Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пяток 10-й седмицы по Пятидесятнице

Поиск

О ДУХОВНОМ ОСНОВЕ БРАКА

 

Кор., 169 зач., I, 12-20.

Мф., 91 зач., XXII, 23-33

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении мы слыша­ли рассказ о том, как саддукеи, которые не вери­ли в воскресение мертвых, приступили к Иисусу Христу с вопросом, желая его уловить.

Дело в том, что в Ветхом Завете был закон левирата: «Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умер­шего не должна выходитъ на сторону за чело­века чужого, но деверь ее должен войти к ней и взятъ ее себе в жены, и жить с нею, и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Из­раиле» (Втор. 25, 5-6). Это установление было связано с тем, что в древности каждый народ же­лал быть многочисленным, сильным. Многочис­ленность была залогом того, что на этот народ не будет нападать неприятель, а если и нападет, то с ним легче будет справиться. И чем более многочисленно было потомство, тем больше считалось благословение Божие.

Этот закон имел в себе некую основу. Го­сподь сотворил человека - сотворил мужа и же­ну. Одного мужа и одну жену, Адама и Еву. Жену Господь из ребра сотворил. Рёбер-то у нас мно­го - из каждого ребра мог бы сотворить. Нет, Он сотворил одну, потому что больше не надо, так должно быть.

И потому этот закон ветхозаветный относил­ся к продолжению рода - чтобы более многочис­ленным был род. Не ради плотской жизни, а ра­ди рождения детей имели иудеи такое правило. Когда же народ умножился потом - правило это уже не нужно стало, оно было временным. Но за­кон этот остался.

И вот в наше время, когда попрано всякое целомудрие, всякая чистота брака, это правило всё равно продолжает действовать. И поэтому те «случайные встречи», как их называют, порож­дают известное потомство. Большая часть этого не знает и не задумывается над этим, но это есть. И происходит то, что происходит часто в семьях, когда наследственность перемешивается, и нет той преемственности, того потомства, которое должно быть. Нет поэтому и единодушия, нет единения.

Всё это говорит о том, что существуют физио­логические законы, которые имеют в своем осно­вании нравственность. И если человек пренебре­гает нравственностью, то физиология всё равно ставит человека на место, всё равно она говорит свое слово. Поэтому как бы люди ни упирались

против того, что существует, это всё равно есть. Это заметно, когда, например, встречаются лю­ди разных рас и вдруг рождается дитя, которое ни с того ни с сего совсем другое. Вот здесь речь как раз идет о законе левирата - почему он суще­ствовал и какое он имел значение.

Но Евангелие-то говорит об ином. Оно гово­рит о том, что это правило было дано на опре­деленное время, когда народа на земле вообще не так много было. Народы только начинали свое существование из отдельных родов, еще были живы родоначальники. Поэтому тогда это было временным постановлением, чтобы люди в тех условиях и обстоятельствах могли здесь, на зем­ле, существовать. Но такие законы не являются вечными. В основе человеческих отношений должны лежать вещи, которые являются непре­ходящими. Все остальное проходит и дается только на время.

Та же физиология говорит о том, что для рож­дения детей дается определенный период вре­мени. Он проходит, и эта данная возможность кончается. И поэтому само существование этого физиологического закона дано для продолжения рода человеческого и на время.

А Господь говорит: Прелъщаетеся, не ведуще Писания, ни силы Божия (Мф. 22, 29). И вот если представить себе будущую жизнь, исходя из тех временных обстоятельств, в которых мы нахо­димся, то это уведет в такие дебри, и начнутся вопросы типа: «А как же там? Каждому ведь нуж­но и то-то, и то-то, и то-то?» Но там - состояние иное. Там - состояние духовное. Вот это духов­ное состояние является главным и здесь, в зем­ной жизни.

То, что считают супружеской жизнью и даже, к несчастью, преподают в школах как предмет «Подготовка к семейной жизни», - это только плотская ее сторона. У многих и мыслей дру­гих нет по этому поводу, к позору современного человечества. Это - безумие, потому что препо­дают то, чего человек всё равно лишится. А то, что будет всегда, - об этом ни слова. То есть об отношениях сердечных, душевных - об этом ни слова, к несчастью. Ни о верности, ни о люб­ви, ни об уважении - об этом вообще не говорят. Максимум, что там еще есть, - это экономиче­ские отношения.

До чего уже дошли в некоторых странах - договора брачные заключают! То есть тут не только о духовном браке речи нет, но и в об­щечеловеческих отношениях это уже не пой­мешь что. Это взятая напрокат машина. Это такое унизительное отношение к личности че­ловека, которое даже представить себе невоз­можно. Что это за жизнь? Когда сходятся и говорят: поживем, присмотримся и тогда решим - дальше жить или не жить. Что это за подход к семейной жизни? Что это за нрав­ственность? Это полная безнравственность! Я уж не говорю о духовной, возвышенной сто­роне, точнее, о ее отсутствии.

Супруги - сонаследники будущей жизни. И здесь, если у них есть духовное единение, то оно продолжается и посмертно. Земная сто­рона уже не существует для них в том виде, в той форме, которая обычно везде преподносится. Потому что есть жизнь вечная, и там отношения уже не плотские. Как в Евангелии сказано: яко Ангели Божии на небеси суть (Мф. 22, 30).

Я знаю такой случай из священнической прак­тики моего отца. К нему пришел один человек и рассказал историю, которая с ним произошла. У него лет десять назад умерла жена. И он за дав­ностью лет забыл про ее могилку. И вот он как-то сидит, читает газету, и вдруг дверь открывается, и входит его жена. Наяву. Он, конечно, испугал­ся: «Маша, что ты, что с тобой?» А жена ему го­ворит: «Вот ты тут сидишь и не знаешь, что там с моей могилкой делают!» И вышла. Он в ужасе, конечно, выскочил. Соседи увидели его - на нем лица нет. «Что случилось?» - «Маруська прихо­дила». Вот, думают, у человека что-то с головой случилось - умершая жена приходила. Он всё рассказал, взял кого-то с собой, поехал на клад­бище. Оказалось, на этом месте уже свежий хол­мик. Ну, вы знаете, когда мест нет, а могила за­брошена, то бывает, что кого-то туда хоронят. И вот она оттуда и пришла.

И этот человек спрашивает моего отца: «А что со мной теперь будет?» Задумался. А батюшка говорит: «А ты умрешь». Тот в ужасе, конечно. Знаете как - скажи-ка, что ты умрешь. Отец мой

говорит: «Да не сейчас. Вообще-то ты умрешь. Вы живете и думаете, что вы бессмертны здесь, на этой земле. Вот явилась к тебе твоя умершая жена и засвидетельствовала, что там жизнь есть. И она не только видит, что здесь происходит с ее могилой, а знает, что ты сидишь и ни о чем не ду­маешь. А тебе нужно готовиться к будущей жиз­ни - исповедоваться, причащаться. Потому что к смерти нужно готовиться. От грехов нужно очищаться. Придется отвечать за всё перед Бо­гом. Поэтому она заботится не столько о своей могиле, сколько о тебе». Он потом пришел на ис­поведь, причащался. Не знаю, что там дальше было. Но это - свидетельство того, что жена от­туда беспокоилась о его душе.

Очень часто бывает, что людям иногда снятся родители, перед тем как у них происходят какие- то события. Потому что они знают об этом, забо­тятся и предупреждают. То есть духовная связь не прерывается, если она действительно была и была крепкой.

Конечно, если была только плотская связь, то тогда что после смерти? Да ничего - этот ту­да пошел, эта туда пошла. Но всё-таки какая-то ниточка душевная иногда и здесь существует. Всё-таки не совсем уж однозначно - только так, и не иначе.

То современное понятие мужа и жены, кото­рое бытует и о котором только, пожалуй, и гово­рят теперь, к несчастью, в наших учебных заве­дениях, - это, увы, самая низкая биологическая

ступенька. Настоящий брак имеет полноту толь­ко тогда, когда есть духовное единство, душев­ное единство. И только потом уже земная сторо­на. Причем она на время дана. Проходит время, и она уже не нужна. А если первых двух высших ступеней нет, тогда ничего не остается. Ну, мо­жет быть, там какая-то ниточка, как у этой ра­бы Божией, сохраняется - душевная ниточка, и за нее иногда Господь старается вытащить ду­шу. Почему иногда и снятся нам умершие, про­сят помощи, молитв или просто напоминают, чтобы задумались те, оставшиеся здесь, на зем­ле, о том, что туда придется переходить и к это­му нужно готовиться.

Человек по образу Божию создан, поэтому в семейных отношениях прежде всего должна быть духовная основа. Ведь квартиры, имуще­ство и прочие материальные блага всё равно здесь оставим. Поэтому не надо приносить в жертву этому временному человеческие от­ношения - отношения душ. То есть нет ничего на этом свете, из-за чего стоило бы ссориться, ругаться, тем более, озлобляться. Всё проходит!

Некогда Соломон спросил мудрецов: «Ну, что вы мне скажете об этой жизни? Как к ней отно­ситься?» Все говорили по-разному. И, в конце концов, один из мудрецов сказал ему: «Все про­ходит. Вот ты царь, а можешь им и не стать- свергнут. Ты имеешь богатство - а его разгра­бят. То есть и оно проходит. Здоровье - тоже проходит. Здания - разрушаются. Все - времен­

но». И тогда Соломон приказал выгравировать на своем кольце: «Все проходит. Пройдет и это».

И действительно, всё здесь проходит - «прохо­дит образ міра сего». Всё здесь временно. А с на­ми остается только душевное устроение. Если стяжал здесь мир и любовь - с этим и пойдешь. А если стяжал здесь злобу и зависть - то с ними и пойдешь.

Господь по любви Своей всех бы помиловал, как говорят святые отцы, но ведь мы там не ужи­вемся, если здесь не стяжем мирного устроения. Там тоже будем завидовать, переругаемся. Ведь ругаются же здесь, на земле, во дворцах. Во мно­гих ли дворцах здесь живут в любви и в мире? Пожалуй, почти нет. И если в земных дворцах не уживаются, думаете, что в небесных дворцах будут уживаться? Почему и говорится: верный в малом и во многом верен, а неверный в малом и во многом неверен (см.: Лк. 16,10).

Души свои надо перестраивать на евангель­ский строй. Все отношения - семейные, обще­ственные, - все их нужно переводить именно в этот строй. Вот он хватает - а ты не хватаешь. Ну и что? Он нахватал, да и помер. А кому до­станется? Может, тебе даже всё это и останется, что он нахватал, - так бывает. Почему Господь и сказал: Блажени кротции, яко тии наследят землю (Мф. 5, 5). Не те, кто хватает, не те, кто здесь гребет. Нет. Они умирают. Когда смотришь на эти дворцы - а там всего два-три человека живет. Потом один - погиб, другого - пристре­лили. И куда всё? Неизвестно кому. И всё это - опять же свидетельство той самой евангельской истины: Кая бо польза человеку, аще мір весь приобрящет, душу же свою отщетит (Мф. 16, 26). Действительно, ведь все мы, сколько ни хо­дим, всё равно придем к концу. От этого никуда не денешься. Об этом боятся говорить - нельзя! Это пессимизм. Пессимизм - это у неверующих, а у верующих - ну что ж, воля Божия.

Конечно, само желание жить - это здоровое и правильное желание. Потому что душа бес­смертна, ей свойственно жить вечно. И у чело­века есть это естественное чувство бессмертия души.

Был такой случай с одной духовной дочерью ныне канонизированного священномученика протоиерея Сергия Мечёва. У нее сначала было пессимистическое настроение, мысли о смерти. Вокруг жизнь такая была - всё рушилось. И вдруг она тяжело заболела, и когда почувствовала, что болезнь ее очень серьезная и ей грозит смерть, то ей очень захотелось жить. И отец Сергий ска­зал: «Вот до этого она телесно была здорова, а духовно - больна, а теперь она телесно заболе­ла, а духовно - выздоровела». То есть у нее пра­вильное желание появилось - жить.

И поэтому стремление к жизни, желание жить - это всё правильно, только это должно быть оправдано стремлением к вечной жиз­ни, а не только заботой о телесном здоровье и земном благополучии. Здесь как раз имен­но духовная сторона является свидетельством правильного устроения. Почему святые люди, преподобные радовались всему: и творениям Божиим, и цветам, и растениям, и вообще кра­соте творения Божия.

Вы обратите внимание, какое множество цветов в обителях, которые сейчас восстанав­ливаются, - Оптина, Дивеево. Я был на полевом стане в Оптиной, где монахи трудятся. И у них там прямо в поле стоят ящики с цветами - такая красота этой жизни!

И вот святые и жили-то с любовью ко всему, и умирали с любовью к Богу, и уходили в иную жизнь, еще более прекрасную. Так и должно быть.

Помните, Господь чудо сотворил на браке- воду превратил в вино. И сказал распорядитель пира, что сначала обычно дают хорошее вино, а когда уже напьются и уже всё равно, что пить, то дают что попало. А тут хорошее вино - в кон­це, после того, как уже совсем не осталось ни­чего. Это образ именно духовного брака. В на­чале - то вино, которое естественно. А потом уже - самое лучшее вино, то, которое Господь сотворил. То есть духовная сторона жизни даже выше того состояния, которое бывает вначале. Поэтому чем дальше- тем возвышенней, тем лучше. Вот как должно быть.

А когда самого главного-то нет, то и получа­ется то, что получается. Сначала всё бурлит, а по­том кончается. И всё кончено, брак кончается. Мне тут как-то один батюшка так печально ска­зал: «Недавно только венчал. Прошло несколько дней - приходят: “Развенчайте нас, всё конче­но”». Как же так? Что же это такое?

И нет сейчас у людей мира и согласия, пото­му что духовная сторона забыта и заброшена. А в плотских отношениях - что там может быть хорошего? Только зависть, только расчеты, раз­борки всякие - вот и вся жизнь. Ну что ж - что себе выбирают, то потом и пожинают.

А нам, по милости Божией, Господь откры­вает истины евангельские и дает нам утешение духовное, дает нам разумение. Будем поэтому стараться перестраивать души свои на евангель­ский строй. Аминь.

Августа 2000 года

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.69.167 (0.007 с.)