![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Божия свобода и рабство грехаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Мф.,8 зач., V, 12-17
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодня воскресный день - неделя по Богоявлении, ближайший воскресный день после праздника Крещения Господня. И вот как раз этот день своим Евангелием дает нам поучение о том, что является самым главным. Для чего Господь родился, вочеловечился и пришел. Он скажет потом, во время Своей евангельской проповеди: Не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф. 2, 1). В сегодняшнем Евангелии как раз об этом и говорится: Людие, седящии во тьме, видеша свет велий. То есть смысл Евангелия - призыв к покаянию. Когда Господь посылал учеников на проповедь, уже после Своего Воскресения, Он говорил им то же самое: Тако подобаше пострадати Христу, и воскреснути от мертвых в третий день, и проповедатися во имя Его покаянию и отпущению грехов во всехязыцех (Лк. 24,46-47). Именно это, то есть призыв к покаянию, является сущностью Евангелия, потому что человек, удалившись от Бога, забыв все Его благодеяния и даже безумно присвоив себе вообще все, что ему дано от Бога, пребывает именно в этом ослепленном состоянии - в состоянии греха. То есть когда человек начинает жить по своей воле, по своему разумению, а разумения-то не так и много, одно самомнение только, то он поэтому и начинает всё делать не так, как должно. Истина эта настолько очевидна, что если мы просто внимательно задумаемся над нашей повседневной жизнью, то увидим, что всё это действительно так и есть. То есть человек грешен, слаб, немощен, и часто у него всё настолько перепутывается в его сознании, представлении, что он считает себя сильным. А на самом деле он слаб. Свидетельство тому, что человек находится в заблуждении, - такое самое распространенное явление. Когда человек чего-то добивается, ему чего-то очень хочется, то он всё свое разумение, все свои способности употребляет на то, чтобы достигнуть какой-то цели, и он ее добивается. У нас называют такого человека волевым, сильным, целеустремленным. Ну да, целе-то-устремленный - может быть, но насчет волевого и сильного - это еще вопрос. Когда человеком овладевает страсть, то он устремляется на удовлетворение этой страсти и готов всем пожертвовать ради того, чтобы исполнить то, что ему хочется. Употребляет все силы, и силы у него очень увеличиваются, но не за счет его собственных усилий, а за счет помощи бесовской.
Да, сила-то вроде бы и есть, а воли - вообще нет. Потому что воля его вся предана страсти. Воля его отдана сатане, и та воля и та сила в нем действуют. Поэтому он может идти, как говорят, по трупам и готов что угодно сделать, лишь бы добиться своего. И этот человек - не волевой и сильный, а безвольный и слабый, с точки зрения духовной. Если сказать такому человеку: «Ты не то делаешь, тебе это надо оставить», - это будет для него равносильно смерти. Как это? Признаться, что ты не прав? Нужна сила воли. Сила воли - признать себя неправым, то есть грешным. И на это немногих хватает - сказать: «Да, я не прав». И оставить это совсем. Вот, действительно, подвиг. И поэтому, как говорит святитель Феофан Затворник, глубочайшее заблуждение и самая распространенная ошибка современных людей, особенно и в первую очередь интеллигенции, в том, что они считают, что они думают. А заключается эта ошибка в том, что человек считает: всё, что в его сознании, есть его. На самом деле - многое не его. И он даже сам этого очень часто и не понимает. Он что-то делает, стремится к чему-то и в то же время, стремясь и добиваясь всего этого, он не понимает, что им что-то управляет и он является только, как говорят, марионеткой. Да, его воля участвует в этом, он склонился когда-то к этому направлению, он принял его как свое. И после этого он уже им не владеет, а владеет оно им. Такой очень простой пример, распространенный и наглядный, шаблонный - курение. Человек когда-то посмотрел на это занятие - интересно, что это такое. Потом допустил это один раз, другой. Сначала это ему было даже неприятно, но на него посмотрели: «Что ты, не можешь, что ли, задвахнуться?» (Как это в детстве говорили: «задвахнись».) Как мне один такой несчастный молодой человек сказал. Я его спрашиваю: — Зачем ты куришь? А он говорит: — Мне сказали девчонки: «Какой же ты мужчина, если не куришь?» И он сдуру, чтобы доказать, что он мужчина, стал эту соску сосать. А потом приходят такие, им говоришь: «Брось курить!» - «Не могу! Не могу!» Да что ж ты, милый, против этой сосочки? Ну, ребенок плачет - понятно, ему соску сунули - он сосет, замолчал, чем-то занимается. Но ты-то - взрослый человек, считаешь себя разумным. И что же ты не можешь?
Я уж не говорю о более страшном - о пьянстве. Да, сначала вот так, а потом он уже без этого не может. Он готов на все что угодно, он идет на преступление, чтобы только получить то, что им уже владеет, - безвольный человек. И еще более наглядный и страшный, совершенно безумный пример - наркомания. Современное явление, распространенное. А это что? Ну, тут уже, пожалуй, никто не будет возражать, что это полное безволие. Они ничего не могут. И так - все грехи. И поэтому, когда человеку говорят: «Это плохо, нужно оставить», - тут сразу видно, есть у человека сила воли или нет. Сильный это человек или тряпка. В свое время, выступая перед собранием офицеров, я им так, в шутку, сказал: «Вы же вообще- то безвольные все, тряпки». А у них эполеты такие, со многими звездами. Это была, конечно, перчатка, брошенная в зал. «Как такое?» - «А вы бросьте курить». И - всё. Стоп, машина. Никто не может. Они час не могут протерпеть, а куда там - больше. Мір сам смеется над собой. Я прочитал в одном журнале, в какой-то западной стране провели такой эксперимент: сколько-то там тысяч долларов пообещали семье, которая год не будет смотреть телевизор. Вы знаете, оказывается, никто не выдержал. Люди веками жили без этих гляделок, а они не могут выдержать год. Да как это такое - что это, воздух, что ли? И такой дури полно. И это гордый мір, который заявляет, что он сильный, он волевой - да никакой там воли нет, там полное рабство. Как Господь и сказал: Аще убо Сын вы свободит, воистинну свободны будете (Ин. 8, 36). - «О, мы, да мы никогда не были рабами!» Никогда? Да вы всё время рабы. У вас очень много цепей. И действительно, это рабство и есть. Почему призыв к покаянию и есть как раз тот глас вопиющего в пустыне, - как сказано об Иоанне Предтече, - потому что все остальные находятся в этих цепях, оковах, и если сказать: «Ты не так делаешь. Покайся, исправься». - «Как же, это невозможно!» У нас полно такого. Возьмите пост. «Да без мяса невозможно!» Нуда, невозможно. Как еще возможно! Всё это чепуха. Сама география говорит об этом. В журнале «Вокруг света» была статья о племенах тубу, которые живут в Центральной Африке. В их рационе вообще нет скоромной пищи. Ну, в глубине Африки рыбы особо не найдешь, конечно, хотя мясо можно найти. Но они не едят ни того, ни другого. У них пища только растительная. Они утром выпивают отвар из кореньев, днем съедают горсть проса с кокосовым маслом, а вечером - несколько фиников. И так питаются всю жизнь. У них самая высокая продолжительность жизни, самая низкая детская смертность и зубы сохраняются до смерти. Выносливость их - потрясающая. Поэтому говорить, что без мяса будешь падать, - нет. Те французы, которые изучали эти племена, на джипах ездили, а эти пешком шли по пустыне, и не просто гуляли, а были нагружены, несли на себе соль. Французы дали им куриного бульона, те попробовали, но после этого долго плевались. А другие говорят: без мяса невозможно жить, организм человеческий требует столько-то белков, столько-то жиров, столько-то углеводов. Врачи меня тут положат на лопатки, но жизнь, увы, говорит немножечко иное. Сказано: Не о хлебе едином жив будет человек (Мф. 4, 4) - даже не хлебом, а уж про мясо тут вообще разговора нет. Так вот, все эти условности, в которые закован человек, и держат его. И на самом деле, людей с сильной волей и действительно сильных духом - очень мало. В основном все полностью безвольны или почти полностью.
Что такое сила воли? Это внутренняя духовная сила, которая может сказать спокойно: «Нет». Любому своему устремлению. «Нет, хватит». Если человек не может сказать «нет», не может сказать «хватит», значит, у него силы воли нет. Почему святые, сказано, через сдерживание своих даже насущных потребностей плоть духови покорили. И у них действительно была сила воли. И они могли выдерживать невероятные для нас вещи. Возьмем преподобного Серафима, который тысячу дней и ночей молился на камне. Причем молился и зимой, и летом. А мы в церкви простоять не можем несколько часов. Если представить себе комариков, которые в тех местах бывают, - пожалуй, недолго ты простоишь-то. А ведь он стоял. Эти свидетельства говорят о том, что на самом-то деле в человеке очень много такого, к чему он просто привык. Он приучил себя, или его приучили. И на поприще освобождения себя от всех этих привычек немногие, в общем- то, преуспевают. Большая часть сдается: «Нет, не могу никак, простите». Но это уже хорошо, если он сознает, что он просто не может. Страшнее, когда человек считает, что он может, и больше того - считает именно это свое состояние нормальным. «Да, я вот так живу, я так считаю». Хотя, если рассудить разумно, то многие вещи всё равно не подчиняются такому объяснению. Поэтому, когда говорят: «Вот ты мне докажи, засвидетельствуй что-то», - массу можно найти примеров, когда доказано, а люди всё равно ничего не могут с собой сделать. Доказано, что никотин - яд, курение вредно. Это доказано, подписано даже под рекламами, которые предлагают крупным планом отраву, а мелкими буковками, которые и не заметишь сразу, - предупреждение, что это - отрава. Очень такое наглядное свидетельство мірское. Грех- он разукрашен вот так, а предостережение о грехе - чуть-чуть, мелкими буковками. Вот тебе перспектива: потом, правда, погибнешь, - зато смотри, как всё это красиво! И ведь действительно, тот же самый телевизор - как он разукрашивает все эти вещи! Хотя конец-то - погибель. Как говорят, тупиковая ситуация, дальше перспектив нет. Вот разбивают семьи: он- туда, она- сюда. А дальше - что? Перспектива-то тупиковая. Но это же свобода, это же чувство твое, ты - должен! Или она - должна! Твое ли это еще чувство? А чье было намедни чувство? А если уже три-четыре захода сделал, чье это было каждый раз чувство: твое или не твое? Вот объясните просто.
Ведь приходят иногда: «Вы знаете, вот - всё, я встретил человека. А все, что было до этого, - не то». А немного погодя ты не придешь и не скажешь, что это тоже «не то»? И так часто бывает. С этого всё и начиналось. Когда-то родители говорили: «Куда ты?» Нет, только туда, и больше никуда! Оказалось - не туда. И это было только началом того, что «не туда». И таких примеров тысячи. Это как раз то самое состояние греха, в котором человек находится, когда его то туда, то сюда мотает. Почему это состояние и называется безумием. Безумие или сумасшествие - эти слова сами объясняют состояние человека. Своего ума у него уже нету. Ему приходит мысль - всё, она завладевает им, он отдается ей, - и пошел. Потом что-нибудь там не получается - приходит другая мысль и ведет его в другое место, и он опять идет туда и делает что-то. Потом еще другая мысль приходит и уводит уже туда. И вот так его гоняет, гоняет везде. Как сказано: «Куда ветер дует». Первообраз этого - в первом псалме Давида. Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых... И будет, яко древо, насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое... - то есть твердо стоит на одном месте и плод приносит. И если колеблется, то всё равно остается на месте. Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли (Пс. 1,1-4). То есть куда дунет, туда летит. Все эти моды... Многие, наверно, помнят, как в свое время появилась синтетическая одежда, все с ума сходили, покупали, доставали, в очередях стояли, снимали хлопчатобумажные, натуральные ткани и надевали нейлоновые кофточки, рубашки - пластмассовые мешки на себя. Безумие. Потом надевали и другие такие же одежды, в которых обмораживались, которые тело не согревали, свое назначение не выполняли. И сколько таких веяний, сколько таких мод. Куда ветер дует - то туда, то сюда. Было же время, и это во всем міре, когда появились «красивые вещи» из прессованных опилок. «Красивые» - понятие относительное: блестящие, броские, лакированные, красоты там особой не было. А натуральные, из хорошего дерева: дуба, ореха или березы, - выбрасывали на помойки. Сейчас, правда, опять в цене уцелевшие вещи из натурального дерева. И сколько такого безумия. А что, это разве собственные рассуждения? Действительно, будут все время называть свиньей - захрюкаешь. Есть такое выражение. Твердили всем, что произошли от обезьяны- и начали обезьянничать. Один сделает, а другие обезьянничают. Мне, помню, как-то рассказали такой юмористический случай. У одной модницы, на которую все смотрели, просто не хватило материала на какие-то там шаровары спортивные, и пришлось добавить другого материала иного цвета. И другие тогда стали обрезать свои хорошие вещи и пришивать куски из других тканей, потому что у нее так было. Да, иногда из лоскутков делают одеяла - чтобы использовать лоскутки. Но если начать резать нормальный материал, а потом склеивать его в лоскутки - это будет безумием. Но так делают - мода. Так что рассуждения-то не очень много в этой жизни. А больше делают потому, что это так принято. И, естественно, когда люди проживают жизнь и оглядываются назад, они видят всё это. Почему сейчас и отставили старшее поколение, отодвинули вообще. Вначале всячески воспитывали с мыслью о том, что родители - это темные, отсталые люди. И теперь молодым дали свободу, чтобы они, не имея опыта, как раз и блуждали во тьме. Как сегодня сказано в Евангелии: люди, сидящие во тьме, видеша свет велий. Только тут не хотят, чтобы этот свет видели, - чтобы сидели во тьме, чтоб блуждали. И, может быть, они придут, конечно, - те, кто останутся целы, - к тому же, но некоторые погибнут, как гибнут многие от наркомании, прямо скажем. А некоторые очень много себе повредят и многое потеряют в жизни, как это бывает.
Самое первое, что теряет обычно человек, который не прислушивается к старшим, - это время. Проходит время, и потом он спохватывается, только оно уже упущено, и человек не может его вернуть. И начинается реставрация какая- то, подделки подо что-то. А в общем-то, жизнь уже, как говорят, дала крен. И человек начинает жить просто, как получится. А он уже набрался всяких привычек, набрался мнений, которые он считает своими. На самом деле это не его мнения, а чаще мнения других людей. А у других людей - тоже не всегда их мнения, потому что мысли, которые возникали в их сознании, приходили к ним откуда-то. Есть такой пример. «Из келейных записок афонского старца» - такая книжечка маленькая была. Один человек приходит в церковь и говорит: «А здесь что происходит?» Пришел он с позиции критика. Очень часто люди приходят, ничего не смыслящие духовно, где-то наберутся и здесь начинают рассуждать. И начинают высказываться о той области, о которой они ничего не знают. Это всегда смущает, думаешь: как же может человек рассуждать, не зная ничего в этой области? Мне не раз приходилось это слышать, когда люди сюда приходили. Да вот недавно тут видел: стоят, «энергии набираются». Кто думает, что нужно встать под куполом, тогда на тебя сойдет, чуть в сторону отошел - не получится, кто - еще что-то. Прикладываемся мы к святыням, а они, двое, стоят - руки держат над Евангелием. «Что это вы делаете?» - «Нам надо». Чего они выдумали? Какая им цыганка это нагадала? Дури набрались от всяких новоявленных «знатоков», которые ничего в этом не смыслят. И вот там, где кладезь премудрости, в сокровищнице святых отцев Церкви, - они стоят и ничего не смыслят. В свое время Толстой, когда ему привели пример из Аввы Дорофея, спросил: «А кто это такой?» Он даже не слышал, что такие книги есть. А он пытался высказываться в этой области, в которой ничего не смыслил. И не мог он признать свое заблуждение, потому что не было у него силы воли. Не мог признать себя неправым, подойдя к Оптиной. Он топтался, топтался - и не мог переступить порога. Многие не могут переступить порог храма. Был такой пример. Как-то группа туристов в Лавре подошла к загородочке, посмотреть на студентов семинарии. И через оградку стали с ними разговаривать. — А вы тут, как в зоопарке, - говорят. Вроде их там держат. Но попали на такого человека, который очень разумно ответил: — В зоопарке как можно: в клеточку войти к обезьянке и выйти. А она - только там. Мы к вам можем выйти, а вы-то - только там. У вас клетка большая. И действительно клетка большая. И в этой большой клетке люди считают, что они свободны. А на самом деле сидят в клетке, и сидит каждый на своей цепи. Имеются в виду страсти и грехи, которые их держат. Поэтому Господь сказал: «Я сделаю вас свободными». Это было обращено к тем людям, которые ходили в міре, а на самом деле были в рабстве. Примеры рабства я вам уже назвал: курение, пьянство, наркомания, блуд, - много всякой гадости, даже перечислять не стоит - сколько цепей, сколько видов рабства у людей. Не говоря о том, что всех еще держит гордыня. Они находятся, в общем-то, в чужих мнениях - своего-то там почти ничего нет. Потому что так воспитывали. Они говорят о тех, кто раньше жил: «Ну, их там вот так учили». А теперешних учат - по-другому. И другого они просто не знают. Мне рассказывал один раб Божий - потом он уже пришел в Церковь, конечно, - в свое время, будучи студентами, они приехали в Лавру. И там случайно, как говорят, встретились с одним насельником Лавры, иеромонахом. И стали с ним беседовать. Они, как они говорили, решили «пощипать попиков». Гордыня тогда была у них непомерная. И этот «попик», который им встретился, прочитал краткую лекцию по всей материалистической философии, а потом, на основании святых отцев, не оставил камня на камне от этой философии. А после этого спросил их: — А вы можете кого-нибудь процитировать из святых отцев? Они не только цитат, а имен не знали. Тогда он им сказал очень просто: — Ну вот, вы видите, что я знаком и с этим, и с тем, вот поэтому я и здесь. А вы - рабы чужого мнения, у вас нет выбора. Больше, как рассказывал тот раб Божий, они ни к кому не подходили, и весь хмель-то вылетел. Они перед этим еще выпили для храбрости, иначе ведь и порог не переступишь. Все эти вещи происходят и в нынешней жизни. Во все времена они были, и нам, по милости Божией православным христианам, нужно помнить, что относится это и к нам. И у нас тоже полно уже набралось от этого міра всяких привязанностей, всякой греховности, от которой нам нужно избавиться. От этого рабства нужно избавляться. А избавляются только покаянием. То есть нужно приходить, исповедоваться. Придешь - и снова одно и то же, и чувствуешь, на каком ты крючке сидишь. И тогда - хоть проси помощи Божией и говори: «Господи, прости меня. Или хочу, или не хочу, спаси меня». Аминь. Января 2001 года
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.239.4 (0.014 с.) |