Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Аще не покаемся. Все так же погибнемСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Праздник Покрова нам свидетельствует о том, что все мы находимся под покровом Матери Божией, под Ее предстательством. Ведь в храме- то из стоящих только один блаженный Андрей, Христа ради юродивый, видел Матерь Божию, все остальные-то не видели. Мы стоим и не видим этого, а ведь это всё есть - святые ходатайствуют о нас, молятся, предстательствуют, а мы говорим: «О, как у меня получилось! Как всё сложилось. Как мне повезло!» А сами и не знаем, что там со слезами умоляют за нас, грешных. Прости нас, Господи! Какое предстательство - Матерь Божия! А у каждого из нас есть Ангел Хранитель, который за нас всё время ходатайствует, и это мы тоже забываем - прости, Господи! А еще есть наши сродники, угодившие Богу, - мы же ведь все из какого-то рода. Как вот митрополит Филарет явился - это действительный факт, я сам свидетель - одному своему дальнему родственнику и сказал: «Ты много раз избавлен был от смерти. Ты думаешь, всё просто так, что ли? Я с самой колыбели за каждым твоим шагом слежу». А он этого и не знал. Жил, и всё. Вот повезло, вот получилось! Не получилось, а всё - Промыслом Божиим, молитвами святых. Мы должны быть благодарны. Неблагодарность - это самое страшное. Почему не ходят в церковь? Первый вопрос: «А для чего мне нужно в церковь ходить?» Для чего? А ты благодаришь Бога вообще когда-нибудь? Вот ты родился таким, а в любой момент можешь уродом стать, и даже родиться мог бы уродом. Про это мы не думаем, что мы имеем все как дар Божий. У нас нет благодарности. Прости, Господи! А сейчас молодежь живет и не думает, как и зачем живет. Начинается заварушка где-нибудь на Кавказе - ах вот, там что-то такое случилось! Так любой может оказаться в таких обстоятельствах. Ведь жили люди во времена, когда и голод был, и войны. Часть тут стоящих претерпела это. Такие события показывают, как в Евангелии сказано, что аще не покаетесь, все так же погибнете,- со всеми такое случится (см.: Лк. 13, 3). Мы не думаем о том, что всё, что мы имеем, - это дар Божий, и не ценим этого дара, откуда и неблагодарность. Прости нас, Господи! А дальше вот эта неблагодарность во что сейчас превратилась? Никто никого не благодарит. Дети родителей не благодарят- «так и надо», «так и полагается», и еще требуют. К учителям никакого уважения нету. А без них будешь безграмотным, не будешь ничего понимать. Ведь всё, что мы имеем, мы получили от старшего поколения. Почему почитание старших, родителей, наставников, начальствующих было всегда законом всех народов? Народы только потому и развивались, что почитали предков и использовали всё то, что до них было достигнуто. Представьте, если каждого из нас раздеть и, как говорят, голышом пустить - придумывай сам себе одежду, придумывай, как дом построить. Ведь не придумаешь - замерзнешь прежде, помрешь. То есть, как только рождается человек, он сразу входит в труд тех, кто до него жил. У него уже колыбелька, у него пеленочки, у него там уже всё продумано. Но люди забывают, что пользуются уже готовым. Почему раньше просили прощение у всего мира? Потому что перед всеми виноваты. У нас говорят часто: «Сейчас такая жизнь». Что значит «такая жизнь»? Это мы сами на себя указываем - ведь каждый, когда говорит: «Вокруг такие-то», это он про другого говорит. Вот ты и изменись. Как говорят, будет два, если будет один. И поэтому всё нужно начинать с себя. И в любом инциденте, как святые отцы говорили, доля своей вины есть. А у нас - всё время гордыня, самооправдание, самолюбие, тщеславие, самомнение. Это всё я! А что твое «я» представляет? А если бы тебя не научили? Как был дураком, так и остался бы. Нет, бывают, конечно, от рождения очень умные, но не так их много. Кулибины не рождаются в каждой семье, а наоборот, даже сказано: «В семье не без урода». Почему так? Господь показывает: могло быть так, а могло - так. Что, собственно, своего человек имеет? Вот иной бьется, бьется, а у него голова не соображает - не дано. Так и говорят: этому не дано. Нет у нас благодарности. Прости нас, Господи! Нет сознания того, что всё, что мы имеем,- это дар Божий. Почему гордыня - страшный грех? Потому что это сатанинский грех. Денница был Первоангелом, самым высшим был, - таким его Господь сотворил. Но он возгордился. Тебя же Бог таким сотворил, и ты же против Бога еще возникаешь, как теперь говорят. Что же такое получается? Почему сказано: Рече безумен в сердце своем: нестъ Бог (Пс. 13,1). А есть только я. А что я? Всё равно ведь все умирают. И вот он «якает», «якает», а потом уже и говорить не может ничего. И сам себя не узнает. И во что человек превращается? Почему Господь поставил смерть телесную? Чтобы показать человеку здесь, на земле, что тот далеко не всесилен. Что он ограничен, что он немощен и находится в зависимости от Бога. Что сейчас только ни делают - замораживают себя даже некоторые, с ума сходят. Заморозят после смерти, подожди, заморозка есть такая. И не нужно столько денег платить - значительно дешевле заморозят. И всё это - безумие, конечно. Всё это безумие! Потому что на самом деле человек не думает о том, что установлен закон, и от этого никуда не денешься. Вратами смерти рано или поздно все мы пройдем, их всё равно никто не минует, разве что только те, кто доживет до Второго Пришествия, когда не все умрут, но все изменятся (см.: 1 Кор. 15, 51). Но тогда такая будет жизнь, что вообще невозможно будет и жить-то. Это в Евангелии сказано: Если бы не прекратились те дни, то не спаслась бы никакая плотъ (Мф. 24, 22). Мы сейчас говорим: «Трудно жить». А что будет тогда? Сейчас мы уже предвкушаем это. И всё - следствие греха. Согрешаем гордыней, забвением Бога. Прости, Господи! То есть веры нету - вера потеряна полностью. Та вера, о которой апостолы просили Господа: Умножь в нас веру (Лк. 17, 5); о которой Господь сказал: «По неверию вашему не могли вы беса изгнать» (см.: Мф. 17, 20). Вот этой веры нет почти. Действительно, Господь сказал: Сын Человеческий пришед убо обрящет ли веру на земли? (Лк. 18, 8). Этой веры нету. И сам дар веры опять же люди во что превратили? Верят всему, кроме истины, кроме Бога. Любой аферист приходит, и его слушают разинув рот. А приходят в храм и зевают: «А чего тут слушать? Да одно и то же всё это». Да, одно и то же. А что одно и то же? Каждый не возражает, что у него голова, как у всех раньше до него была, - одна и та же. А чего бы она у тебя вдруг другая стала? Сейчас, правда, некоторым своя голова не нравится - намажутся, накрасятся, кто выстригает, кто выбривает. Ну, это уже безумие, дальше уже некуда. А так говорят - всё одно, всё устарело. Ничего себе - руки, ноги не устарели ни у кого, оказывается. И очень удобно, когда они работают. А всё остальное устарело, видите ли. У них вера уже устарела, все законы не те. Всё это, конечно, безумие, всё это гордыня непомерная. Прости, Господи! И мы, конечно, может быть, по милости Божией, не доходим до этого состояния, однако очень часто слышишь (даже среди тех людей, которые ходят в церковь): то к каким-то бабкам пошли, то еще какой-то целитель где-то нашелся - откуда всё взялось? Ведь, кто постарше, знает - ни про одного не слышно было. Сейчас же - целые корпорации, целые ассоциации этих всяких проходимцев, и все разинув рот смотрят на это. Да шарлатаны сплошные, бесовские работники! Это всё для того, чтобы расшатать веру в людях. Прости, Господи, когда мы этому поддаемся. Веры истинной, к несчастью, почти нигде нету. Так же, как нет, конечно, и любви за умножение беззакония, изсякнет любы многих (Мф. 24, 12). Все озлоблены, раздражены, недовольны, ропот сплошной. Что вокруг творится? Когда-то, Царствие Небесное, отец Александр Ветелев сказал такие слова (во время исповеди, кстати): «Какие лица несете вы людям? Нахмуренные, озлобленные...» Вот, действительно, когда видишь лица старцев наших, на их фотографии посмотришь- душа успокаивается, умиротворяется. Только посмотреть на них достаточно - такая умиротворенность. А у нас всё такое напряженное. И действительно, всё это говорит о том, что человек, вместо того чтобы в простоте сердца положиться на волю Божию, с верой, с надеждой на помощь Божию жить, он пытается жить своими мозгами. Поэтому у него и мозги все закрученные. Почему? Потому что не справишься. Если Господь не поможет - ничего ты не сделаешь. Аще не Господъ созиждет дом, всуе трудишася зиждущии. Аще не Господъ сохранит град, всуе бде стрегий (Пс. 126, 1-2). Это столько лет назад написано! И все это истинно так. И вот все пытаются строить без Бога. И уже настроили без Бога, теперь пожинаем. Да и то - не всё, что строили, было совершенно-то без Бога. И держится еще кое-что только потому, что кто-то всё-таки делал с молитвой, с любовью - за счет этого. Солъ земли - она сохраняет. Немножечко ее есть, и она все-таки засаливает сколько-то по сравнению со всем объемом. Вот так же и вера, так же и любовь. И есть еще светильники, которые сохраняют этот свет, это тепло - они еще и сохраняют жизнь в мире. Всё остальное, к несчастью, прогнило. Действительно, говорили: загнивающий капитализм. Да, всё загнивает. Капитализм - только одна из разновидностей загнивания. А всё гниет, только по-разному. Поэтому всё действительно обновляется только благодатью Божией. Почему люди, в духовном смысле прогнившие, когда милостью Божией попадают в Церковь, обновляются и светят, как звезды, как светильники. Например, Мария Египетская. Какую она жизнь вела? Бросила всё это, оставила всю эту распутную жизнь и достигла такой высоты - равноангельной высоты. Вот что делает благодать Божия! Но, как говорил преподобный Серафим, у этих людей была решимость, которой у нас, к несчастью, нет. Прости нас, Господи! Поэтому мы очень часто и много согрешаем тем, что порывы есть, а дальше порывов ничего не идет. «Суждены нам благие порывы, но которых свершить не дано»,- современный поэт сказал. Да, не «не дано». Дано было бы, если бы ты решился. Не дается, потому что ты не решаешься. А чего тебе давать, если ты не будешь это делать? Поэтому и Господь, сказано, талант дает каждому по силам. Почему последним не дается? Потому что, как преподобный Серафим говорил: «Благодать Божия одна и та же во все времена действует. Но у последних людей нет решимости». Нет решимости. Прости нас, Господи! Причем это уже во всем. «Буду молитвы читать каждый день!» - и ничего. Ленивы на молитву, прости, Господи. Нет решимости. Как-то, помню, мне пришлось выступать перед военными. Сидят они, все такие напыщенные, с эполетами, надутые, как мыльные пузыри. А я говорю: «Да вы же все безвольные! - перчатку бросил им. - Вот бросьте курить». Стоп - и тут «сдулись» сразу эти пузыри. Потому что действительно не могут они. Простая соска - и не могут отстать от этого люди. Взрослые люди. И вот вроде бы человек решительный. Грубость - это у них считается мужеством. У нас теперь всё перевернулось вверх ногами. Грубость считают мужеством, а действительно мужество - это значит, не может себя показать, себя отстоять. Так вот, действительно нет у них решимости простой шаг сделать. А сколько с постом запинаемся? Ну уж ладно, ну немножечко, ну неважно это- и начинается, елейный такой, бесовский голосок откуда-то подначивает. Почему? Для того, чтобы человек хоть в чем-то не сдержался. Мы во многом несдержанны. Так хоть в чем-то остановись, сдержись - нет, не можем. А в словах остановиться? Где остановиться? Кто может сдержать гнев? Согрешаем раздражением, гневом. А потом еще и памятозлобием - то есть злопамятностью, ожесточением сердца. Страшные грехи! Грехи, которые в своей сущности чисто бесовского происхождения. Это бесы записывают грехи, и хранят их, говоря современным языком, бесовские компьютеры. Нажал на кнопку - и сразу выскочили оттуда все грехи. А этот то-то нагрешил, а этот то-то нагрешил. Вот когда мы помним эти чужие грехи, то мы как раз уподобляемся бесовским хартиям. Голова наша, или наше сознание, как бесовская записная книжка, в которую записаны грехи чужих, - вот что мы из себя представляем. На нашей памяти бес записывает чужие грехи и всё время нам, как из компьютера, выдает. Как только речь о каком-то человеке - сразу раз, и оттуда выскакивает всё: он то-то, то-то, то-то. Всё наоборот. Как говорили святые отцы: «Люди сложили с себя легкое бремя осуждения себя и оправдания других и возложили на себя тяжелое бремя осуждения других и оправдания себя». Согрешаем самооправданием постоянно. И первая мысль о ком-то - сразу помыслы осуждения. Если бы мы занимались своей душой, то мы бы даже не обратили внимание. В любых обстоятельствах человек прежде всего должен обращать внимание на свое состояние, всё время следить за тем, что происходит с его душой. Если тебя начинает раздражать что-то, значит, что-то в тебе не то. А что он говорит, или она, или там кто-то - это не самое главное. В тебе что-то есть, за что сказанное тебя зацепило. Театралы-то знают, наверное, такое высказывание: «Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав». Ну что ж - пересказывают то, что в Священном Писании, только светским языком. Это говорится о том, что гнев бо мужа, правды Божия не соделовает (Иак. 1, 20). То есть, когда ты в гневе, когда ты в раздражении, ты по-Божьи не поступишь. Вот эти духовные рецепты нужно всегда перед собой иметь. У нас таскают с собой таблетки, а духовные лекарства мы часто с собой не имеем. Поэтому все и болеем, и немощствуем, что всё время забываем о тех изречениях, о тех духовных наставлениях, которые нам даны в Священном Писании. Прости нас, Господи! Ленивы на молитвы, на чтение духовной литературы, духовных наставлений. Согрешаем нарушением постов, нехранением постных дней, невоздержанием в пище, питье, лакомством, винопитием, табакокурением. Согрешаем всякими земными привязанностями, которые нами владеют. Съел когда-то что-нибудь вкусненькое - это одно, а когда ты только об этом и думаешь и из-за того, что тебе не досталось чего-то, ешь ближнего своего - вот это грех, да еще и тяжелый грех. Вот некоторые говорят: «Да не всё ли равно, что есть?» Да смотрите, сколько греха избежал бы человек, если бы он к этому относился действительно так, как он сам говорит - «всё равно». Если всё равно, тогда и не обращал бы внимания, что другой ест - икру ли, колбасу ли, - тебя бы вообще не волновало. А если волнует - значит, тобой это тоже владеет. Так же, как и всё остальное тоже. Согрешаем привязанностью к земным благам. Прости, Господи! Из-за этих благ часто столько ссор бывает. А сколько между родственниками из-за денег, из-за материальных каких- то вещей бывает разных обид, счетов, из-за временного этого сколько человек грешит. Грех не в том, что человек имеет дачу, или машину, или квартиру, а в том, что он из этого делает кумира, и из-за этого происходят разделения и раздоры. А из-за чего, в конце концов, ведутся все войны? Делят деньги, делят какие-то материальные блага - вот и всё. И потом над этим еще начальствовать нужно - «я», гордыня. В общем, все три искушения, с которыми диавол приступал к Спасителю, так и остаются во всем мире, и так всё вокруг этого и крутится - слава, власть и материальные блага. Всё. И в каждой семье тоже. Ну, слава - это высоко будет. А насчет власти-то - кто кому подчинится в семье - только споры и идут. И ещё делят материальные блага. И всё очень просто. Поэтому, в сущности, человек находится в этом рабстве, к несчастью. Грешит, грешит - и здесь-то жизни ему нет, потому что здесь его всё время это мучает, и в будущей-то жизни он будет мучиться. Святые отцы даже объясняют так, что человек будет мучиться там от той же самой зависти. Нет, он не будет завидовать, что у того огонька больше, а у меня меньше - нет. Он будет завидовать тем, которые не попали в огонь. Помните, когда богатый увидел Лазаря на лоне Авраамовом. Правда, он тогда еще думал о других - чтоб его братья туда не попали. У него еще сострадание явилось. А в жизни-то не было сострадания. Псы-то лизали раны убогого, а он не проявил сострадания, которое собака проявляла. Прости нас, Господи! В грехах здесь мы мучаемся, и там придется мучиться, если не покаемся. Поэтому будем всячески стараться, по милости Божией, всякое разделение, раздражение, озлобление покрыть миром и любовью. Иначе и здесь жизни не будет, и там не будет. Здесь это временное дерганье, наслаждения какие- то - всё равно всё это пройдет, и ничего не останется- как прах и пепел. Прости нас, Господи! Согрешили всеми своими чувствами, душевными и телесными. И, как я уже сказал, не только неблагодарностью, но и ропотом - всё время еще и недовольны. Прости, Господи! Октября 1999 года
ЛЮБОВЬ СИЛЬНЕЕ СМЕРТИ
Кор., 125 зач., I, 18-П, 2. Ин., 61 зач., XIX, 25-37. Лк., 111 зач., XXIII, 32-49. Мф., XXVII, 55-61
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! В Великий Пяток Страстной седмицы мы присутствуем при погребении Господа нашего Иисуса Христа. Святая Православная Церковь в течение всего Великого поста подготавливает нас к празднику Святой Пасхи, к Воскресению Христову, через покаяние и через переживание последних дней земной жизни Спасителя. Всё венчается праздником Воскресения. Но до этого, сказано, Иисус же прежде шести дний Пасхи прииде в Вифанию (Ин. 12, 1). Далее повествуется о том, как Господь, будучи совершенной любовью, совершенной чистотой, воспринял чашу страданий. И страдания эти, кроме того, что они были физические, прежде всего были духовные. Потому что Господь воспринял на себя грехи всего мира. И если бы каждый из нас задумался над той непостижимой жертвой, которая принесена за спасение рода человеческого, за нас, грешных, то мы бы в своей жизни чаще, наверное, обращались бы к покаянию. И, как сказано о Спасителе в тех исторических описаниях, которые дошли до нас, никто никогда не видел Его смеющимся, но чаще видели плачущим. Потому что действительно, если взглянуть на ту жизнь, которая нас окружает и которую мы сами ведем, то она, конечно, больше вызывает печали, чем радости. Только иногда детская чистота вызывает умиление и радость. А всё остальное, помраченное грехом, больше вызывает страдание. Действительно, Господь творил только добро. Будучи и Сам безгрешным, Он никого не осудил. А сколько больных, слепых, хромых, сухих излечил! Напитал тысячи народа в пустыне. И даже мертвых воскрешал, - вы помните вдову, которая хоронила своего сына. Господь ей сказал: Не плачи, а юноше сказал: Тебе глаголю, восстании (Лк. 7, 14-15). Одни благодеяния! И вот этот вопль сердца: Людие Мои, что сотворих вам? Или чим вам стужих? Слепцы ваши просветих, прокаженныя очистих, мужа, суща на одре, возставих. Людие Мои, что сотворих вам? И что Ми воздасте? (из службы Великого Пятка. - Прим, ред.). Вот этот вопль Спасителя звучит во все времена. Да, мы часто в нашей жизни забываем о благодеяниях Божиих. И действительно, Господь сотворил человека, и всё человечество живет в міре Божием. Так и говорят: «Появился на свет Божий». Мы все живем благодеяниями Божьими. Вот и в этот момент, в сегодняшний день, всё оживает, распускается. Чистота всего свежего, возрождающегося - это как бы воскрешение природы. Люди всем этим пользуются, а у кого благодарность? У единиц. А у всех остальных, к несчастью, ее нет. Вот пойди сейчас и скажи это людям, которые в суете живут, - на тебя посмотрят как на безумного. И действительно, Апостол, который читался сегодня, говорит: Иудеемубо соблазн, эллином же безумие. Самим же званным иудеем же и эллином Христа, Божию силу и Божию премудрость (1 Кор. 1, 23-24). То есть всё это действительно для кого-то - безумие, для кого-то - соблазн. И не нужно, как говорят, ходить далеко. К несчастью, бывает, что часто - я не говорю в родстве, даже в одной семье - смотрят на человека, который обращает свой взор к Богу с благодарностью, как на безумного. И что удивляться этому? Что удивляться, если Сам Господь, сотворивший столько благодеяний, не был воспринят с благодарностью. Черная, как говорят, неблагодарность. Людие Мои, что сотворих вам? Можно представить страдания наших новомучеников, когда они видели народ, облагодетельствованный Богом, который разрушал храмы и самого родоначальника нашего спасения Господа Иисуса Христа распинал и умерщвлял. Сколько уничтожили людей! За что? За то только, что они были верующие. И после, когда настало другое время, люди верующие всё равно были изгоями. И если куда- то человек поступал на работу или в какое-то учебное заведение, то если верующий - значит уже ненормальный, ненадежный. До сих пор еще этот голос богопротивников и богоубийц, как и в те времена, продолжает звучать. И сейчас еще человек, который верует, молится, для многих считается человеком безумным. «Религиозная шизофрения» - так у нас выражаются. До сих пор звучит голос распинателей Христа. Это страшно, но здесь всё, что говорит слово Божие, исполняется, всё свидетельствуется. Люди, полностью слепые, полностью одебелело сердце, не чувствуют, не понимают, не разумеют. Эти евангельские чтения говорят о том, что происходило с учениками Спасителя и с народом. И если задуматься над этим, то это приводит в ужас. Действительно, полное безумие - других слов просто нет. Потому что, смотрите, - Господь не раз говорит, что Ему надлежит пострадать. Господь говорит, что жена, которая возлила миро Ему на главу, приготовила тело Его к погребению. И тут же сидит Иуда и всё это слышит. Наконец, Господь прямо говорит: «Один из вас предаст Меня». А Иуда в это время уже договаривается, как Его предать. Когда все начинают говорить: Еда аз есмъ, Господи? Отвещав же Иуда предаяй Его рече: еда аз есмъ Равви? Глагола ему: ты рекл еси (Мф. 26, 22-25). То есть Господь говорит: «Да, ты сам говоришь, что это ты». И ему дает понять, что Он знает не только, что Его предадут, а кто предаст Его. Но Иуда не останавливается. Не останавливается и продолжает свое черное дело. Да каким образом еще - не просто приходит и говорит: вот Он. А говорит: Радуйся, Равви, и облобыза Его (Мф. 26, 49). Сам сказал: «Кого поцелую, того и берите». То есть еще изобразил и любовь вроде, когда знаком предательства целование избрал. Потом, правда, как сказано, шед удавися (Мф. 27, 5). Но это уже полная погибель. Вот, к несчастью, на примере Иуды показаны все страсти, которые действуют в человеке. Если человек не останавливается, то его конец - самоубийство. Кстати, это случается очень часто. Почему именно самоубийство и стало в христианстве признаком погибели - явной, открытой погибели. Потому что ведет к этому ослепление и предательство всех дарований Божьих. Такое состояние страшно, потому что человек, как говорит Господь, не ведает, что творит. Это состояние одержимости - сущность всякой страсти. Человек, одержимый страстью, слепнет, для него уже ничего не свято. Он может богохульствовать, бить самых близких и любимых людей, оскорблять - всё, что угодно. Это состояние диавольское, как сказано про Иуду: вниде в онъ сатана (Ин. 13, 27). Действительно, человек, который уже добровольно покоряется воздействию нечистой силы, становится ею одержим. Это начинается не сразу, постепенно. Один раз попирается голос Ангела Хранителя, голос Божий в душе, второй, третий, потом затаптывается. А мір кричит: распни, распни! Давай, давай, брось! Зачем ты всё это делаешь? То есть это происходит в міру часто, и противостоять этому не так просто. Почему и апостолы испугались и разбежались. Апостол Петр с клятвой трижды отрекся. Это тоже нам служит назиданием, чтобы мы не были самоуверенны ни в чем. «Я никогда...» Что это такое? Как это человек может? К несчастью, может. Все мы в разной степени находимся в этом обстоянии. Поэтому Господь и сказал: Иже есть без греха в вас, прежде верзи камень на ню (Ин. 8, 7). Часто бросаемся мы этими камнями друг в друга, забывая, что сами мы далеко не безгрешны. Немногие, как вы видите, находятся в этот день и в этот момент в храме Божием. Еще меньше, наверное, из тех, кто находится, может действительно сопереживать тому, что совершается. Потому что это не так просто. Для этого душа должна быть уготована. Благодать Божия действует, но сказано: В злохудожну душу не внидет благодать, ниже обитает в телеси повиннем греху (см.: Прем. 1, 4), поэтому она не входит в нас. Не может войти, потому что сами мы своими грехами не допускаем ее. Действительно, очень часто, к несчастью, мы в жизни размениваем состояние любви и мира в душе на временное, на что-нибудь преходящее. Начинается раздражение по какому-то поводу. Да нет ничего, из-за чего стоит здесь раздражаться. Все проходит. Примеры тех, кто прошел этим путем страданий, должны всегда быть перед нашим взором. Действительно, сколько людей пострадало уже в наше близкое время за имя Христово. Помните, один из первых священномучеников митрополит Петроградский Вениамин, когда происходил спектакль суда над ним, прямо говорил в своем последнем слове: «Я понимаю, что здесь или за Христа, или против Христа. Я - за Христа, и готов принять любой приговор». И приговор был смертным. Так же, как и Спасителю. Наш царственный мученик, царь Николай И, тоже не сбежал никуда, остался среди своего народа и своим же народом был предан. И опять - только не один Иуда, а много Иуд, к несчастью, появилось, которые предали веру, царя и Отечество. И так это всё произошло. И так это всё происходит. Помазанника нет, поэтому продают веру и Отечество. За что? За временные блага. Люди светские, но в то же время, видимо, верующие, чувствуют это. Когда я был на приеме в ракетной академии, один из генеральных конструкторов сказал интересную вещь, что основатель этой Михайловской академии продал имение и создал тогда военное артиллерийское училище для защиты Отечества. «А современные князья продают наше оружие и покупают имения», - так прямо и сказал один из генеральных конструкторов. То есть во всех сферах это происходит. И вот как Господь воспринял на Себя грехи всего человечества, и как Он пострадал именно через предательство, так продолжается и по сие время. Тоже находятся предатели и те же сребреники получают, продавая более ценное. А иногда и просто бесценное. Если есть более ценные какие-то земные блага, то бесценное - это вера. И всё это происходит, к несчастью, и по сие время. И все видят. И те, кто предает, видимо, тоже понимают - но еже твориши, сотвори скоро (Ин. 13, 27). То есть творят, за что их Господь здесь и оставил жить. Исполняют то, что написано. Поэтому и в семьях происходит тот же самый процесс. По милости Божией, не всегда кончина бывает такая, как у Иуды. Но поступки часто бывают такие же. То есть в угоду друзьям, или подругам, или кому-то вообще - одним словом, в угоду міра сего продается любовь родственная и семейная, не говоря уже о вере, о Церкви. И всё это как было, так и есть. Как и тогда, когда на Господа возливалось миро, то раздавались голоса: лучше бы продать это миро и деньги раздать нищим. Так и в наше время раздаются голоса: что там храмы восстанавливать, возрождать - лучше эти средства раздать пенсионерам или нуждающимся. Те же самые голоса. Забывают, что всё - от Бога. Господь даст здоровье - и проживешь, питаясь хлебом и водой. Господь не даст здоровья - и умрешь среди полного изобилия яств, ибо ничего не сможешь даже просто есть. Да и то, что будешь есть, тебе не поможет. Поэтому всё, как сказано, так и совершается. И вот, когда мы присутствуем в такие дни в храме Божием, когда мы по силе своей духовной, по возможности сопереживаем тому, что здесь совершается, то мы присутствуем именно при том, что происходило в то время. Память этого хранит даже камень. Как сказано в Евангелии: Аще сии умолчат, камение возопиет (Лк. 19, 40). И слово это ведь исполняется. Молчат о Христе, о Его страдании в Иерусалиме - там государство совершенно иного направления. И, несмотря на это, там же, в Иерусалиме, камень вопиет. Я сам, грешный, лично слышал удары бича, приложив ухо к колонне, у которой бичевали Спасителя, - такой буквально звук. Ведь это же камень? Действительно, удары бича. И не я один слышал. Как сказано, так всё и есть на самом деле. Когда люди молчат - камень вопиет. Уже две тысячи лет камень вопиет. Вот почему нужно укреплять веру. Вот почему нужно стараться действительно воспринимать образ Спасителя как Первообраз, о котором Сам Господь сказал: Аз есмь путъ, и истина, и живот (Ин. 14, б). И, воспринимая Его, также относиться ко всему. Помните: Отче, отпусти им, не ведят бо что творят (Лк. 23, 34). Не ведают люди, что творят. Потому что, действительно, то, что происходит, очень часто бывает недоступно пониманию человека в тот момент. Вот мы часто очень переживаем за своих детей. А ведь многие из нас приходят в храм Божий уже в преклонном возрасте. И, действительно, уже в преклонном возрасте пытаются своего ребенка вразумить, чтобы он понял то, что ты понял в пятьдесят лет. А ему еще - всего ничего. Да придет время, может быть, и поймет. Может быть. И поэтому в отношении к своим близким нам нужно прежде всего положить за правило - набраться терпения. Ведь если твоя душа пришла к вере через терпение Божие (Господь же терпел, пока ты, наконец, начал что-то сознавать, а иногда еще и не сознаешь), то тогда как же мы должны терпеть других! Ибо, действительно, претерпевый же до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22) - истинные слова Господни. Терпение же заключается в том, чтобы не озлобиться. Основа всего - смирение. А весь дальнейший процесс духовный - терпение. Всё, что смогли мы воспринять в этом бесценном времени Великого поста, нужно стараться сейчас не растерять. Потому что такие вот службы, которые были и которые сейчас совершаются, служатся раз в год. И, как говорили святые отцы, мы переживаем то, что действительно в этот день происходит. Независимо от того, что прошли тысячелетия. Вот это состояние, которое мы испытываем по милости Божией, должно в нас быть постоянным, потому что дальше мір постарается заняться тем, чтобы мы растеряли это. Как говорят иногда, диавол приходит похищать благодать. Не раз нам напоминает жизнь о том, что так всё и происходит. Вот человек держится, держится, потом враг начинает подбираться, потом- раз, и потащил. Ну, споткнулся, опять вставай. Опять и опять, с Божией помощью. И так во всём. Хранение языка, хранение чувств. Потому что эти вещи ежедневны - в любое время ты можешь по какому-то поводу раздражиться. Тебя подмывает что-то сказать. Не будь скор на слова. Вот весь пост нам читались премудрости Соломоновы - слово Божие учит нас всё время: Удержаваяй же гнев паче вземлющаго град. Лучше муж долготерпелив паче крепкаго (Притч. 16, 32) - то есть паче сильного. Оказывается, терпение выше ставится, чем сила. Действительно, если задуматься, то всё, что совершается, совершается Промыслом Божиим, и Господь сделает так, как Он сделает. Только нужно набраться терпения. В терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21, 19). А для стяжания спасения душ ближних своих нужно сугубое терпение. Потому что себя как-то вроде мы извиняем чаще, есть какие-то надежды, а что касается других - не знаем, на что надеяться. Но надеяться нужно. Ведь столько Господь претерпел, столько действительно любви излито к роду человеческому, что даже себе представить невозможно. Как кто-то сказал из явившихся оттуда о милосердии Божием, что мы здесь, на земле, не представляем, что это такое. Сегодняшний день - одно из свидетельств этого. Земля сотрясается, солнце померкло - и не обращают на это внимания. Поэтому нас скорби или какие-то потрясения как бы встряхивают в духовном смысле и заставляют задуматься над этим. Интересно, когда Патриарх освящал храм (меня Господь сподобил присутствовать при этом), один человек сказал: «Господь, наверное, очень любит Россию, если Он ее так наказывает». Это светский человек сказал. Хорошо сказал. Действительно, егоже бо любит Господъ, наказует, биет же всякого сына, егоже приемлет (Евр. 12, 6). То, что совершилось с нашим народом и сейчас с нами совершается, всё это для того, чтобы мы обратились к спасению своей души. Господь не дает нам надеяться ни на кого. Как святые отцы сказали, Господь отнимет от России всех вождей, чтобы надеялась только на Бога. Отвернутся все страны, откажут в помощи, чтобы надеялась только на помощь Божию. И это всё время проявляется. Вот начинают- наобещают каких-то дивидендов, человек вкладывает, вдруг - раз, и лопнуло. Еще что-то начинается - раз, и провалилось, раз, и куда-то ушли все средства. Куда-то всё уходит, уходит. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже нестъ спасения (Пс. 145, 3). То есть слово Божие говорит нам, а мы всё опять надеемся на что-то, надеемся - и опять всё это уходит. И это как раз говорит о временности, о тленности этого міра преходящего и о том, что действительно нужно возлагать надежду только на Бога. Патриарх Тихон в своем слове сказал замечательные слова: «В наше время не сложно умереть (тогда было действительно очень даже не сложно умереть). В наше время труднее научиться жить по-христиански. Старайтесь сохранить величайший дар беззлобия и любви». Вот сегодня как раз всё это нам свидетельствуется Спасителем - беззлобие и любовь. Его распинают, а Он молится: Отче, отпусти им, не ведят бо что творят. Тут же разбойнику, который говорит: Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Си, Господь отвечает: Аминь, глаголю тебе, днесь со Мною будеши в рай (Лк. 23, 42-43). Сам, страдая душевно и телесно, Он в то же время видит Матерь Свою: и глагола матери Своей: Жено, се, сын Твой! Потом глагола ученику: се, Мати твоя (Ин. 19, 26-27). То есть Господь заботится о Своей Матери, которая остается страдать здесь, утешает Ее, усыновляя Ей Иоанна Богослова, апостола и девственника. Почему и Евангелие заканчивается такими трогательными словами: Бе же ту Мариа Магдалина и другая Мариа, седяще прямо гроба (Мф. 27, 61). Божия Матерь здесь именуется «другая Мария». В сегодняшних песнопениях есть такие слова: Увы Мне, Чадо Мое! Мое сердце оружие пройде. Вот как раз сейчас, после выноса Плащаницы, совершается плач Богоматери при погребении Спасителя. Поэтому постараемся не терять благоговения и, прикладываясь к Плащанице, сопереживать страданиям Пречистой Матери. И этот дух мира и любви постараемся принести в свои дома и сохранить его подольше. Аминь. Апреля 2000 года
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.111 (0.017 с.) |