Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Благовещение Пресвятой Богородицы. Седмица Крестопоклонная

Поиск

БЛАГОВЕЩЕНИЕ И КРЕСТ - СУЩНОСТЬ НАШЕГО СПАСЕНИЯ

 

Лк., 3 зач., I, 24-38

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Благовещение - значит «благая весть». Благая весть о спасении рода человеческого, о воплоще­нии Сына Божия. Евангелие тоже переводится на русский язык такими словами: «Благая весть». Поэтому во всех храмах на Царских вратах вы видите изображение Благовещения и четырех евангелистов. То есть вот эти два изображения как раз и являются одним и тем же словом - бла­гая весть, или Благовещение.

И весть эта прежде всего была, конечно, благой для Матери Божией, потому что Ей бы­ла возвещена эта истина. Ей была открыта тай­на, непостижимая и сокровенная от начала. Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы быва­ет, и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопим: радуйся, Благо­датная, Господъ с Тобою (тропарь Благовеще­ния. - Прим. ред.). Так воспевает Святая Церковь.

И действительно, всё это произошло. Это то, что было сказано первым людям, Адаму и Еве, когда Господь их, с одной стороны, за преступление за­поведи изгнал из рая, а с другой стороны, дал им надежду на спасение.

Такова премудрость Божия и любовь Божия, которая наказует для вразумления и в самом на­казании уже обещает спасение - или помилова­ние, прощение, - если человек принимает это от руки Божией как достойное по делам своим.

Господь сказал, что семя жены сотрет главу змия (см.: Быт. 3,15), и вот исполнение этих слов как раз и открылось в празднике Благовещения.

То, что совершилось, непостижимо не только уму человеческому, но и ангельскому. Как вос­певается в акафисте Божией Матери, радуйся, высото неудобовосходимая человеческими по­мыслы; радуйся, глубино неудобозримая и ан- гелъскима очима. И поэтому особенно это бы­ло непостижимо и нам, непостижимо до конца было и падшим духам. Они не могли постигнуть, как это такое может быть. Гордыня не может по­стигнуть смирения, и злоба не может понять лю­бовь. Поэтому эта тайна и была непонятна для духов злобы, для духов гордыни. Диавол, зная это предсказание о том, что он пострадает от се­мени жены, внимательно смотрел на самых луч­ших представительниц женского пола. В исто­рии Ветхого Завета есть такие примеры, как он всячески следил за ними: не будет ли одна из них той, от которой родится Тот, Кто его сокрушит?

Но Премудрость Божия и высшее создание Божие, человек, совершили то, что не мог по­стигнуть диавол. Та, Которая стала Матерью Сына Божия, Богочеловека, дала обет девства и еще от младенческого возраста была посвяще­на Богу. И в этом посвящении Богу Она желала служить только Ему. Поэтому, по естественным рассуждениям, Она выпадала уже из тех, кто мо­жет стать матерью. Она матерью не могла быть по естественным человеческим законам. (А обе­ты назорейства, служения только Богу были еще в Ветхом Завете.) И именно это оградило Ма­терь Божию от каких бы то ни было подозрений (в смысле человеческом), что Она может стать матерью. Но как раз здесь Бог идеже хощет, по­беждается естества чин (стихира Благовеще­ния. -Прим. ред). «Идеже хощет», то есть Господь не по естественным законам, а сверхъестествен­ным образом именно Ту, которая как бы не мог­ла быть матерью, соделал Матерью Божией.

Православная Церковь имеет Священное Писание и Священное Предание. Причем из­вестно из Предания (хотя нигде в Евангелии вы не прочитаете, и в апостольских посланиях это­го нигде нет), что Матерь Божия желала быть последней служанкой у той, которая может быть Матерью Божией, Сама же себя по-человечески лишив этого. А Господь именно за то, что Она Себя уже посвящает Богу, с одной стороны, а с другой стороны, лишила Себя, по смирению, возможности быть матерью Божией, Ее возвеличил и сделал Матерью Божией. И как раз вот в этом-то и открылось то пророчество Исаии, о котором говорит евангелист Матфей: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог (Мф. 1, 23).

И вот Господь не только Деву сделал Мате­рью, но Он Ее и по рождении Сына сохранил Девой. То есть Господь дал Ей высший дар, кото­рый и не может даже представить себе наш ум: с одной стороны - быть Пресвятой Богородицей, а с другой стороны - Он сохранил Ее обет: Она осталась Пречистой Девой. То есть принял и со­хранил Ее обет быть Девой.

Здесь совершилось то, что было непостижи­мо по нашим человеческим понятиям, и не толь­ко, как я уже сказал, человеческим, и по поняти­ям духов. Но духи высшие, духи чистые, Ангелы, служители Божии, знали, что яко не изнеможет у Бога всяк глагол (Лк. 1, 37), яко Той рече, и бы­та; Той повеле, и создашася (Пс. 32, 9).

Богу всё возможно. Как потом Сам Сын Бо­жий, укрепляя веру Своих учеников, сказал: у человек невозможно, но не у Бога: вся бо воз­можна суть у Бога (Мк. 10, 27). И вот эта тайна была непостижима уму темных духов. Диавол поэтому и не мог понять, как это такое могло произойти. Святые отцы говорят, что, когда уже был распят Родившийся, Воплотившийся - Тот, Кто проповедовал Евангелие, сотворил множе­ство чудес, воскрешал мертвых, - диавол всё еще

никак не мог поверить, что это Сын Божий. По­чему же тогда Тот, Который воскрешал, Который победитель смерти, почему Он умирает?

И уже перед самой смертью крестной, диавол через людей пытался Его искусить: Разо­ряли церковь и треми денми созидаяй, спасися Сам: аще Сын еси Божий, сниди со креста (Мф. 27, 40). И аще Царь Израилев есть, да снидет ныне со креста, и веруем в Него (Мф. 27,42). И эти слова были не просто словами тех, которые по- настоящему-то и не собирались уверовать. Это были искушающие слова и в то же время как бы проверяющие - Сын ли это Божий?

Святые отцы говорят, что диавол даже не мог постигнуть до конца, как это может быть Сын Божий? Потому что непонятно, почему стра­дает Всемогущий, Всевышний? Как Он может страдать? Почему Он пострадал за тех, кого враг соблазнял на грех? Почему Он их грехи бе­рет на Себя? Всё это диаволу невозможно было понять.

И, как говорят святые отцы, когда смерть вошла в человеческое тело Спасителя, она нат­кнулась на Божество и погибла. Где ти, смерте, жало? Где ти, аде, победа? (1 Кор. 15, 55). Эти­ми словами апостола Павла мы уже прославляем Воскресение Христово в праздник Пасхи.

Праздник этот раскрывает такие непостижи­мые тайны, которые человеческий ум вместить не может, и, как я уже сказал, не только чело­веческий, но и ангельский. Поэтому Церковь

замечательно в своих песнопениях отражает состояние Архангела Гавриила: Послан быстъ с небесе Гавриил Архангел, благовестити Деве за­чатие, и пришед в Назарет, помышляше в себе, чудеси удивлялся: о како в вышних непостижим Сый от Девы раждается! Имеяй престол небо, и подножие землю, во утробу вмещается Деви- чу! На Негоже шестокрилатии, и многоочитии зрети не могут, словом единем от Сея воплоти- тися благоизволи. Божие есть слово настоящее. Чтоубо стою, и не глаголю Деве: радуйся Благо­датная, Господъ с Тобою; радуйся, Чистая Дево; радуйся, Невесто Неневестная; радуйся, Мати Живота, благословен Плод чрева Твоего (стихира Благовещения. - Прим. ред.).

То есть не мог даже Архангел Гавриил - бли­жайший служитель, возвеститель тайн Божиих - постигнуть этого! В ужасе, в страхе, в трепете предстоял, видя, как совершается слово Божие: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осе­нит Тя; темже и раждаемое Свято наречется Сын Божий (Лк. 1, 35). А у Бога слово и дело - одно: Он сказал, и в это же время произошло Во­площение. То есть у Бога слово и дело не отделя­ются, поэтому Архангел Гавриил в ужасе стоял, и, конечно, если представить (да ведь и невоз­можно даже представить, как всё это соверша­лось!), сразу трепет обнимает душу, и благогове­ние в ней, и благодарность Творцу.

И народ православный, чувствуя вот эту особую святость и непостижимость праздника

Благовещения, говорил, что всё должно быть устремлено на прославление имени Божия и Ма­тери Божией, на прославление величайшего это­го, непостижимого благодеяния к роду человече­скому, ко всему творению. В этот день, сказано: «Птица гнезда не вьет, девка косы не плетет». То есть даже обычные свои занятия не только человек, но и всё творение не совершают. Все в этот день благоговейно переживают это вели­чайшее событие.

Так вот, по-настоящему, если бы мы чаще напоминали себе вот это состояние, чаще бы задумывались над тем благодеянием, которое совершилось, то мы бы не падали духом никог­да. Мы бы никогда не роптали, мы бы никогда не осуждали друг друга и вообще друг к другу бы относились так, как говорит апостол Павел: Тем- же приемлите друг друга, якоже и Христос при­ят вас во славу Божию (Рим. 15, 7).

То есть вот это состояние, когда человек, на­сколько возможно, воспринимает и чувствует любовь Божию, изливаемую на нас, должно рас­топить даже самое ожесточенное сердце. И не вос­принять это может только тот, кто сам не хочет этого воспринимать. Или же тот, кто, к несчастью, находится во власти диавольской силы, в разной степени захватившей его, которая сама-то это­го постигнуть не может и иногда в еще большей ярости устремляется на человека.

Это всем известно. Все, кто сколько-нибудь связан с духовной жизнью, знают, что в празд­ник и под праздник диавол всегда нападает, по­тому что он видит то, что ему невозможно по­стигнуть. И, видя то, что души-то от него уходят и что Господь непостижимыми путями спасает людей, диавол набрасывается на людей, и вся­кие искушения бывают - это уже закон: в празд­ники всегда бывают, в разной степени, какие-то искушения.

То же самое и с постами бывает. А сейчас одновременно и пост, и Крестопоклонная неде­ля (Крест вот здесь возлежит), и Благовещение. И, конечно, свидетельство этому, как говорится, от противного - это искушения и нападения вра­жий, которые бывают в эти дни. Но нам-то всем утешение - Божия сила и Божия премудрость распятого Христа. Как говорит апостол Павел:...самем же званным Иудеем же и Еллином Хри­ста, Божию силу и Божию премудрость (1 Кор. 1, 24), - всем, то есть и одним, и другим. Всем. Именно распятие.

И вот здесь как раз предлежит то, что непо­стижимо для міра, то, что для міра - безумие: с одной стороны - Благовещение, благая весть, а с другой стороны - тут же и Крест. Какая же благая весть, когда она кончается крестом? Но крестом-то она не кончается, она венча­ется Крестом! А кончается она будущей жиз­нью. Точнее, не кончается - Царствию Божию не будет конца. Вот как раз здесь и раскрыва­ется спасения нашего главизна, и исполнение этого. Совершилось! На Кресте было сказано

то, что совершилось. Совершилось премудрым Промыслом Божиим.

И, опять же, когда люди начинают умство­вать по-земному, они не понимают этих вещей. Вот Благовещение почти всегда, за редким ис­ключением, бывает Великим постом. Иногда бывает на Пасху, но это изредка, а в основном - постом. И здесь - любовь Матери Божией! Она, как Мать, тех, кто постится, старается поба­ловать рыбкой немножечко - праздник такой! И ведь два дня всего, когда разрешение на рыбу: Благовещение и Вербное воскресенье. Вот види­те, к Вербному воскресенью прибавляется еще и Благовещение. И праздник Успения Пресвятой Богородицы, которая во успении міра не оста­вила (из тропаря Успения, - Прим, ред.), опять же - Успенским постом. В нашей православной стране этот праздник приходится на конец ле­та, когда всё поспевает, и Матерь Божия свой пост услаждает всем, что поспевает: и овощами, и фруктами, и всё это дается в избытке. То есть и здесь любовь Матери Божией!

Конечно, у нас некоторые говорят: пост - это вообще неважно. А вот кто попостит­ся немножечко, понимает, как это отрадно. И в этом глубокий смысл заключается. Да, действительно, душа - выше, но ведь человек состоит из души и тела. Господь и о теле-то нашем заботится, и телу тоже дает утешение. Кстати, когда на праздник о трапезе говорит­ся, то в Уставе сказано: утешение братии велие. Уж монахи-то, кажется, только в молитве, а и им поесть - утешение тоже. Видите, как во всём празднике, во всех наших православ­ных церковных уставах раскрывается любовь Божия. Любовь во всем: и в духовном утеше­нии, и в духовной радости, и в богослужении, и в утешениях за столом тоже.

Поэтому будем помнить вот эту радость ду­ховную - видите, сегодня, в середине поста, вме­сте с Крестом, мы празднуем праздник Благо­вещения. Вот лежит Крест. И это - символ всей православной сущности. С одной стороны, без Креста не пройдешь, а с другой стороны, Го­сподь радость всё равно всем посылает - всяко­му, кто несет свой крест.

И сегодня пусть каждый из нас постарается в мире, любви и согласии провести этот день. Чтобы все мы, усыновленные при Кресте через Иоанна Богослова, как дети Матери Божией, - все мы были как дети одной матери. Чтобы мы не огорчали ни друг друга, ни тем более тех, кто о нас ходатайствует в ином міре, и особенно Выс­шую всех, Предстоящую пред Богом Пречистую Его Матерь.

И постараемся мы так же, в мире и согласии, провести остаток поста. Я говорю «остаток», по­тому что, хотя осталась половина, но это уже остаток. Дальше уже будет так: эта неделя чет­вертая уже кончается; на следующей неделе, в среду вечером, Стояние Марии Египетской, канон Андрея Критского читается; пятая неделя

проходит, в конце пятой недели опять праздник - Похвала Пресвятой Богородице. Этот праздник - еще один момент нашего православного церков­ного Богослужения. Ведь он коротенький такой получается, потому что вокруг пост, на следую­щий день - отдание уже этого праздника. Один день, но ведь какой великий праздник! И, что­бы еще раз прославить Матерь Божию постом, в субботу на пятой седмице (и еще даже в пят­ницу вечером) поются опять те же песнопения: «Совет превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста...»

И вот, если кто желает, и есть возможность - а я думаю, каждый пожелает, - пусть придет в храм Божий еще раз прославить Матерь Божию, потому что эта служба как бы напоминает Благо­вещение. Ее содержание - почти как на Благове­щение. Так еще раз Великим постом, независи­мо от того, в какой день Благовещение бывает, Матерь Божия прославляется и на Похвалу Пре­святой Богородице. Если кто к сегодняшнему празднику не смог как следует подготовиться, то пусть придет на Похвалу Пресвятой Богоро­дице, чтобы еще раз прославить Ту, через Кото­рую наше спасение совершилось.

И будем чаще себе напоминать то, что у нас есть Заступница Усердная рода христианского, которая хочет спастися всем, под Державный Покров Ея прибегающим. Чаще себе нужно на­поминать эту истину - в личной ли жизни, или в жизни целой нашей страны, о которой у мно­гих душа болит. Нужно помнить, что Богу всё возможно, и предстательством Матери Божи­ей именно невозможное особенно возможно. И нужно возлагать упование на Нее. Всеупование мое на Тя возлагаю, Маши Божия, сохрани мя под кровом Твоим, - так воспеваем мы в наших ве­черних молитвах. Поэтому возложим на Господа все наши печали, все наши сложности, и предстательством Пречистой Его Матери Господь нас в этой жизни сохранит, и верим, что помилует и в будущей жизни. Аминь.

Апреля 1994 года

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.185 (0.01 с.)