ТОП 10:

Формы познания Формы чувственного познания



Всякое познание начинается с живого созерцания, с ощущений, чувст­венных восприятий. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вы­зывают в них ощущения, которые воспринимаются мозгом. Других средств приема сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг, кроме органов чувств, у человека нет.

Формами чувственного познания являются ощущения, восприятия, представления. Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов или явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств (например, ощущения горького, соленого, теплого, красно­го, круглого, гладкого и т.д.).

Каждый предмет имеет не одно, а множество свойств. В ощущениях и отражаются различные свойства предметов. Ощущения как субъектив­ный образ объективного мира возникают в коре больших полушарий голо­вного мозга. Чувствительность органов чувств повышается в зависимости от тренировки. Обычный человек различает, например, 3-4 оттенка черно­го цвета, профессионалы — до 40 оттенков.

В ощущениях осуществляется связь сознания с внешним миром. Ощу­щения возникают в результате воздействия предметов на различные орга­ны чувств — органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Если человек лишен одного или нескольких органов чувств (как, например, у слепоглухонемых), то остальные органы чувств значительно обостряются и час­тично восполняют функции недостающих. Пьеса Гибсона «Сотворившая чудо» рассказывает о детстве и обучении американской слепоглухонемой девочки Элен Келлер. Эта пьеса очень ярко передает всю трудность обще­ния с Элен и методику ее обучения. Когда девочка произнесла первое сло­во — вода, это было воспринято как чудо. Она научилась говорить, хотя са­ма не слышала своего голоса.

Восприятие есть целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств (например, образы авто­буса, пшеничного поля, электростанции, книги и т.д.). Восприятия слагаются из ощущений. Так, восприятие апельсина слагается из таких ощущений: ша­рообразный, оранжевый, сладкий, ароматный и др. Восприятия, хотя и явля­ются чувственным образом в отражении предмета, который воздействует на человека в данный момент, но во многом зависят от прошлого опыта. Полно­та, целенаправленность восприятия, например, зеленого луга, будет различ­ной у ребенка, у взрослого, художника, биолога или крестьянина (художник восхитится его красотой, биолог увидит на нем виды некоторых лекарствен­ных или нелекарственных растений, крестьянин прикинет, сколько же с него можно скосить травы, получить сена и т.д.).

Насколько сильно восприятия переплетаются с прежним опытом и зна­ниями, видно из следующей истории. Рассказывают, что один европеец, путешествуя по Центральной Африке, остановился в негритянской дере­вушке, жители которой не имели представления о книгах и газетах. Пока ему меняли лошадей, он раскрыл газету и начал ее читать. Вокруг него со­бралась толпа и внимательно следила за ним. Когда путешественник уже приготовился ехать дальше, к нему подошли местные жители и попросили продать газету за большие деньги. На вопрос путешественника, зачем нуж­на им газета, они ответили, что они видели, как он долго смотрел на черные Изображения на ней и, очевидно, лечил свои глаза, и они хотели бы иметь у себя это лечебное средство. Так, жители этой деревни, не зная, что такое чтение, и рассуждая на основе своего прежнего опыта, восприняли газету Как лечебное средство.

Представление — это чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но который ранее в той или иной форме воспри­нимался. Представление может быть воспроизводящим (например, у каж­дого есть сейчас образ своего дома, своего рабочего места, образы некоторых знакомых и родных людей, которых мы сейчас не видим). Представле­ние может быть и творческим, в том числе фантастическим. Творческое представление у человека может возникнуть и по словесному описанию. Так, мы можем по описанию представить себе тундру или джунгли, хотя там не были ни разу, или полярное сияние, хотя не были на севере и не ви­дели его.

По описанию внешнего облика какого-то реального человека или лите­ратурного героя мы стараемся зрительно создать его образ, представить его внешность. Приведем пример. Вспомним в этой связи сцену из кинофиль­ма Чарли Чаплина «Граф». Мнимый граф Чарли попал в затруднительное положение. Когда перед ним положили большой кусок арбуза, он по неве­дению атаковал его без ножа и вилки. Как и следовало ожидать, выгрызать мякоть арбуза вскоре стало неудобно. Острые и жесткие края корки залеза­ли даже в уши. Чтобы избежать этого, Чарли подвязал щеки салфеткой. Это действие уже смешно — ведь куда проще было разрезать или разломить ку­сок арбуза. Но оно повлекло за собой и вторичный комический эффект: с подвязанной салфеткой вокруг головы Чарли приобрел вид человека, страдающего от зубной боли. Так для создания комического эффекта Чап­лин использует простые явления реальной жизни, представленные в нео­жиданном, а потому смешном освещении.

Путем чувственного отражения мы познаем явление, но не сущность, отражаем отдельные предметы во всей их наглядности. Законы мира, сущ­ность предметов и явлений, общее в них мы познаем посредством абст­рактного мышления — более сложной формы познания. Абстрактное, или рациональное, мышление отражает мир и его процессы глубже и пол­нее, чем чувственное познание. Переход от чувственного познания к абст­рактному мышлению представляет собой скачок в процессе познания. Это — скачок от познания фактов к познанию законов.

Формы абстрактного мышления

Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суж­дения и умозаключения.

Понятие — форма мышления, в которой отражаются существенные при-знаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Понтия в языке выражаются отдельными словами («портфель», «трапеция») или группой слов, т.е. словосочетаниями («студент медицинского института», «производитель материальных благ», «река Нил», «ураганный ветер» и др.).

Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или от­рицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражает­ся в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть про­стыми и сложными. Например: «Саранча опустошает поля» — простое суж­дение, а суждение «Наступила весна, прилетели грачи» — сложное, состоя­щее из двух простых.

Умозаключение — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным пра­вилам вывода получаем заключение. Видов умозаключений много; их изу­чает логика. Приведем два примера:

1) Все металлы — вещества. Литий — металл.______

Литий — вещество.

Первые два суждения, написанные над чертой, называются посылками, третье суждение — заключением.

2) Растения делятся или на однолетние или на многолетние. Данное растение является однолетним.___________ Данное растение не является многолетним.

В процессе познания мы стремимся достичь истинного знания. Истина есть адекватное отражение в сознании человека явлений и процессов при­роды, общества и мышления1. Истинность знания есть соответствие его действительности. Законы науки представляют собой истину. Истину могут | дать нам и формы чувственного познания — ощущения и восприятия. По­нимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности к Аристотелю.

Как отличить истину от заблуждения? Критерием истины является Практика. Под практикой понимают всю общественную и производствен­ную деятельность людей в определенных исторических условиях, т.е. это материальная, производственная деятельность людей в области промыш­ленности и сельского хозяйства, а также политическая деятельность, борь­ба за мир, социальные революции и реформы, научный эксперимент и т.д. «...Практика человека и человечества есть проверка, критерий объектив­ного познания». Так, прежде чем пустить машину в массовое производст­во, ее проверяют на практике, в действии, самолеты испытывают летчики-испытатели, действие медицинских препаратов сначала проверяют на жи­вотных, потом, убедившись в их пригодности, используют для лечения лю­дей. Прежде чем послать в космос человека, советские ученые провели се­рию испытаний с животными.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.205.109.82 (0.004 с.)