу свою надо перестраивать на евангельский строй - на строй Священного Писания. Народ ведь так и говорил: «Без Бога не до порога». Поэтому такое устроение нужно стараться стяжать и постоянно о нем себе напоминать. А делается это устроение через непрестанную молитву. То есть нужно обращать свой взор к непрестанной молитве: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». И вот когда этот навык приобретешь, вот тогда, милостью Божией, всё время, в любых обстоятельствах жизни прежде всего будешь вспоминать: «А Бог как? А как Господь? Помоги, Господи». Наше уныние, всевозможные переживания связаны прежде всего с тем, что мы забываем про Бога. Однажды мы с одним священнослужителем беседовали о разных случаях, обстоятельствах жизни, что они могут складываться так-то и так-то. И всё вроде что-то не то. И я спросил тогда, Царствие Небесное, отца Сергия, а он всё выслушал так спокойно и говорит: «Нуда, разговорились, только про Бога забыли». То есть прежде всего нужно помнить о Боге. И вот это чувство было в душе юноши неосознанно. Он вроде всё делал, а потом: Учителю благий, что благо сотворю, да имам живот вечный? А Господь ему сказал: Никтоже благ, токмо един Бог (то есть ты назвал Меня благим правильно, потому что Я есть Бог). Юноша правильно Его назвал и правильно к Нему обратился, потому что вроде бы всё так, а не совсем всё. Оказывается, богатство, которое у него есть, является камнем преткновения для спасения - ему трудно. И вот когда душа чувствует, что что-то не то, нужно молиться и просить помощи Божией. Личный опыт только может подтвердить эту истину. Однажды в жизни, еще в молодости, у меня был один сложный момент, и я не знал, как поступить,- волнения, переживания были, связанные с отношениями служебного характера. И я обратился к молитве, стал более усиленно молиться - и душа успокоилась сразу, положился на волю Божию. И действительно, сложилось всё наилучшим образом. Я думаю, что и по молитве родителей, конечно, по предстательству тех, кто еще за меня, грешного, молился. Теперь, когда прошло сорок лет, обращаешься назад и видишь, как важно в любых обстоятельствах сразу же обращаться за помощью Божией, прибегать к молитве. Поэтому постараемся и мы, с помощью Божией, этот навык приобретать - ведь в жизни очень часто мы находимся на распутье: так поступить или так? Что делать? Молиться, просить помощи Божией, и Господь вразумит. Один из святителей наших, новомученик епископ Серафим (Звездинский) (а он сам был в тюрьме, и ему не к кому было обратиться) своим духовным чадам дал такую заповедь: «В любых обстоятельствах жизни, если вы в затруднении и не знаете, как поступить, начинайте молиться, просите воли Божией, и Господь явит ее вам». А архимандрит Иннокентий (Просвирнин) говорил: «Когда Небо молчит, не надо ничего предпринимать». Но для того, чтобы услышать голос Неба, нужно душу свою перестроить в этом духе. Очень грубое, конечно, сравнение - куда ж денешься, век технократии, - нужно настроиться на эту волну, тогда услышишь. Там, в голове, много крутится всего, а вот на эту волну встал и, как радио, слышишь: «Радонеж» - значит что-то духовное вещают. Очень примитивный пример, но смысл таков: когда ты настроишься на молитву, тогда можешь услышать и голос Божий. Но это приобретается только опытным путем. Нужно стараться почувствовать волю Божию. Видите, юноша этот всё вроде выполнял, но что-то в душе его всё-таки волновало. И он обратился и получил ответ - продай всё, и вот тогда успокоишься. И бывает, что всё вроде бы так, а на душе всё-таки не совсем спокойно. Значит, молись, и Господь укажет. Когда Авраам шел с Исааком, тот его спросил: «Где есть овча еже во всесожжение?» Авраам ответил: «Иегова ирэ» - Бог укажет (Быт. 22, 7). Вот это указание Божие в жизни нужно стараться постигнуть через молитву. Очень многие сейчас приходят с вопросами (я вчера до полдвенадцатого ночи здесь был) - у всех одно и то же. И вопрос у всех один: как поступить, как быть? Чтоб ни себя не мучить, ни нас, вы молитесь, и Господь укажет, как нужно поступить. Иногда спрашивают, а сами хотят по-своему. Нет, нужно не то, что ты хочешь, а какова воля Божия. Вот для этого нужно душу приготовить. Скажут «нет» - значит, нет. А то иногда приходят: «Батюшка, благословите ехать, я уже билеты взял». А есть ли воля Божия? Может, и не стоит вообще ехать-то? У меня в свое время было такое. Всё готово к поездке - виза, документы. А потом помолился, спросил у старца, а он отвечает: «Нечего ездить». Ну и всё. И слава Тебе, Господи. Так что вот такое должно быть устроение: нужно быть готовым принять любое решение. Вот тогда получишь точный ответ. И Господь скажет так, как нужно поступить. Одним словом, нужно стараться жить по воле Божией. И чаще обращаться в молитве за помощью. А то некоторые начинают своим умом. Так тоже может быть, но тут нужно быть очень осторожным. Вроде всё правильно, но всё равно, когда чувствуешь, что что-то не то, спроси благословение у того, кому Господь может открыть Свою волю. Святые отцы эту истину знали и получали ответ от Бога, но иногда и они вопрошали других. Уж, кажется, Антоний Великий - к нему все шли за ответами, и через него Господь давал всем ответы. Но когда его самого пригласили в Александрию, он спросил у своего ученика: «Как ты думаешь, идти мне или не идти?» А тот отвечает: «Ну, пойдешь - будешь Антоний, а не пойдешь - будешь авва Антоний». И он не пошел. То есть видите - и великие спрашивали иногда. В свое время один из строителей Оптиной Пустыни думал: строить ему колокольню или не строить. Вышел и видит: идет маленькая девочка. — Деточка, сколько тебе лет? — Мульён (видно, ребенок слышал такую цифру). — Как тебя звать? — Маса, - отвечает (у нее передних зубов еще не было). — А строить мне? — Штрой, колокольню штрой. И вот он приходит, и тут же к нему купец: «Я тут кирпич хотел пожертвовать». Ну и начали строить. То есть нужно не с гордыней, опять же, что вот «я уразумею», а со смирением просить. А иногда даже испросить вот так и совета - в чем заключается воля Божия? Поэтому давайте, с помощью Божией, понемножечку начинать духовную жизнь. Давайте задумываться над тем, как мы живем, что мы творим и что нам творить не нужно. Будем молиться, просить вразумления свыше и указания Божия. Аминь. Сентября 2000 года
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.208.236 (0.019 с.) |