Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Благовещение Пресвятой Богородицы. Седмица КрестопоклоннаяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
БЛАГОВЕЩЕНИЕ И КРЕСТ - СУЩНОСТЬ НАШЕГО СПАСЕНИЯ
Лк., 3 зач., I, 24-38
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Благовещение - значит «благая весть». Благая весть о спасении рода человеческого, о воплощении Сына Божия. Евангелие тоже переводится на русский язык такими словами: «Благая весть». Поэтому во всех храмах на Царских вратах вы видите изображение Благовещения и четырех евангелистов. То есть вот эти два изображения как раз и являются одним и тем же словом - благая весть, или Благовещение. И весть эта прежде всего была, конечно, благой для Матери Божией, потому что Ей была возвещена эта истина. Ей была открыта тайна, непостижимая и сокровенная от начала. Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопим: радуйся, Благодатная, Господъ с Тобою (тропарь Благовещения. - Прим. ред.). Так воспевает Святая Церковь. И действительно, всё это произошло. Это то, что было сказано первым людям, Адаму и Еве, когда Господь их, с одной стороны, за преступление заповеди изгнал из рая, а с другой стороны, дал им надежду на спасение. Такова премудрость Божия и любовь Божия, которая наказует для вразумления и в самом наказании уже обещает спасение - или помилование, прощение, - если человек принимает это от руки Божией как достойное по делам своим. Господь сказал, что семя жены сотрет главу змия (см.: Быт. 3,15), и вот исполнение этих слов как раз и открылось в празднике Благовещения. То, что совершилось, непостижимо не только уму человеческому, но и ангельскому. Как воспевается в акафисте Божией Матери, радуйся, высото неудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубино неудобозримая и ан- гелъскима очима. И поэтому особенно это было непостижимо и нам, непостижимо до конца было и падшим духам. Они не могли постигнуть, как это такое может быть. Гордыня не может постигнуть смирения, и злоба не может понять любовь. Поэтому эта тайна и была непонятна для духов злобы, для духов гордыни. Диавол, зная это предсказание о том, что он пострадает от семени жены, внимательно смотрел на самых лучших представительниц женского пола. В истории Ветхого Завета есть такие примеры, как он всячески следил за ними: не будет ли одна из них той, от которой родится Тот, Кто его сокрушит? Но Премудрость Божия и высшее создание Божие, человек, совершили то, что не мог постигнуть диавол. Та, Которая стала Матерью Сына Божия, Богочеловека, дала обет девства и еще от младенческого возраста была посвящена Богу. И в этом посвящении Богу Она желала служить только Ему. Поэтому, по естественным рассуждениям, Она выпадала уже из тех, кто может стать матерью. Она матерью не могла быть по естественным человеческим законам. (А обеты назорейства, служения только Богу были еще в Ветхом Завете.) И именно это оградило Матерь Божию от каких бы то ни было подозрений (в смысле человеческом), что Она может стать матерью. Но как раз здесь Бог идеже хощет, побеждается естества чин (стихира Благовещения. -Прим. ред). «Идеже хощет», то есть Господь не по естественным законам, а сверхъестественным образом именно Ту, которая как бы не могла быть матерью, соделал Матерью Божией. Православная Церковь имеет Священное Писание и Священное Предание. Причем известно из Предания (хотя нигде в Евангелии вы не прочитаете, и в апостольских посланиях этого нигде нет), что Матерь Божия желала быть последней служанкой у той, которая может быть Матерью Божией, Сама же себя по-человечески лишив этого. А Господь именно за то, что Она Себя уже посвящает Богу, с одной стороны, а с другой стороны, лишила Себя, по смирению, возможности быть матерью Божией, Ее возвеличил и сделал Матерью Божией. И как раз вот в этом-то и открылось то пророчество Исаии, о котором говорит евангелист Матфей: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог (Мф. 1, 23). И вот Господь не только Деву сделал Матерью, но Он Ее и по рождении Сына сохранил Девой. То есть Господь дал Ей высший дар, который и не может даже представить себе наш ум: с одной стороны - быть Пресвятой Богородицей, а с другой стороны - Он сохранил Ее обет: Она осталась Пречистой Девой. То есть принял и сохранил Ее обет быть Девой. Здесь совершилось то, что было непостижимо по нашим человеческим понятиям, и не только, как я уже сказал, человеческим, и по понятиям духов. Но духи высшие, духи чистые, Ангелы, служители Божии, знали, что яко не изнеможет у Бога всяк глагол (Лк. 1, 37), яко Той рече, и быта; Той повеле, и создашася (Пс. 32, 9). Богу всё возможно. Как потом Сам Сын Божий, укрепляя веру Своих учеников, сказал: у человек невозможно, но не у Бога: вся бо возможна суть у Бога (Мк. 10, 27). И вот эта тайна была непостижима уму темных духов. Диавол поэтому и не мог понять, как это такое могло произойти. Святые отцы говорят, что, когда уже был распят Родившийся, Воплотившийся - Тот, Кто проповедовал Евангелие, сотворил множество чудес, воскрешал мертвых, - диавол всё еще никак не мог поверить, что это Сын Божий. Почему же тогда Тот, Который воскрешал, Который победитель смерти, почему Он умирает? И уже перед самой смертью крестной, диавол через людей пытался Его искусить: Разоряли церковь и треми денми созидаяй, спасися Сам: аще Сын еси Божий, сниди со креста (Мф. 27, 40). И аще Царь Израилев есть, да снидет ныне со креста, и веруем в Него (Мф. 27,42). И эти слова были не просто словами тех, которые по- настоящему-то и не собирались уверовать. Это были искушающие слова и в то же время как бы проверяющие - Сын ли это Божий? Святые отцы говорят, что диавол даже не мог постигнуть до конца, как это может быть Сын Божий? Потому что непонятно, почему страдает Всемогущий, Всевышний? Как Он может страдать? Почему Он пострадал за тех, кого враг соблазнял на грех? Почему Он их грехи берет на Себя? Всё это диаволу невозможно было понять. И, как говорят святые отцы, когда смерть вошла в человеческое тело Спасителя, она наткнулась на Божество и погибла. Где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа? (1 Кор. 15, 55). Этими словами апостола Павла мы уже прославляем Воскресение Христово в праздник Пасхи. Праздник этот раскрывает такие непостижимые тайны, которые человеческий ум вместить не может, и, как я уже сказал, не только человеческий, но и ангельский. Поэтому Церковь замечательно в своих песнопениях отражает состояние Архангела Гавриила: Послан быстъ с небесе Гавриил Архангел, благовестити Деве зачатие, и пришед в Назарет, помышляше в себе, чудеси удивлялся: о како в вышних непостижим Сый от Девы раждается! Имеяй престол небо, и подножие землю, во утробу вмещается Деви- чу! На Негоже шестокрилатии, и многоочитии зрети не могут, словом единем от Сея воплоти- тися благоизволи. Божие есть слово настоящее. Чтоубо стою, и не глаголю Деве: радуйся Благодатная, Господъ с Тобою; радуйся, Чистая Дево; радуйся, Невесто Неневестная; радуйся, Мати Живота, благословен Плод чрева Твоего (стихира Благовещения. - Прим. ред.). То есть не мог даже Архангел Гавриил - ближайший служитель, возвеститель тайн Божиих - постигнуть этого! В ужасе, в страхе, в трепете предстоял, видя, как совершается слово Божие: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя; темже и раждаемое Свято наречется Сын Божий (Лк. 1, 35). А у Бога слово и дело - одно: Он сказал, и в это же время произошло Воплощение. То есть у Бога слово и дело не отделяются, поэтому Архангел Гавриил в ужасе стоял, и, конечно, если представить (да ведь и невозможно даже представить, как всё это совершалось!), сразу трепет обнимает душу, и благоговение в ней, и благодарность Творцу. И народ православный, чувствуя вот эту особую святость и непостижимость праздника Благовещения, говорил, что всё должно быть устремлено на прославление имени Божия и Матери Божией, на прославление величайшего этого, непостижимого благодеяния к роду человеческому, ко всему творению. В этот день, сказано: «Птица гнезда не вьет, девка косы не плетет». То есть даже обычные свои занятия не только человек, но и всё творение не совершают. Все в этот день благоговейно переживают это величайшее событие. Так вот, по-настоящему, если бы мы чаще напоминали себе вот это состояние, чаще бы задумывались над тем благодеянием, которое совершилось, то мы бы не падали духом никогда. Мы бы никогда не роптали, мы бы никогда не осуждали друг друга и вообще друг к другу бы относились так, как говорит апостол Павел: Тем- же приемлите друг друга, якоже и Христос прият вас во славу Божию (Рим. 15, 7). То есть вот это состояние, когда человек, насколько возможно, воспринимает и чувствует любовь Божию, изливаемую на нас, должно растопить даже самое ожесточенное сердце. И не воспринять это может только тот, кто сам не хочет этого воспринимать. Или же тот, кто, к несчастью, находится во власти диавольской силы, в разной степени захватившей его, которая сама-то этого постигнуть не может и иногда в еще большей ярости устремляется на человека. Это всем известно. Все, кто сколько-нибудь связан с духовной жизнью, знают, что в праздник и под праздник диавол всегда нападает, потому что он видит то, что ему невозможно постигнуть. И, видя то, что души-то от него уходят и что Господь непостижимыми путями спасает людей, диавол набрасывается на людей, и всякие искушения бывают - это уже закон: в праздники всегда бывают, в разной степени, какие-то искушения. То же самое и с постами бывает. А сейчас одновременно и пост, и Крестопоклонная неделя (Крест вот здесь возлежит), и Благовещение. И, конечно, свидетельство этому, как говорится, от противного - это искушения и нападения вражий, которые бывают в эти дни. Но нам-то всем утешение - Божия сила и Божия премудрость распятого Христа. Как говорит апостол Павел:...самем же званным Иудеем же и Еллином Христа, Божию силу и Божию премудрость (1 Кор. 1, 24), - всем, то есть и одним, и другим. Всем. Именно распятие. И вот здесь как раз предлежит то, что непостижимо для міра, то, что для міра - безумие: с одной стороны - Благовещение, благая весть, а с другой стороны - тут же и Крест. Какая же благая весть, когда она кончается крестом? Но крестом-то она не кончается, она венчается Крестом! А кончается она будущей жизнью. Точнее, не кончается - Царствию Божию не будет конца. Вот как раз здесь и раскрывается спасения нашего главизна, и исполнение этого. Совершилось! На Кресте было сказано то, что совершилось. Совершилось премудрым Промыслом Божиим. И, опять же, когда люди начинают умствовать по-земному, они не понимают этих вещей. Вот Благовещение почти всегда, за редким исключением, бывает Великим постом. Иногда бывает на Пасху, но это изредка, а в основном - постом. И здесь - любовь Матери Божией! Она, как Мать, тех, кто постится, старается побаловать рыбкой немножечко - праздник такой! И ведь два дня всего, когда разрешение на рыбу: Благовещение и Вербное воскресенье. Вот видите, к Вербному воскресенью прибавляется еще и Благовещение. И праздник Успения Пресвятой Богородицы, которая во успении міра не оставила (из тропаря Успения, - Прим, ред.), опять же - Успенским постом. В нашей православной стране этот праздник приходится на конец лета, когда всё поспевает, и Матерь Божия свой пост услаждает всем, что поспевает: и овощами, и фруктами, и всё это дается в избытке. То есть и здесь любовь Матери Божией! Конечно, у нас некоторые говорят: пост - это вообще неважно. А вот кто попостится немножечко, понимает, как это отрадно. И в этом глубокий смысл заключается. Да, действительно, душа - выше, но ведь человек состоит из души и тела. Господь и о теле-то нашем заботится, и телу тоже дает утешение. Кстати, когда на праздник о трапезе говорится, то в Уставе сказано: утешение братии велие. Уж монахи-то, кажется, только в молитве, а и им поесть - утешение тоже. Видите, как во всём празднике, во всех наших православных церковных уставах раскрывается любовь Божия. Любовь во всем: и в духовном утешении, и в духовной радости, и в богослужении, и в утешениях за столом тоже. Поэтому будем помнить вот эту радость духовную - видите, сегодня, в середине поста, вместе с Крестом, мы празднуем праздник Благовещения. Вот лежит Крест. И это - символ всей православной сущности. С одной стороны, без Креста не пройдешь, а с другой стороны, Господь радость всё равно всем посылает - всякому, кто несет свой крест. И сегодня пусть каждый из нас постарается в мире, любви и согласии провести этот день. Чтобы все мы, усыновленные при Кресте через Иоанна Богослова, как дети Матери Божией, - все мы были как дети одной матери. Чтобы мы не огорчали ни друг друга, ни тем более тех, кто о нас ходатайствует в ином міре, и особенно Высшую всех, Предстоящую пред Богом Пречистую Его Матерь. И постараемся мы так же, в мире и согласии, провести остаток поста. Я говорю «остаток», потому что, хотя осталась половина, но это уже остаток. Дальше уже будет так: эта неделя четвертая уже кончается; на следующей неделе, в среду вечером, Стояние Марии Египетской, канон Андрея Критского читается; пятая неделя проходит, в конце пятой недели опять праздник - Похвала Пресвятой Богородице. Этот праздник - еще один момент нашего православного церковного Богослужения. Ведь он коротенький такой получается, потому что вокруг пост, на следующий день - отдание уже этого праздника. Один день, но ведь какой великий праздник! И, чтобы еще раз прославить Матерь Божию постом, в субботу на пятой седмице (и еще даже в пятницу вечером) поются опять те же песнопения: «Совет превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста...» И вот, если кто желает, и есть возможность - а я думаю, каждый пожелает, - пусть придет в храм Божий еще раз прославить Матерь Божию, потому что эта служба как бы напоминает Благовещение. Ее содержание - почти как на Благовещение. Так еще раз Великим постом, независимо от того, в какой день Благовещение бывает, Матерь Божия прославляется и на Похвалу Пресвятой Богородице. Если кто к сегодняшнему празднику не смог как следует подготовиться, то пусть придет на Похвалу Пресвятой Богородице, чтобы еще раз прославить Ту, через Которую наше спасение совершилось. И будем чаще себе напоминать то, что у нас есть Заступница Усердная рода христианского, которая хочет спастися всем, под Державный Покров Ея прибегающим. Чаще себе нужно напоминать эту истину - в личной ли жизни, или в жизни целой нашей страны, о которой у многих душа болит. Нужно помнить, что Богу всё возможно, и предстательством Матери Божией именно невозможное особенно возможно. И нужно возлагать упование на Нее. Всеупование мое на Тя возлагаю, Маши Божия, сохрани мя под кровом Твоим, - так воспеваем мы в наших вечерних молитвах. Поэтому возложим на Господа все наши печали, все наши сложности, и предстательством Пречистой Его Матери Господь нас в этой жизни сохранит, и верим, что помилует и в будущей жизни. Аминь. Апреля 1994 года
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.185 (0.01 с.) |