Урок — основная форма обучения 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок — основная форма обучения



Как было сказано, урок — это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, заня­тие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В отечественной школе урок остается основной фор­мой обучения.

Имеется наиболее употребительная классификация уроков по дидактической цели. Выделены такие типы уроков:

урок овладения новыми знаниями;

• урок формирования и совершенствования умений и навыков;

урок обобщения и систематизации знаний;

урок повторения, закрепления знаний;

контрольно-проверочные уроки;

комбинированные уроки, на которых решается несколько

дидактических задач.

Данные уроки в чистом виде нечасто приходится видеть, за исключением комбинированного, но классификация помогает все же осознать важные характеристики урока, в частности его структуру. Структура урока — совокупность его элементов, час­тей, обеспечивающих целостность урока и достижение дидакти­ческих целей. Структура зависит также от целей, содержания, методов и средств обучения, уровня подготовки учеников. Ти­пичная структура комбинированного урока такова: организаци­онный момент, проверка домашнего задания, опрос учащихся по пройденному материалу, изучение нового материала, закрепле­ние его и задание на дом. Это традиционное, достаточно эффектив-

ное построение урока, однако, превращаясь в шаблон, снижает уровень обучения. Поэтому ведется поиск путей совершенствова­ния структуры урока.

Ученые исходят из того, что урок имеет дидактический, методический, психологический, гигиенический аспекты. Ди­дактическая подструктура включает три этапа: актуализацию знаний и способов деятельности, формирование новых знаний и способов познавательных действий и применение полученных знаний, умений. Это дидактическая логика обучения. Методиче­ская подструктура обязывает планировать конкретные виды де­ятельности: выполнение упражнений, решение задач, ответы учеников; объяснение материала с применением адекватных методов и средств; решение задач под руководством учителя и самостоятельно. При создании методического проекта урока учитель исходит из принципа оптимального достижения целей. Вместе с тем надо видеть и психологию урока: создание мотива­ции, психологического комфорта, учет возрастных и индивиду­альных особенностей детей, характер психологических операций усвоения знаний. Гигиеническая наука тоже предъяв­ляет требования к уроку. Учет всех аспектов урока заставляет учителя искать оптимальную структуру.

В проведении урока важен вопрос об организации учебной деятельности детей. Выделяют три ее формы: фронтальную, индивидуальную, групповую. Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя. Вто­рая означает самостоятельную работу каждого ученика. Эффектив­ной является организация групповой работы на уроке. Учащиеся работают в группе 4—7 человек или в парах, задания для групп могут быть одинаковыми или разными. Результаты работы групп сообщаются и оцениваются. Состав групп может быть однородным по подготовке или неоднородным. Работа в группах стимулирует активность учеников, их взаимодействие, взаимообучение, со­здает психологический комфорт, особенно для слабых учеников.

В теории и практике урока важное место занимают вопросы подготовки учителя к уроку, планирования урока и их системы. В решении этих вопросов учитель опирается на знание процесса обучения, предметную методику, педагогическую психологию.

Другие формы обучения

Кроме урока в отечественной дидактике приняты такие фор­мы обучения: экскурсия, практикум и семинары, факультатив­ные занятия, консультации, дополнительные занятия, домашняя учебная работа, внеклассные и внешкольные занятия (кружки, клубы, олимпиады, конкурсы, игры, выставки). Охарактеризуем некоторые из них.

Экскурсия — форма обучения, при которой ученики получа­ют звания при непосредственном наблюдении объекта, знаком­стве с реальной действительностью (завод, учреждение культуры, природа, историко-художественные памятники). В зависимости от дидактической цели и содержания предмета обучения экскурсии бывают: вводные при изучении нового материала; сопровождающие его изучение; итоговые при закреплении изученного; производст­венные, естественнонаучные, историко-литературные, краеведче­ские. Методика проведения экскурсии требует, чтобы учитель профессионально определял цели и содержание экскурсии, плани­ровал состав объектов изучения, формы и методы организации деятельности учащихся, способы фиксирования изучаемых явле­ний, подведение итогов и ряд организационных вопросов.

Домашняя учебная работа — это самостоятельная учебная деятельность, дополняющая урок и являющаяся частью цикла обучения. Ее особые функции состоят в развитии умений самосто­ятельно учиться, определять задачи и средства работы, планировать учение. Она развивает мышление, волю, характер ученика. Домаш­няя работа выполняет функцию подготовки учащихся к непрерыв­ному образованию. Но главное ее назначение состоит в закреплении знаний и умений, полученных на уроке, отработке навыков, усво­ении нового материала. Ученые выделяют такие дидактические условия успешности домашней работы: наличие навыков самосто­ятельной работы у учащихся, педагогическое руководство и конт­роль за выполнением домашних заданий. Последнее требует целесообразного дозирования, ограничения объема домашних зада­ний, четкой формулировки задач и рекомендаций к выполнению, своевременной проверки и оценки.

Другие формы внеурочных занятий школьников имеют боль­шое образовательное и воспитательное значение. Они разнообраз­ны и требуют от учителя эрудиции, творческого подхода, пример которого дан ниже.

В школе № 825 г. Москвы проводятся тематические месяцы-комплексы познавательных творческих дел по поводу знамена­тельной даты (Даниель Дефо; Ломоносов). «Робинзонада-86» 4—7 кл. Класс отправляется в заочную экспедицию в малонаселенный район Земли с задачей «прожить» там месяц и рассказать об этом в школе. Для подготовки и проведения экспедиции участники изучают материал о данном районе, собирают документы, копии предметов быта, природы, ведут дневники. По «возвращении» экспедиция проводит пресс-конференцию.

Тематический месяц к юбилею Ломоносова — это экскурсии для младших классов. «Что? Где? Когда?» для средних классов. Старшеклассники провели экспедицию «Москва—Архангельск— Холмогоры—Москва», в результате которой — выставки, отчеты, научно-познавательная конференция. В рамках месяца и отдельно проводится дидактический театр: создание и постановка пьесы, содержание которой — знания учащихся в определенной области.

Задания на усвоение и проверку

1. Дайте определения понятия «формы обучения». Текст 15.1

2. Назовите факторы, влияющие на выбор организационных форм обучения. Текст 15.1.

3. Охарактеризуйте особенности классно-урочной системы обучения, ее достоинства и недостатки. Текст 15.2.

4. Назовите особенности мангеймской системы, Дальтон-плана, плана Трампа. Обсудите с коллегами их достоинства, недостатки, возможность использования в отечественной школе. Текст 15.2.

5. Назовите типы уроков, структуру комбинированного уро­ка. Текст 15.3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-21; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.189.85 (0.003 с.)