Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пяток 10-й седмицы по ПятидесятницеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
О ДУХОВНОМ ОСНОВЕ БРАКА
Кор., 169 зач., I, 12-20. Мф., 91 зач., XXII, 23-33
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали рассказ о том, как саддукеи, которые не верили в воскресение мертвых, приступили к Иисусу Христу с вопросом, желая его уловить. Дело в том, что в Ветхом Завете был закон левирата: «Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходитъ на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взятъ ее себе в жены, и жить с нею, и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле» (Втор. 25, 5-6). Это установление было связано с тем, что в древности каждый народ желал быть многочисленным, сильным. Многочисленность была залогом того, что на этот народ не будет нападать неприятель, а если и нападет, то с ним легче будет справиться. И чем более многочисленно было потомство, тем больше считалось благословение Божие. Этот закон имел в себе некую основу. Господь сотворил человека - сотворил мужа и жену. Одного мужа и одну жену, Адама и Еву. Жену Господь из ребра сотворил. Рёбер-то у нас много - из каждого ребра мог бы сотворить. Нет, Он сотворил одну, потому что больше не надо, так должно быть. И потому этот закон ветхозаветный относился к продолжению рода - чтобы более многочисленным был род. Не ради плотской жизни, а ради рождения детей имели иудеи такое правило. Когда же народ умножился потом - правило это уже не нужно стало, оно было временным. Но закон этот остался. И вот в наше время, когда попрано всякое целомудрие, всякая чистота брака, это правило всё равно продолжает действовать. И поэтому те «случайные встречи», как их называют, порождают известное потомство. Большая часть этого не знает и не задумывается над этим, но это есть. И происходит то, что происходит часто в семьях, когда наследственность перемешивается, и нет той преемственности, того потомства, которое должно быть. Нет поэтому и единодушия, нет единения. Всё это говорит о том, что существуют физиологические законы, которые имеют в своем основании нравственность. И если человек пренебрегает нравственностью, то физиология всё равно ставит человека на место, всё равно она говорит свое слово. Поэтому как бы люди ни упирались против того, что существует, это всё равно есть. Это заметно, когда, например, встречаются люди разных рас и вдруг рождается дитя, которое ни с того ни с сего совсем другое. Вот здесь речь как раз идет о законе левирата - почему он существовал и какое он имел значение. Но Евангелие-то говорит об ином. Оно говорит о том, что это правило было дано на определенное время, когда народа на земле вообще не так много было. Народы только начинали свое существование из отдельных родов, еще были живы родоначальники. Поэтому тогда это было временным постановлением, чтобы люди в тех условиях и обстоятельствах могли здесь, на земле, существовать. Но такие законы не являются вечными. В основе человеческих отношений должны лежать вещи, которые являются непреходящими. Все остальное проходит и дается только на время. Та же физиология говорит о том, что для рождения детей дается определенный период времени. Он проходит, и эта данная возможность кончается. И поэтому само существование этого физиологического закона дано для продолжения рода человеческого и на время. А Господь говорит: Прелъщаетеся, не ведуще Писания, ни силы Божия (Мф. 22, 29). И вот если представить себе будущую жизнь, исходя из тех временных обстоятельств, в которых мы находимся, то это уведет в такие дебри, и начнутся вопросы типа: «А как же там? Каждому ведь нужно и то-то, и то-то, и то-то?» Но там - состояние иное. Там - состояние духовное. Вот это духовное состояние является главным и здесь, в земной жизни. То, что считают супружеской жизнью и даже, к несчастью, преподают в школах как предмет «Подготовка к семейной жизни», - это только плотская ее сторона. У многих и мыслей других нет по этому поводу, к позору современного человечества. Это - безумие, потому что преподают то, чего человек всё равно лишится. А то, что будет всегда, - об этом ни слова. То есть об отношениях сердечных, душевных - об этом ни слова, к несчастью. Ни о верности, ни о любви, ни об уважении - об этом вообще не говорят. Максимум, что там еще есть, - это экономические отношения. До чего уже дошли в некоторых странах - договора брачные заключают! То есть тут не только о духовном браке речи нет, но и в общечеловеческих отношениях это уже не поймешь что. Это взятая напрокат машина. Это такое унизительное отношение к личности человека, которое даже представить себе невозможно. Что это за жизнь? Когда сходятся и говорят: поживем, присмотримся и тогда решим - дальше жить или не жить. Что это за подход к семейной жизни? Что это за нравственность? Это полная безнравственность! Я уж не говорю о духовной, возвышенной стороне, точнее, о ее отсутствии. Супруги - сонаследники будущей жизни. И здесь, если у них есть духовное единение, то оно продолжается и посмертно. Земная сторона уже не существует для них в том виде, в той форме, которая обычно везде преподносится. Потому что есть жизнь вечная, и там отношения уже не плотские. Как в Евангелии сказано: яко Ангели Божии на небеси суть (Мф. 22, 30). Я знаю такой случай из священнической практики моего отца. К нему пришел один человек и рассказал историю, которая с ним произошла. У него лет десять назад умерла жена. И он за давностью лет забыл про ее могилку. И вот он как-то сидит, читает газету, и вдруг дверь открывается, и входит его жена. Наяву. Он, конечно, испугался: «Маша, что ты, что с тобой?» А жена ему говорит: «Вот ты тут сидишь и не знаешь, что там с моей могилкой делают!» И вышла. Он в ужасе, конечно, выскочил. Соседи увидели его - на нем лица нет. «Что случилось?» - «Маруська приходила». Вот, думают, у человека что-то с головой случилось - умершая жена приходила. Он всё рассказал, взял кого-то с собой, поехал на кладбище. Оказалось, на этом месте уже свежий холмик. Ну, вы знаете, когда мест нет, а могила заброшена, то бывает, что кого-то туда хоронят. И вот она оттуда и пришла. И этот человек спрашивает моего отца: «А что со мной теперь будет?» Задумался. А батюшка говорит: «А ты умрешь». Тот в ужасе, конечно. Знаете как - скажи-ка, что ты умрешь. Отец мой говорит: «Да не сейчас. Вообще-то ты умрешь. Вы живете и думаете, что вы бессмертны здесь, на этой земле. Вот явилась к тебе твоя умершая жена и засвидетельствовала, что там жизнь есть. И она не только видит, что здесь происходит с ее могилой, а знает, что ты сидишь и ни о чем не думаешь. А тебе нужно готовиться к будущей жизни - исповедоваться, причащаться. Потому что к смерти нужно готовиться. От грехов нужно очищаться. Придется отвечать за всё перед Богом. Поэтому она заботится не столько о своей могиле, сколько о тебе». Он потом пришел на исповедь, причащался. Не знаю, что там дальше было. Но это - свидетельство того, что жена оттуда беспокоилась о его душе. Очень часто бывает, что людям иногда снятся родители, перед тем как у них происходят какие- то события. Потому что они знают об этом, заботятся и предупреждают. То есть духовная связь не прерывается, если она действительно была и была крепкой. Конечно, если была только плотская связь, то тогда что после смерти? Да ничего - этот туда пошел, эта туда пошла. Но всё-таки какая-то ниточка душевная иногда и здесь существует. Всё-таки не совсем уж однозначно - только так, и не иначе. То современное понятие мужа и жены, которое бытует и о котором только, пожалуй, и говорят теперь, к несчастью, в наших учебных заведениях, - это, увы, самая низкая биологическая ступенька. Настоящий брак имеет полноту только тогда, когда есть духовное единство, душевное единство. И только потом уже земная сторона. Причем она на время дана. Проходит время, и она уже не нужна. А если первых двух высших ступеней нет, тогда ничего не остается. Ну, может быть, там какая-то ниточка, как у этой рабы Божией, сохраняется - душевная ниточка, и за нее иногда Господь старается вытащить душу. Почему иногда и снятся нам умершие, просят помощи, молитв или просто напоминают, чтобы задумались те, оставшиеся здесь, на земле, о том, что туда придется переходить и к этому нужно готовиться. Человек по образу Божию создан, поэтому в семейных отношениях прежде всего должна быть духовная основа. Ведь квартиры, имущество и прочие материальные блага всё равно здесь оставим. Поэтому не надо приносить в жертву этому временному человеческие отношения - отношения душ. То есть нет ничего на этом свете, из-за чего стоило бы ссориться, ругаться, тем более, озлобляться. Всё проходит! Некогда Соломон спросил мудрецов: «Ну, что вы мне скажете об этой жизни? Как к ней относиться?» Все говорили по-разному. И, в конце концов, один из мудрецов сказал ему: «Все проходит. Вот ты царь, а можешь им и не стать- свергнут. Ты имеешь богатство - а его разграбят. То есть и оно проходит. Здоровье - тоже проходит. Здания - разрушаются. Все - времен но». И тогда Соломон приказал выгравировать на своем кольце: «Все проходит. Пройдет и это». И действительно, всё здесь проходит - «проходит образ міра сего». Всё здесь временно. А с нами остается только душевное устроение. Если стяжал здесь мир и любовь - с этим и пойдешь. А если стяжал здесь злобу и зависть - то с ними и пойдешь. Господь по любви Своей всех бы помиловал, как говорят святые отцы, но ведь мы там не уживемся, если здесь не стяжем мирного устроения. Там тоже будем завидовать, переругаемся. Ведь ругаются же здесь, на земле, во дворцах. Во многих ли дворцах здесь живут в любви и в мире? Пожалуй, почти нет. И если в земных дворцах не уживаются, думаете, что в небесных дворцах будут уживаться? Почему и говорится: верный в малом и во многом верен, а неверный в малом и во многом неверен (см.: Лк. 16,10). Души свои надо перестраивать на евангельский строй. Все отношения - семейные, общественные, - все их нужно переводить именно в этот строй. Вот он хватает - а ты не хватаешь. Ну и что? Он нахватал, да и помер. А кому достанется? Может, тебе даже всё это и останется, что он нахватал, - так бывает. Почему Господь и сказал: Блажени кротции, яко тии наследят землю (Мф. 5, 5). Не те, кто хватает, не те, кто здесь гребет. Нет. Они умирают. Когда смотришь на эти дворцы - а там всего два-три человека живет. Потом один - погиб, другого - пристрелили. И куда всё? Неизвестно кому. И всё это - опять же свидетельство той самой евангельской истины: Кая бо польза человеку, аще мір весь приобрящет, душу же свою отщетит (Мф. 16, 26). Действительно, ведь все мы, сколько ни ходим, всё равно придем к концу. От этого никуда не денешься. Об этом боятся говорить - нельзя! Это пессимизм. Пессимизм - это у неверующих, а у верующих - ну что ж, воля Божия. Конечно, само желание жить - это здоровое и правильное желание. Потому что душа бессмертна, ей свойственно жить вечно. И у человека есть это естественное чувство бессмертия души. Был такой случай с одной духовной дочерью ныне канонизированного священномученика протоиерея Сергия Мечёва. У нее сначала было пессимистическое настроение, мысли о смерти. Вокруг жизнь такая была - всё рушилось. И вдруг она тяжело заболела, и когда почувствовала, что болезнь ее очень серьезная и ей грозит смерть, то ей очень захотелось жить. И отец Сергий сказал: «Вот до этого она телесно была здорова, а духовно - больна, а теперь она телесно заболела, а духовно - выздоровела». То есть у нее правильное желание появилось - жить. И поэтому стремление к жизни, желание жить - это всё правильно, только это должно быть оправдано стремлением к вечной жизни, а не только заботой о телесном здоровье и земном благополучии. Здесь как раз именно духовная сторона является свидетельством правильного устроения. Почему святые люди, преподобные радовались всему: и творениям Божиим, и цветам, и растениям, и вообще красоте творения Божия. Вы обратите внимание, какое множество цветов в обителях, которые сейчас восстанавливаются, - Оптина, Дивеево. Я был на полевом стане в Оптиной, где монахи трудятся. И у них там прямо в поле стоят ящики с цветами - такая красота этой жизни! И вот святые и жили-то с любовью ко всему, и умирали с любовью к Богу, и уходили в иную жизнь, еще более прекрасную. Так и должно быть. Помните, Господь чудо сотворил на браке- воду превратил в вино. И сказал распорядитель пира, что сначала обычно дают хорошее вино, а когда уже напьются и уже всё равно, что пить, то дают что попало. А тут хорошее вино - в конце, после того, как уже совсем не осталось ничего. Это образ именно духовного брака. В начале - то вино, которое естественно. А потом уже - самое лучшее вино, то, которое Господь сотворил. То есть духовная сторона жизни даже выше того состояния, которое бывает вначале. Поэтому чем дальше- тем возвышенней, тем лучше. Вот как должно быть. А когда самого главного-то нет, то и получается то, что получается. Сначала всё бурлит, а потом кончается. И всё кончено, брак кончается. Мне тут как-то один батюшка так печально сказал: «Недавно только венчал. Прошло несколько дней - приходят: “Развенчайте нас, всё кончено”». Как же так? Что же это такое? И нет сейчас у людей мира и согласия, потому что духовная сторона забыта и заброшена. А в плотских отношениях - что там может быть хорошего? Только зависть, только расчеты, разборки всякие - вот и вся жизнь. Ну что ж - что себе выбирают, то потом и пожинают. А нам, по милости Божией, Господь открывает истины евангельские и дает нам утешение духовное, дает нам разумение. Будем поэтому стараться перестраивать души свои на евангельский строй. Аминь. Августа 2000 года
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.69.167 (0.007 с.) |