ТОП 10:

Методика повышения логической культуры учащихся начальной и средней школы (из опыта



Работы)

С целью поднятия логической культуры студентов - будущих педагогов автор разработал примерные задания по логике на период педагогической практики.

В период непрерывной практики студентам IV курса отделения начальных классов МП ГУ им. В.И.Ленина рекомендовалось провести с учащимися 2, 3, 4 классов внеклассные занятия по теме «Понятие» по следующим разделам:

1.Отношения между понятиями.

2.Обобщение и ограничение понятий.

3.Определение понятий.

4.Деление понятий.

5.Объединение и пересечение понятий.

6.Логические ошибки учащихся в процессе оперирования понятиями.

Содержание работы

Отношения между понятиямирекомендуется разъяснять учащимся с по­мощью иллюстраций всех шести типов отношений понятий (тождествен­ные; подчиненные и подчиняющие; перекрещивающиеся; соподчиненные; противоположные; противоречащие). Сначала можно взять примеры поня­тий по усмотрению самого практиканта и проиллюстрировать их отноше­ния с помощью кругов Эйлера. Каждое понятие обозначается большой бук­вой (А, В, С...). Работа проводится со всеми учащимися одновременно.

Затем рекомендуется всем студентам-практикантам предложить для са­мостоятельного решения задачи, одинаковые для всех классов, с целью в дальнейшем сравнить результаты работ учащихся 2, 3,4 классов и оценить быстроту и степень усвоения новых знаний. Контрольный вариант задач ре­комендуется следующий (он уже был апробирован):

1.Первый летчик-космонавт, космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.

2.а) Школьник, турист;

б) Каменный дом, двухэтажный дом, трехэтажный дом.

3. а) Фигура, треугольник;

б) Главный член предложения, подлежащее.

4.Скрипка, рояль, барабан, музыкальный инструмент.

5.Северный полюс, Южный полюс.

6.а) Великан, карлик;

б) Глубокая река, мелкая река.

После выполнения и проверки самостоятельных работ рекомендуется на следующем занятии провести анализхороших работ и показать типы допу­щенных логическихошибок. Работы учащихся должны быть собраны и сданы преподавателю логики вместе с письменным отчетом о педпракти­ке (по логике).

Обобщение и ограничение понятийтакже сначала следует разъяснить на своих примерах, затем предложить произвести обобщение понятий «березка», «ложка» и ограничение понятий «растение», «лодка». Необ­ходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися начальных классов в процессе осуществления операций обобщения и ограничения понятий.

Деление понятий.После разъяснения этой операции на своих примерах рекомендуется провести операцию деления для понятий «треугольник» и«член предложения» (или понятия «звук»). Эти понятия уже известны учащимсяначальных классов. Также необходимо дать классификацию ошибочных ответов учащихся,

Определение понятийследует разъяснить на примерах, взятых из учебни­ков 2, 3 и 4 класса, именно того класса, в котором проводятся занятия, Ре­комендуется сказать учащимся и о правилах определения понятий и о ти­пичных ошибках, возникающих при их нарушении. Следует предложить учащимся определить такие понятия: «компас», «квадрат», с которыми они познакомились на уроках.

Операции объединения понятий и пересечения понятий1(как показали экс­перименты с учащимися 2, 3, 4 классов) не вызывают затруднений: школь­ники на уроках математики знакомились с этими операциями. После объ­яснения на своих примерах рекомендуется предложить учащимся произве­сти объединение понятий: а) «дерево» и «ель»; б) «инженер» и «изобрета­тель». Пересечение понятий можно сделать для следующих примеров; а) «студент» и «спортсмен»; б) «населенный пункт» и «город».

Логические ошибки учащихся в процессе оперирования понятиямистудент-практикант должен систематизироватьсам наоснове проведенных занятий с учащимися и в обобщенном виде включить в письменный отчет о прове­дении педпрактики по логике. Для ориентировки сообщаем, что таких ти­пов ошибок в оперировании понятиями выявлено около 20. Особенно цен­ными будут не только простая констатация этих ошибок, а ваши конкрет­ные предложения для учителя о приемах и методах преодоления логичес­кихошибок, встречающихся у учащихся того или иного из начальных клас­сов а ходе работы с понятиями.

2. Требования к оформлению работы

1. В письменном отчете о проведенной педпрактике по логике необходи­мо описать проведенные занятия с учащимися и сделать приложение по сле­дующей схеме (см. табл. с. 323).

В этой схеме правильное решение обозначено « + «; «проп.» и «неполн.» обозначают (соответственно) то, что пропущены промежуточные понятия при ограничении или обобщении понятии или сделано неполное ограни­чение или обобщение; «скач.» означает скачок в делении, а «шир.» — ши­рокое определение.

Такая схема покажет ошибки в решении задач — их количество и типы, а также позволит выявить, какие задачи решены правильно.

3.Студент должен показать, на каких его собственных примерах производилось объяснение материала и дать правильное решение задач.

4.Работа должна содержать информацию о приемах работы студента-
практиканта по формированию понятий (одного или двух), которые изуча­лись на его уроках во время непрерывной практики.

5.Необходимо описать все типы логических ошибок, обнаруженных в ходе
внеклассной экспериментальной работы по теме «Понятие» и на уроках в период их педпрактики (с указанием конкретных примеров ошибок учащихся).

 

5.Предъявить письменные работы учащихся, выполненные на стандарт­
ной бумаге, с указанием фамилии и имени учащегося, школы и класса, да­
ты проведения.

6.Найти в журнале «Начальная школа» статьи, посвященные развитию
логического мышления младших школьников, привести их название.

Письменный отчет покажет умение студента применять теоретические знания по логике в практике школьной работы.

В период непрерывной педагогической практики студенты IV курса фа­культета начальных классов провели по 2-3 занятия но теме «Понятие» с учащимися начальных классов В г. Москве, и том числе с шестилетками. Студенты проводили или отдельные уроки, или внеклассные занятия, или занятия в группе продленного дня. Такую же работу с учащимися 4-10 классов в период педпрактики провели студенты П курса педагогиче­ского факультета. Эту работу под моим руководством проводили 200 сту­дентов, охватив в обучении более 2500 учащихся. Такие занятия по логике у детей вызвали эмоционально-оживленный интерес; дети наперебой стре­мились отвечать у доски, они с большим желанием решали предложенные им задачи, обсуждали допущенные ошибки, эмоционально переживали не­удачи. В своих подробных отчетах почти все студенты написали о необхо­димости проведения такой работы по логике с учащимися по развитию их логического мышления. Студенты вечернего отделения факультета началь­ных классов в 1987/88 учебном году провели такую же работу по теме «По­нятие» со своими учащимися. Ранее, разумеется, они не проводили этой работы. По отзывам студентов-вечерников (уже работающих много лет учителями в начальных классах), ученики 1, 2, 3 классов были очень актив­ны на занятиях по логике, и самим преподавателям эти занятия принесли большое моральное удовлетворение.

Мы рекомендуем во время педпрактики студентов в качестве одной из форм внеклассной работы (или работы на уроках) проведение занятий по логике с учащимися всех классов школы. Преподаватель логики педин­ститута должен подобрать задачи по теме «Понятие» с учетом факультета, на котором изучается курс логики, школьного класса, программы и со­держания школьного предмета, который будет преподавать студент-прак­тикант.

В 1987/88 учебном году студенты II курса педфака впервые провели пед­практику по темам «Суждение» и «Умозаключение», Они получили следу­ющие задания.

Задания по логике для студентов второго курса на период педагогической практики в 1987/88 учебном году

Рекомендуется провести 2-3 внеклассных занятия (или занятия в группе продленного дня) с учащимися 2-10 классов по темам «Суждение» и «Умо­заключение». Желательно сначала провести занятия, на которых объясня­ется материал, а затем — контрольного характера.

По теме «Суждение» рекомендуется объяснить следующий материал:

1.Определение суждения. Структура простого суждения.

2.Виды простых суждений.

3.Объединенная классификация простых категорических суждений по
количеству и качеству (А, I, E, О).

4.Сложное суждение и его виды:

b), {a v b), (a v b), (a b), (a b).

Отрицание суждения (a).

В зависимости от класса методика объяснения и приведения примеров разрабатывается самим студентом-практикантом. Для начальных классов она будет одной, для средних — другой, а для старших (например, 10 и 11 классов) приближается к вузовской методике со внесенными практи­кантом упрощениями примеров. Приведем примерное объяснение матери­ала для учащихся средних классов:

1.Определение суждения дано в учебнике (с. И, 60). Примеры можно
взять из учебника на с. II, 53 или сформулировать аналогичные. Затем сле­дует предложить учащимся придумать свои примеры суждения.

2.Структура суждения: субъект, предикат, связка, кванторное слово -
разъясняется на примерах. Следует обратить внимание на то, что субъект
суждения и подлежащее не всегда совпадают (аналогично — предикат суждения и сказуемое).

3.Объяснение видов простых суждений и суждений А, I, E, О, как нам
представляется, не вызовет затруднений, поэтому с методикой работы над
ними студент должен справиться самостоятельно, опираясь на настоящий
учебник (см. с. 62-69).

Раздел «Сложное суждение и его виды» потребует введения логических знаков: , v , v , , ,а. Их можно объяснить на следующих примерах (на объяснение потребуется 12-15 минут).

1. «Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка по­
до льдом блестит» (А.С.Пушкин).

а b с (знак « » обозначает союз «и»).

2.Этот юноша — футболист, или он шахматист.
a v b («v» — союз «или» нестрогий).

3.Я поеду на Юг поездом или полечу самолетом.

a v b(«v» — союз «или» строгий: в каждый данный момент времени мож­но делать только одно}.

4.Если будет хорошая погода, то мы пойдем на экскурсию.
а b («—>» — союз «если,... то»).

5.a b(Знак «=» обозначает «тождественно», «эквивалентно»).

Ни один кит не является рыбой. = Ни одна рыба не является китом.

6. Я завтра пойду на тренировку (а). Я завтра не пойду на тренировку (а).
Отрицание суждения а обозначается через а.

Учащиеся должны придумать свои примеры на каждый вид логических связок (1-6). После этого студент предлагает своим учащимся ряд задач, требующих записи сложного суждения в виде формулы. Например: 1. «Ес­ли мальчик любит мыло и зубной порошок, этот мальчик очень милый, по­ступает хорошо» (В.Маяковский). Формула b) -> d). 2. Если я сего­дня не подготовлю материал по истории, то я завтра не пойду на каток, а бу­ду заниматься дома историей: а (b с),

В качестве упражнений можно взять задачи данного учебника, приведен­ные нас. 90, задание III (1-3), ответы для которых будут следующими:

1.Формула первого сложного суждения: а b ас; формула второго d с.

2.а b с d с.

3.а b с.

Для учащихся старших классов можно в качестве примеров взять и зада­чи на с. 91-92, задание VII (1-7).

По теме «Умозаключение» рекомендуется объяснить следующий материал:

1.Определение и структура умозаключений.

2.Дедуктивные умозаключения:

а) категорический силлогизм;

б) энтимема;

в) условно-категорические умозаключения;

г) разделительно-категорические умозаключения;

д) конструктивные дилеммы.

Рекомендуем привести 2-3 примера правильно построенных категориче­ских силлогизмов, дающих истинное заключение, и примеры неправильно построенных, дающих вероятное заключение, и обратить внимание уча­щихся на возможные ошибки.

Все металлы теплопроводны.

Медь — металл.__

Медь теплопроводна.

Все тигры полосатые.

Это животное полосатое.

Это животное — тигр.

Учащиеся смогут привести аналогичные примеры. Энтимема объясня­ется школьникам на только что приведенных самим студентом или уча­щимся примерах. Пропускается либо большая посылка, либо меньшая, ли­бо заключение. Разъясняется, что мы мыслим каждый день с помощью энтимем и реже — с помощью категорических силлогизмов. Условно-катего­рические и разделительно-категорические умозаключения разъясняются на примерах и строятся соответствующие формулы. Показываются приме­ры на достоверные и на вероятные модусы условно - категорических умоза­ключений на материале школьных учебников.

Разъясняя разделительно-категорические умозаключения, практикант должен обратить внимание, чтобы в разделительной посылке были пере­числены все возможные альтернативы, т.е. деление было бы полным (для отрицающее -утверждающего модуса).

Отчет студента о проведенной работе должен состоять из следующих разделов:

1.Описать проведенные с учащимися занятия.

2.Сделать анализ ошибок (по произвольной схеме).

3. Предъявить письменные работы учащихся с указанием фамилии
и имени учащегося, школы и класса, даты проведения. Письменный отчет
о проведенной работе по логике будет служить одним из важнейших показателей при оценке знаний студента по логике и свидетельствовать о его
умении применить полученные логические знания на практике (связь тео­рии с практикой), а поэтому будет учитываться при проведении экзамена
или зачета по курсу логики.

Опыт проведения педпрактики по логике в школах г. Москвы показал, что многие учителя школ сами логику не изучали, не знают ее применения в учебном процессе, а некоторые просто не понимают, зачем она нужна учащимся. Школьники встретили изучение логики с большим интересом, многие просили студентов еще провести с ними такого рода занятия. Педа­гогам, как никому другому, надо развивать логическое, творческое мышле­ние своих учащихся, а они сами не изучали логики. Парадокс! Его можно и нужно разрешить. Преподаватель логики пединститута мог бы написать о результатах проведенной им новой, оригинальной работы с учащимися средних и старших классов В журналы «Математика в школе», «История в школе», «Физика в школе» и др. Так как в этих журналах публикуется ма­ло статей о развитии логического мышления учащихся, то такая работа преподавателя логики была бы очень актуальна, ценна и полезна как для учителей школ, так и для студентов пединститутов и педучилищ.

Студенты МПГУ им. В.И. Ленина провели огромную оригинальную ра­боту, которая только что была показана выше. Насколько нам известно, в других педвузах подобная работа не ведется. 200 студентов смогли дать уроки по логике более 2500 учащимся.

Несколько лет назад мы сформулировали педагогическую гипотезу — ло­гику надо вводить как обязательный предмет в начальных классах средней школы. Хорошо логику воспринимают уже учащиеся 2 класса. Эта гипотеза получила свое научное и методическое подтверждения. Чтобы ее подтвер­дить, автор данного учебника начал преподавать логику сначала в 5, 8, 10 и 11 классах средней школы № 583 г Москвы по своим программам. Следу­ет отметить, что учащиеся как 8, так и 10 и 11 классов с одинаковой быстро­той овладевают теоретическим материалом и решают логические задачи. Контрольные, проведенные по тем же вариантам и тем же задачам, которые давались для студентов I курса педвуза, свидетельствуют о том, что логику необходимо вводить в курс средней школы, и не в 11 классе, а раньше.

В той же школе в течение трех четвертей учебного года логику препода­вал доктор философских наук, профессор А.Л.Никифоров в двух 10 классах экономического профиля. Его учащиеся успешно овладели основами логи­ки, с интересом решали задачи и приводили свои примеры на материале экономики.

Оригинальными были занятия по логике А.Д. Гетмановой в этой же шко­ле с учащимися 5 класса. Это был годовой курс. Такой огромной заинтере­сованности, быстроты мышления и оригинальности я и не предполагала. Ученикам-пятиклассникам и мне эти уроки приносили настоящую интел­лектуальную радость, подъем, часто они не хотели уходить, хотя эти были 6-й и 7-й уроки. Начало было в 5 классе не совсем удачным: весь класс не «потянул» обязательный курс логики, поэтому мы перешли на факульта­тивные занятия, которые посещали 10-12 человек. Но это были действи­тельно заинтересованные ученики-энтузиасты, они настаивали на прове­дении уроков логики и боялись, что занятия могут прерваться.

Материал по логике пятиклассникам я специально давала по программе, приближенной к 10 классу, и они все понимали, решали, приводили массу оригинальных примеров, рассуждений. Это часто был праздник мысли, интеллекта и для них, и для меня.

Особенно эффективны были последние два урока, когда мы решали за­дачи из книги известного психолога Г. Айзенка «Проверьте свои интеллек­туальные способности» (Рига, 1992). Некоторые задачи воспроизведены здесь в фотокопии. Пятиклассники решали их быстрее, интереснее, чем взрослые. В книге Айзенка написано, что эти задачи предназначены людям от 18 до 50-60 лет, но мои 11-летние ученики смело опровергли знаменито­го автора: они отлично справлялись с задачами, лишь изредка заглядывая в данный в книге ответ, если не могли решить задачу.

Все учащиеся 5 класса получили годовой зачет с оценкой «отлично». Я же получала огромный эмоциональный положительный заряд от каждого общения с этими ребятами (в основном это были мальчики и 3 девочки). Ум у пятиклассников острый, подвижный, незакостеневший.

Ученики 10 класса школы № 248 (школа с профилирующим преподава­нием английского языка), где логика преподавалась мною факультативно, также поразили меня своей общей эрудицией, большим чувством юмора. Уроки по логике часто проходили очень весело, приводилось много остро­умных примеров, анекдотов из литературных источников, веселых историй из школьной жизни. Впечатление от этих уроков осталось самым светлым, иногда они живее схватывали материал и реагировали даже острее, чем от­дельные студенты.

Однако формирование логической культуры желательно начинать не со старших, а с первого класса начальной школы. Мой опыт преподавания ло­гики в трех школах г. Москвы и Московской области в 1, 2,3,4,5 классах убе­дительно доказал, что ученики начальных классов успешно овладевают логи­ческими знаниями. Уроки базируются на большом, ярко иллюстрированном художественном материале из детских народных сказок, детской художест­венной литературы, природоведения, математики и других предметов.

Неоднократные наблюдения в течение последних лет моего преподава­ния логики в начальных классах показали, что ученикам 1 -3 классов достав­ляет интеллектуальное удовольствие решение задач на нахождение отноше­ний между понятиями (например, «игрушка», «заводная игрушка», «завод­ной автомобиль», «кукла», «кукла Барби»), Используя разноцветные круж­ки (круги Эйлера), приготовленные ими на уроках труда, дети решают ана­логичные задачи. Уже на первом и втором уроках первоклассники в стихо­творении находят понятия и суждения, почти безошибочно отличая одну форму мышления от другой. В дальнейшем они придумывают свои приме­ры на различные виды умозаключений. Сложные суждения учащиеся выра­жают формулами типа (A b) (C v D)или более сложными и, наоборот, на основе предложенной формулы дают пример своего сложного суждения.

На уроках решались шарады, отгадывались загадки и кроссворды, при­менялись многочисленные ярко раскрашенные рисунки, изготовленные студентами педагогических университетов г. Москвы, пелись песни, ис­пользовались подвижные игры и другие разнообразные методы обучения.

Курс логики в средней школе изучается в основном в 10 и II классах. Опыт такого преподавания намного шире, чем у младших школьников. Имеется программа для общеобразовательных учреждений «Логика» (58 часов), которая рекомендована Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации (М., Просвещение, 1994). В соответствии с этой программой написано учебное пособие «Логика, 10-11-е классы», в которой наряду с теоретичес­кими разделами даются задачи по курсу логики и занимательные задачи. Авторами являются доктора философских наук, профессора А.Д. Гетманова, А.Л.Никифоров, М.И.Панов, А.И. Уемов, Б.Л.Яшин,

Ученики 10-11 классов школы № 356 и Люблинской гимназии (г. Моск­ва) изготовили много интересных, оригинально иллюстрированных работ и наглядных пособий, а после изучения спецкурса по теории аргументации учащиеся гимназии провели ряд диспутов на молодежные темы.

В.А. Ширнин преподает логику в общеэстетической школе-гимназии № 676 г. Москвы и средней школе № 26 г. Воскресенска главным образом в 10-11 классах и в 5-8 классах. В.А. Ширнин применяет необычные формы ведения уроков и подбирает запоминающиеся примеры для иллюстрации теоретического материала. Два года в школе-гимназии № 676 ребята в качестве экзамена по выбору сдают логику в форме защиты рефератов на те­мы: «Логические основы формирования понятий (на основе понятия «мо­да»)», «Популярное объяснение младшим школьникам, что такое умоза­ключение и дедукция (с иллюстрациями автора)» и др.

В марте 1994 г. Ширнин провел трехдневный семинар для 30 учителей Воскресенского района, желающих преподавать логику в школе. Ведущий семинара Ширнин получил положительные отзывы, и слушатели изъявили желание продолжить эти занятия. Участники семинара высоко оценили указанное выше учебное пособие по логике для 10-11 классов и выразили готовность заниматься по данному пособию с учащимися своих школ.

Преподаватель Л.П. Заросилова в Московском музыкально-театральном лицее в течение 1991/92 уч. г. проводила эксперимент по преподаванию ло­гики учащимся 1-11 классов. Были отмечены успехи учащихся и их опреде­ленный, логически оформленный стиль высказывания по общим и специ­альным предметам: театроведению, сольфеджио, ритмике, эстетике и др.

Итак, материал, изложенный в этой главе, позволяет сделать вывод, что логику как обязательный предмет надо вводить в средней школе и во всех типах педагогических учебных заведений, ибо логика лежит в основе гума­нитаризации системы народного образования. И это — главное направле­ние логического образования.

В соответствии с ним изложен материал в данном учебнике. Другое на­правление заключается в том, чтобы дать лишь основы логических знаний и сделать это в процессе преподавания школьных дисциплин: математики, информатики, русского языка, физики, биологии, истории, литературы и др. Однако накопленного опыта такого обучения на сегодняшний день недостаточно. И хорошо, что работа в этом направлении ведется.

Преподает логику во взаимосвязи с информатикой Путилло Л.В. (лицей, г. Лобня Моск. обл.). В школах г. Москвы преподают логику во взаимосвя­зи с информатикой учителя: Бримечкова В.А. (шк. № 134), Горшкова Г.В. (шк. № 947), Танцорова М.В. (шк. № 639), Трофимова М.В. (шк. № 876). Ничикова Е.В. связывает преподавание логики с психологией, а Курчаткина И.Е. (шк. № 134) логические знания дает на уроках физики. Тихомиро­ва О. В. преподает логику студентам-юристам в тесной связи с юриспруден­цией, правом и другими юридическими знаниями. Учитель школы № 931 г. Москвы Миронова Е.В. преподает логику в 11 педклассе, связы­вая логические знания с материалом русского языка и литературы. Щеколдина Н.С. (шк. № 789) в 5-7 и 11 классах на уроках русского языка использовала правила определения понятий, дихотомическое деление, классифи­кацию понятий, обобщение и ограничение понятий, показывала наруше­ния логического закона тождества. На уроках литературы она подробно анализировала приемы, сходные с определением понятий, обращалась к объяснению аналогии, учила находить и формулировать дилеммы, стоя­щие перед литературными героями.

Таким образом, повышение логической культуры школьников может осуществляться либо посредством систематического преподавания логики в 1-11 классах, либо путем введения ее основ при изучении отдельных пред­метов. Необходимо совершенствовать эту важнейшую научно-методичес­кую работу по обоим направлениям.

Глава X







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.247.139 (0.277 с.)