ТОП 10:

Специфика методики преподавания логики



в средних педагогических учебных заведениях:

педучилищах, педколледжах, педклассах (из опыта

Работы)

Логика как отдельный предмет философской науки после длительного перерыва вновь начинает вводиться в средних педагогических учебных за­ведениях. Обязательный учебный предмет в 50-60-х годах (для педучилищ был издан специальный учебник — Д.П.Горский. Логика. М., Учпедгиз, 1954), логика неизвестно по чьей недоброй воле примерно с 1960 года ис­чезла из учебных планов педвузов и педучилищ. (Случайно это или нет — пусть каждый решает эту дилемму сам). Поэтому на данный момент мы не имеем возможности отразить методику преподавания логики в педучили­ще, но надеемся в дальнейшем, собрав по крупицам накапливающийся опыт, сделать его достоянием преподавателей. Сейчас же мы отсылаем чи­тателя к § 3 настоящей главы, в которой изложен материал о преподавании отдельных тем логики (понятие, суждение и умозаключение). Оно осуще­ствлялось студентами в ходе их педагогической практики в ряде педучилищ и школ г. Москвы.

Итак, сегодня для средних педагогических учебных заведений не сущест­вует ни отдельного учебника по логике, ни задачника по этой дисциплине, и данный мой учебник ориентирован на некоторое восполнение этого про­бела. Мой пятилетний опыт преподавания логики в школе № 356 (с лицей­скими подклассами) и педагогическом колледже № 2 г. Москвы, четырех­летний опыт преподавания логики в педучилище в 50-х годах в г. Землянске (Воронежской области) позволяют мне сделать определенные выводы.

Изучение курса логики в московской школе № 356 мы начали с препо­давания его учителям. Полугодовой курс этой дисциплины был прочитан по отдельности учителям начальных и старших классов. Учителя не только прослушали лекционный курс, но и приняли активное участие в работе се­минаров: решали предложенные задачи, придумывали свои, нашли много хороших примеров по теме «Дилемма» из учебников начальной школы. Это помогло мне при написании соответствующего раздела для данного учеб­ника. Некоторая незавершенность этого этапа работы заключается, на мой взгляд, в отсутствии системы рефератов учителей, прослушавших курс ло­гики, по следующему спектру тем: «Развитие логического мышления па уроках в начальной школе; в преподавании математики, русского языка и других предметов базисного плана». Причина этой незавершенности — наша ограниченность во времени. Однако работа в этом направлении нача­та: по некоторым темам уже представлены рефераты.

Следующим шагом в преподавании логики в этой школе была работа с учащимися. Начали мы с контрольной проверки усвояемости элементов этой науки в начальной школе. Первый открытый урок логики по теме «Понятие» я провела у учащихся 3 класса в присутствии 16 учителей, слу­шавших мой курс. Он прошел успешно. Второй контрольный урок у этих же учащихся (его посетили два учителя, которые прослушали мой курс. Они же проверяли письменные работы учеников) продемонстрировал ус­воение ими материала преимущественно на «отлично».

Для старшеклассников была предусмотрена более обширная учебная программа. В одном из десятых лицейских педклассов школы (10 «Л») для 22 учащихся мною прочитан полутора годовой систематический курс логи­ки и проведены семинары (всего 70 часов). За 1992/93 учебный год 16 уче­ников получили зачет с оценкой «отлично», 2 — «хорошо» и лишь 4 зачета не получили в 10 классе, но получили его в 11 классе.

Впервые в моей педагогической деятельности учащиеся 10 класса сами проводили уроки по логике. Их письменные и устные отчеты состоялись 27 мая 1993 года. Практиканты остались очень довольны: их ученики (со 2 по 9 класс) восторженно отзывались о проведенных занятиях, просили продолжить с ними изучение логики.

В 1993/94 учебном году курс логики (по 2 часа в неделю) вновь слушали учащиеся уже другого лицейского 10 педкласса. 24 десятиклассника к мар­ту 1994 года написали письменную контрольную работу по темам «Поня­тие» и «Суждение», выполнили домашнюю работу по теме «Приемы, заме­няющие определение понятий» — работу творческую, интересную. Боль­шинство учащихся 10 и 11 классов (в 1993/94 учебном году) представили свои кроссворды по логике, в которые ими был включен материал из раз­личных тем курса. Один из кроссвордов приводится в конце параграфа.

В научно-методическом плане построения преподавания логики в сред­них педагогических учебных заведениях представляет интерес комплекс­ный и системный подход, который мы попытались осуществить в этой мос­ковской школе (с лицейскими подклассами). В 1993/94 учебном году эта работа планировалась мною совместно с администрацией школы следую­щим образом.

1.Продолжить в 1-Ш четвертях курс логики в 11 «Л» классе, который
было бы желательно завершить не зачетом, а итоговым экзаменом и про­
вести его в нетрадиционной форме: в форме решения кроссвордов, в фор­ме логической игры «Морской бой» или, возможно, как конференцию на
английском языке (наиболее распространенном языке межгосударствен­ного общения), в которой могли бы принять участие учителя и английско­го, и французского языков. (Опыт проведения такой формы зачета и экза­мена имеется. В МПГУ им.В. И.Ленина мною было проведено шесть ори­гинальных конференций по логике на английском языке — со студентами
первого курса педагогического факультета).

2.В IV четверти преподавателю логики периодически посещать уроки
учителей начальной школы и предметников средней школы с последую­щим осуществлением логического анализа этих уроков. (В 1992/93 учебном
году с этой целью я посетила уроки учителей в 1 и 5 классах по русскому
языку. Ученики I класса меня просто очаровали— смышленые, дисциплинированные, любознательные, очень активные).

3.Провести отдельные уроки логики в начальных и 5-7 классах,

4.Уточнить (отработать) отдельные программы по логике для учащихся
10-11 классов с педагогической ориентацией и для учащихся 5-6 классов.

Расскажем о выполнении тех аспектов этого плана, которые представля­ют наибольший интерес.

В марте 1994 года учащиеся 11 педагогического класса школы № 356 г. Москвы сдавали экзамен по логике в оригинальной, новой для них фор­ме — они проводили научно-практическую конференцию на английском языке на тему; «Роль логики в научном познании и обучении», подобную тем, которые описаны на с. 252-253 этого учебника. Школьники не уступи­ли студентам первокурсникам в выборе инсценировок, а в некоторых мо­ментах даже превзошли их. Так, учащиеся разыграли сценку «Охота на сло­на» (см.: с. 200-201 данного учебника, раздел «Ошибки в умозаключениях по аналогии»). Дело в том, что накануне охоты пигмеи разыгрывают насто­ящий спектакль, в котором охотники, сделав чучело слона и поставив его на поляне, показывают своим сородичам, как они будут охотиться. Роль предводителя пигмеев блестяще сыграл Дмитрий А. Благодаря тому, что он в течение нескольких лет обучался в школе дзюдо, он приобрел быструю реакцию, так пригодившуюся ему при исполнении этой роли. (В соответ­ствии с описанием ритуала он три раза подкрадывался к слону и три раза убегал прочь). Он же придумал оригинальную одежду и украшения своему герою. Эффект от всего спектакля был необычайно сильным. Победный танец вокруг «пораженного копьем слона» был исполнен учащимися в рит­ме современной музыки и сопровождался песней (на английском языке) и ритуальными хлопками.

Другой интересной находкой учащихся 11 класса было изображение придуманного ученицей этого класса парадокса «Пчелиный рой» (по ана­логии с парадоксом «Куча»). Она же нарисовала большой пчелиный улей; девушки, одетые в пестрые кофточки, расцветкой напоминающие раскра­ску пчел, по одной «вылетали» из улья. Но так как разница между пчели­ным роем и не-роем не в одной пчеле, то всегда оставался пчелиный рой, даже когда остались 3, затем 2 и, наконец, 1 пчела. Таков парадокс!

Учащиеся на экзамене по логике сыграли сценку, изображавшую дилем­му, которая встала перед героем Д.Лондона Пэном — выбор между его прежней любимой девушкой и его настоящей женой-индианкой, спасшей ему жизнь. (Дилемма дана на с. 151 данного учебника).

Экзамен у учащихся впервые в моей педагогической практике, связанной с преподаванием логики в школе, проводился в форме конференции на ан­глийском языке. Он тщательно готовился мною совместно с куратором лицейского педкласса Т.В.Горшиной и проходил как открытый урок на тему «Фрагменты экзамена по логике» в рамках научно-практического семинара для кураторов педагогических классов г. Москвы «Урок как средство форми­рования и развития личности» (семинар проходил в 356-й школе). На уроке присутствовали Ю преподавателей-участников семинара. Все учащиеся по­лучили за экзамен оценку «отлично». Форма проведения экзамена понрави­лась не только самим ученикам (они говорили о том, что на экзамене у них было особенно приподнятое настроение). При анализе этого урока-экзаме­на присутствующие педагоги назвали его «интеллектуальным пиршеством».

В конце 1993/94 учебного года каждый из сдавших экзамен выпускников написал сочинение на тему: «Отзыв об учебнике по логике для учащихся (М., 1992) и мое отношение к изучению логики». Учащиеся подчеркнули достоинства учебника: написали, что он прост, доступен и интересен для изучения; сформулировали спои пожелания и высказали конструктивные предложения к следующему изданию.

Итак, итоговому экзамену по логике предшествовали разнообразные формы проверки знаний учащихся:

1)письменные работы школьников по темам: «Приемы, заменяю­щие определения понятий» и «Умозаключение»;

2)выполнение двух контрольных работ;

3)решение кроссвордов на уроке;

4)составление своего логического кроссворда (домашняя работа);

5)написание сочинения на указанную в предыдущем абзаце тему;

6)проведение урока по логике с младшими учащимися школы
№356;

7)подготовка к участию в научно-практической конференции по ло­гике на английском языке.

Эти ученики изучали курс логики около двух лет, и их знания по логике были оценены следующим образом: 18 учащихся получили оценку «5» и 4 учащихся — «4». Отзывы учеников о новом для них предмете «логика» радуют нестандартностью мышления.

«Логика — это такой предмет, который помогает заглянуть в невидимую сторону жизни. Раньше мне и в голову никогда не пришло бы проводить анализ собственных поступков и выражений. Из каких аргументов и фак­тов они состоят. Сейчас же я почти каждое свое действие анализирую. Это помогает мне освобождаться от дурных привычек или чего-либо другого, отрицательно действующего как на меня, так и на окружающих меня лю­дей» (Долоберидзе И.).

«Как я раньше не знала, что на свете существует такая наука? И очень жаль, что так было. Но логика пришла в мою жизнь, и она стала значитель­но интересней» (Исаева Т.).

«Учебник по логике не может сравниться ни с одним школьным учебни­ком. Ведь он включает в себя огромное количество исторических примеров, основанных на истинных жизненных фактах, а многие примеры взяты из всеми нами любимых художественных произведений... Построен учебник необычайно удачно... Простота изложения материала — пот главное досто­инство этого учебника, а в сочетании с удачно подобранными примерами материал становится не просто легок, но и очень интересен в изучении. Вот то, чего порой не хватает в обычных школьных учебниках» (Мальцева Л.).

«Каждый раз во вторник, когда у нас урок логики, у нашего класса с ут­ра отличное настроение. Уроки у нас проходят очень интересно, мы часто поем душевные песни на английском языке, составляем кроссворды, а не­давно проводили конференцию, которая навсегда запала в сердца наших ребят. Очень хочется отметить работу замечательного педагога Гетмановой Александры Денисовны, которая каждую неделю ведет у нас, в нашем 11«Л», этот интересный и нужный предмет» (Алипова И.),

В основу проводимой мною творческой научно-методической работы по отработке новой для всех преподавателей логики методики изучения логики в средних педагогических учебных заведениях положено стремление повысить у учащихся мотивацию к учению в целом, осознанному усвоению знаний. Что же касается специфики преподавания собственно этой науки, всем нам пред­стоит, творчески преломив курс логики, так преподнести его учителям и уча­щимся педучилищ, педколледжей и других форм учебных заведений, дающих педагогическое образование,чтобы они смогли в дальнейшей своей педагоги­ческой деятельности значительно поднять логическую культуру своих коллег-учителей, учащихся и родителей учащихся, своих собственных детей.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.47.43 (0.006 с.)