Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Неделя 28-я по Пятидесятнице.Стр 1 из 34Следующая ⇒
Память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца ОСМИРЕНИИ И БЛАГОДАРНОСТИ БОГУ
Лк., 24зач., VI, 17-23
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! В сегодняшнем воскресном евангельском чтении вы слышали, как Господь исцелил десять прокаженных. Господь сказал им: Шедше покажитеся священником (Лк. 17, 14). Священник ставил окончательный диагноз, имел право констатировать - человек здоров. Теперь это у нас делают врачи, а в те времена - священнослужители. Естественно, ведь всё это связано между собою - духовная и телесная жизнь, а священник обладал всей полнотой знаний в этой области. Кстати, и теперь, как ни пытались отгородиться от Церкви и от духовной жизни все области науки и медицины, однако всё равно никуда от этой связи не денешься, как ни крутись. Отгораживаются от этого не случайно, а потому что ищут независимости. Однако зависимость-то остается. Например, психиатры. Так они прямо так и называются от слова «психи», что в переводе с греческого означает - душа. А душой, естественно, занимается прежде всего религия - ведь она относится к духовной области. Поэтому и сказал Господь: «Покажитесь священникам» - для того чтобы те засвидетельствовали им, что они здоровы. И когда они шли, чтобы показаться, - очистились. Проказа - это страшная болезнь. Не только потому, что человек при ней покрывается струпьями и, как говорится, заживо гниет. А еще и потому, что к боли, как она ни тяжела, как она ни страшна, человек всё же привыкает, как это ни странно и непостижимо. Не дай Бог, конечно, привыкать к этому - мы всё-таки молим, чтобы Господь оградил нас от боли. Но самое сложное, оказывается, - это терпеть зуд. Это очень мучительное состояние. Одному рабу Божию на Афоне, который желал особенно ради Господа потрудиться, - даже до мученической смерти - старец дал три послушания: «Если выполнишь, то можешь быть мучеником». Первое - раньше всех приходить к службе и позже всех уходить. Второе - никогда на службе не только не прислоняться, но даже не смыкать глаз. А бдения были на Афоне долгие, служба там шла по 18 часов - полное всенощное бдение, как у нас называется. У нас осталось одно название, а там служба начиналась днем и кончалась, опять же, в первой половине дня. И это он выполнял. А третье послушание ему было такое: «Когда тебя будет кто-то кусать- комар, или клоп, или блоха, - не чесаться». Он потом пришел и говорит: «Отче, вот первые два послушания я могу выполнить, а последнее не могу». - «Ну, - говорит старец, - тогда пока еще не можешь быть мучеником».
Это вызывает улыбку, пока мы не испытали этого. А когда, не дай Бог, такое состояние нас постигнет, то оно очень мучительно именно и этим еще, кроме всего прочего. Если человек всё время не может никак избавиться от этого зуда и вдруг сразу получает облегчение, то представить себе невозможно, какая это радость (на основании опыта этого афонского святого, потому что он потом всё- таки потерпел, как он и желал). Так вот, те девять человек пошли затем, чтобы получить свидетельство, что они теперь могут жить полной жизнью, что они теперь не прокаженные. Они могут подходить к другим людям и вообще общаться и жить рядом с другими людьми. То есть они, получив одно благодеяние, хотели получить еще и второе. Это тоже было благодеяние, потому что прокаженный не мог общаться со всеми остальными, почему они и стояли вдалеке. Они скорей пошли получить еще благодеяние, а один из них, почувствовав, что он получил облегчение, не поспешил получить второе. Он не поспешил получить разрешение на общение с другими людьми, а возвратился, славя Бога, и, пав на колени, поклонился Христу до земли, и той бе самарянин (Лк. 17,16). То есть он был человек не иудейского исповедания. И Господь говорит: Не десять ли очистишася? Да девять где? (Лк. 17, 17). То есть Он знал, что они очистились. Како не обретошася возвращ- шеся дати славу Богу, токмо иноплеменник сей? (Лк. 17, 18). Вот эти слова, между прочим, для всех нас звучат в разной степени обличением. Кто из нас, получив жизнь, здоровье, многие другие таланты и дарования, поспешил благодарить Бога? Кто потом, получая образование или еще что-то, опять же обращался с благодарностью к Богу? Мало таких. Большая часть получает, всё получает и еще больше добивается, и некогда им. Сначала в церковь не ходят, потому что им нужно побегать, эти свои возможности использовать, повеселиться. Потом им нужно умножить эти таланты - им нужно образование, им некогда ходить в церковь, потому что они учатся. Потом они повышают свою квалификацию, начинают работать - им некогда ходить в церковь. Им некогда благодарить Бога.
И только потом, когда они начинают терять память, соображение, какие-то несчастья их начинают постигать, только когда они начинают терять все эти дарования потихонечку, - не дай Бог сразу, быстро, - тогда они начинают к Богу опять прибегать. Да хорошо еще, если они каются и просят у Бога прощения. А то они начинают еще и роптать: «За что это мне?!» А за что ты получил всё это? Получил всё даром. Получил, да еще Господь дал тебе возможность всё умножить. А теперь, когда вместо благодарности Богу, ты всё это использовал, растратил, как тебе хочется, теперь ты еще ропщешь на Бога, теперь ты еще недоволен. И это, к несчастью, очень часто. Поэтому когда-то в исповеди, в исповедании грехов, в перечислении отца Сергия, батюшки нашего, на первом месте было - согрешаем неблагодарностью Богу за Его великие, бесчисленные благодеяния и всеблагое Промышление. То есть вот этой благодарности Богу нет. Причем получается, что мы очень часто, даже не задумываясь над этим, поступаем так почти все. Вот сегодня две Литургии у нас. Воскресный день. Обычный воскресный день, который бывает каждый раз, каждую неделю. Две Литургии. Обычно на одну Литургию - вот столько, если еще не меньше этого приходят. А почему же сегодня столько? Потому, что память святителя Николая. Да, это хорошо многие знают, многие обращаются к нему за помощью и получают ее - скорый помощнице и великий чудотворце. Это всё хорошо, но разве не благодатью Божией всё совершается, разве не Господь через святителя Николая все эти благодеяния нам посылает? А где же мы в другое время бываем? Почему мы так вот, раз или два раза в году, собираемся, чтобы поблагодарить и этим показать свое отношение, свою благодарность. Хорошо, что так благодарят святителя Николая, но ведь так, и еще более неизмеримо, всем нам нужно благодарить Бога. Одна наша сотрудница, с которой мне пришлось когда-то работать, рассказала о таком случае. Потерял один из ее знакомых партийный билет. Причем это произошло в прошлое время, тогда это считалось очень серьезным проступком и грозило осложнениями по службе и вообще по жизни. Он туда-сюда метался и, наконец, стал просить святителя Николая и пообещал: «Свечку поставлю». Потом вспомнил, что ездил он где-то. А ведь он с билетом этим не расставался, как с крестом не расставались, возил его с собой, даже когда на лыжах катался. И вдруг он понял - надо там искать, в лесу. И нашел. Всё хорошо, по службе осложнений не будет. Улегся спать. И вдруг слышит: «Просить-то просишь, а благодарить - не благодаришь». Он вскочил, побежал в церковь ставить свечку. Ну, конечно, это большой труд, тем более, что она стоила тогда 15 копеек. И поставил свечку, совершил подвиг. Главное, хоть сам пришел в храм. Так вот, благодарность Богу не в том только, чтобы поставить свечку, хотя и это есть вещественное, видимое выражение нашей благодарности. Мы должны сами стоять как свечки и гореть и душой, и духом. Устремиться горе, как говорится. Поэтому и когда-то еще, вы помните, один законник спросил: Учителю, кая заповедь болит есть в законе? (Мф. 22, 36). И Господь сказал: Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею дуиіею твоею, и всем умом твоим, и всею крепостию твоею: сия есть первая заповедь. И вторая подобна ей: возлюбиши ближняго своего яко сам себе (Мк. 12, 30-31). И книжник, утверждая или как бы свидетельствуя эти слова, говорит Ему: Добре, учителю, воистинну рекл еси, яко един есть Бог, и пестъ ин разве Его, и еже любити Его всем сердцем, и всем разумом, и всею душею, и всею крепостию, и еже любити ближняго яко себе, боле есть всех всесожжении, и жертв (Мк. 12, 32-33). Так вот, если жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50,19), то больше всех всесожжений и жертв - любовь к Богу и ближнему. Бот истинная жертва, истинная благодарность.
В благодарность Богу мы приносим жертвы, то есть чем-то жертвуем. Да, вот в благодарность Богу мы жертвуем неким своим сном, избытком иногда. Неким свободным временем, которое мы бы хотели на что-то потратить. И, посещая храм Божий, что мы приносим? Конечно, эта жертва - капля, потому что ведь сколько времени мы протрачиваем в жизни? Проходят часы, дни, месяцы, годы. Некоторые говорят: «Я хожу в церковь». Придет раз в год. Кто иногда, по праздникам, кто, хорошо, если раз в месяц. И каждый считает, что он что-то делает. Так вот, жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19). И жертва эта прежде всего должна быть приносима в храм к Богу. Конечно, на всяком месте владычества Его благослови душе моя Господа (Пс. 102, 22). То есть на всяком месте нужно быть готовым принести жертву Богу - свое внутреннее устроение. Сердце сокрушенно и смиренно - что это такое в обычной жизни? Вот тебя как-то укорили, тебя унизили и что-то заставили сделать насильно. Принеси жертву Богу - сердце сокрушенно и смиренно, дух сокрушен, - смирись. Да, так мне и надо, значит. Мне надо трудиться, значит, мне это послано. То есть когда ты имеешь возможность принести такую жертву, то помни, что Бог дал тебе эту возможность - жертву принести. Вот если тебя никто не смирит, если ты ничем не поступишься своим, только тебе все будут оказывать внимание, то у тебя и не будет возможности принести жертву-то. Поэтому, по-настоящему, именно те обстоятельства, в которых нам приходится как-то смиряться, что-то приносить в жертву, - это и есть истинная жертва благодарности Богу. И поэтому в духовном смысле не те счастливые, которые всё, что они хотят, имеют и всегда, как они хотят, поступают (то есть никто им никогда не перечит). А в истинном смысле счастливые те, у кого есть возможность потерпеть, принести жертву. Потерпеть что-то, какой-то урон от своего, даже невольный урон. Потому что на вольный- то урон мы еще, большей частью, неспособны. А вот на невольный урон мы уже готовы, когда хотя бы не ропщем, а воспринимаем это как жертву, которую мы приносим Богу.
Поэтому сегодняшний день памяти святителя Николая пусть нам напоминает о том, что благодарность - это основное устроение души - должна быть у каждого христианина. Некоего человека перед смертью спросили, как спастись. Он сказал: «Чаще напоминай себе слова апостольские: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите». Так вот это и есть та самая жертва. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал.6, 2). Всё это как раз есть жертва Богу. Поэтому жертву приносит не только тот, кто жертвует какие-то средства. Да и средства, вы знаете, имеют цену перед Богом разную. Вспомните вдовицу, которая две лепты положила. Она положила больше всех. Поэтому никто не может сказать, что он не может много пожертвовать. У Бога своя бухгалтерия. Это здесь, на земле, у нас свои расценки. У Бога иное. Человек может бросать тысячи, а у Бога это доли копейки. Человек может давать копейку, а у Бога это будет тысяча. Человек может потерпеть что-то, когда ему это несложно, - это одно. Когда ему трудно, и он это претерпевает, напрягая все свои силы, - цена другая. Я не раз рассказывал вам этот пример. Когда преподобного Серафима спросили, кто ближе к Богу в обители, он сказал: «Повар, из бывших солдат». Ему говорят: «Батюшка, как же так?» - «Да он, - говорит, - из бывших солдат, то есть из грубой среды. И характер у него от природы огненный, он в запальчивости убьет. Но он так себя сдерживает, что вот этот его внутренний подвиг сдерживания своего такого характера Господь ставит выше подвига подвижников всей обители». Вот видите, какую он жертву приносил? Горшки чистил, дрова подкладывал, пищу готовил, - поваром был. И всё. И сдерживал свое раздражение - ведь вся братия приходила. Этому так подай, этому - так. Всё это Господь и поставил на такую высоту, что оказался его подвиг выше подвига всей обители. Вот что значит благодарность Богу, вот что значит жертва, которую мы должны приносить. И если мы приносим жертву благодарения святителю Николаю, то нам нужно помнить, что не только на Николин день, а и в каждый воскресный день - должно нам всем быть в храме. Еще в глубокой древности, в самом начале, на заре христианства, святые отцы установили такое правило, что если человек три воскресенья подряд без уважительной причины не был в храме, то он отлучается от Церкви. Мы иногда ропщем и недовольствуемся, что нам приходится что-то терпеть, хотя, как я сказал, терпеть - это милость Божия. Но если мы столько времени не были в храме Божием, - месяц не побывали! - то мы уже вне Церкви. И что тогда удивляться, если бес потащит в какую-нибудь сторону или же нападет на нас? Ведь мы уже сами себя отделили от Церкви. Поэтому, памятуя святителя Николая, положим себе за правило каждое воскресенье быть в церкви. И в благодарность святителю Николаю - и конечно же и Богу, естественно, - давайте положим себе за правило храм Божий посещать как можно чаще. Хоть сколько-то, хоть две лепты вдовицы. Хоть зайди, хоть несколько минут постой, но побудь в храме обязательно. А то, что Господь нам посылает, - если чего-то нам приходится лишиться ради Бога, ради ближних, ради посещения храма Божия - будем помнить, что это и есть та малая жертва, которую нам дает возможность Господь принести во славу всех Его дарований, нам данных. Аминь. Декабря 1993 года
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.014 с.) |