Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Поиск

О БЕЗУМИИ МІРА СЕГО

 

Деян., 33 зач., XIII, 25-32.

Мк., 24 зач., VI, 14-30

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня - праздник Усекновения главы Иоан­на Крестителя. Память мучеников, память ис­поведников, память Иоанна Крестителя - это свидетельство. Мученики - это свидетели Боже­ственной истины. Они - свидетели, потому что своей кончиной свидетельствуют верность Богу, верность Божественной правде. Ибо в этих при­мерах святых особенно наглядно раскрывается то, что мір со всем своим устроением, со всей своей жизнью противостоит Божественному, духовному, истинному. Поэтому сказано самим Господом: Аще от міра бысте были, мірубо свое любил бы; якоже от міра песте, но Аз избрах вы от міра, сего ради ненавидит вас мір (Ин. 15, 19). Мір погряз во зле, во грехе. И безумие этого состояния особенно свидетельствуется вот таки­ми примерами.

Сам Спаситель, Первообраз всего, какое зло сотворил? Пилат говорит: Кое убо зло сотвори? А кричат: Да пропят будет (Мф. 27, 23). За что?

Аз бо не обретаю в Нем вины. Всё равно: Распни, распни Его (Ин. 19, б).

Иоанн Креститель - больший среди рожден­ных женами, как сказал сам Господь,- пропо­ведует покаяние, отпущение грехов. Говорит: исправьтесь и свою жизнь исправьте. А ему от­секают голову. Ни за что. Это страшно даже сказать - за пляску. Цена блудной пляски - гла­ва большего среди рожденных женами. Даже страшно подумать!

И этот мір по сию пору ведет свою войну и утверждает свое безумие. Гибнет уже множе­ство людей. За пляску, за веселие гибнут люди. Цена - человеческая жизнь.

Вы помните эти разговоры: зачем тратить деньги на строительство храма Христа Спасите­ля? Лучше повышать благосостояние людей. За­чем всё это? Можно было бы эти средства исполь­зовать на нуждающихся! И буквально в это же время происходил какой-то рок-концерт, на ко­торый люди отовсюду ехали, платили валюту, билеты покупали, чтобы только послушать и по­плясать. И тут никто не говорил, что это безум­ная трата времени и денег.

Сколько получает труженик, который сажа­ет, выращивает и копает картошку, которую все едят? Сколько он получает по сравнению с теми, кто кривляется и дергается на сцене и которым платят за это тысячи? За что? Это ли не продол­жение того безумия, которое имеет многотысяч­ную историю, - безумия греха?

Действительно, безумие греха. Люди выбра­сывают деньги мгновенно. Если хочешь, напри­мер, покушать что-нибудь такое - ну, приготовь, поешь. А люди ходят в рестораны, платят колос­сальные деньги. Если эти деньги поделить хо­тя бы на своих сродников, то все бы нормально напитались.

Очень часто человек склонен к безумию- вот так же, как Ирод. И здесь нет ни разумности, ни рассуждения. Если разумно рассуждать, то со­вершенно по-другому должна быть устроена вся жизнь. Зачем же всё это?

Сейчас страшный бич современной молоде­жи - наркомания. Платятся огромные деньги за какое-то там «состояние». Во время пляски, во время опьянения человек тоже находится в определенном состоянии - состоянии безумия. Ну что такое пляска? Это дерганье современное, так называемые танцы, - просто конвульсии. Конвульсии припадочного. Посмотреть на это дерганье - полное безумие. Испытывают ли они какое-то состояние? Да какое уж там состо­яние! И на это променивается всё: любовь, ро­дители, близкие, дорогие люди - всё это выбра­сывается, рушатся семьи, рушатся нормальные, теплые отношения между людьми. Всё прино­сится в жертву - как Иоанн Креститель был при­несен - этому пиршеству, всему этому безумию.

И современная молодежь в жертву мірскому приносит, я уж не говорю, духовное, а даже про­сто человеческое. Потому что здесь действует закон погибели. Всё то, что на погибель, здесь считается нормальным. Всё, что против этого, всё, что ведет к духовному, к чистому, - всё это полагается ненормальным.

Уже теперь, к несчастью, стараются развра­тить всех, начиная с младенчества. И внушает­ся, что это состояние - нормальное. Состояние чистоты, девства для многих считается ненор­мальным. Некоторые молодые девушки даже со стыдом скрывают, что они еще не испорчены. До чего можно дойти!

Человек, который не безумствует, считает­ся ненормальным. Это предсказывал еще в пер­вые века христианства преподобный Антоний: «Приходит время, когда люди будут безумство­вать, и, если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: „Ты безум­ствуешь",- потому что он не подобен им». У нас такого еще называют «белой вороной» или гово­рят «не от міра сего».

Мір идет по пути безумия и в этом всё бо­лее утверждается. Страшный пример награды за пляску- голова праведника и пророка. Это, конечно, символ страшный. И до сих пор этот символ, увы, существует.

Мне пришлось услышать страшный рассказ, когда подобное совершилось уже в наше время, после революции: выследили священника, рас­стреляли его и тоже отрезали голову. Это сделало отродье - иначе не назовешь- потомков Ирода, которое, видимо, существует во все времена. А по­

том молодой человек, мальчик совсем, нес эту голову не один километр, чтобы подбросить ее матушке. Это было на Севере. Я сподобился быть на могиле этого священника и проехал по тем ме­стам, где это свершилось. Это просто один из при­меров, который нам известен, - мне, в частности.

И тут та же символика - отрезают голову и приносят. Что это за состояние - даже страшно себе представить. Невозможно представить то­го мальчика, который нес голову. Он-то думал, что выполняет миссию, геройство совершает. Какое помрачение рассудка может быть у чело­века! Страшное состояние. И это, к несчастью, не в буквальном, а в переносном смысле совер­шается до сих пор.

Отсекают главу Иоанна Предтечи. Глава со­бою знаменует разум, здесь у нас все органы ре­чи. Отсечение главы - это символ потери разума у тех, кто это совершает. Это действительно бе­зумие. Всё - ума у них уже нет. Человек соверша­ет безумные вещи, поэтому говорить о логике, какой-то разумности в этих случаях бессмыслен­но, бесполезно. Здесь действует сговор. Зло под­сознательно знаменует собой как раз то состоя­ние, в котором находится человек, отсекающий главу, показывая этим, что у него самого головы уже нет. Без головы, как говорят. Есть такое вы­ражение: «Человек без головы» - тот, кто не ду­мает, не соображает.

И это - состояние міра. Міра обезумевше­го. Когда человек удаляется от Бога, то он, уда­

лившись, естественно, теряет связь с Высшим Разумом, и тогда безумие начинает овладевать человеком. Поэтому разумные вещи им уже не приемлются. Часто мы пытаемся человеку что-то разъяснить или доказать, чтобы он понял, но это зачастую бывает бесполезно. Он не может этого понять, у него нет разумения. Нужно мо­литься, чтобы Господь дал ему это разумение, потому что здесь доводами, примерами очень мало можно, к несчастью, сделать.

Но всё-таки есть надежда, что, может, когда- то человек задумается над этим, как задумался Ирод. Когда он услышал о Спасителе, то ска­зал: сей есть Иоанн Креститель, той воскресе от мертвых (Мф. 14, 2). То есть у него что-то шевельнулось. Он вспомнил свое преступление. Но покаяться - не покаялся. Осознал, может, или только начал осознавать. Даже в тот момент, ког­да у него попросили главу Иоанна Крестителя, он, сказано, опечалился. То есть он был, как говорят современным языком, шокирован: ничего себе - такое попросить! Но потом, поскольку одного духа все это было - нечистого, он выполнил это предложение ради клятвы. И святые отцы в своих богослужебных текстах говорят так: «Лучше тебе было бы солгать (то есть не исполнить того, что обещал), чем исполнить, но потерять душу».

И вот тут как раз тот самый пример, который актуален до сегодняшнего дня. В чем заключа­ется современная так называемая дружба, вер­ность? В совместном грехе? Это не верность.

Лучше неверность, если в грехе. «Как же я пре­дам своего друга, если скажу, что мы вместе там пили?» Предам? Лучше быть предателем, предав грех. А у нас предают истину, а греху - верны.

Вот это как раз часто бывает и в обыденной жизни. Кто-нибудь другого осуждает, злится на кого-то, и если ты его поддержишь в этом от­ношении, то ты друг, а если скажешь: «Нет, зна­ешь, ты не то делаешь», то ты уже не друг.

Эти страшные вещи существуют. Постепенно по ступенькам мы спускаемся до такого состоя­ния, когда поддерживаем клевету, поддержива­ем осуждение ради того, чтобы не испортить от­ношения. Лучше уж испортить отношения, чем их сохранить и вместе с тем участвовать в грехе осуждения и клеветы.

Церковь дает нам пример опять же духовного рассуждения. Есть история о том, как к одному старцу пришел другой и говорит:

— Можно я поселюсь рядом с вами?

— Ну что ж, селись.

И вот через некоторое время к этому второ­му старцу, который поселился, стали приходить люди. Был он человек духовной жизни, слава о его подвигах распространилась, и народ стал к нему идти. А на первого напал враг, и он поду­мал: «Вот не было его, жили спокойно. Теперь уже тут проходной двор устроили. Пусть отсюда убирается со своим народом». И ученику свое­му говорит:

— Скажи ему, чтобы убирался.

А тот пошел, думает: «Ну как я скажу ему “убирайся”? Он такой хороший человек». При­ходит к нему и говорит:

— Меня старец послал к тебе узнать, как твое здоровье?

Тот говорит:

— Слава Богу, его молитвами все хорошо.

Вернулся ученик, а старец его спрашивает:

— Ну что? Сказал?

— Да, он уйдет.

Тот, конечно же, не уходит. Снова старец по­сылает ученика:

— Скажи ему, чтобы немедленно убирался! Чтобы ноги его здесь не было!

Ученик пришел и говорит:

— Отче, старец беспокоится, как ты себя чув­ствуешь. Хотел он к тебе прийти, но сейчас не мо­жет, занят.

— Ой, пусть не беспокоится, у меня все хоро­шо, спаси Господи.

Возвращается ученик.

— Ну что?

— Сказал, что уже собирает вещи.

А тот, конечно, ничего не собирает.

Тогда старец, видя, что сосед всё не уходит, говорит:

— Вот у меня палка - выгоню его палкой.

И пошел в гневе, схватив палку. Ученик по­бежал вперед предупредить.

— Отче, старец так хочет тебя видеть, что сам пришел — потому что ты не можешь.

— Да что ж он так трудится!

Потом увидел старца:

— Радость моя, да зачем ты так утруждаешь себя? Я к тебе сам уже иду.

Тот в недоумении — хотел бить, а тот его целу­ет и обнимает. Чувствует, что—то не то. Всё-таки человек-то был духовный, рассуждение у него еще осталось.

— Ну, ладно. А как ты?

— Да я-то ничего. Вот ты всё беспокоишься обо мне, а у меня всё хорошо. Не беспокойся.

— Ну, ладно.

Вернулся он и говорит ученику:

— Ты что ему говорил?

— Прости, отче, я говорил, что ты беспоко­ишься о нем.

— Тогда ты теперь мой старец, а я - твой уче­ник.

Вот видите как. Он не выполнил вроде послушания-то - сказали обругать, а он не об­ругал.

Так что если что-то плохое тебе предлагают, а ты сделаешь всё наоборот, то в старцы-то, мо­жет, не попадешь сразу, но, по крайней мере, ра­бом Божиим быть сподобишься.

Так что, помня эти страшные примеры, бу­дем отвергать мірское безумие и стараться всё класть на алтарь любви и мира. И не нужно расстраиваться, если нам кажется, что дружбу с кем-то потеряли, если кто-то молчит и вроде не общается. Ведь наше общение-то - один грех

чаще всего бывает: осуждение, празднословие, оклеветание. Одним словом, там полно всего.

Поэтому будем, с помощью Божией, старать­ся не принимать того, что касается злобы и вся­кой неприязни. Будем стараться стяжать мир душевный, о котором преподобный Серафим го­ворил: «Стяжи дух мирен, и около тебя спасутся тысячи». Будем стремиться всячески укреплять чувство любви, оберегая его от раздражения и недовольства, потому что, как сказал афонский подвижник, только любовь - жизнь. Аминь.

Сентября 1999 года

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.117.77 (0.008 с.)