Среда 31-й Седмицы по пятидесятнице. Память святого праведного Иоанна кронштадтского и священномученика игнатия богоносца 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Среда 31-й Седмицы по пятидесятнице. Память святого праведного Иоанна кронштадтского и священномученика игнатия богоносца



О ДЕТСКОЙ ЧИСТОТЕ И ПРОСТОТЕ

Иак., 50 зач., I, 1-18.

Мк., 44 зач.,Х, 11-16.

Мф., 11 зач., V, 14-19.

Мк., 41 зач., IX, 33-41

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали евангельские чтения, в ко­торых Господь не раз упоминал о детях. Он го­ворил о том, что, если не примет кто Царствие Божие с чистотой и верой, как у ребенка, не смо­жет войти в Него. И, сказано, взял дитя, обнял его и сказал, что кто хочет среди вас быть боль­шим, да будет вам слуга.

И не раз Господь обращает внимание на то, что принятие Божественной истины требует чистоты детской души. Господь не раз приводит детей в пример и говорит: Аще не обратитеся и не будете яко дети, не внидите в Царство Небес­ное (Мф. 18, 3). Что это такое? Это значит, что человек должен душу свою устроить в таком со­стоянии, в котором она дана ему Богом.

Вы слышали, может быть, повествование о том, как одна раба Божия, ставшая потом

монахиней и много прожившая в монастыре, в молодости увидела такое видение. Сначала она увидела мытарства, ее водили по тем ме­стам, где, она поняла, люди мучаются за свои прегрешения в соответствии с различными видами греха. И вот, проходя всё это, она уви­дела храм и рядом с иконостасом некую чи­стую деву необычайной красоты, к которой ее влекло, тянуло, такой она казалась ей родной и близкой. «Кто же ты такая?» - подумала она. И получила ответ: «Это твоя душа в том виде, в котором она была дана тебе Богом». И вдруг она увидела, что сбоку вылезло из тьмы некое чудовище на свиных ногах, страшная такая об­рюзглая баба, заросшая, грязная, у которой по­перек живота зубы были - пасть. И она поняла, что это ее душа в настоящий момент - во что она превратилась!

Вот это видение как раз и говорит о том, что происходит с нами. И что мы должны делать. С нами происходит то, что мы, получив чистую душу, постепенно приобретаем множество по­роков и страстей, которые обезображивают на­шу душу.

Дети приведены в пример: будьте как дети. Но мы часто видим, что дети кричат, каприз­ничают, обманывают, лгут. Не об этом говорил Господь. Господь говорил о той детской чисто­те, которая в простоте сердца воспринимает всё то, с чем она соприкасается. И то, что мы часто видим в детях, ведущих себя вот так, это следствие того, что они уже, к несчастью, восприня­ли от взрослых. Это - не детское.

Иногда бывают такие моменты в жизни, ког­да говорят о детях: «Он еще ребенок, но уже как старичок». Потому что он уже на такое на­смотрелся, столько наслушался и столько в его бедной головке уже набито, что он, к несчастью, конечно, уже потерял детскую чистоту.

Вот это стремление ребенка воспринимать то, что его окружает, люди часто невольно употре­бляют на погибель его душе. То есть они не стес­няются в присутствии детей ругаться, скверно­словить, неправду говорить. А дети всё слышат, впитывают.

Больше того, теперь, в наше время, появи­лось еще более страшное бедствие для детской души: им включают телевизор, и по всем кана­лам льется поток телевизионной канализации. Всё это изливается, а душа это впитывает, впи­тывает... И потом, конечно, от дитя уже ничего не остается, хотя он еще младенец. Почему дети, еще не начиная учиться в школах, уже почти не­управляемы? Потому что они напичканы вот этой, прямо скажем, грязью.

Если подвиг преподобных заключался в очи­щении сердца, в возвращении к детской чисто­те, то в те времена, когда были преподобные, такого количества грязи не изливалось, конеч­но, на детские души. Ну, было общение в семье, в селении каком-то - и всё. Ну, сколько там было всяких ненормальностей? Люди старались жить нормально, и действительно, примеры неподоба­ющего поведения были не так часты. И поэтому воспитание было проще.

Теперь такое количество этой, так называе­мой, информации, что это действительно дает понятие людям о всей бездне греха, в которой находится человечество. И здесь, конечно, при­мером являются только те дети, которые вос­питываются в благочестивых семьях. Они видят дома мир, любовь, домашнюю молитву, потом видят храм и здесь молитву. Дети эти некото­рое время живут в этой жизни, не ведая того, что творится в міре. Поэтому такие дети явля­ются примером того, о чем Господь сказал: Аще не обратитеся и не будете яко дети, не внидите в Царство Небесное (Мф. 18, 3).

Кроме того, у детей мышление, как говорит­ся, прямолинейное. Оно непосредственное, без мудрствований. Человек, начиная потом мудр­ствовать, крутить, как говорится, своими моз­гами, запутывается в этом мудрствовании и те­ряет эту простоту. И вот Господь учит нас брать от детской души ее чистоту, ее простоту.

Вы знаете это изречение знаменитого, всемірно известного ученого, который сказал: «Когда я начал заниматься наукой, я был мало­верующим. Углубившись в науку, я уверовал. Те­перь, достигнув известных высот в науке, я верю, как последняя бретонская крестьянка». То есть как последний простой человек, не имеющий этого образования.

Апостол, который сегодня читался, говорит о том, что человек не проживает без искушений. И искушения эти посылаются для того, чтобы он через них пришел, в конце концов, к твердой ве­ре и к детской радости - той, которую имеет ре­бенок, но радости не легковесной, как в детстве, а уже умудренной опытом.

Вот эта мудрость - это есть терпение, как го­ворил апостол Иаков. То есть это то же, о чем сказал великий ученый, но высказанное дру­гими словами. Я не помню, кому принадлежит это изречение, но услышал я его в свое время от одного блаженного старца-священника, ко­торый был в гостях у другого старца, тому было сто с лишним лет, и он сказал то же самое: «Над умными есть разумные, над разумными есть му­дрые, над мудрыми - премудрые, а над прему­дростью - святая простота». Жизненный опыт, в конце концов, приводит к этому состоянию - святой простоте. И человек тогда выражает му­дрость простыми словами.

В свое время священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, которому готовили смертную казнь и дали последнее слово, сказал: «Я понимаю тут так: за Христа или против Хри­ста. Я - за Христа и готов к любому приговору». То есть вся эта судебная стряпня имела одну цель - его умертвить как священнослужителя, как светильника христианской веры.

И дети очень часто без всяких подробностей говорят абсолютные истины. Одна девочка, ког-

да увидела, что люди ругаются между собой, спросила:

— Папа, а что они ругаются?

Папа пытался ей что-то объяснить, а она по­смотрела на него и сказала:

— Не любят, поэтому и ругаются.

И одним этим словом было всё сказано. А ка­кая ведь за этим премудрость.

Сколько люди изощряются во всяких хитро­стях, доводах, рассуждениях, а всё просто. Причем вот эта истина в жизни - детская, простая истина - во всем. Много чего бывает нагорожено, а причи­на очень простая. Все средства, которые человек употребляет, - доказательства необходимости, целесообразности всего - все они для того, чтобы человеку получить то, что хочется. Почему и есть такое выражение: «Кто хочет, тот ищет пути, а кто не хочет, ищет причины». Путей очень много - для того, что хочется. А когда человек чего-то не хочет, он приводит доказательства, свидетельства, вы­кладки, расчеты - что угодно, и всего этого может быть очень много, но смысл такой: он не хочет.

Так что, в сущности, вот эта детская ясность в жизни-то непосредственно и есть. Или же человек хочет и ищет пути, или же не хочет и ищет причины. Эту истину высказывает и светский человек, потому что это - истина, и ей про­сто невозможно противостоять.

Бог - это истина. Аз есмъ истина (Ин. 14, 6), - Господь говорит. И поэтому безбожники все вынуждены признавать бытие Бога. Потому что

само слово «безбожник» имеет корень «Бог», а «без» - только приставка.

Когда-то мне пришлось слышать, как одного батюшку спросили:

— Как вы относитесь к высказыванию Вольте­ра: «Если бы Бога не было, Его нужно было бы выдумать, чтобы удерживать чернь в повинове­нии, а аристократию - от блуда и разврата»?

Ну что ж, в самом этом изречении он уже на­чинает с того, что Бог есть, фразой «Если бы Бо­га не было...». Он как бы продолжает существу­ющее уже утверждение о существовании Бога, условно оспаривая его. А дальше просто согла­шается с тем, что религия необходима, иначе всё погибнет. Это пример истины.

В свое время, когда пытались утвердить и рас­пространить так называемый материализм, то в самой формулировке понятия материи есть признание того, что она есть творение. Что та­кое материя? «Объективная реальность, данная нам в ощущение». Если она дается, то она дается кем-то. То есть в самой формулировке уже есть утверждение, что есть еще что-то, что может дать, а может и не дать. Такова истина.

Дети настолько в этом отношении прямо­линейны, что иногда им невозможно даже от­ветить. Помнится пример такой. Люди сидели, рассуждали о вере, вдруг вбежал ребенок - а был вечер уже, луна взошла.

— Смотрите, смотрите! - воскликнул ребе­нок. - А кто ее там повесил?

И вся эта говорильня, построенная на рас­суждениях, умствованиях, замолчала. Потому что ответ на вопрос «А кто ее повесил?» может быть только один. Наука не имеет на это отве­та, кстати. Все гипотезы - о том, например, что вдруг откуда-то появилась такой массы планета и именно на таком расстоянии стала вращаться вокруг Земли, - не выдерживают никакой кри­тики. Кто ее там повесил, кто ее запустил по этой траектории? Вот эта детская простота - если бы она была в жизни у нас!

Одному из оптинских старцев кто-то сказал:

— Батюшка, да вы уж очень просто говорите.

— Да я двадцать лет просил у Бога этой про­стоты, - ответил старец.

То есть вот эта простота - обезоруживающая. В обычной жизни как бывает? Вот что-то случи­лось - и начинаются ругань, разборки. Ну, хоро­шо, уже случилось, что теперь далыие-то делать? Начинаются поиски виновных. Да что там ис­кать виновных? Вот сейчас время идет и нужно что-то делать, ну, давайте конкретно решим: что делать? Очень часто, когда начинаются разбира­тельства: как, из-за чего всё было, почему, - вре­мя идет, а дело-то стоит. Дело ни с места - а тут идут разбирательства.

Многие вопросы могут быть решаемы в про­стоте сердца. Вот мы что-то делаем, и вдруг один говорит - вот так, другой - по-другому. Ну, давай так, ладно. Сделали. В конце концов, когда в простоте сердца человек делает как-то, ну, может быть, и не так хорошо, лучше можно было бы. Но в конце концов потом шутят сами, в простоте: «Ну если и не так хорошо, есть воз­можность потом улучшить. А уж сразу хорошо сделаешь - тогда и делать дальше нечего вроде». А ведь и на самом деле так. Ну и что? Если не так, потом сделаем лучше. Вот такой обезоруживаю­щий довод.

Часто люди переживают, если не получается получше, хотелось бы по-другому, чтобы они бы­ли более благоустроены. Но, с другой стороны, когда приходится больше трудиться физически, то для здоровья это полезнее. Если пища посуро­вее, то и для организма тоже полезнее - оказы­вается, он работает лучше, больше трудится.

Одним словом, если посмотреть на вещи просто, то, в общем-то, ничего страшного нет во многих обстоятельствах. Жизнь в простоте действительно избавляет от многих неприятно­стей, от расстройств всевозможных. То есть как говорил преподобный Амвросий Оптинский: «Где просто, там Ангелов со сто. А где мудре­но, там ни одного». Вот эта истина, в общем-то, в жизни нам всё время предстоит, только мы большей частью начинаем мудрствовать. Так что будем стараться жить по-детски, проще. Аминь.

Января 2002 года

 

Великая Среда

ОБ ОЗЛОБЛЕНИИ

 

Мф., 108 зач., XXVI, 6-16

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Мы имеем много свидетельств, которые показы­вают, что слово Господне неизменно. Сегодня, в Великую Среду Страстной седмицы, мы слы­шали Евангелие, которое свидетельствует исти­ну слов Господних.

Что происходило в то время? Как мы слыша­ли в евангельском чтении, злоба со всех сторон обступила Спасителя. Пророчество, которое чи­талось сегодня на шестом часе, прямо показыва­ет состояние міра - его озлобленность.

Озлобление. Само это славянское слово уди­вительно глубоко отражает сущность этого яв­ления. Озлобление- обстояние злобой. Злоба имеет свойство замкнутой системы, она замыка­ется на источнике злобы и не может в духовном смысле повредить другому человеку, если в том не возникает злоба ответная.

Почему в Библии, в Притчах Соломоновых, сказано: Сыне, аще премудр будеши, себе пре­мудр будеши и искренним твоим; аще же зол будеши, един почерпнеши злая (Притч. 9, 12); или еще есть такое: аще зол будеши, себе зол будеши. Так же вот и обстояние злобы, о котором гово­рилось сегодня в паремиях, из пророка Иезекии­ля: «Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к лю­дям непокорным, которые возмутились против Меня; они и отцы их изменники предо Мною до сего самого дня, и эти сыны с огрубелым ли- цем и с жестоким сердцем. К ним Я посылаю те­бя, и ты скажешь им: "Так говорит Господь Бог!" Ты, сын человеческий, не бойся их и не бойся ре­чей их, если они волчцами и тернами будут для тебя, и ты будешь жить у скорпионов; не бойся речей их и не страшись лица их, ибо они мятеж­ный дом» (Иез. 2, 3-4,6). То есть будешь жить, как у скорпионов, как среди злых страшных ядо­витых насекомых. И вот это обстояние злобы свидетельствует о том, что мір в озлоблении те­ряет чувство.

Великий пост уже в основном прошел, и мно­жество поучительных примеров было в Прему­дростях, которые читались в паремиях, и там как раз и говорится, что впереди идет чувство чело­века. Чувство - это средоточие духовных сущно­стей! Чувство - это то, что называют святые отцы сердцем. Разуму даси глас твой, чувство же взы- щеьии велиим гласом (Притч. 2, 3). То есть дай го­лос твоему разуму, прислушайся к нему, если раз­ум говорит тебе. Но чувства - это высший глас.

Вся сущность подвига преподобных заклю­чалась в очищении сердца, и именно - в очище-

нии чувств, устроении чувств в строе Божием, в строе евангельском. Это является главным.

Часто мы высказываем что-то, а потом начи­наем осмысливать то, что сказали. И это свиде­тельство того, что человек говорит так, как и ска­зано: от избытка бо сердцауста глаголют (Мф. 12, 34). То есть то, что в душе, то и выкладывает, а уже потом начинает осознавать то, что наго­ворил. Озлобление - это выражение состояния душ людей, которые поддались вот этой злобе.

В евангельском повествовании, которое мы слышали в эти дни, Иуда не раз размышлял о ве­щах земных, материальных. И в сегодняшнем Евангелии, кстати, когда говорится о том, что надо продать миро и раздать деньги нищим, есть напоминание о размышлениях Иуды. Он устра­ивал коммерцию, выражаясь современным язы­ком: как можно более выгодно продать.

Но когда Господь захочет наказать, Он от­нимает разум. При внешней логичной форме экономического рассуждения Иуда, как говорят святые отцы, на самом-то деле имел целью толь­ко свою выгоду. Потому что, как они заметили, если бы он серьезно соображал с точки зрения экономики, то «заломил» бы цену побольше, чем тридцать сребреников. А ведь тридцать сребре­ников была цена раба. За царя-то можно было бы не так просить. Продешевил, как говорят.

Ну, так и должно было быть, потому что так было написано, и слово Господне должно было ис­полниться. И, как сказано замечательно в Притчах Соломоновых, произволение сердца от человека, а ответуст от Бога (см.: Притч. 16,1). Произво­ление его было получить выгоду, а ответ уст был таков, что не очень-то он выгадал. Произволение сердца Каиафы было таково, чтобы убить Спаси­теля, потому что все согласились, что нужно Его убить, а ответ уст - тот, что Господь должен был пострадать за всех: Якоуне есть единому человеку умрети за люди (Ин. 18,14).

Вот эта сила Божия слова и непостижимая Премудрость Божия показывают во всех этих примерах, что, действительно, не только волос с головы не упадет без воли Божией, но и ни од­но слово человек не может сказать без нее. Кто встречал людей, которых парализовало, тот ви­дел: они мычат, мычат, а сказать ничего не мо­гут. А как часто бывает, что человек разглаголь­ствует по любому вопросу, и вдруг - раз, и двух слов не может связать. Что с ним происходит? Да то самое и происходит, не дано ему в этот мо­мент. Скажет то, что дано.

И вот в сегодняшнем примере мы видим произволение сердца некоей грешницы, кото­рая с любовью возлила миро на главу Спасите­ля и по своей любви, по произволению своего сердца совершила то, до чего никто не мог доду­маться. Я уж не говорю об Иуде, - даже апостолы не могли понять. Она, возливая миро на Спаси­теля, приготовила тело Его к погребению. Хотя Господь не раз говорил, что Он должен был по­страдать, но никто не мог постигнуть, что это

уже сейчас совершается. А она это почувствова­ла сердцем и исполнила то, что ей подсказывало сердце, без всяких рассуждений о том, сколько это стоит и как это можно еще использовать.

И мы свидетели, как исполняется пророчество, которое Господь сказал: Аминъ глаголю вам: идеже аще проповедано будет Евангелие сие во всем міре, речется, и еже сотвори сия, в память ея (Мф. 26, 13). Действительно, проходят тысячелетия, и каж­дый год міру возвещается о том, что она сотворила, в память ее. Вот еще одно свидетельство истины слов евангельских. Так же, как и пророчество Ма­тери Божией - помните? Се бо отныне ублажат Мя вси роди (Лк. 1,48). И действительно, все роды ублажают Матерь Божию. Всё это - исполнение пророческих слов евангельских.

Проречение - речение о том, что будет. И в сегодняшней паремии Господь дал Иезекии­лю видение - свиток, в котором написано заднее и переднее, то есть прошедшее и будущее.

Многое в прошедшем кануло в вечность, как говорят. Прошло, и никто не знает, что это было. И тем более никто не знает, что будет. Но во всеведении Божием, в этом свитке Божи­ем, и то и другое есть всегда, как сейчас. Почему и слово Божие истинно - потому что оно говорит и о том, что прошло, и о том, что будет, с одина­ковой точностью. Вот это как раз в сегодняшнем Евангелии свидетельствуется.

И вот это обстояние злобы и озлобления, кото­рое бывает в міре,- это то, о чем Господь сказал:

Аще от міра бысте были, мір убо свое любил бы; якоже от міра песте, но Аз избрал вы от міра, сего ради ненавидит вас мір (Ин. 15, 19). То есть чело­век с окружающими находится в определенных от­ношениях, если это обстояние, окружение мірское, а он духовный, то, соответственно, окружение это не может воспринять его, потому что он для них как «белая ворона» - есть такое выражение.

Эту истину - из Евангелия же всё берется - люди в обиходе так и выразили: «Не от міра се­го». Вот именно так это и есть в жизни, и удив­ляться этому нечего. Это просто естественно. Другое дело, что человек «не от міра сего», если ему это дано Богом, еще и при его желании, мо­жет влиять на окружение так, что люди начина­ют понимать это и тянуться к этому человеку.

Вот пример, более или менее известный в наше время. Есть такая книга - «Отец Арсе­ний». Автобиографическое произведение, кста­ти. Человек, о котором там идет речь, находясь в тюрьме, среди заключенных, был не от міра сего. И те, кто тоже был не от міра сего, это чув­ствовали и тянулись к нему, если у них была хоть какая-то искра Божия. Поэтому, как гово­рили нам отцы, христианство - это жизнь, это не философия, это не рассуждение умственное. Это жизнь во всей полноте чувств и мыслей.

Есть философия, рассуждения, умствования, но они оторваны от сердечной деятельности. Есть влечения сердечные, но они оторваны отумствен- ной деятельности, то есть они не контролируются рассуждениями, размышлениями. Но постольку- поскольку мы в разной степени в греховном состоянии, то чувства, которые не очищены, не устроены еще в духовном смысле, нас и заво­дят часто не туда. Мы увлекаемся чем-то, а по­том начинаем осмысливать. Чувства-то велиим гласом говорят, только не те чувства-то.

Для этого существует Церковь наша со всеми Таинствами. Господь, по своей милости, дает на­ставников, старцев, дает разумение даже про­стым священнослужителям, которые по благо­дати священства - как Каиафа когда-то сказал или как Валааму ослица проговорила- могут сказать ответ уст от Бога.

Почему и нужно стараться душу свою очи­щать от греха, чувства свои очищать, нужно свой ум напитывать словом Божиим. Читать чаще Евангелие, читать святых отцев, чтобы на­чинать мыслить в их строе. И молиться, просить помощи Божией, испрашивать совета, особенно у лиц духовного звания. Потому что желающий узнать истину и жить в ней - он получит.

Ведь если есть что-то хорошее, то взято оно из духовной жизни. Вы знаете, поют: «Кто ищет, тот всегда найдет». А откуда взято? Теперь вам ясно? Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам (Мф. 7, 7). Ишь, взяли песню себе. Только они ищут другого, ну и находят то, что ищут. А нам нужно искать истины духовные. Господь посылает их, а ищу­щий эти истины обретает.

Известны такие примеры - даже здесь стоя­щие рассказывали,- что, когда люди начинали обращаться к вере, к Церкви, у них было жела­ние чего-нибудь почитать, хоть что-то узнать. И Господь столько послал книг, что только чи­тай, узнавай. Но нужно читать и узнавать не од­ними только глазами и умом, но еще опытом, чувством. Потому что оторванное от сердечной деятельности, от труда чтение есть развлече­ние, и оно может послужить только во осуж­дение. То есть много начитался - с тебя много и спросится, а что ты сделал? А сделал ты, мо­жет, немного из того, что прочитал.

У святых отцев есть такой пример, как один человек пришел к старцу и говорит: «Вот я хочу учиться». - «Хочешь? Ну, хорошо». И старец на­чал читать ему. Дошел до слов: еже не согреша- ти языком своим. А тот говорит: «Ну, и хватит». И ушёл. Через двадцать лет пришел. «Что ж ты не приходил?» - «Да я только теперь начал пони­мать, как можно язык придерживать».

Представляете, какой подвиг - воздержание языка. Но это всё опять же сказано в Книге Прему­дрости Иисуса, сына Сирахова: Человек премудр умолчит до времене; продерзый же и безумный превосходит время (Сир. 20, 7). Или еще жестче, но в том же духе: «Отвечать прежде вопроса - бе­зумие». Сколько же премудрости в этом!

Поэтому, если есть у кого Библия, старайтесь открыть просто так и почитать. Особенно Пре­мудрости Соломоновы. Там такие жизненные рецепты - дальше некуда. Иногда откроешь - прямо точно, так оно и есть! Как у нас говорят, не в бровь, а в глаз. А тут - не просто в глаз, а прямо в зрачок.

То есть так всё это и есть. И действительно, Колъ сладка гортани моему словеса твоя, паче меда устом моим (Пс. 118, 103), как говорит пророк Давид. Такая сладость, когда читаешь вот эти духовные строки. Видишь, что точно так и есть в твоей жизни, и вокруг себя, и всё это - свет стезям моим. То есть уже знаешь, что про­исходит и куда направляться. Потому что когда человек не имеет этого, то он часто во тьме хо­дит. Вот сегодня читалось в Евангелии: Аз есмъ свет міру; ходяй по Мне не иматъ ходити во тме, но иматъ свет животный (Ин. 8,12), - говорит Господь. Действительно, всё ясно.

Вот обычный такой житейский момент. Люди что-то делают, идет деятельность какая-то. Смо­тришь, как она согласуется с Законом Божиим и заповедями Божиими, и начинает всё выявлять­ся: для чего это делается, почему это делается. Че­ловек вроде хочет что-то такое сделать, организу­ет целое движение, но не для того, чтобы кому-то пользу принести, а чтобы при помощи этого быть там начальником. То есть цель совсем другая. Да, сначала она прикрывается благой целью, но ког­да проходит время, то оказывается, что главное - выбраться наверх и начать руководить.

Как у нас народ православный говорит: «На­чинается за здравие, а кончается за упокой». Так и начинали: и за «благо народа», да потом весь народ и перестреляли. То есть сначала за здра­вие, а потом за упокой - ну, вот точно же ведь так. Это же на первой седмице поста читалось в паремии (Притч. 1,10-19): «Сын мой! Если бу­дут склонять тебя грешники, не соглашайся; если будут говорить: "Иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, живых проглотим их, как преисподняя, и - це­лых, как нисходящих в могилу; наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею; жребий твой ты будешь бросать вме­сте с нами, склад один будет у всех нас". (То есть всё общее, это ж к коммунизму звали!) Сын мой! Не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от сте­зи их, потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови. Таковы пути всякого, кто ал­чет чужого добра: оно отнимает жизнь у завла­девшего им». Как написано, так и есть.

Так что будем стараться жизнь свою устраи­вать по Евангелию, по заповедям Божиим. На всё смотреть именно с этой точки зрения, как ска­зал преподобный Амвросий Оптинский: «На всё нужно смотреть взглядом оттуда», то есть сверху, и тогда всё будет на своих местах. Через это укреплять веру, потому что если не будешь укреплять веру, то будешь действительно чув­ствовать, что вокруг ужасно, страшно всё. Нет, это точно, что страшно и ужасно, но тебя это не касается, если в тебе этого нет. Аминь.

Мая 2002 года

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.113 (0.036 с.)