Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вторник 35-й седмицы по Пятидесятнице
ДОЛЖНО БЫТЬ ТАК. КАК БЫЛО ОТ НАЧАЛА
Мк., 43 зач., X, 2-12
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! В святом Евангелии Господь прямо отвечает на вопрос, который очень часто возникает, особенно в наше время, - как быть? Так, как было от начала, так и должно быть. От начала же создания, мужа и жену сотворил я есть Бог. Сего ради оставит человек отца своего и матеръ и прилепится к жене своей, и будете оба в плотъ едину. Темже уже неста два, но плотъ едина (Мк. 10, 6-8). То есть смысл таков, что разводиться нельзя. И всё. Это нужно иметь в виду, чтобы не было потом оправданий, что вот я, дескать, не знал. Значит, нужно было стараться узнать. Поэтому раньше и относились к этому вопросу со всей серьезностью. И прежде чем вступать в брак, старались всячески всё выяснить. Нет ли родственных отношений? И всё прочее, что только можно было узнать, узнавали. А прежде всего старались узнать волю Божию. Потому что человек сам не знает, что его ожидает. Часто бывает, когда что-то происходит, человек говорит: «Ах, я не знал». Да, но кто может даже про себя сказать, что он еще наделает в жизни, а тем более - про другого? Кто может сказать, что он знает, что будет вот так-то и так- то? Нет ничего удивительного. Человек, к несчастью, хотя и очень много мнит о себе, но он, в общем, - существо-то слабое, непостоянное и изменчивое. Постоянны только святые. И вот это постоянство отличает святых от нас. Отец Сергий Мечёв, новомученик, сказал как- то своей духовной дочери: «Иногда с вас можно писать икону, а иногда - бульварный роман», - настолько нас заносит в разные стороны. Поэтому не удивительно, что человек часто меняется. Когда женятся или выходят замуж, то смотрят в основном-то на хорошую сторону. На нее и нужно смотреть. Этот же духовный отец говорил часто, что нужно стараться к человеку относиться так, как вы относились к нему в самом начале, когда вы в первый раз его увидели. То есть заметьте, что вначале мы с человеком вежливы, спокойны. Потом постепенно начинаются мысли, кто-то что-то там сказал, что-то показалось - ах, вот, оказывается, что! И поехало, поехало, и - заехало. Вот так в Евангелии и сказано:... изначала же не быстъ тако (Мф. 19,8). Нужно всё вспоминать, как было от начала. И стараться всё привести в это соответствие. То есть сначала-то относился хорошо - ну так вот и старайся опять вернуться
к этому состоянию. Конечно, иногда бывает еще гак, что человек сразу относится наоборот, плохо, а потом изменяет свое мнение. Но здесь имеется в виду «от начала» в духовном смысле. От начала оно было без греха. Поэтому всё, что иное,- плод греха. И если даже первая встреча, которая была с этим человеком, носила оттенок неприязни какой, недоброжелательства, то это опять не так, как должно было быть от начала. А вот когда ты встретился с этим человеком, и тебе было хорошо, а потом началось... Большей частью, когда мы всё- таки друг с другом встречаемся и знакомимся, нет недоброжелательства, если мы с Богом в начале. Потому что именно для этого, для доброго начала человек сотворен. Да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут (Ин. 17, 21) - так Господь сказал. То есть как Троица, Единосущная и Нераздельная, так и все люди по-настоящему должны быть между собой едины и нераздельны. Но грех, страсти разделяют: жадность, желание властвовать, командовать, зависть, злоба. От начала же не было так. И не должно быть так. И к этому доброму началу нужно всё возвращать. И чаще напоминать, как должно быть. От чего это произошло и к чему это должно прийти. Прийти должно опять к тому же - к единению. Только единение первых людей, поскольку они были созданы чистыми, было истинное единение по чистоте и по простоте. Но единение всего человечества - Царство Небесное - будет возвращением к тому первозданному состоянию, которое было от начала. Но уже через испытания земной жизни. То есть когда твердость намерений, стремление к добру будут испытаны обстоятельствами жизни. В общем-то, так часто и бывает в браке. Вначале - такой подъем, порыв. Всё, как говорят, в розовом свете. Потом начинаются искушения, испытания, враг начинает всячески подступать, и эти испытания нам необходимы. Почему, когда в браке проживут двадцать пять лет, говорят: «Серебряная свадьба», пятьдесят лет - «Золотая свадьба»? Серебро, золото - это то, что проверено большими сроками, что устояло, сохранилось в том состоянии, в котором было; сохранилось прежде всего в своей чистоте, в первозданности от начала. Это как раз пример того, что вначале чистые отношения любви, они такие еще, как говорится, не крепкие (хотя могут быть и сильные, конечно - чувства разной силы бывают). А потом уже они становятся как устоявшееся, выдержанное вино. Большей частью люди забывают это состояние, поэтому во время венчания читается Евангелие, в котором говорится о том, как Иисус претворил воду в вино. И распорядитель пира сказал жениху: Всяк человек прежде доброе вино полагает, и езда упиются, тогда хуждшее; ты же соблюл еси доброе вино доселе (Ин. 2, 10).
То есть в обычной жизни так: вначале подъем, горение такое, а потом всё остывает, приедается, опрощается, и человек потом к этому уже так, как к обыденному, будничному, относится. И, к несчастью, иногда эти чувства совсем охладевают. А когда проходит период земного единения, телесного (ведь это всё временно, оно проходит), наступает период духовного единства. Интересно, что в долговременных браках- в христианских браках особенно - муж и жена становятся похожими как-то, у них с годами что-то общее появляется, хотя вначале могут быть очень разными. Это некое отражение того внутреннего единства, хотя они зачастую вроде были люди-то из разных родов, из разных семей, но потом они сродняются и становятся даже похожими друг на друга. Это свидетельство того, что жена была взята от мужа, и поэтому она и должна быть на него похожа:... кость от костей моих и плоть от плоти моея (Быт. 2, 23), как сказал Адам, когда увидел Еву. Вот это значение брака, как Богоутвержденного единства, должно опять воскрешаться. Потому что сейчас отношение к браку стало настолько -даже не знаю, какое слово подыскать... Что-то вроде эксперимента: получится - не получится? Слова-то какие находят: соответствует, не соответствует, какие-то там соотношения, соответствия характеров. Да любые соотношения характеров! Люди же вместе живут с любыми характерами, и ничего - можно всякое терпеть. Если есть любовь, то характеры - это не причина. Люди разные совершенно по характеру, даже по интересам, когда любят друг друга, всё равно живут вместе, и у них всё равно есть общее единение. Этот вопрос очень важный. Ибо когда семьи перестанут быть крепкими, тогда всё человечество превратится в аморфную массу. И это будет перед концом уже, потому что тогда не будет семей. Семья - это как кирпич, это вынуждены признать все. Так было в древности, так сказано в Священном Писании. У нас семья именуется Церковью: малая Церковь, домашняя Церковь. Как Церковь должна быть едина вся, так и семья. Почему сейчас вот такое разделение, и даже в Церкви это встречается? Потому что приходят люди в стены Церкви из семей, которые сами разделенные. И эта вот разделенность, дух разделения везде сеются. Откуда разделяются сначала семьи, потом народы? Да и как могут два народа быть в мире, если даже две семьи не могут быть мире, в единении между собой? Если внутри каждой семьи нет объединения, то мир невозможен. Если ты будешь с мужем в хороших отношениях, то с женой будешь ругаться, если они между собой не в мире. С одним будешь разговаривать, а другой с тобой не будет разговаривать. Это настолько очевидно, что тут даже и рассуждать, собственно говоря, нечего.
Однако эта истина пропускается мимо ушей. Никто этим вопросом не занимается и в этом направлении не трудится. Хотя люди - даже думающие светские люди - совершенно четко этот факт констатируют. Мне пришлось говорить с директором школы, где учились пятеро моих детей. Мы беседовали в те времена, когда больше двух и нельзя было собираться и на такие темы беседовать. И он вспоминал о том, что через его руки прошли те, которые теперь стали уже бабушками,- ведь ему было семьдесят с лишним лет, он много лет был педагогом. И он сказал: «Вы знаете, у нас семьи нет, и не будет, мы идем к краху». Вот слова директора средней школы Григория Ивановича Суворова - Царствие ему Небесное, он уже умер. К чему, собственно, Евангелие прежде всего призывает? Вот спрашивают: «Чему учит православная вера, Евангелие?» Чтобы супружеские пары были прочные, и семья представляла собой, так сказать, тоже прочное ядро. Поэтому когда у нас что-то начинается в семье, тем более между супругами - какая-то начинает пробегать тень, или же, тем более, если начинаются раздоры, - то нужно помнить, что всё это - от диавола, у которого принцип порабощения: «Разделяй и властвуй». Он разделит и потом всех растаскивает: одного - в одну сторону, вторую - в другую. Несчастные дети страдают. В общем, дальше - больше, больше, и всё это кончается разрушением семьи. Поэтому нужно, как говорят, всё класть на алтарь мира. Ведь от начала не было так, и не должно быть так. Сегодняшнее Евангелие нам должно еще раз напомнить - особенно тем, кто находится в таких обстоятельствах, - что так быть не должно, что это не то. Но как же быть-то, когда вот уже всё трещит, и, кажется, уже невозможно это удержать? Очень просто. Только что читалось Евангелие о богатом юноше, когда Господь сказал, что трудно богатому войти в Царство Небесное (см. Лк. 18, 23). «Кто ж может спастись тогда?» - спросили у Него ученики. Невозможная у человек, возможна сутъ у Бога (Лк. 18, 27). Поэтому нужно молиться и просить помощи Божией. Самому человеку нужно обратиться к Богу, насколько он может и насколько силёнки есть - от всей души постараться. Прежде всего нужно себя изменить. Изменить, имеется в виду, в хорошую сторону. То есть если ты вначале был ласков и добр, то возвратись к этому состоянию, как от начала было, измени себя в этом. Пусть это будет не то легковесное состояние, какое было вначале, но это будет уже другое состояние, не столь жизнерадостное, но более твердое, потому что есть такое изречение: «В любом инциденте доля своей вины есть». Сколько - это один Бог знает. Об этом мы часто забываем, начинаем: а вот он, а она то-то... Ну, он. А ты? От тебя что зависит? Конечно, бывает, что уже не удержишь, но, по крайней мере, твоя душа будет спокойна, что ты сам сделал всё, что возможно было сделать для мира и для того, чтобы исправить это положение.
Потому что были такие случаи, когда и возможно было удержать. И известен такой случай, очень трагический. Эти люди еще живы - те, кто были действующими лицами этой трагедии. Одна «половина» - какая-то там причина была - не пожелала жить в браке. Вторая «половина» приложила все усилия, всё, что возможно было. Прошли потом годы, и эта первая «половина», которая ушла, пришла со слезами к покаянию... Я не буду подробностей говорить, не столь важно, что у кого там получилось, - суть-то в другом. У каждого своя ситуация жизненная, и каждый должен всё, что зависит от него в этой ситуации, сделать, чтобы такого разделения не было. Для этого, как я уже сказал, нужно помнить: когда начинаешь в этом направлении трудиться, то встречаешься со многими сложными вопросами, даже с такими вещами, которые, кажется, невозможно понести. Но, оказывается, это возможно. Я мог бы приводить и другие примеры, когда одна «половина», как говорят, заартачилась, но Господь так эту «половину» придавил, что она уже и не пикнула. То есть у Бога столько средств, что любого человека может поставить на место. Мы просто забываем о том, что если это и не произойдет в этой жизни, то возмездие всё равно не минует. Но тогда уже придется отвечать по полному счету. И если в этой жизни ответим, то это еще слава Богу! А вот в будущей жизни это может быть уже безвозвратно. Поэтому нужно помнить, что муж и жена, как говорили нам святые отцы, - это сонаследники будущей жизни. То есть нужно и здесь стараться быть в единении, и там вместе. Это уже духовное единение - там не женятся и не выходят замуж, как сказал Господь, но яко Ангели Божии на небеси суть (Мф. 22, 30). А основание для того единения закладывается еще здесь, на земле. И поэтому не может и не должно быть никакого разделения и разъединения, потому что оно будет продолжаться и в будущей жизни. Я понимаю, что многие - особенно современные - люди об этих вещах не думают, потому что им твердили другое: о свободе, эмансипации, там, всякие слова. Ну, конечно, есть же такое выражение: «Если человеку всё время твердить, что он свинья, то он захрюкает». Твердили- твердили - стали хрюкать уже и так жить не по- человечески, а как животные. Ну, Бог им судья. Но, по крайней мере, сейчас очень многие стали венчаться, и люди, уже жившие в браке, приходят в храм получать благословение. И опять каждый раз всех их спрашивают: «Имеешь ли произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль вступить в брак?» То есть бесповоротно. В этом отношении всё, как было от начала, так и продолжается. И кто действительно серьезно задумывается над своей семейной жизнью и вообще над своей жизнью, тот должен эту истину помнить и всё время держать ее в своем сознании.
Я молодым всегда говорю, когда венчаю, что нет на этой земле ничего такого, из-за чего стоило бы разделяться и ссориться. Значит, в конце концов, всё можно как-то решить. Ну, если что- то кажется вроде бы неразрешимым, нужно обратиться к Церкви, обратиться к Богу, и Господь разрешит. Или иногда через священника Господь вразумит, или же в такие обстоятельства поставит, что всё станет ясно. То есть опять же, невозможная у человек, возможна суть у Бога. Поэтому постараемся мы чаще себе напоминать, как было от начала. Это всё имеет отношение не только к супругам, но и к родителям. Поэтому дети, когда под старость начинают раздражаться на своих родителей, должны об этом помнить. В детстве мы родителей любим сильно, и так было от начала, - также и в старости такое доброе отношение должно сохраняться. Как было от начала, как мы в детстве еще, в простоте, чистые сердцем, друг к другу относились, так должно быть между нами всеми - вот как было от начала. Разве, например, раньше было столько распрей в міре? Хотя враг всегда старался поссорить, но, по крайней мере, город на город не восставал, и страна на страну так не восставала, как теперь стали восставать, - кажется, в то время, когда всё уже поделено. Ну, когда-то вроде, казалось, делили что-то, а теперь всё уже утвердилось. И для чего всё это? А потому что не так, как было от начала. Забыли всё, как было от начала. Действительно, было Крещение Руси на Киевских горах, в Днепре. А теперь это - заграница, так стало. Разве от начала так было? Ясно, что ненормальность. Грузия когда-то просилась под крыло России, и Россия объединяла многие народы, и все с любовью относились друг к другу - вот так было от начала. А теперь это всё забыли. От начала, значит, не было так. Нужно чаще себе напоминать, как было от начала и как желал и желает этого Господь для нас. Дай, Господи, чтобы нам постараться с помощью Божией сохранить мир и в себе, и в семье, и, насколько возможно, в том месте, где нас Господь поставил, где мы находимся, чтобы там тоже были мир и любовь. Аминь. Февраля 1994 года
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.013 с.) |