Модуль 1. Финансы предприятия как звено финансовой системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 1. Финансы предприятия как звено финансовой системы



Модуль 1. Финансы предприятия как звено финансовой системы

Финансовый механизм.

Предприятие представляет собой форму организации предпринимательской деятельности, выступающую основным звеном национальной экономики и осуществляющую процесс производства продукции, выполнения работ, оказания услуг. Без функционирования предприятий реального сектора экономики обеспечить жизнеспособность финансовой системы было бы невозможно: распределение и перераспределение национального дохода по фондам целевого назначения стало бы бессмысленным, т.к. не подкреплялось бы существованием товарной массы; деньги потеряли бы большую часть своей покупательной способности.

Предприятиям присуще:

1) кооперирование на основе внутреннего распределения труда;

2) индивидуальное воспроизводство за счет собственных ресурсов;

3) осуществление деятельности с целью реализации собственного экономического интереса.

Финансовый механизм предприятия представляет собой совокупность используемых предприятием методов и инструментов управления финансовыми ресурсами, а также необходимое правовое и информационно-методическое обеспечение. Финансовый механизм создается для реализации финансового управления предприятием, что необходимо в целях достижения поставленных изначально задач: максимизации прибыли или оптимизации результата какой – либо общественно-полезной деятельности.

Структуру финансового механизма можно представить следующим образом (рис.4):

Финансовый механизм предприятия

 
 

 


Финансовые методы: Финансовые инструменты Правовое обеспечение Информационно-методическое обеспечение
фин. планирование, фин. учет, фин. анализ, фин.регулирование, фин. контроль.      

Рис.4. Структура финансового механизма предприятия.

Финансовые методы есть набор всех используемых предприятием видов управленческой деятельности по достижению поставленной цели.

Финансовое планирование как один из методов позволяет устанавливать значения показателей экономической деятельности предприятия, на которые следует ориентироваться в процессе повседневной работы.

Выполнение текущих планов фирмы предполагает достижение запланированных показателей хозяйственной деятельности и по перспективным (т.е. на длительный срок) планам, что позволяет делать прогнозы дальнейшего развития предприятия с высокой степенью вероятности.

Финансовый учет обеспечивает полное и своевременное отражение финансовой информации на специально созданных бланках отчетности. В отличие от бухгалтерского управленческого учета информация финансового учета предназначена в первую очередь не для внутренних пользователей – бухгалтеров, экономистов, менеджеров, - она прежде всего нацелена на внешних пользователей: налоговые органы, акционеров, кредиторов и др. Сведения, собранные в процессе финансового учета, должны быть опубликованы в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством.

Финансовый анализ позволяет системно исследовать все процессы и явления на предприятии, связанные с осуществлением его финансово-хозяйственной деятельности. Анализ предполагает установление взаимосвязей и взаимозависимостей между принятыми управленческими решениями, особенностями их выполнения и сложившимся результатом деятельности предприятия в отчетном периоде. Анализ проводится на основе расчета абсолютных и относительных показателей, характеризующих различные аспекты деятельности предприятия: его рентабельность, ликвидность, финансовую устойчивость, особенности оборачиваемости активов и др.

Финансовое регулирование с помощью ряда рычагов корректирует финансово-хозяйственную деятельность фирмы. Воздействующими рычагами при этом являются кредитная политика предприятия, устанавливающая ориентиры в предоставлении товарных коммерческих кредитов покупателям, ценовая политика и др.

Финансовый контроль в рамках самого предприятия осуществляется на основе проводимых по необходимости внутренних аудиторских проверок, результаты которых выявляют правильность постановки и ведения на предприятии бухгалтерского и финансового учета и дают возможность улучшить признанные неоптимальными показатели за счет реализации сделанных аудиторами рекомендаций.

Финансовыми инструментами являются любые контракты, из которых возникают финансовый актив для одного предприятия и финансовое обязательство, в том числе связанное с участием в капитале, для другого предприятия.

Инструменты принято делить на основные и производные. К основным относятся дебиторская и кредиторская задолженности и основные ценные бумаги - те ценные бумаги, в основе которых лежат имущественные права на какой-либо актив: товар, деньги, капитал и др. Это, например, акции, облигации, векселя и др.

К производным финансовым инструментам относятся финансовые фьючерсы, варранты, опционы, форварды, депозитарные расписки, процентные и валютные свопы.

Финансовые активы существуют в виде:

- денежных средств;

- контрактного права на получение денежных средств или другого финансового актива от другого предприятия;

- контрактного права обмена на финансовый инструмент с другим предприятием.

Финансовые обязательства – это, соответственно, обязательства:

- передать денежные средства или иной финансовый актив другому предприятию;

- обменять финансовый инструмент на инструмент другого предприятия на потенциально неблагоприятных условиях.

Правовое обеспечение управления финансами включает совокупность нормативно-правовых актов законодательной власти, регулирующих деятельность предприятия извне.

Информационно – методическое обеспечение позволяет снизить степень неопределенности событий, характерных для предприятия в будущем. Накапливая сведения средств массовой информации, периодически издаваемых биржами и специализированными информационными агентствами бюллетеней предприятие становится осведомленным о сложившейся экономической и политической обстановке хозяйствующим субъектом и получает возможность эффективного ведения избранной деятельности.

 

Источники формирования и направления использования денежных фондов предприятия.

Денежные фонды – это совокупность имеющихся у предприятия финансовых ресурсов, для которых уточнено целевое использование: фонд накопления, фонд потребления, амортизационный фонд и т.д.

Финансовые ресурсы – денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении хозяйственного субъекта и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работников.

Высшей формой организации финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта, позволяющей таким ресурсам функционировать в процессе хозяйственной деятельности и приносить доход, является капитал (деньги, «приносящие» деньги, т.е. самовозрастающая стоимость). Отсюда имеем следующее определение капитала как экономической категории:

Капитал – это совокупность финансовых ресурсов, фактически объединенных в рамках делового оборота данного предприятия, имеющихся на определенную дату, материализованных в форме основных, оборотных и финансовых средств, приносящих доход.

Из всех названных самое широкое понятие – финансовые ресурсы. Они опосредуют приобретение предприятием необходимых ему средств и предметов труда. Будучи направленными на такие цели, финансовые ресурсы (деньги) аккумулируются в фонде накопления – денежном фонде. Факт приобретения названных средств и предметов труда с целью получения дохода свидетельствует о превращении финансовых ресурсов в капитал (основной и/или оборотный в разрезе их конкретных видов).

Совокупность инструментов, с помощью которых происходит трансформация финансовых ресурсов в капитал предприятия, характеризует структуру его источников финансирования. Источники классифицируются по степени задействования предприятием на использованные, доступные и потенциальные:

       
 
   
 

 


1. потенциальные;

2. доступные;

3. использованные.

Рис.5. Структура источников финансирования деятельности предприятий.

1 – все теоретически существующие для предприятия способы (инструменты) мобилизации финансовых ресурсов на данном этапе развития экономических отношений с учетом положений законодательных актов данной страны.

2 – набор источников в пределах потенциальных, реальный для использования данным предприятием исходя из особенностей его функционирования (отраслевая принадлежность, размер собственных средств и др.).

3 – фактический набор источников финансирования, задействованный предприятием для формирования своего капитала исходя из целей развития, потребностей и возможностей.

Рассмотрим структуру финансовых ресурсов предприятия:

 


Рис.6. Структура финансовых ресурсов предприятия.

Собственные финансовые ресурсы (собственный капитал)– итог III раздела бухгалтерского баланса (формы №1), т.е. разница между совокупными активами (валютой баланса) и его кратко- и долгосрочными обязательствами.

Уставный капитал – первоначальный источник собственных средств предприятия, из которого финансируется приобретение основного и оборотного капитала с целью реализации поставленных задач. Уставный капитал является минимальной суммой исполнения обязательств, гарантированной кредиторам и заимодавцам предприятия. Он образуется за счет вкладов учредителей в соответствии с учредительными документами и отражается по стр.410 бухгалтерского баланса; эта сумма равна кредитовому сальдо счета 80 «Уставный капитал». В разных формах предприятий для характеристики уставного капитала применяют различные термины:

1. в хозяйственных обществах – уставный капитал;

2. в товариществах – складочный капитал;

3. в производственных кооперативах – паевой фонд;

4. в государственных и муниципальных унитарных предприятиях – уставный фонд.

К началу деятельности предприятий их уставный капитал, как правило, должен быть оплачен не менее чем наполовину. В процессе хозяйственной деятельности предприятия могут изменять зарегистрированную величину уставного капитала в сторону как увеличения, так и уменьшения. Размер уставного капитала предприятия не должен быть меньше суммы его чистых активов, определяемых как разница между суммой активов, принимаемых к расчету, и суммой пассивов, принимаемых к расчету.

Добавочный капитал предприятия характеризует величину его собственных средств, сформированную сверх суммы минимальных гарантий кредиторам и заимодавцам. Величина добавочного капитала записывается по стр.420 бухгалтерского баланса (равна кредитовому сальдо счета 83 «Добавочный капитал») и включает следующие составляющие:

1) суммы проведенной в установленном порядке дооценки основных средств;

2) разницу, образовавшуюся от превышения суммы начисленной амортизации на дату переоценки основных средств над суммой амортизации основных средств, полученной путем индексации или прямого пересчета;

3) суммы эмиссионного дохода от превышения рыночной стоимости размещенных акций над их номинальной стоимостью за вычетом издержек по продаже;

4) суммы полученных положительных курсовых разниц, образовавшихся в результате погашения задолженности по взносам в УК в инвалюте;

5) величину средств целевого финансирования, направленных некоммерческой организацией на покрытие капитальных расходов.

Добавочный капитал предприятия может быть направлен на следующие цели:

1. покрытие разницы от превышения суммы балансовой стоимости объектов основных фондов над суммой их переоценки;

2. покрытие разницы от превышения суммы индексированных или прямым счетом пересчитанных амортизационных отчислений над их величиной на дату переоценки основных средств;

3. покрытие суммы полученных отрицательных курсовых разниц, образовавшихся в результате погашения задолженности по взносам в уставный капитал в инвалюте.

Резервный капитал – денежный фонд предприятия, создаваемый с целью снижения уровня риска наступления неблагоприятных событий, характерных для предприятия в будущем.

Резервный капитал отвлекается предприятием из оборота и может быть использован: на покрытие убытков отчетного года; выплату дивидендов при отсутствии или недостаточности для этой цели прибыли отчетного года; формирование средств под обесценение ценных бумаг, приобретенных предприятием на стороне; погашение собственных облигаций и выкупа собственных акций предприятия. Законодательно обязаны создавать резервный фонд только акционерные общества. Их уставный капитал формируется за счет ежегодных 5%-ных отчислений из чистой прибыли до величины 5% УК£РК£25%УК. В резервный фонд не может быть отчислено более 50% налогооблагаемой прибыли предприятия за год. Если предприятие отличной от АО организационно-правовой формы решило создать резервный капитал, его размер и порядок формирования указываются в учредительных документах.

Нераспределенная прибыль – часть прибыли после налогообложения, не распределенная по целевому назначению на момент составления финансового отчета.

Часть чистой прибыли предприятия капитализируется, т.е. продолжает кругооборот в качестве капитала, будучи направляемой на финансирование производственного развития: на НИОКР; совершенствование организации производства; улучшение качества производимой продукции; на пополнение собственных оборотных средств(СОС); на приобретение основных фондов; на уплату процентов по кредитам, полученным на восполнение недостатка в СОС; также процентов по просроченным и отсроченным кредитам; на уплату некоторых видов налогов и сборов (например налога на операции с ценными бумагами в размере 0,8% от номинала выпущенных ценных бумаг).

Другая часть прибыли направляется на удовлетворение социальных нужд и финансирование объектов непроизводственной сферы, т.е. «проедается», исключается из кругооборота, будучи направляемой в так называемый фонд потребления.

Из этого фонда финансируются:

- выплата единовременных поощрений уходящим на пенсию;

- надбавки к пенсиям;

- дивиденды по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятия;

- расходы по оплате отпусков сверх установленной законом продолжительности;

- оплата жилья работникам предприятия;

- расходы по бесплатному или льготному питанию работников и т.п.

Валютный фонд в обязательном порядке присутствует у предприятий – экспортеров. Его средства аккумулируются на валютном счете (счетах: текущем, транзитном, специальным транзитном) предприятия в обслуживающих его деятельность банках. 50% выручки в форме инвалюты по российскому законодательству резиденты страны обязаны продавать обслуживающему валютный счет коммерческому банку по установленному им курсу на день продажи валюты (не позднее чем через неделю после зачисления выручки на валютный счет).

Предприятиям, не занимающимся экспортной деятельностью, также разрешено открывать валютный счет (создавать валютный фонд).

Амортизационный фонд формируется из амортизационных отчислений по таким объектам основного капитала, как основные фонды и нематериальные активы. Последние включают исключительные права владельцев на интеллектуальную собственность (патенты, лицензии и т.п.), организационные расходы, деловую репутацию предприятия и ноу-хау.

Покупая предприятие как единый имущественный комплекс, организация приобретает и его деловую репутацию. Последняя есть положительная разница между покупной ценой предприятия и стоимостью его активов и обязательств.

К организационным расходам относят затраты, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами частью вклада учредителей в уставный капитал организации.

Основные фонды – активы предприятия, которые (ПБУ 6/01):

- используются для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд.

- служат более 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

- предприятие не собирается перепродавать;

- в дальнейшем будут приносить предприятию доход.

Необходимость начисления амортизации объясняется присутствием физического и морального старения (износа) названных объектов. Из накопленной в амортизационном фонде денежных средств по истечении срока полезного использования основных фондов и нематериальных активов финансируется приобретение их аналогов.

Использование переменной части собственного капитала на выполнение платежных обязательств перед банками, поставщиками и т.д. осуществляется в нефондовой форме.

Долгосрочные обязательства (пассивы) отражаются в 4-м разделе бухгалтерского баланса и включают: заемные средства, полученные от банков в срок 12 месяцев, с учетом начисленных процентов (долгосрочные кредиты); заемные средства, полученные не от банков на срок более 12 месяцев, с учетом начисленных по ним процентов (долгосрочные займы).

Краткосрочные обязательства (пассивы) отражаются в 5-м разделе бухгалтерского баланса. В отличие от долгосрочных, краткосрочные обязательства должны быть погашены в течение 12 месяцев и включают в свой состав кредиторскую задолженность, - ту, которая возникает у предприятия: перед поставщиками и подрядчиками ввиду разрыва между временем получения товаров и временем их фактической оплаты; перед дочерними и зависимыми обществами; перед персоналом по оплате труда; перед государственными внебюджетными фондами по перечислению сумм единого социального налога, сумм страховых взносов на возмещение ущерба от несчастных случаев и профессиональных заболеваний; перед бюджетом по перечислению сумм законодательно установленных налогов и сборов; перед покупателями в размере сумм полученных на поставку продукции авансов; страховщиками по заключенным предприятием как страхователем договорам обязательного и добровольного личного и имущественного страхования; перед арендодателями в размере сумм арендных обязательств за основные средства, переданные предприятию на условиях долгосрочной аренды; перед банками в размере кредитов, полученных для выдачи ссуд работникам; перед подотчетными лицами.

Помимо кредиторской задолженности к краткосрочным обязательствам относят задолженность участникам предприятия по выплате доходов; доходы будущих периодов: стоимость безвозмездно полученного имущества, арендную плату, полученную за несколько месяцев вперед и другие доходы отчетного периода, учитываемые в будущих периодах, плюс остатки сумм целевого финансирования (для коммерческих предприятий), резервы предстоящих расходов на предстоящую оплату отпусков работников, ремонт основных фондов и другие виды расходов в соответствии с ПБУ №72/01.

 

Рис.7. Классификация организационно – правовых форм хозяйствования коммерческих юридических лиц.

Таблица 2. Критерии классификации акционерных обществ.

Если учредителями АО являются РФ, субъект Федерации или муниципальное образование, АО может быть создано только в форме ОАО (не относится к АО, созданным в процессе приватизации).

4. УК АО состоит из номинальной стоимости размещенных акций. В Уставе АО должны быть указаны количество и номинал размещенных акций и те же параметры в отношении акций, которые АО вправе размещать дополнительно, - к объявленным акциям. Число дополнительно размещаемых обществом акций не может превышать указанную в Уставе величину. При выпуске АО ценных бумаг, конвертируемых в акции, количество объявленных акций не может быть меньше необходимой для конвертации величины в течение периода обращения ценных бумаг.

5. При изменении УК АО придерживаются правила: УК не должен превышать стоимость чистых активов общества.

6. Увеличение УК производится двумя способами:

- увеличивают номинал уже выпущенных акций; при этом налог на операции с ценными бумагами по ставке 0,8% уплачивается с разницы между вновь установленным и прежним номиналами акций с учетом их количества;

- выпускают в обращение новые акции, причем 0,8% уплачивают с вновь созданной номинальной стоимости независимо от числа размещенных акций нового выпуска. Количество объявленных акций уменьшают на число размещенных акций.

7. Уменьшение УК осуществляют до величины чистых активов АО; возможны 2 способа:

- уменьшить номинал уже размещенных акций;

- уменьшить количество обращающихся акций, в том числе посредством их выкупа (что должно быть предусмотрено в Уставе АО).

8. ОАО и ЗАО имеют право выпускать как простые, так и привилегированные акции. Номинал всех обыкновенных акций должен быть одинаков, что характерно и для привилегированных акций внутри каждого из их типов. Все акции АО являются именными. Привилегированных акций не может быть выпущено на сумму, превышающую по номиналу 25% УК.

9. Базовые сравнительные характеристики обыкновенных и привилегированных акций АО сведены в таблице 3.

Параметры сравнения Обыкновенные акции (ОА) Привилегированные акции (ПА)
1. Участие в управлении АО Дают право голоса владельцу на общем собрании акционеров (1ОА – 1 голос) Не дают право голоса, за исключением вопросов о реорганизации и ликвидации АО. В случае, если будет доказано, что права держателей ПА ущемлены, последние получают право голоса по всем вопросам, начиная со следующего собрания акционеров после того, на котором было принято ущемляющее права решение.
2. Доход. Называется дивидендом; определяется в %-х к номиналу; размер зависит от прибыльности деятельности АО в отчетном году (не фиксирован); выплачивается в последнюю очередь из чистой прибыли или из резервного фонда в случае нехватки суммы прибыли. Называется дивидендом; определяется в твердой денежной сумме или %-х к номиналу. Размер (или порядок его определения) дивидендов и ликвидационной стоимости ПА фиксирован в Уставе АО. Если указан лишь порядок определения дохода по ПА, их держатели имеют право на получение дивидендов наравне с владельцами ОА. Доход выплачивается перед удовлетворением требований по ОА, при недостаточности чистой прибыли отчетного года могут быть задействованы ресурсы резервного фонда.
3. Возможность неполучения дивидендов. Неполучения в полном объеме – как правило, в предусмотренных законом случаях: 1. до полной оплаты всего УК; 2. до выкупа всех акций, которые должны быть выкуплены в соответствии с законом (при уменьшении УК); 3. если на момент принятия решения о выплате АО отвечает признакам несостоятельности или они возникнут в результате выплаты дивидендов; 4. если стоимость чистых активов меньше уставного капитала и резервного фонда АО, превышения над номиналом определенной Уставом ликвидационной стоимости размещенных ПА, либо станет меньше в результате выплаты дивидендов. Если наступление перечисленных случаев не установлено, общее собрание акционеров может принять решение о невыплате дохода лишь в частичном размере по ПА с фиксированным дивидендом, и в полном объеме – по акциям определенных категорий и типов. Размер годовых дивидендов не может быть меньше рекомендованного советом директоров и меньше размера выплаченных промежуточных (квартальных или полугодовых) дивидендов.
4.Право требования выкупа акций акционерным обществом, выкупная цена. 1. Реализуется в случаях: реорганизации АО или совершения крупной сделки, решение о которых принимается общим собранием акционеров, если держатели ОА голосовали против. 2. Внесение в Устав изменений и дополнений, ограничивающих права акционеров, если владельцы ОА голосовали против или не принимали участия в голосовании. Отсутствует, если иное не оговорено в Уставе
  АО выкупает акции по их рыночной стоимости, определяемой без учета ее изменения в результате действия АО, повлекшего возникновение права требования оценки и выкупа акций. Рыночная стоимость называется приглашаемым независимым оценщиком и окончательно устанавливается решением совета директоров.
5. Очередность удовлетворения требования в случае ликвидации АО. В последнюю очередь. Перед держателями ОА, но после удовлетворения требований кредиторов АО.
6. Типы В РФ не используются (практикуется единственный тип, он же вид акций – обыкновенные). Могут быть кумулятивными, - дивиденды по которым не пропадают в бесприбыльный для АО год, а накапливаются и подлежат выплате в будущем. Конвертируемые ПА способны обмениваться на заранее определенное число ОА или ПА других типов.

Таблица 3. Сравнительные характеристики обыкновенных и привилегированных акций.

10. И обыкновенные, и привилегированные акции размещаются, как правило, по рыночной стоимости, но не ниже номинала (по номиналу – при учреждении АО).

По цене ниже рыночной АО может размещать следующие акции:

- дополнительные ОА – владельцам ОА при осуществлении ими права преимущественной покупки акций; цена продажи при этом не может быть ниже 90% рыночной;

- дополнительные акции при участии посредника по цене не ниже разницы между рыночной ценой и вознаграждением посреднику; последнее часто устанавливают в процентах к цене размещения.

11. АО в обязательном порядке должны создавать резервный фонд. Его величина должна удовлетворять требованиям: 5%УК £ Рфонд £ 25%УК. В фонд не может быть направлено менее 5% чистой прибыли до достижения положенного размера фонда, но величина годовых отчислений в фонд не может превышать 50% налогооблагаемой прибыли АО за год.

12. Для предотвращения возможных слияний и поглощений законодательно установлены ограничения на пределы взаимного участия хозяйственных обществ в УК друг друга, а также на число голосов, которыми могут пользоваться участники одного общества на общем собрании участников другого.

Финансы малых предприятий.

К субъектам малого предпринимательства (МП) относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций и фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами МП, не превышает 25%. При этом должен выполняться законодательно установленный лимит средней численности работников за отчетный период. Лимиты различаются в зависимости от сферы деятельности предприятий: для занятых в оптовой торговле – 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек, в промышленности – 100 человек и т.д.

Предприниматели без образования юридического лица также являются субъектами МП.

Многопрофильные предприятия относятся к МП по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или прибыли. Предприятия, учрежденные иностранными лицами, однозначно рассматриваются как МП лишь в случае, если учредители являются физическими лицами, а предприятие создается в соответствии с законодательством РФ и отвечает критериям отнесения к МП. Иные варианты учреждения предприятий иностранными лицами на территории РФ предполагают выполнение дополнительных условий для обеспечения возможности отнесения к МП.

Основным достоинством МП как организационно – правовой формы ведения бизнеса является их способность быстро реагировать на изменение спроса и предложения, оперативно удовлетворять потребности в товарах (работах, услугах). Организация собственного дела в форме МП не требует больших накоплений ввиду отсутствия необходимости в дорогостоящих производственных фондах и за счет высокой оборачиваемости капитала. МП создают конкурентную среду и способны в сфере обслуживания населения стать преобладающей формой организации труда.

Высокая мобильность небольшого по величине капитала МП, однако, не позволяет им выступать инициаторами создания наукоемких, фондоемких, ресурсоемких и трудоемких производств, что может быть названо главным недостатком МП.

Субъекты МП имеют право применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

Право на ее использование получают любые организации и индивидуальные предприниматели, имеющие:

- численность работающих до 100 человек;

- доход от реализации за год до 15 млн. руб.;

- стоимость амортизируемого имущества до 100 млн. руб.

Не имеют права воспользоваться этой системой:

1. организации, имеющие филиалы или представительства;

2. банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды; организации и предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; организации и предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом; нотариусы, занимающиеся частной практикой; организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

3. организации и предприниматели, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, переведенные на систему налогообложения для сельхозтоваропроизводителей;

4. организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%, кроме организаций, чей уставный капитал полностью принадлежит общественным организациям инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%.

Упрощенная система налогообложения предусматривает:

1. замену уплаты налога на прибыль (у организаций) и налога на доходы физических лиц (у предпринимателей), НДС, налога с продаж, налога на имущество и единого социального налога на уплату единого налога;

2. предоставление налогоплательщикам права в качестве объекта налогообложения выбрать либо доход, либо доходы за минусом расходов. При этом с дохода ставка налога предусмотрена в размере 6%, а с дохода, уменьшенного на сумму расходов, - 15%. Организации, определяющие налоговую базу как разницу между доходами и расходами, независимо от ее размера должны уплачивать минимальный налог в размере 1% от суммы доходов без уменьшения их на сумму расходов. Минимальный налог уплачивается в случае, если сумма единого налога, определенная исходя из налоговой базы, меньше его размера;

3. возможность уменьшения суммы исчисленного налога на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же отчетный (налоговый) период, но не более чем на 50%;

4. необходимость ведения налогового учета в книге учета доходов и расходов; бухгалтерский учет организации и ПБОЮЛ должны вести в общеустановленном порядке;

5. необходимость обладания патентом, выдаваемым сроком на один календарный год государственной налоговой инспекцией для подтверждения права использования упрощенной системы. Годовая стоимость патента выплачивается с распределением платежей по кварталам.

Хозяйственные субъекты, соответствующие всем критериям и решившие перейти на упрощенную систему налогообложения, должны в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году перехода на эту систему, в налоговый орган по месту своего нахождения (жительства) подать соответствующее заявление, в котором указывается размер полученного дохода за 9 месяцев текущего года. Этот размер не может превышать 11 млн. руб.

Если по итогам налогового (отчетного) периода доход превысил 15 млн. руб. или стоимость амортизируемого имущества превысит 100 млн. руб., такой налогоплательщик переводится на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено превышение.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на общий режим налогообложения со следующего календарного года, уведомить налоговую инспекцию до 15 января года, с которого предполагается осуществить этот переход.

Малые предприятия могут применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов; норма амортизации для этих целей не может превышать линейный аналог более чем в 2 раза.

Кредитование и страхование МП осуществляется на льготных условиях с полной или частичной компенсацией возникающей у кредитных и страховых организаций разницы за счет средств фондов поддержки МП.

Финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки МП осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, создаваемый Правительством РФ. Фонд в числе прочего выступает гарантом по целевым кредитам, предоставляемым Российской Федерации на поддержку МП и самим МП со стороны отечественных кредитных организаций.

Рис.8. Классификация некоммерческих юридических лиц.

Для некоммерческих организаций характерно функционирование с целью, отличной от максимизации прибыли. Последняя может быть получена некоммерческой организацией, но не распределяется среди участников. Членам высших органов управления таких организаций выплачивается лишь компенсация связанных с участием в управлении расходов.

На источники доходов некоммерческих организаций могут быть установлены законодательные ограничения. Взносы членов организаций осуществляются в добровольном порядке.

Органы государственной власти и местного самоуправления могут оказывать поддержку некоммерческим организациям в формах:

- предоставления льгот по уплате налогов и других обязательных платежей, если организация создана в целях охраны окружающей среды, здоровья граждан и т.п.;

- полного или частичного освобождения от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом;

- размещения на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов;

- предоставления льгот по уплате налогов юридическим и физическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку.

Ряд сведений о некоммерческой организации: размеры и структура доходов и расходов, стоимость и состав имущества, численность и состав работников, оплата их труда, использование безвозмездного труда граждан в некоммерческой организации, - не может быть предметом коммерческой тайны.

Открываемые организациями филиалы и представительства не являются юридическими лицами.

Общественные объединения – это добровольные самоуправляемые некоммерческие формирования, создаваемые на основе общности интересов участников для реализации их общих целей, указанных в уставе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 579; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.205.211 (0.106 с.)