Оценка размера эффекта операционного рычага. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка размера эффекта операционного рычага.



Разделение всей совокупности операционных (т.е. связанных с основной деятельностью) затрат предприятия на постоянные и переменные позволяет использовать такой механизм управления операционной прибылью, как «операционный леверидж» (операционный рычаг). Действие этого механизма основано на том, что большая доля постоянных затрат в их общей сумме всегда вызывает больший прирост суммы операционной прибыли по сравнению с меньшей долей ZC в издержках предприятия при любом изменении объема реализации продукции вне зависимости от размера предприятия, отраслевых особенностей и других факторов. Чем выше удельный вес постоянных издержек в общей сумме операционных затрат, тем в большей степени изменяется сумма операционной прибыли по отношению к темпам изменения объема реализации продукции. Соотношение постоянных и общих операционных затрат, позволяющее «включить» механизм операционного левериджа, называется коэффициентом операционного левериджа и рассчитывается по формуле:

где Zc – сумма постоянных операционных затрат,

Z – общая сумма операционных издержек, Z = Zc+Zv.

При одинаковых темпах прироста объема реализации продукции предприятие, имеющее больший коэффициент операционного левериджа, при прочих равных условиях будет в большей степени приращивать сумму своей операционной прибыли по сравнению с предприятием с меньшим значением этого коэффициента.

Конкретное соотношение прироста суммы операционной прибыли (ΔR, в %) и суммы выручки от реализации (ΔN, в %), достигаемое при определенном коэффициенте операционного левериджа характеризуется показателем «эффект операционного левериджа». Принципиальная формула расчета этого показателя имеет вид:

Эол = , где

ΔR – абсолютное приращение суммы операционной прибыли,

R – базовая величина операционная прибыли,

ΔN и N – показатели прироста и базовой величины выручки – нетто от реализации соответственно.

Экономический смысл эффекта операционного рычага сводится к определению степени чувствительности изменения операционной прибыли к изменению объема реализации (выручки от реализации при фиксированном уровне цены продаж). Эффект рассчитывается как показатель эластичности операционной прибыли по выручке от реализации и показывает, на сколько процентов изменится операционная прибыль при изменении выручки от реализации на 1%.

Задавая тот или иной темп прироста выручки от реализации продукции, с помощью указанной формулы можно определить, в каких размерах возрастет сумма операционной прибыли предприятия при сложившейся величине коэффициента операционного левериджа.

Приведенная формула расчета Эол имеет ряд модификаций, одной из них является следующая:

Эол= ,

где Δq и q – абсолютное приращение и базовая величина объема реализации в натуральных единицах соответственно,

Δp и p – абсолютное изменение и базовая величина цены реализации соответственно.

Рассмотрим эффект операционного левериджа на следующем примере:

Пример. Два предприятия «А» и «Б» имеют одинаковую исходную базу объема реализации продукции и наращивают этот объем на протяжении последующих периодов одинаковыми темпами. При этом на предприятии «Б» сумма постоянных операционных затрат вдвое превышает аналогичный показатель на предприятии «А» (соответственно 60 и 30 усл. ден. ед.). В то же время на предприятии «А» в более высоком размере сложился уровень переменных операционных затрат в расчете на единицу производимой продукции, чем на предприятии «Б» (соответственно 20% и 10%). Исходя из этих различных соотношений постоянных и переменных операционных затрат на предприятиях определим темпы прироста суммы валовой операционной прибыли при одинаковых темпах прироста объема реализации продукции (уровень налоговых платежей за счет валового операционного дохода примем в размере 20% от общей его суммы). Результаты расчета эффекта операционного левериджа представлены в табл. 8:

 

Показатели Предприятие «А», усл.д.е. Предприятие «Б», усл.д.е.
I период II период III период I период II период III период
1 2 3 4 5 6 7
1. Объем реализуемой продукции (выручка от реализации)            
2. Сумма постоянных операционных затрат            
3. Уровень переменных операционных затрат к объему реализации продукции, в %            
4. Сумма переменных операционных затрат            
5. Общая сумма операционных затрат (гр. 2 + гр. 4)            
6. Коэффициент операционного левериджа () 0,60 0,43 0,33 0,86 0,75 0,67
7. Ставка налоговых платежей за счет доходов, %            
8. Сумма налоговых платежей за счет доходов            
9. Сумма валовой операционной прибыли (гр.1 – гр.5 – гр.8)            
10. Темп роста валовой операционной прибыли, в %: - к первому периоду - ко второму периоду   – –   –     – –   –  
11. Темп роста объема реализации продукции, %: - к первому периоду - ко второму периоду     – –     –         – –     –    

Таблица 8. Расчет эффекта операционного левериджа.

Как видно из результатов расчета, оба предприятия за счет наличия постоянных операционных затрат получают эффект операционного левериджа. Однако уровень этого эффекта различается в силу разных значений коэффициента операционного левериджа.

Так, предприятие «А», прирастив объем реализации продукции по отношению к первому периоду на 100% во втором и на 200% в третьем периодах, получило соответственно прирост валовой операционной прибыли в размере 200% и 400%. В то же время предприятие «Б» при тех же темпах прироста объема реализации продукции за счет более высокого коэффициента операционного левериджа получило прирост валовой операционной прибыли в размере соответственно 600% и 1400%. И по отношению ко второму периоду механизм проявления эффекта операционного левериджа остался неизменным – прирастив объем реализации продукции на 50%, предприятие «А» получило прирост суммы валовой операционной прибыли в размере 67%, а предприятие «Б» (за счет более высокого коэффициента операционного левериджа) – в размере 88%.

Результаты сравнения показывают, что за счет более высокого исходного коэффициента операционного левериджа степень чувствительности операционной прибыли к приросту объема реализации продукции на предприятии «Б» значительно выше, чем на предприятии «А».

Выше был рассмотрен общий принцип действия механизма операционного левериджа. Вместе с тем, в конкретных ситуациях операционной деятельности предприятия проявление механизма операционного левериджа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования для управления прибылью. Сформулируем основные из этих особенностей.

1. Положительное воздействие операционного левериджа начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточности своей операционной деятельности.

2. После преодоления точки безубыточности, чем выше коэффициент операционного левериджа, тем большей силой воздействия на прирост прибыли будет обладать предприятие, наращивая объем реализации продукции.

3. Наибольшее положительное воздействие операционного левериджа достигается в ситуации максимального приближения к точке безубыточности после ее преодоления.

4. Механизм левериджа имеет и обратную направленность – при любом снижении выручки от реализации продукции в еще большей степени будет уменьшаться размер валовой операционной прибыли.

5. Эффект операционного левериджа стабилен только в краткосрочном периоде, т.к. постоянные операционные затраты остаются неизменными лишь на протяжении короткого периода времени. Как только в процессе наращения объема реализации продукции происходит очередной скачок суммы постоянных операционных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к прежней точке безубыточности свою операционную деятельность.

Понимание механизма проявления операционного левериджа позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности операционной деятельности. Это управление сводится к изменению значения коэффициента операционного левериджа при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадиях жизненного цикла предприятия.

При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, указывающей на возможное снижение объема реализации, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда им еще не преодолена точка безубыточности (критического объема продаж), необходимо принимать меры по снижению значения коэффициента операционного левериджа (уменьшению размера постоянных издержек). И наоборот, при благоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличии определенного предела безопасности (запаса прочности) требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть ослаблены – предприятие может проводить реконструкцию и модернизацию основных фондов и т.п.

Постоянные затраты в меньшей степени поддаются изменению по сравнению с переменными, но на каждом предприятии имеется достаточно возможностей снижения при необходимости суммы и удельного веса постоянных операционных затрат. К числу таких резервов можно отнести сокращение расходов по управлению; продажу части неиспользуемого оборудования и нематериальных активов с целью снижения величины амортизационных отчислений; широкое использование краткосрочных форм лизинга машин и оборудования вместо их приобретения в собственность и др.

При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение их постоянной экономии. К числу главных резервов экономии переменных затрат относят: снижение численности работников основного и вспомогательного производств за счет обеспечения роста производительности их труда; сокращение размера запасов сырья, материалов, готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка; обеспечение выгодных для предприятия условий поставок сырья и материалов и другие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.6 (0.008 с.)