Память великомученика Димитрия Солунского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Память великомученика Димитрия Солунского



НЕ ОТ МІРА СЕГО

 

Ин., 52 зач., XV, 17, XVI, 2

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы празднуем память великомученика Димитрия Солунского. И евангельское чтение, которое мы сегодня слышали, всегда читается на память мучеников.

Когда Святая Православная Церковь прослав­ляет Матерь Божию в ее святых иконах, то чита­ется Богородичное евангельское чтение, которое каждый раз нам напоминает: Блажени слыша­щий слово Божие и хранящий е (Лк. 11, 28). И мы слышим это довольно часто.

И так же часто, прославляя мучеников, Свя­тая Православная Церковь предлагает нам му­ченическое Евангелие. Сия заповедаю вам, да любите друг друга. Аще мір вас ненавидит, ве­дите, яко мене прежде вас возненавиде. Аще от міра бысте были, мірубо свое любил бы; яко- же от міра несте, но Аз избрах вы от міра, сего ради ненавидит васмір (Ин. 15,17-20). Церковь зиждется на крови мучеников. Мученик - зна­чит свидетель.

И далее Господь раскрывает нам смысл всего совершающегося. Всё, что совершается в міре, имеет только два направления - к Богу или к міру. А мір лежит во зле, во грехе. И поэтому всё, что происходит, имеет вот это разделение.

Причем мір это свидетельствует сам. Есть та­кое выражение: «Не от міра сего». Так говорят, когда видят человека, который живет не так, как живут в міру, то есть не «рвет», не хватает, не ищет своей выгоды. И вообще живет, не как все, - не думает только о материальном, о зем­ном, не интересуется только этой пустотой, вре­менной жизнью, которая всё равно проходит.

Мір это чувствует, даже если этот человек вроде бы вместе со всеми живет и трудится. Мне пришлось это испытать - видимо, для ду­ховного опыта Господь послал - на себе самом. Будучи светским человеком, я работал в инсти­туте инженером, и у нас в отделе появился моло­дой человек. Как я понял, он недавно крестился. А когда человек крестится, у него такой духов­ный подъем, желание поделиться, просветить каждого. Он готов всем говорить, что он нашел истину - так же, как апостолы говорили, что нашли Мессию. И он с одним, с другим говорил, но нигде не чувствовал отклика. И вот он уви­дел, что со мной можно на эту тему говорить, и стал меня просвещать. Я-то вырос в Церкви - я в Церкви с детства, с пеленок. И вот он говорил всё очень хорошо. Кое-что, конечно, не совсем так, потому что он только начинал. Ну, я слушал

его, и он чувствовал, что его слушают. Тогда одна раба Божия, которая в нашем отделе была, меня спрашивает: «Вот ты с ним всё говоришь, с этим новым сотрудником. Скажи мне, что он за чело­век?» Я думаю - как ей сказать? Я понимаю, что он живет как-то не так. Не обсуждает телевизи­онные сенсации, всякие сериалы, чушь и глу­пость, а говорит о тех вещах, о которых обычно не говорят. Я так ей и сказал: «Ну как тебе ска­зать. Не от міра сего». Она на меня смотрела, смотрела: «Хм... Тоже мне объяснил. Ты-то боль­но от міра сего». И это при всем том, что я вро­де работал с ними. Правда, телевизора не было у меня, поэтому не о чем было говорить.

И это разделение всегда есть. Вы знаете, от истины ведь просто никуда не денешься. Есть такое выражение: «Рыбак рыбака видит издале­ка». Пьяница видит пьяницу, наркоман - нарко­мана видит.

А верующий, естественно, видит верующего. Он чувствует это. И как-то вдруг так получается, что все друг друга начинают чувствовать и так они вместе и собираются - «не от міра сего».

В высшем смысле «не от міра сего» - это мо­нахи. Они действительно уходят от міра. А кто приближается к этому состоянию в духовном смысле, тот тоже становится «не от міра сего». Про них эти слова: Аще от міра бысте были, мір убо свое любил бы, якоже от міра песте, но Аз избрах вы от міра, сего ради ненавидит вас мір (Ин. 15, 18-20).

Бывает, что попадается, особенно среди детей, не такой, как все,- ребенок какой-то «не от міра сего». И он выглядит среди других, как говорят, «белой вороной», и они начинают его ненавидеть, всячески издеваться над ним.

В конце концов, мы знаем этот страшный пример, когда мальчик-алтарник в Крылатском возвращался после службы на Пасху, и этого ре­бенка «не от сего міра» убили - его растоптали ногами те, кто от сего міра. Это свидетельство евангельской истины, что мір ненавидит тех, кто «не от міра сего».

И поэтому когда-то нам приходится всё равно делать выбор - или же с міром, или же не с міром. Время постепенно всё ставит на свои места. Ес­ли не сразу, то потом выясняется, кто «не от міра сего», а кто - от сего міра.

Часть людей колеблется - и туда, и сю­да. Алексей Константинович Толстой в поэме «Грешница» описывает женщину, которая пиру­ет, но слышит другой разговор - что существует иное, что кроме веселья есть еще и пост, цело­мудрие, чистота. Ее всё это задевает - гордыня в ней. И вот появляется некий муж благообраз­ный, и она как раз считает, что это тот, о ком шла речь, и говорит:

 

«Ты тот, что учит отреченью -

Не верю твоему ученью,

Мое надежней и верней!

Меня смутить не мысли ныне,

Один скитавшийся в пустыне,

В посте проведший сорок дней!

Лишь наслажденьем я влекома,

С постом, с молитвой незнакома,

Я верю только красоте,

Служу вину и поцелуям,

Мой дух тобою не волнуем,

Твоей смеюсь я чистоте!»

 

И вот, когда она это высказала, то поняла, что это не тот учитель, о котором говорили.

 

И слышит грешница в смущеньи:

«Она ошиблась! В заблужденье

Её привёл пришельца лик,

То не учитель перед нею,

То Иоанн из Галилеи,

Его любимый ученик».

Небрежно немощным обидам

Внимал он девы молодой,

И вслед за ним с спокойным видом,

Подходит к храмине другой.

В Его смиренном выраженьи

Восторга нет, ни вдохновенья,

Но мысль глубокая легла

На очерк дивного чела,

То не пророка взгляд орлиный,

Но прелесть ангельской красы -

Делятся на две половины

Его волнистые власы;

Поверх хитона упадая,

Одела риза шерстяная

Простою тканью стройный рост,

В движеньях скромен он и прост;

Ложась вкруг уст Его прекрасных,

Слегка раздвоена брада -

Таких очей благих и ясных

Никто не видел никогда.

И пронеслося над народом,

Как дуновенье тишины,

И чудно благостным приходом

Сердца гостей потрясены.

Замолкнул говор. В ожиданьи

Сидит недвижное собранье,

Тревожно дух переводя, -

И Он, в молчании глубоком,

Обвёл сидящих тихим оком,

И в дом веселья не входя,

На дерзкой деве самохвальной

Остановил Свой взор печальный.

 

И вот действительно у людей «не от міра се­го» взор обычно печальный. Смотришь на пиры, дискотеки эти, беснования - страшное такое, печальное зрелище. И взгляд Его был совершен­но другим:

 

И был тот взор как луч денницы,

И всё открылося Ему.

И в сердце сумрачном блудницы

Он разогнал ночную тьму.

И все, что было там таимо,

В грехе что было свершено,

В её глазах неумолимо

До глубины озарено.

Внезапно стала ей понятна

Неправда жизни святотатной,

Вся ложь её порочных дел -

И ужас ею овладел.

Уже на грани сокрушенья,

Она постигла в изумленьи,

Как много благ, как много сил

Господь ей щедро подарил,

И как она восход свой ясный

Грехом мрачила ежечасно.

И в первый раз гнушаясь зла,

Она в том взоре благодатном

И кару дням своим развратным,

И милосердие прочла.

И чуя новое начало,

Ещё страшась земных препон,

Она, колебляся, стояла...

 

То есть как раз, когда надо сделать выбор, че­ловек испытывает колебания - или туда, или ту­да. Здесь - вот этот мір, который пирует, а там - покой, тишина и чистота, которая требует труда.

 

И вдруг в тиши раздался звон

Из рук упавшего фиала,

Стесненной груди слышен стон,

Бледнеет грешница младая,

Дрожат открытые уста -

И пала ниц она, рыдая,

Перед святынею Христа.

 

Это литературное изображение души чело­веческой, которая находится вот в таком ко­

лебании - или с міром, или же нет. Вот этот выбор. Некоторые уже «не от міра сего», а неко­торые еще стоят на грани между этих двух міров - горнего, вышнего, и міра земного, пре­исподнего.

Как-то мне пришлось услышать в одном месте гром ужасный - рядом дискотека была, - а мне го­ворят: «Батюшка, а там еще громче, под вами. В преисподней - там еще страшней». Но там я, слава Богу, не видел. А видел один раб Божий, ко­торого решили ознакомить с этими «достижения­ми», повели его туда. Он говорит: «Можно скорее отсюда выйти». Поднялись наверх.

— Ну как вам, понравилось?

— Как вам сказать? Обыкновенная бесовская музыка.

Вот так откровенно. Человек этот был тоже, видимо, «не от міра сего», потому что он почув­ствовал, что это такое.

И вот это разделение всегда есть в разной сте­пени. Может быть, не в такой острой, в такой яв­ной форме, но оно существует. Когда я был еще студентом, сорок с лишним лет назад, иногда ходил на танцевальные вечера. Но, по современ­ным понятиям, тогда это было еще ничего. Но да­же тогда, при том восприятии, когда после тако­го вечера со студентами домой приходил, то был усталый, разбитый какой-то. А когда приходишь из храма, после службы - усталость есть, но уми­ротворенность, и в душе тишина, покой. Вот это - иной мир, и есть мір тот, который течет.

И вот это разделение всегда было. Поэтому очень часто таких людей не понимают. Почему вот такое отношение к человеку? Вроде он ни­чего плохого не делает. Почему? Да потому, что он «не от міра сего» - потому такое и отноше­ние. Аще от міра бысте были, - да, всё было бы нормально, как подобает. Не нужно искать при­чину в том, что что-то не так сказано. Не то, что не так, а не в том духе. Ничего особенного чело­век не сказал, но сказал не в духе міра.

И часто очень показывает нам мір, что мы «не от міра сего». Больше того - когда такой человек по немощи и согрешает, то мір ему го­ворит: «Ты не так делаешь, ты не от міра сего». Например, если согрешит - скажем, напьет­ся - человек в міру, то это ничего, обычное де­ло, пьянка и пьянка. Но, не дай Бог, напьется какой-нибудь священнослужитель или просто верующий - это уже сенсация. Что ж ты дела­ешь, милый? Ты ведь «не от міра сего». И мір тебе тут же напомнит, что ты «не от міра сего» - не тем ты занимаешься.

Я помню, с детства очень любил петь, ну и в церкви пел, конечно. Бывало, что-нибудь такое из классического, из оперного репертуа­ра запоешь, а мне говорят: «Тебе бы диаконом быть, а не оперным певцом». И опять нику­да не денешься - ты «не от міра сего». Хоть ты и пой - но всё равно «не от міра сего». Мір все равно напоминает - ты не наш. Хоть ты и поешь светское - всё равно ты не наш.

И это действительно так. А нам нужно к тому просто прислушиваться. Когда такое бывает - слава Тебе, Господи. Значит, Господь тебя не оста­вил. Но ты всё равно «не от міра сего». И именно вот это свидетельство, что мы «не от міра сего» - это высшая милость Божия. Поблагодарим за это Бога. Аз избрах вы от міра, сего ради ненавидит вас мір. Господь избрал, поэтому мір так и отно­сится. Причем даже если человек совершает без­законные вещи, то Господь всё равно напомина­ет ему через мір, что он «не от міра сего».

Есть такой страшный пример. Один монах влюбился в дочь языческого жреца. Ну, всякое бывает - такая вот овладела им страсть. Он при­шел и стал просить руки дочери. Жрец отправил­ся в капище и спрашивает у своего идола-беса, что делать - монах просится в зятья. Бес гово­рит:

— Скажи, чтобы он от монашества отрекся.

Тот пошел и говорит:

— Ты же монах?

— Нет, всё, я уже не монах, отрекаюсь от всех обетов своих!

Жрец опять к бесу:

— Ну всё, отрекся. Что, отдавать дочь?

— Нет, - говорит, - он же всё-таки христианин остался. Скажи, чтобы отрекся от своего Хри­ста.

И настолько монаха разжигала страсть, что он обезумел совсем - отрекся и от Христа. Жрец снова беса спрашивает:

— Ну что, от всего отрекся. Отдавать дочь?

— Всё равно не отдавай. Он-то отрекся, да Бог от него не отрекся, Он всё равно его Своим счи­тает.

Жрец вернулся.

— Знаешь что, не дам дочь.

— Почему же?

— Да ты всё сделал, только Бог тебя не оста­вил.

— Господи, - тот говорит, - какой же я безу­мец! Прости меня.

Раскаялся, вернулся в монашество, пришел в себя. Так это бывает.

Есть такое повествование трогательное. Игу­мен некий заснул, и вдруг его кто-то толкает в бок. Просыпается - Матерь Божия стоит. «Вла­дычица, как же Ты меня, грешного, пришла по­сетить?» - «Да не пришла бы, но нужда пригна­ла. Там две моих свиньи лежат, замерзнут ведь. Ты сходи всё-таки, притащи их». А там напились два монаха, свалились и лежали, а был мороз. Они «не от міра сего», и Матерь Божия о них за­ботилась, чтобы они не замерзли.

Видите, какова любовь Божия и как Господь Своих рабов любит. А что мір так к этому отно­сится - так это потому, что «не от міра сего», из- за этого так и относится. Поэтому, когда начина­ют кого-то особенно поносить, то явно, что в нем что-то «не от міра сего». Когда какого-нибудь правителя начинают поносить - ага, значит, что-то хорошее всё-таки в нем есть. Если мір на­чинает на кого-то лаять, кусать кого-то - значит, тот «не от міра сего», видимо.

Вот видите, как правильное духовное устрое­ние сразу ставит всё на свои места. Аминь.

Ноября 2000 года

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.134 (0.03 с.)