Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Логика эпохи возрождения и нового времени.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В ХV-ХVI вв., т.е. в эпоху Возрождения, происходит усиление эмпирических тенденций в логике и методологии научного знания. Идет бурное развитие науки, делаются великие географические открытия, наука сближается с практикой. Вся большую роль в других науках начинает играть математика. В разработку материалистических основ логики большой вклад внес Фрэнсис Бэкон (1561-1626) — родоначальник английского материализма. Выступая против крайностей рационализма и эмпиризма, Бэкон говорил, что ученый не должен уподобляться ни пауку, ткущему паутину из самого себя, ни муравью, который только собирает и накапливает материал, а должен, подобно пчеле, собирать и перерабатывать материал, преобразуя его в научную теорию, Ф.Бэкон разработал основы индуктивной логики в своем знаменитом Произведении «Новый органон». Как показывает само заглавие, Бэкон противопоставляет свою логику логике Аристотеля. Его «Новый органон» должен заменить старый аристотелевский «Органон». Но Бэкон был несправедлив по отношению к Аристотелю, он не знал подлинного Аристотеля, знакомился с его работами в изложении средневековых философов. Заслугой Бэкона является разработка им вопросов научной индукции, целью которой является раскрытие причинных связей между явлениями окружающего мира. Ф.Бэкон разработал методы определения причинной связи между явлениями: метод сходства, метод различия, соединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков. Далее, в XIX в., разработка вопросов научной индукции была продолжена Дж.Ст.Миллем и другими логиками. Французский философ Репс Декарт (1596-1650) сформулировал четыре правила, которыми надо руководствоваться при всяком научном исследовании. Его последователи Арпо и Ни коль в 1662 г. написали книгу «Логика, или Искусство мыслить» («Логика Пор-Рояля»), в которой поставили задачу освобождения логики Аристотеля от внесенных в нее поздними логиками схоластических искажений. Немецкий ученый и философ И.Кант (1724-1804), автор космогонической гипотезы происхождения небесных тел (известной в науке под названием гипотеза Канта-Лапласа) различал два типа логики — обычную, формальную, которая изучает формы понятия, суждения и умозаключения, отвлекаясь от их содержания, и трансцендентальную, которая исследует в формах мышления то, что сообщает знанию априорный характер и обусловливает возможность всеобщих и необходимых истин. Согласно трансцендентальной логике, логическое мышление, направленное на предметы опыта, дает достоверное и объективное знание. Кант считал, что знание выражается в форме суждения. Он различал аналитические суждения, которые, не давая нового знания, раскрывают в предикате знание, уже заложенное в субъекте (например: «Все тела протяженны»), и синтетические суждения, в которых знание, заключенное в предикате, синтезируется со знанием, содержащимся в субъекте (например: «Некоторые тела тяжелы»). В свою очередь, синтетические суждения Кант делил на апостериорные, в которых связь субъекта с предикатом основывается на опыте (например: «Некоторые люди чернокожие»), и априорные, в которых эта связь мыслится как предшествующая опыту и даже являющаяся его предпосылкой (например, суждение, выражающее закон причинности: «Все, что случится, имеет причину»). Априорные синтетические суждения Канта вызвали большую дискуссию среди логиков и философов, продолжающуюся до сих пор. Одним из вкладов Канта в логику является отличение им логического основания и логического следствия от реальной причины и реального следствия. Самый знаменитый представитель немецкой классической философии — Г. В.Ф.Гегель (1770-1831). Он критиковал Канта, в том числе и по вопросам логики, но его критика осуществлялась с позиций идеалистической диалектики. Логика у Гегеля совпадает с диалектикой. Поэтому, критикуя формальную логику, он отвергает последнюю. Гегель, говоря об отражении в мышлении понятий движения объективного мира, объективный мир понимал идеалистически, а именно как инобытие абсолютной идеи. Критику законов формальной логики Гегель дал во второй книге своего труда «Наука логики» в разделе «Учение о сущности». Рациональное зерно философии Гегеля — диалектика. Он разрабатывал проблемы диалектики мышления и диалектической логики. Логика в России Русские логики, такие, как П.С. Порецкий, Е.Л.Буницкий и многие другие, внесли существенный вклад в развитие логики на уровне мировых логических концепций. Первый трактат по логике появился в России в X в. Это был перевод философской главы из «Диалектики» византийского писателя VII в. Иоанна Дамаскина, которая представляла собой изложение работ Аристотеля и его комментариев. Первое систематическое учебное пособие по логике, включавшее аристотелевскую логику и отдельные идеи Гоббса, было подготовлено во второй половине XVII в. Тогда же в России начали распространяться отдельные идеи математической логики. В XVIII в. в России появляются оригинальные логические результаты. Первым их добивается Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), Он вносит существенные изменения в традиционную силлогистику, предлагая свою классификацию умозаключений, отграничивает суждение от грамматического предложения и др. Дмитрий Сергеевич Аничков (1733-1788) Структура умозаключения, по Карийскому, такая. Из двух посылок, имеющих структуру (I) и (2), делается заключение (3). А находится в отношении R к В. (1) В тождествен с С. (2) (2) А находится в отношении R кC (3) Приведем примеры. Москва находится восточнее Парижа. Париж — столица Франции.___ Москва находится восточнее столицы Франции. Самара находится западнее озера Байкал. Озеро Байкал — самое глубокое озеро мира. Самара находится западнее самого глубокого озера мира. Все выводы М.И.Карийский делит на две большие группы; I) выводы, основанные на «сличении субъектов», и 2) выводы, основанные на «сличении предикатов» (при этом смысл терминов «субъект» и «предикат» не совпадает с соответствующим им традиционным пониманием). Основанием выводов является тождество (или соответственно различие) «субъектов» или «предикатов». К этим двум большим группам, по мнению Карийского, можно отнести все виды умозаключений и, кроме них, еще и гипотезу. Известный историк логики Н.И.Стяжкин, исследуя логические идеи М.И,Каринского, пришел к выводу, что Каринский стремился охватить своей классификацией все виды умозаключений, встречающиеся в практике мышления. Но поставленная задача оказалась шире, чем принятые Каринским и положенные в основу его теории предпосылки. Она осталась нерешенной. Леонид Васильевич Рутковский (1859-1920) — автор работы «Основные типы умозаключений» (1888). Если Каринский пытался построить теорию выводов, используя лишь отношение тождества и сводя к нему все другие отношения, то Рутковский считает возможным признать равноправными с отношением тождества и другие отношения, например, отношения сходства, сосуществования. Так как существует многообразие отношений, поэтому имеется и многообразие видов логических выводов (т.е. видов умозаключений). Умозаключения делятся им на интенсивные (т.е. рассматриваемые в логике содержания) и экстенсивные (рассматриваемые в логике объема). Рутковский делит все выводы на две основные группы. Первая группа — выводы подлежащих (т.е. выводы по объему) — распадается на три вида: а) традукцию (выводы сходства, тождества, условной зависимости); б) индукцию (полную и неполную); в) дедукцию (гипотетическую и негипотетическую). Вторая группа выводов — выводы сказуемых (по содержанию) — распадается па выводы «продукции» (разделительный силлогизм, выводы о совместности, современности предметов и др.), «субдукции» (выводы при классификациях и упорядочении предметов и др.), «эдукции» (отнесение предмета к виду его класса, заключения математической вероятности и др.). Аксиома «продукции» такова: «Из того, что предмет имеет признак б, следует, что этот же предмет имеет и признак С, т.к. признак В неизменно сосуществует с признаком С»'. Краткий анализ работ М.И.(Саринского и Л.В.Рутковского показывает, что их оригинальные работы по классификации видов умозаключений способствовали прогрессивному развитию традиционной логики в XIX в. Оригинальными были идеи казанского логика Николая Александровича Васильева (1880-1940). Его идеи возникли в результате изучения проблем традиционной логики, но их значение оказалось столь большим, что оказало влияние на развитие математической логики. Он вслед за другим русским логиком С.О. Шатуновским высказал идею о неуниверсальности закона исключенного третьего. Если Шатуновский пришел к этой идее в результате тщательного изучения особенностей математического доказательства применительно к бесконечным множествам, то Н.А.Васильев — в результате изучения частных суждений, рассматриваемых в традиционной логике. Основными работами Н.А.Васильева являются следующие: «О частных суждениях, о треугольнике противоположностей и о законе исключенного четвертого» (1910), «Воображаемая (неаристотелева) логика» (1912) и «Логика и металогика». Н.А.Васильев подкреплял свои концепции формальной аналогией с неевклидовой геометрией Н.И.Лобачевского. Не все современники Васильева оценили его идеи, хотя некоторые из них считали, что он написал «остроумнейшую работу». Логические идеи Васильева можно рассматривать как некоторые предшествующие мысли (развитые далее в конструктивной и интуиционистской логиках) о неприменимости принципа исключенного третьего для бесконечных множеств. Васильев, кроме того, рассматривает условия, при которых представляется возможным оперировать с противоречивыми высказываниями внутри непротиворечивой логической системы. Математическая логика В XIX в. появляется математическая логика. Немецкий философ Г.В.Лейбниц (1646-1716) — величайший математик и крупнейший философ XVII в. — по праву считается ее основоположником. Лейбниц пытался создать универсальный язык, с помощью которого споры между людьми можно было бы разрешать посредством вычисления. При построении такого исчисления Лейбниц исходил из своего «Основного принципа разума», который гласил, что во всех истинных предложениях, общих или частных, с необходимостью или случайно предикат содержится в субъекте. Он хотел всякому понятию дать числовую характеристику и установить такие правила оперирования с этими числами, которые позволили бы не только доказывать вообще все истины, доступные логическому доказательству, но и открывать новые. В последнем обстоятельстве он видел особую заслугу своей всеобщей характеристики. Лейбниц говорит о ней как о чудесном общем языке, имеющем свой словарь (т.е. характеристические числа, отнесенные к понятиям) и свою грамматику (правила оперирования с этими числами). Лейбниц хотел построить арифметизированное логическое исчисление в виде некоторой вычисляющей машины (алгоритма). Однако этого ему сделать не удалось. В этой концепции Лейбница неприемлемо прежде всего то, что все содержание наших понятий якобы может быть выражено их характеристическими числами. Несостоятельным было и представление Лейбница о том, что человеческое мышление может быть полностью заменено вычисляющей машиной. Лейбниц полагал, что математику можно свести к логике, а логику считал априорной наукой. Сторонников такого обоснования математики называют логицистами — представителями субъективно-идеалистического направления (считающего первичным сознание человека) в обосновании математики. Лейбниц является предшественником логицизма в том смысле, что он предложил сведение математики к логике и математизацию логики: построение самой логики как некоторой арифметики или буквенной алгебры. Но Лейбниц был предшественником логицизма и в том, что пытался создать арифметизированное логическое исчисление, о котором мы говорили. Покажем, как это делал Лейбниц. Возьмем такой категорический силлогизм: +70,-30 +10,-3 Всякий мудрый есть благочестивый. +70,-33 +8,-11 Некоторые мудрые богаты. +8, -11 +10, -3 Некоторые богатые благочестивы. Сверху над понятием написан выбранный наудачу правильный (по Лейбницу) набор характеристических чисел для терминов посылок. Истинность общеутвердительного суждения «Все S суть Р» (первая посылка) выражается тем, что обе характеристики субъекта делятся на соответствующие характеристики предиката, т.е. 70 (точно, без остатка) делится на 10, а— 33 делится на —3, и числа, стоящие на диагоналях, — взаимно простые, т.е. + 70 и — 3, так же, как— 33 и + 10, взаимно простые числа. Истинность частноутвердительного суждения, по Лейбницу, должна выражаться таким правилом: числа, стоящие на диагоналях, должны быть взаимно простыми, т е. не иметь общих делителей, кроме единицы. +70,-33 +8,-11 Посылка «Некоторые мудрые богаты» имеет такие числа: т.е. на обеих диагоналях стоят взаимно простые числа. -33 +70
-11 +8
И заключение этому правилу также удовлетворяет, ибо на диагоналях стоят взаимно простые числа:
+8 -11
+10 -3
Истинность общеотрицательного суждения «Ни одно S не есть Р» у Лейбница выражалась тем, что по крайней мере на одной диагонали стоят не взаимно простые числа. Истинность частноотрицательного суждения выражалась тем, что по крайней мере одна из характеристик субъекта не делится на соответствующую характеристику предиката. Чтобы воспользоваться исчислением Лейбница, нужно рассуждение облечь в форму силлогизма и посмотреть, правильный он или неправильный. Однако построенная Лейбницем система удовлетворяла этому требованию только в применении к правильным, по Аристотелю, построенным силлогизмам. Автором настоящего учебника доказано, что все 19 правильных, по Аристотелю, модусов силлогизма окажутся правильными и по критерию Лейбница. Но в отношении неправильных модусов категорического силлогизма Аристотеля дело обстоит по-иному. Всегда можно построит!) такой пример, когда при разных правильных наборах числовых характеристик для посылок получаются разные оценки заключения: в одних случаях оно оказывается истинным, в других — ложным. Исчисление Лейбница, таким образом, не выдержало проверки, что, конечно, заметил и сам Лейбниц, перешедший в дальнейшем к построению буквенного исчисления по образцу алгебры. Но тоже неудачно. Однако в этих замыслах Лейбница не все было неверно. Сам по себе метод арифметизации в математической логике играет весьма существенную роль как вспомогательный прием. В нем состоит, например, сущность метода, с помощью которого известный австрийский математик и логик К. Гёдель доказал неосуществимость лейбницевой мечты о создании такой всеобщей характеристики, которая позволит заменить все человеческое мышление вычислениями. Ложной была именно метафизическая идея Лейбница о сведении всего человеческого мышления к некоторому математическому исчислению. Поэтому были ложны и вытекающие из нее следствия. Интенсивное развитие математическая логика получила в работах Д.Буля, Э.Шредера, С. Джевонса, П.С. Порецкого и других логиков. Английский логик Джордж Буль (1815-1864) разрабатывал алгебру логики — один из разделов математической логики. Предметом его изучения были классы (как объемы понятий), соотношения между ними и связанные с этим операции. Буль переносит на логику законы и правила алгебраических действий. В работе «Исследование законов мысли»1, которая оказала большое влияние на развитие логики, Буль ввел в логику классов в качестве основных операций сложение («+»), умножение («х» или пропуск знака) и вычитание («-»). В исчислении классов сложение соответствует объединению классов, исключая их общую часть, а умножение — пересечению. Вычитание Буль рассматривал как действие, противоположное (орроsite) сложению, — отделение части от целого, то, что в естественном языке выражается словом «кроме» (ехсерt). Буль ввел в свою систему логические равенства, которые он записывал посредством знака «=», соответствующего связке «есть». Суждение «Светила суть солнца и планеты» в виде равенства им записывается так: х = у + z ,, откуда следует, что х — z, = У- Согласно Булю, в логике, как и в алгебре, можно переносить члены из одной части равенства в другую с обратным знаком. Буль открыл закон коммутативности для вычитания: х — у = — у + х и закон дистрибутивности умножения относительно вычитания: z {х — у) = zx — zу. Он сформулировал общее правило для вычитания: «Если от равных вычесть равные, то остатки будут равными. Из этого следует, что мы можем складывать или вычитать равенства и употреблять правило транспозиции точно так же, как в общей алгебре». Предметом исследования ученого были также высказывания (в традиционной логике их называют суждениями), В исчислении высказываний, по Булю, сложение («+») соответствует строгой дизъюнкции, а умножение («х» или пропуск знака) — конъюнкции. Чтобы высказывание записать в символической форме, Буль составляет логическое равенство. Если какой-либо из терминов высказывания не распределен, он вводит термин V для обозначения класса, неопределенного в некотором отношении. Для того чтобы выразить частноотрицательное суждение, например; «Некоторые люди не являются благоразумными», Буль сначала представляет его в форме: «Некоторые люди являются неблагоразумными», а затем выражает в символах обычным способом. По Булю, существует три типа символического выражения суждений: Х= V У (только предикат не распределен): X = У (оба термина — субъект и предикат — распределены); у Х= V Y (оба термина не распределены). Диалектика соотношения утверждения и отрицания в понятиях и суждениях у Буля такова: без отрицания не существует утверждения и, наоборот, во всяком утверждении содержится отрицание. Утверждения и отрицания связаны с универсальным классом; «Сознание допускает существование универсума не априори, как факт, не зависящий от опыта, но либо апостериори, как дедукцию из опыта, либо гипотетически, как основание возможности утвердительного рассуждения». Различая живой разговорный язык и «язык» символический, Буль подчеркивал, что язык символов — лишь вспомогательное средство для изучения человеческого мышления и его законов. Немецкий математик Эрнст Шредер (1841-1902) собрал и обобщил результаты Буля и его ближайших последователей. Он ввел в употребление термин «Logikkalkul» (логическое исчисление), новые по сравнению с Булем символы. В основу исчисления классов он положил не отношение равенства, как это было у Буля, а отношение включения класса в класс, которое обозначал как а Ь. Знак «+» Буль использовал для обозначения объединения классов, исключая их общую часть, т.е. симметрическую разность (см. рис. 26), а у Шредера знак «+» обозначает объединение классов без исключения их общей части. Рис. 26.
Пропуском знака Шредер обозначает операцию пересечения классов, например, аЬ. Во взглядах Э.Шредера на отрицание можно отметить много интересного нового по сравнению со взглядами Буля. Под отрицанием а, класса а Шредер понимает его дополнение до 1'. Если классов больше двух, то Шредер оперировал с ними по сформулированным им правилам. Правило 1: если среди сомножителей некоторого произведения находятся такие, из которых один является отрицанием другого, то произведение «исчезает», т.е. равно 0. Например, аbс * ab cd = 0, так как имеется b и b Правило 2: если среди членов некоторой суммы находится хотя бы один, который оказывается отрицанием другого, то вся сумма равна 1:
a + b + c + a + c + d = 1
Значительное внимание Шредер уделил анализу структуры отрицательных суждений. Отрицательную частичку он прилагает к предикату, т.е. вместо «А не есть В» он берет «А есть не-В». Так, суждение «Ни один лев не является травоядным», если следовать идеям Шредера, надо заменить на суждение «Все львы являются нетравоядными». Класс а! как отрицание классам Шредер считает очень неопределенным. И в доказательство этой мысли приводит такой пример. Понятие «несражающийся» (в армии) охватывает; саперов, полковых ремесленников, служащих лазарета, врачей, которые относятся к армии, но не сражаются. Опираясь на законы де Моргана, Шредер проводит анализ языка разговорной речи. Выражение с е а1Ь] в речи означает, что «каждое с есть не-а И (одновременно) не-b». Для него можно выбрать другое выражение: «Каждое с не.есть ни а, ни b». Это конъюнктивное суждение, примером которого может быть: «Каждая рыба — не птица и не млекопитающее». Другое суждение: «Никакая рыба не есть птица и млекопитающее» — означает в символическом виде с е (а Ь),, что эквивалентно, на основании правила де Моргана, c a + b Так называемое отрицательное по связке суждение «ни а, ни b не есть с» представляется в виде а + b с . Шредер формулирует правила (или требования) научной классификации: 1. Между родом и суммой его видов должно быть тождество.
2.Все виды должны быть дизъюнктивными, т.е. должны исключать 3.Для расчленения рода на виды должно быть одно основание. Используя отрицание, Шредер показал, как классифицируемый род делится на виды и подвиды. В логическом исчислении, доведенном до наибольшей простоты, Шредер признает три основных действия: сложение (трактуя его как нестрогую дизъюнкцию), умножение и отрицание. Однако вычитание он считает небезусловно выполнимой операцией. Автор данного учебника признает вполне приемлемой в логике классов операцию вычитания классов. Но понимает ее принципиально иначе, чем Буль и Шредер. Буль и Шредер считали, что в разности a — bb должно полностью входить в а, если же b > а или а и b — несовместимы, то операция вычитания невыполнима. В отличие от Буля и Шредера мы допускаем возможной (т.е. выполнимой) разность всяких двух классов а и Ъ, из которых b может и не быть частью а; в качестве следствий мы учитываем случаи вычитания, когда классы а и b являются пустыми или универсальными. Наиболее известные работы английского логика Стенли Джевонса (1835-1882) — «Principles of Science, a Treatise on Logic and Scientific Method» (London, 1874) и «Elementary Lessons in Logic, Deductive and Inductive» (London, 1870). В качестве логических операций Джевонс признавал конъюнкцию, нестрогую дизъюнкцию и отрицание и не признавал обратных логических операций — вычитания и деления. Классы он обозначал буквами А, В, С..., а их дополнения до универсального класса, обозначаемого 1, или их отрицания — соответственно курсивными буквами а, Ь, с... О обозначает у него нулевой (пустой) класс; связка в суждении заменяется знаком равенства. Большое значение Джевонс придавал принципу замещения (или подстановки), который формулируется им так: если только существует одинаковость, тождество или сходство, то все, что верно об одной вещи, будет верно и о другой. Этот принцип играет важную роль в умозаключении. Для обозначения отношения одинаковости (или тождества) Джевонс употребляет знак «=». Обозначив положительные и отрицательные термины соответственно через А и а, В и Ь, Джевонс записывает закон непротиворечия как Аа = 0. Критерием ложности заключения, по Джевонсу, является наличие в нем противоречия, т.е. утверждения и отрицания одного и того же положения, что записывается, например, как наличие Аа, ВЬ, АВСа. > Джевонс считал, что утвердительные суждения можно представлять в отрицательной форме. Но он напрасно категорически заявлял, что имеются сильные основания в пользу того, чтобы употреблять все предложения в их утвердительной форме, а различие (т.е. отрицательные суждения) неспособности быть основанием умозаключения. Джевонс не отрицал, что утверждение «отрицание, сходство и различие, равенство и неравенство представляют пары одинаково основных отношений; но утверждал, что умозаключение возможно только там, где прямо находится или подразумевается утверждение, сходство или равенство, словом, какой-нибудь вид тождества. Согласно законам диалектики, тождество и различие являются двумя сторонами единого предмета или процесса. Отражение отношений тождества и различия, имеющихся в самих предметах действительного мира, находит, свое выражение и в мышлении, в формах умозаключений. Поэтому отбросить различие, выражающееся в отрицательных суждениях, и все свести только к тождеству, выражающемуся в утвердительных суждениях, нельзя, да и нет в этом необходимости. Единство противоположностей — тождества и различия — неразрывно. Интересны и оригинальны взгляды Джевонса на категорический силлогизм с двумя отрицательными посылками. Джевонс утверждает, что его принцип умозаключения ясно отличает случаи, когда оно оказывается пра-вильным, от тех случаев, когда оно неправильно. Он приводит пример умозаключения: Все, что не металлично, не способно к сильному магнитному влиянию. Уголь не металличен. Уголь не способен к сильному магнитному влиянию. Здесь из двух отрицательных посылок получается истинное отрицательное заключение. Джевонс считает, что там, где возможно подставлять тождественное вместо тождественного, допустим вывод заключения из двух отрицательных посылок. , Джеввнс внес значительный вклад в алгебру логики, особенно в проблему отрицания классов и отрицательных суждений. Следующий этап в развитии математической логики связан с именем русского логика, математика и астронома Платона Сергеевича Порецкого (1846-1907). Его работы существенно обобщают и развивают достижения Буля, Джевонса и Шредера. Анализируя понятия, Порецкий различает две формы: форму, обладающую данным признаком, обозначаемую буквами а, Ь, с..., и форму, им не обладающую, обозначаемую а„ А,, с, и т.д. Формы совместного обладания или необладания несколькими признаками записывает так: а, аг, Ь, Ь\ (без особого знака между буквами). Современное пересечение классов Порецкий называет операцией реализирования (умножения), обозначая ее «•», а операцию объединения классов — абстрагированием (сложением), обозначая ее «?», т.е. знаком вопроса; 0 и 1 обозначают пустой класс и универсальный. Порецкий вводит операцию отрицания классов (отрицание а обозначается через а,) — это дополнение к классу а. Для каждого данного а его отрицание, т.е. а„ может быть различно. Это определяется избранным универсальным классом. Так, если за 1, т.е. универсум, принять англичан, а за а класс артистов, то а, означает англичан-не-артистов, но если 1 обозначает класс людей, то а, обозначает людей-не-артистов и т.д. Заслуга Порецкого в том, что он рассматривал логические операции не только над отдельными логическими классами, но и над логическими равенствами. Порецкий считает, что если два класса состоят из одних и тех же предметов, т.е. имеют равные объемы и могут отличаться только формой, то они равны между собой. Соединяя равные классы знаком «=», мы получаем логическое равенство. Равенством логических классов русский логик называет полную их тождественность, т.е. одинаковость их логического содержания, считая, что все их различие может состоять только в способе их происхождения. Примером такого равенства является закон де Моргана: (т + n)l = ml • и,. Если классы а и Ь равны, то и их отрицания, т.е. классы а, и Ь, также равны. По его мнению, отрицание всякого равенства приводит к новому равенству, тождественному первоначальному. По мнению Порецкого, операция отрицания неприменима к системам равенств. К соединению двух и более равенств в одно новое равенство при- менимы лишь две логические операции: сложение и умножение отдельных частей равенств, причем предварительно каждое отдельное равенство может быть в случае надобности заменено его отрицанием. В созданной им теории логики Порецкий подчеркивал взаимосвязь двух проблем: выведения следствия из заданной системы посылок и нахождения тех посылок, из которых данное логическое равенство может быть получено в качестве следствия. Несколько подробнее остановимся на методе нахождения всех простых следствий изданных посылок, который в теории логики получил название метода Порецкого-Блэйка (его предложил американский математик Блэйкна основе работы Порецкого). Простым следствием из данных посылок называется дизъюнкция каких-либо букв или их отрицаний, являющаяся логическим следствием из этих посылок, и притом таким, которое не поглощается никаким более сильным следствием такого же вида. (Мы говорим, что а сильнее Ь, если из а следует Ь, но из Ь не следует а). Все простые следствия из данных посылок можно получить, выполнив преобразования следующих пяти типов: привести конъюнкцию посылок к конъюнктивной нормальной форме произвести все операции «отбрасывания», т.е. члены вида a v x v x использовать законы выявления, т.е. формулы = ахлЬхлаЬ, или ах v Ш = ах v &c v ab; 4) произвести все «поглощения» на основании законов поглощения: 5) из всех повторяющихся членов оставить только один (на основании В результате получится силлогистический многочлен, который будет содержать все простые следствия изданных посылок, и только простые след-1 См.: Blake A. Canonical Expressions in Boolean Algebra. Chicago, 1938. ствия. Они интереснее, чем обычные логические следствия, так как зависят от меньшего числа параметров (элементарных высказываний). Покажем это на конкретном примере. Из данных трех посылок, имеющих соответственно формы (1) q -> f, (2) р v q и (3)г, требуется вывести все разные (неэквивалентные между собой) формы простых логических следствий. Для решения задачи выполним следующие операции: 1. Соединяем посылки знаками конъюнкции и приводим выражение (q -»f) л (р v д) л г = ($ vf) л (р v q) л г или в другой записи qfvpq^r., 2. В полученной КНФ к членам 1 и 3 применяем закон выявления, полу -qf/\pq л г л q. Затем ко второму и четвертому членам снова применяем этот же закон. У лрд л г л# = y^pq л г лд лр. 3. Произведем операции «поглощения». Первый член (cf) поглощается четвертым (q), поэтому отбрасываем первый член, а второй член (pq) поглощается пятым членом (р). В результате этого получим дрлрд л г л q лр = г л q а р. Вывод: при данных посылках суждения гнр истинны, а суждение q ложно, т.е. если суждениями выражены некоторые события, то событие г и событие р наступят, а событие q не наступит. Исследования Порецкого продолжают оказывать стимулирующее влияние на развитие алгебраических теорий и в наши дни. В XX в. математическая логика развивалась в трудах Ч. С. Пирса и ДжЛеано. Американский логик Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914) внес существенный вклад в разработку алгебро-логических концепций И явился основоположником новой науки — семиотики (общей теории знаков). В работах Пирса содержится тенденция к расчленению семиотики на прагматику (анализирует отношение знака к его исследователю), семантику (выясняет отношение знака к обозначаемому им объекту) и синтактику (исследует взаимоотношения между знаками). Пирс пишет о том, что реальное можно'Определить как нечто, свойства которого независимы от того, что о них мыслят. Наиболее общим подразделением знаков он считал такие: изображения (icons), индексы (indices) и символы (symbols). Пирс предлагал классификацию знаков и по другим основаниям. Пирс предложил строить исчисление высказываний лишь на одной операции, этим предвосхитив результаты М.Х.Шеффера (Шеффер также строил исчисление высказываний на одной операции, которая вошла в историю логики под именем ее создателя — штрих Шеффера). Единственной логической операцией Пирс предлагал считать отрицание нестрогой дизъюнкции. Пирсу принадлежат работа по логике «Studies in Logic» и другие. Достижения Джузеппе Пеано (1858-1932), итальянского математика, явились переходным звеном от алгебры логики, в том виде, какой ей придали Буль, Шредер, Порецкий и Пирс, к современной форме математической логики. Основные результаты Пеано были опубликованы в пятитомном «Формуляре математики»1. Пеано ввел следующие, употребляющиеся и ныне символы: а) «е» — знак принадлежности элемента к классу; б) «э» — знак включения одного класса в другой класс; в) «и» — знак объединения классов; г) «п» — знак для обозначения операции пересечения классов. его система из пяти аксиом для арифметики натуральных чисел. На базе своей аксиоматики Пеано строит всю теорию натуральных чисел. На заключительном этапе своей научной деятельности Пеано приступил к систематическому изложению логики как особой, по его мнению, матема- тической дисциплины. Далее развитие математической логики осуществлялось по многим направлениям, а также в проблемномЧлане. Это было обусловлено необходимостью дальнейшего освоения как классической и неклассической Логик, так и возникшими трудностями в обосновании математики. Краткому освещению основных направлений в современной логике посвящены Последующие разделы данной главы.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.132.107 (0.015 с.) |