Налоговая система Российской Федерации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налоговая система Российской Федерации.



Налоговая система – это совокупность экономических отношений, возникающих при формировании бюджетов различных уровней, а также совокупность институтов и инструментов, используемых государством для централизации части национального дохода в бюджетах всех уровней с последующим перераспределением в интересах государства.

Налоговая система является инструментом фискальной политики государства, позволяющим регулировать совокупный спрос в экономике, перераспределять доходы, покрывать государственные расходы. Налоговая система включает следующие элементы:

1) совокупность налогов, сборов, других обязательных отчислений, на законном основании взимаемых на территории страны;

2) компетенцию органов власти и управления в отношении налогов, включая распределение поступающих платежей по уровням бюджетной системы, а так же права и обязанности налогоплательщиков;

3) совокупность государственных органов, обеспечивающих сбор налогов.

Налог – это экономическая категория, отражающая централизуемую часть национального дохода в бюджетах всех уровней, устанавливаемую на основании закона и обусловленную необходимостью функционирования государства.

Налог взимается в форме отчуждения принадлежащих налогоплательщикам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств без предоставления плательщикам специального эквивалента таких средств.

Помимо налогов государство устанавливает сборы и таможенные пошлины.

Сбор обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков определенных юридических действий.

Таможенная пошлина это обязательный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, применительно к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации.

Участниками налоговых отношений являются:

• организации и физические лица — налогоплательщики или плательщики сборов;

• организации и физические лица — налоговые агенты;

• Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации — налоговые органы;

• Государственный таможенный комитет Российской Федерации и его подразделения — таможенные органы;

• государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные, осуществляющие прием и взимание налогов и сборов, а также контроль за их уплатой;

• Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов РФ и органов местного самоуправления — при решении вопросов об отсрочке, рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов в рамках их компетенции;

• органы государственных внебюджетных фондов;

• Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации и ее территориальные подразделения.

Основные функции налогов фискальная и стимулирующая, или регулирующая.

Фискальная функция означает, что за счет налогов формируется доходная база бюджетов всех уровней. Эта функция является превалирующей.

Стимулирующая, или регулирующая, функция налогов означает, что государство посредством финансовой политики влияет на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину платежеспособного спроса. Чрезмерно высокие налоги подавляют предпринимательскую активность и приводят к стагнации производства, что негативно влияет на социальные процессы в обществе. В таких условиях предприниматель отказывается выполнять налоговые обязательства, поэтому государство должно поддерживать баланс между фискальной и регулирующей функциями, создавая для налогоплательщиков благоприятный налоговый климат и тем самым стимулируя инвестиционную активность.

Налоговая система Российской Федерации имеет три уровня налогов и сборов:

1) федеральные налоги и сборы;

2) налоги и сборы субъектов РФ — региональные налоги и сборы;

3) местные налоги и сборы.

К федеральным относятся налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

К региональным относятся налоги и сборы, устанавливаемые, вводимые в действие законами субъектов РФ в соответствии с НК РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

К местным относятся налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соот­ветствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами этих субъектов РФ.

При установлении региональных и местных налогов представительные органы власти субъектов РФ и местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения:

§ налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ;

§ порядок и сроки уплаты налогов;

§ форму отчетности по каждому местному налогу;

§ налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Федеральные налоги и сборы включают:

1. налог на добавленную стоимость;

2. акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3. налог на прибыль (доход) организаций;

4. налог на доходы от капитала;

5. подоходный налог с физических лиц;

6. взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7. государственная пошлина;

8. таможенная пошлина и таможенные сборы;

9. налог на пользование недрами;

10.налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11.налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12.сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13.лесной налог;

14.водный налог;

15.экологический налог:

16.налог на отдельные виды транспортных средств;

17.федеральные лицензионные сборы.

Региональными налогами и сборами являются:

1. налог на имущество организаций;

2. налог на недвижимость;

3. дорожный налог;

4. транспортный налог;

5. налог с продаж;

6. налог на игорный бизнес;

7. налог на вмененный доход;

8. региональные лицензионные сборы.

При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

Местные налоги и сборы:

1. земельный налог;

2. налог на имущество физических лиц;

3. налог на рекламу;

4. налог на наследование или дарение;

5. местные лицензионные сборы.

В акте законодательства о налогах и сборах могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Специальным налоговым режимом считается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

При установлении таких режимов элементы налогообложения и налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном НК РФ.

К специальным налоговым режимам относятся:

• упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства;

• система налогообложения в свободных экономических зонах (СЭЗ), закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО);

• система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции (СРП)

Налогоплательщиками и плательщиками сборов являются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Филиалы и другие обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и других обо­собленных подразделений.

Для целей налогообложения применяется понятие взаимозависимые (аффилированные) лица. К ним относятся физические лица и организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

Налогоплательщики имеют право на:

1. получение от налоговых органов по месту учета бесплатной информации о действующих налогах и сборах, правовых актах о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

2. получение от налоговых и других уполномоченных государственных органов письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;

3. использование налоговых льгот при наличии оснований в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах:

4. получение отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита;

5. своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов, пени, штрафов;

6. представление своих интересов в налоговых правоотношениях лично либо через представителя;

7. представление налоговым органам и их должностным лицам пояснений по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8. присутствие при проведении выездной налоговой проверки;

9. получение копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10. обжалование в установленном порядке актов налоговых органов и действий их должностных лиц;

11. требование соблюдения налоговой тайны;

12. требование возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями их должностных лиц.

Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

К обязанностям налогоплательщиков относятся:

1. уплата законно установленных налогов;

3. ведение учета своих доходов и расходов и объектов налогообложения;

4. представление в налоговый орган по месту учета соответствующих налоговых деклараций,

5. представление налоговым органам и их должностным лицам документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;

6. выполнение законных требований налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства;

7. обеспечение в течение четырех лет сохранности данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы, произведенные расходы и уплаченные налоги;

8. другие обязанности.

Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели, кроме того, обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета ряд дополнительных сведений: об открытии или закрытии счетов — в десятидневный срок, и т.п.

Особая категория лиц — налоговые агенты. На них возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд налогов. Они имеют те же права, что и налогоплательщики.

Налогоплательщик может участвовать в налоговых отношениях через законного или уполномоченного представителя. Уполномоченными представителями не могут быть должностные лица налоговых и таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов налоговой полиции, судьи, следователи, прокуроры.

В зависимости от характера сбора и использования налоги могут быть общего значения и целевыми.

Налоги общего значения зачисляются в бюджет соответствующего уровня в качестве общего денежного фонда данной территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям. Такие налоги обеспечивают органам власти возможность маневра при распределении бюджетных средств.

Целевые налоги зачисляются во внебюджетные и бюджетные целевые фонды или выделяются в бюджете отдельной строкой для целевого использования.

Объектами налогообложения могут являться: операции по реализации товаров, работ, услуг; имущество; прибыль; доход; стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг либо другой объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

В зависимости от объекта налогообложения налоги подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым относятся налоги, непосредственно обращенные к налогоплательщику – его доходам, имуществу, прибыли и другим объектам. Юридический и фактический плательщик в данном случае совпадают.

Косвенные налоги это налоги, взимаемые со стоимости реализованных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, с операций по реализации товаров, работ, услуг, в том числе акцизы, НДС и налог с продаж.

Косвенное налогообложение отличается своей «замаскированностью». Будучи устанавливаемыми в виде надбавки к цене реализуемых товаров (работ, услуг), косвенные налоги не связаны непосредственно с доходом или имуществом изготовителей таких товаров, т.к. фактическое бремя уплаты этих налогов возложено на потребителей. Ведь именно они приобретают товары по ценам, повышенным на сумму косвенного налога.

Экономисты и политики считают, что косвенное налогообложение несправедливо, хотя и экономически эффективно.

Социальная несправедливость косвенных налогов проявляется в том, что более бедные слои населения вынуждены ввиду законодательно установленной обязанности уплаты таких налогов перечислять в бюджеты большую долю своих доходов, по сравнению с более обеспеченными слоями. (Более бедный человек, приобретая товар, вынужден отдавать за него столько же денег, сколько и более богатый. Надбавка же к цене товара, возмещающая установленный к взиманию с производителей косвенный налог для обеспеченных потребителей является меньшей долей их доходов в сравнении с долей доходов менее обеспеченных лиц).

Экономическая эффективность косвенного налогообложения связана с тем, что эта форма мобилизации денег позволяет оперативно и регулярно пополнять доходы бюджета крупными денежными суммами, регулировать воспроизводственные процессы в экономике наименее безболезненно с точки зрения всей экономической системы, позволяет управлять величиной совокупного спроса.

Прямые и косвенные налоги могут быть подвержены дальнейшей классификации.

Прямые налоги, частности, делятся на 2 группы: реальные и личные. К реальным относится, например, поземельный налог, к личным – налог на доходы физических лиц, на прибыль предприятия, с наследства и дарений, поимущественный налог.

Косвенные налоги подразделяются на фискальные монопольные (НДС, налог с продаж), акцизы и таможенные пошлины.

Классификация налогов в соответствии с объектом обложения представлена на рис.14.:

 

 

       
   
 
Реальные: - поземельный; - подомовой; - на ценные бумаги.
 

 


Рис. 14. Классификация налогов в зависимости от объекта обложения.

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено НК РФ. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, а также за счет другого имущества налогоплательщика. Налог с юридических лиц взыскивается в бесспорном порядке, а с физических лиц — в судебном порядке.

Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации. Иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, в других случаях, предусмотренных законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте. К физическим лицам — налоговым резидентам Российской Федерации относятся физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Рассмотрим общий порядок исчисления налогов.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Налоговая база стоимостная, физическая или другая характеристика объекта налогообложения.

Налоговая ставка величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

По признаку соотношения ставки и дохода налоги делятся на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

Для прогрессивных налогов характерно то, что налоговая сумма возрастает быстрее, чем прирастает доход, для регрессивных, наоборот, налоговая сумма растет медленнее дохода (более высокие налоговые ставки установлены с низких доходов, менее высокие – со значительных доходов). Пропорциональные налоги предполагают осуществление единой ставки для всех размеров дохода.

При обнаружении в текущем налоговом периоде ошибок или искажений в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым периодам, налоговые обязательства перерасчитываются в периоде совершения ошибки. При невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки или искажения.

Налоговый период календарный год или другой период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая упла­те. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Большое значение для налогоплательщиков имеют льготы. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налоги или сборы либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не носят индивидуального характера.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты плательщик уплачивает пеню.

Недоимка — это сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством срок. Недоимка,числящаяся за отдельными плательщиками, взыскание которой невозможно, относится к безнадежной и списывается. В таком же порядке списывается безнадежная задолженность по пеням.

Возможно изменение срока уплаты налога в отношении всей его суммы, подлежащей уплате, либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога и сбора. Такое изменение осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита. Срок уплаты налога может быть изменен под залог имущества либо при наличии поручительства.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога — изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований на срок от одного до шести месяцев с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности соответственно.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется заинтересованному лицу при наличии определенных законодательством оснований.

Отсрочки или рассрочки могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам.

Изменение срока уплаты налога на время от трех месяцев до одного года при наличии форс-мажорных обстоятельств, задержке финансирования из бюджета или оплате выполненного государствен­ного заказа, угрозе банкротства в случае единовременной выплаты налога представляет собой налоговый кредит.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Такой кредит предоставляется по налогу на прибыль, по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или другим налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику.

Налогоплательщик обязан составлять отчетность. К ней относится, в частности, налоговая декларация. Это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Налоговую декларацию представляет каждый налогоплательщик по каждому налогу в налоговый орган по месту налогового учета.

Налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган лично или направлена по почте. При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вносит необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.

Налоговый контроль.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах их компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогопла­тельщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода.

Для проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, встает на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему местонахождению, так и по местонахождению каждого своего обособленного подразделения и местонахождению принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

Каждый налогоплательщик указывает свой ИНН в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении и т.п.

На основе данных учета МНС России ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков.

Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Если при камеральных и выездных налоговых проверках у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, плательщика сборов, связанной с другими лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика. Это так называемая встречная проверка.

Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, кроме случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, организации-плательщика сборов или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основании налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Ее проводят уполномоченные должностные лица налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

При проведении камеральной проверки налоговый орган может требовать у налогоплательщика предоставления дополнительных сведений, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя или заместителя руководителя налогового органа.

В отношении одного налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента выездная налоговая проверка может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года больше одной такой проверки по одним и тем же налогам в один и тот же период. В рамках выездной налоговой проверки уполномоченные должностные лица могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, осмотр помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки.

Срок исковой давности повыявленным налоговым правонарушениям установлен в три года.

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Она устанавливается и применяется в виде денежных взысканий — штрафов. При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа подлежит сокращению не меньше чем в два раза по сравнению с установленным размером. При наличии обстоятельства, отягчающего ответственность (совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение), размер штрафа увеличивается на 100%. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Сумма штрафа, присужденного плательщику, подлежит перечислению с его счета только после перечисления в полном объеме суммы задолженности и соответствующих пеней.

Каждый налогоплательщик имеет право обжаловать ненормативные акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогопла­тельщика такие акты, действия или бездействие нарушают их права. Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган, вышестоящему должностному лицу или в суд.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.3.154 (0.064 с.)