Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пяток 2-й седмицы по Пятидесятнице.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Боголюбской иконы Божией Матери УДАЛЯЙТЕСЬ ОТ СУЕТЫ
Мф., 31 зач., IX, 14-17. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Обычно, когда люди хотят опровергнуть установление Святой Православной Церковью постов, то ссылаются на Евангелие, где сказано: Не входящее во уста сквернит человека, но исходящее изо уст, то сквернит человека (Мф. 15,11). И поэтому нарушают пост. Если бы они знали немного побольше, могли бы еще и сегодняшнее Евангелие искажать. Ведь в нем говорится: Приступиша к Нему ученицы Иоанновы, глаголюще: почто мы и фарисее постимся много, ученицы же Твои не постятся? (Мф. 9,14). Значит, видите, не постились же. Но это не совсем так, потому что ни одно слово не записано в Евангелии просто так. Не сказано, что «мы постимся, а Твои ученики не постятся», а сказано:... мы и фарисее постимся много, ученицы же Твои не постятся. Здесь имеется в виду, что ученики не постятся много, просто не повторяется слово «много». Это не значит, что пост, таким образом, как бы отодвигается на второстепенное место, потому что мы не раз слышали в Евангелии и другие слова. Когда речь идет об изгнании нечистых духов, то Господь говорит: Сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом (Мк. 9, 29). То есть только молитвою и постом можно избавиться от нечистой силы. Таким образом, это есть свидетельство того, что пост необходим, постольку-поскольку наша основная брань, как говорит апостол, не к крови и плоти, но к началом и ко властем, к міродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Еф. 6, 12), то есть брань против нечистой силы. И в Евангелии, которое читается на Богородичные праздники, каждый раз говорится о том, что: Мариа же благую частъ избра, яже не оти- мется от нея (Лк. 10, 42). То есть утверждается духовная сторона, что и Сам Господь подчеркивает:...темжеубо блажени слышащий слово Божие и хранящий е (Лк. 11, 28). Духовное является самым главным, и оно прежде всего выдвигается на первое место. Почему? Да потому что, когда проходит земная жизнь (а иногда это наступает и раньше), то ничего уже не радует человека. Всё вроде бы есть, а на душе неспокойно. Не говоря уже о том, что часто для достижения этого всего людям приходится или лгать, кривить душой, или же наступать на свою совесть, то есть ее попирать. И всё для того, чтобы чего-то добиться или что-то такое получить, а в результате потом муки внутренние, духовные, душевные. И вот внутреннее состояние человека является самым главным. Не это ли во всяких пословицах и поговорках в народном быту высказывает всегда православный человек? Например, когда люди устрояют свою семейную жизнь, то народ подчеркивает, что если человек тебе мил - в истинном смысле мил, любишь ты этого человека, - то всё остальное не имеет такого большого значения: «С милым рай и в шалаше». Если семейная жизнь человека проходит в любви и мире, то народ говорит: «Когда в семье лад, не нужен клад». Не в этом ли смысл жизни? Добрые отношения дороже всего. Это - древняя мудрость, которая существовала и существует во всех народах, где еще остались, так сказать, остатки уважительного отношения к своим предкам, к изречениям мудрецов. Сказано: живи днем так, чтобы ночью твой сон был спокоен; живи в молодости так, чтобы в старости совесть твоя была спокойна. Все эти истины даны в Библии. В Премудростях сказано, что лучше скромные хижины и трапеза убогая, но с любовью и с миром, чем дворцы, хоромы и пиршества полные, со сварами и пьянством. И с этим, я думаю, никто не станет спорить, кроме тех, которые сами находятся в пьянстве и в сварах. И не потому, что им на самом деле хорошо, а просто по упрямству, по нежеланию признать этой истины. И всё это остается справедливым и по сей день. Об этом сказано другими словами в Евангелии: Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6, 33). Всё остальное приложится, постольку- поскольку несет на себе печать внутреннего мира, любви, благожелательности. Всякая вещь и всякое дело, если оно делается с любовью, если оно делается в мире, имеет свою духовную основу. Сущность и причина существования в течение столетий, даже тысячелетий, многих человеческих произведений, особенно строений каких-то, зданий, заключена в основном-то в том, что они делались с любовью, с миром. А когда делают со злобой и без любви, то оно всё и стоит недолго, рушится всё. И всё это потому, что нет той духовной основы. А эту основу духовную каждый православный человек понимал и ставил во главу угла. Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей быстъ во главу угла; от Господа быстъ сие, и есть дивно во очию вашею (Мф. 21, 42). То есть тот камень, которым пренебрегли строители, он есть вот эта духовная основа, он во главу, то есть в основание всего, что созидается. И это от Господа, и дивно во очию вашею. И действительно, история показывает нам: Дивны дела Твои, Господи! Прошли столетия, даже тысячелетия, и то, что совершалось когда-то, теперь видится именно в том свете, в котором оно действительно было. Я имею в виду - в духовной сущности своей, а не как событие земного характера. Ведь когда что-то здесь совершается, то мы видим: вот человек что-то сделал, что-то получил; другой что-то потерял, что-то не получилось у него. И часто уже потом человек начинает понимать, что-то, что он, как ему казалось, потерял, на самом деле он приобрел. А вот то, что он получил, на самом деле оказалось ему во вред. И, таким образом, потом мы начинаем понимать духовный смысл того, что совершается. Поэтому евангельские слова Спасителя, обращенные к Петру: Еже Аз творю, ты не веси ныне, уразумееши же по сих (Ин. 13, 7), - это как раз та часть, которая не отнимется. Этим и объясняется всё, что происходит. Вот сегодня - праздник Боголюбской иконы Божией Матери. История его такова. Благоверный князь Андрей, потом названный Боголюбским, перевозил икону Божией Матери - древнюю чудотворную икону, которая потом стала именоваться Владимирской. В семи верстах от города Владимира лошади встали. Решили, что они, может быть, утомились, сменили лошадей, но и эти лошади не трогались. Тогда стало ясно, что здесь не просто физическое событие - усталость лошадей, непонятное их упрямство, - а что-то большее. Стали молиться. Люди сразу понимали - значит, Матерь Божия не хочет идти во Владимир, значит, что-то нужно делать. Потом, после общего молебствия, князь Андрей в своем шатре задремал. И во сне увидел Матерь Божию, которая явилась ему и сказала, чтобы он поставил икону во Владимире, а на этом месте основал монастырь. Так он и исполнил это повеление Матери Божией, и был на этом месте основан мужской монастырь, а иконописцы написали икону. Вот вы видите ее - Матерь Божия, как Она ему явилась: со свитком в правой руке и с поднятой левой рукой. Вроде бы вот факт явления Матери Божией. А каков смысл этого? Почему Матерь Божия явилась и повелела основать монастырь? Что современные люди будут говорить? Ну, потому что тут биологическое место такое, обычно храмы ставили в таких точках. Матерь Божия, видите ли, угадала такую точку. Это кощунственно так говорить. Нет, конечно, не так. Матерь Божия явилась на этом месте, и это место свято - этого достаточно. Но почему Она не явилась раньше, почему явилась на таком расстоянии? В этом явлении, как и во всех явлениях Матери Божией, Ее икон, есть очень глубокий смысл. Вы знаете, что существует множество явленных чудотворных икон Матери Божией. Некоторые из них имеют особое явление. Это три иконы, которыми Матерь Божия прославилась: Иверская, Казанская и Тихвинская (кстати, праздник Тихвинской скоро будет тоже, потом Казанской). Все эти иконы не просто так были явлены. Явлениями своего честнаго образа Матерь Божия освятила землю нашу во всех трех ее стихиях: освящена земля явлением в земле зарытой иконы Казанской; освящена вода, потому что по воде пришла икона Иверская; и освящен воздух (то есть «благорастворение воздухов») явлением иконы Тихвинской - она неслась по воздуху, и это видело множество людей. Не просто так были эти явления. Так же и это явление Владимирской иконы Божией Матери имеет особый смысл. В сегодняшнем Евангелии как раз мы слышали о том, что, когда сестры Марфа и Мария принимали Спасителя, то одна суетилась по хозяйству, а другая слушала слово Божие. И Господь наименовал слушание слова Божия благою частью, которая не отнимется. То есть Он уже тогда сказал, что внутреннее, духовное - это то, что не отнимешь. Можно отнять имущество, можно отнять свободу, можно посадить человека. Но душу человеческую, которую Господь сохраняет, невозможно тронуть, и внутреннего мира не отнимешь, потому что он не подвластен никому, он подвластен Богу одному. Потому что это тот мир, про который Господь сказал: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не якоже мір дает, Аз даю вам (Ин. 14, 27). Не как мір дает, потому что тот «мир», который дает мір, сегодня есть, а завтра ты его можешь лишиться. То есть благополучие и даже здоровье, которые сегодня есть, а завтра их уже нет. А внутренний мир, благодать Божия - это то, что не подвластно никому, так как это исключительно во власти Божией. Никто не может этого отнять, и поэтому, что ни делали с людьми верующими, с православными христианами, всё равно не могли ничего поделать с духом, с душой. То есть это духовное - оно и есть главное. И наше богослужение так построено. Вот подходит праздник - например, праздник Рождества Христова. На Рождество все разговляются - едят, пьют, «разрешение на вся». А перед этим существует Сочельник, или Сочевник, - день строгого поста, хотя уже поют: «Рождество Твое, Христе Боже наш...» Вот Господь сподобил снова нас дожить до сего дня, Рождество опять сотворил, и так тихо и умиротворенно всё это. Праздник Пасхи - торжественно всё, празднично. Потом разговляются. А перед этим - духовные дни, особые: Великая Пятница, Великая Суббота. Это духовные переживания, духовные стояния. А суета эта обычно там, где скопление людей, - в городах, где жизнь, так сказать, именно такая - мірская, где мір. Вот и Матерь Божия остановилась для прославления своего образа не в міру, не в городе, в котором Она до этого была. Но Она пожелала, чтобы Ее прославляли особенно, в тишине, не доходя до Владимира, в семи верстах- расстояние, достаточное для того, чтобы, кто хочет, смог сходить и помолиться. Семь верст - это не большое расстояние, тем более для тех людей, которые не ездили, как мы, а ходили пешком. Для них проблемы не было сходить, немножечко потрудиться, прославить Матерь Божию, помолиться в уединении, вдали от суеты мірской, земной, городской. Поэтому обители все находились в основном в местах отдаленных или же, по крайней мере, на некотором расстоянии от городов. Потом уже часто эти обители обрастали поселениями, как обрастала Троице-Сергиева Лавра, и там появился город Сергиев Посад. Но в тех обителях, которые до сих пор еще находятся в местах, отдаленных от городских, всё равно чувствуется особая тишина. Промысел Божий так устрояет, что вот и храмы - даже вот наш храм - в стороне от шума и суеты. А пойдете в центр Москвы - там и машины рядом, и то, и се. Тут по строительству-то зашумят, и то сразу уже чувствуешь. А если как там, всё время? Вот Господь и Матерь Божия всё время показывают, что тишина нужна. Ведь сам-то Господь, когда молился с учениками, то уединялся: то ночью уединялся, то на гору один поднимался помолиться. Так и есть, в Евангелии написано: И отпустив народы, взыде на гору един помоли- тися; позде же бывшу, един бе ту (Мф. 14, 23). То есть на гору удалялся всё время. Вот и это явление Матери Божией. Икона именуется Боголюбской, а это - свидетельство того, что ведь именно Боголюбивая, и те, кто Бога любит, должны немножечко удалиться от суеты этой и внутренне, а часто и внешне. Конечно, потом приходится соприкасаться с этим міром, и мы соприкасаемся. Но преподобный Серафим сначала удалился в пустыню, чтобы приобрести семена добродетели, а потом уже возвратился из пустыни, чтобы эти семена сеять. И это как раз свидетельство того, что естественное стремление и желание человека для стяжания духовных вещей - немножечко отдалиться, удалиться и отделиться от всей суеты. Потому что смысл всей этой суеты именно в том, чтобы закрутить человека, чтобы некогда было бы ему уединиться, задуматься, остановиться. Вы посмотрите, как работает лукавый. Ну, я не смотрю телевизор - у меня его нет. Но вот когда приходится сталкиваться с этим- где- нибудь посмотришь иногда, - то сразу после всей этой тишины, покоя, которые Господь посылает в храме, во всем духовном, видишь, с какой скоростью этот калейдоскоп крутится (раньше хоть были перерывы в передачах). Чтобы не то что минуты - чтобы секунды не было для того, чтоб человек остановился, задумался. Потому что, если ему что-то показывают, его мысль уже начинает уходить в сторону. Поток информации всё время, выражаясь современным языком, сыпется. И не просто сыпется - вталкивается, вдалбливается, обрабатываются и душа, и ум. И вот как раз именно духовное всему этому противостоит, отводит от этой суеты. Ведь всё равно мы оставим здесь всё. Вот вы наверняка испытывали все особое чувство, когда приходишь на кладбище: какая- то тишина, что-то здесь упокоилось уже, от этой всей суеты, от этой вертушки все люди отошли и упокоились здесь. Поэтому сказано: «Со святыми упокой», «Вечный покой». И чтобы не дожидались, когда уже упокоятся там волей-неволей, Церковь старается людей отвлечь от этой суеты, успокоить, отвести от міра, от города. И это естественно даже. Вот люди живут в городе, а едут отдыхать из города всё-таки на лоно природы - куда ж денешься-то. И все еще как побегут туда, если только дать возможность. Ну что ж, конечно, другое дело, что они не могут оторваться от удобств, ну это уже немощь, а душе-то требуется всё-таки покой и вот эта тишина. Видите теперь, почему Матерь Божия остановилась - остановила свою икону и, значит, остановилась сама - и сказала: «Вот здесь создайте обитель, хотя, конечно, и Я там буду среди вас». Она среди нас всё равно. Во всей этой суете Она всё равно ходит - ходит по городам, всегда, везде невидимо ходит, покрывает нас своим Покровом. Но учит нас, чтобы мы, хотя бы внутренне, удалялись от всего этого. Да и внешне тоже: почаще уединялись для молитвы в храм, в тишину, во внутреннее. Потому что иначе не сможешь полюбить именно вот боголюбивое, полюбить духовное - мір, как я уже сказал, всё время отводит от этого. Сейчас едешь, смотришь - ларьки все эти блестят, сверкают, мелькает там что-то такое, и всё это привлекает, особенно заграничное. Всякие кадры показывают - там всё так крутится, вертится. Один человек (светский, но верующий, с чуткой душой, поэт) рассказывал, что как-то его пригласили в какое-то такое заведение, какой-то ресторан болгарский, а там - кошмар! Все курят, облака дыма, всё мелькает, цветомузыка эта бесовская. И когда он вышел поскорее оттуда, его спрашивают: «Ну как вам, понравилось?» Он говорит: «Ну, как сказать - что-то вроде ада». Вот впечатление. Вот, куда тянут. Вот, где шум. Вот, где мір. Я думаю, что стремление человека к тишине, к миру - это действительно естественное стремление каждого нормального человека. Но вот у молодых людей, которые приезжают на отдых, даже здесь, на природе, заткнуты уши - висит, значит, ящик такой постоянно. Даже когда они на лоно природы выезжают, то в тишине находиться уже не могут. Это уже люди больные, конечно. Нормальный человек к покою, к тишине стремится. Поэтому мы и прославляем Матерь Божию, мы молимся Ей, как в Ее тропаре замечательно сказано: Боголюбивая Царице, Неискусомужная Дево, Богородице Марие, моли за ны Тебе Возлюбившаго и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, мірови мир, земли плодов изобилие, пастырем святыню и всему человечу роду спасение. То есть здесь молятся не о себе только, а о спасении всего человеческого рода. Поэтому я вам привел примеры из всего человеческого рода. Действительно, все люди, которые стремятся ко спасению, они, естественно, стремятся к тишине, к покою. И мы, прославляя Матерь Божию, постараемся чаще посещать храм Божий. Тем, кого суета закрутила и затянуло болото (хотя внешне это выглядит не болотом, но на самом деле, в духовном смысле, это болото, которое засасывает, вся эта вот кутерьма мірская), нужно помнить, что всё равно всё это кончится. Кончится вся суета человеческая по смерти, которая, в конце концов, всех настигает. В храме ли мы бываем, или там, где лежат многие усопшие на кладбищах, будем чаще напоминать себе, что всё проходит. Одно только вечно, как Господь сказал: Мариа же благую частъ избра, яже не отымется от нея (Лк. 10, 42). Вот эту благую часть и нужно стараться стяжать, и это зависит от нас самих. Поэтому помолимся сегодня Божией Матери, чтобы Она укрепила нас, наши души и испросила оставление прегрешений наших. Аминь. Июля 1994 года
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.237 (0.01 с.) |