Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неделя 31-я по пятидесятнице, по рождестве христовом

Поиск

ИСТИННЫЙ СВЕТ ОБНАЖАЕТ ДЕДА ТЬМЫ

 

Гал., 200 зач., I, 11-19.

Мф., 4 зач., II, 13-23

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Евангелие, которое мы слышали сегодня, повеству­ет о страшном событии. О том событии, которое последовало вскоре после Рождества Христова.

Как повествуется в Евангелии, волхвы, по­клонившись Спасителю, получили весть во сне не возвращаться к Ироду и «отыдоша во страну свою». Когда они тронулись в путь, то опять же явился Ангел во сне Иосифу и сказал: Востав поими Отроча и Матеръ Его, и бежи во Египет, и буди тамо, дондеже реку ти. Хощет бо Ирод искати Отрочате, да погубит Е (Мф. 2,13).

И он восстал тут же сразу, ночью, взял Мла­денца Спасителя с Матерью Божией и отошел в Египет. И сказано ему было быть там до смерти Ирода. А Ирод поруган быстъ от волхвов (то есть он просил их, и они обещали ему сообщить, но не сообщили), послал воинов, и избили всех младен­цев в пределах вифлеемских. За 400 лет до этого события сказал пророк Иеремия:...плачъ и рыда­ние и вопль мног. Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть (Мф. 2,17-18).

Вот сегодняшнее евангельское повествование, которое мы слышали. В этом евангельском пове­ствовании есть много таких моментов, которые наводят на размышления. Ведь действительно, в Евангелии о Рождестве Христовом говорится: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2, 14). Значит, «на земли мир, в человецех благоволение», а вопль и рыдание и кровь невинных младенцев льется. Что же это та­кое? Или эти слова неверны? Почему же «мир и благоволение», а такое происходит?

Еще есть слова в Священном Писании: Идеже боумножися грех, преизбыточествова благо­дать (Рим. 5, 20). Вот эти сочетания, которые мы слышим в словах Священного Писания, ка­жутся непонятными, невероятными. Но истина эта свидетельствуется жизнью, только мы часто в этом не отдаем отчета.

Люди не знают этого духовного закона, ко­торый действует совершенно реально и посто­янно. «Когда умножается грех, изобилует бла­годать», «слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение» - и избиение мла­денцев. Что же это такое? Как же это все совме­стить? Как это понять?

Дело в том, что в темноте всё как бы в одном цвете. Когда всё во тьме находится, то всё вро­де бы одинаково. Вы знаете, есть такое выраже­ние: «Ночью все кошки серые».

Когда же восходит солнце, то всё становит­ся видно: что темное - то темно, а что светлое - светло. То есть сразу все становится яснее, сразу все становится на свои места. Это обычный закон нашей окружающей жизни. Когда является исти­на, то ложь становится откровеннее. Тогда видно, что - это и что - это. Вот этот контраст, как гово­рят - то есть разделение - становится нагляднее. Истина свидетельствует свет, а ложь свидетель­ствует тьму. И поэтому, когда явилась совершен­ная Любовь - Сын Божий, то диавольская злоба показала свои зубы, показала свою сущность.

И это - закон духовный. Когда свидетельству­ется истина - так это и бывало во все времена, - тогда злоба показывает себя. Если истина го­ворила о любви, о мире, то злоба устремлялась на убийство. Так происходило и с мучениками - они призывали к любви, к миру и покаянию, а их убивали. Один из священномучеников, митропо­лит Петроградский Вениамин, когда разыгрывал­ся спектакль судебного процесса над ним (а ина­че не назовешь) и ему было дано последнее слово, он сказал: «Я понимаю, что здесь или за Христа, или против Христа. Я за Христа и готов принять любой приговор». Он был расстрелян. Это - то же самое. Что он, кроме добра или любви, защищал как святитель, как священное лицо?

Говорится о любви, о мире, а почему же тог­да такая злоба? Что говорит Церковь? Церковь призывает к любви, к миру, к согласию, к сми­рению, к терпению, к кротости. А храмы взры­вали, иконы уничтожали, священнослужителей расстреливали, закапывали живьем в землю, топили- страшно, что творилось. Разве это не то же самое свидетельство? Так как было, так оно и есть. Мир, благоволение благовествуется, а против этого - страшная злоба и ненависть.

И всё это так и есть. И этот закон настоль­ко непреложен, что, пока еще существует гре­ховность на земле, пока человечество во грехе живет, он будет действовать. И до Второго При­шествия, когда Господь упразднит зло и пребу­дет вечное блаженство и вечная радость, закон будет действовать. И действует всё время. Всё время злоба устремляется против любви и мира всеми способами.

Причем этот закон действует не только в ду­ховном, но даже и в физическом смысле. Извест­но, что когда болезнь в человеке усиливается (в так называемый критический момент, пере­ломный), то как раз тогда организм должен пой­ти на выздоровление, происходит кризис. Так что этот закон существует везде.

И во всех сферах деятельности существует понятие кризиса. Понятие кризиса - это обна­ружение сущности. То есть куда-то не туда шли. Но в то же время Господь старается нас спа­сти. Благодать Божия старается направить нас на путь истинный.

Благодать Божия действует тихо, мирно, как сказано: на земли мир, в человецех благово­ление. Божия сила - она всемогуща, ей ничего не страшно, ее боятся. Как Ирод испугался без­защитного младенца - испугался же. И вот сила эта действует, она невидима, она неощутима, но она совершает свое святое дело. А против нее восстает мір, восстает злоба. И когда уже у этой злобы вырывается ее жертва, тогда она начинает приходить в ярость, как Ирод пришел в ярость.

Святые отцы это очень просто объясняют. Вот вы, говорят, обратите внимание: если у собаки, которая держит что-то, начать это вырывать, она начинает еще больше злиться. Когда у нее выры­вается из пасти то, что она держит, она начинает приходить в ярость. Святые отцы так объясняют. Они очень просто и наглядно вещи свидетель­ствуют. Жертва вырывается - ее начинают тре­пать еще больше. Этот закон действует.

Этот закон действует очень часто, когда в на­шей жизни (мы даже не обращаем внимания) кто-то из близких вдруг обращается к Богу, на­чинает храм Божий посещать, начинает молить­ся посильно, и вдруг начинается вокруг него такое - так начинает крутить, или начинает его трепать, и вокруг него всех трепать. Это тот са­мый момент. Потому что начинает вырываться душа из пасти диавольской. И враг начинает, как тот злобный пес, трепать свою вырываю­щуюся жертву. Почему очень часто бывает: че­ловек начал что-то делать - еще хуже стало во­круг, в земном смысле. Да, может быть. Но это как раз признак хороший, по-настоящему. Зна­чит, действительно что-то происходит, ради чего эта злоба. Она почувствовала, что приходит ей конец. В агонии своей предсмертной она начи­нает проявлять всю свою злобу. Это очень часто в обычной нашей жизни бывает.

Один из примеров святоотеческих - это жи­тие блаженного Августина. Он связался с нехо­рошими товарищами в молодости и стал в этих обществах пропадать и вести жизнь не ту, кото­рую подобало. И мать его, блаженная Моника, стала молиться за него. И как она ни молилась, а он еще хуже становился. То есть его диавол еще больше трепал. Тогда она пришла к Амвросию Медиоланскому и сказала: «Что же такое? Я мо­люсь, а он еще хуже становится?» Он ответил ей: «Не может быть, чтобы дитя от стольких молитв погибло». Смысл этого таков: не может быть, чтобы что-то превозмогло Божию силу и Божию Премудрость. И действительно, он обратился, стал одним из отцов Церкви даже. Хотя до этого его спасти нужно было.

В сегодняшнем апостольском чтении апо­стол Павел сам говорит о себе: «Бог избрал ме­ня от чрева матери». А он ведь был гонителем. «Я,- говорит,- преуспевал в жидовстве паче своих сверстников». Так он сам говорит о себе самом и о своих соплеменниках. И говорит, что он был ревнителем отеческих преданий, то есть имел усердие, но не туда направленное. И когда Господь явился ему и он увидел свет, то ослеп. Но прозрел духовно. Господь сказал: «Савл, Савл, что ты Меня гонишь?»

Позавчера мы совершали память первомуче­ника архидиакона Стефана. Апостол Павел (тог­да еще Савл) присутствовал при его убиении. Он стерег одежды тех, которые убивали его. За что убивали? И он услышал, наверное, последние слова, которые первомученик архидиакон Сте­фан произнес уже перед самой смертью: «Не по­ставь им, Господи, во грех». Значит, какая же любовь должна быть у человека, что, даже когда его убивают, он просит Бога, чтобы Он не по­ставил во грех убийцам это? Как же после этого еще можно гнать? Кого же ты тогда гонишь? Лю­дей с такой душой, с таким сердцем? Какой же ты негодяй, если ты это совершаешь! Он этого не понимал тогда.

Когда Господь явился ему, и он прозрел и об­ратился, то стал таким проповедником, что на­писал больше всех апостолов и много пострадал за имя Христово, биен был, потопляем в пу­чине морской и, наконец, был усечен мечом.

Вот как раз это и происходит часто в жизни. Часто люди даже не ведают, что творят. Они идут против истины. И если происходит прозрение, если человек искренне стремится к хорошему, то он начинает понимать, против чего он шел.

И свидетельство этой постоянной борьбы в жизни есть. Только не все, конечно, как апостол Павел и как блаженный Августин, обращаются. К несчастью, некоторые остаются, как Ирод. Как были, так и остаются в своем озлоблении, про­тивлении истине и добру. Но тут уже суд Божий.

Если человек не кривит душой, то он сам себе выносит суд, приговор.

Нам же нужно только помнить, что действи­тельно борьба эта идет и будет идти еще до того времени, когда Господь поразит врагов мечом. С одной стороны, Он, родившись, принес мир, как сказано. А с другой стороны, мы опять же услышим слова из уст самого Спасителя: Я при­нес не мир, но меч (Мф. 10, 34). Не мир, но раз­деление. Это одно и то же. Разделение - то есть или же с Богом, или против Бога. Только более ясно всё. Или туда, или сюда.

И о последних временах говорят отцы уже нашего времени. Один из подвижников благо­честия, священномученик отец Сергий Мечёв (канонизирован в 2000 г. - Прим, ред.), когда ему посетовали на трудные времена (а это были времена послереволюционные, 30-е годы), ска­зал: «Времена благодатные». В духовном смысле благодатные: ясно - или туда, или сюда.

Вот как раз эта ясность, острота, чем дальше, тем больше будет проявляться. Правда, темная сила, зная, что делать выбор - дело опасное, ведь может человек понять истину, свою эту дьяволь­скую сущность прикрывает, припудривает, чтобы ввести человека в заблуждение. Почему Господь и сказал: По плодам их узнаете их (Мф. 7, 16). Подождите, и вы поймете, что к чему.

Недавно мне пришлось беседовать с одним человеком, который защищал эстрадную музы­ку: «Ведь это же классика», - объяснял он. Я ему говорю: «А вот это беснование, которое проис­ходит на дискотеках (там люди буквально с ума сходят, беснуются самым натуральным обра­зом), вот это безобразное поведение, все эти об­нажения, даже не скотоподобное - скотина так себя не ведет, - бесоподобное поведение. Это что?» - «Ну это вот...» - «А вам не кажется, что это те плоды, которые оттуда выросли, из этой так называемой классики вашей, эстрадной?»

Вначале - вот это, а потом - вот это. Сначала музыка эта, покуривание, одурманивание себя, а потом - наркотики. Это уже - зубки. Там ро­сточки, а здесь уже - плоды. Ну, это еще не пол­ные плоды. Плоды - это уже просто погибель души, полные плоды. Но это уже то, что показы­вает, что к чему приводит.

Ну да, конечно, «детям нужно развлечься», а потом - плоды. Сначала повеселиться, а по­том- полное безделье, полное безволие, пол­ное нахлебничество, тунеядство, уже никто работать-то не хочет. Кто трудился, тот трудится и с Божией помощью живет. А они уже не могут трудиться. Это уже результат. Что к чему приво­дит и что из чего вырастает.

Когда-то молодежь первая узнала, что «мо­лодым везде дорога». Насчет того, что «стари­кам везде у нас почет» - это забыли. Пели в свое время такую песню. А поскольку «везде дорога», они уже идут и по телам стариков. Потому что молодым ведь везде дорога! А раз везде дорога - сторонись.

Так вот, преподобный Нектарий Оптинский сказал еще в те времена: «То ли еще будет, ког­да подрастут волчата». И когда подрастают вот эти волчата, тогда убивают так просто - сколько убитых в электричках, там, и там, и там... Это - свидетельство того, что порождает грех, порож­дает эта сатанинская злоба.

Вот этот контраст как раз показывает, что к чему приводит. Начинается так. А результат какой? Начинается вроде с развлечения. А даль­ше? Вот игра. Вроде поиграли-поиграли. А даль­ше? А дальше затягивает. И люди становятся уже как средства приобретения средств. Игроков покупают, продают, как рабов буквально. Там деньги другие. И постепенно всё это показыва­ет свое нутро, свою сущность. Так в жизни всё и идет. По плодам их узнаете их.

Как показал свою сущность Ирод. Как показа­ли свою сущность все противники православной христианской веры во все времена и до нашего времени.

И сейчас они утверждены в своем. Уже плоды принесли. Те, кто отвернулся от веры и восстал против Церкви, против всего святого, они уже плоды принесли - плоды разрушения, убийства, развращения. И еще продолжают некоторые: «Нет, Церковь нам не подходит!» А это им подхо­дит. Видимо, мало еще. Но это уже сознательное противление Богу, и уже идет речь о гибели.

Поэтому нам, с помощью Божией, надо ста­раться твердо стоять в вере православной,

не смущаться тем, что совершается, потому что так было, есть и будет еще.

Но с нами Бог! Поэтому нам легко с помощью Божией и радостно, потому что действительно свидетельства всей истории человечества, исто­рии Церкви укрепляют веру. Как сказал пророк Давид: Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих (Пс. 142, 5). И если правильно взирать на всё, что творится вокруг, то всё становится на свои места. Смущаться этим не стоит.

Поэтому, укрепляясь в храме Божием Таин­ствами Причащения, Исповеди, очищения своей души, укрепляясь в молитве, будем не смущать­ся тем, что происходит в міре.

Мір - это есть мір, это его работа. Грустно, больно, конечно, бывает иногда смотреть, осо­бенно когда попадают в это болото твои близкие и родные. Но будем верить, что Господь всем хочет спастись - рано или поздно, иногда даже в конце жизни, если станет возможно, произой­дет обращение по милости Божией. Блаженная Моника молилась 20 лет за своего сына и даже ослепла от слез. Апостол Павел раньше обратил­ся. Только нужно набраться терпения. Сказано: В терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21, 19). А души своих близких и того, кто особен­но дорог, нужно стяжать сугубым терпением. Аминь.

Января 1999 года

 

Неделя о блудном сыне.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.149 (0.009 с.)