Слово отражает сущность вещей и явлений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Слово отражает сущность вещей и явлений



 

Деян., 5 зач., II, 22-36.

Ин., 4 зач., I, 35-51

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В Библии, где говорится о создании всего міра, невидимого и видимого, есть такие сло­ва: В начале сотвори Бог небо и землю. Земля же бе невидима и неустроена, и тма верху бездны, и дух Божий ношашеся верху воды (Быт. 1,1-2).

Всякий перевод имеет некоторое отличие от оригинала, поскольку понятие слова включа­ет в себя многие стороны. Существует некоторая подчиненность слова: или оно главное, или оно чему-то подчиняется - это простая грамматика. В слове заключено очень многое. Именно сло­во отражает сущность вещей и явлений. Когда люди нарекают какие-то вещи определенными именами, то они стараются отразить главную, характерную особенность того, о чем идет речь. То есть если это существо живое, то отражается значение его жизни; если неживое (камень или еще какое-то вещество), то название отражает сущность этого предмета.

И вот, когда Господь сотворил человека, Адама, как венец творения, Он привел к нему всех сотво­ренных живых существ, и Адам нарек им имена.

Потом уже, когда люди, потеряв живую связь со своим Творцом, стали говорить о многих ве­щах по своему разумению, не ценя дара разуме­ния и дара слова, полученного от Бога, то слова стали для людей в своей сущности как бы туск­неть. Они перестали чувствовать силу слова, и поэтому они стали говорить, не думая. Со­временный, так называемый думающий, на­род и то заметил, что примерно семьдесят пять (а на самом деле еще больше) процентов слов люди говорят, не думая.

В свое время Соломон просил у Бога мудро­сти. И Господь дал ему разумение сущности вещей, и он смог понимать, что стоит за теми словами, которые мы произносим, за теми наи­менованиями.

А что значит язык в других народах? Снача­ла ведь язык был один. И когда народ, живущий на земле, возгордился, то решил создать Вави­лонскую башню - некоторое строение, которое служило бы выражением человеческой горды­ни- башню до неба. И тогда Господь смешал языки, и люди перестали понимать друг друга.

Когда человек удаляется от Бога - от источника слова и смысла его,-то он, естественно, начинает терять понимание слова. Я думаю, это вещь оче­видная, и мы с этим в обыденной жизни постоян­но соприкасаемся. Люди говорят внешне на одном

языке, но друг друга не понимают. Потому что за словом стоит сущность, а поскольку слово-то произносится, а понятие сущности у каждого ока­зывается несколько иное, то говорят вроде одни слова, а не понимают друг друга, потому что гово­рят о разных вещах. В народе есть такое, несколько грубоватое, выражение: «Один - про быка, а дру­гой - про корову». Вроде бы тоже скотина, и рога есть, но про них разные вещи говорят.

Так вот, очень большое значение имеет в жизни человеческое слово. И чем дальше люди стали удаляться от Бога, тем больше они удали­лись и от сущности, которую должно выражать слово. И слова в разных языках стали всё меньше и меньше отражать сущность. То есть остались осколки общих понятий. Некоторые слова, кото­рые ближе человеку, как-то ему более доступны и всё-таки еще сохранились в его бытии, на мно­гих языках очень похожи: «мама», «мутер», «мазе». Эти свидетельства того, что еще осталось в человечестве от слова.

У народов же, более близких к Богу, находив­шихся на духовном подъеме, слова наиболее пол­но отражали сущность бытия. Древние языки со­хранили некоторые слова, которые потом в других языках стали упрощать, и поэтому, в конце концов, всякий перевод неизбежно что-то теряет.

Вот классический пример - Книга Бытия Би­блии. Я уже сказал вначале, первые стихи первой главы, насколько мне посчастливилось узнать из курса академии духовной, были записаны

не так, как они слышатся нам сейчас в славян­ском переводе. Мы, приспосабливая текст к на­шему пониманию, говорим «он пошел», а не «он пошли», потому что «он» - это единственное чис­ло, а «пошли» - множественное. Хотя в правилах поведения полагается к старшему человеку об­ращаться на «Вы». А ведь мы даже не задумыва­емся над тем, какой в этом смысл. К старшему обращаются на «Вы», потому что в нем почита­ют все предшествующие поколения. За ним сто­ит опыт предков.

Да ведь и каждый человек, если подумать, живет не своим только, все мы живем тем, че­му нас научили. А кто нас учил? Да очень много людей учили. А что это за учение, которому нас учили? А это часть того, что до нас люди достиг­ли. И поэтому каждый человек для последую­щих поколений является представителем того, что до него было. И поэтому говорить ему «Вы» очень естественно.

Удивительно в этом смысле обращение к Бо­гу. Бог безначальный, Ему говорят «Ты». В английском языке - там к каждому обращаются на «Вы» (уоп - «Вы»), потому что каждый явля­ется носителем информации, бывшей до него. Только одному Богу говорят «Ты». Потому что Он - не носитель того, что до Него было. До Него ничего не могло быть - «ничто не начало быть, что начало быть». Всё только от самого Бога.

Вы простите, я говорю, и мне даже самому интересно - настолько глубина в слове. Я ведь

не лингвист, я технарь вообще-то. Но если Господь даст, то заговоришь, наверное, как лингвист.

И вы знаете, в Книге Бытия первые слова бук­вально на древнееврейском языке, на котором она и была написана, звучат так: «С началом Бо­ги сотворил небо и землю». То есть начинается творение, оно получило начало бытия. «Боги сотворил». Почему «Боги»? Потому что Троица, но Единосущная, нераздельная, поэтому един­ственное число «сотворил». «С началом Боги со­творил...», и дальше идет всё творение.

Эту истину человек не мог своим умом понять, она дана от Бога. Поэтому истинная вера только одна, Богооткровенная, открытая самим Богом- Сыном Божиим. И все разговоры о бытии Божием, не исходящие от самого Бога, есть в разной сте­пени неправда или ложь. В истинном смысле толь­ко тогда человек и может что-то изрекать, когда благодать Святаго Духа просвещает его, когда сам Господь дает ему это разумение. Без этого человек не может ничего сказать истинного.

И мы верим, что Иисус Христос, Сын Божий, дал эту благодать еще в Ветхом Завете всем патри­архам и пророкам и в Новом Завете - апостолам и по преемству всем, на ком почиет эта благодать Святаго Духа. Она, просвещающая и вразумляю­щая всякого человека. Христе, Свете Истинный, просвещающий и освящающий всякого челове­ка, грядущего в мир, да знаменается на нас Свет Лица Твоего... Мы призываем на наши грешные души благодать Святаго Духа, и то просвещение, которое дается только благодатью Святаго Духа. Поэтому, как только человек уклоняется от воз­зрения на своего Творца в истинном смысле, то он тут же уклоняется от истины. Аз есмь путъ, и истина, и живот (Ин. 14, 6).

Нужно следовать этой истине, как написано в Евангелии и в апостольских посланиях непо­средственно учениками Христовыми и апосто­лами по благодати, как апостол Павел. Он ведь не был учеником непосредственно, но по бла­годати Святаго Духа, как он сам сказал, благо- датию Божиею есмъ, еже есмь (1 Кор. 15, 10). И взирать на их жизнь: Подобии мне бывайте, якоже аз Христу (1 Кор. 4, 16). И вот это далее, по преемству, приняли мужи апостольские. Те, кто видел апостолов, они от них восприняли и ту же самую благодать, и их духовный опыт. И далее, непрерывно, по преемству до наших дней.

И только именно это и является сокровищ­ницей Божественной истины. Без этого человек легко заблуждается. Поэтому все, кто отвраща­ется от этих бесценных духовных сокровищ, ко­торые находятся в нашей Православной Церкви, находятся на ложном пути.

Даже в обычных житейских вопросах человек может ошибаться. Преподобному Серафиму как-то сказали: «Батюшка, вам всякое сердце открыто», он смиренно ответил: «Что ты говоришь, радость моя, одному Богу только всякое сердце открыто, а человек приступит, и сердце - глубоко».

— Как же, батюшка, вы так всё говорите, и всё точно?

— А вот как Господь мне на сердце поло­жит, я прислушаюсь к голосу Бога, скажу - так и точно. А своим умом что-нибудь начну - так и ошибусь.

Даже преподобный Серафим говорил, что он может ошибиться. И он истину говорил, потому что еще две тысячи лет назад апостол Павел при­мерно то же сказал: Аще мы, или Ангел с небесе благовестит вам паче, еже благовестихом вам, анафема да будет (Гал. 1, 8). Значит, он считал, что может что-то и не то сказать, если вдруг хоть чуть-чуть уклонится от Бога в самость и начнет делать что-то не то.

Ну а что уж тут говорить о нас. Вот поэтому у нас всё и не то, потому что мы всё время в са­мости своей. Нужно стараться нам, по милости Божией, смиряться, потому что опять же, по Пи­санию, Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4, 6). Поэтому будем бла­годарить Бога, что Господь открыл нам Боже­ственную истину, что мы находимся в лоне Пра­вославной Церкви, что Господь послал нам таких наставников, которые донесли до нас истину и передали ее нам. Будем стараться истину эту влагать в свое сердце и себе всячески напоми­нать: Блажени слышащий слово Божие и храня­щии е (Лк. 11, 28). Аминь.

Апреля 2001 года

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.108.11 (0.009 с.)