Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Седмица 21-я по Пятидесятнице. Димитриевская Родительская Суббота
КАКОГО МЫ ДУХА?
Кор., 174 зач., III, 12-18. Лк., 22 зач., VI, 1-10.1 Сол., 270 зач., IV, 13-17. Ин., 16 зач., V, 24—30
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодня мы слышали два евангельских чтения: одно - рядовое и второе - заупокойное, потому что сегодня, в Димитриевскую родительскую субботу, совершается поминовение усопших. Евангельские чтения, которые мы слышали сегодня, как раз говорят об одном и том же. А именно о том, что слышание слова Божия, разумение его может быть только тогда, когда человек имеет духовное устроение. То есть он устроен в том духе, в котором слово Божие написано. Апостол, который читался сегодня, содержал такие слова: Но даже до днесь, внегда чтется Моисей, покрывало на сердце их лежит (2 Кор. 3, 15-16) - то есть закрыто для них. И вот сокрытие того, что человек читает, другими словами в сегодняшнем втором евангельском чтении сказано: Аминъ, аминъ глаголю вам, яко грядет час, и ныне есть, егда мертвии услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут (Ин. 5, 25). То есть в тот момент, когда Господь говорил, у того, кто внимал слову Божию, душа оживала. Очень важно именно эту истину принять и постигнуть. Пока человек это не примет, он не сможет разуметь слово Божие, постичь истину. Вы знаете, Господь, явившись ученикам по воскресении, дунул и сказал: Пришлите Дух Свят (Ин 20, 22). Примите! Принятие Духа Святаго перестраивает душу именно в этом Духе. Вы помните, как апостолы Иаков и Иоанн Зеведеевы, когда их не приняли в самарийской веси, сказали: Господи, хошеши ли, речем, да огнь снидет с небесе и потребит их, якоже и Илия сотвори. Господь обращъся же запрети има, и рече: не веста, коего духа еста вы. Сын бо Человеческий не прииде душ человеческих погубити, но спасти (Лк. 9,54-55). И когда этот дух - дух любви, мира, спасения, тогда всё, что ни делает человек, воспринимается опять же и осознается именно в этом духе. Конечно, очень часто люди заблуждаются и делают совсем не то, что нужно делать. Но это есть заблуждение, и когда это заблуждение от усердия, тогда Господь всё равно воспринимает это усердие, и только Своим Промыслом разворачивает человека к истине. Так мы слышим в апостольских посланиях, как апостол Павел говорит: Излиха (чересчур, особенно) ревнитель сый отеческих моих преданий (Гал. 1, 14). То есть усердно старался, как ему казалось, служить Богу. И в этом усердии он, заблудившись, шел против истины. Как Господь сказал ему: Савле, Савле, что мя гониши? Жестоко ти есть противу рожну прати (Деян. 9, 4—5). И когда он воспринял Божественную истину, то повернулся и с еще большей силой пошел благовествовать эту истину.
И вот именно этот дух - дух мира и любви - как раз является той основой, которая правильно человека ориентирует в жизни: как относиться к событиям, как понимать то, что происходит. И когда сам вот этот мирный дух в душе находится, тогда человек всё, что вокруг него происходит, воспринимает, по крайней мере, без раздражения, без возмущения. С пониманием, может быть, с сожалением или со скорбью, но скорбь эта растворена всё равно умиротворенностью. Когда же человек в усердии каком-то не имеет этого духа, то тогда происходящее, даже иногда и хорошее, воспринимается в раздражении, в озлоблении. Вот в сегодняшнем Евангелии некоторые, не имевшие духа этого, стали осуждать учеников, что они растирают колосья и едят, а в субботу никаких дел нельзя делать. Конечно, не такая уж большая работа растирать колосья. Поэтому они переусердствовали в своем старании, приписав это работе. И здесь дух другой был - вот они не то делают, а Господь им ответил: Несте ли чли, что сотвори Давид, егда взал- ка сам и сущии с ним. Како вниде в храм Божий, и хлебы предложения снеде, ихже недостойно бе ему ясти, ни сущим с ним, токмо иереем единым (Мф. 12, 3-4). Потому что Давид и бывшие с ним проголодались. Все эти установления, конечно, для того, чтобы был порядок, иерархия. Но уж если такое дело, то это - не самое главное. Конечно, если человек действительно сильно голоден, ему не говорят: подожди, вот будет время обеда, и тогда будешь есть. Уж если он хочет есть, - ну что ж теперь делать, пусть поест. Если он не голоден, а просто ему хочется - это другое. «Хочется» и «голоден» - это вещи разные, потому что хочется иногда по привычке или просто хочется чего-нибудь. Потому что если тебе дадут не то, что хочется, то тебе, оказывается, и не хочется. Если хочешь действительно есть, так ешь. А то говорят: «Я голоден, так хочу есть!», а когда дают кашу: «Ну да, буду я ее есть». Это значит - не голоден. Поэтому это вещи разные.
И вот тут как раз другой дух-то. Дух не тот, который показывает истинное положение вещей, а дух самости, то есть своего разумения, своего хотения. А если человек действительно имеет истинное устроение, тогда всё воспринимается и в истинном духе. То есть что значит вот этот дух? Что значит этот дух истины? Когда то, что есть, он рассматривает именно так, как оно есть. Если ты хочешь есть, будешь есть и зерна сухие, если ты действительно голоден. Если же ты не так голоден, как тебе кажется, то когда тебе предложат что-то, говоришь: «Это подгорело, невкусно» или «Тут не пропечено». Если тебе уж действительно нужно есть, так ешь то, что есть. Там что недоработано, в желудке доработается, Господь все учел. Если ты в духе - всё просто. Вот жизненный пример. Когда человек не хочет поститься, то говорит: «Зачем это всё установили? Не всё ли равно, что есть!» Ну хорошо. Если тебе всё равно, тогда ешь постное - вот ответ в духе. Потому что человек, говоря, что ему всё равно, лжет - на самом деле ему не всё равно, ему хочется мяса, того, сего. И он опять начинает спорить. Да чего ж спорить, ты сам только что говорил, что всё равно. Вот когда ты в духе, то всё на свои места становится. Когда человек ходит в церковь, а другому это не нравится, то тот говорит: «Что ты там ходишь, время тратишь». И садится смотреть телевизор. И сидит, сидит, смотрит, как там «пузырь» этот гоняют - кусок воздуха, кожей обтянутый. И если между двумя деревянными палками он попадет, все орут от восторга. Это называется «футбол». И смотрите, сколько люди тратят на это времени. Можно часами сидеть, сериалы просматривать. А в церковь - это трата времени. И тут как раз дух-то другой. Суть вся не в том оказывается, что это трата времени, а в том, что человек пошел в церковь. Когда человек ночью встает молиться, то на него смотрят как на ненормального: «Вот, не спится ему». Попробуйте вы молодым людям предложить в церкви постоять. Правда, тут стоять нужно - не дергаться, а стоять. А они привыкли дергаться в этих так называемых дискотеках- «бесотеках», бесовских заведениях. Так они там ведь ночами в душном этом прокуренном воздухе проводят время и не спят. И никакого беспокойства о том, что не доспали и что потом с утра нужно что-то делать. То есть жизнь показывает, что мір совершает безумные вещи, и всё это, как говорят, нормально. Когда же что-то совершается разумное, святое, то для міра это ненормально. В сегодняшнем евангельском чтении говорится о том, как Господь исцелил человека, имеющего сухую руку. Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним: исцелит или не исцелит? Тогда Он спросил: Что достоит в субботы, добро творити или зло творити? Душу спасти или погубити? (Лк. 6, 9). И они молчали, потому что ведь не скажешь, что зло - это же против Божьего закона. А если скажешь, что добро, тогда, значит, попадешься, потому что получается, что для этого трудиться нужно. Суть-то была в том, что они восприняли субботний покой не как день, свободный от мірской суеты, посвященный Богу, а как день, в который можно ничего не делать. И именно таково было понимание тех правил, которые были установлены.
Помните, когда Господь, обличая законника, сказал: Почто и вы преступаете заповедь Божию за предание ваше. Бог бо заповеда, глаголя: чти отца и матерь, и иже злословит отца, или матеръ, смертию да умрет. Вы же глаголете: иже аще речет отцу, или матери: дар, имже бы от мене пользовался еси. И да не почтит отца своего, или матерее. И разористе заповедь Божию за предание ваше (Мф. 15, 3-6). Что это значит? Если человек какую-то вещь решил отдать Богу, то она уже Божия. Она может у него быть, но она уже как бы не его. И вот родители приходят в гости к сыну и говорят: «Вот какая хорошая у тебя чашечка», а он им отвечает: «Я ее посвятил Богу». Иными словами - тебе не дам, она принадлежит Богу. Ну, а пока он сам пьет из нее чай. То есть они восприняли закон так, чтобы не делать, не давать. То есть в угоду себе. Почему, когда есть дух любви, добра и мира, тогда всё и так выстраивается. А если наоборот, то всё выстраивается в другую сторону. Постепенно уводит, уводит - для самоугождения, для лени просто, для самооправдания всевозможного. Вот этот дух сопротивления, самооправдания, самоугождения, лени - в общем, как говорят святые отцы, самости - противен Духу Божию. Дух Божий - дух любви, мира, доброты и именно благодушия. Благодушие. Именно этот дух и дает то устроение души, которая воспринимает всё, что происходит, именно так, как должно. Вот ребенок куда-то полез и что-то уронил - разбилось там что-то. Для чего он полез? Ему чего-то захотелось. Он, конечно, не собирался бить посуду, он хотел что-то сделать. Может быть, даже доброе - хотел помыть посуду или поставить что-то на место. Но ручонки еще плохо держат, оступился, ну и уронил. А на него начинают кричать. Да что ж ты кричишь-то? Ведь он старался сделать хорошее дело. В оптинском патерике есть такой рассказ. Приходит к монахам печник и просит у игумена денег на выпивку. Тот просит его сделать какую-то работу. «Хорошо, хорошо, сделаю»,- и не сделает, и деньги пропьет. И снова приходит - и опять всё то же самое. Эконом увидел его и говорит: — Опять этот негодяй пришел просить деньги. Будет обещать и ничего не сделает. — Да нет, он не негодяй, - отвечает игумен, - он, может, исправиться хочет. Может, всё-таки и работать начнет. Вот видите как. А ведь Господь именно так и к нам относится. Провинились - ой, Господи, прости. А потом опять за старое. Сколько раз мы говорим так? Темже приемлите друг друга, якоже и Христос прият вас во славу Божию (Рим. 15, 7).
Нужно перестраивать свою душу. Я вас долго мучаю, когда говорю, но тут тоже есть некоторая польза. Как отец Сергий сказал: «Всё-таки не на платформе стоят, треплются, а в храме - всё-таки есть польза. Пусть побольше в церкви хоть побудут». Но некоторые, я заметил, слушают проповедь, потом уходят. Там дальше - непонятно. А самое главное ведь дальше начинается - Херувимская, Евхаристический канон. Они ведь еще не доросли до этого, но всё-таки есть усердие. Слава Богу, хоть столько пробыли. Отец Сергий, Царствие Небесное, говорил, что самое главное - душу перестраивать на евангельский строй. Стараться стяжать дух мирен. Я в последнее время стал чаще вспоминать «Отцов и детей» Тургенева. Я еще когда читал этот роман, думал: что за такое странное название - «Отцы и дети»? И вот только теперь, когда сам стал не только отцом, но и дедом, начал понимать, что это ведь извечная проблема - отцы и дети. То есть родители и дети. И как сказал одному рабу Божию ныне живущий старец, когда тот пришел с проблемами в отношении своего чада: «Что ты, милый, хочешь сделать из своего сына, что не мог из себя сделать?» То есть если мы вспомним себя в том возрасте, то мы увидим, что не сильно-то отличаемся. Да, теперь уж ты не прыгаешь, не дергаешься на дискотеке - ноги скрипят, спина болит, где уж там дергаться, тут уж повернуться, встать бы нормально. А ему дергаться хочется. Ведь ты когда-то тоже дергался. Тебя тоже шлепали, когда разбивал что-то там. Но это пройдет. Сначала дети прыгали, бегали, а теперь уже начинают жаловаться: там заболело, тут заболело. То есть время придет. Один батюшка пришел в гости и говорил там с ребенком. Тому интересно, слушал внимательно. Беседа касалась музыки. И только батюшка ушел, родители на него набросились: «Вот видишь, мы же тебе говорили!», а тот вдруг отвечает: «Да потерпите, я переболею!» Вот когда общаешься с людьми духовными, сразу чувствуешь, какой же дух у них, насколько они умиротворены и снисходительны. Я уже не раз многим рассказывал этот случай. Услышал я как-то, что на Западе, для того чтобы привлечь людей в церковь, некоторые особые ревнители идут «в народ» - берут престол и идут с ним на пляж мессу служить. И когда я рассказал это батюшке Николаю Гурьянову, он сначала вздрогнул, а потом так тихо-тихо говорит: «Ну, этого, пожалуй, не стоило бы делать». А представляете, как бы мы разразились по этому поводу! Вот человек всё с ног на голову в квартире поставил. Мы приходим: «Ты что тут устроил такое!» А представьте, если заходишь и говоришь таким мирным тоном: «А может, этого не стоило бы делать». Или там что-нибудь пережарили или пересолили. «Ну, может быть, соль можно было бы и потом добавить». И вот представляете себе, в таком вот духе мы всегда бы беседовали. Пришел пьяный, на ногах не стоит. «Ну, милый, ты ведь упасть так можешь, непрочно стоишь». Вот если бы так всем этот дух стяжать! Почаще бы об этом вспоминать. «Вот всё там сломали».- «Может, всё-таки кое-что еще работает». «У нас зарплату не платят, ничего не дают!» - «Ну, что-то всё-таки еще дают». «Есть нечего!» - «Ну, что-то всё-таки ведь есть покушать-то». И вот представляете, в таком духе человек живет. Всё хорошо. И действительно ведь это так. Сколько же мы зря ссоримся, переживаем! А если коротко сказать - душу свою нужно перестраивать на евангельский строй. И всё. Аминь. Октября 2000 года
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.32 (0.014 с.) |