Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Память святителя Иоанна ЗлатоустаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ЖИЗНЬ ПРАВЕДНИКА - ОБЛИЧЕНИЕ ДЛЯ ГРЕШНИКОВ
Ин., 36 зач., 10, 9-16
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодня мы слышали два евангельских чтения: воскресное - притчу о милосердном самарянине и святительское - ибо сегодня мы совершаем память святителя Иоанна Златоустаго, архиепископа Константинопольского. Буквально эти евангельские слова исполнились в его житии, ибо Иоанн Златоустый пострадал за паству свою. Его сместили с патриаршего престола и послали в заточение в Команы (нынешняя Абхазия). Там он и скончался. Какова же причина того, что пастырь положил душу за овцы своя? Один человек, который после смерти был восхищен в райские обители, не сподобился видеть там Иоанна Златоуста. И когда он вышел оттуда, грустный, то ему говорит некто, из сущих в раю: — Отсюда грустными не уходят. Здесь вечная радость. — Но я не видел учителя моего, Иоанна. — О, кого ты хотел видеть! Иоанна, учителя покаяния. Человек, сущий во плоти, не может видеть его. Он предстоит у престола Всевышнего. Вот в этих словах и заключается ответ, почему пострадал Иоанн Златоуст. Больше сея любве никто же иматъ, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15, 13). Он призывал к покаянию. И именно этот призыв к покаянию ведет по пути спасения. В Евангелии сказано, что Господь послал учеников проповедовать покаяние и отпущение грехов во всех языцех (см.: Лк. 24, 47). То есть самое главное, что проповедуется,- это покаяние. Именно призыв к покаянию является самым главным, и против него направлено острие врага. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Диавол лютой ненавистью ненавидит священнослужителей, ибо они являются, по преимуществу, виновниками покаяния». То есть они призывают к покаянию и принимают его - исповедают и отпускают грехи. И когда человек покается, то вся диавольская работа идет насмарку. Пропадают все труды диавольские в результате покаяния, и это, конечно, еще большую злобу вызывает у нечисти. Всё, что связано с покаянием и смирением - а эти два чувства связаны неразрывно,- вызывает злобу. Почему люди кроткие и смиренные вызывали злобу людей зверонравных, гордых? Кажется, чем они их могли тронуть? Ничем. Человека кроткого, смиренного не слышно и не видно, он не лезет, как говорят, «не выступает». А почему же он так раздражает? Вчера на всенощной читались паремии Иоанну Златоустому, из книги Премудростей Соломона: уловим праведнаго, яко неугоден нам есть и противится делом нашим и поносит нам отпадение закона... Быстъ нам на обличение помышлений наших и тяжек нам есть, и видимы, яко неподобно иным житие его (см.: Прем. 2,12-16). Потому что на фоне этого жития сразу видно, кто есть кто. Всё ведь познается в сравнении. Видите, невинный, смиренный, кроткий порочит злобных. Как это кроткий может порочить? Вы помните, что когда-то те, кто разрушал храмы, уничтожал всё, утверждал гордыню, называли веру и всё, что с ней связано, мракобесием. Свет истины называли мракобесием! Поэтому и звучит в Библии, что кроткий, смиренный порочит злобного и гордого. Потому что действительно жизнь праведная показывает всем остальным, что они не так ведут себя. Поэтому и стараются невинных и чистых втащить в разврат и грязь. Ведь если непорочный ходит среди порочных, это для них как бельмо в глазу. Его нужно затащить в эту же грязь, чтобы не было обличения. Жизнь человека святого есть обличение для людей грешных. Почему Господь ради избранных, сказано, рабов Божиих сокрывает от міра их добродетели. Потому что они служат обличением для міра, а оно невыносимо для человека порочного. Сказано: Не обличай злых, да не возненавидят тебе. Обличение бо нечестивому- раны ему (Притч. 9, 7-8). Это Библия - вот откуда свидетельство. И если человек, который живет по-Божьи, свято будет еще и проповедовать святое и чистое житие, то он начинает вызывать у окружающих раздражение - у всех тех, которые не живут так, как он. Так что то, что совершилось с Иоанном Златоустом, естественно - в смысле этой земной временной жизни. Почему его убрали? Потому что он сам жил свято и призывал к этой святой жизни всех через покаяние. Почему и сейчас всё это происходит - людей спаивают, приучают к наркотикам. Да, буквально так, потому что иначе они служат обличением. Всеми способами стараются, чтобы они потеряли чистоту, девственность и стали «как все». Откуда и совершенно явно видно, что всем, ведущим к этому различным учениям, течениям, всевозможным «мероприятиям» - зеленая улица. А когда вопрос идет об истинной вере, об истинной праведной жизни христианской - это недопустимо. «У нас не должно быть насилия», - говорят. «Что вы тут насильничаете, пытаетесь проповедовать слово Божие в школах и других местах. Что вы насилие совершаете?» А то насилие, которое совершает мір, когда втягивает во все эти мероприятия,- против него никаких возгласов нет. И как было раньше, так есть и сейчас. И до Второго Пришествия будет эта борьба продолжаться. Почему слова евангельские всегда насущны. Часто я вспоминаю изречение Белинского: «Есть книга, в которой всё сказано, всё решено, после которой ни в чем нет сомнения. Книга святая, Божественная, книга вечной жизни и вечной истины - это Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, в философии... есть только большее проникновение в те истины, которые там даны». Почему Евангелие и является насущным во все времена. Меняются всевозможные общественные течения, изменяются названия, но сущность остается прежней. Когда говорится об истине и покаянии, то реакция всегда одна и та же: «Что же это такое! Это ограничение нашей свободы!» А там, где всё отдается на откуп страстям, - там та самая «свобода». Правда, поскольку это всё мірское, то это ложь, конечно. Свободы там никакой нет. Это только когда завлекают, тогда рисуют свободу. Но как только человек попадает в сеть - сразу сажают на короткую цепь, и никуда ты не прыгнешь. Так сидят пьяницы, наркоманы, курильщики, да и все, подверженные страстям. Садятся, к несчастью, добровольно на эту цепь, и дальше уже на ней сидят. Там ни о какой свободе уже нет речи - попробуй только с этой цепочки вырваться, как тебя тут же посадят на нее снова или вообще угробят. Мір четко свидетельствует, какую свободу он дает. И слова Спасителя остаются на все времена напоминанием нам: Уразумеете истину, и истина свободит вы (Ин. 8, 32). Человек через покаяние, освобождение от страстей действительно становится свободным. Ведь всё в міре управляется при помощи страстей, привязанности к земным, временным благам - чревоугодию, плотоугодию всевозможному, сластолюбию, сладострастию. Не говоря уже о пьянстве, наркомании - всей этой гадости. И всё это как раз в мире и является всевозможными сетями, цепями, в которых и сидит большая часть человечества. Почему когда и раздаются слова об истинной вере, покаянии, свободе духовной, свободе от страстей, то для міра это криминал. Всё, что угодно, можешь делать, но когда вопрос касается Церкви, православия, жизни христианской - тут сразу возмущение. Все, наверное, помнят (да и до сих пор еще, наверное, это есть): что угодно можно было носить на своей шее - пауков, бритвы, копыта, змей. Но стоило только крест надеть - сразу: «Это что такое? Чего это ты крест надел?» Человек может как угодно сходить с ума, бесноваться - молодежь «веселится», «расслабляется». Но когда человек начинает ходить в церковь - «Что это такое?!». Человек может следовать любой дури, называемой «саентологией», «валеологией» и т.п. Но если он начинает просто молиться и жить по-христиански, то сразу говорят: «крыша поехала», «религиозный фанатизм». То общее сумасшествие - это нормальное состояние. Очень хорошо сказал один раб Божий, семинарист, над которым решили поехидничать через ограду сквера, который около Духовной академии находится. — А вас тут вроде как в зоопарке держат? -Да в зоопарке-то можно войти в клеточку к обезьянке и выйти оттуда. Вот мы к вам можем выйти и назад сюда тоже заходим. А вы-то только там. У вас только клетка большая. Ну, а теперь, при современной свободе, даже не клетка, а большой лагерь. Ещё всем и номера поставили. Это просто к слову. В лагере же с номерами люди ходят. Очень похожая ситуация. И никуда ты не прыгнешь - попробуй! Придавим! Вот тебе и свобода. Да, не знаю, сколько нам еще придется стоять на амвоне. Если бы я сказал это лет эдак пятнадцать назад - а уж не говорю раньше, - то меня в скором времени здесь, наверное, не было бы. Это вот теперь есть возможность - так, может быть, хоть запомните. Да, но и в те времена были думающие люди во всех областях. Я недавно услышал очень интересный пример. Одного человека пригласили в «соответствующее» место. И спрашивают: — Знаете ли вы такого-то? — Как сказать, видел иногда. — Когда и где вы его видели? — Да я не помню, где. — А мы напомним, где. Видели вы его там-то. Ну, и о чем вы говорили? — Я не помню. — Ну, мы напомним вам, о чем вы говорили. Вот о том-то и том-то. — Ну и что вы от меня теперь хотите? Кого бояться, стен или людей? И представитель той самой структуры прекрасно ответил: — Бога бойтесь, больше никого. Какие, оказывается, бывают в любой области люди. Господь может произнести их устами там, где совсем и не думаешь. Один священнослужитель оказался в местах, не столь отдаленных, и его там остригли и обрили просто за то, что он был иереем. Идет он со слезами, а навстречу - профессионал из криминального міра. — Ты чего ж плачешь-то? — Да вот видишь, что со мной сделали! — Ну, так мы-то ведь здесь за дело, а ты - за Бога. Тебе бы радоваться надо, а ты идешь и плачешь. Тот так и встал среди зоны, как окаменел,- от такого поучения. Вот видите, когда человек обращает свой взор-то, то он видит, что везде мы ходим под Богом, и бояться нужно только Его. Помню, лет около тридцати назад был я в неких местах, в глуши - там церквей уже давно не стало. Ездил туда соборовать, причащать. И вот иду по деревне, а мальчишки озорничают. Гонятся за одним пацаном с хворостинами. А он от них бежит босиком, в рубашонке одной. Потом отбежал - они его так и не догнали - и кричит: «Не боюсь я никого, кроме Бога одного». И пляшет. Мне это очень понравилось! Еще в те времена - во времена советской власти. Откуда же это в нем? А вот сидело. И когда мы услышим призыв к Богу, то нужно помнить, что никого не следует бояться, кроме Бога одного. И если нужно нам потрудиться, как христианам, следует прежде всего помнить, что здесь всё пройдет и все мы предстанем на суд Божий. Поэтому нужно нам подумать о своей душе и стараться свою жизнь построить по-христиански. В сегодняшнем Евангелии нам дан этот образ. Аз есмъ дверь, Мною аще кто внидет, спасется, и внидет и изыдет, и пажить обрящет (Ин. 10, 9). Господь дал нам Первообраз в самом Евангелии. Сущность христианства - в факте явления Бога на земле и в факте Его воскресения. Вот эта истина. Больше нигде, кроме христианства, этого нет. И свидетельствуют это мученики- исповедники. Такое количество мучеников и исповедников не знает ни одно вероисповедание за всю историю человечества. Мы теперь, для укрепления нашей веры, имеем еще и сонм но- вомучеников и исповедников Российских. В свое время одному сербскому князю, когда он молился перед сражением, было сказано: «Что ты выбираешь: победу в войне или жизнь вечную?» Он избрал жизнь вечную. Все были поражены таким ответом. И если здесь бывают поражения, в земном смысле, - это еще не есть свидетельство оставления Богом. Наоборот, быть может, это избрание именно Божьего пути. А как Господь всё управит - Его святая воля. Так в свое время как бы с позором был изгнан Иоанн Златоуст, а потом, после смерти, возвращен на свою кафедру и теперь прославляется. Эти примеры говорят о том, что нужно всё созидать на духовной основе. Прежде всего во всем видеть Промысл Божий для спасения души. Всё остальное только в этом смысле и рассматривать, а не в земном благополучии, не в количестве, не в большинстве. Как у нас иногда говорят: «Большинством голосов». А в Евангелии - наоборот: Не бойся малое стадо (Лк. 12, 32). Ибо с малым-то лишь бы был Господь. И поэтому, когда раздаются возгласы о том, что так плохо всё вокруг и всё меньше и меньше справедливости и праведности, - лишь бы не умалялось число избранных, лишь бы оставались столпы православия, потому что всё остальное держится только на этом. И когда раздается где-то голос, призывающий к покаянию, к истинному христианскому жительству, это значит, еще жива вера. И что бы там потом при этом или вокруг этого ни происходило, смущаться не надо. Как в свое время в летописи одной обители было сказано, что бывали всякие времена - и подъема, и упадка, нападений всевозможных, и внутренних, и внешних искушений. И говорит бытописатель: «Да не смущается благочестивый читатель, читая эти строки. И если где-нибудь он узнает, или услышит, или прочитает, что какое-то дело Божие - обитель ли святая или место - возрастало и не было никаких искушений, ни внешних, ни внутренних, то это либо неправда, либо обитель не истинная». Всё это говорит о том, что против истины всегда идет борьба. И поэтому, если об обычном человеке среднего, как говорят, плана начинаются какие-то порочащие его разговоры - это признак того, что что-то там, видимо, не совсем так. Почему и сказал Александр Сергеевич Пушкин: «Нет убедительности в поношениях». Когда начинают поносить, то сначала вроде верят, а потом уже всё - убедительности нет в этом. Это всё - явления одного и того же характера, одной и той же духовной сущности. Поэтому душу свою нужно перестраивать на евангельский строй. Для этого над ней каждому нужно трудиться - через покаяние, посещение храма Божия, через Таинства Церкви, Исповедь и Причащение. Потому что тогда человек начинает, с помощью Божией, правильно смотреть на жизнь. Почему мы вас призываем всегда к более частому посещению храма Божия? Чем чаще там бываешь, тем чаще у тебя есть возможность сравнивать. Мір-то всё время около тебя крутится. А вот когда приходишь из храма, то каждый раз есть возможность взглянуть на мір немного по-иному. Я уже не раз говорил, что убеждался в этом на своем личном опыте. Раньше, когда я ещё не был священником и работал инженером, то перед работой, если был праздник, я забегал в храм хоть на некоторое время. И когда потом приходил на работу, то смотрел как бы из другого міра на всё это. Мне казалось всё каким-то странным, суетливым. А на душе в это время, милостью Божией, были покой и тишина. Вот этот контраст духовного и мірского мне всегда показывал, где истинный мир и покой. И только здесь, в Евангелии, мы слышим: Возьмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмъ и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Господь обещает, и Он это дает. Аминь. 26 ноября 2000 года
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.54.118 (0.011 с.) |