Неделя 28-я по Пятидесятнице. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неделя 28-я по Пятидесятнице.



Память святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

ОСМИРЕНИИ И БЛАГОДАРНОСТИ БОГУ

 

Лк., 24зач., VI, 17-23

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

В сегодняшнем воскресном евангельском чтении вы слышали, как Господь исцелил десять прока­женных. Господь сказал им: Шедше покажитеся священником (Лк. 17, 14). Священник ставил окончательный диагноз, имел право констати­ровать - человек здоров. Теперь это у нас дела­ют врачи, а в те времена - священнослужители. Естественно, ведь всё это связано между собою - духовная и телесная жизнь, а священник обладал всей полнотой знаний в этой области. Кстати, и теперь, как ни пытались отгородиться от Церк­ви и от духовной жизни все области науки и ме­дицины, однако всё равно никуда от этой связи не денешься, как ни крутись. Отгораживаются от этого не случайно, а потому что ищут незави­симости. Однако зависимость-то остается.

Например, психиатры. Так они прямо так и называются от слова «психи», что в перево­де с греческого означает - душа. А душой, есте­ственно, занимается прежде всего религия - ведь она относится к духовной области. Поэтому и сказал Господь: «Покажитесь священникам» - для того чтобы те засвидетельствовали им, что они здоровы. И когда они шли, чтобы показать­ся, - очистились.

Проказа - это страшная болезнь. Не только потому, что человек при ней покрывается стру­пьями и, как говорится, заживо гниет. А еще и потому, что к боли, как она ни тяжела, как она ни страшна, человек всё же привыкает, как это ни странно и непостижимо. Не дай Бог, конечно, привыкать к этому - мы всё-таки молим, чтобы Господь оградил нас от боли. Но самое сложное, оказывается, - это терпеть зуд. Это очень мучи­тельное состояние.

Одному рабу Божию на Афоне, который же­лал особенно ради Господа потрудиться, - даже до мученической смерти - старец дал три по­слушания: «Если выполнишь, то можешь быть мучеником». Первое - раньше всех приходить к службе и позже всех уходить. Второе - никогда на службе не только не прислоняться, но даже не смыкать глаз. А бдения были на Афоне долгие, служба там шла по 18 часов - полное всенощное бдение, как у нас называется. У нас осталось одно название, а там служба начиналась днем и кончалась, опять же, в первой половине дня. И это он выполнял. А третье послушание ему было такое: «Когда тебя будет кто-то кусать- комар, или клоп, или блоха, - не чесаться». Он потом пришел и говорит: «Отче, вот первые два послушания я могу выполнить, а последнее не могу». - «Ну, - говорит старец, - тогда пока еще не можешь быть мучеником».

Это вызывает улыбку, пока мы не испытали этого. А когда, не дай Бог, такое состояние нас постигнет, то оно очень мучительно именно и этим еще, кроме всего прочего.

Если человек всё время не может никак из­бавиться от этого зуда и вдруг сразу получает облегчение, то представить себе невозможно, какая это радость (на основании опыта этого афонского святого, потому что он потом всё- таки потерпел, как он и желал).

Так вот, те девять человек пошли затем, что­бы получить свидетельство, что они теперь мо­гут жить полной жизнью, что они теперь не про­каженные. Они могут подходить к другим людям и вообще общаться и жить рядом с другими людьми. То есть они, получив одно благодеяние, хотели получить еще и второе. Это тоже было благодеяние, потому что прокаженный не мог об­щаться со всеми остальными, почему они и сто­яли вдалеке. Они скорей пошли получить еще благодеяние, а один из них, почувствовав, что он получил облегчение, не поспешил получить второе. Он не поспешил получить разрешение на общение с другими людьми, а возвратился, славя Бога, и, пав на колени, поклонился Христу до земли, и той бе самарянин (Лк. 17,16). То есть он был человек не иудейского исповедания.

И Господь говорит: Не десять ли очистишася? Да девять где? (Лк. 17, 17). То есть Он знал, что они очистились. Како не обретошася возвращ- шеся дати славу Богу, токмо иноплеменник сей? (Лк. 17, 18). Вот эти слова, между прочим, для всех нас звучат в разной степени обличением.

Кто из нас, получив жизнь, здоровье, многие другие таланты и дарования, поспешил благо­дарить Бога? Кто потом, получая образование или еще что-то, опять же обращался с благодар­ностью к Богу? Мало таких. Большая часть по­лучает, всё получает и еще больше добивается, и некогда им. Сначала в церковь не ходят, по­тому что им нужно побегать, эти свои возмож­ности использовать, повеселиться. Потом им нужно умножить эти таланты - им нужно обра­зование, им некогда ходить в церковь, потому что они учатся. Потом они повышают свою ква­лификацию, начинают работать - им некогда ходить в церковь. Им некогда благодарить Бога.

И только потом, когда они начинают терять память, соображение, какие-то несчастья их на­чинают постигать, только когда они начинают терять все эти дарования потихонечку, - не дай Бог сразу, быстро, - тогда они начинают к Богу опять прибегать. Да хорошо еще, если они кают­ся и просят у Бога прощения. А то они начинают еще и роптать: «За что это мне?!» А за что ты по­лучил всё это? Получил всё даром. Получил, да еще Господь дал тебе возможность всё умножить. А теперь, когда вместо благодарности Богу, ты всё это использовал, растратил, как тебе хочет­ся, теперь ты еще ропщешь на Бога, теперь ты еще недоволен. И это, к несчастью, очень часто. Поэтому когда-то в исповеди, в исповедании гре­хов, в перечислении отца Сергия, батюшки на­шего, на первом месте было - согрешаем небла­годарностью Богу за Его великие, бесчисленные благодеяния и всеблагое Промышление.

То есть вот этой благодарности Богу нет. При­чем получается, что мы очень часто, даже не за­думываясь над этим, поступаем так почти все. Вот сегодня две Литургии у нас. Воскресный день. Обычный воскресный день, который бывает каж­дый раз, каждую неделю. Две Литургии. Обыч­но на одну Литургию - вот столько, если еще не меньше этого приходят. А почему же сегодня столько? Потому, что память святителя Николая. Да, это хорошо многие знают, многие обращают­ся к нему за помощью и получают ее - скорый по­мощнице и великий чудотворце. Это всё хорошо, но разве не благодатью Божией всё совершается, разве не Господь через святителя Николая все эти благодеяния нам посылает? А где же мы в другое время бываем? Почему мы так вот, раз или два раза в году, собираемся, чтобы поблагодарить и этим показать свое отношение, свою благодар­ность. Хорошо, что так благодарят святителя Ни­колая, но ведь так, и еще более неизмеримо, всем нам нужно благодарить Бога.

Одна наша сотрудница, с которой мне при­шлось когда-то работать, рассказала о таком

случае. Потерял один из ее знакомых партийный билет. Причем это произошло в прошлое время, тогда это считалось очень серьезным проступ­ком и грозило осложнениями по службе и вооб­ще по жизни. Он туда-сюда метался и, наконец, стал просить святителя Николая и пообещал: «Свечку поставлю». Потом вспомнил, что ездил он где-то. А ведь он с билетом этим не расста­вался, как с крестом не расставались, возил его с собой, даже когда на лыжах катался. И вдруг он понял - надо там искать, в лесу. И нашел. Всё хорошо, по службе осложнений не будет. Улегся спать. И вдруг слышит: «Просить-то просишь, а благодарить - не благодаришь». Он вскочил, побежал в церковь ставить свечку. Ну, конечно, это большой труд, тем более, что она стоила тог­да 15 копеек. И поставил свечку, совершил под­виг. Главное, хоть сам пришел в храм.

Так вот, благодарность Богу не в том только, чтобы поставить свечку, хотя и это есть веще­ственное, видимое выражение нашей благодар­ности. Мы должны сами стоять как свечки и го­реть и душой, и духом. Устремиться горе, как говорится.

Поэтому и когда-то еще, вы помните, один за­конник спросил: Учителю, кая заповедь болит есть в законе? (Мф. 22, 36). И Господь сказал: Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею дуиіею твоею, и всем умом твоим, и всею крепостию твоею: сия есть первая запо­ведь. И вторая подобна ей: возлюбиши ближняго своего яко сам себе (Мк. 12, 30-31). И книж­ник, утверждая или как бы свидетельствуя эти слова, говорит Ему: Добре, учителю, воистинну рекл еси, яко един есть Бог, и пестъ ин разве Его, и еже любити Его всем сердцем, и всем разумом, и всею душею, и всею крепостию, и еже любити ближняго яко себе, боле есть всех всесожжении, и жертв (Мк. 12, 32-33). Так вот, если жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50,19), то больше всех всесожжений и жертв - любовь к Богу и ближнему. Бот истинная жертва, истинная благодарность.

В благодарность Богу мы приносим жертвы, то есть чем-то жертвуем. Да, вот в благодар­ность Богу мы жертвуем неким своим сном, из­бытком иногда. Неким свободным временем, которое мы бы хотели на что-то потратить. И, посещая храм Божий, что мы приносим? Конечно, эта жертва - капля, потому что ведь сколько времени мы протрачиваем в жизни? Проходят часы, дни, месяцы, годы. Некоторые говорят: «Я хожу в церковь». Придет раз в год. Кто иногда, по праздникам, кто, хорошо, если раз в месяц. И каждый считает, что он что-то де­лает. Так вот, жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19). И жертва эта прежде всего должна быть при­носима в храм к Богу.

Конечно, на всяком месте владычества Его благослови душе моя Господа (Пс. 102, 22). То есть на всяком месте нужно быть готовым

принести жертву Богу - свое внутреннее устрое­ние. Сердце сокрушенно и смиренно - что это та­кое в обычной жизни? Вот тебя как-то укорили, тебя унизили и что-то заставили сделать насиль­но. Принеси жертву Богу - сердце сокрушенно и смиренно, дух сокрушен, - смирись. Да, так мне и надо, значит. Мне надо трудиться, значит, мне это послано. То есть когда ты имеешь воз­можность принести такую жертву, то помни, что Бог дал тебе эту возможность - жертву при­нести. Вот если тебя никто не смирит, если ты ничем не поступишься своим, только тебе все будут оказывать внимание, то у тебя и не будет возможности принести жертву-то.

Поэтому, по-настоящему, именно те обстоя­тельства, в которых нам приходится как-то сми­ряться, что-то приносить в жертву, - это и есть истинная жертва благодарности Богу. И поэто­му в духовном смысле не те счастливые, которые всё, что они хотят, имеют и всегда, как они хотят, поступают (то есть никто им никогда не пере­чит). А в истинном смысле счастливые те, у кого есть возможность потерпеть, принести жертву. Потерпеть что-то, какой-то урон от своего, да­же невольный урон. Потому что на вольный- то урон мы еще, большей частью, неспособны. А вот на невольный урон мы уже готовы, когда хотя бы не ропщем, а воспринимаем это как жертву, которую мы приносим Богу.

Поэтому сегодняшний день памяти святителя Николая пусть нам напоминает о том, что благо­дарность - это основное устроение души - долж­на быть у каждого христианина.

Некоего человека перед смертью спросили, как спастись. Он сказал: «Чаще напоминай себе слова апостольские: всегда радуйтесь, непре­станно молитесь, за всё благодарите». Так вот это и есть та самая жертва. Друг друга тяготы носи­те, и тако исполните закон Христов (Гал.6, 2). Всё это как раз есть жертва Богу.

Поэтому жертву приносит не только тот, кто жертвует какие-то средства. Да и средства, вы знаете, имеют цену перед Богом разную. Вспом­ните вдовицу, которая две лепты положила. Она положила больше всех. Поэтому никто не может сказать, что он не может много пожертвовать. У Бога своя бухгалтерия. Это здесь, на земле, у нас свои расценки. У Бога иное. Человек может бро­сать тысячи, а у Бога это доли копейки. Человек может давать копейку, а у Бога это будет тысяча.

Человек может потерпеть что-то, когда ему это несложно, - это одно. Когда ему трудно, и он это претерпевает, напрягая все свои силы, - це­на другая. Я не раз рассказывал вам этот при­мер. Когда преподобного Серафима спросили, кто ближе к Богу в обители, он сказал: «Повар, из бывших солдат». Ему говорят: «Батюшка, как же так?» - «Да он, - говорит, - из бывших солдат, то есть из грубой среды. И характер у него от природы огненный, он в запальчиво­сти убьет. Но он так себя сдерживает, что вот этот его внутренний подвиг сдерживания своего такого характера Господь ставит выше подвига подвижников всей обители». Вот видите, какую он жертву приносил? Горшки чистил, дрова под­кладывал, пищу готовил, - поваром был. И всё. И сдерживал свое раздражение - ведь вся братия приходила. Этому так подай, этому - так. Всё это Господь и поставил на такую высоту, что оказал­ся его подвиг выше подвига всей обители. Вот что значит благодарность Богу, вот что значит жертва, которую мы должны приносить.

И если мы приносим жертву благодарения святителю Николаю, то нам нужно помнить, что не только на Николин день, а и в каждый воскрес­ный день - должно нам всем быть в храме. Еще в глубокой древности, в самом начале, на заре христианства, святые отцы установили такое пра­вило, что если человек три воскресенья подряд без уважительной причины не был в храме, то он отлучается от Церкви. Мы иногда ропщем и недовольствуемся, что нам приходится что-то терпеть, хотя, как я сказал, терпеть - это милость Божия. Но если мы столько времени не были в храме Бо­жием, - месяц не побывали! - то мы уже вне Церк­ви. И что тогда удивляться, если бес потащит в какую-нибудь сторону или же нападет на нас? Ведь мы уже сами себя отделили от Церкви.

Поэтому, памятуя святителя Николая, поло­жим себе за правило каждое воскресенье быть в церкви. И в благодарность святителю Нико­лаю - и конечно же и Богу, естественно, - давай­те положим себе за правило храм Божий посе­щать как можно чаще. Хоть сколько-то, хоть две лепты вдовицы. Хоть зайди, хоть несколько ми­нут постой, но побудь в храме обязательно.

А то, что Господь нам посылает, - если чего-то нам приходится лишиться ради Бога, ради ближ­них, ради посещения храма Божия - будем пом­нить, что это и есть та малая жертва, которую нам дает возможность Господь принести во сла­ву всех Его дарований, нам данных. Аминь.

Декабря 1993 года

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.014 с.)