Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. В чем заключаются логические ошибки, допущенные в следующих софизмах?
1. Все, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рогов.___ Ты имеешь рога, 2. В древности был известен софизм «Эватл». Древнегреческий софист На это Эватл ответил, что он не уплатит ни и том, ни в другом случае, ибо если судьи присудят уплатить, то, значит, он проиграл свой первый процесс и не обязан платить по их договору, а если судьи не присудят платить, то он не заплатит по решению суда. В чем состоит нарушение законов логики, допущенное в этом софизме? IV В период перед поступлением в вузы преподаватель математики повесил такое объявление: «Даю уроки математики для поступающих в вузы. Платят за обучение только те, кто прошел в институт по конкурсу». Какие могут встретиться варианты, связанные с оплатой согласно этому объявлению? V. В цитируемом ниже отрывке о гневе и доброте К.Д.Ушинский приводит тезисы и соответствующие аргументы, подтверждающие эти тезисы. Найдите тезисы и аргументы к ним. «Чувство доброты точно так же, как и чувство гнева или чувство любви, само по себе ни хорошо, ни дурно в нравственном отношении, но, осложнившись с представлениями и другими чувствами, оно может быть источником как нравственных, так и безнравственных психических явлений: оно может вести к щедрости, но также ведет к бестолковой расточительности; оно может способствовать развитию человечественных отношений между людьми, но оно же ведет к той поблажке всему дурному, от которой общество столько же страдает, если еще не более, как и от развития желчного направления в людях. Вот почему если воспитатель должен заботиться о том, чтобы не сделать душу гневною, не воспитать так называемого желчного человека, ищущего везде и во всем пищу своему гневу, то точно так же должен он заботиться о том, чтобы не воспитать души бестолково доброй, изливающей свою доброту на что попало и чаще на зло, чем на добро, потому что зло хитрее добра: умеет подстерегать в добрые минуты человека и пользоваться ими. Словом, если воспитатель не должен развивать желчного настроения в воспитаннике, то он должен также позаботиться, чтобы не воспитать в нем пряничной души, в которой также нет никакого нравственного достоинства»'.
VI. Прямое или косвенное доказательство использовано в этом историческом анекдоте? «Один из проворных (Петра I. — А.Г.) страшно страдал зубами; придворный этот был большой говорун. Вот он обратился к Балакиреву (шуту Петра I. — AS.), не знает ли он средства, как унять боль, - Знаю и причину, знаю и средство, — сказал в ответ Балакирев, - Скажи, ради Бога. - У тебя болят зубы оттого, что ты их очень часто колотишь языком — это - Оставь глупости, пожалуйста, говори, какое на это средство? - А средство — чаще спи, и как можно более. - Почему так? - Потому что язык твой во время сна находится в покое и не тревожит VII. Какие три тезиса и какие аргументы, подтверждающие соответствующий тезис, приведены в этой яркой характеристике рыбачек с острова Чеджудо? Автор рукописи «Квельпарт» («Чеджудо»), сотрудник генерального консульства СССР в Сеуле, посетивший Чеджудо в 1926 г., в приводимом им интереснейшем материале, особенно о нравах и обычаях, царивших на острове, который долгие годы был оторван от материка и жил относительно замкнутой жизнью, пишет; «Самое примечательное на Чеджудо — рыбачки. Рассказывают, что в прибрежных районах уже с 8-9 лет девочки ныряют в море и собирают морские водоросли и моллюски. К 17 годам они получают достаточный опыт и становятся профессиональными рыбачками. Лодками и каким-либо особым снаряжением женщины не пользуются. Об их умении плавать и нырять складывались легенды. Мужчины-рыбаки (это были преимущественно японцы) таким искусством не владели и занимались ловлей морских продуктов с лодок. Рыбачки выходили на промысел в течение всего года, хотя. зимой море даже в южной части острова прохладное. Время от времени они грелись на берегу у костров, а затем снопа выплывали в море. Под воду ныряли глубоко, держались там минуту, а иногда и больше, срезали морскую капусту или отрывали от скал моллюсков. Добывание некоторых продуктов моря связано с большой опасностью. В частности, это касается моллюска, известного под названием «аваби» («морское ушко»). Он плотно присасывается к подводным скалам и камням; чтобы его оторвать, применяется короткий нож. При неудачном ударе моллюск снова присасывается, и еще плотнее, чем раньше. Если рука попадает под раковину, рыбачка погибает. Раковина «аваби» идет на выделку перламутровых пуговиц, а также для корейских лакированных изделий с перламутровой инкрустацией. В раковинах «аваби» иногда находят жемчужины. Кроме ножа, рыбачки берут с собой сетку, которая поддерживается на воде вместе с добычей при помощи полой тыквы. Женщины выходят в море партиями и ныряют до тех пор, пока не наполнят сетку. Мужья ждут их на берегу, принимают добычу и грузят ее на волов или малорослых лошадок. Если скота в семье нет, то добычу несет рыбачка, а муж следует за ней».
VIII, Какая логическая ошибка содержится в приведенных ниже примерах? Из-за того, что «Некоторые врачи ошибаются», говорят: «Все врачи ошибаются». Часто можно услышать и такие фразы: «Б магазине ничего нет» или (во время эпидемии гриппа) «Сейчас все болеют гриппом» и т.п. А.С.Грибоедов в комедии «Горе от ума» показал, что Фамусов очень часто совершает эту логическую ошибку, Например, он говорит служанке Лизе: «Все ты лжешь». Он также считает: «По должности, по службе хлопотня, тот пристает, другой, всем дело до меня!», или «Все умудрились не по летам», «Вот то-то, все вы гордецы!», или «Не я один, все также осуждают», — заявляет Фамусов Чацкому. IX. О принципах и приемах доказательства писал В.Г.Белинский, высоко отзываясь об И.С.Тургеневе, Найдите в его рассуждении тезис и аргументы: «Я несколько сблизился с Тургеневым. Это человек необыкновенно умный, да и вообще хороший человек. Беседы и споры с ним отводили мне душу. Тяжело быть среди людей, которые или во всем соглашаются с тобою, или, если противоречат, то не доказательствами, а чувствами и инстинктами, — и отрадно встретить человека, самобытное и характерное мнение которого, сшибаясь с твоим, извлекает искры. У Тургенева много юмору...» Х.Н.С. де Шамфор (1740-1794) — выдающийся мыслитель своего века — в своих афоризмах и размышлениях'1 утверждает следующее. Найдите тезисы и аргументы. 1.«Не следует удивляться любви Ж.Ж.Руссо к уединению: такие натуры, 2.«Клевета похожа на докучную осу: если у вас нет уверенности, что вы 3.«Со счастьем дело обстоит, как с часами: чем проще механизм, тем ре 4.«Воспитание должно опираться на две основы — нравственность
XI. На какие логические законы опирается доказательство (т.е. решение) в приведенной ниже задаче?1 По обвинению в ограблении перед судом предстали А, В и С. Установлено следующее: (1)Если А не виновен или В виновен, то С виновен. (2)Если А не виновен, то С не виновен. Можно ли на основании этих Решение. Можно, причем очень просто. В силу высказывания (1) если А не виновен, то С виновен (поскольку если А не виновен, то дизъюнкция: «Либо А не виновен, либо В виновен» — истина). В силу высказывания (2) если А не виновен, то С не виновен. Следовательно, если А не виновен, то С одновременно виновен и не виновен, что невозможно. Значит, А должен быть виновен. Глава IX
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 811; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.226.30 (0.039 с.) |