Принципы организации финансов коммерческих предприятий и организаций.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы организации финансов коммерческих предприятий и организаций.



 

Организация финансов коммерческих предприятий основана на положениях, связанных с их хозяйственной деятельностью. Первоначальное формирование собственных финансовых ресурсов происходит в коммерческих предприятий в момент учреждения предприятия, когда образуется уставный фонд (уставный капитал). Источниками образования уставного капитала в зависимости орт организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов могут быть: акционерный капитал, долгосрочный кредит, бюджетные средства и иные источники. Основным источником финансовых ресурсов на действующих предприятиях выступает выручка от реализации продукции (работ, услуг), за счет которой образуется доход и прибыль, а также амортизационный, резервный и иные денежные фонды.

Принципы организации коммерческих предприятий находятся в постоянном развитии и совершенствовании. К основным принципам в рыночной экономике на современном этапе относятся самоокупаемость, самофинансирование, финансовая самостоятельность предприятий, заинтересованность и экономическая ответственность за выполнение обязательств перед государством, поставщиками, банками, коллективом работников, сочетание финансового планирования и коммерческого расчета.

Самоокупаемость- принцип финансово-хозяйственной деятельности, при котором расходы предприятия полностью покрываются собственными доходами. Самоокупаемость- главный принцип, основное условие хозяйственного (коммерческого расчета, при котором предполагается полное возмещение текущих затрат, связанных с производством и реализацией продукции (товаров, работ, услуг) и получения прибыли. Принцип самоокупаемости состоит в предоставлении предприятию необходимых материальных, трудовых и денежных ресурсов и его способности обеспечить рентабельную работу.

Самофинансирование относится к методам рыночного ведения хозяйства, когда собственных финансовых источников достаточно для ведения хозяйственной деятельности.

Самофинансирование-принцип осуществления финансово-хозяйственной деятельности предприятия, при котором не только текущие расходы, но и капитальные вложения, а также финансирование социально-экономического развития предприятия и расходы будущих периодов обеспечиваются из собственных источников финансирования.

Самофинансирование тесно связано с полной финансовой самостоятельностью предприятия, когда ему предоставлено право самостоятельно распоряжаться своими финансовыми, материальными, трудовыми ресурсами, изыскивать и внедрять в оборот заемные средства, исходя из экономической выгоды.

Принцип материальной заинтересованности в результатах коммерческой деятельности на предприятии проявляется в получении прибыли как источника материального поощрения за достигнутые положительные результаты деятельности предприятия и его коллектива.

Экономическая ответственность предприятия определяется установленной в законодательном порядке системой финансовых санкций за невыполнение обязательств пред бюджетом, целевыми фондами и другими предприятиями, банками. Предприятия несут ответственность по своим обязательствам собственным имуществом.

Важным принципом организации финансов коммерческих предприятий является сочетание финансового планирования и коммерческого расчета.

Денежные доходы организаций складываются из выручки от реализации (работ, услуг), прочей реализации имущества (основных фондов, инвентаря, нематериальных активов и т.д.), внерализационных доходов, арендной платы.

Главным источником денежных доходов является выручка от реализации продукции (работ, услуг), размер которой зависит от объема реализованной продукции и ее цены. В свою очередь, объем реализованной продукции (работ, услуг) зависит от потребностей рынка, спроса и предложения на рынке. С 01.01.00г. введено в действие Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организаций», утвержденное Министерством финансов РФ от 06.05.1999г. № 32-Н, которое устанавливает правила формирования информации о доходах коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ. Согласно пункта 2 этого Положения «доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества)».

Доходы в зависимости от характера, условий получения и направлений деятельности организаций подразделяются на:

-доходы от обычных видов деятельности;

-прочие поступления.

Основные понятия расходов приведены в Положении по бухгалтерском учете «Расходы организаций», утвержденном Министерством финансов РФ от 06.05.1999г. Расходами коммерческой организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновение обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

В зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности расходы коммерческих организаций подразделяются на:

-расходы по обычным видам деятельности;

-прочие расходы (операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы).

Для целей управления затратами на предприятиях и в организациях учитывают расходы по статьям затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 №552.

 

Финансовый механизм.

Предприятие представляет собой форму организации предпринимательской деятельности, выступающую основным звеном национальной экономики и осуществляющую процесс производства продукции, выполнения работ, оказания услуг. Без функционирования предприятий реального сектора экономики обеспечить жизнеспособность финансовой системы было бы невозможно: распределение и перераспределение национального дохода по фондам целевого назначения стало бы бессмысленным, т.к. не подкреплялось бы существованием товарной массы; деньги потеряли бы большую часть своей покупательной способности.

Предприятиям присуще:

1) кооперирование на основе внутреннего распределения труда;

2) индивидуальное воспроизводство за счет собственных ресурсов;

3) осуществление деятельности с целью реализации собственного экономического интереса.

Финансовый механизм предприятия представляет собой совокупность используемых предприятием методов и инструментов управления финансовыми ресурсами, а также необходимое правовое и информационно-методическое обеспечение. Финансовый механизм создается для реализации финансового управления предприятием, что необходимо в целях достижения поставленных изначально задач: максимизации прибыли или оптимизации результата какой – либо общественно-полезной деятельности.

Структуру финансового механизма можно представить следующим образом (рис.4):

Финансовый механизм предприятия

 
 

 


Финансовые методы: Финансовые инструменты Правовое обеспечение Информационно-методическое обеспечение
фин. планирование, фин. учет, фин. анализ, фин.регулирование, фин. контроль.      

Рис.4. Структура финансового механизма предприятия.

Финансовые методы есть набор всех используемых предприятием видов управленческой деятельности по достижению поставленной цели.

Финансовое планирование как один из методов позволяет устанавливать значения показателей экономической деятельности предприятия, на которые следует ориентироваться в процессе повседневной работы.

Выполнение текущих планов фирмы предполагает достижение запланированных показателей хозяйственной деятельности и по перспективным (т.е. на длительный срок) планам, что позволяет делать прогнозы дальнейшего развития предприятия с высокой степенью вероятности.

Финансовый учет обеспечивает полное и своевременное отражение финансовой информации на специально созданных бланках отчетности. В отличие от бухгалтерского управленческого учета информация финансового учета предназначена в первую очередь не для внутренних пользователей – бухгалтеров, экономистов, менеджеров, - она прежде всего нацелена на внешних пользователей: налоговые органы, акционеров, кредиторов и др. Сведения, собранные в процессе финансового учета, должны быть опубликованы в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством.

Финансовый анализ позволяет системно исследовать все процессы и явления на предприятии, связанные с осуществлением его финансово-хозяйственной деятельности. Анализ предполагает установление взаимосвязей и взаимозависимостей между принятыми управленческими решениями, особенностями их выполнения и сложившимся результатом деятельности предприятия в отчетном периоде. Анализ проводится на основе расчета абсолютных и относительных показателей, характеризующих различные аспекты деятельности предприятия: его рентабельность, ликвидность, финансовую устойчивость, особенности оборачиваемости активов и др.

Финансовое регулирование с помощью ряда рычагов корректирует финансово-хозяйственную деятельность фирмы. Воздействующими рычагами при этом являются кредитная политика предприятия, устанавливающая ориентиры в предоставлении товарных коммерческих кредитов покупателям, ценовая политика и др.

Финансовый контроль в рамках самого предприятия осуществляется на основе проводимых по необходимости внутренних аудиторских проверок, результаты которых выявляют правильность постановки и ведения на предприятии бухгалтерского и финансового учета и дают возможность улучшить признанные неоптимальными показатели за счет реализации сделанных аудиторами рекомендаций.

Финансовыми инструментами являются любые контракты, из которых возникают финансовый актив для одного предприятия и финансовое обязательство, в том числе связанное с участием в капитале, для другого предприятия.

Инструменты принято делить на основные и производные. К основным относятся дебиторская и кредиторская задолженности и основные ценные бумаги - те ценные бумаги, в основе которых лежат имущественные права на какой-либо актив: товар, деньги, капитал и др. Это, например, акции, облигации, векселя и др.

К производным финансовым инструментам относятся финансовые фьючерсы, варранты, опционы, форварды, депозитарные расписки, процентные и валютные свопы.

Финансовые активы существуют в виде:

- денежных средств;

- контрактного права на получение денежных средств или другого финансового актива от другого предприятия;

- контрактного права обмена на финансовый инструмент с другим предприятием.

Финансовые обязательства – это, соответственно, обязательства:

- передать денежные средства или иной финансовый актив другому предприятию;

- обменять финансовый инструмент на инструмент другого предприятия на потенциально неблагоприятных условиях.

Правовое обеспечение управления финансами включает совокупность нормативно-правовых актов законодательной власти, регулирующих деятельность предприятия извне.

Информационно – методическое обеспечение позволяет снизить степень неопределенности событий, характерных для предприятия в будущем. Накапливая сведения средств массовой информации, периодически издаваемых биржами и специализированными информационными агентствами бюллетеней предприятие становится осведомленным о сложившейся экономической и политической обстановке хозяйствующим субъектом и получает возможность эффективного ведения избранной деятельности.

 

Источники формирования и направления использования денежных фондов предприятия.

Денежные фонды – это совокупность имеющихся у предприятия финансовых ресурсов, для которых уточнено целевое использование: фонд накопления, фонд потребления, амортизационный фонд и т.д.

Финансовые ресурсы – денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении хозяйственного субъекта и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работников.

Высшей формой организации финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта, позволяющей таким ресурсам функционировать в процессе хозяйственной деятельности и приносить доход, является капитал (деньги, «приносящие» деньги, т.е. самовозрастающая стоимость). Отсюда имеем следующее определение капитала как экономической категории:

Капитал – это совокупность финансовых ресурсов, фактически объединенных в рамках делового оборота данного предприятия, имеющихся на определенную дату, материализованных в форме основных, оборотных и финансовых средств, приносящих доход.

Из всех названных самое широкое понятие – финансовые ресурсы. Они опосредуют приобретение предприятием необходимых ему средств и предметов труда. Будучи направленными на такие цели, финансовые ресурсы (деньги) аккумулируются в фонде накопления – денежном фонде. Факт приобретения названных средств и предметов труда с целью получения дохода свидетельствует о превращении финансовых ресурсов в капитал (основной и/или оборотный в разрезе их конкретных видов).

Совокупность инструментов, с помощью которых происходит трансформация финансовых ресурсов в капитал предприятия, характеризует структуру его источников финансирования. Источники классифицируются по степени задействования предприятием на использованные, доступные и потенциальные:

       
 
   
 

 


1. потенциальные;

2. доступные;

3. использованные.

Рис.5. Структура источников финансирования деятельности предприятий.

1 – все теоретически существующие для предприятия способы (инструменты) мобилизации финансовых ресурсов на данном этапе развития экономических отношений с учетом положений законодательных актов данной страны.

2 – набор источников в пределах потенциальных, реальный для использования данным предприятием исходя из особенностей его функционирования (отраслевая принадлежность, размер собственных средств и др.).

3 – фактический набор источников финансирования, задействованный предприятием для формирования своего капитала исходя из целей развития, потребностей и возможностей.

Рассмотрим структуру финансовых ресурсов предприятия:

 


Рис.6. Структура финансовых ресурсов предприятия.

Собственные финансовые ресурсы (собственный капитал)– итог III раздела бухгалтерского баланса (формы №1), т.е. разница между совокупными активами (валютой баланса) и его кратко- и долгосрочными обязательствами.

Уставный капитал – первоначальный источник собственных средств предприятия, из которого финансируется приобретение основного и оборотного капитала с целью реализации поставленных задач. Уставный капитал является минимальной суммой исполнения обязательств, гарантированной кредиторам и заимодавцам предприятия. Он образуется за счет вкладов учредителей в соответствии с учредительными документами и отражается по стр.410 бухгалтерского баланса; эта сумма равна кредитовому сальдо счета 80 «Уставный капитал». В разных формах предприятий для характеристики уставного капитала применяют различные термины:

1. в хозяйственных обществах – уставный капитал;

2. в товариществах – складочный капитал;

3. в производственных кооперативах – паевой фонд;

4. в государственных и муниципальных унитарных предприятиях – уставный фонд.

К началу деятельности предприятий их уставный капитал, как правило, должен быть оплачен не менее чем наполовину. В процессе хозяйственной деятельности предприятия могут изменять зарегистрированную величину уставного капитала в сторону как увеличения, так и уменьшения. Размер уставного капитала предприятия не должен быть меньше суммы его чистых активов, определяемых как разница между суммой активов, принимаемых к расчету, и суммой пассивов, принимаемых к расчету.

Добавочный капитал предприятия характеризует величину его собственных средств, сформированную сверх суммы минимальных гарантий кредиторам и заимодавцам. Величина добавочного капитала записывается по стр.420 бухгалтерского баланса (равна кредитовому сальдо счета 83 «Добавочный капитал») и включает следующие составляющие:

1) суммы проведенной в установленном порядке дооценки основных средств;

2) разницу, образовавшуюся от превышения суммы начисленной амортизации на дату переоценки основных средств над суммой амортизации основных средств, полученной путем индексации или прямого пересчета;

3) суммы эмиссионного дохода от превышения рыночной стоимости размещенных акций над их номинальной стоимостью за вычетом издержек по продаже;

4) суммы полученных положительных курсовых разниц, образовавшихся в результате погашения задолженности по взносам в УК в инвалюте;

5) величину средств целевого финансирования, направленных некоммерческой организацией на покрытие капитальных расходов.

Добавочный капитал предприятия может быть направлен на следующие цели:

1. покрытие разницы от превышения суммы балансовой стоимости объектов основных фондов над суммой их переоценки;

2. покрытие разницы от превышения суммы индексированных или прямым счетом пересчитанных амортизационных отчислений над их величиной на дату переоценки основных средств;

3. покрытие суммы полученных отрицательных курсовых разниц, образовавшихся в результате погашения задолженности по взносам в уставный капитал в инвалюте.

Резервный капитал – денежный фонд предприятия, создаваемый с целью снижения уровня риска наступления неблагоприятных событий, характерных для предприятия в будущем.

Резервный капитал отвлекается предприятием из оборота и может быть использован: на покрытие убытков отчетного года; выплату дивидендов при отсутствии или недостаточности для этой цели прибыли отчетного года; формирование средств под обесценение ценных бумаг, приобретенных предприятием на стороне; погашение собственных облигаций и выкупа собственных акций предприятия. Законодательно обязаны создавать резервный фонд только акционерные общества. Их уставный капитал формируется за счет ежегодных 5%-ных отчислений из чистой прибыли до величины 5% УК£РК£25%УК. В резервный фонд не может быть отчислено более 50% налогооблагаемой прибыли предприятия за год. Если предприятие отличной от АО организационно-правовой формы решило создать резервный капитал, его размер и порядок формирования указываются в учредительных документах.

Нераспределенная прибыль – часть прибыли после налогообложения, не распределенная по целевому назначению на момент составления финансового отчета.

Часть чистой прибыли предприятия капитализируется, т.е. продолжает кругооборот в качестве капитала, будучи направляемой на финансирование производственного развития: на НИОКР; совершенствование организации производства; улучшение качества производимой продукции; на пополнение собственных оборотных средств(СОС); на приобретение основных фондов; на уплату процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка в СОС; также процентов по просроченным и отсроченным кредитам; на уплату некоторых видов налогов и сборов (например налога на операции с ценными бумагами в размере 0,8% от номинала выпущенных ценных бумаг).

Другая часть прибыли направляется на удовлетворение социальных нужд и финансирование объектов непроизводственной сферы, т.е. «проедается», исключается из кругооборота, будучи направляемой в так называемый фонд потребления.

Из этого фонда финансируются:

- выплата единовременных поощрений уходящим на пенсию;

- надбавки к пенсиям;

- дивиденды по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятия;

- расходы по оплате отпусков сверх установленной законом продолжительности;

- оплата жилья работникам предприятия;

- расходы по бесплатному или льготному питанию работников и т.п.

Валютный фонд в обязательном порядке присутствует у предприятий – экспортеров. Его средства аккумулируются на валютном счете (счетах: текущем, транзитном, специальным транзитном) предприятия в обслуживающих его деятельность банках. 50% выручки в форме инвалюты по российскому законодательству резиденты страны обязаны продавать обслуживающему валютный счет коммерческому банку по установленному им курсу на день продажи валюты (не позднее чем через неделю после зачисления выручки на валютный счет).

Предприятиям, не занимающимся экспортной деятельностью, также разрешено открывать валютный счет (создавать валютный фонд).

Амортизационный фонд формируется из амортизационных отчислений по таким объектам основного капитала, как основные фонды и нематериальные активы. Последние включают исключительные права владельцев на интеллектуальную собственность (патенты, лицензии и т.п.), организационные расходы, деловую репутацию предприятия и ноу-хау.

Покупая предприятие как единый имущественный комплекс, организация приобретает и его деловую репутацию. Последняя есть положительная разница между покупной ценой предприятия и стоимостью его активов и обязательств.

К организационным расходам относят затраты, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада учредителей в уставный капитал организации.

Основные фонды – активы предприятия, которые (ПБУ 6/01):

- используются для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд.

- служат более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

- предприятие не собирается перепродавать;

- в дальнейшем будут приносить предприятию доход.

Необходимость начисления амортизации объясняется присутствием физического и морального старения (износа) названных объектов. Из накопленной в амортизационном фонде денежных средств по истечении срока полезного использования основных фондов и нематериальных активов финансируется приобретение их аналогов.

Использование переменной части собственного капитала на выполнение платежных обязательств перед банками, поставщиками и т.д. осуществляется в нефондовой форме.

Долгосрочные обязательства (пассивы) отражаются в 4-м разделе бухгалтерского баланса и включают: заемные средства, полученные от банков в срок 12 месяцев, с учетом начисленных процентов (долгосрочные кредиты); заемные средства, полученные не от банков на срок более 12 месяцев, с учетом начисленных по ним процентов (долгосрочные займы).

Краткосрочные обязательства (пассивы) отражаются в 5-м разделе бухгалтерского баланса. В отличие от долгосрочных, краткосрочные обязательства должны быть погашены в течение 12 месяцев и включают в свой состав кредиторскую задолженность, - ту, которая возникает у предприятия: перед поставщиками и подрядчиками ввиду разрыва между временем получения товаров и временем их фактической оплаты; перед дочерними и зависимыми обществами; перед персоналом по оплате труда; перед государственными внебюджетными фондами по перечислению сумм единого социального налога, сумм страховых взносов на возмещение ущерба от несчастных случаев и профессиональных заболеваний; перед бюджетом по перечислению сумм законодательно установленных налогов и сборов; перед покупателями в размере сумм полученных на поставку продукции авансов; страховщиками по заключенным предприятием как страхователем договорам обязательного и добровольного личного и имущественного страхования; перед арендодателями в размере сумм арендных обязательств за основные средства, переданные предприятию на условиях долгосрочной аренды; перед банками в размере кредитов, полученных для выдачи ссуд работникам; перед подотчетными лицами.

Помимо кредиторской задолженности к краткосрочным обязательствам относят задолженность участникам предприятия по выплате доходов; доходы будущих периодов: стоимость безвозмездно полученного имущества, арендную плату, полученную за несколько месяцев вперед и другие доходы отчетного периода, учитываемые в будущих периодах, плюс остатки сумм целевого финансирования (для коммерческих предприятий), резервы предстоящих расходов на предстоящую оплату отпусков работников, ремонт основных фондов и другие виды расходов в соответствии с ПБУ №72/01.

 



Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.166.111 (0.011 с.)